димой сельхозтоваропроизводителям, сельскому населению и другим пользователям. К сожалению, даже на лучших из анализируемых сайтах имеется лишь незначительное количество публикаций и научно-технических разработок, нормативно-правовая информация чаще всего ограничивается публикацией федеральных законов и постановлений, мало конкретных разъяснений, рекомендаций по правовым вопросам, вопросам господдержки, кредитования, субсидирования, альтернативной занятости сельского населения, привлечения и поддержки молодых специалистов и т.д. Кроме того, следует отметить, что крайне мало представлено на сайтах информации по вопросам экологии, строительства, программного обеспечения, социального развития села, бухгалтерскому учету.
В данной ситуации для улучшения качества сайтов (структуры сайта и меню, иерархичность системы меню, навигации по сайту, поиск материалов на сайте, наличие обратной связи с пользователем и т.д.), возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно-консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации. ВИАПИ имени А.А. Никонова дано научное обоснование возможности создания единого информационного пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [2], а также рассмотрена возможность разработки типового сайта информационно-консультационного центра [3]. Анализируя различные сайты сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта информационно-консультационного центра.
Для повышения эффективности работы информационно -консультационной службы АПК, в частности, необходимо: активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров ИКС; развивать сеть консультационных центров на региональном и, особенно, на районном уровнях; взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями и профильными высшими учебными заведениями для формирования информационной базы инновационных разработок; разработать и внедрить типовой сайт информационно-консультационного центра.
Дальнейшее совершенствование деятельности информационно-консультационной службы несомненно будет способствовать устойчивому развитию аграрного сектора, что в значительной степени определяет состояние экономики и продовольственную безопасность государства.
Источники
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
2. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2004.
3. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2012.
4. Муратова Л.Г. Использование современных информационных технологий в деятельности ИКС АПК. Сборник материалов Международной научно-практической конференции в рамках XVII Никоновских чтений «Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы», М. 2012 г.
ИННОВАЦИИ В ПТИЦЕПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Пахомова А.А., к.э.н, доц., Пахомов А.П., д.с.-х.н., проф. Донского государственного
аграрного университета
Продовольственная безопасность страны является важнейшим элементом национальной безопасности, а ее обеспечения является стратегической национальной задачей. Национальная продовольственная политика, по определению ФАО, должна достигать наиболее высокой степени самообеспеченности, так как от количества и качества потребляемых продуктов питания зависит здоровье граждан РФ, ра-
ботоспособность и продолжительность жизни, человеческий капитал и другие показатели. Усиление продовольственной зависимости в условиях глобализации мировой экономики усугубляет национальную безопасность, сохраняя опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными товаропроизводителями. Запад только по официальным каналам поставляет в Россию по данным Госкомстата,
продуктов на 20-25 млрд долл. в год. Средства, расходуемые на приобретение импортного продовольствия, могли бы обеспечить развитие собственного производства продукции в объёме закупаемой, но более высокого качества.
Зависимость от импорта продовольствия ставит государства-импортёры перед следующими проблемами: объективная зависимость от колебаний конъюнктуры мирового продовольственного рынка усиливает нестабильность внутреннего рынка продуктов питания по натуральным и стоимостным параметрам; угрозой создания целенаправленного ценового давления со стороны стран-экспортеров продовольствия на страны-импортеры в случае особо неблагоприятных в этих странах сельскохозяйственных условий текущего года; из-за исключительного значения продуктов питания для поддержания жизнедеятельности населения вполне реальна возможность различных форм давления со стороны стран-экспортеров продовольствия с целью извлечения определенных экономических и политических преимуществ во взаимоотношениях со странами-импортерами.
В сложившейся ситуации возникает угроза безопасности аграрной отрасли страны, под которой следует понимать создание условий для стабильного развития отрасли и выполнение ею своих непосредственных функций вне зависимости от внешних и внутренних угроз. Таким образом, продовольственная безопасность государства является неотъемлемой частью обеспечения национальной экономической безопасности и зависит от экономической безопасности отрасли АПК как средства достижения продовольственной безопасности страны.
По оперативным данным Федеральной таможенной службы, в январе 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. физические объемы импорта продовольственных товаров возросли на 31,4%, в том числе: свежемороженого мяса - на 44,6%, сливочного масла - на 76,3%, сыров и творога - на 14,7%, сахара-сырца - на 13,2% и др. Рост импортных расходов сам по себе свидетельствует о накоплении значительных проблем для страны в будущем: не оставляя ресурсов для реинвестиций, страна-импортёр оплачивает труд зарубежных фермеров. Такая ситуация сейчас сложилась и в российской аграрной экономике. Затрачивая ежегодно миллиарды долларов на продовольствие, Россия тем самым содержит иностранных фермеров за счёт собственного сельскохозяйственного производства. Указанный уровень импорта обостряет борьбу и ведет к снижению доходов отечественных товаропроизводителей на внутреннем агропродовольственном рынке, что
сказывается на положении российского АПК и хозяйствующих субъектов.
Производство мяса птицы в последние годы возросло в разы. По сравнению с 1990 г., когда в стране было произведено 1801 тыс. т. мяса птицы (18 % от общего объема производства мяса), в 2012 г. произведено 3113 тыс. т (86 % отечественное производство).
В современной России мясо птицы является очень привлекательным источником животного белка для большой части населения, поскольку развития свиноводства и тем более КРС идет гораздо более медленными темпами. По данным ВНИИ III, ориентировочные расчеты структуры потребления животного белка в России на 1 чел. (с учетом собственного производства и импорта) показывают, что при среднегодовом потреблении белка 19,9 кг/чел. основным его источником является мясо (43,5%). В общем потреблении животного белка мясо птицы и яйца составляют 27,3%. Эти цифры красноречиво доказывают необходимость дальнейшего развития отрасли птицеводства. В настоящее время спрос на мясо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства на 72% и только 22 субъекта Российской Федерации полностью обеспечивают потребности региона внутреннем производством - при среднем уровне потребления 24,5 кг мяса птицы на человека, по 21 субъекты обеспеченность составляет от 50 до 99% и по 35 субъектам ниже 50%. Снижается среднедушевое потребление мяса, так если в 1990 г. потребление всех видов мяса составляло 75 кг на 1 человека, то в 2013 г. только 66,7 кг, из них отечественного производства 47 кг. По среднегодовому потреблению мяса, мы значительно уступаем и США и ЕС.
Учитывая недостаточный уровень потребления мяса всех видов, возрастает значение вопроса обеспечения отечественного производства мяса в объеме отвечающим нормам потребления за счет управления формированием рынка мяса птицы.
Среднедушевое потребление яиц и яйце-продуктов в Российской Федерации в 2013 г. составило 258 шт. и не достигло необходимых показателей, согласно нормам питания - 292 яйца в год. Таким образом, потребление продукции яичного птицеводства населением достигает лишь 88% от рекомендуемых норм. Для полного удовлетворения потребностей населения в яйце до рекомендуемых рациональных норм потребления данный сектор АПК требует дальнейшего развития.
Перед российскими птицеводами и переработчиками стоят важные задачи, без решения которых обеспечение продовольственной
безопасности и выход на мировой рынок будет невозможен.
Дальнейшее развитие птицепродуктового подкомплекса, повышение его конкурентоспособности и эффективности невозможно без инноваций. Под инновацией в авторской версии понимаются организационные, экономические, управленческие, технико-технологические изменения, увеличивающие объемы производства и ассортимент птицеводческой продукции, повышающие конкурентоспособность и эффективность птицепродуктового подкомплекса. Ряд ученых (И.Г. Ушачев, В.М. Сергеев, В.Д. Нечаев и др.) считают, что в АПК в целом и в сельском хозяйстве в частности целесообразно выделить четыре типа инноваций: 1) селекционно-генетические; 2) технико-технологические и производственные; 3) организационно-управленчес-кие и экономические; 4) социально-экологические. В диссертационной работе подчеркивается, что поскольку инновации имеют определенную направленность, поэтому считаем правомерным сгруппировать их по содержательному признаку и соответствующему направлению использования инноваций. С учетом особенностей инновационного развития птицепродуктового подкомплекса предлагается следующая классификация инноваций.
Радикальные - это инновации, которые реализуют крупные научно-технические идеи и разработки - технологии шестого технологического уклада.
Улучшающие инновации направлены на совершенствование существующей технологии (ниппельное поение птицы, дозированное кормление, ленточное удаление помета).
Рационализирующие инновации, направленные на частичную модернизацию технологических процессов.
Продуктовые инновации связаны с применением новых материалов и полуфабрикатов (жидкие и замороженные целые яйца, смеси сухие для омлетов, смеси для паст и т.д.), получением принципиально новых продуктов (лизо-цим, овомукоиды, иммуноглобулин, сиаловая кислота, авидин, яичное масло и т.д.). Внедрение продуктовых инноваций является средством освоения новых товаров и услуг, повышения конкурентоспособности товаров, установления выгодных цен, завоевания рынков сбыта.
Процессорные инновации основаны на новых технологиях производства, новых методах организации и управления. Они оказывают влияние на величину и структуру издержек производства, приводят к росту производительности труда, рентабельности и экологич-ности производства.
Для того, чтобы отрасль могла и дальше развиваться, обеспечивая продовольственную безопасность страны, ей необходима дальнейшая поддержка правительства, заключающаяся как в льготном кредитовании производителей птицы, так и в государственной политике ограничения импорта куриного мяса. Дальнейшее развитие отрасли будет способствовать приходу крупных инвесторов, что в свою очередь явится причиной изменения организационных структур и приведет к неизбежной дальнейшей концентрации производства. Требуется максимальная концентрация всех сил для восстановления утраченных позиций и обретения продовольственной и экономической безопасности. Проведенные исследования экономической безопасности Ростовской области свидетельствует о серьезных масштабах существующей проблемы, которая наибольшее отражение находит в аграрном секторе.
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В КАРТОФЕЛЕВОДСТВЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Кравченко Т.С., к.э.н., доц. Орловского государственного аграрного университета
Значимость картофеля для нашей страны, как стратегической и экономически значимой культуры, неоспорима. Отрасль картофелеводства занимает 14% среди всей растениеводческой продукции нашей страны, обеспечивает промышленность сырьем, население продуктами, а животных кормом. В связи с возрастающими требованиями рынка к количеству, но в большей степени к качеству продукции, необходима всесторонняя модернизация отрасли, переход на инновационный путь
развития. Часто, сельскохозяйственный товаропроизводитель теряется в существующем многообразии предлагаемых ему инноваций. Детальная экономическая оценка их эффективности, помогает установить необходимость применения тех или иных мероприятий.
Центральный Федеральный Округ занимает лидирующую позицию по производству картофеля в нашей стране. Здесь выращивается около 30% от общего валового сбор данной культуры.