Научная статья на тему 'Инновации в современном учебно-воспитательном процессе в начальной школе'

Инновации в современном учебно-воспитательном процессе в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / EDUCATIONAL PROCESS / PRIMARY SCHOOL / MODERNIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штербова Л.В.

Коренное изменение образовательной цели переориентирует процесс обучения на личность ребенка его гуманизацию, общеразвивающий характер. Личностно ориентированное обучение предполагает организацию обучения на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учета особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному субъекту учебно-воспитательного процесса. Новые формы обучения нашли поддержку у учителей, они вводились в школах. Где были выявлены значительные недостатки, то было отброшено, а те рациональные зерна, содержащие отдельные технологии, были включены педагогами к активным формам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in modern educational process in elementary school

The radical change in the educational goals refocuses eduation on the child's personality his humanization, widedeveloping character. Learner oriented education involves organization of training based on deep respect for the personality of pupil, considering the peculiarities of individual development, the attitude to it as a conscious subject of the educational process. New forms of training were supported by the teachers, they were introduced in schools. Where there was identified the significant shortcomings, they were rejected, and the very rational grains containing separate technologies have been included by teachers to active forms of education.

Текст научной работы на тему «Инновации в современном учебно-воспитательном процессе в начальной школе»

Педагогические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 330.17

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л. В. Штербова, МБОУ Перхушковская ООШ Одинцовского района Московской области

(Перхушково, Россия)

Аннотация. Коренное изменение образовательной цели переориентирует процесс обучения на личность ребенка - его гуманизацию, общеразвивающий характер. Личностно ориентированное обучение предполагает организацию обучения на основе глубокого уважения к личности воспитанника, учета особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному субъекту учебно-воспитательного процесса. Новые формы обучения нашли поддержку у учителей, они вводились в школах. Где были выявлены значительные недостатки, то было отброшено, а те рациональные зерна, содержащие отдельные технологии, были включены педагогами к активным формам обучения.

Ключевые слова: инновации, учебно-воспитательный процесс, начальная школа, модернизация, образование.

INNOVATIONS IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS IN ELEMENTARY

SCHOOL

Abstract. The radical change in the educational goals refocuses eduation on the child's personality - his humanization, widedeveloping character. Learner oriented education involves organization of training based on deep respect for the personality of pupil, considering the peculiarities of individual development, the attitude to it as a conscious subject of the educational process. New forms of training were supported by the teachers, they were introduced in schools. Where there was identified the significant shortcomings, they were rejected, and the very rational grains containing separate technologies have been included by teachers to active forms of education.

Keywords: innovations, educational process, primary school, modernization, education.

Выдающийся психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. На широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С. Выготского начали проверять и конкретизировать два научных коллектива: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Экспериментальные исследования проводились в Харькове, Киеве, Москве и других городах под руководством В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина [5, с. 80].

Дидактические проблемы и перспективы использования информационных технологий в обучении исследовали А.П. Ершов, И. Роберт, Ю.И. Машбиц, М.И. Жалдак.

Сейчас происходит становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике обучения и воспитания:

1. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки.

2. Значительная роль отводится духовному воспитанию личности.

3. Становится более весомой роль науки в создании новых педагогических технологий.

В психолого-педагогическом смысле основные тенденции совершенствования инновационных образовательных технологий характеризуется переходом[4, с. 235]:

1) От обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития;

2) От ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам;

3) От внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Сегодня действует принцип вариативности, это позволяет выбирать педагогический

процесс по любой модели, даже авторской.

Цель статьи - обосновать и доказать целесообразность использования инновационных технологий в начальной школе.

Образование, как и в любой другой стране, неразрывно связана с обществом, традициями и ценностями, и поэтому сохраняет многие черты прошлого. К большому сожалению, толерантное отношение к личности, забота об утверждении ее самодостаточности ни были сильной стороной Советского Союза. Эти особенности общественных отношений перешли к отечественному образованию и составили сущностную основу отношений в учебных заведениях. И хотя за годы независимости произошла определенная демократизация атмосферы в образовательных учреждениях, к сожалению, проявления авторитарной педагогики, субъектно объектный тип отношений того, кто учит, и того, кто учится, еще достаточно распространены. В результате, часто формируется не самодостаточная личность, а несамостоятельный человек, человек-приспособленец, человек, действующий по принципу «чего изволите». Такой тип отношений следует оставить в прошлом как можно быстрее. Это нужно не столько для образования, как для общества. Не сделав этого, мы никогда не будем иметь постоянного демократического общества и цивилизованной рыночной экономики. Потому что ребенок, проучившись более десяти лет в авторитарной среде, во взрослом возрасте, даже бессознательно, потребует и творить авторитарное, а не демократическое общество. Так, учителю, которого уважают дети, работать в условиях демократии, толерантной педагогики и равноправных субъектно-субъектных отношений с учениками значительно сложнее. Но зачем дорога, которая не ведет к храму, зачем обучения, не формирует личность? [2, с. 310]

Из этого следует, что нужно изменить отношения учителя и ученика. Учитель должен перестать быть над учеником, жестко регламентировать и однозначно определять его развитие и познание. Он должен стать рядом с ним, помогая каждому ребенку сконструировать и реализовать оптимальный путь познания и развития на основе индивидуальной сущности. Тем более, что время объективно требует изменения роли и места учителя в учебном процессе. Важен не ряд обстоятельств, и прежде всего наличие инновационных технологий в образовании (информационных, проектных и т.п.), учитель перестает быть единственным главным источником знаний для ученика. Он должен стать его партнером в обучении и развитии.

Основным принципом работы учителей начальной школы является использование современных достижений возрастной психологии, инновационных технологий обучения для успешного развития познавательных, интеллектуальных, творческих, физических способностей школьников начальной школы при условии сохранения и повышения резервов их физического, психического и социокультурного здоровья. В внедрении инновационных методов и технологий учителя начальной школы, прежде всего, руководствуются пятью ос-

новными заповедями: любить, верить, знать, уважать и понимать ребенка как основной объект и субъект учебной деятельности.

1. Люби ребенка! Любовь к детям - сердцевина педагогической нравственности, основа культуры учителя.

2. Верь в ребенка! Без веры в ребенка, без доверия к ней вся педагогическая мудрость, все методы и приемы обучения и воспитания разрушаются, как домики из песка.

3. Знай ребенка! Без знания ребенка нет обучения, нет воспитания, нет настоящего педагога. Как можно глубже знать духовный мир каждого ребенка - первое и самое важное задание педагога.

4. Уважай ребенка! Не считай себя способным решать те вопросы, которые предстоит решить юной личности.

5. Понимай ребенка! Умей поставить себя на его место, увидеть мир его глазами, понять, чем ребенок живет, к чему стремится.

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его мировоззрения, эрудиции. Инновационная деятельность на уроке - это хорошо организованная, рациональная и систематическая работа. Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.

Урок без инновационных методов - это урок вчерашнего дня. Известно, что только творческий учитель может воспитать творческую личность. А воспитать творческого учителя помогают инновационные формы и методы методической работы, которые предполагают моделирование реальных педагогических ситуаций, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств; способствуют созданию атмосферы и сотрудничества, взаимодействия; помогают учителю настоящим лидером детского коллектива. Педагоги учатся быть демократическими, активно общаться с другими, критически мыслить, принимать продуманные решения.

Мы видим постоянный разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учениками и теми технологиями, которые используются в начальной школе. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной образовательной технологии, степени ее адекватности ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения[1, с. 80].

Наряду с традиционной технологией обучения существуют технологии личностно ориентированного обучения. Сегодня различные авторы называют различные технологии, которые относятся к личностно ориентированным, общепринятая классификация пока отсутствует. В начальной школе среди технологий, которые ориентированы на личность ученика, выделяются следующие[3, с. 72]:

1) Игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен ее в том и состоит, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Урок, который проводится в игровой форме, требует соблюдения определенных правил: предварительной подготовки, должны быть атрибуты игры, обязательной констатации результатов игры, для снятия напряжения и перенос внимания отдельные игровые моменты могут носить не учебный характер. Главное - уважение к личности ребенка, не "убить" интерес к работе, а пытаться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах;

2) Групповые технологии. Сущность этого учения заключается в следующем: на групповых занятиях происходит взаимодействие между учителем и учениками и между самими учащимися. Преимущества группового обучения: приучить к важным навыкам жизни - умение слушать, решать конфликты, иметь свою точку зрения и становиться на точку зрения других, работать вместе; улучшается успеваемость, меняется отношение к школе; дети видят ценность взаимопомощи. Типы группового обучения: обучение в парах, маленькая команда, задача для всего класса;

3) Технологии развивающего обучения. Главной целью этого обучения является формирование активного, самостоятельного творческого мышления ученика и на этой основе постепенного перехода в самостоятельное обучение. Задача развивающего обучения: формировать личность с гибким умом, развитыми потребностями к дальнейшему познанию и самостоятельным действиям, определенными навыками и творческими способностями. Развивающее обучение - основа формирования личности, а в дальнейшем - креативной личности, имеет внутренние предпосылки, обеспечивающие ее творческую активностью, не стимулированную внешними факторами. Доказано, что при проведении традиционного урока на самостоятельную работу детей отводится 9% времени. То есть самостоятельная работа учащихся, способствует развитию их познавательной активности и которая может быть по образцу, в похожей ситуации, в новой ситуации, практически сведена к минимуму. Развивающее обучение - такой процесс деятельности учащихся, в ходе которого каждый ребенок должен самостоятельно или с помощью учителя осмыслить материал, творчески применить его в нестандартных условиях и сознательно запомнить для дальнейшего обучения;

4) Компьютерные (информационные) технологии. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, потому что они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, и составляет главную особенность методик этого обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закрепление, повторение, контроля. При этом он для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. Основной целью компьютерных технологий обучения является подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Можно использовать эти технологии в начальной школе? Так, если соблюдать все требования по работе на компьютере;

5) Технологии формирования творческой личности. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнениям стали истины. Эта технология тесно переплетается с другими технологиями, однако она имеет и свои индивидуальные черты: деятельность ученика не должна регламентироваться, нужно постоянно вызывать интерес ребенка к учебе. Важную роль в стимуляции у школьников интереса к труду играют задачи: подбор учителем задач, требующих творческой переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать, поиска; использование игровых моментов, которые стимулируют проявления самостоятельности учащихся, их творческих возможностей; решения творческих задач. Технология формирования творческого ученика ориентирована на личность. Это означает максимальную индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Учитель, который формирует творческую личность, должен быть новатором по сути своей. Только тогда новые идеи, прогрессивные принципы и приемы помогут ему создавать новые

педагогические технологии, внедрять различные инновации в учебно-воспитательный процесс. И только тогда будет перестроена вся система воспитания и обучения в сторону повышения ее эффективности.

Литература:

1. Велиулаева Р.Н. Использование ИКТ на уроках в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-4. С. 79-85.

2. Данилова М.А. Программы социальной адаптации детей в поликультурной среде (начальная школа)// В книге: межкультурные взаимодействия в поликультурном обществе. Симферополь, 2016. С. 294-315.

3. Невзорова Л.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе // Альманах мировой науки. 2016. № 2-2 (5). С. 72-73.

4. Солодаренко Е.Н. Методические аспекты интеграции предметов в начальной школе как педагогическое явление // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-4. С. 233-239.

5. Улутова А.Р. Метод проекта в начальной школе // В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 80-81.

References:

1. Veliulaeva R.N. Ispol'zovanie IKT naurokah v nachal'nojshkole // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016. № 50-4. S. 79-85.

2. Danilova M.A. Programmy social'nojadaptacii detej v polikul'turnoj srede (nachal'naja shkola) // V knige: mezhkul'turnye vzaimodejstvija v polikul'turnom obshhestve. Simferopol', 2016. S. 294-315.

3. Nevzorova L.N. Zdorov'esberegajushhie tehnologii na urokah v nachal'noj shkole // Al'manah mirovoj nauki. 2016. № 2-2 (5). S. 72-73.

4. Solodarenko E.N. Metodicheskie aspekty integracii predmetov v nachal'noj shkole kak pedagogicheskoe javlenie // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016. № 50-4. S. 233-239.

5. Ulutova A.R. Metod proekta v nachal'noj shkole // V sbornike: Sovremennoe nauchnoe znanie: teorija, metodologija, praktika. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj

nauchno-prakticheskoj konferencii v 3-h chastjah. OOO «NOVALENSO». 2016. S. 80-81.

— • —

Сведения об авторе

Лилия Васильевна Штербова - учитель начальных классов, МБОУ Перхушковская ООШ Одинцовского района Московской области (Перхушково, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.