Научная статья на тему 'Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ'

Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / АНАЛИЗ / РЫНОК / ФИНАНСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ ИННОВАЦИЙ / ШВЕЙЦАРИЯ / РОССИЯ / КИТАЙ / ГЕРМАНИЯ / ИНДИЯ / США / INVESTMENT / INNOVATIONS / STATE / ANALYSIS / MARKET / FINANCE / FINANCING / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / GLOBAL INNOVATION INDEX / SWITZERLAND / RUSSIA / CHINA / GERMANY / INDIA / THE USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щурина Светлана Валентиновна, Прокофьева Елена Вячеславовна

В статье рассмотрена инновационная деятельность стран-участниц ВТО, представляющих наибольший интерес для анализа и сравнения, по мнению автора, – Швейцарии, США, Германии, Китая, Индии и России. Информация, представленная в статье, содержит как исторические аспекты развития инновационной деятельности в каждой из стран, итоги последних лет, а также состояние на момент 2012 года. Также рассмотрена инновационная политика каждого из государств, ее влияние на национальную экономику и основные отрасли, на которых обращено внимание государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activity of companies in the WTO member countries: a comparative analysis

The article deals with the WTO member countries innovation policies, focusing on the countries of most interest for the analysis and comparison, in the author's opinion, Switzerland, USA, Germany, China, India and Russia. The information presented in this article contains both historical aspect of innovation activity in each country, the results of recent years, and the situation 2012. Innovation policies of each state and their impact on the national economy and major industries are also taken into consideration.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ»

Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ

Инновационный процесс - это разработка и применение нового или усовершенствованного способа производства или метода распределения продукции (или услуг).1

Инновационная деятельность стран-участниц ВТО, представляющих наибольший интерес для анализа и сравнения, это - Швейцария, США, Германия, Китай, Индия и Россия. Согласно «Глобальному рейтингу инноваций», опубликованному ведущей мировой школой бизнеса Г^ЕАБ и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), - специализированным учреждением ООН, в 2012 году лидирующую позицию занимает Швейцария. Страны-лидеры в соответствующих регионах представлены на рисунке 1.

Большой интерес вызывает ситуация со странами БРИК: если Российская Федерация не показывает больших успехов, то, например, Китай входит в восьмерку лидеров, опережая даже Соединенные Штаты Америки. Говоря об остальных странах БРИК, а именно Бразилии и Индии, можно утверждать о наличии определенных сложностей в области развития инновационной экономики.

Первая десятка стран - лидеров «Глобального рейтинга инноваций2»:

1. Швейцария

2. Швеция

3. Сингапур

4. Финляндия

5. Соединенное Королевство

6. Нидерланды

1 Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Инфра-М. 2009. 885С.

2 Gokhberg L., Roud V., «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth». The Global Innovation Index (GII)

2012, Chapter 6. http://qtmarket.ru

С.В. Щурина, Е.В. Прокофьева

УДК 330.341+334 ББК 65.29 Щ-981

7. Дания

8. Гонконг (Китай)

9. Ирландия

10. Соединенные Штаты Америки

Рисунок 1

Страны-лидеры в соответствующих регионах

-

V

Источник: разработано авторами самостоятельно на основе Глобального рейтинга инноваций.

США

Американская система инноваций, которая имеет несколько директивных центров, предлагает интересные уроки в эффективном управлении, несмотря на размеры страны и постоянное внедрение новых организаций и учреждений. Создание дополнительных организаций идет вразрез с тенденцией концентрации финансирования в некоторых европейских государствах. Инновационная политика в США играет еще большую роль на государственном уровне, а правительства штатов находятся ближе к потребностям бизнесов в этих секторах региональной экономики.

В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского

хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел, Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.

В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.

Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основного источника средств.

Другими особенностями американской инновационной системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В качестве слабой стороны инновационной системы в США отмечается необходимость формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий.

ШВЕЙЦАРИЯ

Наследие Швейцарии - это сильный новаторский дух и стремление к творчеству. Пионеры, такие как Генри Нестле, Альфред Эшер, Чарльз Браун и другие. заложили основу для высококонкурентной и инновационной среды, которая позволяет Швейцарии достигать высоких рейтингов в международных исследованиях бенчмаркинга повсеместно сегодня. Исключительная производительность Швейцарии в создании интеллектуальной собственности, ее выдающиеся университеты и научно-исследовательские институты, высокое качество и производительность рабочей силы и чрезвычайно высокий уровень жизни делают Швейцарию отличным местом для внедрения инноваций. Швейцария является одной из самых успешных стран в области инноваций. Это связано с благоприятной средой, которая позволяет швейцарским компаниям иметь высокие расходы на НИОКР и получать прибыль научных исследований швейцарских университетов.

В Швейцарии3 основные направления инновационной политики не претерпели существенных изменений за последнее десятилетие. Ряд изменений коснулся, прежде всего, образования, научных исследований и технологического сектора.

3 Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/.

Правительство увеличивало расходы в этих секторах в среднем на 6% каждый год в период с 2004 по 2007 год. Кроме того, правительство скорректировало направления работы Национальных центров компетенции в области научных исследований (National Centresof Competencein Research, NCCR) - NCCR, запущенных с 2004 года, которые стали более ориентированы на гуманитарные и социальные науки. Правительство также выделило несколько приоритетных направлений развития науки и экономики помимо NCCR-сети: научные лаборатории в составе университетов, повышение ценности знаний, поощрение диалога между наукой и обществом и др.

Инновационные разработки в Швейцарии не поддерживаются прямыми государственными инвестициями. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в рамках существующих форм поддержки фирм, в том числе «стартапов», преимущественно в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Из-за отсутствия прямой государственной поддержки инноваций в бизнес-секторе инструменты инновационной политики в основном ориентированы на прикладные научные исследования. Другая сложность связана с человеческим капиталом: несмотря на значительные расходы на образование, доля населения с высшим образованием относительно мала, сохраняется и ограниченная мобильность в рамках системы образования.

КИТАЙ

Начиная с экономических реформ в 1978 году, в Китае продолжается быстрый экономический рост уже на протяжении трех десятилетий. Этот рост, однако, был в основном за счет ориентированных на экспорт трудоёмких отраслей обрабатывающей промышленности. В 2008 году общий объем экспорта Китая составляет 32% ВВП страны.

В то же время десятки миллионов рабочих заняты в экспортном секторе. В результате китайская экономика стала очень уязвима для внешних потрясений, таких как ипотечный кредитный кризис США в 2008 году, следствием которого стало снижение спроса на китайский экспорт.

Для поддержания экономического роста в будущем, Китайское правительство стремится повысить роль инноваций в экономическом развитии страны, с тем, чтобы в конечном счете преобразовать экономику в наукоемкую и в меньшей степени зависимую от внешних рынков. Задавшись этой целью, Правительство Китая даже отказалось от тотального контроля в сфере инноваций, чтобы предоставить больше творческого пространства китайским компаниям. Эта цель четко предусмотрена в «Средне - и долгосрочном плане национального развития науки и техники (2006-2020)», объявленном в феврале 2006 года.

В Китае с 1980-х годов значительную роль в развитии инновационного бизнеса играют различные виды льготных административно-территориальных формирований: специальные экономические зоны, зоны торгово-экономического развития,

промышленные парки и др. Указанные институты стали мощным инструментом привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и специалистов, для которых применяются специальные льготы.

Активно вовлекается в инновационную деятельность и квалифицированная рабочая сила: важной составляющей ознакомления с зарубежными инновационными достижениями является направление национальных кадров на обучение за границу. В 2009 году по этой линии получили образование 51 тысяч граждан КНР. дополнительно открыты 14 новых зарубежных каналов получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в общей сложности 480 тысяч иностранных специалистов научно-технического профиля.

ГЕРМАНИЯ

Начало целенаправленного инновационного развития Германии4 относится к периоду после Второй Мировой войны, когда основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, определявшие направления ведения научно-исследовательской деятельности. В начальный период послевоенного восстановления Германии особую роль сыграла помощь США по плану Маршалла, в рамках которой предоставлялось финансирование предприятиям в наиболее развитых отраслях экономики - машиностроение, автомобильная промышленность, химическая промышленность и т.д. Начиная с 1950-х гг., вместе с американскими исследователями велись совместные работы в сферах космоса, авиации и атомной энергетики, в ходе которых страна получила доступ к американским разработкам.

Финансирование субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с программ индивидуальной целевой поддержки определенных направлений. В период 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере малого бизнеса.

В 1970-х гг. начали реализовываться программы частно-государственного партнерства в научно-исследовательской сфере, благодаря чему доля бюджетной системы в расходах на НИОКР сократилась с 70% в 1970-х гг. до 30% в настоящее время.

Немецкие компании увеличили свои инвестиции в исследования и разработки на 19% в период между 2005 и 2008 годами. Количество отраслевых исследователей, лаборантов и техников, в 2008 г. выросло на 12% по сравнению с 2004 годом. Кроме того, High-Tech стратегия распространяется и за пределы Германии. Недавно Европейская комиссия инициировала подобный процесс в стратегии «Европа 2020». Под эгидой Европейского института инноваций и технологий лучшие

4 Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/

университеты, исследовательские центры и инновационно-активные компании в странах Европейского союза создали рабочую сеть для обсуждения и разработки важных и перспективных инновационных идей.

Инновации в Германии в основном продвигаются малым и средним бизнесом, который переводит результаты научных исследований в новые технологии производства. С 2007 года с помощью программы High-Tech, Министерство образования и научных исследований помогло компаниям избежать рисков, связанных с внедрением передовых технологий. На данный момент профинансировано 450 проектов на сумму порядка 300 млн евро. Проекты охватывают такие области, как биотехнология, технологии энерго-и ресурсосберегающих к.п.д., информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, оптические технологии, технологии производства, технологии безопасности и микросистем.

ИНДИЯ

В Индии инновационная деятельность координируется и реализуется в соответствии с Национальным планом и приоритетными направлениями, озвученными в нем. Тем не менее, на основании достоверных фактов, можно утверждать, что реализации инновационной политики в Индии намного более выражена, чем в других странах БРИК. Инновационная политика и функционирование инновационных агентств, таких как Департамент по науке и технологиям, тщательно изучаются и контролируются специальными комитетами Индийского парламента.

Индия продемонстрировала высокие темпы роста и инновационного потенциала в нескольких секторах, называемых «зеленые сады». Два из наиболее быстро растущих секторов Индии - это фармацевтика и автомобильная промышленность.

Индийская фармацевтическая промышленность играет важную роль в формировании и укреплении недорогого, доступного и инновационного фармацевтического продукта на крупных рынках. Индия занимает третье место по производству фармацевтической продукции в мире. Индийский фармацевтический рынок, как ожидается, составит более 55 млрд долл. США к 2020 году.

Индия является вторым самым быстрорастущим в мире автомобильным рынком с 2010 года. Индийская автомобильная промышленность успешно внедрила ряд новых продуктов, как на внутреннем, так и на международном рынке. Индийские компании, производящие автозапчасти, имеющие глобальные конкурентные преимущества с точки зрения стоимости и качества, стали конкурентоспособными поставщиками на мировом рынке. Совокупные темпы роста с 2005 по 2010 год составили 23% и достигли 19 млрд долл. США в 2008 -2009 гг.

Стимулы для инноваций в Индии традиционно были слабыми. Будь то политика, финансирование, инфраструктура во всех областях, Индия всегда отставала. Начиная с экономической либерализации в начале 1990-х годов, Правительство Индии приняло ряд мер по улучшению ситуации.

Основными целями являлось привлечение больших прямых иностранных инвестиций, удаление контроля монополии, стимулирование роста импорта и экспорта, пересмотр основ политики поощрения инновационного потенциала в промышленности. Тем не менее, ожидаемые результаты, как в России, еще не были достигнуты.

В наши дни слишком часто любое обсуждение инновационного развития сводится к обсуждению трудностей, с которыми сталкиваются экономики в некоторых частях мира в течение последних нескольких лет, и к последствиям этих трудностей для глобальной экономики. Существует большая необходимость в изучении того, как инновации могут быть использованы не только для развития производства в различных компаниях, но и для решения повседневных задач государств - сокращению бедности например. Необходимо создание международной платформы для многостороннего сотрудничества в области научно-технических исследований, культурного обмена, обмена передовым опытом и других форм связи.

Такие связи должны заряжаться и заряжать энергией инновационный и творческий дух, присущий каждому народу, несмотря на уровень экономического развития той или иной страны. В этом контексте, Индия выступает в качестве примера. С большим населением и ограниченными ресурсами, индийские предприниматели должны постоянно обновлять свое производство, успевать за меняющимися потребностями бесчисленных потребителей, при этом сохраняя эффективность и экологичность производства.

РОССИЯ

В последние годы инновационная политика России подверглась существенным изменениям. Инновации стали центральной темой политической повестки дня: были созданы ключевые стратегические документы, а также сеть институтов развития, обеспечивающих «инновационный лифт» для российского бизнеса.

Основная проблема заключается в том, что требования Правительства о введении инноваций в производство последовали до укрепления в общественном сознании их необходимости, тем самым обрушились на неподготовленную аудиторию. Таким образом, российские компании, в основной своей массе, занимаются «инновациями ради инноваций».

Были запущены целевые программы содействия университетам в научных исследованиях и разработках, поощряется инновационная деятельность в государственных компаниях, налоговые стимулы также были введены в действие.

Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономический рост и социальное благополучие России. В настоящее время инновационная активность в промышленности России, по-прежнему, ограничена в

масштабах. Доля инновационных предприятий здесь не превышает 10-11% с 2000 года. Это значительно меньше, чем в развитых странах Европы и ряде развивающихся стран. Интенсивность инновационной деятельности, связанная с общим объёмом продаж, очень низка (1,9% в России, по сравнению с 5,5% в Швеции и 4,6% в Германии). Инвестирование в инновации аналогично не даёт поводов для радости5.

В мае 2010 г. PricewaterhouseCoopers, Российская экономическая школа, Российская венчурная компания и Российская корпорация нанотехнологий провели опрос руководителей 100 крупных компаний в России, чтобы оценить уровень инновационной активности крупного бизнеса, выявить ключевые факторы инновационных процессов и барьеры, препятствующие их развитию в компаниях и в России в целом, а также определить наиболее важные, с точки зрения крупного бизнеса, меры государственного стимулирования этих процессов.

Результаты исследования показали, что на российском рынке наибольшую инновационную активность демонстрируют крупнейшие компании, как иностранные, так и российские, работающие на международных рынках. По мнению крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства. Уровень инновационной активности сильно зависит от характеристик самих компаний. Исследование показало, что наиболее высока вероятность инновационной деятельности в крупнейших частных компаниях, вышедших за пределы национального рынка. Доля компаний, вводивших новые продукты в 2008-2010 гг., среди частных компаний была в 4 раза выше, чем среди компаний с государственным участием и в полностью государственных компаниях.

Большинство компаний полагает, что к 2020 г. инновационная компонента российской экономики существенно увеличится — причем компании, которые уже сами внедрили глобально инновационные технологии, настроены гораздо более оптимистично6.

5 Gokhberg L., Roud V, «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth», The Global Innovation Index 2012, Chapter 6.

6 «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы». Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. Российский журнал менеджмента, Том 8, № 4, 2010. С .81-112.

Большинство развивающихся стран как будто не верят в свои силы, предполагая, что необходимо развить экономику до определенного мирового стандарта и заимствовать технологии у более успешных государств, прежде чем начать внедрение настоящих, собственных уникальных инноваций. Однако, если медлить с разработкой, внедрением и распространением собственных технологий, тем самым упуская возможность обучения на собственных ошибках, создания национальных «ноу-хау», а также вероятность появления изобретений, которые перевернут общественное сознание, уровень развития никогда не повысится до конкурентоспособного уровня, а разрыв между развитыми и развивающимися странами будет лишь увеличиваться.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации. - М.: ООО “Центр полиграфических услуг “Радуга””. 2012. 164 С.

Даутова З. Х. Последствия вступления России в ВТО. М.: Изд-во “Молодой учёный”,

2013. 222 С.

«Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы». Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. // Российский журнал менеджмента, Том 8, № 4, 2010. 136 С.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Инфра-М. 2009. - 885 с.

Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. / Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/.

An Analytical Report 2011 under a Specific Contract for the Integration of the INNO Policy Trend Chart with ERAWATCH (2011-2012).

Gokhberg L., Roud V «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth». The Global Innovation Index (GII) 2012, Chapter 6. http://qtmarket.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.