5
UJ
S ^
О UJ
Z
О X
о
rt
■X
■X *
306
тематически некорректны, или слишком зависят от субъективного мнения эксперта, что повышает риск несоответствия результатов экспертного и математического анализа и существующей ситуации в регионе. Эти обобщения свидетельствуют о необходимости продолжить научный поиск, нацеленный на формирование, а, возможно, и законодательное закрепление методики оценки финансовой безопасности региона.
Примечания:
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Инновационное развитие и финансовая безопасность социально-экономических систем : монография / под ред. С. В. Кпимчук. - Симферополь :ДИАЙПИ, 2014,- 154 с.
3. Судакова А.Е., Синенко А.И. Финансовая безопасность в контексте устойчивого развития региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 24 (303). - С. 35-41.
4. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) : монография. - Киров : ВятГУ, 2015.
5. Шевелева О.Б., Слесаренко Е.В. Оценка финансовой безопасности Кемеровской области // Ре-
гиональная экономика: теория и практика. - 2013. - №4(283).-С.34-45.
6. Концептуальные подходы к созданию системы экономической безопасности и механизмам ее обеспечения : монография/ A.C. Мол чан, В.И. Тры-сячный,Ж.А. Шадрина [и др.]; под ред. A.C. Молча-на, Ж.А. Шадриной, К.О. Тернавщенко, Д.И. Ивашина. - Краснодар : КубГТУ, 2017. - 225 с.
7. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №1.
8. Глазьев С.Ю. За критической чертой (о концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны). -М. : Российский экономический журнал, 1996.
9. Oleynikov Е.А. Economic security (theory and practice). [Ekonomicheskaya bezopasnost' (teoriya i praktika)]. - Moscow: Klassika+, 1999. Ю.Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 815 с. П.Алифанова E.H., Евлахова Ю.С. Сравнительный анализ методологических подходов к индикативной оценке национальной финансовой безопасности // Финансовые исследования. - 2016. - № 3 (52). — С.8-16.
12.Должикова И.В. Обеспечение финансовой безопасности региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 4-1. - С.181-190.
INNOVATIVE ACTIVITY OF THE KRASNODAR TERRITORY AS AN INDICATOR OF THE ECONOMIC SECURITY OF THE TERRITORY
Korolyuk Elena Vladislavovna, DSc of Economic sciences, Professor Associate, Deputy Director on Scientific Work Mezentseva Ekaterina Viktorovna, PhD of Economics, Associated Professor, Department of Social-Humanitarian Disciplines
Kuban state University (branch), Tikhoretsk
in the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period until2030, one of the threats is "weak innovation activity, lag in the development and introduction of new and promising technologies." The activation of innovation activity is an important condition for maintaining and enhancing the economic potential of the territory. The article evaluates the innovation activity of the Krasnodar Territory: the costs of research and development of organizations are considered; The number of organizations of the Krasnodar Territory that carried out innovative activities is presented; the structure of innovations in the field of application is investigated; The level of innovative activity of the organizations of the Krasnodar Territory in terms of types of innovations in the field of application is considered. The analysis made it possible to identify a number of problems that impede the implementation of the innovative potential of the territory. Solving these problems will lead to a tangible growth of innovation activity, thereby ensuring the security of the region's economic development in the innovation sphere.
Keywords: economic security; innovation; innovation potential; innovative activity; investment and innovation policy.
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КРА СНОДАРСКОГО КРАЯ КАКИНДИКА ТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года одной из угроз выделена "слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий". Активизация инновационной деятельности является важным условием поддержания и наращивания экономического потенциала территории. В статье проведена оценка инновационной активности Краснодарского края: рассмотрены затраты на научные исследования и разработки организаций;
УДК 332.146.2 ВАК РФ 08.00.05
© Королюк Е.В., 2018 ©Мезенцева Е.В., 2018
представлено количество организаций Краснодарского края, осуществлявших инновационную деятельность; исследована структура инноваций по области применения; рассмотрен уровень инновационной активности организаций Краснодарского края в разрезе видов инноваций по области применения. Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем, препятствующих реализации инновационного потенциала территории. Решение этих проблем приведет к ощутимому росту инновационной деятельности, тем самым обеспечив безопасность экономического развития региона в инновационной сфере.
Ключевые слова: экономическая безопасность; инновации; инновационный потенциал; инновационная активность; инвестиционно-инновационная политика.
В статье 12 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделены 25 вызовов и угроз, создающих реальную или потенциальную прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере [1]. Одной из таких угроз является "слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий" [1].
Оценим уровень безопасности Краснодарского края в инвестиционной сфере на основе данных статистического наблюдения.
На сегодняшний день инновационный потенциал Краснодарского края представлен 135 научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, 94 высшими учебными заведениями, более 45 научно-техническими подразделениями на промышленных предприятиях, 127 государственными и негосударственными средними профессиональными образовательными организациями, рядом информационных центров, центров трансферта технологий и организациями, оказывающими консалтинговые услуги.
В 2017 г. 96 организаций Краснодарского края, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, выполняли научные исследования и разработки (для сравнения в 2016 г. - 103 организации) [2].
Среднесписочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2017 г., по сравнению с 2016 г. уменьшилась на 9,8% и составила 5502 человека.
В таблице 1 представлены затраты на научные исследования и разработки организаций Краснодарского края в 2017 г.
Таблица 1 - Затраты на научные исследования и разработки организаций Краснодарского края в201б-2017 гг., млн руб.
Показатель 2016 г. 2017 г. Темп роста, %
Затраты на исследования и разработки - всего 7376,2 7059,0 95,7
в том числе: внутренние затраты 5851,8 6682,7 114,2
из них: затраты из федерального бюджета 3326,3 3678,9 110,6
внешние затраты 1523,5 376,3 24,7
Как видим, затраты значительно сократились, прежде всего, за счет редукции внешних источников.
На долю государственного сектора приходилось 71,9% организаций, выполняющих научные исследования и разработки, 86,7% численности персонала и 85,7% объема внутренних затрат.
Количество организаций Краснодарского края, осуществлявших инновационную деятельность, представлено в таблице 2 [2].
КОРОЛЮК Елена Владиславовна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе
МЕЗЕНЦЕВА Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Социально-гуманитарных дисциплин
Кубанский государственный университет (филиал), Тихорецк
Таблица 2 - Инновационная активность организаций Краснодарского края в2012-201 б гг.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число обследованных организаций 1094 1281 1484 1649 1981
Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность - всего 81 72 92 108 1В1
из них: технологические инновации 60 54 71 86 145
организационные инновации 33 32 38 46 60
маркетинговые инновации 28 19 16 12 27
Число организаций промышленного производства, осуществлявших инновационную деятельность 52 43 58 76 105
За 2012-2016 гг. число организаций, осуществлявших инновационную деятельность, выросло более чем в 2 раза. Структура инноваций (по числу организаций, их осуществляющих) в исследуемом периоде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура инноваций по области применения в Краснодарском крае в 2012-201 б гг., %
Положительным является тот факт, что в структуре инноваций преобладают технологические инновации. Это обусловлено переходом края на инновационный путь развития, а также стимулированием и поддержкой инновационной деятельности со стороны государства [3].
Инновационная активность организаций промышленного производства, осуществлявших технологические инновации в Краснодарском крае в 20122016 гг. в разрезе отраслей экономики, представлена в таблице 3 [2].
Наибольшее количество инноваций было осуществ-
лено в обрабатывающих производствах, что объясняется спецификой региональной экономики. Представим данные об отгрузке инновационных товаров, работ и услуг в Краснодарском крае в 2016 г. в таблице 4 [2].
Уровень инновационной активности организаций Краснодарского края в разрезе видов инноваций по области применения в 20122016 гг. имеет неустойчивую тенденцию (рис. 2).
Как видно из представленных данных, доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров собственного производства составила в 2016 г. 7,7%, что является неплохим показателем относительно других регионов, однако ниже уровня инновационной активности организаций, рас-сч ита нного по кол и честву организаций (9,1%).
Несмотря на активизацию инновационной деятельности, доля предприятий инновационного типа в Краснодарском крае еще достаточно мала, для того чтобы можно было говорить о формировании инновационной региональной экономики.
Таблица 3 - Инновационная активность организаций промышленного производства, осуществлявших технологические инновации в Краснодарском крае в 2012-201 б гг. (число организаций, ед.)
□ Технологические инновации ■ Организационные инновации
□ Маркетинговые инновации
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
Промышленное производство - всего 39 31 46 62 82
в том числе: добыча полезных ископаемых 1 2 2 2 2
обрабатывающие производства 33 26 39 45 56
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий 17 12 18 24 30
текстильное и швейное производство 1 1
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 1
целлюлозно- бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 1 1
Продолжение табл. 3
1 2 3 4 5 6
производство кокса и нефтепродуктов - - - 1 1
химическое производство 2 1 1 1 -
производство резиновых и пластмассовых изделий 2 1 2 4 4
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 3 2 4 1 4
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1
производство машин и оборудования 4 3 4 7 7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 3 3 5 2 2
производство транспортных средств и оборудования 2 2 2 4 6
прочие производства - - - - 2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 3 5 15 24
Таблица 4 - Объем инновационных товаров, работ и услуг в 2016 г., млн руб.
Показатель Всего из них за пределы Российской Федерации: из общего количества инновационной продукции -новая для рынка сбыта организации
всего в том числе в государства СНГ
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами 930931,2 114685,2 6321,2 X
из них инновационные товары, работы, услуги 71752,6 288,3 54,7 63800,1
из них: вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет 68067,2 273,6 42,4 63800,1
подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет 3685,3 14,8 12,3 X
Рисунок 1 - Уровень инновационной активности организаций Краснодарского края в разрезе видов инноваций по области применения в 2012-2016 гг.
При этом существует ряд проблем, препятствующих обеспечению безопасности Краснодарского края в инновационной сфере:
- низкий инновационный потенциал предприятий и организаций региона;
- высокая стоимость внедрения инноваций;
- отсутствие интереса к инновационным процессам у крупных промышленных предприятий;
- недостаточно развитая инновационная инфраструктура;
- недостаточная заинтересованность реального сектора в коммерчески перспективных результатах научно-технической деятельности.
Следует отметить, что имеющийся научно-исследовательский потенциал региона не используется в полную силу, в первую очередь, по причине отсутствия эффективных связей между производством и наукой, что делает практически невозможным коммерческое применение научно-технических разработок [3].
Для повышения уровня инновационной активности в регионе требуется проведение активной экономической политики, направленной на совершенствование инструментов управления инновационными процессами, улучшение инвестиционного климата, создание эффективной инновационной инфраструктуры [4].
В Краснодарском крае реализуется государственная программа "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 943 [5], главной целью которой является решение проблем,
Процент орга низа ций,
осуществлявших
ма ркегинговые иннова ции
- Процент орга низа ций, осуществлявших организационные инновации
- Процент орга низа ций, осуществлявших технологические инновации
s
UJ
S ^
О UJ
Z
О X
о
SC rt
■X
■X *
310
препятствующих экономическому развитию и оказывающих негативное влияние на показатели уровня жизни населения Краснодарского края. А для повышения инвестиционно-инновационной привлекательности территории реализуется подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае". Хочется верить, что реализация мероприятий в рамках данной программы позволит обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации решений, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат.
Таким образом, на основе проведенной оценки уровня инновационной активности в Краснодарском крае можно сделать вывод, что территория обладает значительным потенциалом, эффективная реализация которого может привести к ощутимому росту инновационной деятельности, тем самым обеспечив
безопасность экономического развития региона в инновационной сфере.
Примечания:
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС "КонсультантПлюс".
2. Наука и инновации / Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/ (дата обращения 03.09.2018).
3. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Анализ и перспективы развития инновационной деятельности Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 111(07).
4. Шевченко О.П., Мирончук В.А., Орлов A.A. Перспективы и направления развития инвестиционно-инновационной деятельности Краснодарского края// Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 120(06).
5. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края об утверждении государственной программы Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 943 "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края" (в ред. 22.03.2018) // http:// economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/ (дата обращения 03.09.2018).
INNOVATION PROCESSES IN HIGHER EDUCA TION WITHIN THE NEW ECONOMIC INTEGRITY PARADIGM
Levitskaya Larisa Vladlmlrovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Novosibirsk State University of
Architecture and Civil Engineering, Novosibirsk
Emelyanovich Angelica Alexandrovna, PhD of Economic Sciences
Koval Sergey Vitalievich, Undergraduate student, Department of Management
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk
The article considers the process of transition to the information economy, provides examples of changes taking place in the education sphere. The article provides statistical data of indicators taking place in professor-and-teaching staff and offers future staff establishment events, it also analyzes the main approaches to assessing the effectiveness of educational institutions in higher educational system and provides examples of activities through the concept of information economy.
Keywords: information economy; globalization; education; information; efficiency.
УДК 338.1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕМ
ВАК РФ 08.00.05 ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ ПАРАДИГМЫ НОВОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА
В статье рассматривается процесс перехода к эпохе информационной экономики, приводятся примеры изменений, происходящих в сфере образования. Представляются статистические данные показателей происходящих изменений в структуре профессорско-преподавательского состава, предлагаются мероприятия по формированию будущих кадров. Анализируются основные подходы к оценке эффективности образовательных учреждений в сфере высшего образования и предлагаются мероприятия в рамках концепции информационной экономики.
Ключевые слова: информационная экономика; глобализация; образование; информация; эффективность.
© Левицкая Л.В., 2018 © Емельянович A.A., 2018 ©Коваль C.B., 2018
I
Последние тенденции развития общества, прежде всего касающиеся вопросов новых технологий и экономики, побуждают говорить о переходе к новой ступени развития. Характеристики и термины, определяющие этот этап, разнообразны: ноономика, цифровая экономика, шестой технологический уклад, четвертая