Научная статья на тему 'Инновации в художественно образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX-XXI вв'

Инновации в художественно образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
645
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молчанова Лилия Анатольевна

Рассматривается влияние смены культурных эпох в России на рубеже XX-XXI вв. на создание новых художественных образов в живописи алтайских художников, дается определение понятия инноваций в живописи. Подробно освещено творчество художников Алтайского края, работающих в нетрадиционной манере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в художественно образном содержании живописи алтайских художников рубежа XX-XXI вв»

Л.А. Молчанова

ИННОВАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО ОБРАЗНОМ СОДЕРЖАНИИ ЖИВОПИСИ АЛТАЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ РУБЕЖА ХХ-ХХ1 вв.

Рассматривается влияние смены культурных эпох в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. на создание новых художественных образов в живописи алтайских художников, дается определение понятия инноваций в живописи. Подробно освещено творчество художников Алтайского края, работающих в нетрадиционной манере.

На рубеже ХХ и ХХ1 вв. в России возник жесточайший кризис, затронувший буквально все стороны человеческого существования. Этот кризис в силу своих психологических особенностей художники ощутили раньше и острее. В границах хронологически очень сжатого периода совершался процесс обновления как самой действительности, так и духовного мира художника; действительность открывала ему свои неведомые ранее стороны и новые аспекты их восприятия; складывалось новое художественное видение и мышление, с чем неразрывно был связан противоречивый процесс эстетического становления. Рассмотрение искусства этого времени через произведения изобразительного искусства, через творческую личность художника, его мировосприятие и переживание им своей эпохи - один из важнейших путей постижения самого эстетического развития этого времени.

Процессы перехода к новым социально-экономическим отношениям затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще имеют нетрадиционные формы выражения. Изменения, произошедшие в России в конце ХХ-ХХ1 вв., связанные с технологическими, информационными процессами, повлекли формирование нового художественного сознания общества. В живописи это проявилось инновациями как в форме, так и в содержании произведений.

Художественный образ в последние десятилетия трансформировался. Постмодернистское искусство попыталось найти предмет художественного вдохновения не в человеке, а в мире обыденных предметов. Классические художественные образы были подвергнуты «интенсивной фрагментации».

Процесс фрагментации художественной картины мира неминуемо привел к потере смысловых ориентиров. Современные художественные образы перестали выполнять свои генетические функции, что приводит общество к негативным последствиям. Человек перестал черпать из символического мира художественных образов необходимые смыслы и чувства. Человечество вступило в третье тысячелетие. Этот глобальный временной рубеж на ближайшие годы автоматически стал самым существенным, новейшим и неповторимым опытом, который составил часть ныне живущих поколений. Не всем выпадает пережить слом столетий, и уж тем более тысячелетий. И сам по себе этот факт завораживает. В сознании современного человека теперь утверждается мысль, что в жизни произошла неизбежная перемена.

Для России характерен окончательный разрыв с советской реальностью. Советский уклад стал легендой, превратился в некое завлекательное прошлое. В советское прошлое теперь можно играть без особой рефлек-

сии, покаяния, ненависти или особой любви и ностальгии, потому что современность уверовала, что окончательно оторвалось от прошлого.

Проблема новаторства - наиболее кардинальная в развитии искусства вообще, независимо от исторического периода. В эпохи переломные, и тем более такую, как конец ХХ - начало ХХ1 в. в России, эта проблема вбирает в себя важнейшие эстетические вопросы, решение которых связано не только с современным этапом, но и с будущим. Новое ощущение художника в современном мире, вытекающее из коренной ломки всех установлений и представлений социального, онтологического и психологического порядка, выразилось в поисках новых способов выражения.

Искусство конца ХХ - начала ХХ1 в. невозможно изучить, не дав при этом определение инновации. Инновация в искусстве - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное художественное решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в искусстве. Соответственно, процесс осуществления инноваций называется инновационной деятельностью. Она охватывает создание и внедрение новых технологических приемов при создании художественного произведения, новых предпочтений человека в духовной сфере.

Инновации в живописи по своей природе имеют два начала:

1. Потребность общества в изменении выражения настроений, взглядов современного человека - эволюционное начало.

2. «Изобретательство», т.е. интеллектуальная деятельность человека по созданию новой формы художественного произведения. При этом часто потребности в таких новых формах художественных произведений отсутствуют в обществе, но затем они возникают (к примеру, искусство импрессионистов в начале было воспринято обществом как некий вызов, а затем стало восприниматься неотъемлемой частью культуры). Это начало можно назвать революционным.

Если же рассматривать инновацию как средство ухода от штампа, как возможность создания своей игры с различной интерпретацией ее законов, можно далее соединить эту ирреальность с реальностью. Инновация - это желание познать непознанное, передать непередаваемое, ощутить неощущаемое, в таком виде вольнодумство - это двигатель творческого процесса.

В 1997 г. в выставочном зале Союза художников Алтайского края состоялась первая выставка профессионального изобразительного искусства нетрадиционных направлений под названием «Алтай - авангард». В этой выставке приняли участие Лариса Пастушкова, Александр Гнилицкий, Александр Андрусенко, Люд-

мила Кульгачева, Владимир Каминский, Сергей Дыков и др. В 1999 г. прошла вторая выставка под названием «Левый берег Алтая».

Художники «нетрадиционной» ориентации в Барнауле на протяжении конца ХХ в. создавали творческие объединения. Считается, что отправной точкой этих объединений является выставка в ТЮЗе (1987 г.), в которой приняли участие художники Карпов, Эсау-ленко, Чеканов, Серхин, Маркин, Суслов, Метелица. Ими было создано и одно из первых объединений под названием «Рыба». Через десять лет была создана «Темная галерея». Из «манифеста» новых галерейщи-ков: «В отличие от существующих на Алтае приоритетных направлений традиционного искусства, массовой культуры и салонно-коммерческого искусства «Темная галерея» выработала свой неповторимый стиль, заключающийся в пропаганде современного искусства, состоящего из множества «измов» и еще в начале XIX века принятого на всех континентах нашей планеты» [1].

Еще одно творческое объединение «Номады», в которое вошли не только алтайские художники, но и художники из Кемерова, Новосибирска, Томска. Впрочем, как признают сами художники, место прописки для них не имеет большого значения. Первая выставка творческого объединения «Номады» состоялась в 2000 г. Как считают создатели этого объединения, художник - это «номад», кочевник, который, в отличие от когда-то существовавших исторически кочевников, зависящих от своих стад, пастбищ и времен года, ни от чего не зависит. Такой художник должен свободно перемещаться по разным культурным и временным ценностям, приобретая как можно больше нужных и полезных «товаров», и максимально пичкать ими свой творческий потенциал. Леонтий Зыбайлов, один из основателей этого творческого объединения, искусствовед, художник, писал о том, что искусство на рубеже тысячелетий напоминает номаду, «которое свободно перемещается в пространстве мировой культуры и включает в свой творческий «арсенал» художественные ценности всех времен и народов. Существуя в ситуации избытка означающих, художественные практики становятся подчеркнуто интертекстуальными, нелинейными, гетерогенными. В визуальных искусствах сосуществуют коды различных и часто далеких друг от друга во времени и пространстве культур. Пересекаясь между собой, вступая в сложные и экзотические отношения, графические и хроматические коды, а также знаки, утратившие свои значения, живут без оглядки на тот или иной доминировавшийся в прошлом канон или центр» [2].

Один из основателей объединения «Темная галерея» - Александр Карпов. Его работы можно отнести к сюрреализму (но больше всего подойдет название фантастический реализм): ветви, вырастающие из музыкальных инструментов, нарастающее движение - полет птиц, колыхание света, свечей, мерцание теней. Привычные предметы обретают в его работах неожиданное значение. Так, в работе «Белое море» вода из опрокинутого кувшина растекается по столу и превращается в море, на волнах которого качается шхуна, а драпировка окутывает птицу и сама готова взмахнуть крылом. Его

работы выстроены на ассоциациях, в каждой из которой скрыт смысл.

Рождение массы новых теорий, открытий разрушило целостную систему, в которой все имело бы свое место, ту целостную картину, которая была общим мироощущением. Религия на протяжении многих веков давала такое общее мироощущение. Потом ей попытались противопоставить материалистическое миропонимание, которое какое-то время и в самом деле было практически всеобщим. Теперь его потеснил широкий интерес к мистическим учениям на самом разном уровне: от традиционных религий до колдовства и шаманизма. Кризис современного мира - это обоюдный кризис как традиции, так и модернистского мировоззрения. Внедрение различных мистических учений, восточных духовных практик в постмодернистскую цивилизацию - процесс парадоксальный, но он определен нынешним духовным состоянием общества. И это связано не только с экологической, а прежде всего с духовной катастрофой. Сегодня человек как никогда отчужден от плодов своего труда, от природной и общественной среды. Основная масса людей живет в урбанизированных комплексах, а наиболее прогрессивная их часть с естественным миром, помимо своего тела, не сталкивается вовсе. «На улицах больших городов, в гуле машин, громадах стеклобетона и бликах слепящих реклам мечется один представитель биоты на земле - и растений, и животных - человек» [3. С. 5].

Обращение к мистике, ангелам, осмысление религиозных учений характерно для алтайских художников. Так, Леопольд Романович Цесюлевич в картине «Встреча в пустыне» изобразил странника. «С этой картиной связана история», - рассказывает автор. «Я жил в Бируле у вертолетчиков. Писал этюд. Местность пустынная. И вдруг в конце тропы я увидел человека. И сразу мысль: а вдруг это Христос идет. Он на меня посмотрит и прочтет мои мысли. «Пойдешь ли ты со мной?» - задаст вопрос. И переживания в эти минуты были настолько яркие, что я решил написать странника» [4. С. 91]. Странник изображен на картине как некое эфемерное существо, он весь прозрачен и кристально чист. Этот образ вмещает в себя философию чистоты помыслов, высокие нравственные категории.

Художник Анатолий Молчанов в произведении «Я пришел дать вам меч» выражает тему нравственного опыта при помощи сопоставления теплых и холодных цветовых тонов. Эта работа больше всего схожа с музыкальным произведением. В круге заключен пророк, в руках которого меч, разделяющий круг на две части. Пророк написан белилами, сквозь которые проступает золотистый цвет круга. Это изображение пророка похоже и на изображение плода, находящегося в чреве матери. Получается соединение прошлого и настоящего, зарождение жизни и ее конец.

Современный художник в своих работах создает некую волшебную страну, в которой все реально, но и нереально одновременно, населяя ее фантастическими образами. Наступившую эпоху ХХ1 в. можно назвать протоангелической. Человек в современном мире имеет возможность делать то, что в Средневековье приписывалась ангелам - он может передать на расстоянии мысль, изображение, голос, перемещаться в простран-

стве со скоростью ветра. Некоторые ученые даже предсказывают, что и физиологически человек сможет видоизмениться, превратиться в ангелоида, ангелоподобное существо.

К художественному образу ангела обращаются и художники Алтайского края. Так, художник Валерий Октябрь создал целую серию работ, посвященную жизни ангелов, они у него разгуливают по городу («Гуляющий»), отдыхают, переживают муки отверженности («Отверженный»), есть ангелы, которые отражают состояния природы («Ангел дождя»). «Ангел сомнения» Виолетты Метелицы наивен, лучист. Работа похожа на рисунок ковра. Рядом с ангелом изображен лукавый кот, да и сам ангел уж как-то лукаво улыбается. Несмотря на крылья за спиной, ангел Виолетты Метелицы больше похож на ребенка. Ангелы Никодима Лейбгама также приземлены. Они как будто живут среди нас, художник наделяет их свойствами, присущими нам, людям. Они ходят на работу, забывают свои крылья, снимают и надевают свой ангельский наряд, размышляют о бренности жизни, закуривая сигарету с другом. Но при этом ты понимаешь, они, ангелы, все же отличаются от нас прежде всего свободой.

Увлечение шаманизмом, восточными учениями нашло свое отражение и в творчестве художников Алтайского края.

О Сергее Дыкове говорят, что он «шаман, однако». Он в своих работах часто прибегает к образу шамана. При этом он выражает его как человека, который осуществляет некую связь между Богом и человеком. Художник издревле считался таким же посредником, поэтому, возможно, этот образ так близок для него.

Художник Анатолий Молчанов в своей работе «Будда» обращается не столько к восточной тематике, сколько к пониманию им духовных восточных традиций. В центре картины изображен молодой Будда в позе лотоса, которая на Востоке считается наиболее удобной для медитаций. Он изображен символично, как бы находясь в некой радужной цветовой воронке. От этой работы исходит мощная энергетика, какой-то особой пластикой художник передает свое отношение к медитации и восточным практикам.

Сегодня мы являемся свидетелями и соучастниками неожиданной встречи Запада и Востока. В этой встрече, конечно, есть кое-что от поверхностной и безумной моды. Нередки попытки подчинить восточную мудрость «опредмечеванию» действительности в чисто западном вкусе, поставить ее на службу модернисткой индустрии зрелищности. Увлечение восточным искусством, духовными практиками, образами Востока, его колоритом выразилось в работах алтайских художников. Причем каждый художник в зависимости от выбранного им способа отражения выразил это по-своему. Так, Сергей Дыков, Лариса Пастушкова, Елена Пагель, Виолетта Метелица применили пластику орнамента, включили элементы архаики в свои произведения. А художница Елена Волкова использовала саму технику японской графики и живописи в своих произведениях. Художники, работающие на грани реалистической живописи и нетрадиционной - философской живописи: Леопольд Цесюлевич, Анатолий Молчанов, Юлия Кикоть, Любовь Норгелене, Юрий Бралгин, об-

ращаясь к восточной тематике, применили элементы декоративности, яркой колоритной живописи, условности и символичности языка пластики.

Мир корпоративной культуры, необходимости играть какие-то навязываемые роли, потеря человеком своего «я», смена масок, окружающий мир становится похож на декорации сериальных фильмов - все это находит свое отражение в произведениях алтайских художников. Они применяют не только декоративный подход, театральную пластику в изображении, в их творчестве прослеживается некий излом, часто игра образами несет не желание эстетики, прекрасного, а подчеркивание одиночества человека в этом мире.

Так, в творчестве Галины Лаптевой часто появляются клоунские маски, маски шутов. Линия гротескна и плавна, ломает форму и подчеркивает детали. Но сложность цветовых ощущений заставляет линию набирать объем и углублять пространство.

Художник Валерий Октябрь в картине «Маска» размышляет о том, что все мы носим маски, но что же с нами будет, если мы их снимем? Не попадем ли мы в черную пропасть? Причем его маска больше похожа на посмертную маску человека, а пропасть похожа на разлом.

Пародийность и ироничность художественного мышления выразилась очень ярко в творчестве Юрия Иванова, Анатолия Молчанова, Владимира Каминского. Тематические работы, портреты художника Юрия Иванова всегда отличает добрая ирония. Даже автопортрет он пишет с этой же иронией. Его работы похожи на стихи о чем-то веселом в обыденной жизни. Такое впечатление, что смотришь на его персонажей при помощи какой-то призмы, характер их виден в деталях внешнего облика. При этом эти внешние детали часто можно найти и у себя, они точно подмечены, поняты и показаны художником. Часто он обращается к образу маргиналов. Художник Владимир Каминский в своих работах применяет ироничный эпатаж. Так, солнце он изображает в виде аппетитной глазуньи, а в картине «Торжественный вечер, или Портрет жениха» прилепляет настоящие туфли. В картине «Семья» Анатолия Молчанова как будто с иронией рассказана повседневная жизнь одной современной сельской семьи, в которой каждый занят собой. Проблема личности в условиях постинформационной, постсоветской, постиндустриальной действительности, судьба человеческого в человеке - вот что скрывается за иронией в работах этих художников.

Обращенность в прошлое выразилась у алтайских художников увлечением архаикой: орнаментом, применением различных мифологических образов в живописи. Это особенно характерно для творчества художников творческого объединения «Номады»: Сергея Дыкова, Ларисы Пастушковой, Виолетты Метелицы, Юлии Кикоть, Елены Булатовой (Пагель).

В алтайской живописи рубежа веков происходит процесс синтеза архаического и суперсовременности, стремление установить гармонию между индивидуальным и коллективным, между микрокосмосом и макрокосмосом, между Человеком и Вселенной, при этом каждое произведение искусства содержит множество виртуальных миров. «Каждый крупный художник ХХ в. будет, по сути дела, творцом особого мира обра-

зов, как правило, соотнесенного с реальностью отнюдь не по принципу подобия (принцип мимезиса) и не посредством общезначимой символики, а при помощи своего сугубо индивидуального художественного (живописного) языка, рожденного невиданной прежде свободой творческого «я»» [5. С. 12]. Обращение к мифам, сновидениям, различным архетипам, мечтам и фантазиям рода человеческого характерно для творческой личности в условиях информатизации. Конечно, и в прежние эпохи были творцы, запечатлевшие на холстах, в поэмах, скульптуре свои видения и фантазии. Таков Брейгель, таковы Эль Греко и Данте. Но в условиях информационной общности происходит некий

поворот в культуре, охватывающий разные области и сферы.

Итак, типичными чертами многообразных художественно образных инноваций в алтайской живописи рубежа ХХ-ХХ1 вв. являются прежде всего:

- синтез различных стилей, методов;

- обращение к религиозной мистической тематике;

- создание идеальных, волшебных образов, которые показывают проблемы современного человека;

- обращенность в прошлое;

- стремление к театральности, пародийность и ироничность художественного мышления, изменение смысла обыденных вещей и превращение их в артефакт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Келлер Н. «Детей подземелья» все больше // Вечерний Барнаул. 1997. 12 июля: фото.

2. Номады - кочевники по культурам разных стран и народов. Выставка. Живопись. Инсталляция. Керамика (альбом с репродукциями, каталог

выставки). Барнаул: Арт-группа, 2006. 20 с.

3. КутыревВ. Прогресс или возвращение к вечному? // Москва. 1998. № 9. С. 3-39.

4. Норгелене Л. «Алтай-Арт» // Барнаул для вас. 2001. N° 1(3). С. 25, 58, 90-93.

5. Батракова С.П. Язык живописи авангарда и миф // Западное искусство XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 76 с.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 20 февраля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.