Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тавасиева З.Р., Позмогов А.И.

В современных условиях хозяйствования в организациях внедрение инновационных технологий в сфере управления персоналом становится актуальной задачей. Важнейшим фактором реализации инновационных решений задач, возникающих в современных коллективах, являются кадровые инновации. Они основываются на необходимости тесной взаимосвязи стратегии развития компании с планированием персонала; оценке степени влияния издержек на работу с кадрами на экономические показатели производства; формировании необходимого количества компетенций, профессиональных навыков для эффективной работы на рынке труда. Определены основные направления инновационных кадровых технологий, а также формы их реализации в системе управления. Предложена модель работы с инновациями в системе управления персоналом. Установлены зависимости внедрения инноваций в управлении персоналом с решением конкретных задач, а также их базовые направленности. Утверждается, что главная цель инноваций в управлении персоналом, это обеспечение организации сотрудниками, способными генерировать инновационные идеи и технологии их воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN PERSONNEL MANAGEMENT OF ORGANIZATION

In modern conditions of managing in the organizations introduction of innovative technologies in the sphere of human resource management becomes an urgent task. The most important factor of realization of innovative solutions of the tasks arising in modern collectives are personnel innovations. They are based on need of close interrelation of the development strategy of the company with planning of personnel; to assessment of extent of influence of costs for work with shots on economic indicators of production; formation of necessary amount of competences, professional skills for effective work in labor market. The main directions of innovative personnel technologies, and also forms of their realization in a control system are defined. The model of work with innovations in a personnel management system is offered. Dependences of introduction of innovations in human resource management with the solution of specific objectives, and also their basic orientations are established. It is claimed that a main goal of in human resource management, is providing the organization by the employees capable to the innovative ideas and technologies of their embodiment.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

инновации в управлении персоналом организации

INNOVATION IN PERSONNEL MANAGEMENT OF ORGANIZATION

ПОЛУЧЕНО 10.03.17 ОДОБРЕНО 14.03.17 ОПУБЛИКОВАНО 24.04.17 ТАВАСИЕВА З.Р.

Канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры «Менеджмент», Финансовый университет при правительстве РФ, Владикавказский филиал, г. Владикавказ

TAVASIEVA Z.R.

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of «Management» Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz Branch, Vladikavkaz

e-mail: zarinacompany@yandex.ru

УДК 331.1 DOI 10.12737/25268 ПОЗМОгОВ А.И.

Канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент», Финансовый университет при правительстве РФ, Владикавказский филиал, г. Владикавказ

POZMOGOV A.I.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of «Management» Department, Financial University under the Government of the Russian Federation,Vladikavkaz Branch, Vladikavkaz

e-mail: pozmogov@bk.ru 2

Аннотация

В современных условиях хозяйствования в организациях внедрение инновационных технологий в сфере управления персоналом становится актуальной задачей. Важнейшим фактором реализации инновационных решений задач, возникающих в современных коллективах, являются кадровые инновации. Они основываются на необходимости тесной взаимосвязи стратегии развития компании с планированием персонала; оценке степени влияния издержек на работу с кадрами на экономические показатели производства; формировании необходимого количества компетенций, профессиональных навыков для эффективной работы на рынке труда. Определены основные направления инновационных кадровых технологий, а также формы их реализации в системе управления. Предложена модель работы с инновациями в системе управления персоналом. Установлены зависимости внедрения инноваций в управлении персоналом с решением конкретных задач, а также их базовые направленности. Утверждается, что главная цель инноваций в управлении персоналом, это обеспечение организации сотрудниками, способными генерировать инновационные идеи и технологии их воплощения.

Ключевые слова: инновации, управление персоналом, менеджмент, организация, инновационные технологии, инновационные подходы. Abstract

In modern conditions of managing in the organizations introduction of innovative technologies in the sphere of human resource management becomes an urgent task. The most important factor of realization of innovative solutions of the tasks arising in modern collectives are personnel innovations. They are based on need of close interrelation of the development strategy of the company with planning of personnel; to assessment of extent of influence of costs for work with shots on economic indicators of production; formation of necessary amount of competences, professional skills for effective work in labor market. The main directions of innovative personnel technologies, and also forms of their realization in a control system are defined. The model of work with innovations in a personnel management system is offered. Dependences of introduction of innovations in human resource management with the solution of specific objectives, and also their basic orientations are established. It is claimed that a main goal of in human resource management, is providing the organization by the employees capable to the innovative ideas and technologies of their embodiment.

Keywords: innovation, staff management, management, organization, innovation technologies, innovative approaches.

актуальность

В условиях, когда конкуренция между организациями и компаниями неуклонно сдвигается в сферу управления знаниями и человеческого капитала, инновации в управлении человеческими ресурсами становятся решающим фактором успеха. Инновации в управлении человеческими ресурсами прочно связаны с инновациями в бизнесе. Для того чтобы выжить и совершенствоваться, каждая организация или компания должна принимать инновационные решения и внедрять инновации. При этом ведущим фактором, определяющим основу для разработки инновационных идей и их успешного внедрения в условиях инновационной экономики, являются его сотрудники со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями.

цель и задачи

Главная цель управления персоналом — эффективное формирование, использование и развитие имеющихся кадров предприятия и привлеченных впервые.

Инновационной системой управления персоналом в организации будет такая гибкая система управления персоналом, которая учитывает и формирует потребности в работе кадров, способных разрабатывать, внедрять и широко использовать инновации.

Из этого следует, что предпосылки для инновационного пути развития определяются, прежде всего, присутствием специалистов, способных генерировать инновационные идеи. Однако только в условиях развитой рыночной конкурентной среды могут быть реализованы все принципы инновационного развития и управления [3].

Кадровые инновации рассматриваются как подсистема общей системы управленческих инноваций в организации. Инвестирование в развитие людских ресурсов играет более важную роль, нежели инвестирование и усовершенствование производственных мощностей. Значимость человеческого (интеллектуального) потенциала увеличивается с возрастанием скорости технологического прогресса, с развитием информационных технологий, усилением конкурентной борьбы и прочих условий.

Каждая организация стремится максимально применять потенциальные возможности своих сотрудников, рационально использовать их умственные способности. Рассматривая инновационную деятельность в управлении персоналом, отметим, что она имеет отличительные черты, свойственные общему понятию нововведения: во-первых, перемены в управлении персоналом нацелены на разрешение конкретных проблем, в соответствии со стратегией развития компании; во-вторых, заранее нельзя определить точный результат, к которому они могут привести; в-третьих, изменения в управлении персоналом могут спровоцировать конфликтные ситуации, сопряженные с противодействием сотрудников и непринятием ими инноваций; в-четвертых, изменения управления персоналом дают мультипликационный эффект, т.е. провоцируют встречные перемены в других подсистемах компании, вследствие того, что они касаются ключевой составляющей организации — ее работников [5].

Инновации в управлении персоналом чаще всего инициируются менеджером по персоналу, который видит потребность внедрения инновации в работу компании.

При этом инновационное управление кадрами основывается на следующих исходных задачах:

- необходимость тесной взаимосвязи стратегии развития компании с планированием персонала;

- оценка степени влияния издержек на работу с кадрами на экономические показатели производства;

- формирование необходимого количества компетенций, профессиональных навыков для эффективной работы на рынке труда.

Любой организации необходимы лишь те инновации в управлении персоналом, потребность в которых ясна и понятна всем сотрудникам, и которые объединены управленческими и экономическими нуждами конкретной компании. Для этого сначала необходимо обнаружить ряд ключевых проблем, которые требуют такого решения, затем произвести анализ вариантов решения одной из выявленных проблем, впоследствии отбирается подходящий вариант. Если это внедрение будет иметь успех, инновация внедряется в жизнь. В дальнейшем инновации в управлении персоналом анализируются, по мере надобности — корректируются [1].

основные направления развития

Можно выделить ряд обстоятельств, которые обосновывают потребность организаций в инновационных кадровых технологиях и предопределяют основные направления их развития:

- повышение уровня образованности персонала: разнообразно образованные сотрудники требуют большей свободы и самостоятельности на рабочем месте;

- технологизация управления и производства: возникновение новых, прежде всего, информационных технологий предполагает обязательную переподготовку как работников, так и менеджеров;

- изменение состава рабочей силы: планирование трудовых ресурсов любой организации обязывает учитывать увеличение доли женщин, пожилых людей и других групп населения, что приведет к изменению ценностей организации и кадровых технологий;

- возрастание роли технологий охраны здоровья и безопасности профессиональной деятельности: данная тенденция предполагает внедрение новых способов отбора и обучения персонала;

- изменение роли топ-менеджмента организации, который в перспективе становится все более активным участником процесса развития персонала;

- формирование новой трудовой этики: в связи с развитием проектных и командных форм работы все больше внимания будет уделяться личности работника;

- изменение роли служб управления персоналом в стратегическом планировании: понимание персонала как источника прибыли изменит сущность работы кадровых служб;

- развитие процедур оценки достижений сотрудников: организации будут обязаны делиться доходами с работниками на основании более объективных и ориентированных на результат систем оценки персонального вклада;

- новая кадровая политика: традиционное формальное иерархическое управление уступит место профессиональному управлению с большей ориентацией на человеческое достоинство.

инновационные подходы

Инновационные подходы к управлению персоналом должны основываться и на учете специфики персонала, которая состоит в следующем:

1. Люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие — эмоционально-осмысленная, а не механическая, значит, процесс взаимодействия между компанией и сотрудником является двусторонним.

2. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, а это наиболее значительный и долговременный ресурс увеличения эффективности деятельности любой компании.

3. Трудовая жизнь человека в современном обществе длится 30—50 лет, в соответствии с этим взаимоотношения между сотрудником и компанией имеют долговременный характер.

4. Люди приходят в компанию осознанно, с определенными целями и, соответственно, ждут поддержки в реализации своих целей. Удовлетворенность работника взаимодействием с организацией является необходимым условием, как и удовлетворенность со стороны организации [4, 6].

Таким образом, инновации — это не только применение высоких технологий, но и инновации в области управленческих решений. Следовательно именно управление персоналом является основным компонентом системы инновационного управления предприятием в целом и занимает место наиболее важного фактора экономического успеха компании. Для повышения эффективности инновационного развития организации необходимо наличие системы управления инновационного управления персоналом, что создает благоприятные условия труда, а также обеспечивает возможность карьерного роста и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.

Для осуществления основных, стоящих перед компанией, задач необходимы структурные преобразования системы управления персоналом на основе новых управленческих технологий. Внедрение инноваций в систему управления персоналом необходимо осуществлять на основе исследования системы управления персоналом, выявления ее возможностей и недостатков, а также с учетом требований последних тенденций в сфере управления персоналом и специфичности развития компании [2].

Кроме того, осуществляя разработку и внедрение инноваций в систему управления персоналом, следует дать оценку их своевременности, возможности и результативности, т.е. сделать все возможное, чтобы противодействие персонала было как можно меньше, а результативность нововведений как можно больше [9].

инновационные технологии и формы их реализации

С целью эффективной деятельности система управления персоналом должна содержать в себе оптимальные методы и технологии, которые совпадают с принципами, лежащими в ее основе [10, 11].

При этом, инновационные технологии в управлении персоналом можно рассматривать как:

- новые, повышающие эффективность деятельности организации, приемы управления человеческими ресурсами инновационные технологии кадрового менеджмента. К ним можно отнести новые (ноу-хау) способы воздействия на персонал. Например, появление новых способов коммуникации (телефон, интернет и пр.) привело к резкому росту эффективности деятельности организаций за счет увеличения скорости передачи информации в пространстве и времени;

- традиционные технологии внедрения инноваций в работу с персоналом организации предполагают использование в рамках старой процедуры нового элемента управления. Например, традиционная процедура отбора сотрудников в резерв управленческих кадров может быть дополнена инновационной методикой выявления генетических маркеров лидерства (если такие будут обнаружены).

Реализовываться инновации в системе управления персоналом могут в следующих формах:

- с постепенным усовершенствованием отдельных качеств работы персонала (текущие);

- в форме конструктивного, скачкообразного совершенствования всей системы управления персоналом (прорывное).

При этом поступательное улучшение не сопряжено с резкими изменениями итогов деятельности персонала организации. Как правило, оно не затрагивает структурных изменений. В общем виде его можно представить как долговременное постоянное улучшение с привлечением предельного числа сотрудников. Прорывное совершенствование системы управления персоналом обычно затрагивает не только улучшаемые стороны деятельности работников, но также и всю систему управления персоналом в целом [7, 8]. Наглядно система работы с инновациями в управление персоналом, базирующаяся на разграничении инноваций на текущие и прорывные, показана на рис. 1.

Внедрение инноваций в управление персоналом связано с решением основных задач:

- улучшение продуктивности деятельности;

- эффективное обучение и развитие персонала;

- улучшение рабочих взаимоотношений и создание творческой среды;

- улучшение качества жизни;

- стимулирование конструктивных идей;

- лучшее использование мастерства и способностей людей;

- повышение восприимчивости и адаптивности персонала к нововведениям.

Выделяют несколько базовых инновационных направлений в управлении персоналом:

1. Инновационно-образовательный менеджмент — нововведения в подготовке профессиональных кадров в университетах, институтах, колледжах, иных учебных заведениях.

2. Инновационно-кадровый маркетинг — формирование нового и эффективного кадрового потенциала.

3. Инновационно-технологический кадровый менеджмент — современные способы работы с персоналом на этапе освоения видов новой техники и технологий в их профессиональной деятельности, аттестации, новое распределение функций и полномочий в сложившейся кадровой структуре, нововведения в формах и методах переподготовки и повышения квалификации персонала, способы продвижения и перемещения сотрудников, совершенствование работы с элитными кадрами.

Особый смысл инноваций в управлении персоналом заключается не только в направленности на изменение существующей практики, но и на порождение принципиально иной практики, более того, в постоянной генерации иной практики. То нововведение, которое внедрено, ассимилировано персоналом, не перестает быть новым, но лишается черты инновационности. В нашем случае вектор институциа-лизации должен не ограничиваться организационно-управленческим оформлением нововведений и их нормативным закреплением в изменяющейся практике, но постоянное, опережающее генерирование инноваций в области управления персоналом должно стать важнейшей ценностью работников. Институализированная деятельность работников должна основываться на наборах правил, процедур соответствий, морального и этического поведения индивидуумов в интересах создания принципиально нового.

Рис. 1. Модель реализации инноваций в системе управления персоналом

заключение

Главная цель инноваций в управлении персоналом организации — это обеспечение организации сотрудниками, непрерывно генерирующими инновации во всех областях своей деятельности, их результативное применение с помощью формирования условий для введения инноваций, профессионального и социального развития персонала с пользой как для самих сотрудников, так и для компании и общества в целом.

литература

1. Белоконева А.А. Инновации в управлении персоналом [Текст] / А.А. Белоконева, А.В. Дудкина, О.А. Морозова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — 2014. — С. 32-38.

2. Власова А.А. Особенности инновационной деятельности в управлении персоналом [Текст] / А.А. Власова, Ю.А. Дмит-раченко // Управление трудовыми ресурсами. — 2012. — № 5. — С. 26-30.

3. Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации [Текст] / Р.А. Долженко / / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 1 (99). — С. 149-153.

4. Кибанов А.Я. Управление персоналом [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов. — М.: ИНФРА, 2010. — 638 с.

5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е.В. Маслов, П.В. Шеметов. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 312 с.

6. Спивак В.А. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / В.А. Спивак. — М.: Эксмо, 2010. — 226 с.

7. Тавасиева З.Р. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебное пособие / З.Р. Тавасиева, И.З. Тогу-зова. — Владикавказ: Издательство НПКП «МАВР», 2016. — 86 с.

8. Тавасиева З.Р. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие / З.Р. Тавасиева, И.З. Тогузова, Л.А. Туаева. — Владикавказ: Издательство НПКП «МАВР», 2016. — 215 с.

9. Jimenez-Jimenez D., Sanz-Valle R. Innovation and human resource manage-ment fit: an empirical study // International Journal of Manpower. — 2005. — Vol. 26. — Is. 4. — P. 364381. — Doi: 10.1108/01437720510609555

10. Jorgensen F., Becker K.L., Matthews J.H. Human Resource Management and Innovation: What are Knowledge-Intensive Firms Doing? // Enhancing the innovation environment:

Proceedings of the 10th International CINet Conference, 6-8 September 2009. — Brisbane, 2009. — P. 451-463.

11. Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. Y-L., Doubleday, Currency, 1997, p. 67.

references

1. Belokoneva A.A., Dudkina A.V., Morozova O.A. Innovatsii v upravlenii personalom [Innovations in personnel management]. Materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj ehlektronnoj nauchnoj konferentsii «Studencheskij nauchnyj forum» [Proceedings of the VII International Student Electronic Scientific Conference «Student Scientific Forum»]. 2014, pp. 32-38. (in Russian)

2. Vlasova A.A., Dmitrachenko YU.A. Osobennostiinnovatsionnoj deyatel'nosti v upravlenii personalom [Features of innovative activities in personnel management]. Upravlenie trudovymi resursami [Management of Human Resources]. 2012, I. 5, pp. 26-30. (in Russian)

3. Dolzhenko R.A. Innovatsii v sisteme upravleniya personalom organizatsii [Innovations in the system of personnel management]. Vestnik Ältajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Altai State Agrarian University]. 2013, I. 1 (99), pp. 149-153. (in Russian)

4. Kibanov, A.YA. Upravlenie personalom [Personnel management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 638 p.

5. Maslov, E.V., SHemetov P.V. Upravlenie personalompredpriyatiya [The personnel management of the company]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 312 p.

6. Spivak V.A. Upravlenie personalom [Personnel management]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 226 p.

7. Tavasieva Z.R., Toguzova I.Z. Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management]. Vladikavkaz: NPKP «MAVR» Publ., 2016. 86 p.

8. Tavasieva Z.R., Toguzova I.Z., Tuaeva L.A. Menedzhment organizatsii [Organization management]. Vladikavkaz: NPKP «MAVR» Publ., 2016. 215 p.

9. Jimenez-Jimenez D., Sanz-Valle R. Innovation and human resource management fit: an empirical study // International Journal of Manpower. — 2005. — Vol. 26. — Is. 4. — P. 364381. — doi: 10.1108/01437720510609555

10. Jorgensen F., Becker K.L., Matthews J.H. Human Resource Management and Innovation: What are Knowledge-Intensive Firms Doing? // Enhancing the innovation environment: Proceedings of the 10th International CINet Conference, 6-8 September 2009. — Brisbane, 2009. — P. 451-463.

11. Stewart T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. Y.-L., Doubleday, Currency, 1997, p. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управление персоналом. теория и практика. управление инновациями в кадровой работе

Учебно-практическое пособие/под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. — М.: Проспект, 2017, 72 с.

Представлены теория и практика управления инновациями в кадровой работе. Персонал, обладающий творческими тособностями, инновационным потенциалом, рассматривается как источник инноваций, требующий определенных организационно-экономических условий. Рассматриваются особенности управления персоналом и роль субъектов управления персоналом в инновационной деятельности организации. Инновации в управлении персоналом представлены как разновидность управленческих. Описываются управленческие технологии разработки и внедрения нововведений. Особое внимание уделено условиям формирования и функционирования проектныхгрупп. Подробно освещаются причины сопротивления инновациям и методы его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.