Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

ИННОВАЦИИ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИЗМ / УСЛУГИ / HOSPITALITY INDUSTRY / INNOVATION / TECHNOLOGY / TOURISM / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

Развитие информационных технологий и растущая конкуренция на рынке гостиничных услуг обусловливают необходимость активного использования инноваций в деятельности современных отелей. В настоящее время инновации рассматриваются одним из важных конкурентных преимуществ в индустрии гостеприимства. При этом спектр применения инноваций в деятельности гостиничного предприятия достаточно многогранен. Цель исследования состояла в демонстрации использования инноваций в деятельности предприятий гостиничной индустрии. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что ключевыми трендами развития инноваций в гостиничной индустрии являются цифровизация, ресурсосберегающие технологии и защита окружающей среды. Методология исследования базировалась на системном анализе. В статье рассматриваются актуальные сегодняшним реалиям инновации в гостиничной индустрии. Анализ имеющихся разработок и опыта использования инноваций в современных гостиничных предприятиях в России и за рубежом позволили автору уточнить классификацию видов инноваций в гостиничной индустрии. По результатам исследования верифицированы основные проблемы, возникающие в процессе внедрения инноваций в гостиничной индустрии, определены способы их устранения. Область применения: полученные результаты могут использоваться в практической деятельности гостиничных предприятий при модернизации и совершенствовании процесса обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

The development of information technologies and growing competition in the market of hotel services make it necessary to actively use innovations in the activities of modern hotels. Currently, innovation is considered one of the most important competitive advantages in the hospitality industry. At the same time, the range of application of innovations in the hotel enterprise activity is quite multifaceted. The purpose of the study was to demonstrate the use of innovations in the activity of enterprises in the hotel industry. The research hypothesis was based on the assumption that digitalization, resource-saving technologies and environmental protection are the key trends in the development of innovations in the hotel industry. The research methodology was based on system analysis. The article deals with the current realities of innovation in the hotel industry. The analysis of current innovation development and experience in modern hotel enterprises in Russia and abroad allowed the author to clarify the classification of innovations types in the hotel industry. Based on the results of the study, the main problems that arise in the process of implementing innovations in the hotel industry are verified, and ways to eliminate them are determined. The obtained results can be used in the practical activity of hotel enterprises in the modernization and improvement of the service process.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

вопросы инновационной экономики

>

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

инновации в индустрии гостеприимства

Рубцова Н.В. 1

Развитие информационных технологий и растущая конкуренция на рынке гостиничных услуг обусловливают необходимость активного использования инноваций в деятельности современных отелей. В настоящее время инновации рассматриваются одним из важных конкурентных преимуществ в индустрии гостеприимства. При этом спектр применения инноваций в деятельности гостиничного предприятия достаточно многогранен. Цель исследования состояла в демонстрации использования инноваций в деятельности предприятий гостиничной индустрии. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что ключевыми трендами развития инноваций в гостиничной индустрии являются цифровизация, ресурсосберегающие технологии и защита окружающей среды. Методология исследования базировалась на системном анализе. В статье рассматриваются актуальные сегодняшним реалиям инновации в гостиничной индустрии. Анализ имеющихся разработок и опыта использования инноваций в современных гостиничных предприятиях в России и за рубежом позволили автору уточнить классификацию видов инноваций в гостиничной индустрии. По результатам исследования верифицированы основные проблемы, возникающие в процессе внедрения инноваций в гостиничной индустрии, определены способы их устранения. Область применения: полученные результаты могут использоваться в практической деятельности гостиничных предприятий при модернизации и совершенствовании процесса обслуживания.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустрия гостеприимства, инновации, технологии, туризм, услуги

введение

В широком смысле слова под инновациями в гостиничной индустрии понимают новые услуги, продукты, процессы или идеи, а также существующие услуги, процессы и идеи, которые применяются в новых условиях [1] (Vila, Enz, Costa, 2012). Исследователи едины во мнении, что инновации позволяют улучшить качество предлагаемых услуг гостиничных предприятий, повысить производительность труда и удовлетворенность клиентов, получить большую долю рынка и сформировать конкурентное преимущество [2, 3] (Danilenko, Suranova, 2018; Johannesson, Olsen, Lumpkin, 2001). Обзор литературы, посвященной вопросам использования инноваций в сфере туристско-рекреационных услуг, позволяет констатировать широкий спектр направлений научного поиска.

1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия АННОТАЦИЯ:

Innovation in the hospitality industry

Rubtsova N.V. 1

1 Baikal State University, Russia

В частности, теоретические основы инноваций в сфере гостеприимства нашли отражение в работах Джонсона П. [4] (Jones, 1996), Оттенбахера М. [5] (Ottenbacher, 2007), Хьялагера А. [6] (Hjalager, 1997). Роль инноваций в повышении конкурентоспособности гостиничных предприятий освещена в работах [7-10] (Kondratskaya, 2012; Chistyakova, 2011; Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016; Balashova, Popova, 2018). Специфика использования инноваций в индустрии гостеприимства представлена в исследованиях ряда отечественных и зарубежных авторов [11-14] (Ignatev, 2017; Enz, Siguaw, 2003; Orfi la-Sintes, Mattsson, 2009; Rudchenko, 2014).

Вместе с тем анализ изученной литературы позволяет констатировать нерешенность вопроса классификации инноваций в индустрии гостеприимства, существование нескольких разнонаправленных подходов.

Например, Рудченко В.Н. рассматривает инновации в индустрии гостеприимства в спектре четырех классификационных признаков: технологических, институциональных, маркетинговых, управленческих [14] (Rudchenko, 2014).

В работе Игнатьева А.А. представлен достаточно обширный перечень видов инноваций в сфере гостеприимства, однако при этом не выделены объединяющие их характерные признаки или группы [11] (Ignatev, 2017).

ABSTRACT:_

The development of information technologies and growing competition in the market of hotel services make it necessary to actively use innovations in the activities of modern hotels. Currently innovation is considered one of the most important competitive advantages in the hospitality industry. At the same time, the range of application of innovations in the hotel enterprise activity is quite multifaceted. The purpose of the study was to demonstrate the use of innovations in the activity of enterprises in the hotel industry. The research hypothesis was based on the assumption that digitalization, resource-saving technologies and environmental protection are the key trends in the development of innovations in the hotel industry. The research methodology was based on system analysis. The article deals with the current realities of innovation in the hotel industry. The analysis of current innovation development and experience in modern hotel enterprises in Russia and abroad allowed the author to clarify the classification of innovations types in the hotel industry. Based on the results of the study the main problems that arise in the process of implementing innovations in the hotel industry are verified, and ways to eliminate them are determined. The obtained results can be used in the practical activity of hotel enterprises in the modernization and improvement of the service process.

KEYWORDS: hospitality industry innovation, technology tourism, services

JEL classification: L83, о31, Z39 Received: 20.01.2020 / published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Rubtsova N.V. (runatasha210yandex.ru)

CITATION:_

Rubtsova N.V. (2020) Innovatsii v industrii gostepriimstva [Innovation in the hospitality industry ]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 457-466. doi: 10.18334/vinec.10.1.100664

Похомчикова Е.О., Тарханова Е.Г. предлагают укрупненную классификацию, включающую в себя только два признака: «поддерживающие и оптимизирующие производственные процессы» и «направленные на удовлетворение постоянно возрастающих запросов клиентов и позволяющие выстраивать долгосрочные отношения с потребителями услуг» [9] (Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016).

Вместе с тем развитие глобальной сети Интернет и информационных технологий предопределяет появление новых форм и видов инноваций, что объективно требует осмысления их места и роли в инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Цель нашего исследования состояла в демонстрации использования инноваций в деятельности современных предприятий гостиничной индустрии. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что ключевым трендом развития инноваций в гостиничной индустрии являются ресурсосберегающие технологии и защита окружающей среды.

Научная новизна исследования состоит в уточнении классификации видов инноваций в гостиничной индустрии.

Изучение темы инновационной деятельности в гостиничной индустрии подталкивает к выводу, что гостиничные предприятия сами по себе не вовлечены в процесс создания инноваций. По мнению ряда исследователей, разработчиками инноваций для отельного бизнеса, как правило, являются поставщики товаров и услуг, а большинство гостиничных предприятий понимают инновации как приобретение технологий, оборудования, компонентов и материалов у поставщиков [11] (Ignatev, 2017). Вместе с тем в деятельности гостиничного предприятия могут использоваться и инновации, связанные с изменениями организационной структуры, методов и принципов управления, что не предполагает обращения к поставщикам товаров и услуг. Таким образом, представляется целесообразным рассматривать инновации в гостиничной индустрии и в ракурсе источника их происхождения, выделяя внешние и внутренние инновации.

Изучение имеющихся разработок, преследующих цель классификации инноваций в индустрии гостеприимства, позволяет констатировать, что значительное внимание уделяется месту конечного применения инноваций, что справедливо в отношении классификаций, предложенных в работах [9, 11, 14] (Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016; Ignatev, 2017; Rudchenko, 2014).

ОБ АВТОРЕ:_

Рубцова Наталья Владимировна, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, кандидат экономических наук, доцент (runatasha210yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Рубцова Н.В. Инновации в индустрии гостеприимства // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -Том 10. - № 1. - С. 457-466. doi: 10.18334/утес.10.1.100664

Вместе с тем тренды инновационной деятельности в индустрии гостеприимства последних лет в большинстве своем базируются на использовании цифровых технологий, а также реализации идеи защиты окружающей среды, ресурсосбережения и охраны здоровья человека (табл. 1).

Таблица 1

тренды инновационной деятельности в индустрии гостеприимства

направление виды инноваций пример

Цифровизация «Умные» зеркала Гибриды, сочетающие в себе экран телевизора и зеркало. Во время бритья или чистки зубов постояльцы могут смотреть новости, узнавать погоду или заказывать гостиничные услуги с помощью функции консьержа

Беспроводные зарядки для гад-жетов Передача электроэнергии от зарядного «коврика» к устройству (смартфон или наушники)

Интеллектуальное (smart) управление номером «Цифровое» управление температурой в номере, освещением и его мощностью со смартфона

Умные pos-материалы Планшет, смартфон в номере или мобильное приложение отеле, содержащие информацию о часах работы ресторана, меню, ценах на обслуживание в номерах, спа-услуги, экскурсионных маршрутах и достопримечательностях

Звукоизоляция Акустическая технология при производстве окон, позволяющая минимизировать шум с улицы

Доступ в номер без ключа Приложение на смартфоне, позволяющее попасть в номер с помощью вводимого кода

Видеочат с консьержем Общение с консьержами в видеочате или мессенджере в режиме реального времени

Smart-телевиде-ние Телевидение, подключенное к интернету, позволяет постояльцу выбирать любимые потоковые сервисы из каталога приложений

Роботизация Роботизированные консьержи, или батлеры, запрограммированные на выполнение определенных задач (приветствие гостей, предоставление информации об отеле, осуществляемое на нескольких языках) Роботы-трансферы и беспилотные транспортные средства

3D-принтеры Распечатка индивидуальных предметов обихода, одежды, комплектующих

Нейро-программи-рование Программирование сновидений

Виртуальная реальность Использование технологий виртуальной реальности для продвижения гостиничных услуг и досуга постояльцев отелей

Цифровизация внутренних процессов Специализированное программное обеспечение, дисплей, интерактивные киоски, CRM-модули, электронные чек-листы и проч.

Окончание табл. 1

направление виды инноваций пример

Ресурсосберегающие технологии, защита окружающей среды,соци- Сертификация LEED LEED - сокращение от «Лидерство в энергетическом и экологическом дизайне», международный сертификат, характеризующий экологичность здания в целом. Оцениваются такие аспекты, как эффективность использования воды и качество окружающей среды в помещениях

альная ответственность и здоровье человека Использование солнечной энергии Отели могут получать солнечную энергию как благодаря установленным на поверхности здания / прилегающей территории собственным панелям, так и путем приобретения у поставщика «электротоплива»

Экономия воды Использования в ванных комнатах леек с рассеивателя-ми, позволяющими снижать затраты воды, «экономные» стиральные машины, вторичное использование воды (например, сбор дождевой воды для полива растений на территории гостиниц)

Отказ от потребления пластика Отказ от пластиковых соломинок, бутылок, стаканов, одноразовых столовых приборов, украшений для коктейлей, мини-флакончиков с гигиеническими принадлежностями в ванных комнатах (замена на большие дозаторы и диспенсеры)

Датчики движения Использование позволяет экономить электроэнергию

Утилизация отходов Сортировка мусора

«Зеленое» движение Предоставление скидок и дополнительных баллов за отказ от дополнительной уборки номера или замены полотенец и белья

Бра-программы долголетия Бра-программы, направленные не только на восстановление здоровья и жизнедеятельности, но и продлевающие жизнь

Источник: разработано автором на основе [16].

Особое место в инновациях гостиничной индустрии последних лет отводится «зеленым технологиям». При этом реализация идеи защиты окружающей среды происходит не только в аспекте обеспечения комфортных условий для гостей, но и на всех «этапах жизни» гостиничного предприятия: от инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации до капитального ремонта, реконструкции и полной ликвидации.

Одним из наиболее ярких примеров использования «зеленых технологий» является отель JW Marriott в Сингапуре. Навес, закрывающий почти 3 гектара прилегающей к отелю территории, подражает кривой океанской волны. При этом углы наклона алюминиевой структуры разработаны таким образом, что поток воздуха обеспечивает охлаждение территории на 1-2 градуса без использования каких-либо систем кондиционирования. Структура навеса спроектирована для сбора дождевой воды и осна-

щена солнечными батареями, которые помогают осветить фасад здания. Спектральное стекло помогает ограничить инфракрасные волны, которые уменьшают количество тепла, не ограничивая при этом прохождение света, поэтому интерьеры остаются более прохладными без применения затрат на охлаждение [17].

Таким образом, современные реалии инноваций в индустрии гостеприимства в большинстве своем основаны на использовании различного рода технологий: цифровых, ресурсосберегающих, направленных на защиту окружающей среды, социальную ответственность и охрану здоровья человека.

Обобщение имеющихся теоретических подходов и рассмотренная практика использования инноваций в деятельности современных гостиничных предприятий в России и за рубежом позволили уточнить существующие классификации инноваций в гостиничной индустрии, определить следующие классификационные признаки и виды инноваций в индустрии гостеприимства (табл. 2).

Таблица 2

классификация видов инноваций в индустрии гостеприимства

классификационный признак виды инноваций

По месту возникновения Внешние, внутренние

По месту использования Технологические, институциональные, маркетинговые, управленческие

По направленности Регулярные, нишевые, революционные, архитектурные

По содержанию Инновация-продукт, инновация-процесс, инновация в управлении, инновация бизнес-модели

По технологическому содержанию Цифровизация, ресурсосбережение, защита окружающей среды, социальная ответственность, охрана здоровья человека

Источник: составлено автором с использованием [9, 14] (Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016; Rudchenko, 2014).

Вместе с тем внедрение инноваций в деятельность гостиничного предприятия сопряжено с рядом проблем, основными из которых можно назвать:

• боязнь или нежелание руководства и персонала использовать новые технологии;

• неумение руководства и персонала использовать технологии;

• отсутствие контроля за внедрением и использованием новых технологий;

• противоречие технологий устоявшимся процедурам работы;

• непринятие нововведений в процессе обслуживания персоналом гостиничного предприятия.

Пути решения названных проблем заключаются в совместной работе и разделении ответственности поставщика инноваций и руководства гостиничного предприятия осуществлением контроля за эффективным внедрением, настройкой, обучением персонала. Кроме того, руководителям гостиничных предприятий, принявшим реше-

ние внедрить в деятельность организации инновационные технологии, необходимо понимать, что, вероятно, потребуется дополнительное время и ресурсы для полного внедрения инновации в деятельность предприятия, отладки всех рабочих процессов.

заключение

Современные тренды инновационной деятельности в гостиничной индустрии обусловливают уточнение существующих теоретических разработок. В статье уточнена классификация видов инноваций в гостиничной индустрии, верифицированы основные проблемы, возникающие в процессе внедрения инноваций, и определены способы их устранения. Полученные результаты могут использоваться в практической деятельности гостиничных предприятий при модернизации и совершенствовании процесса обслуживания.

ИСТОЧНИКИ:

1. Vila M., Enz C., Costa G. Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry // Cornell

Hospitality Quarterly. - 2012. - № 1. - p. 75-85.

2. Даниленко Н. Н., Суранова О. А. Услуги индивидуальных средств размещения как

объект исследования // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 2. - с. 31-37.

3. Johannesson A., Olsen B., Lumpkin G. T. Innovation as newness: what is new, how new, and

new to whom? // European Journal of Innovation Management. - 2001. - № 1. - p. 20-31.

4. Jones P. Managing hospitality innovation // Cornell Hotel and Restaurant Ad-ministration

Quarterly. - 1996. - № 37. - p. 86-95.

5. Ottenbacher M. C. Innovation management in the hospitality industry: Different strate-

gies // Journal of Hospitality & Tourism Research. - 2007. - № 31. - p. 431-454.

6. Hjalager A. M. Innovation patterns in sustainable tourism - an analytical typolo-gy //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tourism Management. - 1997. - № 1. - p. 35-41.

7. Кондрацкая Т. А. Рекреационные услуги в Иркутской области // Известия Иркутской

государственной экономической академии. - 2012. - № 6. - c. 140-143.

8. Чистякова О. В. Влияние инновационных процессов на конкурентоспособ-ность

организации // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2011. - № 2. - c. 87-91.

9. Похомчикова Е. О., Тарханова Е. Г. Информационные технологии в сфере обслу-

живания как направление инновационной деятельности (на примере индустрии гостеприимства) // Baikal Research Journal. - 2016. - № 3. - c. 14.

10. Балашова М. А., Попова Ю. С. Инновационное развитие российской экономики: самостоятельный путь или кооперирование // Baikal Research Journal. - 2018. -№ 3. - c. 9.

11. Игнатьев А. А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. - 2017. -№ 4. - c. 28-35.

12. Enz C., Siguaw J. Innovations in hotel practice // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quartely. - 2003. - № 5-6. - p. 115-123.

13. Orfi la-Sintes F., Mattsson J. Innovation behaviour in the hotel industry // Omega - The International Journal of Management Science. - 2009. - № 2. - p. 380-394.

14. Рудченко В. Н. Инновации в туризме и построение подхода по их оценке // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2014. -№ 4. - c. 60-69.

15. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса. / учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2010.

16. Ключевые гостиничные тренды в 2020 году. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.frontdesk.ru/article/klyuchevye-gostinichnye-trendy-v-2020-godu ( дата обращения: 15.01.2020 ).

17. «Зеленые» технологии в индустрии гостеприимства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontdesk.ru/article/zelenye-tehnologii-v-industrii-gostepriimstva ( дата обращения: 15.01.2020 ).

REFERENCES:

Balashova M. A., Popova Yu. S. (2018). Innovatsionnoe razvitie rossiyskoy ekonomi-ki: samostoyatelnyy put ili kooperirovanie [Innovative Development of Russian Economy: Independent Way or Cooperation]. Baikal Research Journal. (3). 9. (in Russian).

Chistyakova O. V. (2011). Vliyanie innovatsionnyh protsessov na konkurentosposobnost organizatsii [The impact of innovation processes on the competitiveness of the organization]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (2). 87-91. (in Russian). Danilenko N. N., Suranova O. A. (2018). Uslugi individualnyh sredstv razmeshcheniya kak obekt issledovaniya [Services of individual accommodation facilities as an object of study]. Business. Education. Law. (2). 31-37. (in Russian). Enz C., Siguaw J. (2003). Innovations in hotel practice Cornell Hotel and Restaurant

Administration Quartely. (5-6). 115-123. Fedtsov V. G. (2010). Kultura restorannogo servisa [Culture of restaurant service] (in Russian).

Hjalager A. M. (1997). Innovation patterns in sustainable tourism - an analytical typology Tourism Management. (1). 35-41. Ignatev A. A. (2017). Innovatsii v turizme kak effektivnyy metod povysheniya urovnya konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Innovations in tourism as an effective method of increasing the level of tourism product competitiveness]. Horizons of the economy (Gorizonty ekonomiki). (4). 28-35. (in Russian).

Johannesson A., Olsen B., Lumpkin G. T. (2001). Innovation as newness: what is new, how new, and new to whom? European Journal of Innovation Management. (1). 20-31.

Jones P. (1996). Managing hospitality innovation Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. (37). 86-95.

Kondratskaya T. A. (2012). Rekreatsionnye uslugi v Irkutskoy oblasti [Recreational services in the Irkutsk region]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (6). 140-143. (in Russian).

Orfi la-Sintes F., Mattsson J. (2009). Innovation behaviour in the hotel industry Omega - The International Journal of Management Science. (2). 380-394.

Ottenbacher M. C. (2007). Innovation management in the hospitality industry: Different strategies Journal of Hospitality & Tourism Research. (31). 431-454.

Pokhomchikova E. O., Tarkhanova E. G. (2016). Informatsionnye tekhnologii v sfere obsluzhivaniya kak napravlenie innovatsionnoy deyatelnosti (na primere industrii gostepriimstva) [Information technologies in services sector as a direction line of innovation activity (in the context of hospitality industry)]. Baikal Research Journal. (3). 14. (in Russian).

Vila M., Enz C., Costa G. (2012). Innovative Practices in the Spanish Hotel Industry Cornell Hospitality Quarterly. (1). 75-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.