Научная статья на тему '«Инновации в региональный туризм. Кейс-исследования» дин Карсон и Джим Макбет Австралия, 2005. 143с'

«Инновации в региональный туризм. Кейс-исследования» дин Карсон и Джим Макбет Австралия, 2005. 143с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
258
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гарифуллина А. Р., Идиатуллин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Инновации в региональный туризм. Кейс-исследования» дин Карсон и Джим Макбет Австралия, 2005. 143с»

Dean Carson and Jim Macbeth «Regional Tourism Cases. Innovation in Regional Tourism » -Australia, 2005 - 143p./

«Инновации в региональный туризм. Кейс-исследования» Дин Карсон и Джим Макбет -Австралия, 2005.- 143с

Туризм всего лишь одно из многих потенциальных направлений регионального развития. Туризм не самоцель, а скорее потенциальный спонсор областей, которые являются лучшими местами для жизни и работы. Туризм - уникальный продукт, в котором он не экспортируется: турист сам приезжает к производителю.

Региональное развитие туризма должно рассматриваться в контексте современной парадигмы. Туризм порождает жизнеспособную деятельность, жизнеспособная деятельность должна способствовать созданию жизнеспособно региона и по аналогии жизнеспособной страны - все они в пределах глобального контекста достигают своей цели - устойчивости.

В данной книге представлены процесс и результаты кейс-исследований, рекомендации для дальнейшего развития регионального туризма с применением инноваций. Инновационность туризма на региональном уровне раскрывает доступ к экономическим, социальным и экологическим преимуществам, минимизируя потенциальные негативные воздействия. Работа основана на исследовании природы изменений в региональных дестинациях туризма.

В книге отражены результаты исследовательского проекта «УСПЕХ», который проводился последние 2 года учеными Южного Креста в Новом Южном Уэльсе и школы социальных и гуманитарных наук в Австралии.

В структуре исследования выделяется 3 части. Вводная часть содержит теоретические и концептуальные основы исследования. Здесь описываются такие понятия как эволюционный процесс управления развитием туризма, системный подход к пониманию туризма в региональном контексте, оценка инновационного потенциала регионов, даются справочные данные по исследуемым примерам - 11-ти областям Австралии.

Детальное исследование регионов Австралии позволило авторам сформулировать следующие выводы в первой части книги:

1. Большинство методов оценки ценности туризма сосредотачиваются на экономическом аспекте (анализ множителя, ввод-вывод моделирование, моделирование общего равновесия). Эти методы трудны, непрактичны и капиталоемки для использования при оценке деятельности малых дестинаций. Для реализации анализа сферы туризма необходим источник точных данных. В случае Австралии, это база данных Seinsis. Seinsis располагает информацией о численности фирм, которые идентифицируют себя как представителей туристического бизнеса, и классифицирует их по типам активности: предприятия по размещению, туроператоры, туристические агентства, фирмы гостеприимства. Все эти данные служат выявлению экономической ценности туристско-рекреационных услуг в регионе. При оценке экологической ценности необходимо учитывать пространственные отношения между коммерческой деятельностью и экологически чувствительными областями. Социальную ценность туризма можно измерить общественной активностью при переходе регионального туризма на стадию бурного развития. Ценность туризма детерминирована человеческим, финансовым и политическим капиталом региона. Региональный туризм эволюционирует параллельно с развитием всей страны и имеет следующие этапы: набор вариантов, зависимость от выбранного пути, необратимость выбора, точки бифрукации, мультистабильность.

2. Системный подход к туризму позволяет сохранить целостность его различных элементов. В пределах системной структуры может быть исследована окружающая среда, социальная, культурная, экономическая, физическая составляющие. С точки зрения синергетического знания, туризм определен как открытая система. В пределах целой системы туризма могут функционировать большое количество подсистем (например, туристический маршрут), и секторов - маркетинг, специалисты, авиакомпания, размещение, достопримечательности, туроператоры, координирование, туристы, органы власти, неправительственные учреждения. Понимание системного подхода по отношению к любому виду деятельности человека, в том числе к туризму, позволяет сформулировать эффективную модель управления этой деятельностью.

3. Инновации - оригинальный подход в обнаружении новых способов использования существующих ресурсов, которые развивают дополнительные ресурсы. Для регионов Австралии инновации решают задачи продвижения, мобилизуя экономический, социальный, культурный и политический капитал. Возможность введения инноваций позволяет региону приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, использовать в своих интересах новые возможности и оптимизировать издержки производства. Инновации стимулируют

здоровую конкуренцию в регионе и устойчивое развитие. Успешные инновационные системы имеют следующую структуру: экономическая компетентность; объединение ресурсов в кластеры; сети; блоки развития; предпринимательская деятельность; критическая масса ресурсов; инфраструктура; роль местных органов власти.

Во второй части приводится 11 примеров развития регионального туризма существующих в Австралии и Новой Зеландии на протяжении десяти лет и описываются результаты деятельности. Выводы, сделанные по этой части можно выразить следующим образом:

1. Экономическое развитие сельских и отдаленных регионов является двигателем для инвестирования туристского сектора. Деловая активность отдаленных областей привлекает не только путешественников, но и инвесторов. Сектор размещения является самым капиталоёмким и доходным элементом системы туризма (в Будури и Квинсленде - 30-60% дохода). Развитие туристической индустрии в отдаленных районах зависит от положительного отношения местных властей, динамики спроса и предложения на туристско-рекре-ационные услуги, положительный инвестиционный климат, стратегическое планирование.

2. Силами Центра развития устойчивого туризма, Университета Мердока, местных предпринимателей была разработана Модель развития области Гобелен. Эта компьютерная модель, подобная «полет-тре-нажеру», позволяет произвести количественное сравнение, оценить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность региона. При реализации проекта обязательно участие общественности, местного руководства; укрепление потенциала; проведение документального исследования, семинаров с выделением фокус-групп, обзора занятости региона туризмом; изучение всех возможных событий региона.

3. Региональный туризм Австралии и Новой Зеландии характеризуется наличием сетей туристических агентств. Примером такого региона служит озеро Маккуэри. Сети имеют децентрализованную структуру, работают на увеличение прибыли, экономического роста и занятости. Деятельность подобных сетей координируется местным правительством и менеджером по экономическому развитию. Для подобных сетей преимущественными являются товарные, управленческие, логистические инновации.

4. Для области Акароа туристская индустрия единственный способ экономического выживания. Привлекательность природы и историческое богатство центральная детерминанта поддержания жизнеспособности региона.

5. Лесная местность Драйндра и Барна Миа - символ развития туризма в дикой природе. В целях защиты дикой природы создается общественная организация «Спокойствие». Развитие подобных областей в качестве туристского продукта может осуществить только профессиональный специалист. По результатам SWOT-анализа, главными барьерами в индустрии туризма и гостеприимства в регионах Австралии являются недостаток интереса общества, региональной координации, туристских продуктов.

6. Туризм является в значительной степени сферой услуг и требует несистемного отношения к инновациям из-за его фрагментированного, рассеянного характера и традиции индивидуальности для разнообразных продуктов и услуг. В туризме, новое знание не становится инновацией до тех пор, пока это новое знание не будет использовано широким диапазоном агентов.

7. В регионах Австралии широко практикуется рабочий отпуск. Иногда он становится единственным средством для выживания сельских областей. Около пятой части внутренних и внешних туристов являются держателями рабочих виз. Эта практика возникла по причине переживания трудностей работодателями в сорсинге квалифицированного и низкоквалифицированного труда в период максимального спроса рабочей силы.

8.Организация фестивалей является популярной стратегией для местных органов власти, чтобы привлечь зрителей-туристов для получения прямого и косвенного дохода. Примеры подобных фестивалей в Австралии и Новой Зеландии - Травяной фестиваль и неделя Казино Говядины в Северных реках. Цель этих фестивалей не только привлечение большого числа туристов, но и продвижение местного производителя. Региональный фестиваль инкубатор для многих типов инноваций. Фестивальная арена обеспечивает временный рынок, где фирмы могут визуализировать свое положение на этом рынке, наблюдать за своими конкурентами, соревноваться и планировать свою будущую деятельность.

9. В процессе кейс-исследования регионов были выявлены области переживающие стадию экономического застоя (Голд-Кост). В этом случае стратегическое планирование должно опираться на инновационный, целостный подход.

Третья заключительная часть книги содержит структуру и анализ проведенного кейс-исследования.

Туризм - это одна из многих отраслей, которые могли бы способствовать экономическому, социальному и культурному росту общества. Системность туризма показывает сильную связь между путешественником и регионом.

Помимо текстового материала в книге отражен большой объем иллюстрационной информации, таблиц и цифровых данных, которые облегчают восприятие информации и подтверждают глубокую изученность проблем и достоверность всех данных и выводов.

АР.Гарифуллина, А.В.Идиатуллин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.