Научная статья на тему 'Инновации в учебно-познавательной деятельности'

Инновации в учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ СРЕДОВОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ПОЛИПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / INNOVATION / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / AGENT OF LEARNING / DISTANCE LEARNING MODEL / ENVIRONMENTAL LEARNING MODEL / POLYPOSITIONAL LEARNING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова Ольга Борисовна

В статье представлены результаты исследования учебно-познавательной деятельности современного школьника, а также поиска и разработки продуктивных моделей обучения школьника как субъекта учения. Автор описывает такие инновационные модели, как модель дистанционного обучения, модель средового обучения, модель полипозиционного обучения. Данные модели апробированы в ходе локальных экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The description of the results of changing of the modern schoolchilds educational and cognitive activity as well as of the results of the research and developing of productive models of teaching the schoolchild as the agent of learning is the aim of the article. The author is describing the innovational models such as: distance learning model, environmental learning model, polypositional learning model. These models have been approved in the course of local experiments. The derived results are characterized by newness and have theoretical and practical significance.

Текст научной работы на тему «Инновации в учебно-познавательной деятельности»

технической, художественной, ремесленнической самодеятельности: выставок, конкурсов, фестивалей, вечером отдыха; спортивных состязаний; встреч с деятелями культуры и т.п. Формы самодеятельности ориентировать на прямое использование полученных навыков и результатов в обыденной жизни, более развивающих, направленных на конкретную поэтапную деятельность;

- социокультурные реабилитационные центры как учреждения культуры, в функции которых могут быть включены все вышеотмеченные механизмы, направления и формы. Данные центры также могут в наибольшей мере интегрировать субъекты реабилитационного процесса: родителей - детей - медицинских специалистов -работников социокультурной сферы - социальных служащих.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь одним из видов деятельности в свободное время для детей-инвалидов, отвечает их социальным и индивидуальным потребностям, обеспечивает организацию содержательного досуга, развивает творческие способности и тем самым компенсирует инвалидность.

Активное использование ресурсов культурнодосуговой деятельности позволяет успешно решать основные социальные и социально-психологичес-

кие проблемы детей с ограниченными возможностями, способствует их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.

Библиографический список

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - С. 5.

2. ГусловаМ.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого-педагоги-ческого сопровождения ребенка-инвалида, его семьи // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 119-130.

3. Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 20 с.

4. Коновалова А.П. Социально-педагогическая защита детей-инвалидов во взаимодействии семьи и других институтов воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2002. - 20 с.

5. ФоминаА.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 46 с.

УДК 37.013

О.Б. Даутова ИННОВАЦИИ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены результаты исследования учебно-познавательной деятельности современного школьника, а также поиска и разработки продуктивных моделей обучения школьника как субъекта учения. Автор описывает такие инновационные модели, как модель дистанционного обучения, модель средового обучения, модель полипозиционного обучения. Данные модели апробированы в ходе локальных экспериментов.

Ключевые слова: инновация, учебно-познавательная деятельность, субъект учения, модель дистанционного обучения, модель средового обучения, модель полипозиционного обучения.

Ассоциация инновационных школ и центров определяет педагогическую инновацию следующим образом: «Под педагогической инновацией понимается образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и в культурной традиции концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу» [2, с. 7].

По мнению В.И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, тех-

нологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи образования [1, с. 17].

Мы придерживаемся точки зрения, что современные педагогические инновации предполагают субъектно-деятельностный подход, что составляет специфику педагогических нововведений: их ориентацию на целостного человека, т.е. они име-

ют гуманистическую и гуманитарную направленность, способствуют развитию субъектности и индивидуальности человека. Именно к этому типу инноваций принадлежат инновации в области процесса обучения как взаимосвязанной деятельности субъектов педагогического процесса: педагога и обучающегося. Обучение как инновация становится более индивидуализированным, функциональным, технологичным и эффективным.

Если при традиционной системе обучения цели и содержание оказываются фактически совпадающими (цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационных системах обучения целью становится раскрытие потенциала человека, развитие его способностей и способов деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием выступает все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается данное содержание.

Показателем целостного развития человека выступает позиция. Мы придерживаемся точки зрения Л. Клинберга, В. Оконя [3; 4], рассматривающих позицию школьника в качестве одного из важнейших компонентов процесса обучения. В нашем исследовании на основе позиции обучающегося определены следующие типы инноваций.

Первый тип инноваций связан с усиливающейся автономией учащегося, когда он выходит на осуществление самостоятельной учебной деятельности. Как правило, эти инновации связаны с переходом к нелинейному процессу обучения. Первая позиция обучающегося - автономная, с ориентацией на учебный материал / содержание образования. Наиболее ярко это проявляется в дистанционном обучении, где обучающийся отдален от преподавателя. Мы это опишем в модели обучения №1 - модели дистанционного обучения. Однако и в традиционном процессе обучения эта модель может быть реализована там, где педагог создает условия для проявления самостоятельности и автономности обучающегося.

Второй тип инноваций связан с другой моделью обучения - моделью средового обучения, предполагающей выстраивание новой образовательной среды, где обучающимся предоставляется более широкий выбор совместных видов деятельности, как учебной, так и внеучебной. При

реализации этой модели наиболее ярко проявляется такая позиция обучающегося, как диалоговая, с ориентацией на различные формы совместности.

Третий тип инноваций обусловлен гуманизацией отношений между педагогами и обучающимися, широким применением гуманитарных технологий, что позволяет обучающемуся реализовать в процессе учения различные позиции. Эту модель мы назвали модель полипозиционного обучения.

Опишем их более подробно. Модель обучения .№1 - модель дистанционного обучения. Спецификой организации процесса обучения на основе электронных учебных материалов выступает возможность обращения к ресурсу двух субъектов образовательного процесса - и педагога, и обучающегося. Следовательно, если при традиционном процессе обучения присутствует три вида связей: «педагог - ученик», «ученик -предмет изучения», «педагог - предмет изучения» (или в плане динамики изучения - связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом) и эти связи неразрывны и взаимопроникаемы (мы можем их охарактеризовать как непосредственные, видимые связи), - в рамках открытой образовательной развивающей среды связи становятся опосредованными, не только прямое руководство педагога может отсутствовать, но даже и косвенное.

Если обучающийся занимает другую позицию, становится субъектом учения, то появляется новая связь: «ученик - образовательная среда». Эта связь шире, чем связь «ученик - предмет изучения», она избыточна, и от учащегося требуются более сложные стратегии выбора как уровня учебно-познавательной деятельности, так и когнитивных стратегий обработки информации. На основе личностной мотивации осуществляется выбор обучающимся ресурса для выполнения учебной задачи в образовательной среде. (В динамике это будет связь между учением и образовательной средой.)

И в классическом - традиционном - и в новом варианте центральным компонентом обучения выступает организация учебно-познавательной деятельности обучающегося, но если в первом случае ей присущи прямые связи, то во втором опосредованные. Таким образом, модель целостного процесса обучения на основе электронных учебных материалов выстраивается в рамках образовательной среды и требует реа-

лизации запроса как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося.

Очевидно, что реализация этой модели может осуществляться в различных вариантах. Опишем лишь один из них, как пример для понимания усложнения задач, которые предстоит решать и педагогу, и обучающемуся.

I этап - информационный. Поиск информации (и/или знакомство) и самостоятельное изучение учебного материала. На этом этапе основной задачей ученика выступает поиск информации для решения учебной задачи. Следовательно, это связано и с изменением дидактических функций педагога, педагог уже не «передатчик» информации, а сетевик-навигатор, его функцией выступает разработка информационного ресурса. Эти функции мы обозначаем как проектировочную, конструирующую и навигационную или ориентирующую. Педагог проектирует и конструирует навигатор, базы данных, источников и т.д.

II этап - аналитический. Основной задачей ученика выступает аналитическая работа с учебным материалом. Дидактической функцией педагога выступает - обучающая: обучение ученика стратегиям и тактикам работы с учебными материалами; и конструктивная - разработка системы заданий, включающих обучающегося в аналитическую учебно-познавательную деятельность.

III этап - этап конструирования. Он может совпадать с аналитическим этапом, а может рассматриваться и отдельно. Этот этап связан, прежде всего, со структурированием информации. На этом этапе обучающийся всегда включается в продуктивную деятельность. Здесь возможна как самостоятельная аналитическая работа, так и групповая, включающая различные формы совместности.

IV этап - этап оценивания. Обучающийся оценивает полученную информацию с точки зрения ее достоверности, полноты, ценности, актуальности, динамичности (или статичности), релевантности. Педагог преподносит правильный результат и корректирует ошибки. Функции педагога можно обозначить как оценивающую и корректирующую.

Опишем модель №2 - модель средового обучения. Основная идея модели средового обучения заключается в переходе от парадигмы «наполнения» обучаемого знаниями, необходимыми для успешной деятельности, к парадигме развития личности, формирования базы для самоопределения

и самореализации школьника средствами обучающихся сообществ. Под обучающимся сообществом понимается объединение детей и взрослых, созданное с целью развития и обогащения личностного и социального опыта на основе добровольности и в результате реализации совместной деятельности в нелинейном образовательном процессе. Для реализации деятельности обучающегося сообщества необходимо проектирование инновационной образовательной среды.

Образовательная среда составляет диалектическое единство пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Таким образом, качество образовательной среды определяется как качеством пространственно-предметного содержания данной среды и качеством социальных отношений в данной среде, так и качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды. Компонентный состав среды состоит из четырех элементов: субъекты образовательного процесса; социальный компонент образовательной среды; пространственно-предметный компонент образовательной среды; технологический (психодидактический) компонент образовательной среды.

В качестве основных механизмов создания инновационной образовательной среды могут быть выделены три:

1. Изменение системы взаимоотношений участников образовательного процесса на основе новых объединений, содружеств, лабораторий и т.д.

2. Создание инновационной инфраструктуры образовательной среды.

3. Внедрение новых образовательных практик на основе гуманитарных технологий на уровне конкретных образовательных программ.

Сущность образовательной среды проявляется в системе взаимоотношений участников образовательного процесса. Именно содержание этих отношений определяет качество образовательной среды. Организационной формой учебно-познавательной деятельности в инновационной среде школы выступают обучающиеся сообщества.

Организация разнообразной и сложной пространственно-предметной структуры образова-

тельной среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса. В такой среде обучающиеся могут не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипу-лятивно-познавательной, игровой и художественной активности. Разнообразная и структурно сложная образовательная среда предоставляет субъектам обширный комплекс развивающих возможностей, актуализируя их проявление самостоятельности и свободной активности. Организация связности различных функциональных зон пространственно-предметной образовательной среды создает возможность субъектам образовательного процесса осуществлять осознанный выбор и использовать все ее многообразие.

В качестве важнейшей характеристики мы выделяем вариативность деятельности школьников по отбору личностно значимой информации и приобретению опыта социальных отношений: участие в разнообразных организационных формах, использование различных методов, что обеспечивает множественность способов удовлетворения образовательных потребностей школьников. Таким образом, вариативность - это возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной и внеучеб-ной деятельности.

Вторым направлением в изменении образовательной среды выступает появление и развитие новых образовательных практик на основе гуманитарных технологий.

Третьим направлением, дающим инновационный эффект, может являться интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Таким образом, обучающееся сообщество помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в меняющемся мире посредством расширения личностного и социального опыта. Целью обучающегося сообщества является формирование такой картины мира в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе ситуациях неопределенности.

Рассмотрим модель №3 - модель полипози-ционного обучения. В данной моделиучебно-по-знавательная деятельность понимается как система действий обучающегося, включающая це-

леполагание субъекта учения как согласование предметной и личностной задачи и выстраивание системы значимых отношений с целью присвоения содержания образования. Изменение процесса обучения ведет к изменению позиции ученика, которая становится множественной или полипозиционной: позиция обучающегося как субъекта познания, позиция обучающегося как субъекта образовательной коммуникации, позиция обучающегося как субъекта учебной деятельности. Полипозиционность обучающегося является ядром процесса учения, многомерной характеристикой отношений школьника в учебнопознавательной деятельности.

Позиция обучающегося как субъекта познания может быть выражена через познавательное отношение, характеризующиеся как отношение к познанию мира, Других, себя в системе «Я - Мир».

Позиция обучающегося как субъекта коммуникации может быть выражена через отношение коммуникативное в системе «Я - Другие». Коммуникативное отношение характеризуется как отношение, возникающее в процессе образовательной коммуникации.

Позиция обучающегося как субъекта учебной деятельности может быть выражена через отношение метапознавательное в системе «Я - ученик». Отношение метапознавательное отражает процесс осознание себя субъектом учебной деятельности, своих успехов, неудач, барьеров, возникающих в процессе присвоения содержания образования. Представляется, что в обучающемся обществе способность к метапознанию, способность к самоорганизации и самопланирова-нию учения будет выступать ведущей.

Изменение позиции школьника подтверждено проведением исследования на основе качественных методов: включенного наблюдения, интервьюирования, анализа работ школьников: сочинений, рефлексивных дневников и др.

В результате реализации новой модели поли-позиционного обучения у школьника формируется автономная познавательная позиция. Автономная познавательная позиция понимается как динамическое образование личности, совокупность ее реализованных отношений в системе «я -мир», определяющих познавательную направленность личности, образовательную мотивацию, активность и компетенции в области познания.

Обучающийся на основе собственных образовательных потребностей и образовательного

запроса осуществляет целеполагание, затем приступает к проектированию самого процесса учения с учетом образовательной среды и образовательного ресурса. Учение становится самонап-равляемым, учащийся включается в рефлексивные практики и метапознавательную деятельность по реализации своего индивидуального учебного плана или маршрута, у него формируется автономная позиция.

Таким образом, инновации в учебно-познавательной деятельности связаны с усиливающейся автономностью и активностью обучающегося, которые наиболее ярко проявляются в нелинейном образовательном процессе, что требует проектирования новых обучающих моделей, в которых учебно-познавательная деятельность выстраивается как реализация потребностей личности. Учение понимается как средство самоосу-

ществления, реализующего подлинную сущность индивида, именно в этом случае проявляется свобода обучающегося и его деятельность носит творческий характер.

Библиографический список

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

2. Инновационные процессы в образовании.

II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / Под ред. ГА. Бордовс-кого. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - 285 с.

3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990. - 382 с.

УДК 378 (378.14)

С.С. Ермолаева МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье представлена модель педагогического проектирования качества организации обучения в вузе. Реализация данной модели предполагает формирование системы знаний, умений, навыков, общих профессионально значимых качеств и компетенций в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Рассмотрены алгоритм, структура проектирования, показатели качества обучения, критерии сформированности системы ЗУН, профессионально значимых качеств и компетенций.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, качество организации обучения, система знаний, умений, навыков, общие профессионально значимые качества, компетенции.

В настоящее время совершенствование образовательной системы всё больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг. Одним из ключевых компонентов, способствующих эффективному обеспечению качества организации обучения и управления им, является педагогическое проектирование.

Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование [7]. Одна из таких моделей представлена на рисунке.

При разработке данной модели в понятие «качество организации обучения» вкладывалось следующее содержание: это целенаправленный про-

цесс с чёткой структурой, определёнными задачами, в результате которого обучающиеся приобретают систему знаний, умений и навыков, общие профессионально значимые качества личности, переходящие в компетенции, соответствующие требованиям современного общества, обеспечивающие профессиональное становление, необходимые для творческой деятельности, дальнейшего самообразования и саморазвития.

Проектирование модели осуществлялось в соответствии со следующими принципами: человеческих приоритетов, диагностического целепо-лагания, поэтапности, саморазвития, продуктивности, системности, при условии реализации исследовательской, аналитической, прогностической, преобразующей, нормирующей функций педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.