https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-141-148 УДК 351/354:338.2
Продиблох H.E., Болокова M.A.
ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Продиблох Надежда Евгеньевна,
кандидат социологических наук, доцент, Ооцент кафедры конституционного строительства и государственного и мунгщипального управления ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mailс nadezhdap(ciyandex. г и
Болокова Мариэтта Аскарбиевна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры KOHcmumyifионного строительства и государственного и мунгщнпального управления ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mailс bolokova@rambler. г и
Аннотация
На сегодняшний день не подлежит сомнению тот факт, что традиционные роли правительства и государственного управления должны адаптироваться к возникающим и будущим потребностям общества. В данном контексте необходимо отметить, что инновационные технологии могут привнести новые возможности в государственный сектор, улучшить взаимодействие между органами управления и гражданами за счет упрощения процедур, а также способствовать открытости и прозрачности действий. Перепроектирование политических институтов и переосмысление принципов их работы в более широком смысле может сделать государственный сектор более интерактивным и эффективным. С учетом вышеизложенного цель статьи заключается в проведении исследования отличительных черт внедрения и реализации инновации в системе государственного и муниципального управления России на пути обеспечения социально-экономического развития страны. Методы исследования включают в себя общетеоретические и специальные приемы познания, а именно, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, прогнозирование, экстраполяция. В процессе исследования отдельное внимание уделено влиянию инноваций на социально-экономическое развитие страны на государственном уровне, которое детерминировано на примере трех основных плоскостей их реализации, охватывающих практически все сферы общественной жизни. На местном уровне преимущества использования инноваций в деятельности публичной власти проанализированы в разрезе граждан, бизнес-структур и некоммерческих организаций, а также самих органов местного самоуправления. По результатам исследования сформулированы предложения,
касающиеся развития научно-методического обеспечения инновационной деятельности органов власти в России и активизации использования прогрессивных финансовых инструментов, способствующих появлению управленческих инноваций.
Ключевые слова: инновации, публичное управление, граждане, бизнес, социально-экономическое развитие, инновационная деятельность
Для цитирования: Продиблох Н.Е., Болокова М1А. Инновации в государственном и муниципальном управлении как необходимое условие социалъно-экономическогораз-вития страны Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 1. С. 141-148. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-141-148.
Prodiblokh N.E., Bolokova M.A.
INNOVATIONS IN STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT AS A NECESSARYCONDITION FORTHE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENTOFTHE STATE
Prodiblokh Nadezhda Evgenievna,
Candidate of Sociology, an associate professor, an assistant professor of the Department of Constitutional 'Building and. State and, Municipal Administration of FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia e-mail: nadezhdap@yandex. ru
Bolokova Marietta Askarbievna,
Candidate of Philosophy, an associate professor, an assistant professor of the Department of Constitutional Building and, State and, Municipal Administration of FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia e-mail: bolokova@rambler. ru
Abstract
There is no doubt that at present the traditional roles of government and public administration must adapt to the emerging and future needs of the society. In this context, it should be noted that innovative technologies can bring new possibilities to the public sector, improve the interaction between government and citizens by simplifying procedures, and promote government openness. Redesigning political institutions and rethinking government can make political institutions more interactive and effective. All considered, the aim of the article is to study distinctive features of the introduction and implementation of innovation in the system of state and municipal government in Russia to ensure the socio-economic development of the country. The research methods include general theoretical and special methods of knowledge, namely analysis, synthesis, comparison, generalization, systematization, prediction, extrapolation. In the process of the research special attention is paid to the influence of innovations on the social and economic development of the country at the state level, which is determined by the example of three main levels of their implementation, covering almost all spheres of social life. At the local level, the advantages of using innovations in the activities of public authorities have been analyzed in the context of citizens, business structures and non-profit organizations, as well as the local authorities themselves. According to the results of the research, proposals have been formulated concerning the development of scientific and methodological support of innovative activities of public authorities in
Russia and intensifying the use of progressive financial instruments that contribute to the emergence of managerial innovations.
Keywords: innovations, public administration, citizens, business, social AND economic development, innovation activity
For citation: Prodiblokh NiE., Bolokova MtA. Innovations in state and, municipal management as a necessary condition for the social and, economic development of the state // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo aniversiteta. 2023. Volume 15, No. 1. P. 141-148. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-l-141-148.
В последние десятилетия в мире произошла существенная трансформация потребностей, интересов, индивидуальных ценностей и ключевых установок сообществ людей в целом, кроме того, кардинальным образом трансформировались социальные, экономические и управленческие отношения. Урбанизация, виртуализация большинства сфер жизни, увеличение количества проблем со здоровьем, стремительное развитие потребления, маргинализация, пессимизм, новое качество преступности, исчерпание природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды, развитие сферы услуг как альтернативы промышленности, нестандартная конкуренция, новая инфраструктура - это лишь некоторые характеристики изменений, которые происходят в современном мире, и в том числе в России [1].
Не подлежит сомнению тот факт, что в обозначенных условиях динамичных социокультурных сдвигов становление национальной государственности, развитие современной социально-ориентированной рыночной экономики и демократии связано с модернизацион-ными изменениями в системе управления страной по всей вертикали власти, которые опираются на внедрение комплексных инноваций, подчиненных общим целям реформирования общества и отдельных его сфер.
Актуальность исследования проблематики, связанной с инновационными трансформациями системы публичной власти, обусловлена внутренними
потребностями государственного аппарата по обеспечению эффективности деятельности органов власти, программированию и прогнозированию развития государственного управления.
Сегодня задача разработки и применения инновационных инструментов и технологий в деятельности государственных органов власти является новым вектором научных исследований и изысканий. Ее решение направлено на усовершенствование механизма публичного управления, рациональное использование социально-экономического потенциала территорий, организационное упорядочение управленческой деятельности, создание благоприятной инновационной среды в системе органов власти всех уровней [2].
Можно отметить, вполне реальные ощутимые эффекты внедрения инноваций в сферу государственного управления. Например, в Германии внедрение инновационных технологий позволяет сэкономить более 160 млн евро в год бюджетных средств, а бизнес может получить дополнительно около 65 млн евро прибыли в годовом исчислении. В целом по всем странам Евросоюза экономия достигает 70 млрд евро [3].
В соответствии с рейтингом Глобального инновационного индекса 2022 года, отслеживающего показатели инновационной эффективности 132 экономик и актуальные тенденции в области инноваций, в Европе насчитывается максимальное число лидеров в области инноваций - 15 из 25 ведущих экономик. Россия,
заняв 47 место, оказалась в группе стран, где показатели экономики соответствуют уровню дохода выше среднего. Для сравнения, в 2020 году этот показатель составил 64 место. Глобальными лидерами в области инноваций среди европейских стран признаны Швейцария (1-е место), Швеция (2-е место), Соединенное Королевство (3-е место) [4].
Также, особое значение приобретает обоснование концептуальных положений осуществления инновационной деятельности в публичном секторе России и разработка направлений внедрения передовых достижений и технологий в работу государственных и муниципальных структур как залога устойчивого развития страны и ее регионов, что и обусловливает выбор темы данной статьи.
Развитие темы получило освещение во многих трудах социологов прошлого и настоящего. Особый интерес вызывают труды отечественных и зарубежных исследователей в области социологии управления: М. Вебера, Э. Мэйо, К. Маркса, Ф. Тейлора, A.A. Богданова, Н. Кондратьева, Н. Витке [5].
Проблемы социального управления, в частности публичного управления и администрирования, на разных этапах общественных трансформаций были проанализированы в трудах отечественных и зарубежных ученых, из числа которых можно отметить Иваненко Л.В., Киселеву О.Н., Уразову К.А., Жежерову Ю.А., Conteh, Charles; Harding, Brittany [6].
Некоторые технологические аспекты инновационной трансформации органов государственной власти исследованы в работах Васильевой Е.А., Рубцовой М.В., Мудровой Е.Б., Муравьёвой H.H., Khalid, Saba; Sarker, Abu Elias; Roberts N.C.; Frederickson H.G.; Johnston J.M.
Особенности механизмов становления инновационного государственного управления входят в круг научных интересов Безруковой A.A., Мирошниченко
И.В., Морозовой Е.В., Audenaert, Mieke; Decramer, Adelien; George, Bert.
Однако, несмотря на имеющиеся труды и публикации, вопросы инновационного развития системы публичного управления государством являются сравнительно мало исследованной научной проблемой, поскольку основное внимание в существующих разработках уделяется только отдельным аспектам изучаемой проблематики в контексте конкретных управленческих практик. Также отдельного внимания заслуживают проблемы реализации кадровой политики для обеспечения полноценной инновационной деятельности органами власти как основы устойчивого социально-экономического развития страны.
Итак, принимая во внимание обозначенное выше, цель статьи может быть сформулирована следующим образом - исследовать отличительные черты внедрения и реализации инноваций в системе государственного и муниципального управления России на пути обеспечения социально-экономического развития страны.
Инновации в государственном и муниципальном управлении представляют собой прогрессивные методы и способы работы органов власти, а также новые подходы и инструменты, передовые управленческие технологии, применяемые для решения задач, которые с одной стороны связаны с улучшением самой системы публичного управления, а с другой - с обеспечением развития территорий и повышением благосостояния населения. Эти инновации подразумевают идентификацию и использование скрытого потенциала системы публичного управления государством вследствие внедрения передовых достижений науки и техники [7].
В рамках деятельности органов государственной власти обязательной характеристикой управленческих инноваций является ориентация на рост
благосостояния людей и общества, этой цели обычно и подчиняется продуцирование новых управленческих, социальных или технологических процессов.
Инновации в самых разных типах и формах проявления уже достаточно широко используются правительственными органами России, но при этом они являются не просто инструментами (электронным документооборотом, использованием автоматизированных систем обработки обращения граждан и т.д.), которые облегчают или ускоряют некоторые процессы и процедуры. Они подразумевают пересмотр парадигмы и процессов управления, изменение сложившихся паттернов поведения с целью повышения качества предоставления публичных услуг. Рационально разработанные и эффективно реализованные инновации в системе государственного управления дают возможность гражданам и предпринимательским структурам организовывать контакты с правительством гораздо легче и быстрее и с меньшими расходами.
Особенности влияния инноваций в государственном управлении на социально-экономическое развитие страны наглядно можно проследить на примере трех основных уровней их реализации, которые охватывают практически все сферы общественной жизни (см. рис. 1).
Рассмотрим обозначенные на рис. 1 уровни более подробно.
Государство правительство и граждане (Government 2 Citizens или G2C).
Взаимодействие между государством и гражданами благодаря инновациям становится проще. Это позволяет избежать излишних бюрократических процедур, повышает уровень удовлетворенности публичными услугами и сокращает расходы государства. К примеру, при потере паспорта гражданину достаточно способом одного клика запросить через ресурс восстановление документа и получить его в указанный срок. То же касается регистрации автомобиля и жилья, получения субсидий и социальной помощи.
Подоходный на. Ю1 Голосование Попек работы С ошшльные льготы Регистрация авто Личные документы
Э-коммерция при содействии _правительства_
Недппжпмосп. На. Ю1 ооб.шжение и статистика Финансирование: Человеческие ресурсы Государственные закупки Импорт и экспорт_
Рис. 1. Уровни реали ищи и инноваций в государственном управлении России
Государство правительство и бизнес (Government 2 Business или G2B).
Инновации в этой сфере упрощают процедуры регистрации бизнеса и взаимодействия с налоговой для предпринимателей. Участие в тендерах автоматизируется и становится более прозрачным. Внедрение сервисов G2B позволяет уменьшить процент теневой экономики, а также снизить препятствия, возникающие в ходе становления и развития предпринимательства в стране.
Правительство и правительство (Government 2 Government или G2G).
Отлаживает и ускоряет документооборот между ведомствами, помогает улучшить эффективность работы госаппарата, упростить кооперацию региональных управлений и территориальных подразделений.
По нашему мнению, значительный потенциал эффективности внедрения инноваций в сферу государственного управления заложен в сфере противодействия коррупции. Этот потенциал можно рассматривать как результат общего повышения прозрачности и удаленности онлайн-взаимодействий между гражданами и чиновниками, что обеспечивается передовыми инструментами, которые основаны на информационных технологиях и цифровых инновациях [8]. Противодействие коррупции в данном формате можно объяснить четырьмя факторами:
1. Увеличение объема открытой информации - электронное управление дает возможность предотвратить злоупотребление властью и коррупцией, а также удовлетворить право людей на получение достоверных данных.
2. Контроль дискреционной работы - инновационные технологии уменьшают возможность государственных служащих толковать законы по своему усмотрению, привлекая внимание к раскрытию информации и общественному контролю.
3. Уменьшение возможностей достижения договоренностей лицом к лицу -следовательно, уменьшение возможности несправедливого отношения государственных служащих к гражданам в рамках прямых встреч, то есть возможность коррупции.
4. Расширение конкуренции - инновации позволяют технологически реализовать среду, в которой все частные операторы могут участвовать в открытой конкуренции по договорам.
Инновации в управлении на муниципальном уровне - это способ организации работы органов местного самоуправления, в рамках которого реализуется активное взаимодействие по всей горизонтали власти, а также оптимизируется сотрудничество с бизнесом, населением, некоммерческими организациями с помощью ИКТ, цифровых инноваций и других достижений научно-технического прогресса. Поэтому внедряя инновации в управление на местном уровне, необходимо учитывать преимущества для ключевых субъектов этих отношений, отмеченных выше (рис. 2).
Чтоб получить максимальный эффект всем этим институциональным субъектам необходимо взаимодействовать между собой, а модель муниципального управления должна быть направлена на достижение и удовлетворение интересов каждого из них. Существенное препятствие в процессе внедрения и развития инноваций в публичном управлении заключается в дефиците информации о передовых наработках и практиках.
Несмотря на имеющиеся достижения, следует отметить, что на сегодняшний день в России обобщенная информация о состоянии научно-методического обеспечения деятельности органов публичной власти находится в достаточно фрагментарном и несистемном виде.
Этот вопрос особенно актуален, поскольку в последние годы количество инноваций, используемых органами власти
Преимущества внедрения инновации на уровне муниципальных органов власти
Для граждан
Возможность иметь доступ к публичной пнформашш и получать * административные услуги по сети
Возможность участвовать в формировании п реалшашш публичной —*■ политики на местном уровне
-»- Для бизнеса и некоммерческих организаций
Возможность через сеть иметь упрошенный доступ к местным органам публичной аластп н сотрудничать с ними
> Для местных органов публичной аластп
Возможность повыогть оперативность, эффективность своей деятельности, качество предоставления административных услуг
Возможность прттпечения граждан к ретентпо вопросов местного
значения
Рис. 2. Преимущества использования инноваций на уровне муниципальных органов
власти России
на всех уровнях увеличивается, особенно это касается местного самоуправления.
Государственными и муниципальными финансовыми инструментами, способствующими появлению управленческих инноваций, являются конкурсы и гранты. Благодаря им можно стимулировать не только новые инновационные подходы в сфере обеспечения развития отраслей и территорий, но и формировать новую управленческую культуру, которая может создать предпосылки для непрерывного повышения эффективности. На сегодняшний день многие органы местного самоуправления России проводят соревнования между идеями для развития своих территорий, принимают участие в конкурсах на получение финансирования проектов от донорских организаций, применяют инновационные проекты по решению местных проблем. Эта практика свидетельствует о том, что для этих органов сложились благоприятные условия, в которых они
имеют стимул и мотивацию действовать по-новому.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Обеспечение высокой эффективности и результативности публичного управления, повышение ответственности органов власти за предоставление качественных услуг всё в большей степени определяются развитием инновационной составляющей. Это в свою очередь приводит к необходимости применения широкого спектра передовых технологий и методов управления.
Активное внедрение инноваций в систему общественно-политических отношений в России значительно расширяет возможности всех заинтересованных субъектов в процессах государственного управления, позитивно влияет на принятие управленческих решений, создает условия для формирования качественно нового уровня взаимодействия органов власти, бизнеса и граждан.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Никаева P.M., Шардан С.К. Инновации государственного и муниципального управления // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 89-94.
2. Innovations in Governance: Political Theory, Liberal State and Active Democracy // Indian journal of public administration. 2022. Vol. 68, No. 3. P. 473-485.
3. Loeber Anne. Implementing Responsible Research and Innovation: From New Public Management to New Public Governance // Library of ethics and applied philosophy. 2023. Vol. 40. P. 211-228.
4. Global Innovation Index 2022: What is the future of innovation-driven growth? // World Intellectual Property Organization (WIPO). 2022.
5. Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. 496 с.
6. Иваненко JI.B., Киселева О.Н. Применение метода управления проектами как инновация в государственном и муниципальном секторе // Вестник Самарского университета. Серия: Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 75-83.
7. Покидов А.А. Применение инновационных технологий в государственном и муниципальном управлении в контексте европейских стандартов // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 757-759.
8. Wirtz Bernd W. Business model innovation in the public sector: an integrative framework // Public management review. 2023. No. 2. P. 340-375.
REFERENCES:
1. Nikaeva R.M., Shardan S.K. Innovations of state and municipal management // FSI Science. 2022. No. 1 (25). P. 89-94.
2. Innovations in Governance: Political Theory, Liberal State and Active Democracy // Indian journal of public administration. 2022. Vol. 68, No. 3. P. 473-485.
3. Loeber Anne. Implementing Responsible Research and Innovation: From New Public Management to New Public Governance // Library of ethics and applied philosophy. 2023 Vol. 40. P. 211-228.
4. Global Innovation Index 2022: What is the future of innovation-driven growth? // World Intellectual Property Organization (WIPO). 2022.
5. American Sociological Thought: Texts / ed. by VI. Dobrenkov. M.: MSU, 1994. 496 p.
6. Ivanenko L.V, Kiseleva O.N. Application of the project management method as an innovation in the state and municipal sector // Bulletin of the Samara University. Series: Economics and Management. 2021. V. 12, No. 1. P. 75-83.
7. Pokidov A.A. Application of innovative technologies in state and municipal management in the context of European standards // Economics and Society. 2020. No. 4 (71). P. 757-759.
8. Wirtz Bernd W. Business model innovation in the public sector: an integrative framework // Public management review. 2023. No. 2. P. 340-375.