Научная статья на тему 'Инновационная деятельность диверсифицируемых предприятий ВПК как фактор повышения их конкурентоспособности'

Инновационная деятельность диверсифицируемых предприятий ВПК как фактор повышения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВОЕННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова А. А.

Уделено особое внимание диверсификации производства предприятий ВПК как инновационной стратегии, выявлены основные предпосылки, позволяющие повысить их конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION ACTIVITY OF DIVERSIFIED MILITARY ENTERPRISES AS A FACTOR OF INCREASE ITS COMPETITIVENESS

In article the main attention is paid to the production diversification of Russian military enterprises as innovative strategy and also the basic preconditions permitted to increase its competitiveness are revealed.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность диверсифицируемых предприятий ВПК как фактор повышения их конкурентоспособности»

Библиографический список

1. Генеральный план по развитию поддерживающих отраслей промышленности во Вьетнаме в 2010 году, с перспективой до 2020 года [Электронный ресурс]. Министерство почт и телекоммуникаций Вьетнам. Режим доступа: http://mic.gov.vn.

2. Tran Van Tho (2008), Research on strategy on promote supporting industries in ASEAN countries and the role of Japan — from experiences of Thailand to practice of Vietnam, Foreign Direct Investment and development of supporting industries in Vietnam, Proccedings International Symposium, Danang, Vietnam.

3. Truong Chi Binh (2008), "Factors of Agglomeration in Vietnam and Recommendations", in Analyses of Industrial Agglomeration, Production networks and FDI Promotion, edited by Ariff M., ERIA Research project report 2009, Vol. 3, 155-190.

Nguyen Thi Thu Thuong

Factors affecting on the investment attractiveness of the supporting industries in Vietnam

It was analyzed the factors that influence the investment attractiveness of the supporting industry in Vietnam, problems that the most frequently have been met in management practice, as well as method of elimination were identified.

Keywords: investment attractiveness, supporting industry, competitive, size of market, tax rates, industrial agglomeration.

УДК [338.33:621]:[658:005.332.4]

А.А. Клочкова, ассистент, (4872) 35-34-46, aak111@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДИВЕРСИФИЦИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Уделено особое внимание диверсификации производства предприятий ВПК как инновационной стратегии, выявлены основные предпосылки, позволяющие повысить их конкурентоспособность.

Ключевые слова: диверсификация, военно-промышленный комплекс, инновация, конкурентоспособность, стратегия.

Диверсификация как проблема возникла в нашей стране относительно недавно. Вопросы, связанные с диверсификацией производства, стали особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. Интерес к диверсификации

возро с, прежде всего, в связи с увеличе ием степени экономическ ш свободы предприятий и расширением конк ренции. Выбират э стратегию ди-верси фикации производства стали мног [е росси ские предприяти I воен-но-прзмышленного комплекса ( ВПК), преследую дие разн юбразныз цели: от пр >стого желания выжить до получения дополнительной прибыли.

Современный эта I конкурентной б >рьбы на мировом рынке характе-ризуе тся тем, что конкуренция [дет главным образом между участ шками рынк , которые способны разработать новую продукцию, призна ¡аемую рынк 1м. В связи с этм в настоящее время предприятиям росс йского ВПК присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции и инновационн я страте ия — пр оизводство новой продукц ии (как правило, гражданского назначения) (таблица) [1].

Типология стратегий обор онных предприятий

Зона конкуренции Конкурентные стра егии Основной эффект в конкурентной борьбе

Способ конкуре н-ции Метод реализации с пособа кон-к гренции

Прои водство тради ционной продукций Экономия на издержках Гориз онтальная интег »ация Реализация поло китель-ного эффекта ма штаба

Инно ¡ационный подход: разработка новой продукции Дифф ;ренциаци я проду кции и технолог ш Вертикальная интеграция и диверсификация произ-водст ;а Реализация сине >гетиче-ского »ффекта в юзуль-тате о ¡ъединени [ технологических потенциалов

Диверсификация !епосред ственным образо связана с инновациями, представляет собой ра;новидность инновационной стратегии (таблица и рис. 1). Диверсификация производства — инновацио шая стратегия, направленная на расширение производственной деятельности предприятия путем выпуска новых товаров, не связанных с основной специализацией, приводящая к развитию многопрофильного производства с широкой номенклатурой продукции и выходу на новые рынки.

Ри 1. Соотношение категорий «див ерсификация производства» и

«инновац я»

Инновационная стратегия деятельности представляет собой согласованную совокупность инновационных решений, направленных на разработку , изготовление и »аспространение новых ви (ов товаров, услуг и технологий на уровне предприятия. Инновация является конечным предметом инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товар а (услуги) или товара с нужными характеристиками. Именно ннова-ции определяют потенциал раз *ития предприятия на долгосрочную перспективу.

Основной целью внедрен [я иннов щий явл 1ется повышение конкуренте способности предприятия и товара и повышение за счет это о прибыли (рис. 2) (диаграм 4а составлена по результа ам опросов руководителей предприятий).

27%

18%

30%

□&ьОи1Ычне

■Бнутреншецеги и прибыл

□Повышение конкурентоспособности

□Экспансия

■Другие цепи

Рис. 2. Цели ин юваций 1а предп шятиях

Это объясняется тем, что функциошрование предприятий в рыночных условиях, где действует множество аналоги ных соп ерников, происходит в форме постоянной кон уренции, непрер гвного с шерниче ства. В своей книге «Междуна юдная конкуренц ы» М. Портер отмечает, ч то конкуренция — динамичн >ш и раз вивающийся процесс, неп >ерывно меняю-щийс [ ландшафт, на котором п >являютс я новые овары, овые пу и мар-кетин ^а, новые произво дственные процессы и новые рыночные сегменты.

Й. Шумпетер определяет конкуренцию непосредственно как соперничество старого с нов 1м, с инновациям [. Это соперничество осуществляется на всех этапах процесса производства и сбыта, т. е. движения капитала: за изготовление пр щукции и реализ щию изготовленных товаров, однако [ервая указанная >аза конкуренции происхо дит как бы подспудно, на этапе подготовки к рыночному соперничеству, где в ходе второй фазы выявляются все плюсы и минусы компании, ее срав [ительные конкурентные преимущества и недостатки [2].

По существу, любое превосходство над конкурентами достигается за счет инноваций и поэтому способность к внедрению новых элементов в деяте гьности предприя тия, обес печиваю цих рын >чные преимущес тва, яв-ляетс [ необходимой составляющей конкурентоспособности предприятия.

Исходя из общих определений результатом инновационной деятельности на предприятии является освоение производства нового (модернизированного) продукта, внедрение новой технологии, методов управления, сбыта продукции и т. д. Но ведь и результатом диверсификации является освоение новых (смежных) видов деятельности, которое, в свою очередь, обязательно потребует и совершенствования системы управления, и применения новых методов маркетинга. Следовательно, инновационная деятельность тождественна диверсификации: и то, и другое является способом повышения конкурентоспособности предприятия за счет организации производства новых видов продукции или совершенствования технологии (что также изменяет качественные параметры продукции), или внедрения научных исследований и разработок в практику для достижения желаемых конечных результатов деятельности предприятия.

Считается, что, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет диверсификации. Эти и другие причины побуждают предприятия расширять сферы деятельности, начиная новые виды бизнеса или приобретая (поглощая) другие фирмы.

Однако, как бы ни была привлекательна та или иная сфера инновационной деятельности предприятий ВПК, для нее необходимо разработать конкретную рыночную стратегию, которая представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для достижения цели. При этом в формулировке стратегии необходимо выделить две составляющие [3]:

- внешнюю стратегию, т. е. совокупность действий, направленных на завоевание (укрепление) конкурентных позиций хозяйствующего субъекта ВПК в выбранном инновационном виде деятельности;

- внутреннюю стратегию, т. е. совокупность действий хозяйствующего субъекта по созданию, производству и распределению инновационного продукта гражданского назначения.

При таком подходе внешняя стратегия должна вырабатываться, прежде всего, на основе информации об окружающей среде данного хозяйствующего субъекта (безусловно, относительно нового инновационного продукта гражданского назначения). Зная, какие элементы окружающей среды наиболее активны (прямо и непосредственно воздействуют на хозяйствующий субъект) и какова направленность их воздействий (благотворная или негативная), можно выработать комплекс конкретных мероприятий вывода инновационного продукта на рынок и определить время их осуществления.

Внутренняя же стратегия определяется совокупностью доступных для хозяйствующего субъекта ресурсов. При этом в данном контексте под ресурсами могут пониматься и материально-технические ресурсы, и творческий потенциал трудового коллектива, и структурные возможности хо-

зяйствующего субъекта, и многое другое. Зная, какие именно ресурсы имеются в распоряжении хозяйствующего субъекта и/или могут быть привлечены извне по приемлемой цене, следует выработать стратегию осуществления инновационного процесса на предприятии.

Отсюда вытекает необходимость принятия следующих групп стратегических решений.

Одна группа стратегических решений в системе управления инновационной деятельностью в целях диверсификации производства — это диагностика и анализ окружающей среды хозяйствующею субъекта, а также оценка возможных ее изменений в связи с этой деятельностью.

Несмотря на то что понятие «внешняя среда предприятия» в настоящее время общеупотребимо, а ее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта известно, необходимо в контексте задач управления инновационной деятельностью более точно обосновать и классифицировать ее факторы и элементы. Это нужно для того, чтобы выделить те из них, которые поддаются не просто описанию и анализу, но и управлению со стороны хозяйствующего субъекта.

Для целей стратегического управления инновационной деятельностью хозяйствующею субъекта, прежде всего, требуется достаточно точно определить состав элементов прямого воздействия и далее необходимо обосновать метод диагностики и анализа этих элементов внешней среды. Все это позволит разработать механизм их перевода в новое состояние.

Другая группа стратегических решений в системе управления инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта — это оценка его внутреннего потенциала с точки зрения способности не только создать (приобрести) объект инновационной деятельности, но и суметь наладить его регулярное производство и эффективную реализацию.

Существует классическое определение внутреннего потенциала, под которым понимается совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, которые могут быть использовать в экономической деятельности хозяйствующего субъекта. В таком контексте основу потенциала любого хозяйствующего субъекта определяет совокупность всех доступных для него экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека).

Кроме того, высказывается мнение о том, что внутренний потенциал — это возможности хозяйствующего субъекта, которые определяются уровнем развития таких его функций, как производство, маркетинг, исследования и разработки, материально-техническое снабжение, а также применяемыми стратегиями конкурентной борьбы [4]. Совокупность этих функций и стратегий в целом определяется конкретным видом предпринимательской деятельности и принятой системой управления.

Результатом инн вационн ой деяте 1ьности, направленной на дивер-сифи ацию, являются, прежде всего, эко номические выгоды для п едпри-ятий ВПК, проявляющиеся, в частности, в осла лении в оздействия кризисных факторов таких, как усиление конкуренции, глобализация экономики, падение рентабельности о сновного вида би неса и смягчении их по-следс вий. Преимущес ва диверсифицированного производства да от возможность фирме достигать экономические цели, недоступные фирмам, выпускающим однородную продукцию, которые схематично можно изобразит > следующим образом (рис. 3) [5]:

Рис. 3. Экономические преиму ¡ества диверсиф кации

Таким образом, ожно сделать вывод, что циверси шкация сак инновационная стратегия создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений п юизводс ва на данном предприятии, ведет с оптимизации и повышению конкурентоспосо бности б [знеса, а также к его финансовой устойчивости.

В настоящее вре 1я дивер сификац я является способом пов [шения конкурентоспособности предприятия за счет организации производства новых видов продукци I или совершенствования технологии. Кроме того, диверсификация производства становится подвижной и гибкой частью воспр оизводства, что д ¡лает пре дприятие более ч вствительным к [змене-ниям внешней среды, а следовательно, готовым к завоеванию нов лх сегментов рынка, отраслей, регионов.

Для отечественных предприятий ВПК проблема поддержания конкурентоспособности чрезвычайно актуальна и заслуживает отдельного рассмотрения. Большое в шмание повыше ию конкурентоспособнос и российских предприятий уделено в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Феде »ации от 10 янва )я 2000 \ В Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рын-

ка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Для успешного решения проблем ВПК необходима обоснованная программа интеграции его в рыночную инфраструктуру. Развитие комплекса, качественное повышение его эффективности и конкурентоспособности возможно лишь на основе внедрения современных инструментов реформирования. Одним из таких инструментов является диверсификация, которая понимается как процесс проникновения хозяйствующего субъекта в другие отрасли экономики или освоение других видов деятельности и, следовательно, выход на новые рынки сбыта.

Библиографический список

1. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2000. 272 с.

2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М., 2000. 542 с. (Серия «Высшее образование»).

3. Баринов В. А., Баринов Н.В. Управление конверсией в России // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 93-107.

4. Васюхин О.В. Управление инновационной деятельностью предприятия в условиях диверсификации бизнеса // Инновации. 2004. № 13(70). С. 73-76.

5. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006.

A.A. Klochkova

The innovation activity of diversified military enterprises as a factor of increase its competitiveness

In article the main attention is paid to the production diversification of Russian military enterprises as innovative strategy and also the basic preconditions permitted to increase its competitiveness are revealed.

Key words: a diversification, a military-industrial complex, an innovation, competitiveness, a strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.