13. НьюстромДж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер, 2000.
14. Смирнов Э.А. Основы теории организации: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ,
2000.
И.В. Алешина
ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ: УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ИКОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
MANAGERIAL INNOVATIONS: UNIVERSALITY AND CONTEXTUALITY
Аннотация: инновационный путь развития РФ и ее соцсферы, в т.ч. образования, нередко видится как процесс заимствования или копирования инноваций развитых стран Запада, - лидеров мировых рынков. В статье рассматриваются вопросы контекстуальностиуправленческих инноваций, в т.ч. в сфере генерации новых знаний и ВПО, как значимого фактора их реализации, результативности и эффективности.
Ключевые слова: инновации, контекст, маркетинг, управление, образование.
Abstract: an innovative way for the Russia's and for its social sphere development, including higher education, is often seen as a process of borrowing or copying of innovations from the highly developed Western countries , as a leaders of the world markets. The article discusses the contextuality of managerial innovations, especially in the sphere of generation of new knowledge and in university education, as an important factor for innovations' feasibility, marketability, effectiveness and efficiency.
Keywords: innovations, context, marketing, management, education.
1. Инновации и контекст
Инновационный путь развития экономики и, соответственно, управления, представляется безальтернативным решением проблем экономического роста РФ, обновления технологий, роста производительности труда и уровня жизни населения. Достаточно широкий и влиятельный круг специалистов, госчиновников и управленцев рассматривает инновации как ключевой фактор успеха и сокращения разрыва между нашей страной и развитыми странами мира в экономической и социальной сферах.
Между тем, место РФ в мировых рейтингах инновационности остается низким. В Global Innovation Index (GII, Cornell Universiy, INSEAD) Россия не поднимается выше шестого десятка стран из 142 стран-участников, заняв в GII -2013 лишь 61-е место, пропустив вперед не только страны OECD, а также Китай (35-е место), но и Грецию, Аргентину, Колумбию. В первой десятке рейтинга 2013 г.: Швейцария, Швеция, Великобритания, Нидерланды, США, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Дания, Ирландия.
Рейтинг GII базируется на расчете простой средней индексов входных (ресурсных) и выходных (результаты) показателей инновационности. Эффективность инноваций рассчитывается как соотношение компонента результатов инновационной деятельности (создание новых знаний, активов, товаров, услуг) с ресурсной компонентой (институты, человеческий капитал, инфраструктура, развитость рынка и бизнеса) По ресурсной составляющей РФ находится на 52-м месте, а по результатам - на 72-м месте, общий рейтинг инновационности - 62, эффективности инновационной деятельности - 0,7 (для Швейцарии -1,00, Нидерландов - 0,91). Невысокий рейтинг инновационности РФ означает, что в стране критически значимый недостаток ресурсной
© И.В. Алешина, 2013
составляющей (52-е место по ресурсам инноваций), которая при том используется еще менее эффективно (72-е место в рейтинге результатов инноваций).
Одна из проблем инновационного развития в РФ в том, что инновации часто рассматриваются и внедряются сверху, сами по себе, без учета степени готовности среды внедрения. Так, например, в теории и практике бизнес-администрирования США принято, что ни один проект не может быть начат, результативен и эффективен в условиях недостатка необходимых для этого ресурсов, и такой проект не начинается до тех пор, пока не будет готова ресурсная база. В т.ч. потому что в отсутствие необходимых ресурсов и инфраструктуры такой проект разрушает существующую ресурсную базу и инфраструктуру действующих проектов. В РФ само внедрение новых технологий нередко есть и цель и результат инноваций. Кажется, что уже само по себе введение нового метода неизбежно дает некие новые полезные результаты, что ресурсы - понятие растяжимое, а сама инновация - универсальна, т.е. возможности, результативность и эффективность ее использования не зависит от контекста, -инфраструктуры, макро- и микросреды инновационной деятельности.
Однако многие инновации, особенно в соцсфере, не абсолютно универсальны, а в значительной мере контекстуальны. Универсальность инновации - это ее независимость от контекста, - т.е. метод (технологию) можно взять, например, их одной среды (контекста, инфраструктуры), перенести (как орган для пересадки в трансплантологии) в другую среду (экономическую, технологическую, социо-культурную) и она точно также будет работать в новой среде, как и в прежней. Сразу вспоминается кукуруза Хрущева, -когда тот, впечатленный урожаями кукурузы в США, стал насаждать ее в РФ, не учитывая холодные климатические условия России. Из затеи мало что получилось, зато история стала хрестоматийным примером контекстно- зависимых инноваций. С моралью - если кукуруза растет в США, это не значит, что она будет расти в РФ, как ни внедряй эту инновацию с самого высокого государственного поста.
В российской практике нередко упускается из внимания тот факт, что успешные инновации западного мира существуют не в вакууме, они реализуются в определенной среде («климате»), на базе некоторой инфраструктуры, и на некоторой «почве», складывавшейся столетиями - т. е. в среде, которую можно определить качественно и количественно по таким сферам, как экономика, политика, технологии, история, религия, социо-культурный контекст (рис.1). Так, например, инфраструктура и прочие ресурсные компоненты описаны в ОН.
Исторически обусловленная «почва» инновационной деятельности, - это историческая память нации, обычаи, нормы и традиции, правовая практика. США -изначально страна инноваторов, переселенцев-пилигримов, начавших жизнь практически с нуля 200 с небольшим лет назад на новом континенте вдали от Старого Света с его вековыми традициями. Более чем тысячелетняя историческая память СССР и РФ отягощена столетиями монархии, и двумя мировыми войнами последнего века, что обусловило на многие десятилетия приоритетность ВПК и инноваций в оборонном секторе страны за счет потребительского сектора. Войны вошли в генетическую память нации, и десятки миллионов россиян, - детей и внуков мировых войн, переживших бомбежки, обстрелы, голод и разруху, гибель близких, были готовы жертвовать многим ради того, чтоб война не повторилась. Тем не менее, окончание холодной войны и ускорение процессов глобализации 1980-х годов отрыли границы стран, обрушился железный занавес. Конкуренция за ресурсы между странами перешла из сферы военного противостояния и гонки вооружений в экономическую и культурную (культурный империализм). Внешний мир открылся для следующего поколения страны, осознавшего реалии экономически развитых стран, - новые технологии и товары, высокая производительность труда, высокий уровень жизни большинства населения.
Рис. 1. Инновации и инновационная среда
Растущая глобализации рынков и экономических процессов обусловили необходимость интеграции российских институтов (экономика, наука, образование) в международные системы и очевидно встал вопрос о путях и методах такой интеграции. В какой мере и масштабах методы и технологии, - производства, управления, маркетинга, инноваций - развитых стран применимы в РФ, какова цена, результативность и эффективность инноваций развитых стран в РФ? В какой мере и в какие сроки РФ способна их освоить и использовать? На 100%, на 90% или на 40% или 30%, например? И могут ли быть результаты с отрицательным эффектом?
В поисках ответа попробуем провести параллель между вопросами контекстуальности инноваций и управления, маркетинга, в частности. Обратимся к маркетингу как системе рыночно-ориентированного управления бизнесом, традиционной для развитых стран мира. В СССР до 1990 г. не было официальной рыночной экономики, тогда впервые официально было объявлено о начале ее построения в стране. И соответственно, маркетинга как общепризнанной, институционализированной концепции управления деловой активностью в СССР тоже не было, за исключением внешнеэкономической деятельности ограниченного круга предприятий и организаций.
2. Контекстуальность маркетинга как управленческой деятельности
Маркетинг как сфера управления и, отчасти, создания новых товаров и услуг, ориентированная на рынок, конкуренцию и спрос, появился в развитых странах в начале 20-го века и сформировался как целостная дисциплина в его середине в США. Сегодня уже не секрет, что маркетинг - не точная наука, что он контекстуален, т.е. зависим от среды ведения (БЬей, 2011). Методы и модели, сама парадигма маркетинга развитых экономик в условиях стран развивающихся рынков, трансформируются. Кроме того, необходимость работы глобальных компаний (в частности, ОБ, НР, Р&О) на растущих рынках, составляющих более половины населения земного шара, - вносит коррективы в традиционную теорию маркетинга. Четыре миллиарда потребителей быстрорастущих рынков развивающихся стран живут менее чем на 2,5 доллара в день, и эти рынки существенно отличаются от малорастущих и стагнирующих традиционных рынков большинства (две трети) населения, или среднего класса, развитых стран.
Специфика развивающихся рынков, - гетерогенность (неоднородность), доминирование социо-политических институтов в управлении (госмонополизм в сравнении с конкуренцией), небрэндовая конкуренция, хронический недостаток ресурсов, неразвитость инфраструктуры. Быстро растущие развивающиеся рынки (страны БРИКС, в частности), а также страны Азии и Африки, увеличивают численность потребителей и свой потенциал в мире, соответственно меняют теорию, стратегию, политику и практику
маркетинга. Так, например, на уровне теории фактор «обладание ресурсами» в условиях их нехватки трансформируется в фактор ресурсной импровизации. В области стратегии маркетинга рыночная ориентация меняется на разработку (создание и развитие) рынка, маркетинг отношений меняется на институциональный маркетинг (взаимодействие не столько с потребителями, сколько с социальными институтами рынка), а задача достижения удовлетворенности потребителя трансформируется в задачу конвертации непользователей в пользователей продукта. Интересно, что на уровне практики маркетинга задача диффузии инновации меняется на задачу демократизации инноваций. О значимости социального контекста для маркетинга как управленческой деятельности говорит тот факт, что гуру маркетинга P.Kotler в 1986 г. предлагал добавить к комплексу маркетинга еще два «P», - Policy и Public Relations [Kotler, 1986].
3. Контекстуальность инноваций в социальной сфере
Производственные технологии, в меньшей степени, чем управленческие, завязаны на «человеческий фактор» и ситуация универсальности-контекстуальности более-менее ясна. В РФ работают заводы компаний Ford, Nestle, Unilever, Mars, Volkswagen, Coco-Cola, Henkel и многих других. Инновации в социальной сфере в большей степени, чем производственно-технологические, зависимы от социальной среды реализации, - культуры, обычаев, традиций. Как правило, инновации в социальной сфере, - это некая деятельность, значительная часть которой -нематериальный компонент, менее явный и сложноизмеримый в сравнении с техническими и материальными компонентами производственно-технологических инноваций. Потому проблематичность социальных инноваций (в силу неявности услуг) не столь очевидна, как провал на рынке продукта в материальной форме.
Социальная сфера и сфера высшего образования (ВПО), в частности, - один из основных полигонов инновационного развития. Сфера образования готовит кадры, которые «решают все», формирует и поддерживает «человеческий капитал», и в условиях глобализации экономики, рынков, бизнеса призвана обеспечить ускоренное развитие страны и ее глобальную конкурентоспособность. Наиболее известными и существенными инновациями в сфере высшего профессионального образования (ВПО) в РФ в ситуации массового высшего образования за последние несколько лет, пожалуй, являются: 1) введение ЕГЭ как вступительного экзамена в вузы, 2) введение двухступенчатой системы бакалавр-магистр и сопутствующие методы учебной работы (большие потоки, обезличенное письменное тестирование), 3) разработка новых образовательных госстандартов ВПО. Анализируя проблемы и перспективы инноваций в сфере ВПО, стоит обратить внимание на контекст, т.е. специфику среды образовательных инноваций в РФ (табл.).
Использование западных моделей ВПО в РФ в отсутствие адекватного (западного образца и уровня) среды и инфраструктуры закономерно создает проблемы «внедрения» инноваций. Так, например, взаимствованной у западного мира системе ВПО «бакалавриат-магистратура» бакалавриат в нашей стране рассматривается как массовая ступень высшего образования. Большие потоки, массовое тестирование - массовый подход к подготовке специалистов первого уровня. Однако ключевым фактором бакалавриата в странах запада и в США, в частности, на самом деле является гибкость учебного плана и конкурентность курсов, большинство из которых студент выбирает сам в рамках индивидуального учебного плана. Те индивидуальный учебный план важнее, чем массовость подхода к учебному процессу. Здесь можно говорить о массовой кастомизации - когда каждый клиент из огромной массы клиентов получает свой собственный индивидуализированный продукт. Во главе угла бакалавриата в РФ -госстандарт, тогда как в США, например, нет госстандарта для ВПО. Но есть аккредитационные требования международных ассоциаций, есть некие принципы подготовки бизнес-администраторов, которые университеты стремятся поддерживать под угрозой потери рейтинга, деловой репутации и клиентуры.
Таблица
Инновации: контекст и проблемы контекстуальности
Социальная инновация, заимствованная РФ в развитых странах
Особенности контекста инновации в РФ в сравнении с развитыми странами
Проблемы реализации инновации в РФ, обусловленные контекстом
1
2
3
1. Внешкольные-вневузовские экзамены как часть процедуры отбора студентов для вузов
00
1.1. ЕГЭ в РФ - главный фактор бесплатности (платности) обучения для студента , в США -образование платное для всех, во Франции и Германии - в значительно мере бесплатное для большинства
1.1. Сложности проведения ЕГЭ, несущего нагрузку «быть или не быть» (платить или не платить существенные деньги для большинства), -фальсификации результатов, «натаскивание» на тесты, несовершенство контрольно-измерительных материалов, особенно в гуманитарной сфере
1.2. Призывная армия в РФ и ее отсутствие в большинстве развитых стран
1.2. Искаженные спрос на ВПО и конкурентная ситуация вузов и программа, т.к. почти любой вуз (программа) для значительной части призывников предпочтительнее службы по призыву
1.3. Социо-культурная и экономическая неоднородность регионов РФ, в ряде регионов РФ (ЮФО) исторически более высока доля неформальной экономики
1.3. Трудности проведения и сравнения (сопоставимости) результатов ЕГЭ по регионам страны (Центр-Юг, например) . Недостаток надежности результатов.
1.4. Реформу образования в РФ начали с барьера школа-вуз, тогда как ВПО в развитых странах -часть (звено) рыночно-ориентированной системы генерации новых научных знаний, которая в РФ не была реформирована одновременно и столь же радикально
1.4. Проблема реформы системы генерации знаний - кто платит (who pays), - важнее, чем - «кто не платит» (ЕГЭ). Трансформировать сразу всю систему генерации новых знаний из административной в рыночно-ориентированную - проблематично, не трансформировать совсем -значит, сохранять проблему контекста образовательных инноваций.
1.5. Сырьевая зависимость экономики РФ, где не достроено (в сравнении с Западом) «постиндустриальное общество», потому рабочих мест для специалистов с ВПО и «новой экономики» меньше, чем в развитых странах и они менее производительны
1.5. Проблема занятости выпускников вузов работой и квалификацией «не по диплому», проблема технологической инфраструктуры для «креативного класса», утечка мозгов (в т.ч. получивших образование за госсчет) в непрофильные сферы и за рубеж.
Продолжение табл.
1 2 3
2. Введение двухступенчатой системы ВПО -бакалавр-магистр 2.1. С точки зрения западных реалий рынка исследований, система логически не закончена без третей ступени - доктор (PhD) и без реформирования системы научной подготовки ППС вузов (одна ученая степень вместо двух). 2.1.1. Отток ресурсов ППС (время, когнитивные ресурсы и др.) на подготовку, оформление и защиту двух квалификационных работ, тогда как ведущим критерием научной квалификации ученого в развитых странах мира является не вторая научная степень, а публикуемость, цитируемость, научно-общественная работа, международные связи и проекты. 2.1.2. Фактически пожизненный формальный статус ученого мотивирует фальсификацию диссертаций 2.1.3. В вузах - возрастной разрыв между старшим (пенсионным) поколением ППС и молодым, недостаток ППС наиболее продуктивного (среднего) возраста
2.2. Старые технологии (бизнес-процессы) устарели и снижают конкурентоспособность российского ВПО, новые технологии имеют системные проблемы реализации - неразвитость современной (западного образца) инфраструктуры 2.2. Отсутствие готовой адекватной (западного образца) инфраструктуры -персональные офисы ППС, тотальная интернетизация бизнес-процессов и др., - препятствуют выходу российских университетов как класса в мировые рейтинги
3. Введение системы массового тестирования как ключевой 3.1. Исторически обусловленная культурная ценность коллективизма (социалистическое прошлое и общинность россиян), недостаток индивидуализма, - терпимое отношение студентов к списыванию как взаимопомощи 3.1. Проблематичность процедуры, недостаток валидности результатов тестирования (в сравнении с условиями западного образования)
технологии для массового ВПО 3.2. Недостаток ресурсов для введения масштабного тестирования (образовательный контент и глобально-ориентированная система его генерации, спецперсонал, ИТ-инфраструктура) 3.2. 1. Введение лишь нового контроля на выходе традиционной системы ВПО не решает проблемы его качества. 3.2.3. В отстутсвии адекватной ИТ-инфраструктуры ручная процедура слишком трудоемка для того чтобы быть результативной и эффективной и отнимает ресурсы от необходимой деятельности 3.2.3. В отсутствие спецперсонала для тестирования - контролеров на экзамене, кодировщиков, операторов ЭВМ, эту работу делают доценты в ущерб своим основным обязанностям - НИР и публикации в т. ч.
3.3. Недостаток защиты интеллектуальной собственности и, потому, адекватной мотивации для создателей и разработчиков образовательного контента 3.3. Невысокая мотивация разработчиков качественного образовательного контента в условиях фактически отсутствия охраны авторских прав и соответствующей системы стимулирования означает невысокое качество контента
00 On
Отсутствие адекватной западной инфраструткцры вузов (глобальная система генерации образовательного контента, тотальная интернетизация бизнес-процессов, системы управления обучением (LMS) онлайн, типа Blackboard, возможности финансирования поездок на конференции за рубеж, персональные офисы ППС и др.) -все это обьективно препятствует приближению российского ВПО к уровню развитых стран и тем более, выходу российских университетов в мировые рейтинги.
Мало кто сомневается в исторической закономерности массового высшего образования, в актуальности международной интеграции российского ВПО. Другой вопрос - как в реальности это мы можем себе позволить, какой ценой и кто за это может и должен платить. Например, в США платят студенты, филантропы и отчасти бюджеты страны, штатов и городов. Во Франции и ФРГ - государство в значительной мере. За счет каких ресурсов реально можно обеспечить качество высшего массового образования в РФ? Если взять проблему шире, - это проблема всех инноваций соцсферы, в т.ч. в здравоохранении и ЖКХ.
Возьмем ситуацию с тестированием, часто декларируемым в РФ в качестве безальтернативной формы экзамена и вообще ключевого звена современного ВПО. Посмотрим модель США. Тестирование здесь, - лишь небольшой контрольный этап глобальной системы генерации и передачи знаний. Проблема тестирования в РФ на самом деле упирается не только в ИТ-инфраструктуру, но главное, - в качественный образовательный контент, т. е. учебники, а учебники - в проблему соответствующих исследований и их финансирования. В РФ привыкли и понимают, что за аппаратную часть ИТ-систем (hardware) надо платить, а вот за софт-компонент (ПО, авторские гонорары) - не обязательно, что собственно и является большой ошибкой. На самом деле hardware сегодня делают в Китае, а вот софт-компонент, образовательный контент (в области маркетинга, в частности) для значительной части мира пока еще производят в странах-лидерах интеллектуальных рынков - США, Великобритании, т.е. в традиционно экономически развитых странах.
В сравнении с ведущими университетами развитых стран в РФ относительно низкое качество образовательного контента и системы его использования. В странах развитых экономик создается или используется ведущий мировой образовательный контент и функционирует глобальная рыночно-ориентированная система его разработки и использования, для чего в системе ВПО РФ пока не хватает ресурсов. Тестирование -лишь ОТК всей системы генерации новых знаний и их передачи студентам, без трансформации первых двух систем новый ОТК не решает проблемы качества ВПО РФ.
Учебники по бизнес-администрированию в США качественны и новы потому, что их создание обеспечивает и финансирует глобальная рыночная конкурентная система образования, по ним учатся (и их покупают) студенты (в основном, но и университеты) не только США и Канады, но и развитых стран Европы, Израиля. Т.е. это и технология и продукт глобальной научно-образовательной индустрии.
Учебники менеджмента (и маркетинга в особенности) в РФ - это часто не слишком профессиональные переводы не лучших иностранных учебников, работы отечественных энтузиастов разной степени активности, креативности и амбициозности, и адаптированные к российским реалиям ремейки опять же западных (в основном американских) авторов. Все это на русском языке и, соответственно, рынок создания и использования таких работ ограничен территорией РФ и частью стран бывшего СССР. Соответственно, ресурсная база для исследований и разработок, необходимых для генерации конкурентоспособности образовательного контента университетов РФ на порядки ниже и традиционными методами она практически никак не может конкурировать с глобальной образовательной индустрией за пределами русскоговорящих территорий. Ситуация осложняется тем, что в условиях традиций бесплатного ВПО и контента вообще, российские студенты (в сравнении с американскими) не привыкли покупать американские учебники по маркетингу не то что
за 500 долларов (цена с доставкой в РФ), но и по цене в США - 150-200 долл. Небогатая Россия в целом (ВВП на душу населения в три раза меньше чем в США) действительно не может себе позволить массовое ВПО по существующим западным стандартам. Частичное исключение - международные программы российских вузов.
Учебники по бизнес-администрированию в США качественны и новы потому, что их создание обеспечивает и финансирует глобальная рыночная конкурентная система образования, по ним учатся (и их покупают) студенты (в основном, но и университеты) не только США и Канады, но и развитых стран Европы, Израиля. Т.е. это и технология и продукт глобальной научно-образовательной индустрии.
Учебники менеджмента (и маркетинга в особенности) в РФ - это часто не слишком профессиональные переводы не лучших иностранных учебников, работы отечественных энтузиастов разной степени активности, креативности и амбициозности, и адаптированные к российским реалиям ремейки опять же западных (в основном американских) авторов. Все это на русском языке и, соответственно, рынок создания и использования таких работ ограничен территорией РФ и частью стран бывшего СССР. Соответственно, ресурсная база для исследований и разработок, необходимых для генерации конкурентоспособности образовательного контента университетов РФ на порядки ниже и традиционными методами она практически никак не может конкурировать с глобальной образовательной индустрией за пределами русскоговорящих территорий. Ситуация осложняется тем, что в условиях традиций бесплатного ВПО и контента вообще, российские студенты (в сравнении с американскими) не привыкли покупать американские учебники по маркетингу не то что за 500 долларов (цена с доставкой в РФ), но и по цене в США - 150-200 долл. Небогатая Россия в целом (ВВП на душу населения в три раза меньше чем в США) действительно не может себе позволить массовое ВПО по существующим западным стандартам. Частичное исключение - международные программы российских вузов.
Некоторые университеты РФ, в частности ВШЭ, стимулируют разработку учебников собственными конкурсными грантами для своих ППС, но в масштабах страны это проблемы не решает. Кто-то должен платить за качественный образовательный контент адекватную цену, иначе его не будет, а тестирование мало что покажет, кроме издержек системы ВПО, проблемы несовершенства контента и системы его передачи. Маркетинг и Менеджмент - дисциплины глобального применения, в силу глобализации рынков и ряда ведущих отраслей экономики (электроника, автомобилестроение, фарминдустрия, машиностроение, ИТ и программное обеспечение), потому проблема контента здесь - есть проблема глобальной, мировой конкурентоспособности этих отраслей нашей страны.
Маленькая и инновационная страна Израиль (№ 14 в рейтинге 011-2013, 7 миллионов населения) проблему конкурентоспособности образовательного контента решила, - все дисциплины, ориентированные на глобальные рынки применения (медицина, биология, экономика, ИТ, менеджмент и др.) изучаются в университетах по лучшим иностранным, англоязычным, чаще американским, учебникам. Это существенно снижает барьеры для обучения выпускников израильских университетов в докторантуре и магистратуре других стран, - например, в США и Австралии, а также снижает барьеры для участия ППС в зарубежных конференциях, для международных проектов и сотрудничества, а также инноваций. Фактически отказавшись от «национального суверенитета» в значимой сфере ВПО (признав ее глобальность), Израиль, как видим, успешно интегрировался в мировые инновационные процессы. Однако, РФ - большая и многонаселенная страна (140 миллионов), со специфической историей и культурой, климатическими и географическими характеристиками, потому модель Израиля в ВПО для нее, пожалуй, хотя и показательна, но не однозначна.
Очередная очевидная проблема массового тестирования в ВПО РФ - нехватка аппаратных средств - компьютеров и сетей. Этап тестирования нередко вводится как
самостоятельный. Между тем, тестирование, - лишь часть системы управления обучением (LMS), в которую до, собственно, тестов, должны быть сначала загружены учебные материалы (контент) и где должен в автоматическом режиме вестись учет текущей успеваемости студентов. Университеты развитых стран используют (арендуют) глобальную систему Blackboard, российским же, даже таким как ВШЭ, она не по карману, потому делаются попытки использования собственных систем. Проблема нехватки аппаратных средств в ВПО РФ может быть частично решена в рамках политики BYOD (Bring Your Own Device), - как для студентов, так и преподавателей. Эта политика используется, в частности, в американских компаниях, где сотрудники решают профзадачи с удобных для себя собственных устройств (нетбуков, планшетов, смартфонов), подключаемых к корпоративным ресурсам, и которые носят из дома на работу и обратно. Учитываем, что американцы ездят на работу и возят устройства на автомобилях, устройства в США дешевле чем в РФ, а зарплата американского преподавателя в пять раз больше чем его российского коллеги. Однако в условиях отсутствия персональных офисов ППС и полного интернет-покрытия аудиторий и территорий университетов в РФ концепция BYOD также не может быть реализована в достаточной мере. Тем не менее, становится понятным, что всеобщее массовое образование не может финансироваться только госбюджетом и нужно искать новые пути его ресурсного обеспечения всеми стейкхолдерами, - в т. ч. самими клиентами и спонсорами, как это делается в развитых странах.
4. Технологические и управленческие инновации
О том, что экономика, инновации и менеджмент, - инфраструктурно-обусловленные, средо-зависимые дисциплины, писали например, С.Льюис, G.Hofstede (2002), L.Harrison (2006), Е.Ясин, отмечая рост актуальности социо-культурного контекста в условиях глобализации рынков и деловой активности.
Менеджмент - наука не точная (в отличие от математики, физики, химии) , однако обслуживает технологические процессы производства товаров и услуг, интегрируя их в социо-экономические системы - организации и компании различных масштабов и сфер деятельности, отрасли, страны мира. Очевидно, что использование технологических инноваций (например, новых технологий производства товаров и услуг) предполагает инновации и управленческие (соответственно, новые методы управления этим новым производством).
Технологические инновации не существуют без управленческих и, шире, -социальных инноваций. Однако основной акцент в госпрограммах и инновационой риторике нашей страны сегодня делается именно на технологических (новая производственная технология) или продуктных (новый продукт) инновациях. Между тем, запуск новой технологии нередко требует новой системы управления, создания другого субъекта деловой активности - стартапа, по сути радикальной управленческой инновации. Многие лидеры мировых рынков - Microsft, Google, Apple, Dell -начинались как стартапы, в гараже или комнате студенческого общежития.
Попробуем посмотреть на инновационную цепь технических инноваций для поиска аналогий, - слабых мест управленческих инноваций. Технологическая инновация сегодня простирается от науки до глобального коммерческого успеха. Финский исследователь и консультант в области коммерциализации нанотехнологий Pekka Koponen (Пекка Копонен) рассматривает 5 этапов технологической инновации: 1) фундаментальные исследования, 2) прикладные исследования, 3) коммерциализация, 4) выход на рынок, 5) массовый рынок (2011, рис. 2) При этом первые две стадии движутся технологическим толчком (technology push), а две последние - «вытягиваются» рыночным спросом (market pull). Этап коммерциализации, - ключевым моментом которого является бизнес-план - считается критичным в РФ. Недостаточно взять результаты НИОКР западного мира, чтобы их коммерциализовать и использовать, не имея достаточного рыночного спроса. Соответственно, можно предположить, что
проблема коммерциализации инноваций в РФ обусловлена, в т.ч. проблематичностью функционирования последних двух стадий, а именно инновационно-резистентной и недостаточно сформированной инфраструктурой и средой.
Страны
США и Западная Европа
РФ
Научные Исследования
Коммерциализация технологии
>
Выход на рынок
Массовый рынок
9 9
Рис. 2. Инновационная цепь
По аналогии с технологическими, социальные инновации должны вытягиваться спросом, - потребителями, обществом. Для охвата массового рынка на социальные инновации должен быть общественный запрос, предполагающий демократизацию инноваций, расширение социальной базы ее потребителей, пользователей и бенефициаров.
Обращаясь снова к управленческим и социальным инновациям, и в ВПО, в частности, заметим, что копирование технологий, созданных в другой социально-экономической системе, потенциально имеет проблемы общественного спроса и, соответственно, реализации, результативности и эффективности. Потому не случайна ситуация сопротивления ряда институтов страны реформам, инициированным в области ВПО и связанной с ним системы организации генерации новых знаний, - организации науки. Локальные решения, по мнению Koponen (2013), типа иннограда Сколково и госкорпорации Роснано - недостаточны для инновационного развития российской экономики, нужны системные изменения среды инновационной деятельности. Социальные и, в частности, управленческие инновации в социальной сфере, аналогично требуют более широкого и системного подхода, формирования не только экосистемы инноваций, но и инновационной среды, приближающейся по своим характеристикам к образцам экономически развитых стран.
Литература
1. Ясин Е. Культура имеет значение. 8.04.2009. [Электр. ресурс]: http://www.hse.ru/org/persons/yasin/news/7075536.html (дата обращения: 01.07.2013).
2. Dikcius V. Perceived Role of Marketing Activities in the Context of Transnational Economy. //Trziste / Market (University of Zagreb), Vol. XXI (2009), br. 2, р. 167-182 [Электр. ресурс]: http://hrcak.srce.hr/file/81061 (дата обращения: 27.06.2013).
3. Global Innovation Index rankings, 2012 (INSEAD), [Электр. ресурс]: http://www.wipo.int/export/sites/www/econ_stat/en/economics/gii/pdf/rankings.pdf (дата обращения: 27.06.2013).
4. The Global Innovation Index 2013. The Local Dynamics of Innovation (Cornell University, INSEAD, WIPO) [Электр. ресурс]: http://www.wipo.int/export/sites/www/ freepublications/en/economics/gii/gii_2013.pdf (дата обращения: 1.07.2013).
5. Hofstede G.J., Pedersen P.B., Hofstede G. Exporing Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures. Intercultural Press, 2002, 234 pp.
6. Kaarela M., Koponen P. Commercialization as the bridge from Russian science to prosperity. 7.1.2013 [Электр. ресурс]: http://www.centrumbalticum.org/en/tietopankki/ commercialization-bridge-russian-science-prosperity (дата обращения: 1.07.2013).
7. Koponen P. Commercialization of innovations in the field of nanotechnologies. St. Petersburg Innovation Forum, 29 Sept 2011 Электр. ресурс]: http://www.innopartnership.ru/kuvat/pekka_koponen_commercialization_of_innovations_.pdf
8. Kotler P. A Megamarketing // Harvard Business Review, 1986, V.64, pp 117-124.
9. Sheth J.N. Impact of Emerging Markets on Marketing: Rethinking Existing Perspectives and Practices. // Journal of Marketing. Vol. 75 (July 2011), 166-182.
Е.В. Романов
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ВУЗА
MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Аннотация: концепция инновационного развития вуза строится на совершенствовании методологии стратегического планирования; сохранении и приумножении кадрового потенциала; реализации принципов сетевого взаимодействия (межвузовского и внутривузовского). В статье представлен авторский подход к стратегическому анализу, основанный на модельном представлении состояния внешней и внутренней среды, которая обеспечит достижение установленных стратегических ориентиров деятельности организации. На основе анализа существующих возможностей и угроз, сильных и слабых сторон разрабатываются стратегические решения, нацеленные на трансформацию внешней среды (по крайней мере «ближнего окружения») в интересах организации. Обосновано, что сохранение существующего курса на принятие стратегических решений в сфере образования без соответствующих согласований с профессиональным и экспертным сообществом ставит под угрозу срыва реализацию целей, заявленных в документах по инновационному развитию экономики России.
Ключевые слова: инновационное развитие; концепция «обратного SWOT-анализа»; угрозы инновационному развитию; развитие человеческого потенциала; сетевое взаимодействие.
Abstract: the concept of innovative development of higher education institution is under construction on improvement of methodology of strategic planning; preservation and enhancement of personnel potential; realization of the principles of network interaction (interuniversity and intra high school). Author's approach to the strategic analysis, based on model representation of the condition of the external and internal environment which will provide achievement of the established strategic reference points of activity of the organization is the presented in article. On the basis of the analysis of existing opportunities and threats, strong and weaknesses the strategic decisions aimed to the transformation of environment (at least «a near environment») in the interests of the organization are developed. It is proved that preservation of an existing course on adoption of strategic decisions in education without the corresponding coordination with professional and expert community threatens failure realization of the purposes declared in documents on innovative development of economy of Russia.
Keywords: innovative development; concept of «the return SWOT analysis»; threats to innovative development; of human potential development; network interaction.
© Е.В. Романов, 2013