электронный научно-экономический журнал стр 102
Инновации в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации
Автор статьи: Гудыма А.А.,
магистрант Финансового университета при Правительстве РФ Hudyma A.A,
undergraduate of Finance University under the Government of the Russian Federation
Innovations in the Russian military-industrial complex
Abstract. Innovation in the Russian defense industry basically is a process and product. An example of product innovation can serve a variety of accessories, spare parts, etc. Process innovation is mainly are implementing new ideas in the design, processing and automation.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновации, научные исследования, инвестиции Keywords: military-industrial complex, innovation, research, investment
Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации соединил в себе важную часть производственных фондов, научно-технической базы, специалистов нашей страны. Развитие экономики в значительной мере зависит от инновационных процессов в ОПК, которые включают в себя исследовательскую деятельность, разработку и тестирование, оценку рынка, производство и сбыт. Исторически сложилось так, что экспорт товаров оборонно-промышленного комплекса для СССР, а потом и для России был и остается одним из самых важных видов внешнеэкономической деятельности. На сегодняшний момент примерно 40% экспорта российской машинотехнической продукции приходится именно на товары ОПК. [2]
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) крупнейшими поставщиками в 20092013 гг. являются такие страны, как США, Россия, Германия, Китай и Франция. [3] Их доля в мировом объеме экспорта вооружений составила 74%. На Россию приходится около 25%."Россия поддерживала высокий уровень экспорта, несмотря на кризис в своем ВПК после окончания "холодной" войны. В 2009-2013 гг. РФ поставляла вооружения в 52 страны. Самый большой объем пришелся на поставки самолетов Индии в 2013 г."[1]
Но, несмотря на постоянно растущее значение показателей экспорта, на внедрение инноваций в области оборонной промышленности РФ негативно влияет ряд факторов:
• устаревание производственных мощностей на предприятиях, отсутствие достаточного количества средств для обновления предприятий;
• слабое финансирование научно-исследовательской деятельности в области оборонной промышленности;
• снижение притока молодых кадров на предприятия;
• экспортная направленность производства.
Решение вышеописанных проблем является залогом усиления конкурентоспособности продукции ВПК РФ как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Инновации в ОПК в основном являются процессными и продуктовыми. Примером продуктовых инноваций могут послужить различные комплектующие, запчасти и т.д. Процессные же инновации в основном являются реализацией новых идей в области проектирования, обработки и автоматизации.
Для эффективного внедрения инноваций необходима развитая система маркетинга, которая позволяет предприятию проводить анализ рынка, находить новых покупателей и выявлять их потребности. Основываясь на нуждах потребителей, предприятие сможет подойти к разработке и внедрению продукта с нужной стороны. Но на предприятиях оборонно-промышленного комплекса развитие системы маркетинговых отношений не является передовой задачей, что сказывается на результатах их развития и продвижения на рынке. Основными средствами оценки нужд потребителей являются такие традиционные методы, как анализ информации в сети интернет, путем проведения презентаций и т.д.
Факт невысоких темпов разработки и внедрения инноваций на предприятиях ОПК также подтверждается тем, что менее 50% организаций заняты инновационной деятельностью. К примеру, самый высокий процент наблюдается
электронный научно-экономический журнал стр 103
на предприятиях авиационной промышленности - 47,2%. В судостроении этот процент уже гораздо ниже - 19,1 %, а на производстве боеприпасов и химии показатель равен 14,6%.
фгашаац-н Орсанеаци Орэнгацп ЗЕЙЭЦК»« Орган-вгци
цпавктосш грс№1_па«зсБ1 аЬи ч=к грс№1_1лэ«с1и ддосрсигатшл
мя^иыме и сгерижи ш^пв грс№итен-юети
| 1 Толасо грофосше инщи
1 1ТГ.ГШГ. Мф!ЭОТ0ЕЫе | | Гшо сраищшие
а-■ ое (КЁ оцц) ■ И г
| 1". аада п+кеэцм Е11ДЗ 1НШЦИ
—Щтив врташяри ОГК. граввдядо нкваря
Организации ОПК, производящие инновации [4]
Из рисунка видно, что в основном предприятия ОПК заняты в работе над продуктовыми инновациями. 11,5 % организаций, работающих сразу по 4 видам инноваций (производство, маркетинг, персонал, продукты) сосредоточены в области производства боеприпасов и спецхимии. В области судостроения же нельзя выделить ни одно такое предприятие. Вышеописанные данные позволяют отметить тот факт, что комплексный подход к развитию инноваций использует лишь небольшая часть организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Также следует отметить небольшой рост научных предприятий в ОПК. Наибольшее число научных организаций наблюдается в сфере радиоэлектронной промышленности - 50,1 %. В авиастроении и производстве обычных вооружений показатели равняются, соответственно, 49 и 45%. [4]
Подводя итоги, следует отметить, что на предприятиях оборонно-промышленного комплекса РФ инновации успешнее всего разрабатываются и внедряются в областях авиастроения и радиоэлектронной промышленности. Но в целом инновациям на предприятиях ОПК отводят не главенствующую роль. Для активизации разработки и внедрения инноваций на предприятиях оборонно-промышленного комплекса следует рассмотреть решение следующих задач:
• обновление и развитие технологической базы производства;
• привлечение молодых специалистов и обновление кадрового состава предприятий;
• увеличение объемов средств, выделяемых из бюджета на развитие предприятий, а также повышение результативности их использования;
• развитие внутренней научной базы;
• разработка инноваций для привлечения инвестиций;
• модернизация маркетинговых систем анализа рынка, развитие направленности на поиск внутренних заказчиков инновационной продукции.
Предприятиям оборонно-промышленного комплекса также нужно обращать внимание на растущий интерес государства к разработке и внедрению инноваций и грамотно использовать это для стимуляции развития ОПК и привлечения инвестиций.
Список литературы
1. http://vpk.name/news/106956 э1рг1 ээИа I гоээ^ то2д!амИ 8р1эок уе^вЫИ екэро|1егоу оги^уа у mire.html, Портал ВПК РФ.
2. http://arms-tass.su/, статья "В ОПК необходимо создать долгосрочные программы перевооружения".
3. http://www.sIpгI.oгg/yeaгbook/2013 Выпуск ежегодника за 2013 г.
4. "Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России", ФГУП "ЦНИИ "Центр", 2013 г.