Научная статья на тему 'Инновации в оборонно-промышленном комплексе российской Федерации'

Инновации в оборонно-промышленном комплексе российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудыма А. А.

Innovation in the Russian defense industry basically is a process and product. An example of product innovation can serve a variety of accessories, spare parts, etc. Process innovation is mainly are implementing new ideas in the design, processing and automation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the Russian military-industrial complex

Innovation in the Russian defense industry basically is a process and product. An example of product innovation can serve a variety of accessories, spare parts, etc. Process innovation is mainly are implementing new ideas in the design, processing and automation.

Текст научной работы на тему «Инновации в оборонно-промышленном комплексе российской Федерации»

электронный научно-экономический журнал стр 102

Инновации в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации

Автор статьи: Гудыма А.А.,

магистрант Финансового университета при Правительстве РФ Hudyma A.A,

undergraduate of Finance University under the Government of the Russian Federation

Innovations in the Russian military-industrial complex

Abstract. Innovation in the Russian defense industry basically is a process and product. An example of product innovation can serve a variety of accessories, spare parts, etc. Process innovation is mainly are implementing new ideas in the design, processing and automation.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновации, научные исследования, инвестиции Keywords: military-industrial complex, innovation, research, investment

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации соединил в себе важную часть производственных фондов, научно-технической базы, специалистов нашей страны. Развитие экономики в значительной мере зависит от инновационных процессов в ОПК, которые включают в себя исследовательскую деятельность, разработку и тестирование, оценку рынка, производство и сбыт. Исторически сложилось так, что экспорт товаров оборонно-промышленного комплекса для СССР, а потом и для России был и остается одним из самых важных видов внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний момент примерно 40% экспорта российской машинотехнической продукции приходится именно на товары ОПК. [2]

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) крупнейшими поставщиками в 20092013 гг. являются такие страны, как США, Россия, Германия, Китай и Франция. [3] Их доля в мировом объеме экспорта вооружений составила 74%. На Россию приходится около 25%."Россия поддерживала высокий уровень экспорта, несмотря на кризис в своем ВПК после окончания "холодной" войны. В 2009-2013 гг. РФ поставляла вооружения в 52 страны. Самый большой объем пришелся на поставки самолетов Индии в 2013 г."[1]

Но, несмотря на постоянно растущее значение показателей экспорта, на внедрение инноваций в области оборонной промышленности РФ негативно влияет ряд факторов:

• устаревание производственных мощностей на предприятиях, отсутствие достаточного количества средств для обновления предприятий;

• слабое финансирование научно-исследовательской деятельности в области оборонной промышленности;

• снижение притока молодых кадров на предприятия;

• экспортная направленность производства.

Решение вышеописанных проблем является залогом усиления конкурентоспособности продукции ВПК РФ как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Инновации в ОПК в основном являются процессными и продуктовыми. Примером продуктовых инноваций могут послужить различные комплектующие, запчасти и т.д. Процессные же инновации в основном являются реализацией новых идей в области проектирования, обработки и автоматизации.

Для эффективного внедрения инноваций необходима развитая система маркетинга, которая позволяет предприятию проводить анализ рынка, находить новых покупателей и выявлять их потребности. Основываясь на нуждах потребителей, предприятие сможет подойти к разработке и внедрению продукта с нужной стороны. Но на предприятиях оборонно-промышленного комплекса развитие системы маркетинговых отношений не является передовой задачей, что сказывается на результатах их развития и продвижения на рынке. Основными средствами оценки нужд потребителей являются такие традиционные методы, как анализ информации в сети интернет, путем проведения презентаций и т.д.

Факт невысоких темпов разработки и внедрения инноваций на предприятиях ОПК также подтверждается тем, что менее 50% организаций заняты инновационной деятельностью. К примеру, самый высокий процент наблюдается

электронный научно-экономический журнал стр 103

на предприятиях авиационной промышленности - 47,2%. В судостроении этот процент уже гораздо ниже - 19,1 %, а на производстве боеприпасов и химии показатель равен 14,6%.

фгашаац-н Орсанеаци Орэнгацп ЗЕЙЭЦК»« Орган-вгци

цпавктосш грс№1_па«зсБ1 аЬи ч=к грс№1_1лэ«с1и ддосрсигатшл

мя^иыме и сгерижи ш^пв грс№итен-юети

| 1 Толасо грофосше инщи

1 1ТГ.ГШГ. Мф!ЭОТ0ЕЫе | | Гшо сраищшие

а-■ ое (КЁ оцц) ■ И г

| 1". аада п+кеэцм Е11ДЗ 1НШЦИ

—Щтив врташяри ОГК. граввдядо нкваря

Организации ОПК, производящие инновации [4]

Из рисунка видно, что в основном предприятия ОПК заняты в работе над продуктовыми инновациями. 11,5 % организаций, работающих сразу по 4 видам инноваций (производство, маркетинг, персонал, продукты) сосредоточены в области производства боеприпасов и спецхимии. В области судостроения же нельзя выделить ни одно такое предприятие. Вышеописанные данные позволяют отметить тот факт, что комплексный подход к развитию инноваций использует лишь небольшая часть организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Также следует отметить небольшой рост научных предприятий в ОПК. Наибольшее число научных организаций наблюдается в сфере радиоэлектронной промышленности - 50,1 %. В авиастроении и производстве обычных вооружений показатели равняются, соответственно, 49 и 45%. [4]

Подводя итоги, следует отметить, что на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ инновации успешнее всего разрабатываются и внедряются в областях авиастроения и радиоэлектронной промышленности. Но в целом инновациям на предприятиях ОПК отводят не главенствующую роль. Для активизации разработки и внедрения инноваций на предприятиях оборонно-промышленного комплекса следует рассмотреть решение следующих задач:

• обновление и развитие технологической базы производства;

• привлечение молодых специалистов и обновление кадрового состава предприятий;

• увеличение объемов средств, выделяемых из бюджета на развитие предприятий, а также повышение результативности их использования;

• развитие внутренней научной базы;

• разработка инноваций для привлечения инвестиций;

• модернизация маркетинговых систем анализа рынка, развитие направленности на поиск внутренних заказчиков инновационной продукции.

Предприятиям оборонно-промышленного комплекса также нужно обращать внимание на растущий интерес государства к разработке и внедрению инноваций и грамотно использовать это для стимуляции развития ОПК и привлечения инвестиций.

Список литературы

1. http://vpk.name/news/106956 э1рг1 ээИа I гоээ^ то2д!амИ 8р1эок уе^вЫИ екэро|1егоу оги^уа у mire.html, Портал ВПК РФ.

2. http://arms-tass.su/, статья "В ОПК необходимо создать долгосрочные программы перевооружения".

3. http://www.sIpгI.oгg/yeaгbook/2013 Выпуск ежегодника за 2013 г.

4. "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России", ФГУП "ЦНИИ "Центр", 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.