Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов А.Ю.

В статье рассмотрены перспективные направления внедрения инноваций в процессе оптимизации деятельности транспортного комплекса Санкт-Петербурга, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, интеграцию железнодорожного транспорта в систему городских перевозок, использование беспилотного транспорта. Цель статьи - разработать рекомендации по использованию инноваций в процессе функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга, направленные на снижение издержек и повышение эффективности деятельности городского транспорта. При этом необходимо учитывать ограниченность ресурсов города в процессе разработки и внедрения новых инновационных технологий. Санкт-Петербург является крупнейшим мегаполисом Европы среди городов, не имеющих столичного статуса, что существенно влияет на развитие его транспортной инфраструктуры, поскольку накладывает существенные ограничения на объем ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных органов законодательной и исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT SYSTEM OF ST. PETERSBURG

The article discusses promising areas of innovation in the process of optimizing the activities of the transport complex of St. Petersburg, including the development of an automated traffic management system, the integration of rail transport into the urban transportation system, the use of unmanned vehicles. The purpose of the article is to develop recommendations on the use of innovations in the functioning of the transport system of St. Petersburg, aimed at reducing costs and improving the efficiency of urban transport. At the same time, it is necessary to take into account the limited resources of the city in the process of developing and implementing new innovative technologies. St. Petersburg is the largest metropolis in Europe among cities that do not have a metropolitan status, which significantly affects the development of its transport infrastructure, since it imposes significant restrictions on the amount of resources available to regional legislative and executive bodies.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

EDN: KKCBRC

А.Ю. Смирнов - д.э.н., профессор кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, al-sm@rambler.ru,

A.Y. Smirnov - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics of the Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg State Marine Technical University.

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА INNOVATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT SYSTEM OF ST. PETERSBURG

Аннотация. В статье рассмотрены перспективные направления внедрения инноваций в процессе оптимизации деятельности транспортного комплекса Санкт-Петербурга, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, интеграцию железнодорожного транспорта в систему городских перевозок, использование беспилотного транспорта.

Цель статьи - разработать рекомендации по использованию инноваций в процессе функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга, направленные на снижение издержек и повышение эффективности деятельности городского транспорта.

При этом необходимо учитывать ограниченность ресурсов города в процессе разработки и внедрения новых инновационных технологий. Санкт-Петербург является крупнейшим мегаполисом Европы среди городов, не имеющих столичного статуса, что существенно влияет на развитие его транспортной инфраструктуры, поскольку накладывает существенные ограничения на объем ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных органов законодательной и исполнительной власти.

Abstract. The article discusses promising areas of innovation in the process of optimizing the activities of the transport complex of St. Petersburg, including the development of an automated traffic management system, the integration of rail transport into the urban transportation system, the use of unmanned vehicles.

The purpose of the article is to develop recommendations on the use of innovations in the functioning of the transport system of St. Petersburg, aimed at reducing costs and improving the efficiency of urban transport.

At the same time, it is necessary to take into account the limited resources of the city in the process of developing and implementing new innovative technologies. St. Petersburg is the largest metropolis in Europe among cities that do not have a metropolitan status, which significantly affects the development of its transport infrastructure, since it imposes significant restrictions on the amount of resources available to regional legislative and executive bodies.

Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс, транспортная инфраструктура, инновации на транспорте.

Keywords: transport, transport complex, transport infrastructure, innovations in transport.

Формирование эффективного городского хозяйства, отвечающего потребностям ускоренного социально-экономического развития национальной экономики в начале XXI века невозможно без создания рационально функционирующей транспортной системы, обеспечивающей сбалансированное потребление всех видов ресурсов в условиях усиления конкурентной борьбы.

Проблема оптимизации функционирования транспортного комплекса становится особенно актуальной для Санкт-Петербурга, который является одним из крупнейших городов Европы (после Москвы, Лондона, Стамбула и Большого Парижа) и самым крупным из нестоличных европейских мегаполисов.

Как нам представляется, именно нестоличный статус Санкт-Петербурга оказывает значительное влияние на эффективность решения существующих проблем транспортного развития городской агломерации. Действительно, для Российской Федерации, как и для многих других стран мира, характерна концентрация в столице значительного объема материальных, финансовых, трудовых ресурсов, что приводит к быстрому росту населения. Так, в 1917 году населения Санкт-Петербурга составляло 2,3 млн человек, тогда как в Москве - 1,9 млн. человек. Тем самым населения нашего города превышало население Москвы на 17 %. Однако уже к 1923 году население Москвы превысило населения Санкт-Петербурга. В дальнейшем этот разрыв лишь нарастал [8, 9].

Цель статьи - разработать рекомендации по использованию инноваций в процессе функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга, направленные на снижение издержек и повышение эффективности деятельности городского транспорта.

Рост населения обеспечивал высокие темпы экономического развития. Одновременно в Москве более быстрыми темпами развивалась транспортная инфраструктура. Так, в 2021 году метрополитен Москвы, являющейся одним из важнейших элементов транспортной инфраструктуры столицы России насчитывает 241 станцию при населении города в 12,6 млн человек. Это составляет 19 станция на миллион жителей. Санкт-Петербургский метрополитен насчитывает 72 станции при населении города в 5,4 млн человек. Это составляет 13 станций на миллион жителей, что почти в 1,5 раза меньше, чем в Москве. При этом в последние годы этот разрыв только нарастает: за период с 2015 по 2020 год в Москве построено 43 новые станции, не считая станций Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, тогда как в Санкт-Петербурге только пять новых станций метро. Разрыв уже не в 1,5 раза, а почти в 9 раз.

По нашему мнению, рост разрыва в развитии инфраструктуры московского региона и Санкт-Петербурга обусловлен столичным статусом Москвы, что приводит к концентрации в ней финансовых потоков компаний различных секторов национальной экономики, осуществляющих свою деятельность на всей территории России. Такая ситуация во многом является объективной, обусловленной общими закономерностями развития рыночной экономики, что не исключает необходимость государственного вмешательства для предотвращения негативного воздействия рыночных факторов на темпы экономического роста.

Радикальное изменение сложившейся ситуации, характеризующейся отставанием темпов развития транспортной инфраструктуры большинства субъектов Российской Федерации, возможно на основе коренной модернизации бюджетной политики на федеральном уровне, что представляется малореальным в существующих хозяйственных условиях [1]. Реализация такого подхода может быть обеспечена лишь за счет резкого увеличения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, что повлечет за собой рост числа налоговых правонарушений и замедление темпов инвестиционной активности. Кроме того, это предполагает радикальную трансформацию всей системы управления народнохозяйственным комплексом, что повлечет за собой неизбежный рост неопределенности принимаемых решений.

Следовательно, для преодоления существующих негативных тенденций отставания темпов развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от потребностей народного хозяйства необходима реализация иного рода управляющих воздействий, адекватных складывающимся условиям функционирования социально-экономической системы страны [2, 3]. По мнению, автора основой для таких решений должно стать активное внедрение инновационных технологий организации транспортных перевозок.

Важнейшей инновацией в развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга является внедрение на всех перекрестках города Автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). АСУДД обеспечивает автоматическое локальное управление движением транспортных средств на отдельных перекрёстках и автоматическое координированное управление движением транспортных средств на группе перекрёстков; перераспределение транспортных потоков на дорожной сети; возможность преимущественного проезда транспортных средств через перекрёстки или автомагистрали; возможность оперативного диспетчерского управления движением транспортных средств на отдельных перекрёстках (въездах) или группе перекрёстков; накопление, анализ и вывод статистических данных о параметрах объекта управления, а также о режимах функционирования АСУДД в целом и отдельных технических средств и об их неисправностях; возможность визуального наблюдения за движением транспортных средств на участках дорожной сети и автомагистралях с помощью телевизионной аппаратуры; возможность оперативной связи оператора системы с дорожно-патрульной службой, службами скорой медицинской и технической помощи, дорожно-эксплуатационными службами; регистрацию смены режимов работы АСУДД; регистрацию и анализ срабатываний устройств блокировок и защиты и т.д. [4]

АСУДД в городе существует, но полностью эффективной данная система будет только тогда, когда к ней будут подключены все светофорные объекты города, что позволит перераспределять транспортные потоки в реальном времени, сокращая время передвижения по городским магистралям, что особенно важно в часы пик.

Другим направлением инновационного развития транспортной системы Санкт-Петербурга является интеграция всех видов транспорта. Прежде всего необходимо интегрировать железнодорожный транспорт в единую систему городских перевозок, что позволит существенным образом повысить скорость передвижения между центром города и его периферией. В ограниченном городском пространстве использование возможностей железнодорожного транспорта является одним их самых перспективных направлений повышения скорости пассажирских перевозок. В России подобная система в полной мере реализована в Москве.

Представляется, что строительство (переформатирование) московских железнодорожных диаметров, означает создание в Москве такой транспортной инфраструктуры, которая в полной мере отвечает всем современным требованиям.

Основной сложностью при создании интегрированной системы перевозок является необходимость выноса грузового движения за пределы города, либо создание отдельных путей для грузового движения. Это существенным образом увеличивает стоимость подобного рода проектов [6].

Рассматривая возможность использования беспилотного транспорта в Санкт-Петербурге, необходимо отметить, что указанные технологии еще проходят тестирование. В настоящее время беспилотный транспорт используется только в небольшом количестве городских агломераций, где для это-

го созданы специальные условия (например, Иннополис). Применение беспилотного транспорта на улицах больших городов с оживленным движением и большим количеством нештатных ситуаций, требующих мгновенной реакции, представляется маловероятным в среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе использование данной технологии будет способствовать снижению затрат на организацию перевозок и сокращению количества дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее перспективным направлением внедрения беспилотных транспортных средств является железнодорожный транспорт. Действительно, в данном виде транспорта существенно ниже риски внештатных ситуаций, больше предсказуемость движения. Так, компания РЖД планирует запустить первые беспилотные поезда по Московскому центральному кольцу в 2024 году. Однако Бело-зеров не пояснил, с каким уровнем автоматизации поедут «Ласточки» в 2024 году. Всего таких уровней четыре: от GoA1 (машинист управляет поездом при контроле устройства безопасности) до Go A4 (машинист отсутствует в поезде) [7].

При использовании технологий GoA4 можно говорить о том, что железнодорожный транспорт будет полностью беспилотным. Однако внедрению таких технологий должен предшествовать определенный переходный период, что позволит исключить вероятность нештатных ситуаций при использовании беспилотных поездов. Отметим, что данный проект планируется внедрить в Москве, тогда как об использовании такого транспорта в Санкт-Петербурге никакой информации пока нет.

По нашему мнению, власти Санкт-Петербурга должны стать инициаторами использования в городе беспилотных технологий на железнодорожном транспорте, что позволит городу стать одним из лидеров в сфере внедрения инноваций. При этом перспективным направлением представляется использование беспилотных технологий не в системе РЖД, а в городском метрополитене, где условия для этого еще более благоприятные, чем в наземном сообщении, а риски происшествий существенно ниже.

Для решения существующих проблем внедрения инноваций в процессе функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга в будущем целесообразно использование нетрадиционных инструментов привлечения финансовых средств. В качестве одного их них следует рассматривать краудсорсинг [6]. Однако в настоящее время возможности его применения достаточно ограничены.

Таким образом, предлагаемые меры по развитию автоматизированной системы управления дорожным движением, интеграции железнодорожного транспорта в систему городских перевозок, использованию беспилотного рельсового транспорта позволят в известной степени преодолеть наметившееся отставание в темпах развития транспортной инфраструктуры Москвы и Санкт-Петербурга, которое в во многом обусловлена разницей в объемах финансирования городского хозяйства, отсутствием у Санкт-Петербурга столичного статуса.

Источники:

1. Koniagina, M.N. Forecast of budget revenues from taxes in the context of economy digitalization. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020, 940(1), 012040. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012040.

2. Анализ работы транспортных систем / Т. В. Коновалова и др. Краснодар: ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», 2019.

3. Болтаевский А.А. Транспорт как основа современного города. Урбанистика. 2018; № 4:88-95. DOI: 10.7256/23108673.2017.1.17047.

4. В 2020 году в систему АСУДД войдут 5 светофорных объектов. URL: https://gudodd.ru/2020/03/13/v-2020-godu-v-sistemu-asudd-vojdut-5-svetofornyh-obektov/ (дата обращения 08.04.2022).

5. Дедюхина Н.В. Стратегический анализ развития транспортной инфраструктуры городской агломерации Санкт-Петербурга как инструмент решения социально-экономических задач. Учет. Анализ. Аудит. 2020;№5:33-43. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-5-33-43.

6. Конягина М.Н. Применение краудсорсинга в управлении городским коммунальным хозяйством // Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы / Под ред О.Н. Кораблевой - СПБ.: Изд-во Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021.

7. Кореняко А., Бурмистрова С. В РЖД назвали новые сроки запуска беспилотных поездов. // Официальный сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/26/05/2021/60ad48509a794794feb560d5https: //www.rbc.ru/business/ 26/05/2021/60ad48509a 794794feb560d5 (дата обращения 08.04.2022).

8. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». URL: http://www.mojgorod.ru/ gor_moskva/ moskva/index.html (дата обращения 08.04.2022).

9. Чистякова Н. Население северной столицы. Третье сокращение численности населения... и последнее? // Демоскоп Weekly. - 2014. - №163-164. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0163/tema01.php (дата обращения 08.04.2022). References:

1. Koniagina, M.N. Forecast of budget revenues from taxes in the context of economy digitalization. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020, 940(1), 012040. DOI: 10.1088/1757-899X/940/1/012040.

2. Analysis of the work of transport systems / T. V. Konovalova et al. Krasnodar: Kuban State Technological University, 2019.

3. Boltaevsky A.A. Transport as the basis of a modern city. Urbanistics. 2018; № 4:88-95. DOI: 10.7256/2310-8673.2017.1.17047.

4. In 2020, the ASUDD system will include 5 traffic light objects. URL: https://gudodd.ru/2020/03/13/v-2020-godu-v-sistemu-asudd-vojdut-5-svetofornyh-obektov / (accessed 08.04.2022).

5. Dedyukhina N.V. Strategic analysis of the development of the transport infrastructure of the urban agglomeration of St. Petersburg as a tool for solving socio-economic problems. Accounting. Analysis. Audit. 2020;№5:33-43. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-75-33-43.

6. Konyagina M.N. The use of crowdsourcing in the management of urban utilities // Technological trends and high-tech economy: business, industries, regions / Under the editorship of O.N. Korableva - St. Petersburg: Publishing house of the Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", 2021.

7. Korenyako A., Burmistrova S. Russian Railways named new dates for the launch of unmanned trains. // Official website of RBC. URL: https://www.rbc.ru/business/26/05/2021/60ad48509a794794feb560d5https7/www.rbc.ru/ business/26/05/2021/60ad48509a 794794feb560d5 (accessed 08.04.2022).

8. People's Encyclopedia of cities and regions of Russia "My City". URL: http://www.mojgorod.ru / gor_moskva/moskva/index.html (accessed 08.04.2022).

9. Chistyakova N. Population of the northern capital. The third population decline... and the last? // Demoscope Weekly. - 2014. -No.163-164. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0163/tema01.php (accessed 08.04.2022).

EDN: LHJGFD

Л.И. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, ekji@mail.ru,

L.I. Smirnova - Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Ph.D., Kuban State Agrarian University;

А.В. Волкова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, volkova_anastasiya00@mail.ru

A.V. Volkova - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University; О.С. Рындина - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, olgagileva_olga@mail.ru

O.S. Ryndina - student of the Accounting and Finance Faculty, Kuban State Agrarian University.

АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ANALYSIS OF THE BREAK-EVEN POINT OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация. Важным фактором для осуществления эффективной деятельности организации является постоянная разработка управленческих мероприятий направленных на улучшение результатов деятельности путем снижения постоянных и переменных затрат. В современных условиях экономики в отечественной практике преобладает метод калькулирования, но при этом, набирает популярность использование в своей деятельности системы «директ-костинг», являющийся достойной альтернативой, позволяющей получать более информативные данные относительно классификации издержек в экономическом субъекте. Кроме того, при проведении классификационных затрат по системе «директ-костинг» существует возможность использования маржинального анализа, который включает в себя анализ безубыточности производства, запаса финансовой прочности и операционного рычага. В ходе написания научной статьи было рассмотрено понятие «точки безубыточности», изучены два подхода к системе «директ-костинг», рассмотрен ряд преимуществ и этапы проведения анализа точки безубыточности. Кроме того, используя данные годовой бухгалтерской отчетности АО АФ «Мир» был проведен анализ точки безубыточности и основываясь на полученных результатах были разработаны управленческие мероприятия по повышению эффективности деятельности организации, в том числе и повышения финансовых результатов за счет снижения затрат и увеличения объемов сбыта сельскохозяйственной продукции.

Abstract. An important factor for the effective operation of the organization is the constant development of management measures aimed at improving performance by reducing fixed and variable costs. In modern conditions of the economy, the method of calculation prevails in domestic practice, but at the same time, the use of the direct costing system in its activities is gaining popularity, which is a worthy alternative that allows you to obtain more informative data on the classification of costs in an economic entity. In addition, when carrying out classification costs using the direct costing system, it is possible to use marginal analysis, which includes analysis of production break-even, financial safety margin and operating leverage. In the course of writing a scientific article, the concept of a "break-even point" was considered, two approaches to the "direct costing" system were studied, a number of advantages and stages of the analysis of the break-even point were considered. In addition, using the data of the annual financial statements of JSC AF Mir, an analysis of the break-even point was carried out and, based on the results obtained, management measures were developed to improve the efficiency of the organization, including increasing financial results by reducing costs and increasing sales of agricultural products.

Ключевые слова: директ-костинг, точка безубыточности, анализ, эффективность деятельности, расходы.

Keywords: direct costing, break-even point, analysis, performance efficiency, expenses.

В настоящее время происходит активный переход сельскохозяйственных организаций на использование системы «директ-костинг», дающей возможность проведения экономического анализа безубыточности, а также прогнозирования себестоимости в совокупности или по отдельным видам расходов в соответсвии с масштабами деятельности экономического субъекта. Полученная в ходе анализа безубыточности информация позволяет сформировать управленческую стратегию, повышающую эффективность деятельности организации, снижения затрат и рост продаж продукции.

В экономическом анализе существует два подхода к системе «директ-костинг» - просто и развитый. Рассмотрим принципы данных подходов на примере рисунка 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.