Научная статья на тему 'Инновации в требованиях к транспарентности российских корпораций'

Инновации в требованиях к транспарентности российских корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТРАНСПАРЕНТ-НОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / corporate governance / transparency / information policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леванова Л.Н.

В современных условиях развития отечественных организаций ключевым фактором их эффективности является качество корпоративного управления, которое включает такие блоки, как права акционеров, органы управления, социальная ответственность и, наконец, информационная политика. И уро-вень информационной политики, степень открытости компа-нии для стейкхолдеров формируют уровень транспарентности организации, являющийся ключевым фактором для принятия решений ключевыми инвесторами. Статистические данные от-ражают замедление динамики процента соответствия уровня транспарентности отечественных компаний международным требованиям. Соответственно, актуальным является иссле-дование причин данного явления. Теоретический анализ. Анализируются тенденции развития транспарентности россий-ских компаний и выявляется система факторов, которая должна учитываться компаниями при разработке информационной по-литики. Предполагается, что одной из причин замедляющихся темпов развития информационной политики и транспарентно-сти российских компаний являются инновации в Гражданском кодексе РФ относительно типов акционерных обществ, а также требования Банка России относительно степени их открытости. Результаты. Анализ типов акционерных обществ в соответ-ствии с Гражданским кодексом и инновациями в положениях Банка России позволил сформировать максимальный и мини-мальный объем информации, раскрываемой корпорациями, си-стематизировать императивные требования относительно сте-пени транспарентности каждого типа акционерного общества в экономике России. Систематизированы акционерные общества по степени обязательности раскрытия информации, что имеет практическую пользу как для вновь создаваемых корпоратив-ных структур, так и для компаний, подлежащих преобразова-нию и реорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations Transparency Requirements of the Russian Corporation

In modern conditions of development of domestic companies a key factor of their effectiveness is the quality of corporate governance, which includes such units as the rights of shareholders, governments, social responsibility, and, finally, information policy. And the level of information policy, the degree of transparency for stakeholders form transporentnosti level of organization, which is a key factor for decision-making core investors. The statistics reflect the slowdown percent compliance level transporentnosti domestic companies with international requirements. Accordingly, it is urgent investigation of the causes of this phenomenon. Theoretical analysis. Analyzes the development trend of Russian companies and transporentnosti detected system factors that should be considered by companies in the development of information policy. It is assumed that one reason for slowing down the pace of development of information policy and transporentnosti Russian companies are innovations in the Civil Code with respect to types of joint stock companies, as well as the Central Bank’s requirements with respect to their degree of openness. Results. Analysis of the types of joint stock companies in accordance with the provisions of the Central Bank of Russia’s Civil Code and innovation has allowed to generate a maximum and minimum amount of information disclosed by corporations, organize mandatory requirements concerning degree transporentnosti each type of joint-stock company in the Russian economy. The joint-stock companies on the degree of mandatory disclosures that is of practical use for the newly created corporate structures as well as for companies subject to conversion and restructuring.

Текст научной работы на тему «Инновации в требованиях к транспарентности российских корпораций»

УДК 005.521

ИННОВАЦИИ В ТРЕБОВАНИЯХ К ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

Л. Н. Леванова

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. E-mail: levanovaln1@mail.ru

Введение. В современных условиях развития отечественных организаций ключевым фактором их эффективности является качество корпоративного управления, которое включает такие блоки, как права акционеров, органы управления, социальная ответственность и, наконец, информационная политика. И уровень информационной политики, степень открытости компании для стейкхолдеров формируют уровень транспарентности организации, являющийся ключевым фактором для принятия решений ключевыми инвесторами. Статистические данные отражают замедление динамики процента соответствия уровня транспарентности отечественных компаний международным требованиям. Соответственно, актуальным является исследование причин данного явления. Теоретический анализ. Анализируются тенденции развития транспарентности российских компаний и выявляется система факторов, которая должна учитываться компаниями при разработке информационной политики. Предполагается, что одной из причин замедляющихся темпов развития информационной политики и транспарентности российских компаний являются инновации в Гражданском кодексе РФ относительно типов акционерных обществ, а также требования Банка России относительно степени их открытости. Результаты. Анализ типов акционерных обществ в соответствии с Гражданским кодексом и инновациями в положениях Банка России позволил сформировать максимальный и минимальный объем информации, раскрываемой корпорациями, систематизировать императивные требования относительно степени транспарентности каждого типа акционерного общества в экономике России. Систематизированы акционерные общества по степени обязательности раскрытия информации, что имеет практическую пользу как для вновь создаваемых корпоративных структур, так и для компаний, подлежащих преобразованию и реорганизации.

Ключевые слова: корпоративное управление, транспарентность, информационная политика.

йС1: 10.18500/1994-2540-2017-17-3-285-290

Введение

Современное понятие транспарентности подразумевает объем и качество раскрываемой информации корпорацией во внешней среде или, другими словами, информационную открытость компании. Публичное раскрытие надежной и своевременной информации компанией позволяет делать точную оценку инвесторами финансового состояния и подверженности риску, деловой активности другими стейкхолдерами фирмы. Несомненно, транспарентность компании зависит от качества информационной по-

литики, проводимой ее руководством. Компания реализует открытую информационную политику, когда она не стремится скрыть какие-то сведения о себе, сообщает заинтересованным лицам о тех или иных корпоративных действиях.

Теоретический анализ

Необходимо заметить, что в свете развития корпоративного управления в целом в российских корпорациях вследствие перманентно повышающихся требований законодательства РФ и других корпоративных регуляторов происходит повышение уровня доли рекомендаций практики корпоративного управления в рамках каждого компонента корпоративного управления, в среднем соблюдаемых компаниями. Это отражают результаты исследований 150 российских компаний Российским институтом директоров (рис. 1. На рисунке указывается доля рекомендаций практики корпоративного управления в рамках каждого компонента, в среднем соблюдаемых компаниями в целом по выборке) [1].

Ведущую роль в данной динамике можно отдать такому компоненту, как «раскрытие информации», или транспарентность компаний.

Как видно из диаграммы, компонент корпоративного управления «Раскрытие информации» сохранил свой более высокий, по сравнению с другими компонентами, уровень развития. Однако позитивная динамика его изменений продолжила свое торможение и к 2014 г. наблюдалась небольшая стагнация. Если в течение 20042008 гг. в среднем ежегодный прирост показателя, характеризующего состояние этого компонента, был на уровне 4,75 п.п., то в 2009-2011 гг. он оставался практически неизменным. По итогам 2014 г. доля соблюдаемых в среднем рекомендаций в области раскрытия информации в целом по выборке составила 69%, уменьшившись на 2 п. п. по сравнению с 2011 г.

Можно предположить, что у данной динамики есть свои причины, по нашему мнению, они заключаются в многоаспектности факторов информационной политики. Разрабатывая информационную политику, компания должна учитывать определенные факторы (рис. 2).

-Обеспечение прав акционеров

-Раскрытие информации

Деятельность органов управления и контроля

Корпоративная

социальная

ответственность

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2014

Рис. 1. Тенденции развития практики корпоративного управления в 2004-2014 гг. Fig. 1. Trends in the development of corporate governance practices in 2004-2014

•Тип акционерного общества •Раскрытие информации в сети Интернет

2

•Раскрытие информации в форме ежеквартального отчета

•Раскрытие информации в форме консолидированной отчетности

Рис. 2. Факторы информационной политики компании Fig 2. Factors of information policy of the company

Остановим свое внимание на первом факторе информационной политики компании - типе акционерного общества. Проблема заключается в том, что в зависимости от типа АО компания может раскрывать минимальный или максимальный объем информации. Кроме того, тип акционерного общества влияет на наличие или отсутствие обязанности раскрывать тот или иной объем информации. То есть тип акционерного общества является первичным фактором транспарентности компании.

Известно, что с 1 сентября 2014 г. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) все акционерные общества должны делиться на публичные и непубличные. Но в настоящее время существуют АО, созданные до 01.09.2015, которые еще не привели свои уставы и наименования в соответствие с ГК РФ и до сих пор являются открытыми или закрытыми акционерными

обществами. Причем они могут иметь признаки публичных акционерных обществ. Таким образом, в результате наличия такого многообразия типов акционерных обществ в национальной экономике России существует и многообразие требований к транспарентности компаний по данному признаку.

17 марта 2015 г. вступило в силу Положение Банка России № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [2] (далее - Положение), которое изменило требования законодательства РФ о раскрытии информации акционерными обществами. Кроме того, с 14.03.2016 вступило в силу Указание Банка России от 16.12.2015 № 3899-У о внесении изменений в данное Положение. В соответствии с Положением можно выделить минимальный и максимальный объемы информации, которые обязаны раскрывать корпорации в России (табл. 1).

Таблица 1/Table 1

Объемы обязательного раскрытия информации Volumes of compulsory disclosure of information

Минимальный объем Максимальный объем

Годовой отчет Годовая бухгалтерская отчетность Сведения о приобретении более 20% голосующих акций другого АО Годовой отчет АО Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО вместе с аудиторским заключением Устав и внутренние документы АО, регулирующие деятельность его органов публичного АО Сведения об аффилированных лицах АО Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг АО Уведомление о заключении акционерами публичного АО акционерного соглашения, а также уведомление о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества Уведомление о намерении обратиться в суд с иском об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества Дополнительные сведения, предусмотренные гл. 75 Положения:: - о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; - о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц; - об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; - о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества; - о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией акционерного общества; - о заключении акционерами публичного акционерного общества акционерного соглашения; - о приобретении лицом в соответствии с акционерным соглашением права определять порядок голосования на общем собрании акционеров по акциям публичного акционерного общества, если в результате такого приобретения это лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентами голосов по размещенным обыкновенным акциям публичного акционерного общества; - о принятии судом к производству иска об оспаривании решения общего собрания акционеров публичного акционерного общества, о возмещении причиненных публичному акционерному обществу убытков, о признании сделки публичного акционерного общества недействительной или о применении последствий недействительности сделки публичного акционерного общества

Результаты

В соответствии с типом акционерного общества Положение регламентирует минимальный или максимальный объем информации, подлежащий обязательному раскрытию. Систематизируем требования Положения Банка России № 454-П в соответствии с типами акционерных обществ, опираясь на ряд разъяснений специалистов [3, с. 5; 4, с. 23] (табл. 2).

Таким образом, можно систематизировать акционерные общества по степени обязательности раскрытия информации (табл. 3).

В результате таких нововведений в требованиях к информационной политике отечественных корпораций общества, не считающие себя публичными, могут прекратить раскрытие информации. И это может привести к тому, что стейкхолдеры корпорации, привыкшие отслеживать информацию о компании, потеряют к ней доступ. В соответствии с такими последствиями специалисты по информационной политике рекомендуют акционерным обществам подумать над добровольным раскрытием информации на сайте агентства: устава, годовой бухгалтер-

Таблица 2//Table2

Систематизация требований Положения Банка России № 454-П в соответствии с типами акционерных обществ Systematization of requirements of Bank of Russia Regulation No. 454-P in accordance with types of joint-stock companies

№ Тип акционерного общества Требования Положения Банка России № 454-П

1 Публичные АО, созданные после 01.09.2014 Обязаны раскрывать информацию в силу п. 6 ст. 97 ГК РФ [5] Распространяется действие п. 1 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах», регламентирующего обязательное раскрытие информации ОАО [6] Исходя из п. 69.2 Положения: - максимальный объем информации Исходя из п. 69.3 Положения, все публичные общества теперь обязаны раскрывать: - ежеквартальные отчеты в соответствии с требованиями раздела IV Положения; - сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V Положения

2 Непубличные АО, созданные после 01.09.2014 Непубличное акционерное общество - это юридическое лицо, соответствующее следующим критериям: - минимальный размер уставного капитала -10 000 руб; - количество акционеров - не более 50; - в наименовании организации нет указания на то, что она является публичной; - акции компании не размещаются на бирже и не предлагаются к приобретению по открытой подписке ГК РФ не содержит норм, касающихся наличия или отсутствия у непубличных АО обязанности по публичному раскрытию информации

3 Непубличные АО с числом акционеров более 50, не осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг Исходя из п. 69.5 Положения: - минимальный объем информации

4 Непубличные АО, осуществившие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг Исходя из п. 69.4 Положения: - минимальный объем информации; - устав и внутренние документы, регулирующие деятельность его органов; - сведения об аффилированных лицах непубличного общества; - решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг непубличного общества; - дополнительные сведения, предусмотренные гл. 75 Положения

5 Публичные АО, существовавшие до 01.09.2014 в качестве ОАО и ЗАО Раскрывают информацию по тем же основаниям и в тех же формах, что и публичные АО, входящие в первую группу Раскрывают информацию в формах, установленных п. 1 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах»

6 ОАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, вне зависимости от того, имеют они или нет признаки публичных АО Обязаны раскрывать информацию в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах», а также разделов I и VII Положения Банка России № 454-П Раскрывают информацию в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» [7] и разделов IV, V, VI Положения Банка России № 454-П по тем же основаниям, что и АО, входящие в первую группу

7 Непубличные АО, которые до 01.09.2014 существовали в качестве ОАО и ЗАО Такие АО в общем случае не обязаны раскрывать информацию Такая обязанность может возникнуть при публичном размещении облигаций (не конвертируемых в акции)

8 ЗАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, не имеющие признаков публичных АО Раскрывают информацию по тем же основаниям, что и непубличные АО

9 ЗАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, но имеют признаки публичных АО Регулирование и формы раскрытия информации такими АО аналогичны регулированию и формам раскрытия информации АО первой группы

Таблица 3/Table 3

Обязательное и необязательное раскрытие информации Mandatory and non-mandatory disclosure of information

Требование к раскрытию информации Тип акционерного общества

Обязательное раскрытие информации Публичное акционерное общество Непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 Непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг Публичные АО, существовавшие до 01.09.2014 в качестве ОАО и ЗАО ОАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, вне зависимости от того, имеют они или нет признаки публичных АО ЗАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, но имеют признаки публичных АО

Необязательное раскрытие информации Непубличные АО с количеством акционеров менее 50 ОАО и ЗАО, существовавшие до 01.09.2014, являющиеся непубличными ЗАО, которые не привели свои наименования и уставы в соответствие с ГК РФ, не имеющие признаков публичных АО

ской отчетности, списков аффилированных лиц [8, с. 17]. Кроме того, добровольное раскрытие информации (бухгалтерской отчетности) в «Интерфаксе» дает компании одно преимущество - такая отчетность попадает в систему СПАРК, а ею пользуются все крупные компании и банки при выдаче кредитов и заключении сделок.

Таким образом, при выборе информационной политики непубличному акционерному обществу необходимо взвесить все «за» и «против» раскрытия корпоративной информации. И при разработке информационной политики обществом любого типа следует учитывать критерий осведомленности стекхолдеров о бизнесе компании. Но если организация пойдет по пути ограниченной транспарентности, то ей все равно придется выстраивать свою, индивидуальную систему коммуникаций с инвесторами, работниками, государством и обществом. Такая система является неотъемлемым условием развития корпораций в современной рыночной среде.

Список литературы

1. Исследование практики корпоративного управления в России : сравнительный анализ по итогам 2004-2014 гг. URL: http://rid.ru/wp-content/ uploads/2016/05/2015_И-РИД-2004-2014-итогpdf (дата обращения: 15.09.2016).

2. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг : утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П (ред. от 01.04.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Вавулин Д. А. К вопросу о вступлении в силу положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Акционерное общество : вопросы корпоративного управления. 2015. № 7. С. 4-19.

4. Петрова Н. Н. Обязательное раскрытие информации : новые правила // Акционерное общество : вопросы корпоративного управления. 2016. № 8. С. 21-26.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

6. Об акционерных обществах : федер. закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ. URL: http://www.zakonrf. info/zakon-ob-ao/92/ (дата обращения: 17.09.2016).

7. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 24.04.1996 № 39-Ф3. URL: http://zakonrf.net/o_rynke_tsennykh_ bumag/s30.htm (дата обращения: 20.09.2016).

8. Оленьков Д. Н. Раскрытие информации публичными и непубличными обществами : что изменилось со вступлением в силу Федерального закона № 210-ФЗ от 29.06.2015 // Акционерное общество : вопросы корпоративного управления. 2016. № 2. С. 16-19.

Образец для цитирования:

Леванова Л. Н. Инновации в требованиях к транспарентности российских корпораций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 285-290. Б01: 10.18500/1994-2540-201717-3-285-290.

Innovations Transparency Requirements of the Russian Corporation

Lidia N. Levanova

ORCID 0000-0001-9736-3083, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: levanovaln1@mail.ru

Introduction. In modern conditions of development of domestic companies a key factor of their effectiveness is the quality of corporate governance, which includes such units as the rights of shareholders, governments, social responsibility, and, finally, information policy. And the level of information policy, the degree of transparency for stakeholders form transporentnosti level of organization, which is a key factor for decision-making core investors. The statistics reflect the slowdown percent compliance level transporentnosti domestic companies with international requirements. Accordingly, it is urgent investigation of the causes of this phenomenon. Theoretical analysis. Analyzes the development trend of Russian companies and transporentnosti detected system factors that should be considered by companies in the development of information policy. It is assumed that one reason for slowing down the pace of development of information policy and transporentnosti Russian companies are innovations in the Civil Code with respect to types of joint stock companies, as well as the Central Bank's requirements with respect to their degree of openness. Results. Analysis of the types of joint stock companies in accordance with the provisions of the Central Bank of Russia's Civil Code and innovation has allowed to generate a maximum and minimum amount of information disclosed by corporations, organize mandatory requirements concerning degree transporentnosti each type of joint-stock company in the Russian economy. The joint-stock companies on the degree of mandatory disclosures that is of practical use for the newly created corporate structures as well as for companies subject to conversion and restructuring.

Key words: corporate governance, transparency, information policy.

References

1. Issledovanie praktiki korporativnogo upravleniya v

Rossii: sravnitel'nyi analiz po itogam 2004-2014 gg.

(Corporate Governance Practices in Russia: Compara-

tive Analysis for the results of 2004-2014). Available at: http://rid.ru/wp-content/uploads/2016/05/2015_H-PHfl-2004-2014-HTor.pdf (accessed 15 September 2016) (in Russian).

2. The position on information disclosure by issuers of equity securitiesof the Bank of Russia of 30.12.2014 No. 454-P). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

3. Vavulin D. A. K voprosu o vstuplenii v silu polozheniya Banka Rossii ot 30.12.2014 № 454-P «O raskrytii in-formatsii emitentami emissionnykh tsennykh bumag» [On the question of entry into force of the provisions of the Bank of Russia of 30.12.2014 No. 454-P «On information disclosure by issuers of equity securities»]. Aktsionernoe obschestvo: voprosy korporativnogo upravleniya [Joint stock company: corporate governance issues], 2015, no. 7, pp. 4-19 (in Russian).

4. Petrova N. N. Obiazatel'noe raskrytie informatsii: novye pravila [Required disclosure: new rules]. Aktsionernoe obschestvo: voprosy korporativnogo upravleniya [Joint stock company: corporate governance issues], 2016, no. 8, pp. 21-26 (in Russian).

5. State Code of the Russian Federation. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

6. On Joint Stock Companies. Federal law of 26.12.1995 No. 208-FZ. Available at: http://www.zakonrf.info/ zakon-ob-ao/92/ (accessed 17 September 2016) (in Russian).

7. On the Securities Market. Federal law of 24.04.1996 No. 39-FZ. Available at: http://zakonrf.net/o_rynke_ tsennykh_bumag/s30.htm (accessed 20 September 2016) (in Russian).

8. Olen'kov D. N. Raskrytie informatsii publichnymi i nepublichnymi obschestvami: chto izmenilos' so vstupleniem v silu Federal'nogo zakona № 210-FZ ot 29.06.2015 [Disclosure of public and non-public companies: what has changed with the entry into force of the Federal Law No. 210-FZ of 29.06.2015]. Aktsionernoe obschestvo: voprosy korporativnogo upravleniya [Joint stock company: corporate governance issues], 2016, no. 2, pp.16-19 (in Russian).

Cite this article as:

Levanova L. N. Innovations Transparency Requirements of the Russian Corporation. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 285-290 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-3-285-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.