Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ: МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПОЛИТИКА АДАПТАЦИИ'

ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ: МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПОЛИТИКА АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СФЕРА / ЛОГИСТИКА / ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагиров Шамиль Магомедович

В статье проведен анализ развития транспортной сферы, тренды развития мировой транспортной системы, особенности внедрения и актуальной политики адаптации современных инноваций в транспортной сфере, учитывающих тенденции и специфику развития мировой транспортной системы, рассмотрены особенности внедрения ИТС, преимущества роботизации бизнес-процессов на транспорте, необходимость интегрированной мобильности и цифровизации на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE TRANSPORT SECTOR: METHODS OF APPLICATION AND ADAPTATION

The article analyzes the development of the transport sector, trends in the development of the global transport system, features of the implementation and current policy of adaptation of modern innovations in the transport sector, taking into account the trends and specifics of the development of the global transport system, the features of the implementation of ITS, the advantages of robotization of business processes in transport, the need for an integrated mobility and digitalization in transport.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ: МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПОЛИТИКА АДАПТАЦИИ»

УДК 656.078 ББК 65

DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-89-95

Тагиров Шамиль Магомедович - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Tagirov Shamil Magomedovich - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management,Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

ИННОВАЦИИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ: МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПОЛИТИКА АДАПТАЦИИ

INNOVATIONS IN THE TRANSPORT SECTOR: METHODS OF APPLICATION AND ADAPTATION

В статье проведен анализ развития транспортной сферы, тренды развития мировой транспортной системы, особенности внедрения и актуальной политики адаптации современных инноваций в транспортной сфере, учитывающих тенденции и специфику развития мировой транспортной системы, рассмотрены особенности внедрения ИТС, преимущества роботизации бизнес-процессов на транспорте, необходимость интегрированной мобильности и цифровизации на транспорте.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, транспортная сфера, логистика, эффективная транспортная политика, цифровые платформы, транспортно-логистическая система, модернизация, интеллектуальные транспортные системы, тренды развития.

The article analyzes the development of the transport sector, trends in the development of the global transport system, features of the implementation and current policy of adaptation of modern innovations in the transport sector, taking into account the trends and specifics of the development of the global transport system, the features of the implementation of ITS, the advantages of robotization of business processes in transport, the need for an integrated mobility and digitalization in transport.

Keywords: innovations, innovative activity, transport sector, logistics, effective transport policy, digital platforms, transport and logistics system, modernization, intelligent transport systems, development trends.

Транспортная сфера является наиболее важной составляющей практически всех отраслей экономики, так как частично или полностью интегрирована в них. Уровень интеграции зависит от отраслевых особенностей, поэтому инновации в транспортной сфере в той или иной степени затрагивают ключевые составляющие всех экономических процессов.

Логистика, как составляющая транспортной сферы, имеет ключевое значение в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и

т.д. Внедрение логистических инноваций автоматически скажутся и на развитии приведенных выше отраслей, например, такие показатели как скорость доставки, маршрутизации, диспетчеризация, транспортные издержки, амортизация, все это связано с себестоимостью, качеством конечной продукции, сервисом и т.д. Поэтому необходимо рассматривать развитие транспортной сферы как комплекс мер, способствующих оптимизации затрат и повышению эффективности инновационной деятельности. Инновации в транспортной сфере предусматривают выявление оптимальных методов внедрения и актуальной политики адаптации современных инноваций в транспортной сфере, учитывающих тенденции и специфику развития мировой транспортной системы.

Тренды развития транспортной сферы регионов и стран должны рассматриваться как составляющие мировой транспортной системы. Современные реалии имеют особенности, связанные с интегрированностью всех участников экономических процессов, от производителей до потребителей, которые могут находиться на разных континентах, связующим звеном являются транспортно-логистические системы, а они, в свою очередь, входят в цифровые платформы. Развитие цифровых платформ связано с инновациями, требующими новых методов внедрения и особой политики адаптации. Во всех странах инновационная адаптация происходит по-разному, здесь имеет значение и уровень развития экономики, и географическое расположение, особенно, если это касается транспортной сферы, и государственная политика и т.д. Инновационное развитие мировой транспортной системы основано на формировании условий, позволяющих улучшить качество жизни населения, трансформации экономики. Реализация представленной задачи основана на развитии современной инфраструктуры и транспортных средств. Можно выделить следующие ключевые тренды в транспортной сфере как составляющие инновационного развития:

1. Цифровизация отрасли. Ключевые направления:

• внедрение интеллектуальных транспортных систем;

• роботизация бизнес-процессов;

• предупредительное тех. обслуживание и мониторинг.

2. Интегрированная мобильность - организация системы муль-тимодальных перевозок за счёт объединения всех видов транспорта и транспортных сервисов в едином цифровом пространстве.

3. Автономный транспорт. По прогнозам, объем рынка беспилотного наземного транспорта в мире к 2030 году вырастет почти в 2 раза. В России активно тестируются роботы-доставщики, беспилотный наземный и летательный транспорт.

4. Электротранспорт (как личный, так и общественный).

5. Автоматизация складов и цепочек поставок, катализированная пандемией. Наша страна внедряет решения по роботизации складов и сервисные доставки «последней мили», учитывая, что практически нет решений в области контроля поставок и отслеживания грузов на основе Блокчейна и ИИ.

Преимущества внедрения ИТС

обеспечение беспрепятственного передвижения спецслужб и спецтранспорта на вызовы;

оперативное и точное доведение информации до спецслужб о ситуации на дорогах;

• информирование водителей о нарушении ПДЦ;

• фиксацию любых фактов нарушения водителем ПДД;

• повышение внимания водителя во время движения и недопущение засыпания за рулем;

• создание необходимых условий для сокращения времени, которое приходится тратить пассажирам, чтобы добраться на работу или в любое другое место в городе;

• обеспечение возможности выбора оптимального по удобству и скорости маршрута;

• оптимизацию движения с учетом ситуации на дорогах и т.д.

Глобальные преимущества

Удобство для пассажиров Интеграция с дорожно-транспортными службами Предупреждение ДТП

Результаты внедрения ИТС

Улучшение дорожной ситуации - 15% Снижение количества ДТП - 25-30% Увеличение скорости движения на 16% Объем грузо - и пассажирооборота на 30-35% (Расчеты и данные ЕМИСС https://wmf.fedstai.ru)

Рис. 1. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) на транспорте

Важной составляющей инноваций в транспортной сфере являются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Развитие этих систем напрямую связывают с комплексным социально-экономическим развитием регионов и стран. На рисунке 1 представлены элементы ИТС, преимущества, проблемы и результаты их эффективного внедрения. Как мы видим из этого рисунка, налицо улучшение дорожной ситуации на 15%, снижение количества ДТП на 25-30%, увеличение скорости движения на 16% и т.д. Поэтому эффективность от внедрения ИТС очевидна.

Бизнес-процессы в современной транспортной сфере связаны с инновациями, которые не могут рассматриваться без роботизации. Поэтому необходимо отметить преимущества этих процессов, представленных на рисунке 2.

Роботизация бизнес-процессов (robotics process automation, RPA) представляет собой автоматизацию повторяющихся бизнес-процессов путем установки программного обеспечения, которое при помощи пользовательских интерфейсов работает с приложениями и компонентами «поверх» основной ИТ-архитектуры, повторяя действия, которые традиционно осуществляются человеком. Основные этапы внедрения RPA-систем:

> Инициации и планирование ведения проекта. Тестирование на совместимость бизнес-приложений и платформы RPA.

^ Анализ и формализация требований, описание и моделирование процессов «как есть» и «как будет».

^ Подготовка проектной документации.

^ Внедрение системы.

> Опытная эксплуатация, в том числе определение эффективности (ROI) внедрения RPA-платформы.

^ Ввод в эксплуатацию, подготовка эксплуатационной документации и обучение.

> Для разработки роботов и роботизированных сценариев используются UiPath Studio.

Преимущества ЯРА

Рис. 2. Роботизация бизнес-процессов (ЯРА) на транспорте Стоимость автоматизации 1 процесса от 300 тыс. руб. (https://icl-services.com).

Инновации в транспортной сфере предусматривают снижение затрат на эксплуатацию ТС, достичь этого можно через предупредительное технического обслуживание и мониторинг, эффективность от таких комплексных мер и решений представлена на рисунке 3.

Комплексные решения предупредительного тех. обслуживания и Облачный ссрвис мониторинга ПОЗВОЛЯЮТ сократить расходы на транспорт ДО 30%. Отшсотт

30%

экономить затраты на топливо

15%

уменышггь расходы на ТОпР

50%

сократить количество нарушений

35%

увеличить выработку техники

Задачи решаемые комплексными решениями (ИТС)

Контроль расхода топлива

Исключает возможность хищений, сливов II недошвов топлива Средняя экономия ГСМ достигает 30%, в зависимости

от сферы деятельности

Контроль работы техники

Увеличивает эффективность транспортных средств за счёт своевременного контроля состояния II износа техники

Контроль работы

Позволяет контролировать скорость, количество ускорений, торможении, опасных маневров. Идентификация

водителей позволяет вести точный учет отработанного времени

Контроль маршрутов и местоположения

Мониторинг и анализ параметров рейсовой информации

повышает эффективность транспортных средств за счёт сокращения часов работы, износа техники п простоев транспорта

Контроль геозон

Геозоны позволяют контролировать время работы

ТС на территории, длительность простоев, работу доп. оборудования, количество затраченного топлива и пр.

Оптимизация

диспетчеров и логистов

Повышение экономических показателей путем более эффективного распределения ресурсов парка транспортных средств

Рис. 3. Предупредительное техническое обслуживание и мониторинг Комплексные решения позволяют снизить затраты на топливо до 30%, уменьшить расходы на ТО и Р на 15%, сократить количество нарушений до 50% и повысить выработку на 35%.

Говоря об инновациях в транспортной сфере, необходимо отметить важность интегрированной мобильности, особенно в городах и мега-

полисах, имеющих тенденцию высокой урбанизации и роста численности населения. Большие города притягивают население возможностями трудоустройства, что вызывает проблемы, связанные с мобильностью перевозок. Во всех странах эта проблема актуальна в той или иной степени.

Интегрированная мобильность - организация системы мультимо-дальных перевозок за счёт объединения всех видов транспорта и транспортных сервисов в едином цифровом пространстве. Так как большинство населения проживает в городах и агломерациях, целесообразно рассматривать вопросы перемещения населения через городскую мобильность.

Рассмотрим главные вызовы мобильности. Проблемы передвижения по городу существуют с тех пор, как люди начали жить в городах. Обеспечение баланса между пробками, удобством передвижения и загрязнением - основные вызовы современности!

На рисунке 4 представлены тенденции роста городского населения, которые будут продолжаться, и нагрузка на системы городской мобильности будет расти.

4,6 млрд жителей 67,1 триллиона пасс.-

крупных городов к 2025 41 мегагород к 2030 г.2 км. в общественном

г 1 транспорте к 2050 г.2

Рис. 4. Тенденции роста городского населения

1

Компания Frost & Sullivan. Смысл в большом городе. «Применение технологий ин-

2

тернета вещей для более разумного города». Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. Факты о населении, «Мир городов».

Также необходимо отметить вызовы городской мобильности, представленные на рисунке 5.

Загруженность Затраты времени в пробках создают стресс для отдельно взятых участников движения и снижают общую продуктивность городов мира. Согласно оценке 2019 Global Traffic Scorecard компании 1NR1X3, средние затраты времени каждого водителя США в пробках в 2019 году составили 99 часов, и это эквивалентно погере продуктивности, оцениваемой в 88 миллиардов долларов США. Воздействие на окружающую среду Власти всех городов обеспокоены вопросом защиты окружающей среды, и транспорт является здесь важным фактором. Примерно 22 % выбросов углекислого газа (СО?) в мире связаны с транспортным сектором6, и этот процент будет расти по мере роста городов и приобретения гражданами новых автомобилей на топливе, выделяющем углекислый газ. Например, ожидается, что без существенных инвестиция в общественный транспорт и технологии умных дорог уровень выбросов С02 в Индии вырастет с 70 мегатонн в 2015 году до 540 мегатонн к 2050 году1.

Общественное здоровье При движении в пробках увеличивается объем микроскопических частиц в выхлопных газах4. По данным ВОЗ, частицы выхлопных газов «могут глубоко проникать в легкие и попадать в кровеносную систему, вызывая сердечно-сосудистые, цереброваскулярные и респираторные заболевания»5. Общест венная безопасность Перегруженные дороги — это не только трата времени. Каждый год в ДТП в мире погибает 1,35 миллиона человек, а еще 20-50 миллионов человек получают травмы. Более половина смертей и травм происходит в ДТП с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов с их пассажирами.

Рис. 5. Вызовы городской мобильности

3

Компания INRIX. Оценка «Глобальная система показателей трафика 2019» компа-

4

нии INRIX. 9 марта 2020 г. Компания Juniper Research. Умные города - в чем их

польза? Ноябрь 2018г. Всемирная организация здравоохранения. Загрязнение окру-

6

жающей среды: влияние на здоровье. Родриг, Жан-Поль (Rodrigue, Jean-Paul). «Гео-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

графия транспортных систем» в 2017 году. 20 Down to Earth. «Переход на общественный транспорт может сократить 40% выбросов от автотранспорта к 2050 г.». 17

8

сентября 2015 г. Intel. «Прокладывая путь вперед». Май 2020 г.

Решение задач мобильности в городах лежит в плоскости комплекса мер, связанных с объединением многих составляющих городской инфраструктуры таких как парковки, автопарки, камеры, освещение, светофоры и т.д. Все это входит в систему Умного транспорта (Умные транспортные системы - УТС), представленные на рисунке 6.

Инвестиции в SMART SITY РФ - 80 млрд. руб - 2024г. Индия - 26,8 млрд. долл - 2023г. Сингапур - 145,7 млрд. долл -2030г.

По прогнозам аналитиков, к 2025 году рынок технологий для «умного города» вырастет до $327 млрд, а косвенные возможности для бизнеса в результате развития «умных городов» составят $2,46 трлн. Это положительно скажется на общем экономическом развитии стран: например, исследовательский центр McKinsey Global Institute (MGI) прогнозирует, что к 2025 году ВВП России за счет цифровизации экономики может увеличиться на 19-34%.

Умные транспортные системы могут помочь сэкономить до 60 часов в год

https://smtrKiry-rbc.rv/arlicle/l Каждого ЧеЛОввКО

Рис. 6. Решение задач городской мобильности с технологиями умного

города

Как мы видим, такие решения позволяют выявлять перспективы и векторы инновационного развития транспортной сферы. Внедрение УТС позволит, как составляющей цифровизации экономики, увеличить рост ВВП до 20%, это очень серьёзный показатель.

Цифровизация экономики и транспортной сферы, в частности, реализуется через инновации, внедряемые по всем направлениям. Циф-ровизация на транспорте - это локомотив для многих направлений развития мировой экономики, так как глобальная экономическая политика имеет тенденции поэтапной интеграции всех транспортных систем в единую общую платформу, основанную на цифровой трансформации комплексных систем управления. Все отдельные составляющие транспортной сферы сольются в единый информационный комплекс, который должен функционировать гораздо эффективнее, иметь все опции цифровых данных, основанных на принципах искусственного интеллекта, опережающее развитие, реализация потребностей потребителя в полном объёме, и главное, в кратчайшие сроки.

Ключевые направления развития цифровизации транспортной сферы представлены на рисунке 7.

Современная инновационная политика в транспортной сфере формирует особые подходы, выявляющие направления наиболее перспективных векторов развития. Такие направления имеются на транспорте, для многих стран с развитой экономикой виды транспорта рассматриваются как панацея решения многих глобальных проблем таких как мобильность, доступность, экономичность, безопасность и т.д.

Многие страны акцентируют внимание на развитии автономного транспорта, беспилотных средств передвижения, электротранспорт, автоматизация и роботизация и т.д.

Цифровнчация I рансиорт ной сферы

российских компании в сфере транспорта уже реализуют стратегии цифровой трансформации (больше всего -сфере почтовых и курьерских, а также ж/д перевозок) <5тга|еа, Раппегя

Ключевые направления цифровизации:

Внедрение интеллектуальных транспортных систем

Среднегодовые темпы роста в мире 2020 - 2025

15,3%

Marfcet»&Merfcet>

Оценка использования технологий в российских компаниях в сфере транспорта

31га1еоу Раппегу Готовность к цифровой трансформации

Типы решений

• Системы управление уличным движением

О Управление парковочными местами

•Управление грузоперевозками

/^Системы сбора оплаты проема

О Сбор данных

(V2I. V2V. GPS)

ф Общественный транспорт

• I игпо^ Wtn

Роботизация бизнес-процессов (транзакций, документооборота и др.) и «цифровые двойники»

Предупредительное тех обслуживание и мониторинг транспортных средств, дорожного полотне (с помощью дронов. датчиков, анализа

32,6%

Researcn&MarKets

37%

£ä£

Освоенные Осваиваемые Технологии

технологии технологии изучаются

Более 40% 40% комланж Большинство не

компаний уже тестируют решения используют, до 20%

внедрили и широко есть отдельные компаний реализуют

используют внедрения пилоты

• Облачные • Искусственный • Новые

технологии интеллект материалы

• Технологии • Интернет вещей • Аддитивное

беспроводно и сенсоры производство

й связи (без • Цифровое • Квантовые

проектирование технологии

• Большие • Роботы • Мобильная

данные и • АЯ/УЯ связь 5Э

продвинутая

аналитика • Беспилотники • Блокчейн

Рис. 7. Цифровизация транспортной сферы

Перспективы внедрения таких транспортных средств позволят снизить себестоимость поездок, перевозочного процесса, безопасность дорожного движения, решить проблемы заторов, экологии, пространственного развития мегаполисов и др.

Рассмотренные выше проблемы требуют внесения предложений по внедрению и адаптации инноваций в транспортной сфере, среди них можно выделить: создание условий для внедрения транспортных средств с защищенной цифровой идентификацией; создание сети зарядной инфраструктуры на основе возобновляемых источников энергии; создание условий для внедрения бизнес-модели; разработка нормативно-правовой базы для внедрения и использования ИИ; адаптация технологий Big Data в транспортную сферу, через стимулирование стартапов и бизнес-проектов для решения проблем инновационного развития; дальнейшее развитие таких инновационных направлений как: Блокчейн, человеко-машинный интерфейс (ЧМИ), аддитивное производство, интернет вещей; внедрение технологий Инфраструктура: SkyWay на всех уровнях; создание инфраструктуры для беспилотной авиации и ж/д транспорта и т.д.

Список литературы:

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р) С изм. и дополнениями от: 11 июня 2014 г., 12 мая 2018 г. https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda.

2. Стратегия социально-экономического развития до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ 06 сентября 2010 года № 1485-р. Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.10.2014 № 1108, от 24.06.2020 № 917) http://stavinvest.ru/work/sub21/sub97.

3. https://rosstat.gov.ru/.

4. https://www.tadviser.ru/index.php.

5. https://home.kpmg/.

6. https://smartcity.rbc.ru/article/1.

7. https://icl-services.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.