Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ СТАТЬЯ 2. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА: ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ПЕРЕОЦЕНКИ'

ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ СТАТЬЯ 2. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА: ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ПЕРЕОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ПРАВЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВА / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / «ПРАВОВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОВАНИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ «РЕГУЛЯТОРНЫХ ПЕСОЧНИЦ» / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ «РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ» МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНОВ / ТЕХНОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ В ПРАВЕ / «ЦИФРОВОЙ ЮРИСТ / «ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОМБУДСМЕН» / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ (КОНСТИТУЦИОННЫХ) ПОРЯДКОВ / ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПРЕДИКАТИВНОЕ ПРАВОСУДИЕ (PREDICTIVE JUSTICE) / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВА / СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ПРАОВОХРАНЫ / НЕЙРОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СРЕДЫ / МЕТОД СОБЫТИЙНОГО АНАЛИЗА / ПРЕДЕЛЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ (И ЦИФРОВИЗАЦИИ) / «ЦИФРОВАЯ ДИКТАТУРА» / НЕПРАВОВОЕ ВТОРЖЕНИЕ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ / ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГЕОЛОКАЦИИ / КРИТЕРИИ ДОПУСТИМОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРАВЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червонюк Владимир Иванович

Цифровизация, технологизация, роботизация, развитие систем искусственного интеллекта - взаимосвязанные, а в новейших условиях и взаимозависимые величины; все более усиливающиеся между ними интеракции ощутимо влияют на правовую жизнь современного социума, правовую политику государства, подчиняют своему влиянию правовые структуры, формируют новые юридические практики, трансформируют правовое восприятие и правовое поведение коммуницирующих субъектов, предопределяют необходимость появления инновационных правовых регуляторов. В условиях XXI века юридические технологии наряду с функцией рационализации поведения социальных субъектов в сфере действия права применяются для достижения масштабных задач правовой политики - внедрения новых или перераспределения действующих методов правового регулирования, конструирования, апробации и введения в правовую систему страны инновационных правовых режимов, использования механизмов дерегулирования в экономике, трансплантации в практику новых видов процессуальных и контрольно-надзорных производств, систематики крупных законодательных массивов и таким образом придания праву необходимой структурности и системного характера действия. Инновационные правовые технологии - это производство нового продукта средствами и приемами ранее не известными практике. В контексте целей и задач цифровизации ощущается острая необходимость в широком использовании инструментария «правовой инженерии» в различных областях государственного управления, в законодательной и правоприменительной деятельности, в сфере правоохраны и в организации правового поведения непосредственных правопользователей. Фактор техносферы и нарождающейся цифровой реальности не только изменяет характер действия права (и правового регулирования), но и реструктурирует предметные области юридической науки, влияет на их содержание и формат юридических исследований. В сферу научного анализа вовлекаются не имевшие аналогов новые объекты; разрабатываемая проблематика полностью подчинена потребностям развивающейся практики. Предлагаемый проект композиционно охватывает объединенные единым замыслом девять статей, объектом анализа в которых являются инновационные юридические технологии. В этой связи применительно к разработанным правовой доктриной циклам действия права - правовому воздействию, восприятию права, правовым действиям и правовому порядку - предложен анализ технологий применения Больших данных (Big data) в законодательствовании; исследуется методология и технологии применения в отдельных сферах (зонах, участках) правового регулирования экспериментальных правовых режимов («регуляторных песочниц»); освещены правовые инновации в сфере дерегулирования, внедрения механизмов «регуляторной гильотины» и др. Представлен анализ пределов технологизации (и цифровизации); доказывается необходимость осмысления рисков, сопряженных с цифровыми технологиями, предлагается обоснование мер противодействия агрессивным проявлениям «цифровой среды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN LAW: MODERN LEGAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL REALITY. ARTICLE 2. TECHNICAL AND LEGAL TOOLS AND TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF ACTION RIGHTS: TRADITIONAL VIEWS AND THE NEED TO REASSESS THEM

Digitalization, technologization, robotization, development of artificial intelligence systems are interconnected, and in the latest conditions are interdependent quantities; the ever-increasing interactions between them significantly affect the legal life of modern society, the legal policy of the state, subordinate legal structures to their influence, form new legal practices, transform legal perception and legal behavior of communicating subjects, predetermine the need for innovative legal regulators. In the twenty century legal technologies along with the function of rationalizing the behavior of social actors in the sphere of law are used to achieve large scale tasks of legal policy - introduction of new or redistribution of existing methods of legal regulation, design, testing and introduction of innovative legal regimes into the country’s legal system, use of mechanisms for deregulation in the economy, transplantation of new types of procedural and control and Supervisory proceedings, systematization of large legislative arrays, and thus giving the law the necessary structure and systematic nature of action. Innovative legal technologies are the production of a new product by means and techniques previously unknown to practice. In the context of the goals and objectives of digitalization, there is an urgent need for the wide use of «legal engineering» tools in various areas of public administration, in legislative and law enforcement activities, in the field of law enforcement and in the organization of legal behavior of direct legal users. The factor of the technosphere and the emerging digital reality not only changes the nature of law (and legal regulation), but also restructures the subject areas of legal science, affects their content and format of legal research. The sphere of scientific analysis involves new objects that had no analogues; the developed problems are completely subordinated to the needs of developing practice. The proposed project compositionally covers nine articles united by a single concept, the object of analysis in which is the Innovative legal technologies. In this is developed legal doctrine in relation to the cycles of law - legal influence, perception of law, legal actions and legal order - an analysis of technologies for applying data in legislation is proposed; the methodology and technologies for applying experimental legal regimes («regulatory sandboxes») in certain areas (zones, sections) of legal regulation are investigated; legal innovations in the field of deregulation, the introduction of «regulatory guillotine» mechanisms, etc. are highlighted. The analysis of the limits of technologization (and digitalization) is presented); the necessity of understanding the risks associated with digital technologies is proved, and the justification of measures to counter aggressive manifestations of the «digital environment» is proposed.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ СТАТЬЯ 2. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА: ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ПЕРЕОЦЕНКИ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-31-35 © В.И. Червонюк, 2021

Научная специальность 12.00.01 - теория и история государства и права; история учений о праве и государстве

ИННОВАЦИИ В ПРАВЕ:

СОВРЕМЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

СТАТЬЯ 2. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНОЛОГИИ

В СФЕРЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА: ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ПЕРЕОЦЕНКИ

Владимир Иванович Червонюк, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru

Аннотация. Цифровизация, технологизация, роботизация, развитие систем искусственного интеллекта - взаимосвязанные, а в новейших условиях и взаимозависимые величины; все более усиливающиеся между ними интеракции ощутимо влияют на правовую жизнь современного социума, правовую политику государства, подчиняют своему влиянию правовые структуры, формируют новые юридические практики, трансформируют правовое восприятие и правовое поведение коммуницирующих субъектов, предопределяют необходимость появления инновационных правовых регуляторов.

В условиях XXI века юридические технологии наряду с функцией рационализации поведения социальных субъектов в сфере действия права применяются для достижения масштабных задач правовой политики - внедрения новых или перераспределения действующих методов правового регулирования, конструирования, апробации и введения в правовую систему страны инновационных правовых режимов, использования механизмов дерегулирования в экономике, трансплантации в практику новых видов процессуальных и контрольно-надзорных производств, систематики крупных законодательных массивов и таким образом придания праву необходимой структурности и системного характера действия.

Инновационные правовые технологии - это производство нового продукта средствами и приемами ранее не известными практике. В контексте целей и задач цифровизации ощущается острая необходимость в широком использовании инструментария «правовой инженерии» в различных областях государственного управления, в законодательной и правоприменительной деятельности, в сфере правоохраны и в организации правового поведения непосредственных правопользователей. Фактор техносферы и нарождающейся цифровой реальности не только изменяет характер действия права (и правового регулирования), но и реструктурирует предметные области юридической науки, влияет на их содержание и формат юридических исследований. В сферу научного анализа вовлекаются не имевшие аналогов новые объекты; разрабатываемая проблематика полностью подчинена потребностям развивающейся практики.

Предлагаемый проект композиционно охватывает объединенные единым замыслом девять статей, объектом анализа в которых являются инновационные юридические технологии.

В этой связи применительно к разработанным правовой доктриной циклам действия права - правовому воздействию, восприятию права, правовым действиям и правовому порядку - предложен анализ технологий применения Больших данных (Big data) в законодательствовании; исследуется методология и технологии применения в отдельных сферах (зонах, участках) правового регулирования экспериментальных правовых режимов («регуляторных песочниц»); освещены правовые инновации в сфере дерегулирования, внедрения механизмов «регуляторной гильотины» и др. Представлен анализ пределов технологизации (и цифровизации); доказывается необходимость осмысления рисков, сопряженных с цифровыми технологиями, предлагается обоснование мер противодействия агрессивным проявлениям «цифровой среды».

Ключевые слова: технологизация правовой деятельности, цифровизация в праве, цифровизация права, социально-правовая ценность юридических технологий, уровни применения юридических технологий, «правовая инженерия», законодательные технологии, технологии согласования интересов в законодательной деятельности, технологии Больших данных в законодательствовании, технологии опережающего правотворчества, экспериментальный правовой режим, технологии создания «регуляторных песочниц», законодательство об обязательных требованиях, инновации в сфере дерегулирования, механизмы «регуляторной гильотины» методология и технологии оценки регулирующего воздействия, парламентский контроль за реализацией законов, технологии восприятия права, информационно-правовые технологии, дигитализация в праве, «цифровой юрист, «цифровой социальный омбудсмен», правоприменительные технологии, технологии формирования правовых (конституционных) порядков, технологии обеспечения правомерного поведения, технологии восстановительного правосудия, электронное правосудие, предикативное правосудие (predictive justice), цифровизация судопроизводства, системы искусственного интеллекта в сфере праовохраны, нейросетевые технологии, технологии оценки состояния социально-правовой среды, метод событийного анализа, пределы технологиза-ции (и цифровизации), «цифровая диктатура», неправовое вторжение в частную жизнь, право на защиту геолокации, критерии допустимости цифровизации в праве.

INNOVATION IN LAW: MODERN LEGAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL REALITY.

ARTICLE 2. TECHNICAL AND LEGAL TOOLS AND TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF ACTION RIGHTS: TRADITIONAL VIEWS AND THE NEED TO REASSESS THEM

Vladimir I. Chervonyuk, Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru

Abstract. Digitalization, technologization, robotization, development of artificial intelligence systems are interconnected, and in the latest conditions are interdependent quantities; the ever-increasing interactions between them significantly affect the legal life of modern society, the legal policy of the state, subordinate legal structures to their influence, form new legal practices, transform legal perception and legal behavior of communicating subjects, predetermine the need for innovative legal regulators.

In the twenty century legal technologies along with the function of rationalizing the behavior of social actors in the sphere of law are used to achieve large scale tasks of legal policy - introduction of new or redistribution of existing methods of legal regulation, design, testing and introduction of innovative legal regimes into the country's legal system, use of mechanisms for deregulation in the economy, transplantation of new types of procedural and control and Supervisory proceedings, systematization of large legislative arrays, and thus giving the law the necessary structure and systematic nature of action.

Innovative legal technologies are the production of a new product by means and techniques previously unknown to practice. In the context of the goals and objectives of digitalization, there is an urgent need for the wide use of «legal engineering» tools in various areas of public administration, in legislative and law enforcement activities, in the field of law enforcement and in the organization of legal behavior of direct legal users. The factor of the technosphere and the emerging digital reality not only changes the nature of law (and legal regulation), but also restructures the subject areas of legal science, affects their content and format of legal research. The sphere of scientific analysis involves new objects that had no analogues; the developed problems are completely subordinated to the needs of developing practice.

The proposed project compositionally covers nine articles united by a single concept, the object of analysis in which is the Innovative legal technologies.

In this is developed legal doctrine in relation to the cycles of law - legal influence, perception of law, legal actions and legal order - an analysis of technologies for applying data in legislation is proposed; the methodology and technologies for applying experimental legal regimes («regulatory sandboxes») in certain areas (zones, sections) of legal regulation are investigated; legal innovations in the field of deregulation, the introduction of «regulatory guillotine» mechanisms, etc. are highlighted. The analysis of the limits of technologization (and digitalization) is presented); the necessity of understanding the risks associated with digital technologies is proved, and the justification of measures to counter aggressive manifestations of the «digital environment» is proposed.

Keywords: technologization of legal activity, digitalization in law, digitalization of law, social and legal value of legal technologies, levels of application of legal technologies, «legal engineering», legislative technologies, technologies for coordinating interests in legislative activity, Big data technologies in legislation, technologies of advanced lawmaking, experimental legal regime, technologies for creating «regulatory sandboxes», legislation on mandatory requirements, innovations in the field of deregulation, mechanisms of the «regulatory guillotine» methodology and technologies for assessing regulatory impact, parliamentary control over the implementation of laws, technologies for the perception of law, information and legal technologies, digitalization in law, «digital lawyer, «digital social Ombudsman», law enforcement technologies, technologies for the formation of legal (constitutional) orders, technologies for ensuring lawful behavior, technologies for restorative justice, electronic justice, predicative justice, digitalization of judicial proceedings, artificial intelligence systems in the field of environmental protection, neural network technologies, technologies for assessing the state of the socio-legal environment, the method of event analysis, the limits of technologization (and digitalization), «digital dictatorship», illegal invasion of privacy, the right to protect geolocation, criteria for the validity (admissibility) of digitalization in the law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Червонюк В.И. Инновации в праве: современные юридические технологии в контексте цифровой реальности. Статья 2. Технико-юридический инструментарий и технологии в сфере действия права: традиционные взгляды и необходимость их переоценки. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):31-5.

Известно, что юриспруденция является достаточно консервативной и в теоретической области, и, в особенности, в практической. Этому можно найти

достаточно весомые объяснения: поспешные, неточные выводы, суждения, формирующиеся на их основе научные подходы и концепции, крайне отрицательно

влияют как на профессиональную деятельность юридических учреждений, так и дезориентируют правовое поведение граждан. Может быть, и по этой причине юристы крайне неохотно исследуют все то, что так или иначе связано с правовыми технологиями. Собственно гносеологическим фактором, блокирующим разработки в сфере правовых технологий, является сложившееся в теории права отношение к юридической технике. Даже в тех случаях, когда юрист оперирует с технико-юридическим инструментарием, он склонен вести речь не о технологиях, а о технике. Видимо и по этой причине сущностная оценка юридических технологий остается стандартной, укладывающаяся в предметную область догмы права. Традиционно юридические технологии связывают исключительно или преимущественно с юридической техникой.

В определенном смысле, можно было бы сказать, что проблема юридических технологий произрастает» из проблематики юридической техники. Однако такое допущение было бы сильным преувеличением и не способствовало бы поиску истины в нужном направлении, а следовательно, в обнаружении сущности рассматриваемого феномена, в определении его действительного значения в правовой жизни современного общества.

Не углубляясь в проблему соотношения юридической техники и юридических технологий1, отметим что некогда достаточно распространенный взгляд, согласно которому юридическая техника охватывает своим содержанием и юридическую технологию (Т. В. Кашанина, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров и др.), в определенной мере можно считать преодоленным2.

1 Такой анализ представлен в более ранних работах автора. См., например: Червонюк В. И. Правовые технологии («Правовая инженерия», или прикладная юриспруденция: методологические и дидактико-методические проблемы внедрения в систему вузовской подготовки правоведов) // Юридическая техника. Специальный выпуск. 2009. № 3. С. 368-381; Эриашвили Н. Д., Чухвичев Д. В., Червонюк В. И. Законодательная техника. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Эриашвили, Д. В. Чухвичев, В. И. Червонюк. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 18-20, 24-29.

2 Однако и новейшая литература не избавлена от явно устаревших взглядов на проблему. Так, в частности, отмечается, что «законодательная техника регламентирует общие закономерности осуществления законодательной деятельности, а также систему правил, приёмов, методов и принципов подготовки, принятия, изменение и систематизации наиболее совершенных по форме, содержанию структуре проектов законотворчества», а именно: «принципы, методы и правила формирования нормативных правовых актов; понятия и элементы системы законодательства; понятие, содержание законотворчества; социальные факторы, влияющие на процесс создания нормативных предписаний; логика, стиль и язык нормативных правовых актов; структура законодательных актов» (Законодательная техника: учебник / Г.М. Морозова и др.; под ред.

д.ю.н., проф. И.В. Рукавишниковой, д.ю.н., проф. И.Г. Напалковой. Ростов п/Д, 2017. С. 6). «Размашистый» подход к оценке содержания законодательной техники посредством включения в нее всего объема законодательных действий и процедур порождает иллюзию относительно возможности инструментарием законодательной техники создать качественный закон, оградить законодателя в его волюнтаризме (ничем не ограниченной дискреции) и некомпетентности.

В строго практическом значении правовую (как и всякую иную) технологию образует определенная последовательность операций, притом что все операции расставлены в нужном порядке и выпадение любой из них делает схему (технологическую цепочку) бессмысленной. Технологией в указанном значении можно обозначать юридически значимые действия, процедуры их осуществления, технолого-юридиче-ские требования, применяемые в этой связи правила, стандарты. Отсюда правовая технология - это совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур, применяемых в процессе реализации права, организации правового поведения и деятельности компетентных органов и должностных лиц с использованием различного инструментария, в особенности правовых средств.

Хотя применение технологий действительно связано с широким привлечением технико-юридического инструментария, тем не менее вывод о том, что юридические технологии - это применение использование (юридической техники, что они (юридические технологии) инкорпорируют своим содержанием технико-юридический инструментарий3, не корректен и методологически уязвимый: это имеющие разное целевое назначение, разнопорядковые правовые феномены. Применение юридических технологий не ограничивается исключительно технико-юридическим инструментарием, но нередко «обходится» без него, как это, к примеру, может иметь в место в технологиях согласования интересов в законодательной деятельности или в технологиях их (интересов) лоббирования. Отвлечены от арсенала законодательной техники многочисленные случаи применения в юридической практике информационных технологий, так называемых облачных технологий, диджитал-технологии и нейролингвистические технологии в законодательной деятельности, технологии формирования цифрового нормативного языка, множество технологий, применяемых не только в сфере правоохраны, например, нейросетевые технологии (в частности для прогнозирования вероятности правонарушителя совершить новое преступление в будущем - уголовные суды США используют алгоритм COMPAS, позволяющий в 30-40% определить будущих жертв, распознание личностей лиц, прячущих свое лицо), но и собственно в конституционной практике, например, при использовании избирательных технологий; это также использование методов и инструментов смежных отраслей знания: риск-ориентированный подход, метод ситуационного анализа и др.

3 См.: Бахвалов С.В. Законодательная технология (некоторые проблемы теории и методологии): дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2006. С. 22 и сл.

Следовательно, содержание правовых технологий не ограничивается возможностью применения технико-юридического инструментария. Иное понимание современных юридических технологий не соответствует их природе и назначению, не учитывает то принципиально новое, что привносит в технологиза-цию юридической деятельности цифровизация. В указанном смысле юридические технологии это применение в профессиональной юридической деятельности комбинации технико-юридического инструментария, правовых средств в сочетании с иными, не противоречащими праву инструментами1.

Значит, «состав» правовой технологии отнюдь не сводится к технике права. Правовая технология представляет собой синтез теоретического, прикладного и процессуального, как единство теоретических положений, прикладных положений и механизма их реализации в конкретной среде, во времени и пространстве. В сравнении с «консервативной» юридической техникой правовая технология отличается необычайным динамизмом, подвержена множеству факторов внутрисистемного и метаюридического свойства.

Юридическая техника все же отличается универсальностью, технико-юридический арсенал права одинаково «успешно» проявляет себя вне зависимости от типа правовой семьи (разве что мусульманская правовая семья сохраняет присущую ей самобытность). С этой точки зрения ошибочно и не соответствует современным правовым реалиям систем общего права утверждение о том, что «...аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это в основном удел романо-германского права, непосредственно воплотивших культуру римского права. Для прецедентного права, американской правовой системы в особенности, главным является суд, его деятельность, лежащие в ее основе факторы, причем не юридические, а моральные, деловые, психологические и т. п. В правовом настрое юристов этих стран на первом месте не требования аналитической юриспруденции, а «реалистические» и «социологические» подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям»2.

Логично было бы заключить, что значение техники в англо-американском праве не существенно, технология, напротив, имеет безусловный примат. Однако специально-юридические, технико-юридические в

1 Это обстоятельство не всегда учитывается в специальной литературе. На этом основании презюмируется весьма спорное утверждение о том, что «юридическая техника есть классическая часть правовых технологий» (См.: Хабриева Т.Я. Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему «Эффективность законодательства и современные юридические технологии» // Журнал рос. права. 2008. № 7. С. 146-148).

2 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и пути решения.

М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 11.

том числе, факторы для судов этой группы стран имеют принципиально важное значение. Предоставляемая судебным органам широкая свобода усмотрения (нередко ассоциируемая с дискреционностью полномочий) базируется не только на высокой профессионально-правовой культуре судей, но и имеет прочные нормативно-правовые основания как в разветвленной системе правовых обычаев, традиций, так и в статутном праве. Об этом, в частности, свидетельствует принятый в 1978 г. в Соединенном Королевстве Великобритании закон «О правилах толкования», содержащий технико-юридические алгоритмы интерпретации правовых установлений. Известно и то, какое важное значение в странах общего права при подготовке законопроектов придается лингвистическому аспекту, иным аспектам формальной логистики. При этом, если в странах континентальной Европы законопроекты разрабатываются административными органами, ответственными за содержание политики или законодательства, то в странах общего права эта деятельность имеет специализированный характер, законопроекты обычно готовятся специальными службами. В Великобритании эту работу выполняют профессиональные чиновники - так называемые «драфтсмены» (draftsmen) (законосоставители) - служащие, сведущие в особенностях английской законодательной техники.

Понятно, что при таком подходе технико-юридическая сторона законотворчества приобретает особое значение. Симптоматично поэтому, что юрислингви-стика возникает именно в указанных странах3.

В отличие от юридической техники, отличающейся главным образом «технико-юридическими последствиями» в правовой сфере, правовая технология почти всегда имеет социальный оттенок. Применение правовых технологий реально влияет на структуру интересов, фиксируемых в принимаемом нормотвор-ческим органом правовом акте. С этой точки зрения, издаваемые правящим в стране политическим классом нормативные акты могут использоваться для имитации правового регулирования отношений, создания видимости закрепления в праве каких-либо интересов и стоящими за ними ценностей. Декларируемые в юридических установлениях такие интересы не реализуются на практике или реализуются частично. Концентрирующие набор таких установлений нормативные акты создаются для того, чтобы сформировать позитивный имидж государства, создать политическую рекламу правящей группе, обмануть население своей страны и зарубежную общественность [4].

3 См.: David R. Miers / Alan С. Page. Legislation. 1990 (second edition). P. 51.

Литература

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и пути решения. М.: Издательство НОРМА, 2001.

2. Бахвалов С. В. Законодательная технология (некоторые проблемы теории и методологии): дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2006.

3. Законодательная техника: учебник / Г.М. Морозова и др.; под ред. д.ю.н., проф. И.В. Рукавишниковой, д.ю.н., проф. И.Г. Напалковой. Ростов п/Д, 2017.

4. Нормография: теория и методология нормотворчества: учебник для вузов / Ю. Г. Арзама-сов [и др.]; под ред. Ю. Г. Арзамасова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

5. Хабриева Т.Я. Третья Международная школа-практикум молодых ученых и специалистов по юриспруденции на тему «Эффективность законодательства и современные юридические технологии» // Журнал рос. права. 2008. № 7. С. 146-148.

6. Червонюк В.И. Правовые технологии («Правовая инженерия», или прикладная юриспруденция: методологические и дидактико-ме-тодические проблемы внедрения в систему вузовской подготовки правоведов) // Юридическая техника. Специальный выпуск. 2009. № 3. С. 368-381.

7. Эриашвили Н. Д., Чухвичев Д. В., Червонюк В. И. Законодательная техника. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Эриашвили, Д. В. Чухвичев, В. И. Червонюк. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

8. David R. Miers / Alan С. Page. Legislation. 1990

(second edition). P. 51.

References

1. Alekseev S.S. Ascent to the law. Searches and ways of solution. M.: Publishing House NORMA, 2001.

2. Bakhvalov S.V. Legislative technology (some problems of theory and methodology): dis. ... cand. yurid. sciences'. Yaroslavl, 2006.

3. Legislative technique: textbook / G.M. Morozova et al.; ed. by D.yu.n., prof. I.V. Rukavishnikova, D.yu.n., prof. I.G. Napalkova. Rostov p/D, 2017.

4. Normography: theory and methodology of norm-making: textbook for universities / Yu.G. Arzamasov [et al.]; edited by Yu.G. Arzamasov. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020.

5. Khabrieva T.Ya. The Third International school-practicum of young scientists and specialists in jurisprudence on the topic "The effectiveness of legislation and modern legal technologies". 2008. No. 7. pp. 146-148.

6. Chervonyuk V.I. Pravovye tekhnologii ("Pravovaya enginiya", or applied jurisprudence: methodological and didactic-methodological problems of introduction into the system of university training of lawyers) // Yuridicheskaya tekhnika. Special issue. 2009. No. 3. pp. 368-381.

7. Eriashvili N.D., Chukhvichev D.V., Chervonyuk V.I. Legislative technique. 3rd ed., reprint. and add. / N.D. Eriashvili, D.V. Chukhvichev, V.I. Chervonyuk. M.: UNITY-DANA, 2019.

8. David R. Miers / Alan C. Page. Legislation. 1990 (second edition). P. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.