Научная статья на тему 'Инновационная активность через призму интеллектуальной собственности'

Инновационная активность через призму интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПАТЕНТ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джеломанов Евгений

В статье дана оценка активности патентования разработок резидентами нашей страны в Европейском патентном ведомстве, Патентном бюро США, Патентном ведомстве Японии и Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Показаны причины невысокой активности отечественных изобретателей, обоснован ряд рекомендаций, способствующих достижению целей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation activity in the context of intellectual property rights

The activity in patenting of their utilities by residents of the Republic of Belarus in the European Patent Office, the U.S. patent and trademark office, the Japan Patent Office and the National Center of Intellectual Property of the Republic of Belarus is valued in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность через призму интеллектуальной собственности»

Инновационная активность через призму интеллектуальной собственности

Резюме. В статье дана оценка активности патентования разработок резидентами нашей страны в Европейском патентном ведомстве, Патентном бюро США, Патентном ведомстве Японии и Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Показаны причины невысокой активности отечественных изобретателей, обоснован ряд рекомендаций, способствующих достижению целей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь.

Ключевые слова: система интеллектуальной собственности, патент, инновация, информационные и маркетинговые центры.

УДК 330.341.11

Активизация генезиса и внедрения инноваций, являющихся важнейшим источником экономического роста [1], невозможна без эффективного функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, которая должна обеспечивать надежную защиту авторских прав изобретателей, в том числе и на международном уровне. В связи с этим важно проанализировать ключевые индикаторы, характеризующие результаты работы данной системы; оценить основные показатели работы отечественной науки как источника инноваций; обосновать рекомендации, способствующие достижению целей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Продуктивность труда изобретателей, творчество которых является отправной точкой

Евгений Джеломанов,

доцент кафедры

экономической

теории Белорусского

государственного

экономического

университета,

кандидат

экономических наук

инновационного процесса, непосредственно зависит от качества работы национальной системы интеллектуальной собственности. Она должна обеспечивать действенную патентную защиту изобретений не только на локальном, но и на международном уровнях, что особенно актуально в условиях экономической глобализации. Анализ ситуации в этой области приводит к следующим выводам.

Активность резидентов Республики Беларусь по регистрации своих изобретений на территории Триады (Япония, США и ЕС) может быть оценена как недостаточная. Так, в 20042013 гг. Европейским патентным ведомством (ЕПВ) им было выдано 20 патентов, Патентным бюро США в 2010-2014 гг. - 34, Патентным ведомством Японии в 20112013 гг. - 4 [2-4]. Для сравнения: заявители Страны восходящего солнца получили в Национальном центре интеллектуальной

собственности Республики Беларусь за период 1993-2013 гг.-87 патентов [5], за то же время резиденты нашей страны - 15 605 (в среднем ежегодно 743). В 2013 г. было выдано 1083 патента, что больше среднегодового значения, но меньше, чем в предыдущем году - 1184 [5]. Такой рост следует рассматривать как положительное явление, однако необходимо учитывать принцип независимости, согласно которому патентная защита изобретений действительна только на территории государства, компетентный орган которого зарегистрировал патент.

Анализ динамики ключевых факторов функционирования белорусской науки как важнейшего источника инноваций за период 2009-2013 гг. раскрывает причины сложившейся ситуации в сфере генерирования и патентования новшеств. В данном периоде численность персонала, занятого в науке,

Синергия знаний

снизилась на 10,8% (до 28 937 человек), а исследователей -на 10,7% (до 18 353). Еще более негативную роль играет уменьшение количества ученых, обладающих учеными степенями: доктора наук - на 4,5% (до 704 человек), кандидата наук - на 6,6% (до 2974). Внутренние затраты предприятий на научные цели в анализируемом периоде не превышали 0,7% от ВВП, хотя в странах экономического авангарда именно вложения корпораций являются главным источником их финансирования [6]. Такое положение дел создает угрозу устойчивости инновационного развития экономики нашей страны уже в среднесрочной перспективе и не может гарантировать существенного повышения активности отечественных изобретателей.

Регулирование национальной инновационной системы осуществляется на основе разработки и реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (далее - программа) [7]. В процессе обоснования рекомендаций, способствующих достижению ее целей, необходимо обратить внимание на раздел «Содействие развитию инновационной инфраструктуры». В нем выделены реально существующие и предполагаемые к созданию субъекты инновационной инфраструктуры: научно-технические парки, центры трансфера технологий, венчурные организации, холдинги, научно-производственные (научно-практические), инновационные центры (в том числе информационные, маркетинговые, учебно-производственные, центры повышения квалификации), бизнес-инкубаторы, научно-технические библиотеки, инновационно активные предприятия, Парк высоких технологий, научно-технологический парк в области нано-, биотехнологий и фармацевтики,

Белорусский инновационный фонд, другие специализированные финансовые, проектно-кон-структорские и инжиниринговые организации [7].

Особую значимость информационных центров и научно-технических библиотек для инновационного роста экономики страны подчеркивает включение в программу раздела «Развитие системы научно-технической и инновационной информации, создание инновационной информационной сети». Однако функции информационных и маркетинговых центров не определены в законодательстве, что требует их конкретизации. По нашему мнению, в качестве основных направлений деятельности названных центров могут быть предложены следующие:

■ исследование основных тенденций развития финансовой сферы Беларуси и ее торговых партнеров, в том числе валютных курсов, ставок процента на рынке ссудного капитала, основных объектов и условий инвестиционной деятельности и пр.;

■ анализ ключевых социально-экономических трендов, в том числе анализ и прогнозирование тенденций экономики и демографии в нашей стране

и зарубежных государствах для последующего производства информационного ресурса маркетингового характера, потребление которого может существенно облегчить задачу оптимизации складских запасов, стоящую перед большинством отечественных промышленных предприятий;

■ формирование базы данных белорусских субъектов хозяйствования в соответствии со стандартами ведения электронной БД о предприятиях, зарегистрированных на территории государств - членов Европейского союза «EuroPages», размещение ее в Интернете на английском языке и включение в состав «EuroPages»;

■ осуществление сбора, обработки и распространения основных зарубежных и отечественных новостей, касающихся тенденций экономического развития, условий хозяйствования, законодательства, новых технологий и пр.

Реализация перечисленных функций позволит существенно сократить транзакционные издержки субъектов хозяйствования Республики Беларусь, повысить инновационную активность и конкурентоспособность отечественной экономики. Очевидно, что информационные и маркетинговые центры должны быть включены в единую организационную сеть, что позволит избежать дублирования выполняемых работ и снизить издержки на их содержание. На республиканском уровне целесообразно создать четыре информационных и маркетинговых центра, каждый из которых может специализироваться на реализации отдельной из приведенных выше функций на основе общереспубликанских данных и материалов из стран-партнеров, обеспечивать взаимодействие с «EuroPages» и другими международными электронными системами. Информационные и маркетинговые центры областного и районного уровня должны удовлетворять потребности субъектов хозяйствования соответствующего масштаба, а также формировать на основе их нужд запросы в вышестоящие центры, однако их создание должно осуществляться с учетом наличия платежеспособного спроса на данные услуги. Затраты на образование такой системы могут быть профинансированы из республиканского бюджета, инновационных фондов органов государственного управления, отраслевых инновационных фондов, грантов ЕС, а текущая деятельность осуществляться за счет платы потребителей.

Целью раздела «Развитие системы технологического прогнозирования, формирование новых технологических платформ» программы является принятие научно обоснованных управленческих решений по активизации экономики и созданию высокоэффективных производств, повышение рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателю «инновационный потенциал» [7]. Для достижения этой цели необходимо включить в состав данных, собираемых и анализируемых Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, следующие индикаторы: число патентов, выданных национальным заявителям Патентным бюро США, ЕПВ, Патентным ведомством Японии как в рамках процедуры их получения, предусмотренной положениями Договора о патентной кооперации, так и при самостоятельном обращении заявителя в перечисленные патентные органы. Использование данных показателей в аналитической работе, осуществляемой заинтересованными органами государственного управления, имеет большое значение для системной оценки уровня инновационного развития нашей страны в сравнении с лидерами этого процесса.

В разделе «Интеллектуальная собственность как ресурс инновационного развития экономики» отмечена необходимость подготовки предложений о присоединении республики к международным договорам в сфере ИС для повышения ее инвестиционной привлекательности и расширения возможностей субъектов белорусской экономики в области охраны интеллектуальной собственности за рубежом. Учитывая особую значимость ЕС для Беларуси как важнейшего торгового партнера, источника иностранных инвестиций и передовых технологий, целесообразно углубить сотрудничество патентного ведомства

Беларуси с ЕПВ. В настоящее время оно осуществляется в форме технического партнерства в рамках европейской политики добрососедства и направлено главным образом на гармонизацию белорусского патентного законодательства с европейским. Следует учитывать, что взаимодействие с ЕПВ, в том числе и вступление в эту организацию, не связано с членством или его перспективами в самом Евросоюзе [8]. Как известно, в настоящее время в состав последнего входят 27 государств, а в ЕПВ - 38. Кроме прямого членства в этом ведомстве возможно и ассоциированное. Патенты, выданные ЕПВ, признают не только страны - участницы этой организации, но и Босния и Герцеговина, Черногория.

Для Республики Беларусь ассоциированное или прямое членство в ЕПВ может быть выгодно по следующим причинам.

■ Право собственности на объекты ИС, созданные белорусскими резидентами, будет признаваться на территории ЕС без прохождения дополнительных административных процедур. Это упростит сертификацию отечественной продукции в зоне Евросоюза и, следовательно, повысит ее конкурентоспособность. Достижение экстерриториальности защиты ИС будет способствовать притоку иностранных инвестиций в инновационное предпринимательство и выступать дополнительным стимулом для уменьшения «утечки мозгов», так как в данном случае отечественные исследователи смогут получать интеллектуальную ренту без дополнительной регистрации своих разработок

за рубежом.

■ Инициирование процедуры по приобретению членства

в ЕПВ сделает более доступным получение иностранной помощи для совершенствования сферы интеллектуальной собствен-

ности со стороны европейских структур, в том числе финансовых грантов, возможности подготовки кадров в данной сфере, присоединения к инновационно-информационной инфраструктуре ЕС.

■ Более широко будут представлены интересы Беларуси на рынках других стран, таких как США, Япония, Канада, Австралия.

Таким образом, для активизации инновационной деятельности в республике целесообразно расширять сотрудничество Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь и Европейского патентного ведомства. Многовекторная политика в этом сегменте принесет несомненную пользу обеим сторонам. СИ

See: http://innosfera.by/2015/03/ bankrupt_enterprises

Литература

1.Солодовников С. Ю. Концептуальные основы инновационного развития трансграничных территорий / С. Ю.Солодовников // Учение В. И. Вернадского о ноосфере и антикризисное социально-экономическое развитие Беларуси: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 октября 2009 г. / И н-т экономики НАН Беларуси; редкол.: М. В. Мясникович [и др.].- Мн., 2010. С. 249-252.

2. European patent applications 2004-2013 per country of residence of the first named applicant // EPO STATISTICS. Electronic resource: http://documents.epo.org/projects/babylon/eponet.nsf/0/22470C

8932722D8CC1257C910042620A/$File/European_granted_

patents_by_cou ntry_of_origin_2 004_2013.xlsx. — Date of

access: 08.12.2014.

3. United States patent and trademark office: Performance and accountability report 2014 fiscal year. Electronic resource: http:// www.uspto.gov/about/stratplan/ar/USPT0FY2014PAR.pdf.

4. Statistical Data / Japan Patent Office Annual Report 2014 - Japan Patent Office, 2014. Electronic resource: http://www.jpo.go.jp/

shiryou_e/toushin_e/kenkyukai_e/pdf/annual_report2014/

part5.pdf.

5.Годовой отчет 2013 г. Национального центра интеллектуальной собственности. Электронный ресурс: // www.belgospatent. org.by/files/God_otchet_2013.pdf.

6.Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2014 / Стат. сборник Национального статистического комитета Республики Беларусь: редкол. В. И.Зиновский [и др.].- Мн., 2014.

7. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Электронный ресурс: http:// gknt.org.by/data/gpir11_15.rar.

8. Руденков В. М. Международное патентно-лицензионное дело: курс лекций / В. М. Руденков.- Мн., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.