■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU
ИССЛЕДОВАНИЯ Ж
Инновации в химической, нефтехимической и газохимической промышленности России
С.А. Заболотский, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
В ситуации кризиса большинство предприятий химического комплекса единственно возможной стратегией считает выживание. Однако необходимо осознавать, что именно в период полной неопределенности кризис дает шанс сделать серьезный стратегический шаг. В этой ситуации антикризисные программы должны быть направлены на источники инновационного развития предприятий. В постоянно меняющихся рыночных условиях для поддержания рентабельности своего бизнеса и просто ради сохранения своих доходов многим химическим компаниям недостаточно полагаться только на существующие товары и технологии. Предприятие, в перспективе рассчитывающее на сохранение своей доли рынка и прибыли, должно постоянно обновлять предложение, которое включает всевозможные действия по разработке новой продукции и технологий.
у ■ ля выявления перспектив
І I химического комплекса
/ I России следует сравнить ре/ Д зультаты научно-исследова-тельскои деятельности российских и зарубежных химических компаний, что, на наш взгляд, полезно для ясного представления эффективности инновационной деятельности. В настоящей работе вкратце приводятся различия между качественной составляющей инновационного развития российского и зарубежного химического комплекса.
Необходимо определить, какие факторы внутренней и внешней среды влияют на инновационную деятельность российских химических предприятий. В качестве меры, определяющей инновационную активность предприятия, в работе использовались следующие показатели: доля затрат на НИОКР в себестоимости, доля затрат на НИОКР в выручке, количество заявок на патенты, подаваемые предприятием. Учитывались только те патенты, которые получены по изобретениям. Патенты на товарные знаки и промышленные образцы при анализе во внимание не принимались. При анализе в составе первого раздела балансовой отчетности предприятия учитывалось наличие «нематериальных активов», и в дальнейшем данный показатель использовался для оценки инновационной активности предприятия.
Важно определить приоритетные направления инвестиционного и инновационного развития российских химических компаний на ближайшую перспективу.
В работе анализировались статистические данные рейтингового агентства «Эксперт» [1], консалтингового агентства «БизнесИнфоРесурс» [2], а также квартальные отчеты 60 крупнейших предприятий РФ. Использован также второй массив данных, который включает информацию о производственно-экономической деятельности 50 крупнейших
РОССИЙСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНВЕСТИРУЮТ СУЩЕСТВЕННО МЕНЬШЕ СРЕДСТВ В НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ, ЧЕМ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
химических компаний США, Канады, стран ЕС, Японии [2]. Выборка смещена относительно генеральной совокупности в сторону крупных по масштабам предприятий, что в полной степени отвечает нашим задачам, поскольку именно для такого типа предприятий вопросы технологического переоснащения и повышения инновационной составляющей являются наиболее актуальными.
НИОКР в России и за рубежом
Первое, что можно отметить, — российские химические предприятия инвестируют существенно меньше средств в научные исследования и разработки, чем иностранные компании. В среднем по выборке среди российских химических комплексов уровень расходов на НИОКР в 2007 году составлял примерно 0,28% от валовой выручки, в то время как средний показатель по развитым странам составляет 3,7%. Доля затрат на НИОКР в себестоимости выше, чем доля затрат на НИОКР в выручке по некоторым странам, т.к. анализировался средний показатель по предприятиям. Тем не менее, темпы роста данных показателей в последние годы показывают, что и у российского химического сообщества постепенно появляется осознание необходимости повышения уровня расходов на НИОКР для обеспечения конкурентоспособности своей продукции (см. табл. 1).
Среди проанализированных российских предприятий 11% не осуществляли научно-техническую деятельность более 15 лет. Это может
ТАБЛ. 1.
ДОЛЯ РАСХОДОВ НА НИОКР В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Страны 2004 2007 средний темп
год год прироста 2004-2007
США доля НИОКР в выручке 2,8 3,1 3,3
ЕС доля НИОКР в выручке 4,6 4,7 0,5
Канада доля НИОКР в выручке 8,6 5,8 -12,1
Япония доля НИОКР в выручке 3,0 3,2 2,4
Развитые страны доля НИОКР в выручке 3,7 3,7 -0,2
Россия доля НИОКР в выручке 0,25 0,28 3,8
Источник: Chemical & Engineering News
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 37
Ж ИССЛЕДОВАНИЯ
РИС. 1. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОХОДНОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ_____________________________________
-10 О 10 20 30 40 50
Рентабельность продаж, %
РИС. 2. ДОЛЯ РАСХОДОВ НА НИОКР У НЕЗАВИСИМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В 2007 ГОДУ
интегрированные предприятия
холдинги
РИС. 3. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ У НЕЗАВИСИМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР В 2007 ГОДУ
интегрированные предприятия
холдинги
быть объяснено тем, что данные химические предприятия пользуются инновационными разработками, полученными другими бизнес-единицами холдингов, составным элементом которых они являются.
Анализ темпов изменения затрат на научные исследования и разработки среди компаний, проводящих научные исследования и разработки, показывает, что почти 2/3 компаний (>65%) ориентированы на рост инновационной активности. При этом следует отметить, что те компании, которые осуществляют НИОКР собственными силами, также занимаются и аутсорсингом, т.е. заказывают НИОКР сторонним организациям. В ходе анализа не выявлено значимых различий средних значений показателей рентабельности между химическими
предприятиями, осуществляющими и не осуществляющими инновационную деятельность. Среди предприятий российского химического комплекса взаимосвязь между долей инвестиций в НИОКР и показателями эффективности также не обнаружена. Это может свидетель-
ВЕРТИКАЛЬНАЯ И (ИЛИ) ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЫНКАХ, ЧТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СНИЖЕНИЮ КОНКУРЕНЦИИ И, СООТВЕТСТВЕННО, СНИЖЕНИЮ
затрат на инновационную
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ствовать о том, что существующие показатели экономического роста в России базируются на экстенсивном наращивании производства, что, в свою очередь, означает, что рост инновационной активности в целом не подкреплен ростом внедрения достижений.
В то же время проведенный анализ иностранных предприятий показал, что уровень расходов на НИОКР тесно коррелирует с окупаемостью инвестиций (return on investment (ROI)) — 0,584(001)*. Кроме этого, доля расходов на НИОКР имеет еще более сильную корреляционную связь с рентабельностью предприятий (653 (001)), см. рис. 1.
Вертикальная и горизонтальная интеграция
Вертикальная и (или) горизонтальная интеграция может вызывать концентрацию рыночной власти на соответствующих рынках, что, в свою очередь, может привести к снижению конкуренции и, соответственно, снижению затрат на инновационную деятельность. Вертикальная и (или) горизонтальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть по сравнению с независимыми неинтегрированными предприятиями. Вертикально и (или) горизонтально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, которые могут быть объяснены в рамках технологического подхода, т.е. снижением затрат благодаря объединению производства разных продуктов, объединению маркетинговых служб и, самое главное, получению синергического эффекта от объединения опыта в сфере НИОКР и сокращения общих затрат на НИОКР.
Предприятие, находящееся в холдинговой структуре, может пользоваться изобретениями и рационализаторскими разработками другого предприятия, входящего в этот холдинг. Это может отчасти объяснять отсутствие корреляции между рентабельностью предприятий и долей вложений в НИОКР, упомянутой выше.
Значимые различия средних значений, например для производителей удобрений, показывают, что горизонтально интегрированные структуры существенно меньше средств
* В скобках приведена значимость корреляционной связи
38 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009
ИССЛЕДОВАНИЯ Ж
РИС. 4. СТРУКТУРА СБЫТА ПРОДУКЦИИ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ВИДАМ ДИСТРИБЬЮЦИИ
■■ Прямые продажи 29%
■■ Независимые посредники 30,18%
■■ Собственная сеть сбыта 8,2%
Контролируемая сеть сбыта 16,72%
™ Другие 16,05%
тратят на НИОКР. При этом опережают независимые компании по рентабельности активов (рис. 2 и 3).
Из рис. 2, 3 видно, что горизонтальная интеграция предприятий, выпускающих продукцию со схожими признаками, может способствовать объединению НИОКР и снижать общие затраты на НИОКР Это хорошо когда предприятия пользуются эффектом синергии от использования объединенных служб НИОКР или опыта в НИОКР. Особую тревогу при этом вызывает то, что под видом установления вертикальных и горизонтальных связей на определенных рынках может происходить промышленный сговор и, как следствие, снижение интенсивности конкуренции. Зачем разрабатывать новый продукт или технологию, инвестируя огромные средства в инновации, если можно пользоваться другими конкурентными преимуществами. Например, для продуцентов азотных удобрений это относительно дешевое газовое сырье. Группа предприятий, может использовать монопольную власть, что создаст ей достаточную степень независимости от конкурентов в течение длительного времени и позволит не увеличивать расходы на НИОКР.
Сбыт продукции
Анализ структуры сбыта продукции показал, что наиболее распространенный вид реализации продукции через прямые продажи (29% предприятий выборки), сбыт через контролируемую торговую сеть — 17% и около 8% предприятий также реализуют свою продукцию посредством собственных сетей сбыта. Примерно 30% реализуют через независимых посредников, 16% — через другие виды сбыта (рис. 4).
При этом некоторые предприятия используют одновременно несколько видов сбыта продукции. При этом наиболее конкуренто-
способны те предприятия, которые используют систему сбыта продукции через собственную и контролируемую сеть дистрибьюторов. Предприятия, реализующие химическую продукцию посредством контролируемых и собственных сетей сбыта продукции, показывают в среднем в 1,3 раза большую рентабельность продаж, чем те, что реализуют продукцию через независимых посредников, и в 1,1 раза большую по сравнению с остальными видами продаж (агентские договоры с другими компаниями, договоры процессинга, давальческие схемы и т.п.).
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 39
Ж ИССЛЕДОВАНИЯ
ЧАСТО ХИМИЧЕСКИЕ КОМБИНАТЫ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПРОДУКТОПРОВОДАМИ. ГРУБО ГОВОРЯ, В ЭТОМ БИЗНЕСЕ ВСЕ ДРУГ ДРУГА ЗНАЮТ, КТО КОМУ ЧТО РЕАЛИЗУЕТ
Например, если рассматривать, нефтехимическую отрасль в реальной хозяйственной практике, связанной с технологическими особенностями производства, транспортировки и сбытом нефтехимической
продукции, заметно, что центры нефтехимии территориально приближены к центрам нефтепереработки, транспортно-энергетической инфраструктуре, крупным источникам водоснабжения. В этой сфере сформировалась достаточно жесткая структура производства и существуют серьезные ограничения на транспортировку и реализацию продукции. Часто химические комбинаты связаны между собой продуктопроводами. Грубо говоря, в этом бизнесе все друг друга знают, кто кому что реализует.
РИС. 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ДОЛЕЙ СБЫТА ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННЫЕ И КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СЕТИ И ДОЛЕЙ НИОКР В ВАЛОВОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
О 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2
Средняя доля НИОКР в затратах в 2004-2007 гг.
Но по мере углубления переработки возникает конечный продукт, который уже так не привязан к потребителю, к примеру, минеральные удобрения. Производитель удобрения получает аммиак по трубопроводу и производит из него продукцию, которую он должен реализовать. И здесь в современных жестко конкурентных реалиях мировой экономики именно создание товаропроводящей сети является принципиальным залогом успешности и эффективности ведения бизнеса. К примеру, компания «Акрон», производящая удобрения, в свое время скупила торговую сеть сбыта удобрений в Китае, тем самым в несколько раз улучшив свои экономические показатели. Химические, газохимические и нефтехимические комбинаты, которые стремятся выпускать инновационную продукцию глубокой переработки, также стараются реализовать свою продукцию и через собственные и контролируемые сети сбыта.
Поэтому важным фактором эффективности инновационной деятельности является тип рынков, на котором работает предприятие, так как различные рынки нуждаются в различной степени продвижения товара. Особенно велико различие между рынками промышленных и потребительских товаров. При этом важно понимать, что выход предприятия, традиционно работающего на промышленном рынке, которое производит, к примеру, полипропилен (сырье для пластмассовых изделий), на рынок потребительских товаров, например рынок экструзионных изделий из полипропилена, требует увеличения сбытовых издержек и создания разветвленной сбытовой сети. Здесь инновации и создание сбытовых сетей носят взаимодополняющий характер. Высокий уровень ориентации на потребителя повышает интенсивность технологических инноваций. Выстраивание сбытовых сетей и помогает лучше взаимодействовать с конечным потребителем и, ориентируясь на его потребности, разрабатывать или совершенствовать продукцию выпускаемую предприятием (рис. 5).
Правильная организация собственной или контролируемой дилерской сети позволяет в итоге охватывать больший объем рынка продукции, минимизировать затраты. Сегодня уже не является достаточным просто разработать и произвести качественный и недорогой товар. Гораздо ост-
40 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009
ИССЛЕДОВАНИЯ Ж
рее строит проблема, каким образом при наличии на рынке большого количества альтернативных взаимозаменяемых видов продукции побудить покупателя к приобретению товара именно данного производителя. Эту функцию в сфере сбыта нефтехимической продукции и осуществляет товаропроводящая сеть, обеспечивающая персональный характер работы с потребителями, послепродажное обслуживание, гибкое финансирование контрактов, а также надежную и своевременную логистику продукции.
Но с другой стороны, надо осознавать, что стандартизация продуктовых потоков, в свою очередь, накладывает ограничение на создание инновационных продуктов. Высокий уровень ориентации на потребителя может, кроме того, и замедлять скорость технологических инноваций. Прорывные инновации, в отличие от обычных, требуют поиска новых клиентов, что зачастую связано со сменой потребителей и географии сбыта продукции.
Кроме этого, создание и обслуживание сбытовой сети требует отвлечения значительных средств от основной деятельности, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов сказывается и на финансировании НИОКР К примеру, по словам вице-президента химической компании DuPont в России Карла Лукача, компания DuPont тратит на маркетинг существующих продуктов вдвое больше, чем на разработку новых -$3,2 и $1,3 млрд соответственно. Конечно, при этом следует четко разделять «маркетинг продаж» от «маркетинга продукта». С одной стороны, существует маркетинг продаж, направленный на продвижение изобретенных ранее продуктов посредством создания сетей сбыта, послепродажного обслуживания, рекламных акций и т.д. С другой стороны, существует «маркетинг продукта», который связан с созданием новых про-
РИС. 6. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ И ПРОДУКТОВЫМИ ИЗОБРЕТЕНИЯМИ
О 2 4 6 8 10 12 14
Новые химические продукты и вспомогательные вещества (в т.ч. новые марки существующих продуктов и химических соединений)
дуктов, т.е. направлен на потребителя с единственной целью — выяснения его новых потребностей, которые можно будет удовлетворить как раз через создание этого нового продукта. То есть основной вопрос, который требуется решать многим менеджерам химических компаний, заключается в том, как определить баланс между тем, сколько средств инвестировать в научные исследования, разработки, сколько в продвижение существующих и сколько в создание инновационных продуктов.
Патентная деятельность российских и иностранных компаний
В среднем ведущие американские, европейские, канадские, японские химические компании регистрируют около 40-50 патентов в год, в то время как отечественные химические гиганты 8-10. Учитывая долю за-
трат на НИОКР относительно выручки, можно сказать что основная причина этого в недостаточном финансировании. При сравнении патентной деятельности зарубежных фирм видно, что инновации в новые химические продукты (в т.ч. новые марки существующих продуктов) и новые вспомогательные вещества (реагенты, добавки и т.п.) там существенно больше, чем у российских предприятий. Это говорит о том, что в экономике развитых стран достигнуто насыщение в производстве существующих продуктов и это вынуждает химические компании идти на дальнейший инновационный поиск (табл. 2).
Новые материалы и технологии
Согласно российской патентной статистике количество зарегистрированных патентов по новым технологиям для производства существую-
ТАБЛ. 2.
СТРУКТУРА ПАТЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ
Направление инновационной деятельности Доля в общем объеме патентов в России Доля в общем объеме патентов за рубежом
Новые технологии производства существующих хим. продуктов 53,0% 29,1%
Новые химические продукты (в т.ч. новые марки существующих продуктов и хим. соединений) 16,2% 42,2%
Новые технологии производства существующих вспомогательных веществ (реагентов (катализаторов, ингибиторов, модификаторов) и добавок и т.п.) 17,9% 15,4%
Новые вспомогательные вещества 3,6% 7,7%
Новые технологии очистки выбросов 4,1% 1,2%
Новые технологии энергосбережения 2,7% 4,2%
Другое 2,5% 0,2%
Итого 100% 100%
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 41
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПАТЕНТОВ НЕСОВЕРШЕНЕН И МОЖЕТ НЕ ОТРАЖАТЬ РЕАЛЬНОЙ КАРТИНЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
щих химических продуктов и вспомогательных веществ за последние 5 лет составило 70,9% от общего количества патентов. Это в 3 раза больше, чем количество патентов по изобретениям новых химических соединений и продуктов. Необходимо отметить, что разрыв между данными направлениями за последние 5 лет увеличивается со средним темпом 5% в год. Это можно объяснить тем, что российский рынок традиционных видов химических товаров еще не насыщен и инновационный процесс происходит именно в технологической сфере совершенства традиционной продукции и насыщения марочного ассортимента.
Анализ российской патентной деятельности показал, что большему количеству патентов в области технологий производства существующих продуктов соответствует большее количество патентов в об-
ласти изобретения нового химического продукта (или новой марки). При этом коэффициент корреляции равен 0,631(001). Это означает, что технологические инновации (изобретения в области совершенствования технологий существующих продуктов) в значительной мере способствуют изобретениям новых (инновационных) химических продуктов и материалов (рис. 6).
К сожалению, необходимо отметить, что метод исследования инновационной активности предприятий по количеству патентов несовершенен и может не отражать реальной картины в химической промышленности. Патент является лишь одним из способов защиты новых идей и технологий. Проверить нарушение патента проще всего при торговле, а при производстве сделать это практически невозможно, поэтому многие предприятия используют другой способ защиты — секретность. Отсутствие данной информации может влиять на основательность выводов и рекомендации.
Товарная диверсификация
Товарная диверсификация (выпуск разных продуктов или полупродуктов) позволяет застраховаться от цикличности спроса, так как одно-
временно все продукты не могут попасть в полосу спада. Кроме того, накопленный предприятием опыт по выпуску диверсифицированного ассортимента продукции предопределяет большую эффективность инновационной деятельности.
На рис. 7 по горизонтали показано количество продуктов (групп однотипных продуктов, производимых на разных технологических платформах), выпускаемых предприятием, которые составляют более 10% от выручки. На вертикальной оси отложено количество патентов полученных химическими компаниями за последние 10 лет.* Коэффициент корреляции равен 0,598 (0,01), что свидетельствует о существовании значимой взаимосвязи товарной диверсификации и результативности инновационной деятельности. Более диверсифицированные по товарному ассортименту предприятия, как правило, ведут научные исследования сразу по нескольким направлениям. С научной точки зрения это объясняется тем, что в организации исследований значительную роль играет слу-
* Здесь учтены только патенты на изобретения новых химических продуктов или технологий; патенты промышленных образцов и товарных знаков не учитываются
42 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009
ИССЛЕДОВАНИЯ Ж
РИС. 7. ВЛИЯНИЕ ТОВАРНОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ_______________________________________________
Количество выпускаемых продуктов и химических соединений (на разных технологических платформах)
чай. Некоторые из лучших на сегодняшний день химических соединений, материалов и химических технологий были изобретены скорее по счастливой случайности, чем намеренно. Анализ показал, что чаще всего предприятия, которые имеют диверсифицированный товарный ассортимент, одновременно инвестируют несколько направлений исследований, соответственно увеличивая свои шансы на то, что большее количество направлений «сработает». Если исследовать одно направление, можно быстро достичь потолка возможностей (достичь предела возможности усовершенствовать одно и то же вещество или технологию), и с каждым новым приращением знания становится все труднее и труднее приращивать дополнительные знания. Это во многом объясняет, почему исследовательская диверсификация способствует эффективности инновационной диверсификации. Заранее трудно предугадать, какой процент новых товаров будет получен от научно-исследовательского поиска и разработок. Некоторые химические предприятия решают этот вопрос, запуская как можно большее количество проектов в надежде, что какой-либо из них окажется удачным. При этом предприятия должны действовать опираясь на ключевую компетенцию предприятия и на накопленный научно-производственный опыт. В то же время чрезмерное внимание менеджеров к модифицированию существующей продукции может отвлечь их внимание от более перспективных направлений и в конечном счете разорить предприятие. В данном случае специализация на
определенном направлении или диверсификация поиска новых идей в каждом конкретном случае должна решаться исследователем (разработчиком) персонально.
Экспорт
Экспорт или присутствие компании на мировом рынке сопровождается, при прочих равных условиях, более высокой интенсивностью конкуренции, что в российской промышленности гипотетически должно повышать интенсивность вложений в научные исследования и разработки. Однако при проверке статистических данных эта гипотеза не получила подтверждения. Для проверки ис-
пользовались данные из балансовой отчетности — отношение нематериальных активов к основным средствам и их доля в необоротных средствах, а также доля экспорта и рентабельность активов и продаж. Были сформированы две группы предприятий. Первая группа построена таким образом, чтобы в нее вошли только те предприятия, доля экспорта которых в производстве составляет более 50%, а доля экспорта второй группы, соответственно, менее 50%. Были получены значимые различия между этими двумя группами.
Из табл. 3 видно, что экспортноориентированные компании обладают существенно меньшими накоп-
ТАБЛ. 3.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ И КОМПАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК
Средние значения по двум группам Предприятия, доля экспорта Предприятия, доля экспорта
которых превышает 50% которых ниже 50%
Доля экспорта в 2005 г., % 64,7 14,3
Доля экспорта в 2006 г., % 66,2 13,7
Доля экспорта в 2007 г., % 67,8 13,5
Средняя доля экспорта в 2005-2007 гг., % 66,1 14,2
Отношение нематериальных активов к основным средствам в 2005 г., % 0,001 0,008
Отношение нематериальных активов к основным средствам в 2006 г., % 0,001 0,007
Отношение нематериальных активов к основным средствам в 2007 г., % 0,001 0,005
Доля нематериальных активов в необоротных средствах в 2005 г., % 0,057 0,416
Доля нематериальных активов в необоротных средствах в 2006 г., % 0,038 0,312
Доля нематериальных активов в необоротных средствах в 2006 г., % 0,020 0,290
Рентабельность продаж 2005 г., % 22,5 6,4
Рентабельность продаж 2006 г., % 18,5 7,1
Рентабельность продаж 2007 г., % 23,8 8,3
Рентабельность активов 2005 г., % 19,6 5,7
Рентабельность активов 2006 г., % 14,2 6,5
Рентабельность активов 2007 г., % 21,4 6,7
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 43
Ж ИССЛЕДОВАНИЯ
РИС. 8. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАКУПОК СПЕЦИАЛЬНОЙ ХИМИИ ПО ИМПОРТУ И ДОЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ________
Средняя доля импорта сырья и материалов в себестоимости 2005-2007 гг.
ленными нематериальными активами, т.е. патентами, лицензиями и программными продуктами, при этом средняя рентабельность первой группы существенно выше. Отчасти это было объяснено тем, что вертикально и (или) горизонтально интегрированные холдинги тратят меньше средств на НИОКР (многие из них являются экспортно-ориентированными компаниями). По-другому это можно объяснить следующим образом. Известно, что, к примеру, минеральные удобрения — главный предмет нашего химического экспорта: за границу в 2007 году ушло 67% изготовленных в РФ калийных, фосфорных и азотных удобрений (включая аммиак), а их объем в структуре экспорта химической продукции составил по разным оценкам от 37,6 до 44% общего объема поставок. Напрашивается вопрос: зачем компаниям инвестировать средства в повышение наукоемкости своих технологий, когда основным конкурентным преимуществом является дешевое сырье для производства удобрений — природный газ или высокорентабельные залежи апатитового концентрата и т.п.
Химический комплекс России имеет сильную степень вовлеченности в мирохозяйственные связи. При этом существует технологическое отставание в развитии продукции
глубокого передела от наиболее индустриально развитых стран, особенно в части нефтехимии и газохимии. В связи с этим на экспорт идет продукция низкой степени переработки. С одной стороны, в отечественном нефтегазохимическом комплексе недостаточна доля процессов глубокой переработки, а с другой стороны, те процессы глубокой переработки, в частности, нефтехимические процессы отстают от передового технологического уровня развитых стран, поэтому на экспорт и поставляется сырье.
Импорт специальной химии
Чтобы выпускать не сырье, а готовые изделия высокого качества, нужно использовать то, что называют «секретом фирмы» — продукты, вырабатываемые предприятиями специальной химии. Это всевозможные катализаторы, активные вспомога-
ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ ИМЕЕТ СИЛЬНУЮ СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ. ПРИ ЭТОМ СУЩЕСТВУЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ПРОДУКЦИИ ГЛУБОКОГО ПЕРЕДЕЛА ОТ НАИБОЛЕЕ ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫХ СТРАН
тельные вещества, стабилизаторы, ингибиторы, добавки, красители, вещества, улучшающие или модифицирующие свойства пластмасс, резинотехнических изделий, химических волокон, синтетических моющих средств. Российских высокотехнологичных разработок явно не хватает, а за рубежом отнюдь не всегда можно купить нужные вещества, ведь они зачастую представляют собой «ноу-хау» той или иной компании-конкурента. Если же не использовать эти добавки, то потребительские свойства изделия окажутся низкими, что может плохо сказаться на его рыночной судьбе.
Приобретение высокоэффективных добавок, реагентов позволяет улучшить или повысить экономический эффект основных нефтехимических производств, не требует значительных средств на научные исследования и разработки и сводит к минимуму всевозможные риски при внедрении в производство. Поэтому технологическое переоснащение существующих химических и нефтехимических производств осуществляется в России зачастую через внедрение импортных технологий. Кроме того, поставка оборудования осуществляется по жестко регламентированным кредитным условиям, которые, помимо всего, обязывают покупателя в течение ближайших лет закупать всевозможные реагенты и химические добавки. За последние 10 лет произошла заметная модернизация химического комплекса, однако во всех крупных проектах были задействованы технологии зарубежных компаний. Более того, приобретая технологию за рубежом, покупатель, как правило, становится зависимым еще и от особенностей технологического процесса оборудования, которое «заточено» под тот или иной реагент (катализатор).
Величина корреляционной взаимосвязи между долей НИОКР в себестоимости и долей импорта сырья в себестоимости является отрицательной -0,578 (001) (рис. 8). Это означает, что, закупая у инофирм специальную химию, мы финансируем зарубежную научно-производственную базу по разработке более совершенных катализаторов, ингибиторов, модификаторов. При этом очевидно, что никто не будет создавать себе сильного конкурента, поставляя самые передовые химические соединения. Вывод ясен — необходимо возрождать собственные производства «тонкой химии».
44 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009
ИССЛЕДОВАНИЯ
Перспективные направления развития
В последние докризисные годы в России быстрыми темпами рос спрос на полимеры, такие как ПЭНП, ПВХ, ПП, и, соответственно, спрос на полупродукты, из которых их получают. Известно, что инновационная и инвестиционная активность в данном сегменте, в свою очередь, являлась следствием докризисного роста спроса со стороны строительной отрасли. Возобновление докризисных галопирующих темпов роста строительства жилья не ожидается, хотя строительство инфраструктурных объектов, малоэтажное строительство может обеспечить необходимым спросом ряд нефтехимических компаний, выпускающих стройматериалы из данных полимеров.
Для инновационного процесса следовать текущим тенденциям не всегда подходит. Профессионалу, чьи привычки и мироощущение сформированы растущим рынком и подкреплены достигнутыми успехами, очень трудно увидеть возможность иного подхода к давно известным вещам. Приобретенный профессионализм как раз и не дает возможности взглянуть на проблему по-другому. Применение стратегий прорывных инноваций требует новых подходов и дистанцирования от традиционного образа мыслей и действий. Именно поэтому, несмотря на то, что уже в 2004 году появлялись первые признаки стагнации в строительной отрасли — основного потребителя ПВХ, ПП, ПЭ, используемых в производстве пластиковых окон и линолеума, пластиковых труб, многие предприятия не обратили на это внимания и продолжали наращивать выпуск и инвестировать в строительство новых производственных мощностей вышеперечисленных полимеров. Есть яркий пример из мировой практики, когда быстрый рост спроса на те-рефталевую кислоту (полупродукт для получения полиэтилентерефта-лата) вызвал повышение цен в 1996 г. до $1000/т и спровоцировал производителей всего мира на инвестиции в это направление и строительство дополнительных мощностей, последующий ввод которых, привел к падению цен до уровня $250-300/т. Инновации во многом также следуют рыночным тенденциям. Это и объясняет, почему инновации в российской химической промышленности идут именно в сферу со-
здания более совершенных технологий традиционных продуктов, а не новых продуктов.
На данный момент в России нет многих производств и целых подотраслей, которые могли бы удовлетворить внутренний спрос. Более 50% российского потребления покрывается импортными поставками в следующих группах полимеров: линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилентефталат, ABS-пластик, полиуретан, поликарбонат, полибутилентерефталат, фторполимеры, в том числе политетрафторэтилен (тефлон), а также различные силиконовые полимеры, полиацетали, полисульфоны.
К примеру, производство поликарбоната в России полностью отсутствует и целиком зависит от импортных поставок (табл. 4).
Аналогичная ситуация происходит и с акрилонитрил-бутадиен-сти-рольным пластиком (АБС). Эти пластики входят в число продуктов полимерной отрасли, пользующихся стабильно растущим спросом на мировом рынке. Емкость российского рынка полистирола и АБС-пластиков за последние несколько лет стабильно увеличивается, доля импорта растет еще большими темпами (табл. 5).
Между тем потребность в АБС-пла-стике в качестве материала как для прямого использования, так и для ис-
ТАБЛ. 4.
ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, ВИДИМОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛИКАРБОНАТА
Наименование 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Производство, тыс. т 0 0 0 0
Экспорт, тыс. т 0,04 0,11 0,06 0,06
Импорт, тыс. т 21,21 26,21 34,36 34,36
Видимое потребление, тыс. т 21,25 26,33 34,42 34,42
Доля импорта в потреблении, % 99,8 99,6 99,8 99,8
Доля экспорта в производстве, % 0 0 0 0
Источник■ Евразийский химический рынок № 10 (46), октябрь 2008 [7]
ПАЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ,
ВИДИМОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ АБС-ПЛАСТИКА
Наименование 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Производство, тыс. т 13,2 14,5 16,5 18,3 16
Экспорт, тыс. т 3,8 3,5 3,2 2,8 2
Импорт, тыс. т 12,1 13,7 19,5 24,1 26,0
Видимое потребление, тыс. т. 21,4 24,7 32,8 39,6 40,0
Доля импорта в потреблении, % 56,3 55,5 59,5 60,9 65,0
Доля экспорта в производстве, % 29,0 24,4 19,4 15,3 12,5
Источник: Евразийский химический рынок № 10 (46), октябрь 2008
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 45
Ж ИССЛЕДОВАНИЯ
пользования в качестве связующих в композитных материалах постоянно возрастает. На основе АБС-пластика создаются инновационные композиционные полимерные материалы, имеющие улучшенные эксплуатационные характеристики по сравнению с аналогичными материалами.
Такая же ситуация сложилась и с рынком полибутилентерефталата (ПБТФ). Композиты на основе ПБТФ являются незаменим материалом в автомобильной промышленности. Тем не менее, до настоящего времени мощностей по выпуску ПБТФ в России нет. Весь объем данного полимера импортируется из-за рубежа. Динамика импорта показана на рис. 9. После окончания кризиса согласно прогнозам рынок ПБТФ в России будет расти не меньшими темпами и выше среднемировых — на уровне
РИС. 9. ДИНАМИКА ИМПОРТА ПБТФ В РОССИЮ В 2004-2006 ГГ. ТОНН (2007 Г. — ОЦЕНКА)
6-8% в год. Перспектива такова, что в ближайшем будущем крупные российские производители полимеров будут осваивать вышеперечисленные рыночные ниши. Вопрос только в том, будет ли создан задел для российской научно-исследовательской и конструкторской составляющей. Или все оборудование будет приобретено у иностранных коллег со строительством заводов «под ключ». В целом даже такой вариант развития событий может быть успешным. Китайские экономисты еще при жизни Дэн Сяопина реализовали принцип, который основывался на постулате «технология в обмен на рынок», то есть уступка части отечественного рынка иностранным компаниям в обмен на получение от них современных прогрессивных технологий. При этом, конечно, учитывается создание совместных предприятий. По аналогии этот принцип необходимо перенести на российскую промышленность, тем более что кризис значительно повлиял на снижение стоимости зарубежных технологий.
Выводы
С определенной осторожностью можно говорить о том, что в российской химической промышленности инновационная составляющая бизнеса стагнирует. Большинство предприятий систематически занимаются технологическими инновациями, но все чаще и чаще прибегают к использованию иностранных научных разработок, а иногда пользуются готовыми решениями строительства «под ключ» для модернизации
своего производства. Рыночные механизмы не содержат достаточного и необходимого механизма саморегулирования инвестиционного и, как дополнение к нему, инновационного процесса, поскольку многие аспекты нововведений могут иметь нерыночную природу. Чаще всего инновационный процесс следует за инвестиционным, а последний, в свою очередь, — за рыночным. Отдельному хозяйственному субъекту, имеющему ограниченные финансовые возможности, может показаться слишком рискованным инвестировать средства в инновационные проекты. И в этих условиях рыночная модель организации промышленности в чистом виде использоваться не может. Здесь необходимо интенсивное вмешательство государственных институтов, по крайней мере для создания инфраструктуры и правовых условий для будущего строительства инновационных предприятий. ЕХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Химический комплекс России, выпуск X, Электронная база данных РА Эксперт, 2007.
2. Информационно-аналитическая система «БизнесИнфоРесурс». bir.prime-tass.ru
3. Chemical & Engineering News, reports. pubs.acs.org/cen/
4. Лукач К. Мы любим сотрудничать. Этим и уникальны. // Эксперт №46 (587) / 10.12.07
5. C. Bijon, La strategic de rupture, Harvard L'expansion, Autumn, 1984, p.98-104.
6. Брагинский О.Б. Мировая нефтехимическая промышленность.
7. Евразийский химический рынок № 10 (46), октябрь 2008.
8. Евразийский химический рынок № 2 (38), февраль 2008.
46 ГАЗОХИМИЯ СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2009