Научная статья на тему 'Инновации в управлении природоохранной деятельностью. Экологический аудит территорий и экологическое нормирование'

Инновации в управлении природоохранной деятельностью. Экологический аудит территорий и экологическое нормирование Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
192
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И НОРМИРОВАНИЕ / INNOVATIONS / ECOLOGY / ECOLOGICAL AUDIT AND RATIONING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Юрина Владлена Сергеевна, Кудинова Галина Эдуардовна, Кудинова Наталья Андреевна

В статье освещены инновационные подходы в рациональном природопользовании и инновации в управлении природоохранной деятельностью, вопросы экологического нормирования РФ и экологического аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Юрина Владлена Сергеевна, Кудинова Галина Эдуардовна, Кудинова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MANAGEMENT OF NATURE PROTECTION ACTIVITY. ECOLOGICAL AUDIT OF TERRITORIES AND ECOLOGICAL RATIONING

In article innovative approaches in rational wildlife management and an innovation in management of nature protection activity, questions of ecological rationing of the Russian Federation and ecological audit are shined

Текст научной работы на тему «Инновации в управлении природоохранной деятельностью. Экологический аудит территорий и экологическое нормирование»

УДК 574 (076. 6) (34:504:657.6)

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ТЕРРИТОРИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

© 2013

В.С. Юрина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Г.Э. Кудинова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия)

Н.А. Кудинова, студентка Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана, Москва (Россия)

Аннотация: В статье освещены инновационные подходы в рациональном природопользовании и инновации в управлении природоохранной деятельностью, вопросы экологического нормирования РФ и экологического аудита Ключевые слова: инновации, экология, экологический аудит и нормирование.

Научно-техническое и социально-экономическое развитие индустриальных стран во второй половине XX века «вызвало» к жизни новое междисциплинарное научное направление, связанное с организацией эффективного использования результатов научных исследований и разработок, направленных на повышение качества жизни Человека, - инноватику. Естественно, что качество жизни Человека никак не может рассматриваться в отрыве от качества природной среды, в которой этот Человек живет. Именно эколого-иннова-ционная деятельность должна стать основной при переходе экономики нашей страны на качественно новый уровень, постулируемый её руководством [распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»].

Экологическое нормирование

Следует отметить, что экологическое нормирование является ключевой проблемой в формировании экологической безопасности. Более чем два десятилетия назад в России был поставлен вопрос о необходимости определения допустимых экологических нагрузок и адекватных ограничений (нормирования) существующих антропогенных воздействий с учетом всей совокупности возможного вредного воздействия многих факторов и природной специфики объектов. В Законе «Об охране окружающей среды», в числе прочих, предписывается обоснование и использование в практике двух типов нормативов [8, ст. 21, 22, 27]:

- нормативов качества окружающей среды - «устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов»;

- нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (в т. ч. нормативов допустимой антропогенной нагрузки) - «устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий».

В уже упоминавшейся «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», по разделу «Экологическая безопасность экономики и экология человека» одним из направлений определено поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников с использованием новой системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, стимулирование процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости и материалоемкости, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Целевыми ориентирами этой Концепции и основных направлений деятельно-

сти Правительства РФ определены снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз и снижение уровня воздействия на окружающую среду в 2-2,5 раза.

На заседании Госсовета РФ 27 мая 2010 года с повесткой дня «О совершенствовании государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды», президент РФ Д.А. Медведев не только заявил, что тема защиты природы «должна стать модной и престижной не только для экологов», но и для всего общества, но и сконцентрировал внимание на законодательном обеспечении, в том числе, и проблем, связанных с экологическим нормированием.

30 марта 2011 г. уже в Правительстве РФ прошло совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России», на котором председатель Правительства РФ В.В. Путин в качестве основных проблем в области экологии выделил следующие:

- воздействие на окружающую среду в результате интенсивного развития хозяйственной деятельности, транспортной, промышленной инфраструктуры;

- воздействие «архаичных производств», которые не отвечают современным экологическим требованиям;

- захламление почв отходами производства и потребления, неиспользование указанных отходов в качестве вторичного сырья.

Основными причинами указанных проблем с точки зрения В.В. Путина являются несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и «зелёных» технологий. Председатель Правительства РФ отметил необходимость законодательных изменения в следующих областях:

- нормирование воздействия на окружающую среду за счёт внедрения наилучших существующих технологий. При этом такие технологии должны быть финансово доступными для предприятий и экономически эффективными.

- экономическое стимулирование модернизации предприятий, применения энергосберегающих и экологически чистых технологий.

- усиление ответственности для предприятий, не соблюдающих законодательство и нарушающих установленные правила

Наконец, на заседании президиума Госсовета по экологии, состоявшемся 9 июня в Дзержинске Нижегородской области, президент России Д.А. Медведем вновь поднял вопрос об экологическом нормировании, как одном из механизмов управления в сфере рационального природопользования [собрание посвященное эко.обстановке РФ, освещенная РИО новости. 2011г.]

Экологическое нормирование предполагает учет так называемой предельно допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений

и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

Экологический аудит территории.

Экологический аудит (ЭА) определяют как «объективный, независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами независимых специалистов в сжатые сроки» [7, с. 28]. Очевидно, что наиболее предпочтительно развивать ЭА в направлении, основанном на системном комплексном подходе к определению целей, сущности, организации и процедур проведения ЭА как организационно-правового механизма обеспечения безопасности и инвестиционной привлекательности предприятия или иного объекта экоаудита. При этом критерии оценки экобезопасности объекта сводятся к социо-эколого-экономическим характеристикам природопользования - объемам поступающих в окружающую среду поллютантов, масштабом изъятых ресурсов, ущербам, наносимых природе и обществу, а так же с учетом обратной связи - влияния загрязненной окружающей среды на объект экоаудита.

Экологический аудит территории (ЭАТ), как частный случай ЭА, является инструментом решения проблем, связанных с состоянием окружающей среды на территории антропогенного воздействия разного масштаба. Процедуру ЭАТ определяют особенности территории - инфраструктура, географические и климатические характеристики, особенности экономики, социальной сферы, экологическая обстановка и т. п. Проведение ЭАТ способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.

Проблема экологического аудита в границах административного районирования требует решения следующих комплексных задач:

- определения разделов аудита с учетом картографических возможностей аэро- и космических снимков;

- выбора основных показателей, характеризующих оценку экономической деятельности региона;

- представления комплекса картографических показателей определяющих экологическую деятельность агропромышленных предприятий и всего региона;

- анализа и оценки экологических показателей, включенных в данные аудита.

Предполагаются следующие разделы регионального экологического аудита: юридический, экономический, экологический, картографический.

Экологический аудит территории является одним из новых и перспективных инструментов регулирования деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. При этом ЭАТ является и одним из приоритетных направлений обеспечения требований международных стандартов ШО 14000 по развитию систем экологического управления на данных территориях, в том числе - для сохранения объектов живой при-

© 2013

роды. Опыт осуществления ЭАТ с использованием разработанной в ИЭВБ РАН экспертно-информационной системы REGION, позволяющей создавать экологические атласы, имеется для территорий разного масштаба [Розенберг Г.С. 2010].

Инновация в управлении природоохранной деятельностью

В современной инновационной экономике (экономике знаний) центр интересов достаточно быстро смещается на нематериальные активы или интеллектуальный капитал. Знания, интеллектуальные ресурсы выступают в качестве главного условия экономического роста, опережая такие факторы, как труд, капитал, природные ресурсы и многие другие. Организация их использования, воплощения в продукты, услуги и инновации относится к наиболее сложным проблемам современного менеджмента, решение которых требует новых подходов как к собственно управлению, так и к обучению управленческих кадров. Именно поэтому управление нематериальными ресурсами становится ведущей парадигмой менеджмента XXI в.

В России попытка «войти» в эту парадигму вылилась в планы амбициозного строительства «технограда с нуля» - Сколково. [Коновалов В.М. 2005]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

3. Кудинова Г.Э., Устойчивое развитие экономикоэкологических систем региона / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга: Монография. - Тольятти: Кассандра, 2013. - 130 с.: ил.

4. Розенберг Г.С., Павлов Д.С., Захаров В.М. и др. Биомониторинг для устойчивого эколого-экономическо-го развития территорий Волжского бассейна // Экология и промыш. России. 2010. № 11.

5. Розенберг Г.С., Зибарев А.Г., Кудинова Г.Э., Карпенко Статья ««Блеск и нищета» инновационной деятельности в экологии (с примерами по Волжскому бассейну)» 2011г.

6. Юрина В.С., Устойчивое развитие и экологический аудит социо-эколого-экономических систем/ Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга: Монография. -Тольятти: Кассандра, 2013. - 90 с.: ил.

Российский фонд фундаментальных исследований Поволжье. Региональный конкурс (грант №14-0697019), Программа грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (грант НШ-3018.2012.4)

INNOVATIONS IN MANAGEMENT OF NATURE PROTECTION ACTIVITY. ECOLOGICAL AUDIT OF TERRITORIES AND ECOLOGICAL RATIONING

V.S. Yurina, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department

«Accounting, analysis and audit»

Volga Region State University of Service, Tolyatti (Russia)

G. E. Kudinova, candidate of economic sciences, associate professor, senior researcher Institute of ecology of the Volga pool of the RAS, Tolyatti (Russia)

N.A. Kudinova, student Moscow State University N.E. Bauman, Moscow (Russia)

Annotation'. In article innovative approaches in rational wildlife management and an innovation in management of nature protection activity, questions of ecological rationing of the Russian Federation and ecological audit are shined Keywords: innovations, ecology, ecological audit and rationing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.