Секция
«ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РОССИИ»
УДК 339.543
М. В. Ажгихина Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИННОВАЦИИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ
Система предварительного информирования, предусматривающая предварительное декларирование, является одним из перспективных направлений институционального развития таможенной службы. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.
Перспективы развития таможенного законодательства определяются международными обязательствами РФ, посланиями Президента России, Концепцией развития таможенных органов, а также Стратегией развития таможенной службы до 2020 г., утвержденной ФТС России.
Для реализации этих программ планируется использовать:
- возможности таможенных процедур;
- предварительное информирование и электронное декларирование;
- систему управления рисками;
- единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами.
В Таможенном кодексе Таможенного союза по сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации содержится большое количество нововведений. Предварительное декларирование так же, как и электронное декларирование, является одной из составляющих новых стандартов, внедряемых для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращение накладных расходов, увеличение товарооборота и содействие торговле в целом.
21 мая 2010 г. подписано соглашение между правительствами России, Казахстана и Беларуси об организации обмена предварительной информацией в рамках Таможенного союза. Статья 3 соглашения допускает установление обязательности предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах путем принятия соответствующего Решения Комиссией Таможенного союза. Постановлением № 11 к приказу Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 № 3 установлены сроки введения с 01.07.2012 обязательного предварительного информирования на территории Союзного государства. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской
Федерации разработана с целью обеспечения едино -образного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.
В настоящее время таможенные органы уже используют предварительную информацию, поступающую из двух источников - от таможенных служб иностранных государств и от заинтересованных лиц. Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют применения различных форм таможенного контроля.
В связи с этим обширно внедряется Система предварительного информирования таможенных органов (СПрИнТ), целью которой является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи создания СПрИнТ:
1) создание условий для транспорентности и предсказуемости действий таможенных органов;
2) минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и местах декларирования;
3) повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;
4) оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.
Смысл предварительного информирования состоит в том, что сведения о перемещаемом товаре опережают сам груз, это позволяет перевозчику представить документы и сведения таможенному органу
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию России. Выигрыш во времени образуется за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы), следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля.
Всемирная таможенная организация (ВТО) считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации. Также Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу ее в электронном виде.
Наибольшая часть из общего информационного обмена приходится на Комиссию Евросоюза. Что
касается заинтересованных участников ВЭД, то они могут представлять информацию двумя путями: 1) посредством подключения своей информационной системы в соответствии с требованиями технологии представления таможенным органам необходимых сведений в электронной форме, в том числе с использованием сети Интернет; 2) представление сведений таможенным органам при помощи электронного Интернет - портала.
Портальная технология является наиболее доступным, быстрым и, к тому же, бесплатным способом представления предварительной информации. Портальная технология представления таможенным органам предварительной информации создает необходимые условия для перехода на обязательное предварительное информирование.
© Ажгихина М. В., Полухин И. В., 2011
УДК 339.543
Э. А. Алиев Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТЕХНОЛОГИЯ УДАЛЕННОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Сегодня в таможенном декларировании наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет. Эта общедоступная информационная среда представляет наибольшую перспективу для развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, обеспечивает ускорение и, при определенных условиях, упрощение таможенного декларирования без снижения качества таможенного контроля.
Наряду с предварительным информированием и электронным декларированием в Таможенном кодексе Таможенного Союза создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая должна вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.
Пункт 6 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного Союза определяет, что при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Действовавший до этого Таможенный кодекс РФ устанавливал, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Удаленный выпуск товаров - это абсолютно новая технология таможенного декларирования, при которой электронная декларация на товары подается во внутренний таможенный орган, где должностными лицами осуществляется документальный контроль, а фактический контроль, то есть контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов, и если потребуется то и самих товаров, осуществляется на приграничной таможне.
На сегодняшний день технологию удаленного выпуска применяют 36 внутренних и 27 приграничных таможенных постов. Бизнес-сообщество постепенно переходит на технологию удаленного выпуска, в соответствии с которой оформляется уже более 50 предприятий. Всего на данный момент подано более 700 электронных деклараций, оформленных в соответствии с технологией удаленного выпуска [1].
Данная технология имеет много преимуществ, которые обеспечивают ее востребованность среди участников ВЭД и таможенных представителей: в первую очередь это возможность сократить поток большегрузного автотранспорта, который следует в крупные города, оптимизация логистических связей между грузоотправителями и грузополучателями ввозимых товаров, а также уменьшение документооборота при таможенном декларировании и контроле.
Во-вторых, это безбумажная технология. Ведь электронное декларирование предполагает под собой передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.
Но, несмотря на плюсы, удаленный выпуск имеет проблемные места. К примеру, это сбои в технике, слабое развитие электронного документооборота, недостаточная проработанность вопроса системы управления рисками [2].
На данном этапе ФТС России проводит работу по подготовке нормативных правовых актов, расши-