Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный продукт / одаренные дети / конкурс инновационных продуктов / innovative product / gifted children / competition of innovative products

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемахлы Шевкет Башер

В данной статье проводится анализ инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, представленных школами города Санкт-Петербург на конкурс инновационных работ в рамках проекта «Петербургская школа 2020» за период с 2013 по 2019 годы. В статье раскрываются особенности представленных на конкурс работ, дается первичная классификация инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными учащимися. Также проводится анализ инновационных продуктов, прошедших в финал конкурса, и продуктов-победителей, которые были опубликованы в соответствующем сборнике и рекомендованы к апробированию и внедрению в деятельность школ. Определено, что процент инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, очень низкий относительно общего числа представленных на конкурс работ, но еще меньше количество продуктов, победивших в конкурсе. Соответственно, школам Санкт-Петербурга требуется уделять больше внимания работе с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кемахлы Шевкет Башер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN WORKING WITH GIFTED CHILDREN: FROM THE EXPERIENCE OF ST. PETERSBURG SCHOOLS

The paper analyzes innovative products aimed at working with gifted children, presented by the schools of the city of St. Petersburg for the competition of innovative works within the framework of the St. Petersburg School 2020 project for the period from 2013 to 2019. The article reveals features of the works submitted to the competition, provides a primary classification of innovative products aimed at working with gifted students. The researcher also conducts an analysis of innovative products that made it to the final of the competition and the winning products, which were published in the corresponding collection and recommended for testing and implementation in schools. It is determined that the percentage of innovative products aimed at working with gifted children relative to the total number of works submitted to the competition is very low, but even less is the number of products that won the competition. Accordingly, schools in St. Petersburg need to pay more attention to working with gifted children.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

14. Vidal R., Salmeron J.L., Mena A. Vicente C. (2015) Fuzzy Cognitive Map-based selection of TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving) trends for eco-innovation of ceramic industry products. Journal of Cleaner Production. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Fuzzy-Cognitive-Map-based-selection-of-TRIZ-trends-Vidal-almeron/f6421 29c0dc564d33ac4892721ce1af6433f27b0

15. Reena J. The World According to TRIZ: Blue-chip American companies are embracking a 60-year-old innovation theory pioneered by a Russian inventor. Bloomberg Businessweek, 2017. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2006-05-30/the-world-according-to-triz

16. Хованов С. Погружение в ТРИЗ и поиск алгоритма успеха. Белгород, Минск, 2016. Available at: https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f2724_26/EDU-XoBaHOBC_6enropofl_py-EH-Tac-2019.pdf

17. Kaplan L., Visnepolschi S., Proseanic V. TRIZ Beyond Technology: The theory and practice of applying TRIZ to non-technical areas. The Triz journal. 2016. Available at: https:// triz-journal.com/triz-beyond-technology-the-theory-and-practice-of-applying-triz-to-non-technical-areas/

18. Зиновкина М.М., Гареев РТ., Горев П.М., Утесов В.В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Издательство ВятГУ 2013.

19. Osborn A.F. Wake Up Your Mind: 101 ways to develop creativeness. New York, London: Charles Scribner's Sons, 1952.

References

1. Altshuller G.S. Tvorchestvo kaktochnaya nauka. Petrozavodsk: Skandinaviya, 2004.

2. Zinovkina M.M. mnogourovnevoe nepreryvnoe kreativnoe obrazovanie v shkole. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2012; № 9.

3. Zinovkina M.M., Utesov V.V. struktura kreativnogo uroka po razvitiyu tvorcheskoj lichnosti obuchayuschihsya v pedagogicheskoj sisteme NFTM-TRIZ. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2013; № TZ: 2841 - 2845.

4. Zinovkina M.M., Utesov V.V. Obnovlenie osnovnyh programm dopolnitel'nogo obrazovaniya cherez principy pedagogicheskoj sistemy NFTM-TRIZ v usloviyah realizacii FGOS. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2015; № 12: 186 - 190.

5. Utesov V.V., Zinovkina M.M., Miroshnik 'E.V. Razvitie sistemnogo podhoda v psihologo-pedagogicheskoj tehnologii NFTM-TRIZ. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2015; № 5: 191 - 195.

6. Nesterenko A.A. Terehova G.V. Obrazovatel'naya sreda «tri izobretatelya». Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2019.

7. Petrov V., Abramov A. Zadachnik PZZ-85-v: algoritm resheniya izobretatel'skih zadach. Moskva, 2018.

8. Sushkov V. TRIZ v mire: Istoriya, sovremennost', problemy. TRIZ. Praktika primeneniya metodicheskih instrumentov i ih razvitie: VIII Mezhdunarodnaya konferenciya. Moskva: MISiS, 2016: 6 - 22.

9. Gin A.A. TRIZ-pedagogika: kniga dlya umnyh roditelej i uchitelej. Moskva, 2015.

10. Starikov P.A. Na pike perezhivanij i tehnologij tvorchestva: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: filial NOU VPO «Sankt-Peterburgskij institut vneshne'ekonomicheskih svyazej, 'ekonomiki i prava". Krasnoyarsk, 2011.

11. U'ebb A. TRIZ: An Inventive Approach to invention. Manufacturing Engineer. 2002; № 81 (4): 171 - 177.

12. Barri K., Domb 'E., Majkl S. Slocum Triz - chto takoe Triz. 2017. Available at: https://www.researchgate.net/publication/265007412_TRIZ_-What_Is_TRIZ

13. Sheng I.L.S. and Kok-Soo T. Eco-Efficient Product Design Using theory of Inventive Problem Solving (TRIZ) Principles. American Journal of Applied Sciences 2010; № 6 (7): 852 - 858.

14. Vidal R., Salmeron J.L., Mena A. Vicente C. (2015) Fuzzy Cognitive Map-based selection of TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving) trends for eco-innovation of ceramic industry products. Journal of Cleaner Production. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Fuzzy-Cognitive-Map-based-selection-of-TRIZ-trends-Vidal-almeron/f6421 29c0dc564d33ac4892721ce1af6433f27b0

15. Reena J. The World According to TRIZ: Blue-chip American companies are embracking a 60-year-old innovation theory pioneered by a Russian inventor. Bloomberg Businessweek, 2017. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2006-05-30/the-world-according-to-triz

16. Hovanov S. Pogruzhenie v TRIZ i poisk algoritma uspeha. Belgorod, Minsk, 2016. Available at: https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f2724_26/EDU-Hovanovs_belgorod_ru-En-TDS-2019.pdf

17. Kaplan L., Visnepolschi S., Proseanic V. TRIZ Beyond Technology: The theory and practice of applying TRIZ to non-technical areas. The Triz journal. 2016. Available at: https:// triz-journal.com/triz-beyond-technology-the-theory-and-practice-of-applying-triz-to-non-technical-areas/

18. Zinovkina M.M., Gareev R.T., Gorev P.M., Utesov V.V. Nauchnoe tvorchestvo: innovacionnye metody v sisteme mnogourovnevogo nepreryvnogo kreativnogo obrazovaniya NFTM-TRIZ: uchebnoe posobie. Kirov: Izdatel'stvo VyatGU, 2013.

19. Osborn A.F. Wake Up Your Mind: 101 ways to develop creativeness. New York, London: Charles Scribner's Sons, 1952.

Статья поступила в редакцию 13.03.21

УДК 378

Kemahli Sevket Baser, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: baseregitim@gmail.com

INNOVATIONS IN WORKING WITH GIFTED CHILDREN: FROM THE EXPERIENCE OF ST. PETERSBURG SCHOOLS. The paper analyzes innovative products aimed at working with gifted children, presented by the schools of the city of St. Petersburg for the competition of innovative works within the framework of the St. Petersburg School 2020 project for the period from 2013 to 2019. The article reveals features of the works submitted to the competition, provides a primary classification of innovative products aimed at working with gifted students. The researcher also conducts an analysis of innovative products that made it to the final of the competition and the winning products, which were published in the corresponding collection and recommended for testing and implementation in schools. It is determined that the percentage of innovative products aimed at working with gifted children relative to the total number of works submitted to the competition is very low, but even less is the number of products that won the competition. Accordingly, schools in St. Petersburg need to pay more attention to working with gifted children.

Key words: innovative product, gifted children, competition of innovative products.

Кемахлы Шевкет Башер, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: baseregitim@gmail.com

ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ИЗ ОПЫТА ШКОЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В данной статье проводится анализ инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, представленных школами города Санкт-Петербург на конкурс инновационных работ в рамках проекта «Петербургская школа 2020» за период с 2013 по 2019 годы. В статье раскрываются особенности представленных на конкурс работ, дается первичная классификация инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными учащимися. Также проводится анализ инновационных продуктов, прошедших в финал конкурса, и продуктов-победителей, которые были опубликованы в соответствующем сборнике и рекомендованы к апробированию и внедрению в деятельность школ. Определено, что процент инновационных продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, очень низкий относительно общего числа представленных на конкурс работ, но еще меньше количество продуктов, победивших в конкурсе. Соответственно, школам Санкт-Петербурга требуется уделять больше внимания работе с одаренными детьми.

Ключевые слова: инновационный продукт, одаренные дети, конкурс инновационных продуктов.

Школы в своей деятельности ориентируются на такие инструменты реализации образовательной политики, которые призваны связать деятельность школ с образовательной политикой в области работы с одаренными детьми, которая ставит перед школой прямую задачу: реализовать государственные образова-

тельные стандарты. Соответственно, школа начинает искать пути, благодаря которым она сможет в этой общей задаче найти пути, средства, механизмы, алгоритмы, инструменты для работы с теми детьми, которые требую большего внимания, то есть с одаренными и талантливыми ребятами.

Инновационная деятельность является одним из ведущих аспектов работы школы, она необходима для развития школы, поскольку подразумевает поэтапное выполнение определенных действий, направленных на достижение поставленных целей, приводящих к качественным положительным результатам.

Обобщение информации об инновационной деятельности школ города Санкт-Петербурга представляется важным, так как она может быть использована другими образовательными организациями в их деятельности.

Инновационная деятельность школ была введена законом «Об образовании» №273-Ф3, утвержденным 29 декабря 2012 года. В этом законе общее образование позиционируется в качестве места воспитания человека как члена современного информационного общества [1].

Инновации необходимы школам в связи с изменениями, происходящими в российском обществе. Это касается всех сфер жизни, от экономики до психологии. Педагогика и образование не стоят в стороне от общества, от его изменчивости, развития, обновления. Школы нуждаются в постоянной модернизации, они должны соответствовать запросам общества, ставить все новые цели и работать над эффективностью образования и положительным изменениям образовательной среды.

Появляются все новые типы образовательных организаций, конкуренция в сфере образования тоже не стоит на месте; пересматривается как содержание изучаемых предметов, так и их перечень; изменяется понимание роли учителя, педагоги рассматриваются как помощники учащихся в их развитии. Все эти условия диктуют необходимость разработки и внедрения инновационных продуктов, способствующих качественному развитию и модернизации образовательной системы.

Сегодня в центре внимания педагогов стоит индивидуализация обучения, личностно ориентированные подходы и технологии, а также учет особенностей интеллектуального уровня развития ребенка и возможные способы его мониторинга.

Соответственно, с изменением подхода к образованию требуется разработка и внедрение новых методик обучения и критериев контроля качества образования.

Лучше всех с данными задачами справляются именно педагоги, потому что они находятся внутри образовательной среды, понимают и чувствуют, будет ли иметь успех тот или иной проект.

Ежегодно, начиная с 2012 года, школы предоставляют на конкурс свои инновационные программы, а лучшие из них внедряются в деятельность школ [2]. При этом одни школы становятся экспериментальными площадками для апробирования того или иного инновационного продукта, в других же данный продукт реализуется и используется в работе сразу после утверждения на внутришколь-ном уровне.

Некоторые инновационные программы разрабатываются спонтанно, для других создаются специальные группы, в число которых могут входить и учителя, и администрация школы, и сами школьники, и другие специалисты, работающие в образовательной организации: психологи, методисты и др.

Перед школьной администрацией стоят задачи объективной оценки и эффективного управления инновационными процессами. Руководители должны понимать, для чего создается тот или иной проект, как он будет реализован, финансироваться, сколько времени требуется для его внедрения и, наконец, какие результаты будут достигнуты вследствие внедрения инновационного продукта.

Инновационной считается школа, которая строит свою деятельность, используя авторские подходы для организации воспитательного и учебного процессов, при этом деятельность школы согласуется с интересами социума, социальным заказом, а также имеет четкое представление о критериях результативности обучения.

В городе Санкт-Петербурге более 1000 школ [3], во многих проводится работа, направленная на разработку инновационных продуктов. Однако далеко не все школы могут и ведут такую деятельность. Еще меньшее количество предоставляет свои разработки на конкурс инновационных продуктов.

Конкурс инновационных продуктов проводится в рамках Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга каждый год, начиная с 2012 года [2].

Конкурс проходит в несколько этапов в течение 3 - 4 месяцев.

Представленные продукты сначала проходят через процедуру технической экспертизы, при необходимости, если школа не согласна с решением экспертной комиссии, она может подать апелляцию. Затем проводится заочный тур конкурса, лучшие работы переходят на следующий этап - очный тур. По результатам очного тура определяются победители [2].

Можно с уверенностью сказать, что в заочный тур конкурса проходят действительно интересные и перспективные проекты, они конкурентоспособны и могут быть реализованы независимо от результатов конкурса.

В связи с этим целесообразно рассматривать инновационные продукты, участвующие именно в заочном туре конкурса, поскольку они могли не выйти в очный тур по весьма объективным причинам, но при этом полностью удовлетворяют условиям, поставленным перед ними как перед продуктами инновационной деятельности школы.

Конкурс инновационных продуктов в Санкт-Петербурге имеет открытый характер, каждый желающий может ознакомиться с материалами конкурса на портале «Петербургское образование» [2; 4], а также на сайтах школ города. Конкурс

проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогов и выявления таких инновационных продуктов, которые могут быть системно внедрены в образовательные организации города.

Одним из направлений реализации инновационной деятельности является разработка проектов, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи, а также на развитие дополнительного образования [2].

Каждый год на конкурс выставляются проекты, относящиеся к различным сферам деятельности школ. Многие из них направлены на педагогов, другие - на учащихся. Также большое внимание школами уделяется вопросам организации дистанционного обучения. Как видно из анализа конкурсных работ, такие проекты стали предлагаться еще в 2012 году.

Объем работ, представленных на конкурс в разных направлениях деятельности, неоднороден. Школы самостоятельно решают вопрос об участии в конкурсе и о тематике предоставленного продукта. Однако проследить конкретное количество заявок, проектов и их содержимое не представляется возможным в связи ограниченной информацией. При этом есть информация о победителях конкурса.

На рис. 1 представлено количество образовательных учреждений, подавших заявки на участие в конкурсе инновационных продуктов с 2013 по 2019 годы [4].

Рис. 1.Количествообразовательныхучреждений, подавшихзаявкина участие в конкурсеинновационныхпродуктов с 2013 по 2019 годы Примечание. ДОУ - дошкольное образовательное учреждение, ОУ - образовательные учреждения.

аким образом, ежегодно относительно равное количество учреждений об-разованияприняли участие в конкурсе, призоом в 2013 годубылоподаномакси-мальное количество заявок (87), а в 2018 - минимальное (60).

В среднем35,85%общеобраяоняолльныхрчрежд еоийиучреоодений допол-пияерпиогнобразованоо ежвоядно подают заяпрнна учнсоие в конкурсе, оставшиеся 24,15% -ачходятня на дошкольнысоераззйательмые учреждения.Нокбо-осеоырокойоровсям ысоозря пркиодится еа00Н9 ыод,а изоноь ЛНРИ, наиЯозее низкий - 60% - на 2017 год. При этом в 2014, 2015 и 2018 годах это соотношение сыло ррвным тcocелрабoе6%.

На |02с.2 поьолер5лeнoоолнлeствeитoeбоoинршeниe школзиых о%озртов, еиоше-шихо всочнмл тес конкурсаотяолеиельнообщсге колсреи-ло ра0ом[1Ы

Ufa,

76_ 76

~Ш_PI__Fl__Fi

2013 2011 2015 2016 2017 2018 2019

■ всего ОУ, подавших заявки на участие в конкурсе □ всего ОУ, прошедших на заочный тур

Рис. 2.Количественноесоотношение школьных проектов, прошедших взаочныйтур конкурса,относительнообщего количества работ

Из рис. видно, что ежегодно на заочный тур конкурса проходит в среднем 66 инновационных продуктов, а максимальное количество пришлось на 2013 год -81 заявка, минимальное же - на 2017, а именно 44 заявки.

Таким образом, прослеживается тенденция максимальной заинтересованности в участии в конкурсе именно в 2013 году, что связано, скорее всего, с изменением условий конкурса. Хотя конкурс проводится в рамках проекта «Петербургская школа 2020» стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011 - 2020 гг., в отличие от 2012 года, в 2013 году изменилось условие, касающееся разработки бизнес-плана.

В 2012 году очный тур конкурса проходил в форме предоставления конкурсантами спонсорского предложения, участники должны были предоставить бизнес-план продвижения своего проекта и убедить экспертов в необходимости инвестирования в реализацию продукта [5].

В 2013 году данный пункт был отменен, что не могло не повлиять на коли-чествоучастников.

На рис. 3 представлено количественное соотношение школьных проектов, направленных на развитие одаренности относительно общего количества работ, прошедших на заочный этап конкурса [4].

Рис. 3. Количественное соотношение школьных проектов, направленныхнаразвитиеодаренности, относительнообщего количества работ, прошедших на заочный этап конкурса

Если рассматривать эти данные в процентном соотношении, то на 2013 год приходится 11,1% работ, направленных на развитие одаренности, относительно общего количества работ, прошедших на заочный этап конкурса, на 2014- 4,5%, на 2015- 15, 6%, на 2016-9,7%, на 2017- 14,5%, на 2018-11,8% и на 2019 год - 11,8%. Графически процентное соотношение школьных проектов, направленных на развитие одаренности, относительно общего количества работ, прошедших на заочный этап конкурса, представлено на рис. 4.

2013 2014 2015

2016 2017

Рис, 4. Процентное соотношение школьных проектов, направленных на развитие одаренности, относительно общего количества работ, прошедших на заочный этап конкурса

Как видно, количество продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, очень мало, в среднем это 11,28% от всех прошедших в заочный тур работ.

На рис. 5 представлено графически процентное соотношение продуктов по видам предоставленных материалов [4].

Все продукты, направленные на работу с одаренными детьми, можно классифицировать по различным признакам.

1. По видам материалов, Школы ежегодно предоставляют различные инновационные продукты. На протяжении девяти лет школами были представлены следующие работы, направленные на выявление и поддержку одаренных детей:

/,// V' V/

/ s

У

/

/

Рис. 5. Соотношение инновационных продуктов по видам материалов

- индивидуальный образовательный маршрут;

- электронный конструктор индивидуального образовательного маршрута, электронная карта одаренности, электронный личный образовательный навигатор, информационно-образовательный сервис, а также электронные платформы идругиеэлектронныересурсы;

- комплексная модель выявления, поддержки и сопровождения лингвистически одаренных учащихся и другие модели работы с одаренными детьми, в том числе модели взаимодействия педагогов,учащихся и школ;

- игры, конкурсы,тесты, олимпиады,веб-квесты,онлайн-тесты;

- учебно-методические программы, методические рекомендации, тренажеры;

- программы повышения квалификации педагогов;

- учебные рабочие программы по разным предметам;

- концептуальная разработка взаимодействия с одаренными детьми.

Таким образом, четко определяется направленность продуктов на разработку различных электронных ресурсов, необходимых для того, чтобы и учащиеся, и педагоги постоянно имели доступ к материалам, программам и другим ресурсам, необходимым для сопровождения одаренного ребенка (17%), а также на разработку и проведение так необходимых для выявления одаренных детей конкурсов, игр, тестов и олимпиад (19%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименьшее внимание (5%) уделяется программам повышения квалификации педагогов, однако этот момент нельзя упускать, так как уровень подготовки учителей напрямую влияет на качество образовательного пространства одаренных.

Довольно распространенными формами инновационной деятельности являются разработки индивидуальных образовательных маршрутов (14%), учебно-методических комплексов (14%), а также рабочих программ по разным предметам (12%). Эти формы хорошо зарекомендовали себя как результативные, они повсеместно используются в школах города.

2. По адресату. В разные годы школами были разработаны и представлены на конкурс разнообразные продукты, адресованные как учащимся, так и педагогам и руководителям образовательных организаций. На рис. 6 представлено соотношение продуктов по адресату [4].

руководство школы

Рис. б.Соотношениеинновационных продуктов по работе с о.арюонымн ветпоиых адрппату

Исходя из данных таблицы, направленность на ученика как конечного потребителя инновационного продукта через посредничество учителя очевидна, так как учащиеся в контексте системы образования не могут существовать отдельно от учителей, а учителя - от школьной администрации. При этом процент работ, направленных непосредственно на ученика как конечного потребителя продукта, также довольно высок.

Как видно из диаграммы, на данном этапе очень мало продуктов, направленных на учителя или администрацию школы. Однако таких продуктов, как программы повышения квалификации учителя, позволяющих применять новые методы и формы работы, в том числе с одаренными учащимися, должно быть больше. Ведь на данном этапе практически нет современных программ повышения квалификации, нет иной работы с учителем. Поэтому школы начинают искать те инструменты, которые помогут учителю работать с детьми, проявляющими способности.

Требуется разрабатывать и внедрять продукты, обеспечивающие модернизацию образовательной среды, помогающие педагогам ориентироваться в новых, современных условиях образовательной деятельности.

По условиям конкурса, тематики, по которым можно разрабатывать свой продукт, должны соответствовать одному из направлений Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга [2].

При этом уже в 2014 году отдельным пунктом выносится тематика «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи», но количество работ по тематике резко снизилось до 3-х. Но уже в следующем году этот пробел компенсируется максимальным количеством - 10. В среднем ежегодно школы и учреждения дополнительного образования предоставляют 7 продуктов, связанных с работой с одаренными детьми.

Среди конкурсных работ четко прослеживается линия введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет четыре этапа: 1993 - 1996, 1997 - 1998 и 2002 - 2003, 2010 - 2011 гг На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух - незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом - кардинально, в русле личностно ориентированной и деятельност-но-развивающей педагогики [6].

При внедрении новых ФГОСов изменялся подход к инновационной деятельности.

В 2013 в основном представлены проекты, помогающие педагогу сориентироваться в новых образовательных стандартах, повысить квалификацию и компетентность, а также разрабатываются проекты, направленные на внедрение новых форм дистанционного обучения, в том числе Система дистанционной поддержки повышения квалификации педагогов.

В 2014 году появляется такой предмет, как «Проектная деятельность», и многие учителя задались вопросом о том, что именно требуется делать на уроках, как реализовать учебный план. Проектная деятельность - это часть новых стандартов, а проектная деятельность считается приоритетной в этот период.

В 2015 году разрабатываются методические рекомендации для внедрения в учебный процесс ФГОС, а также методические пособия для реализации системного подхода к проблеме одарённости в практической деятельности образовательного учреждения. Представленные проекты направлены в большинстве на развитие метапредметных и личностных образовательных результатов школьников.

Актуальность инновационных продуктов 2016 года заключаются в том, что они соответствует одному из важнейших направлений модернизации образования в России - внедрению и реализации ФГОС нового поколения и посвящены актуальной проблеме - обеспеченности вышеуказанного процесса эффективными современными образовательными технологиями, способствующими достижению высокого качества образования (т.е. - результатов образования). Однако наиболее ценным качеством является универсальность программ, характеризующаяся возможностью ее внедрения в образовательные учреждения любого типа. В этот год много работ посвящено разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов ученика для достижения метапредметных результатов в основной школе, формированию ранней профилизации образовательного маршрута, а также предоставлены технологии вовлечения учащихся школ в социальные практики и модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики. То есть этот период характеризуется индивидуалистическим подходом к учащимся, а также вопросами социализации школьников.

В 2017 году школы представляют модели командного взаимодействия, программы для развития творческого мышления, программы организации сопровождения деятельности отделений дополнительного образования детей в образовательных организациях в условиях внедрения ФГОС основного общего образования, продолжают работать проекты социализации учащихся, но в большей степени школы разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты для выявления и развития способностей школьников.

Общая концепция проектов 2018 года ориентирована на выявление и развитие интересов и талантов каждого учащегося, на организацию проб в различных видах деятельности с привлечением социальных партнеров, на вовлечение родителей в процесс дополнительного образования ребенка, а также на создание

электронной базы данных для накопления информации о личностных и творческих достижениях учащихся. На конкурс предоставляются технологическая карта как средство повышения эффективности учебной деятельности на уроках развития речи в начальной школе, индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей, интерактивный проект в формате информационно-образовательного сервиса для руководителей образовательных организаций, педагогов, обучающихся и их родителей, образовательный портал 1Т-Школа как средство управления реализацией программы «Одарённые дети» на уровне начального общего образования, сетевой проект «Творческая среда и интеллектуально одарённые дети». То есть все больше внимания уделяется разработке интерактивных площадок для работы с одаренными детьми, на которых учащиеся, их родители и учителя могут взаимодействовать в целях повышения качества работы не только с одаренными детьми, но и со всеми школьниками.

В 2019 году создается и внедряется в работу школ среда, в которой индивидуальные цели каждого ученика поддерживаются коллективом класса и взрослыми, а также создаются внешние условия для реализации построенных детьми проектов саморазвития, что это позволяет образовательным организациям, занимающимся проблемой развития одаренности детей, перейти на качественно более высокий уровень ее решения. Предоставляются проекты выращивания способностей, одаренности учащихся и потенциальной одаренности каждого ребенка в системе непрерывного образования, комплексная модель выявления, поддержки и сопровождения лингвистически одаренных учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, программы по формированию активной жизненной позиции детей и подростков в процессе деятельности клубного объединения в системе дополнительного образования детей, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных школьников», много внимания уделяется разработке личного образовательного навигатора школьника, индивидуальных проектов школьников, электронных ресурсов поддержки дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Ежегодно перед школами ставится огромное количество целей. Руководители школ должны четко понимать, какими путями данные цели будут реализованы, должны организовать работу образовательного учреждения таким образом, чтобы достижениепоставленных целей ненивелнровало сам процесс обучение детей, и том ыислеедаревылх.е сеязи сотум чеобходвыостс в хыалыфицировае-ных кадрах выступает для школьного руководства на первый план.

Среди коскуртеых |схеос четкчпроележивсетсясинияввеяесея нсвыс Федерал ьныч госудс^тдепыыхобразоиееелыныв стандартов, еоторыенск^еесы ид очвышение качтысеа обржзеванис, а дакси ыхежныобееяхсеееть одынстее чCpaзoвaтeпьыoгoнедетpaсcоче спреемственночтсобхтдувааетытых тсс-раму. Согласно новым стандартам учителю становится важно не только научить, но и тоздаоввке неoбnотвмые длы cхйюсдaлoздфиозуaщчxсс внловчн [сб

КЧ связис этсна взмочяeствгюсеoд в кдеятелчнеявт подагоьес и инсосаци-озвым сдбчидтeы,чсчоезle езв чазеебэтывают, сpещдееaвчзют ои невесте ы хые-чряют в веботу школы. Создаются новые образовательные модели, применяются чевыр тдхвологии обучения, в том числе компьютерные. Это дает возможность внедрянсеовые формв1,меееты ийeстдыхгие ^(гасы.з ттм чиcлойддapeoнчlми севщим иве.

Оввавoвaтeьыoдяыоaиввкa Юocсыыcтчoвхсу ва оривципе,ввовседеты одарены от природы, и школы должны создавать условия для выявления, прояв-хевия ь сдaпизтсиз нго танивтав Те ародукты, которые предстасляют школы, укладызаются еков.епцью эточ 1но вватму садрржевею гфедукты от-

рожают эту тоoс■гФкy, саотыетатврвво, лучшие продукты следует распространять по другим шкелхм, еое кaкдоы аеозютытйДcтетaeид сaoepдеыымaиеlо гыовеьыен сти действительно хорошие результаты.

о^озо ивнсееенoвоыы о^ад уисн, вaпнaзлeвтюз оара^ау т одаренными адызми, сышсхшзx оФивсококкурса и ставших победителями, очень мало.

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

□ проекты, направленные из работу с ода ре шьми, трошедшие в за о1 I ын тур и I роекть. ставшие победителями конкурса

Рис. 7. Количественное соотношение работ-победителей относительно общего числа продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, прошедших на заочный этап конкурса

В частности, в 2015 году победителем в соответствующей номинации стала школа № 169; в 2017 году финалистами стали школы № 287 и № 643; в 2018 году -Центр детского (юношеского) технического творчества «Охта» и школа № 11; и, наконец, в 2019 году победу вновь одержала школа № 169.

Количественное соотношение работ-победителей относительно общего числа продуктов, направленных на работу с одаренными детьми, прошедших на заочный этап конкурса, представлено на рисунке 7 [4].

Таким образом, за весь период проведения конкурса победителями стали лишь шесть работ, направленных на развитие одаренности.

Это такие работы, как, к примеру, продукт, представленный ГБОУ «Школа № 169» с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации А.В. Воскресенского. Эта школа дважды подавала заявки на участие в конкурсе в направлении работы с одаренными детьми, в 2015 и 2019 годах, и дважды становилась победителем. Оба раза школа представляла учебно-методические комплекты поддержки курса внеурочной деятельности по направлению «Робототехника». Школа продолжает развиваться в этом направлении, а сам инновационный продукт полностью готов к внедрению в системе образования Санкт-Петербурга. Пособие выпущено издательством БХВ, полный комплект поддержки УМК предлагает компания Digis, проработаны альтернативные решения по материально-технической базе курса, все материалы доступны в сети Интернет Модельная программа внеурочной деятельности «Игровая робототехника» для 7 (8) класса(ов) допущена к реализации Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и прошла успешную апробацию на базе школы № 169. На сетевом ресурсе lab169.ru создан раздел методической поддержки, кроме того, на базе школы планируются курсы для учителей города по применению УМК.

В 2019 году школа стала победителем со своим учебно-методическим комплектом «Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов».

Таким образом, очевидна значимость инновационного продукта для решения актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга в области создания условий для дополнительного образования и социализации детей, а также развития современных технологий предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности. Использование инновационного продукта уже на ранней стадии образования закладывает основы проектной деятельности и предлагает обучающимся современный инструментарий для реализации будущих проектов с технической основой в любой предметной области [7].

По итогам конкурса 2017 года рекомендацию оргкомитета получил продукт «Учебно-методический комплекс „Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов"», созданный в школе № 643 Московского района Санкт-Петербурга. Решение о подготовке программы дис-семинации продукта принято администрацией школы в 2018 году, и школа стала региональной инновационной площадкой на последующий трехлетний период, получив возможность ознакомить с инновационным продуктом петербургских педагогов и методистов.

Учебно-методический комплекс по организации и развитию ученического самоуправления «Республика СОВ», представленный на конкурс ГБОУ «СОШ № 287» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в том же 2017 году преследовал главную цель - оказание практической помощи в организации и развитии ученического самоуправления как значимой составляющей системы управления школой. Почему и для чего? Воспитание включено сегодня в широкий контекст социализации, которая часто протекает стихийно, поскольку современный школьник подвергается воздействию самых различных факторов, помимо школы и семьи: Интернет, СМИ, улица и т.д.

В этих условиях школа призвана создать у себя то пространство для самореализации и позитивной социализации, которое станет привлекательным для учащихся, позволит им проявить и раскрыть свои способности и таланты, реализовать свои интересы. Все это возможно только при эффективной организации ученического самоуправления - той первой школы демократии, которую должен пройти каждый школьник. Ведь если мы говорим о воспитании человека для жизни в гражданском обществе, то самым эффективным средством для этого является самоуправление как демократический способ обеспечения участия ребенка в управлении школой - главном микросоциуме его взросления [8].

В 2018 году победителем стал инновационный продукт, представленный Центром детского (юношеского) технического творчества «Охта» «ТехноЛофт: открытое пространство для технического творчества в системе дополнительного образования детей», разработанный в рамках реализации «дорожных карт» Национальной технологической инициативы и «сквозных» технологий Стратегии научно-технологического развития современной системы научно-технического творчества, создания возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций. «Тех-ноЛофт» аккумулирует в себе содержание образования, нормативы, ресурсы и технологии, коммуникации, социальное партнерство, обеспечивающие создание условий для исследовательской, инженерной, конструкторской деятельности, подготовки будущих специалистов для производственной и научной сфер. Инновационный продукт создан разработчиками с целью распространения опыта по проектированию в образовательных организациях единой среды, способству-

ющей развитию и распространению современных «техносферных» технологий, рационализаторства и изобретательства, а главное - «выращиванию» технологических энтузиастов, готовых к принятию новых вызовов времени и успешно справляющихся с ними [9].

Вторым победителем в 2018 году в рамках работы с одаренными детьми стала ГБОУ «Гимназия № 11» Василеостровского района Санкт-Петербурга, которая предоставила на конкурс инновационный продукт «Электронный ресурс поддержки дополнительного образования и внеурочной деятельности «Успешный ученик»». Одной из приоритетных задач современной школы в системе общего образования, как указывают авторы проекта, является реализация нового поколения образовательных стандартов, развитие компетенций выпускника средней школы, включающих в качестве важнейших умений владение навыками проектной и учебно-исследовательской деятельности, способность на практике продемонстрировать владение искусством слова, готовность к переработке и анализу освоенной образовательной информации, владение навыками коммуникации, в том числе на иностранном языке. Электронный ресурс поддержки внеурочной деятельности и дополнительного образования «Успешный ученик» - это портфель программ и проектов, интегрирующих формы дополнительного образования (спецкурсы, семинары) и внеурочной деятельности (конкурсы, конференции, мастерские), стимулирующих развитие навыков исследования, овладение культурой языковой коммуникации на родном и иностранном языках [9].

Использование такого рода продуктов инновационной деятельности школ актуально для развития образовательной системы города Санкт-Петербурга, так как появилась необходимость создать систему преподавания ряда дисциплин, связанных, в том числе, с техническим творчеством учащихся (робототехника, инженерное конструирование и 3D-прототипирование), что соответствует текущим социальным заказам на воспитание и развитие специалистов, способных эффективно взаимодействовать с современным цифровым производственным комплексом, системами цифровых коммуникаций и управления. Внедрение качественных продуктов инновационной деятельности позволит не только создать здоровую конкуренцию проприетарным платформам, но и в значительной мере снизить экономические риски, связанные с совершенствованием материально-технической базы [9].

Проанализировав инновационные продукты, предоставленные школами города Санкт-Петербурга с 2013 по 2019 годы, было определено, что количество школ, подающих заявки на участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» относительно равное и составляет в среднем 73 образовательных учреждения, хотя в условиях конкурса не прописано максимальное количество заявок. При этом в среднем 12 заявок, что составляет около 15%, не проходят в заочный тур конкурса по причине несоответствия продукта условиям конкурса.

Большой интерес у школ вызывает разработка электронных ресурсов для учителей и учащихся, в том числе образовательных порталов, электронных конструкторов, цифровых ресурсов, информационно-образовательных сервисов, порталов, цифровых пространств, виртуальных галерей, онлайн-квестов, тестов и пр. Примечательно, что, начиная с 2012 года, школы предлагают различные варианты взаимодействия с учащимися в цифровом формате, в том числе различные форматы дистанционного обучения. Многие из предложенных форм удаленной работы были внедрены в образовательный процесс уже в 2013 году. В связи с этим можно предположить, что некоторые школы не испытывали значительных затруднений при переходе на дистанционный формат обучения в условиях коронавирусной пандемии, так как в них уже были апробированы такие формы обучения.

Стоит отметить, что учебно-методические комплексы и программы, направленные на работу с одаренными детьми, вызывают интерес школ в связи с их широкой популярностью. Однако следует учитывать, что любая программа и любой комплекс покажут свои результаты не сразу, а только через определенный, довольно большой промежуток времени. В связи с этим необходимо прослеживать процесс их внедрения в школьную практику, а также оценивать эффективность конечных результатов в продольном срезе.

На основе анализа инновационной активности школ и ДОУ региона можно выделить наиболее актуальные для него направления работы с одаренными детьми, а именно: с одной стороны, разработка и апробация новых образовательных технологий, новых средств обучения и воспитания, нового содержания образования, программно-методического обеспечения образовательного процесса, а также новых методов, форм, учебно-методических комплексов и учебников; с другой стороны, новые коммуникационные структуры в системе образования, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений внешкольного образования, научных организаций и др.).

В заключение следует сказать, что инновационных продуктов очень мало, в том числе тех, которые необходимы для работы с одаренными детьми, еще меньше, хотя образовательная политика направлена на их выявление и поддержку, сопровождение и дальнейшую помощь в продвижении их образования, поэтому требуется разрабатывать, финансировать, апробировать и внедрять в деятельность школ лучшие примеры продуктов, призванных обеспечить реализацию образовательной политики в области работы с одаренными детьми в России.

Библиографический список

1. Список школ Санкт-Петербурга. Рейтинг за 2021 год, отзывы родителей, контактные данные и другая полезная информация. Available at: https://shkola.city/spb

2. Положение о конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020». Утверждено распоряжением Комитета по образованию от 10.05.2012 № 1288-р (с изменениями, внесенными распоряжением Комитета по образованию от 16.05.2013 № 1124-р). Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/546/

3. Портал «Петербургское образование», «Петербургская школа: Инновации»: сборник по итогам конкурса инновационных продуктов за 2017 год. Available at: https:// petersburgedu.ru/content/view/category/635/

4. Портал «Петербургское образование». Available at: https://petersburgedu.ru/

5. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

6. Портал «Петербургское образование», конкурс инновационных продуктов в 2018 году. Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/654/

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г N 413 г Москва. Available at: https://fgos.ru/

8. Портал «Петербургское образование», «Петербургская школа: Инновации»: сборник по итогам конкурса инновационных продуктов за 2015 год. Available at: https:// petersburgedu.ru/content/view/category/593/

9. Портал «Петербургское образование», конкурс инновационных продуктов в 2012 году. Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/399/

References

1. Spisok shkol Sankt-Peterburga. Rejting za 2021 god, otzyvy roditelej, kontaktnye dannye i drugaya poleznaya informaciya. Available at: https://shkola.city/spb

2. Polozhenie o konkurse innovacionnyh produktov «Peterburgskaya shkola 2020». Utverzhdeno rasporyazheniem Komiteta po obrazovaniyu ot 10.05.2012 № 1288-r (s izmeneniyami, vnesennymi rasporyazheniem Komiteta po obrazovaniyu ot 16.05.2013 № 1124-r). Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/546/

3. Portal «Peterburgskoe obrazovanie», «Peterburgskaya shkola: Innovacii»: sbornik po itogam konkursa innovacionnyh produktov za 2017 god. Available at: https://petersburgedu. ru/content/view/category/635/

4. Portal «Peterburgskoe obrazovanie». Available at: https://petersburgedu.ru/

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/

6. Portal «Peterburgskoe obrazovanie», konkurs innovacionnyh produktov v 2018 godu. Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/654/

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 maya 2012 g. N 413 g. Moskva. Available at: https://fgos.ru/

8. Portal «Peterburgskoe obrazovanie», «Peterburgskaya shkola: Innovacii»: sbornik po itogam konkursa innovacionnyh produktov za 2015 god. Available at: https://petersburgedu. ru/content/view/category/593/

9. Portal «Peterburgskoe obrazovanie», konkurs innovacionnyh produktov v 2012 godu. Available at: https://petersburgedu.ru/content/view/category/399/

Статья поступила в редакцию 18.03.21

УДК 378.016: 811 (075.8)

Kaurova E.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Banzarov Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: kaurova76@mail.ru

Koreneva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Banzarov Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: marina_cor@mail.ru

LANGUAGE DIFFICULTIES AS THE ASSESSING PARAMETER OF THE SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY LEVEL OF A FOREIGN LANGUAGE FACULTY STUDENT. The task of the article is to determine the correlation between levels of formation of the secondary language personality of a student with his/her levels of foreign language proficiency. First of all, the authors define the concept of "secondary language personality of a language faculty student". Then they determine the correlation on the basis of the full development of individual speech skills on the material of dictation. For the purpose of research, the authors identify frequency linguistic difficulties and errors as a parameter for assessing the level of formation of individual speech skills of a secondary language personality. These difficulties and errors serve as an indicator of the full development of spelling skills of writing, phonetic and lexical listening skills necessary in the process of writing dictation.

Key words: secondary language personality, language difficulties and errors, linguistic interference, dictation, speech skills.

Е.М. Каурова, канд. филол. наук, ст. преп., Бурятский государственный университет имени Дожи Банзарова, г. Улан-Удэ, E-mail: kaurova76@mail.ru

М.Р. Коренева, канд. пед. наук, доц., Бурятский государственный университет имени Дожи Банзарова, г. Улан-Удэ, E-mail: marina_cor@mail.ru

ЯЗЫКОВЫЕ ТРУДНОСТИ КАК ПАРАМЕТР ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

Целью статьи является определение соотнесенности уровней сформированности вторичной языковой личности студента с уровнями владения иностранным языком. Для этого в первую очередь авторы определяются с понятием «вторичная языковая личность студента языкового вуза». Затем они определяют указанную выше соотнесенность на основе сформированности отдельных речевых навыков на материале диктанта. В целях исследования в статье выявляются частотные языковые ошибки и трудности в качестве параметра оценивания уровня сформированности отдельных речевых навыков вторичной языковой личности. Данные трудности и ошибки служат показателем сформированности орфографических навыков письменной речи, фонетических и лексических навыков аудирования, необходимых в процессе написания диктанта.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, языковые трудности и ошибки, лингвистическая интерференция, диктант, речевые навыки.

Актуальность темы исследования обусловлена междисциплинарным подходом к проблеме языковой личности, к анализу лингвистической модели развития языковой личности (ЯЛ) и рассмотрением ЯЛ в соотношении с учебной и внеучебной деятельностью по изучению иностранного языка (ИЯ) на основе материалов письменных работ студентов в рамках Всероссийской акции «Tolles Diktat». В научной литературе диктант такого плана не рассматривался ранее как ресурс для выявления уровня сформированности вторичной языковой личности (ВЯЛ) студента языкового факультета. Между тем именно прием чтения текста носителем языка позволяет поставить «чистый эксперимент» и определить уровень сформированности отдельных речевых навыков. Более того, многочисленные исследования языковых ошибок не рассматриваются, как правило, в качестве параметра оценивания уровня сформированности ВЯЛ. Все эти вопросы требуют отдельного внимания исследователя и научного обобщения.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие зада-чи:1) дать определение вторичной языковой личности студента языкового вуза; 2) определить соотношение между уровнями вторичной языковой личности и уровнями овладения иностранным языком у обучаемых; 3) выявить частотные языковые трудности (ошибки) в процессе восприятия немецкой аутентичной речи и ее письменной фиксации в соответствии с уровнем владения языком и уровнем сформированности вторичной языковой личности, определить их причины.

Для выявления и изучения типичных ошибок в работе применяются следующие методы исследования: метод лингвистического наблюдения; индуктивный метод организации научного процесса (сбор и документация языковых ошибок); описание; количественный анализ.

Теоретической базой исследования послужили работы таких известных ученых лингвистов, как ГИ. Богин [1], Ю.Н. Караулов [2], И.И. Халеева [3], посвя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.