Научная статья на тему 'Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса'

Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATIONS / STATE AND BUSINESS COOPERATION / STATE POLICY IN THE FIELD OF INNOVATIONS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райхлина Анна Владимировна

В статье исследуется возможность использования новых подходов в системе взаимоотношений органов государственного управления и бизнес-сообщества на примере Ярославской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the State and Business Cooperation System

The author represents some new points of cooperation between business and the state in the Yaroslavl region as examples of process innovations generating.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса»

УДК 005.511;001.895

А. В. Райхлина

Инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса

В статье исследуется возможность использования новых подходов в системе взаимоотношений органов государственного управления и бизнес-сообщества на примере Ярославской области.

Ключевые слова: инновации, система взаимодействия, государственная политика в области инноваций, государственно-частное партнерство.

А. V. Raikhlina

Innovations in the State and Business Cooperation System

The author represents some new points of cooperation between business and the state in the Yaroslavl region as examples of process innovations generating.

Keywords: innovations, state and business cooperation, state policy in the field of innovations, public-private partnership.

Государственной политикой РФ на долгосрочную перспективу признан инновационный тип развития, в основе которого лежит непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества.

Для того чтобы инновации стали преобразующим фактором в экономике, необходим соответствующий механизм активного взаимодействия всех участников национальной инновационной системы (НИС), особенно на уровне взаимоотношений органов государственной власти и бизнеса.

Для начала определимся с понятиями. В законодательстве РФ «инновация (нововведение) -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [4].

В общественной жизни широко используется значение инноваций из международных методологических рекомендаций и стандартов «Руководство Осло» (2005), которые выделяют четыре главных типа инноваций - продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [2].

Система взаимоотношений власти и бизнеса понимается как комплекс мероприятий в рамках

эффективного партнерства органов исполнительной власти и представителей крупного, среднего и малого предпринимательства по различным направлениям.

Переход России на инновационный путь развития экономики - это общая стратегическая цель, в достижении которой заинтересованы и органы государственной власти, и бизнес-структуры, и общество в целом.

В связи с этим инновации в системе взаимодействия власти и бизнеса можно рассматривать с нескольких позиций:

1. Инновации как предмет, основа взаимодействия бизнеса и власти. Здесь речь идет о совместной деятельности органов исполнительной власти и бизнес-структур по поиску, поддержке и продвижению инноваций. Особого внимания заслуживают вопросы совместного финансирования инновационных исследовательских работ, страхования рисков, освоения международных стандартов, патентования, проведения инновационных форумов.

2. Инновации как продукт взаимодействия бизнеса и власти. В процессе тесного и плодотворного сотрудничества органов исполнительной власти и предпринимательства могут быть найдены новые формы, подходы, методы взаимодействия, иначе говоря, организационно-структурные инновации.

3. Инновации как связующий элемент бизнеса и власти в НИС и региональной инновационной

© Райхлина А. В., 2010

системе (РИС). Именно инновации и инновационная деятельность делают органы власти и бизнес-структуры элементами инновационных систем, которые определяют современную экономику.

4. Инновации как показатель эффективности системы взаимодействия бизнеса и власти, выражающийся в экономическом росте муниципального образования, района, города, субъекта федерации. Увеличение доли малых инновационных предприятий, численности их работников, объемов финансирования научных исследований, внедренных технологий.

5. Инновации как сфера управления в системе взаимодействия власти и бизнеса. Сюда относится конструктивное сотрудничество по выработке и реализации региональной инновационной политики, целенаправленное внедрение инновационной деятельности, новых моделей принятия инновационных решений, инновационных рисков.

6. Инновации как база идеологического единства в системе взаимодействия власти и бизнеса. Инновации призваны стать основой формирования как национальной идеологии, так и философии бизнеса, стимулирующих развитие человека, повышение статуса инноваторов, становление инновационной культуры, инновационного сознания, создание условий для дальнейшего творческого роста.

7. Инновации как маркетинговый инструмент в РЯ-продвижении успешного взаимодействия власти и бизнеса. Благоприятный инновационный климат и инвестиционная среда оказывают большое влияние на продвижение имиджа региона и поддержку местных производителей.

8. Инновации как инструмент конкурентной борьбы системы взаимодействия власти и бизнеса на международных рынках. Включенность в глобальные рынки заставляет участвовать как государство, так и бизнес в технологической гонке с транснациональными компаниями и странами. Они - полноправные партнеры в этом движении, заинтересованные в победе.

9. Инновации как основа государственно-частного партнерства в реализации совместных инновационных проектов. Инновационная экономика сегодня является главным приоритетом государственной политики в России, а для бизнеса использование современных технологий - это значительные конкурентные преимущества.

Эффективность всех вышеперечисленных видов инноваций в системе взаимодействия власти

и бизнеса во многом зависит от состояния го су-дарственно-частного партнерства, организации социального диалога органов управления, бизнеса, с привлечением научных и некоммерческих организаций.

В Ярославской области можно найти немало примеров подготовки и реализации инноваций в системе взаимодействия власти и бизнеса.

Сегодня регион активно внедряет новые информационные технологии. Первые результаты -новый портал органов государственной власти, поэтапное внедрение элементов электронного документооборота, активная работа по внедрению Социальной карты и переход на предоставление государственных услуг в электронном виде. Партнер Правительства области в реализации политики информационной открытости - «Ком -пания АЛАН». Комплексное решение единого информационного пространства для органов го -сударственной власти Ярославской области позволило компании победить в международном конкурсе Microsoft «WPC Awards 2010» [3].

Постановление Правительства Ярославской области «Об утверждении Концепции кластерной политики» от 30.06.2009 № 650-п предусматривает развитие конкурентоспособности региона и переход от моноструктурной к диверсифицированной экономике за счет создания кластеров химической промышленности, атомоби-лестроения, туризма, фармацевтики, информационных и нанотехнологий и др.

Для реализации этих целей в регионе подготовлен ряд инвестиционных площадок, на кото -рых частные инвесторы смогут размещать современные производства в рамках названных кластеров [3].

16.02.2010 г. собрание акционеров «Автодизеля» (ЯМЗ, входит в «Группу ГАЗ») одобрило привлечение кредита ВЭБ на 5,8 млрд рублей для строительства в области завода двигателей нового поколения ЯМЗ-530, соответствующих нормам Евро - 3, 4, 5, 6. Запустить завод «Группа ГАЗ» намерена в марте 2011 г. [3].

Повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий - одна из стратегических задач Правительства Ярославской области. Область является пилотным регионом, на территории которого реализуется один из шести федеральных проектов «Комплексная малая энергетика». Первая когенерационная установка действует в д. Сельцо Большесельского района. Она изготовлена компанией WOLF GmbH (Германия) с участием совместного рос-

сийско-германского предприятия «Энерджи Волд - Ярославль» на базе двигателя ЯМЗ-240 НМ2, модифицированного под работу на природном газе [3].

В феврале 2010 г. Ярославская область выступила учредителем научно-образовательной ассоциации «Верхне-Волжский исследовательский центр». Она призвана решать задачи методического и организационного сопровождения научной, образовательной и инновационной деятельности регионального научно-образовательного комплекса. В состав ассоциации вошли ЯрГУ им. П. Г. Демидова, ЯГТУ, РГАТА им. П. А. Соловьева и Ярославская область как субъект РФ. Базой для межвузовской интеграции станут приоритетные направления науки, технологий и техники РФ. В настоящее время согласованы 12 таких направлений, однако их список может быть расширен [3].

Для дальнейшего стимулирования инноваций в системе взаимодействия власти и бизнеса на территории Ярославской области предлагается три направления:

- разработка соответствующих программ;

- проведение мер по усилению координации совместной работы;

- подготовка и проведение мероприятий, направленных на совместное участие в стимулировании инновационной деятельности на территории области.

1. В настоящий момент основополагающим документом перехода региона к инновационному типу экономики является «Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г.» [5]. Отдельные нормативные акты, такие как уже упоминавшееся Постановление «Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области» или Ведомственная целевая программа «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на 2009-2011 гг. посвящены отдельным важным направлениям поддержки инновационной активности. Однако, на наш взгляд, назрела необходимость подготовки комплексной системной Программы развития инновационной деятельности на территории края.

В ней целесообразно было бы отразить прогноз инновационных потребностей региона, наметить управленческие инновационные проблемы и задачи, выявить факторы, способствующие применению инноваций, и разработать механизм их стимулирования. В Программу следовало бы включить предупреждение вероятных рисков в

управлении инновациями; перечислить приоритетные для региона инновационные проекты, количество задействованных в них предприятий (в том числе малых), трудовых мест, возможности участия в них вузов области и т. д.

По словам губернатора С. А. Вахрукова, в этом направлении в настоящее время ведется работа. Правительство Ярославской области разрабатывает концепцию региональной целевой программы инновационного развития на 2011 г., в будущем планируется принять закон об инновационной деятельности [3].

2. Проведение мер по усилению координации обусловлено необходимостью организации эффективных форм взаимодействия трех субъектов инновационного развития (государства, бизнеса, науки) и создания новой основы построения связей между ними - сетей коммуникаций. Построение экономики знаний определяет включение науки в сферу производственных интересов и стимулов для фирм, а также повышение общего уровня ответственности за инновационное развитие государства.

Необходимость постоянного производства инноваций требует создания системы экономической и, в частности, финансовой координации между бизнесом, государством и наукой. Общей тенденцией для развитых стран является достижение высокого уровня финансирования науки частным сектором экономики. В странах-лидерах, например в США, частный сектор обеспечивает до 75 % расходов на исследования и разработки, а на долю 100 крупнейших международных корпораций страны приходится 90 % этой суммы [1]. Государство, со своей стороны, ставит приоритеты и создает необходимые условия для успешного развития инновационной деятельности.

Вторым необходимым инструментом использования инновационного ресурса края является развитая информационная координация. Для устранения информационного разрыва между субъектами бизнеса, науки и образования области необходимо создать единый реестр инноваций. Система обмена будет накапливать данные об уже имеющихся инновационных проектах региона, о перспективных направлениях исследований, о возможностях партнерства с отечественными и зарубежными предприятиями.

3. В качестве мероприятий, направленных на совместное участие в стимулировании инновационной деятельности на территории области, можно назвать следующие.

1) Формирование системы заказа на инновационную продукцию. Региональные предприятия как представители рынка должны играть роль основных заказчиков перед наукой и органами исполнительной власти. Исполнительная власть, в данном случае, будет выступать как координатор, вместе с бизнесом формировать «пакет заказов» для науки и строить экономику, удовлетво -ряющую потребностям общества.

2) В Ярославской области назрела необходимость создания рабочего органа, который отвечал бы за объединение и анализ текущих проблем развития инновационной деятельности на территории края и подготовку предложений по поиску, внедрению и стимулированию инноваций, а также способствующих оптимизации усилий организаций инновационной инфраструктуры. В его состав могли бы входить представители всех уровней региональной инновационной системы (бизнеса, НИИ, университетов, банков и т. д.), заинтересованные в развитии промышленного потенциала области на основе инноваций. Самым простым, доступным и демократичным методом ведения диалога является проведение «круглых столов». Такая форма взаимодействия позволит консолидировать усилия сторон по формированию и реализации общих задач инновационного развития экономики, взаимно увязывать и координировать действия участвующих в процессе сторон.

3) Разработка и продвижение новой концепции «Верхне--Волжского исследовательского центра». Миссия современных университетов -действовать творчески, быть в курсе последних достижений и идей, мыслить глобально в международном масштабе, а также создавать, накапливать, распространять и использовать практически применимые знания. Кроме образовательных программ, успешный вуз создает и распространяет новые идеи, новые продукты, новые технологии. То есть университет должен стать источником экономических и социальных инноваций, точкой роста бизнес-концепций новых предприятий. С этой целью на базе самого крупного участника ассоциации, ЯрГУ, можно проводить презентации региональных компаний, на которые будут приглашаться все заинтересованные лица для неформального общения и обмена мнениями.

4) Если учесть, что основным потребителем образовательных и научных услуг вузов является бизнес, становится очевидным, что в структуре взаимодействия необходимо сформировать систему «власть - бизнес - наука - образование».

Переход к инновационному типу развития Ярославской области связан с формированием нового поколения ярославцев, которое должно не только обладать инновационным, креативным мышлением. Смена типа экономического развития за 20-30 лет совпадает со сменой поколений, поэтому особое внимание формированию инновационной среды следует уделять в образовательных учреждениях области.

5) Развитие инновационной инфраструктуры. Создание регионального центра развития промышленного потенциала или инновационно-инвестиционного центра (ИИЦ) может стать одним из первых инструментов взаимодействия власти, бизнеса и образования. Формирование программ инновационного развития экономики области делает необходимым строительство подобного объекта, так как требует привлечения серьезного научно-образовательного ресурса. Целями указанного центра являются:

- маркетинговое сопровождение товаров и услуг, производимых в Ярославской области;

- разработка и проведение рг-мероприятий с целью создания благоприятного имиджа территории;

- аккумулирование информации о технологических достижениях и инновационных разработках, создаваемых в регионе;

- поиск возможных партнеров для предприятий края, особенно тех, которые разрабатывают новые продукты;

- распространение достижений ярославских предприятий среди учащихся образовательных учреждений города и области, содействие профориентации школьников.

ИИЦ будет участвовать в подготовке и реализации программ развития региона, осуществлять мониторинг уровня промышленных технологий, поддержку модернизации производства и инвестиционных проектов. С помощью ИИЦ регион сможет реализовать новейшие научно-технические разработки, получать дополнительное финансирование. Следующей формой инновационной инфраструктуры могут быть центры, объединения, учебно-исследовательские лаборатории и другие организации, создаваемые в рамках конкретного уровня бизнеса: крупного, среднего и малого.

6) Идеологическая работа по широкомасштабному применению нововведений во всех сферах. «Инновация» должна пониматься не как область технических усовершенствований производства, а как интеллектуальная установка

бизнеса. В связи с этим происходит трансформация мировоззрения научного сообщества, которому приходится учиться доказывать, что те или иные разработки экономически эффективны. С другой стороны, и бизнесу необходимо перестать ориентироваться на быструю прибыль, как это происходило на рубеже 1990-2000 гг. Сейчас преуспевающие компании создают собственные исследовательские подразделения или институты, увеличивают расходы на научные проекты, выполняемые по их заказам в организациях государственного сектора науки и вузах.

Государство, отвечающее за успешный переход на новые технологические траектории, во взаимодействии с другими участниками зачастую по-прежнему использует вертикальные отношения, не отвечающие современным инновационным требованиям. Поэтому важным идеологическим условием появления инноваций является трансформация способов и моделей самой государственной деятельности. Актуальное направление реформирования - это переход от государственного управления к политике гибкого реагирования. Государство не может действовать на акторов инновационной деятельности директивным образом и неизбежно переходит к типу отношений, которые можно охарактеризовать как партнерство или социальный договор. Отсюда появляется возможность тесного и интенсивного общения между партнерами в ходе принятия решений, гибкой коррекции и мониторинга реализации проектов. Рост инновационной «креативности» становится главной задачей политики.

Таким образом, применение и разработка инноваций - это универсальный рецепт успешного взаимодействия государства и бизнеса. Следовательно, данное сотрудничество всегда будет взаимовыгодным и успешным. В свою очередь, инновационный ресурс региона может быть использован только в том случае, если стороны, задействованные в инновационном процессе, будут настроены на выработку общих правил.

Библиографический список

1. Дежина, И. Тройная спираль в инновационной системе России [Текст] / И. Дежина, В. Киселева // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 123-135.

2. Карлинская, Е. В. Стандарты и методологии управления инновационными проектами: региональный аспект [Электронный ресурс] / Е. В. Карлинская.

- Режим доступа : грш-сошиИ ги.

3. По материалам Портала органов государственной власти Ярославской области «Ярославия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. а^. уаг. ги/

4. Постановление правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» [Текст] // Российская газета. - № 32. - 10 августа 1998 г.

5. «Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2030 г.» [Электронный ресурс] // Портал органов государственной власти Ярославской области «Ярославия» [Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://www. а^. уаг. ги/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.