Научная статья на тему 'Инновации в системе образования'

Инновации в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2300
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинина Ольга Вячеславовна

Рассмотрены проблемы внедрения инноваций в систему образования, применение технологий интерактивного обучения по конкретным дисциплинам, которые объединяют доставку мультимедийного учебного курса с регулярным тестированием и оценкой приобретенных знаний через WEB-интерфейс, а также проблемы дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation in the educational system

It is considered the problems of innovations introduction into the educational system, technologies of interactive learning use, as far as the definite subjects are concerned. They unite the delivery of multimedia training course with the regular testing and acquired knowledge evaluation through WEB-interface. It deals also with the problems of distant learning.

Текст научной работы на тему «Инновации в системе образования»

УДК 378.147

О. В.Зинина

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены проблемы внедрения инноваций в систему образования, применение технологий интерактивного обучения по конкретным дисциплинам, которые объединяют доставку мультимедийного учебного курса с регулярным тестированием и оценкой приобретенных знаний через WEB-интерфейс, а также проблемы дистанционного обучения.

В последние два десятилетия кардинально изменились условия функционирования российских образовательных учреждений. Это выразилось в постоянном и динамичном изменении среды их существования. С принятием федерального закона «Об образовании» и развитием рыночной экономики главными тенденциями в реализации реформ образования в России стали:

- децентрализация и демократизация управления;

- расширение автономии высших учебных заведений;

- движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образовательных учреждений.

Принципиально изменились условия деятельности образовательных учреждений. Появились негосударственные образовательные учреждения, государственные вузы получили возможность проводить набор студентов на обучение с полным возмещением затрат на обучение. В 2002 г. во всех вузах России на этих условиях обучалось более 2,3 млн человек по всем формам обучения. Все это приводит к конкуренции на рынке образовательных услуг. Для всех вузов стали обязательными процедуры лицензирования. Введены и постоянно совершенствуются системы аттестации и аккредитации вузов и программ.

Влияние внешней среды и потребность рынка заставляют вузы и федеральные органы управления образованием искать новые подходы для удовлетворения потребностей населения в образовании. Так, в 1995 г. появилась «Концепция дистанционного образования». В 1999 г. организован эксперимент по программе МВА, в 2000 г. - эксперимент в области дистанционного обучения.

Стали реальностью образовательные проекты, финансируемые федеральными и региональными структурами, в которых принимают участие вузы (как государственные, так и негосударственные), прошедшие через открытый конкурс и общественную аккредитацию. Среди них президентская «Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ».

С 2003 г. введена система государственного заказа на образовательные услуги. Несомненно, сильное влияние на образование в России оказывают процессы, происходящие на европейском континенте. Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с Болонским процессом (совместное заявление министров образования 29-ти европейских стран «Пространство европейского высшего образования», Болонья, 19 июня 1999 г.), который инициирован для проведения унификации существующих систем образования европейских стран, координированном взаимодействии

по сближению существующих образовательных стандартов при сохранении высокого уровня качества. Для достижения заявленных целей предполагается следующее:

- принятие системы легко понимаемых сопоставимых академических степеней, в том числе через внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейской системы высшего образования; переход на 2-уровневую систему подготовки - бакалавр и магистр;

- введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетного перевода), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности;

- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

- содействие европейским воззрениям в области высшего образования в части разработки учебных планов межуниверситетского сотрудничества. На пражской конференции Министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию (Прага, 18-19 мая 2001 г.), были выделены еще три новых направления в рамках интеграции национальных систем образования в единое европейское образовательное пространство; обучение в течение всей жизни;

- обеспечение привлекательности европейского пространства высшего образования.

Россия, в настоящее время подписавшая Болонскую декларацию, готовится к интеграции в европейское образовательное пространство и уже сейчас предпринимает определенные шаги в этом направлении.

Министерством образования проводится эксперимент по переходу ряда вузов на систему организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц. Рассматриваются вопросы введения нового стандарта третьего поколения, учитывающего международные требования к программам. Разработана программа развития дополнительного профессионального образования, где в основу положена идея непрерывного образования.

Таким образом, анализ основных тенденций развития образовательного процесса показал, что вузы в настоящее время вынуждены работать в динамичных, т. е. постоянно изменяющихся условиях.

Проблема оперативного приспособления к постоянному изменению условий своего функционирования является актуальной для всех вузов, но особенно актуальна для бизнес-школ и вузов, реализующих дистанционное бизнес-образование в связи с высокой скоростью проходящих здесь изменений. При этом обеспечение

оперативного функционирования вузов и бизнес-школ, эффективное проведение инновационной деятельности является условием эффективного функционирования всей системы образования страны.

Все вышеизложенное подчеркивает важность для системы образования и, в конечном счете, для экономики страны разработки эффективной системы управления инновационной деятельностью образовательных учреждений, обеспечивающей эффективное функционирование всей системы образования.

В экономической литературе понятие «инновация» интерпретируется по-разному. Так, например, американский ученый австрийского происхождения И. Шумпетер еще в 30-е гг. XX в. ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов технологий для производства потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, а также рынков и форм организации в промышленности.

Неоднозначная трактовка инновации представлена и в отечественной литературе. В частности, Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанов под инновацией (нововведением) понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).

П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Н. Э. Миндели полагают, что инновация - это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) определяется как результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати), инновация - это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Р. А. Фатхудинов считает, что целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». По его мнению, новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; понятий, научных подходов или принципа; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д.

В «Энциклопедии профессионального образования» дается следующее определение: «Инновации - это акту-

ально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникшие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие широкого культурного пространства образования».

Процесс по стратегическому маркетингу, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью.

Применительно к деятельности образовательных учреждений понятие «инновационная деятельность» может быть рассмотрено как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для продажи или внедрения на собственном предприятии, т. е. происходит процесс превращения в форму инновации.

Для сферы подготовки менеджеров новшества могут принять форму новых учебных программ, учебных планов и учебно-методических материалов, новых педагогических, информационных и организационных технологий или их совокупности, новых образовательных технологий, нового статуса организации и пр. Для вуза важна не столько разработка новшеств (получение результатов научно-исследовательских работ (НИР), разработка программ и т. д.), главное - внедрение новшества, превращение его в форму инновации, т. е. завершение инновационной деятельности и получение положительного результата.

Ядром инновационной деятельности является новшество. Новшествами могут быть как новые продукты -образовательные программы, так и новые технологии, применяемые в образовательном процессе, новые организационные технологии, новые способы продвижения образовательных услуг. Новшества обычно являются результатом научных исследований, разработок или экспериментальных работ, направленных на повышение эффективности деятельности организации.

Если целью научной организации является создание и продажа новшеств, то основной задачей инновационной организации является внедрение новшества.

Инновационная деятельность, включающая проведение маркетинговых исследований, поиск новых идей, создание новшества, его внедрение, и оформление результатов завершается инновацией, т. е. инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального или другого вида эффекта. Предметом инновации могут быть продукт, производственный процесс, а также организация при условии, что они являются новыми и внедрены.

Для российских вузов в условиях, когда законодательная и нормативная база профессионального образова-

ния только формируется, существует возможность создания инноваций по всем разделам классификации.

Построение системы эффективного управления инновационной деятельностью в вузе предполагает выявление всех компонентов этой системы и их взаимосвязей, а также причин, побуждающих к ведению инновационной деятельности.

Любая система создается для эффективного функционирования и именно успешное функционирование управления - один из залогов выживания и развития организации.

Рассматривая факторы, побуждающие вуз к инновационной деятельности, можно выделить внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести изменение внешнего окружения (STEEP-факторы), конкуренция на рынке образовательных услуг, изменение запросов потребителей (индивидуальных, корпоративных), влияние заинтересованных лиц и организаций (stakeholder), среди которых можно назвать собственников, учредителей, партнеров, спонсоров, ассоциации, министерства и т. д.

К внутренним факторам относятся изменение запросов профессорско-преподавательского состава и других сотрудников вуза, стремление к достижению максимальной эффективности деятельности организации (жизнеобеспечение), стремление к оптимальному качеству деятельности (соответствие миссии), реализация потребности организации в собственной индивидуальности.

Необходимость в проведении инновационной деятельности возникает при переходе на следующий этап жизненного цикла и при достижении зрелости.

Как уже было сказано выше, инновационная деятельность (ИД) состоит из нескольких видов деятельности, которые можно представить в виде следующей последовательности.

1. Поиск идей, относительно которых мог бы быть развернут инновационный проект (поиск новых образовательных методик и технологий, организационных форм и пр.). Идеи могут касаться всех процессов, происходящих в образовательном учреждении, процессов взаимодействия его с партнерами, потребителями и заинтересованными сторонами, а также быть направленными на создание новых процессов.

П. Друкер выделил семь областей анализа, служащих источниками инновационных идей: неожиданное событие для фирмы (ее успех или неудача); несоответствие, «некон-курентность» экономической реальности и представления о ней; потребность совершенствования внутренних процессов (организационных, технологических и т. д.); изменение в структуре рынка или отрасли; изменение в ценностных установках и восприятиях; новые знания, полученные научными или практическими путями.

Первые четыре области П. Друкер относит к внутренним, три последующие - к внешним.

2. Выявление общественных потребностей и установление возможностей их удовлетворения на основе выявления идей, и наоборот, разработка идей под актуальные потребности, стимулирование потребностей под некоторые идеи и др. Это маркетинговые исследования, прогноз потребностей общества в образовательных програм-

мах, изучение возможности и объема использования информационных технологий, желания обучаться с использованием различных технологий ит.д. Исследуя потребности потребителей образовательного учреждения, возможно выделить те, которые могут быть удовлетворены в результате инновационной деятельности вуза.

3. Создание новшества. Эта деятельность может включать в себя проведение НИР, разработку образовательных программ или процессов, опытную реализацию и формирование отчетов о результатах.

4. Внедрение новшества предполагает создание технологии и процедур реализации новшества, создание условий (административной и методической поддержки) для реализации образовательных программ или введение изменений в структуре организации.

5. Распространение новшества. Эта деятельность важна для сетевых организаций, так как успешное продвижение новшества увеличивает количество партнеров в сети, повышает качество работы и имидж сетевой организации.

Как и любой товар, инновационный проект имеет свой жизненный цикл. Так, А. Г. Теслинов выделил этапы запуска инновационной деятельности, поддержания ИД и ликвидации ИД.

На этапе запуска ИД объектом управления является сама инновационная деятельность во всем многообразии ее видов. Целью управления является реализация воплощения замысла идеи и реализации конкретного проекта. На этапе поддержания ИД возникают два объекта управления (ОУ): непосредственно инновационная деятельность и деятельность, обеспечивающая запуск инновации. Это вызвано тем, что образовательные учреждения, действующие в постоянно изменяющихся условиях, вынуждены постоянно вводить новые проекты и программы, делая процесс создания инноваций непрерывным.

Несмотря на то, что на этапе запуска и поддержания ИД объектом управления является инновационная деятельность (ОУ 1 и, соответственно, ОУ2), управление происходит с разными целями. Во втором случае целью является восстановление каждого вида инновационной деятельности до желаемого состояния.

Этап ликвидации инновационной деятельности осуществляется по отношению к трем объектам управления. По отношению к ОУ4 целью управления является ликвидация деятельности по инновационному проекту и соответствующим ему структурам. По отношению к объектам ОУ5 и ОУ6 - ликвидация деятельностей по поддержанию и запуску инновационной деятельности.

Таким образом, выделение объектов управления инновационной деятельности и их взаимосвязей позволяет создать эффективную структуру управления инновационной организацией и закрепить выделенные объекты управления за конкретными структурами и должностными лицами, а также создать необходимые внутренние стандарты (приказы), регулирующие процессы запуска, поддержания и ликвидации инновационной деятельности.

Новая модель развития образования во многом связана со сменой образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Основными условиями такой смены являются нормально функционирующая экономика, постро-

енная на непрерывной реализации инновационных, в первую очередь, компьютерных и информационных проектов; активно поддерживаемый обществом и эффективно работающий социальный институт образования, решающий свои задачи через различные системы дополнительного профессионального образования, а также систем дистанционного образования.

Современный ход развития общества, реальные достижения ведущих стран мира указывают тот путь изменений в сфере образования, который определяет характер связей между образованием и самообразованием.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью для открытого образования предоставляются возможности в любой сфере деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют открытые образовательные процессы в производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной и иных областях жизни.

Информационные технологии трансформируют способы открытого образования, обеспечивая доступность информации, облегчая ее поиск и в то же время предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и др. Благодаря совмещенному, комплексному использованию этих средств создаются условия для творчества, оптимизируются возможности и расширяются границы открытого образования.

Дистанционное образование долгое время рассматривалось как средство расширенного доступа к знаниям для тех, кому традиционные способы обучения недоступны по тем или иным причинам. В последние годы происходит стремительное развитие информационных технологий, в частности активное использование глобальной сети Интернет, и это создает наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития инновационных открытых образовательных технологий во всех их аспектах.

За последнее десятилетие Интернет превратился из элитарного средства общения интеллектуалов в одну из наиболее активно развивающихся областей телекоммуникационного бизнеса. Всемирная сеть потенциально может предоставлять безграничные образовательные возможности всем ее участникам. Социальный анализ пользовательской аудитории Сети и типичных образовательных Интернет-проектов должен способствовать активному внедрению таких проектов в учебный процесс образовательных учреждений, как необходимой составляющей инновационной маркетинговой деятельности с целью повышения рейтинга и конкурентоспособности данного учебного заведения.

В США доступность Интернет-технологий и быстрое распространение электронного бизнеса привели к тому, что очень широко стали предлагаться Интернет-проекты на рынке образовательных услуг. По оценкам компании Universite Access, 30% американских колледжей предлагают образовательные программы в Интернете.

В России же очень немногие вузы разрабатывают Интернет-программы по ряду гуманитарных и технических специальностей, несмотря на то, что рост государственной поддержки открытого образования подтвержда-

ется тем, что в 2001-2002 гг. разработана и утверждена на уровне Правительства РФ федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды (2001-2005 гг.)».

Целью данной программы являлось создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом [2]. Ожидаемые результаты реализации программы - создание основ единой образовательной информационной среды.

Система дистанционного образования ориентирована на массовость и общедоступность независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских правах, обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам, возможность получения второго образования. Эта система должна стать социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможности получения современных профессиональных знаний.

При подробном анализе существующих форм образовательных Интернет-проектов, опираясь на методологический подход к классификации типов дистанционного обучения А. Хуторского, можно выделить несколько видов обучения, основанного на использовании Интернет-технологий. Т ехнология электронного обучения - это высший уровень эволюции образовательных технологий.

Если подходы к формированию понятийного аппарата информатизации образования уже сложились, то явно недостаточно проработаны принципы и технологии системной интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовательную среду учебных заведений и формировании на их основе информационнообразовательной среды вуза.

Один из подходов к созданию информационной образовательной среды многие видят во внедрении технологий интерактивного обучения по конкретным дисциплинам, которые объединяют доставку мультимедийного учебного курса с регулярным тестированием и оценкой приобретенных знаний через web-интерфейс.

Наиболее яркие результаты такого подхода демонстрирует программа по созданию Сетевых академий Cisco (около 300 000 студентов более чем в 10 000 Сетевых академий по всему миру). Основное достоинство этой программы - удачное внедрение ориентированного на Интернет-технологии сетевого курса в учебный процесс. В результате студенты получают возможность динамического обмена информацией, что приводит к становлению сети интерактивно взаимодействующих друг с другом, разбросанных по всему миру участников процесса обучения. Одновременно с обучением компания Cisco создала свою систему сертификации, позволяющую будущим специалистам оценить свой уровень подготовки.

Такая система может служить идеальным примером разработки технологий доставки образовательного контента для предметно-ориентированного тренинга, и она является важным компонентом информационной образовательной среды.

Достижение современных образовательных запросов учебно-воспитательного процесса может быть обеспечено при условии формирования информационной образовательной среды на следующих основных принципах:

- открытость;

- масштабируемость;

- гибкость, адаптируемость структуры и содержания;

- интегративность;

- нелинейность;

- структурированная избыточность, включая много-уровневость и многоаспектность содержательного и деятельностного компонентов.

Принцип открытости информационных образовательных систем представляется одним из основополагающих,

поскольку именно взаимодействие с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением служит залогом ее развития в содержательном социокультурном контексте.

Таким образом для перспективного развития отечественного электронного образования на основе инновационных Интернет-проектов необходимо расширение телекоммуникационной инфраструктуры, создание технических, административных систем для обеспечения ее использования, принятие специальных государственных стандартов и формирование условий для конкурентного рынка образовательных Интернет-проектов.

Библиографический список

1. Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский. М. : Высш. шк., 1970. 200 с.

O. V Zinina

INNOVATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM

It is considered the problems of innovations introduction into the educational system, technologies of interactive learning use, as far as the definite subjects are concerned. They unite the delivery of multimedia training course with the regular testing and acquired knowledge evaluation through WEB-interface. It deals also with the problems of distant learning.

УДК 681.513

А. Г. Бревнова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И УРОВНЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЗРЕЛОСТИ

Производится сравнительный анализ классификаций функциональных подсистем корпоративных информационных систем, производится разработка классификатора функциональных подсистем. Рассматривается взаимосвязь функциональных подсистем и уровней организационной зрелости.

С каждым годом на российском рынке растет количество информационных систем различной направленности и компаний, внедряющих или разрабатывающих эти системы. Практически все предлагаемые программные решения позиционируются как полнофункциональные комплексные управленческие системы, обеспечивающие автоматизацию всех основных бизнес-процессов любого предприятия (торгового, производственного, сервисного), а компании, предлагающие эти системы, соответственно, как лидеры отрасли.

Руководители предприятий неоднократно отмечали, что рекламные материалы программных систем различных производителей отличаются только дизайном, практически полностью совпадая по содержанию. Понять, в чем преимущества одной системы перед другой, оказывается чрезвычайно затруднительным. Об этом свидетельствуют и проводимые в настоящее время тендеры на выбор системы управления, в которых первичные требо-

вания к системе сформулированы таким образом, что в одном тендере в числе участвующих программных решений иногда появляется SAP R/3 и Огас1е наряду с 1С.

Цель данной статьи - рассмотреть существующие концепции и принципы классификации функциональных подсистем (ФП) корпоративных информационных систем (КИС), а также предложить такой подход к классификации ФП, который не только позволил бы осуществить позиционирование систем, но и дал бы любому предприятию возможность более четко формировать список стратегических и операционных задач управления и определять критерии, позволяющие добиться решения этих задач оптимальным образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификация компонентов КИС способствует выявлению наиболее характерных черт, присущих различным компонентам КИС, обеспечивает лучшее понимание предмета изучения. Для того чтобы классифицировать компоненты корпоративной информационной сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.