Научная статья на тему 'Инновации в дорожной отрасли: проблемы и решения'

Инновации в дорожной отрасли: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Опанасенко Ольга, Лукша Ольга, Жигалова Оксана

Автомобильные дороги и улицы как важнейшая часть транспортной системы государства требуют не только усовершенствования, но и поддержания их в технически исправном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Опанасенко Ольга, Лукша Ольга, Жигалова Оксана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation in the road sector: problems and solutions

Roads and streets as an important part of the state transportation system will require not only improvements, but also maintain them in good technical condition.

Текст научной работы на тему «Инновации в дорожной отрасли: проблемы и решения»

Инновации в дорожной отрасли: проблемы и решения

Ольга Опанасенко,

завлабораторией химии дорожно-строительных материалов Института общей и неорганической химии НАН Беларуси, кандидат химических наук, доцент

Ольга Яукша,

старший научный сотрудник Института общей и неорганической химии НАН Беларуси, кандидат химических наук

Оксана Жигалова,

научный сотрудник Института общей и неорганической химии НАН Беларуси

Автомобильные дороги и улицы как важнейшая часть транспортной системы государства требуют не только усовершенствования, но и поддержания их в технически исправном состоянии.

Как показали результаты исследования, протяженность участков дорог с недостаточной прочностью и значительными дефектами составляет 6387 км, или 41%. Кроме того, требуют капитального ремонта свыше 11 тыс. км, или 75% республиканских трасс. Их низкое технико-эксплуатационное состояние значительно снижает скорость движения машин, что приводит к увеличению себестоимо-

сти перевозок на 25-30%. Это уменьшает производительность грузовых автоперевозок на 25-30%, пассажирских - на 35-40%. Неровность покрытий приводит к удорожанию перевозок на 30-40%, увеличению расхода горючего в 1,5 раза и сокращению срока службы автомобилей. Исходя из этого, важнейшее условие, позволяющее гарантировать нормальное функционирование дорожной сети, - применение современных материалов и технологий. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, один из наиболее прогрессивных путей решения проблемы - использование энерго- и ресурсосберегающих технологий на основе битумных эмульсий и модифицированных битумов. Применение горячего асфальтобетона, для получения которого сжигается огромное количество постоянно растущего в цене топлива, приводит к огромным затратам, неоправданным как с экономической, так и с экологической точки зрения. Эксплуатация асфальтобетонных заводов - прямой путь к загрязнению окружающей среды: в атмосферу выбрасываются продукты термического разложения битумов - диоксид углерода, углеводороды, кислотосодержащие соединения, канцерогенные вещества.

В дорожной отрасли республики применяются в основном химические реагенты - эмульгаторы, полимеры, адгезионные и стабилизирующие добавки, импортируемые из стран Западной Европы и Российской Федерации. Это снижает экономический эффект от внедрения новых технологий и ставит предприятия в полную зависимость от зарубежных поставок. Чтобы сократить импорт и сэкономить валютные ресурсы, предприятие «Химавтодорсервис» ГНПО «Химические

продукты и технологии» организовало промышленный выпуск отечественных эмульгаторов и адгезионных присадок на основе рапсового масла. Созданная продукция имеет такие же характеристики, что и зарубежная (табл. 1-4). Используя ее, только в 2006-2008 гг. в КПРСУП «Го-мельоблдорстрой» было выпущено более 3 тыс. т катионных битумных эмульсий и выполнено 440 км поверхностной обработки.

Технология поверхностной обработки дорожного покрытия эмульсиями, полученными с помощью полимермодифици-рованных битумов, - наиболее распространенная и востребованная. Эффект действия полимеров заключается в упрочнении коагуляционной структуры битума, улучшении его структурно-реологических, адгезионных свойств, повышении стабильности к процессам термоокислительной деструкции и, как следствие, обеспечении необходимых эксплуатационных характеристик защитных слоев покрытий на наиболее грузонапряженных участках дорог [1-3]. В то же время использование данного вида битумов для производства эмульсий сопряжено с рядом трудностей, возникающих вследствие недостаточной агрегативной устойчивости и высокой вязкости полимербитумных композиций (ПБК). В связи с этим битумные эмульсии на ПБК в Беларуси практически не выпускаются. Кроме того, поскольку нефть сейчас поставляется не только из России, но и из других стран, это приводит к изменению коллоидно-химических свойств битумов, производимых из них, а следовательно, и битумных эмульсий. Так, на Мозырском НПЗ в 2010 г. была выпущена опытная партия битума (600

т) из венесуэльской нефти. Изготовление опытной партии битумной эмульсии на этом битуме с использованием импортного эмульгатора марки «Редикот» (Швеция, «Акзо Нобель») показало, что она обладает высокой вязкостью, превышающей нормативные требования СТБ 1245, что не позволяет распределять ее на дорожное покрытие. В то же время в ДРСУ-186 в Мозыре выпуск битумных эмульсий на основе битума из той же нефти вкупе с отечественным эмульгатором «Белэм Б» продемонстрировал, что они полностью соответствуют требованиям СТБ 1245. Совместно с предприятием «Гомельоблдорстрой» Институтом общей и неорганической химии НАН Беларуси разработаны рецептуры модифицирования этого битума полимером (табл.5) и получена на его основе битумно-полимерная эмульсия с использованием эмульгатора «Белэм Б». В табл. 6 приведены ее коллоидно-химические характеристики. Получена агрегатив-но устойчивая битумная эмульсия, характеризующаяся низкой вязкостью, высокой дисперсностью и адгезионной прочностью тонкой битумной пленки к поверхности минерального материала, удовлетворяющая нормативным требованиям. Опытно-технологические работы по поверхностной обработке 19 тыс. м2 дорожного покрытия с ее использованием проведены на автомобильных дорогах предприятием «Гомельоблдорстрой» (рис. 1). Мониторинг состояния дорожного полотна показал перспективность применения таких полимермодифициро-ванных битумных эмульсий.

Особую актуальность во всем мире приобретает вовлечение в хозяйственный оборот минеральных материалов, ранее не использовавшихся в дорожно-строительных работах из-за сложного минералогического состава, низкой прочности и наличия примесей. Для их применения в промышленных масштабах необходима разработка специальных битумных эмульсий с регулируемым взаимодействием, что позволит достичь высоких прочностных показателей дорожных покрытий. Такая задача была поставлена перед лабораторией нашего

института руководством Минтранспорта Республики Татарстан.

Анализ минералогического состава и удельной поверхности тонкодисперсных фракций <0,071 мм минеральных материалов, предоставленных ОАО «Татавто-дор», показал, что присутствие большого количества карбонатных и глинистых компонентов способствует интенсивному их взаимодействию с катионными битумными эмульсиями. Образцы природной и

обогащенной песчано-гравийной смеси (ПГС) обладают более развитой удельной поверхностью по сравнению с тонкодисперсными фракциями дробленых минеральных материалов, в особенности с гранитным щебнем - основным дорожно-строительным материалом в нашей стране [8]. Поскольку адсорбция молекул эмульгатора должна происходить на поверхности минерального материала, любое увеличение ее площади влечет

Таблица 1. Сравнительный анализ коллоидно-химических характеристик битумных эмульсий с использованием импортных эмульгаторов и эмульгатора Белэм М

Эмульгатор/ страна-производитель Требования СТБ Ро1угат / Франция Redicote/ Швеция Азол / Россия Белэм-М/ Беларусь

Расход эмульгатора, кг/т эмульсии 1245-2007 8 8 8 8

Содержание вяжущего с эмульгатором, % 57,5-62,5 61 61 60 58

Однородность по остатку на сите 0,63, %, не более 0,1 0,03 0,04 0,043 0,014

Условная вязкость по визкозиме-тру СТВ, при 40 оС, сек, не более 8 3,5 3,5 3,5 3,5

Коэффициент распада, % >260 409 319 196 288

Адгезия к гранитному щебню, %, не менее - 60 95 85 95

Рис. 1. Участки автомобильной дороги «Подъезд к д. Малейки км 0,0 — км 0,1» до и после ремонта

Таблица 2. Сравнительный анализ коллоидно-химических характеристик битумных эмульсий с использованием импортных эмульгаторов и эмульгатора «Белэм Б»

Эмульгатор/ страна-производитель Требования СТБ1245-2007 Dinoram / Франция Redicote/ Швеция Asf¡er/ Испания Амдор/ Россия Дорос/ Россия Белэм-Б/ Беларусь

Расход эмульгатора, кг/т эмульсии 2 2 3 3 3 2

Содержание вяжушрго с эмульгатором, % 57,5-62,5 61 58 59 61 58 58

Однородность по остатку на сите 0,63, %, не более 0,1 0,019 0,03 0,047 0,02 0,079 0,03

Условная вязкость по

визкозиметру СТВ, при 40 оС, сек, не более 8 3,5 2,5 3,5 3,5 2,5 3

Коэффициент распада, % 60-160 140 135 130 110 117 150

Адгезия к гранитному щебню, %, не менее - 90 90 95 90 90 95

Таблица 3. Сравнительный анализ характеристик битумов, модифицированных импортными адгезионными присадками и адгезионной присадкой «Белэм Д»

Присадка (0,5%), страна-производитель Требования СТБ 1463-2004 Ро1угат / Франция ШйАх / Швеция Азол / Россия Дорос/ Россия Белэм-Д/ Беларусь

1. Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 60 60 94,67 98,32 71,5 87,1 97,8

2. Активность (повышение сцепления битума с песком), %, не менее 10 10 16,75 16,75 18,25 18,25 18,75

З.Термостабильность при температуре (160±5)оС в течение 8 ч. %, не менее 95 95 94 102 94 98 102

4. Влияние присадки на устойчивость битума к термоокислительному старению: повышение изменения температуры размягчения битума после прогрева, оС, не более снижение изменения температуры размягчения битума после прогрева, оС, не менее 3,0 3 -1,3 -1,2 -1,5 -2,2 3

5. Марка присадки АП АПС АП АП АП АП АПС

АП - присадки, не повышающие устойчивость битума к термоокислительному старению; АПС - присадки, повышающие устойчивость битума к термоокислительному старению.

за собой быстрый расход имеющихся в наличии молекул ПАВ (эмульгатора) и преждевременное разрушение битумной эмульсии. Для предотвращения этого следует усовершенствовать характеристики битумных эмульсий.

В соответствии с разработанными ИОНХ рецептурами проведены опытно-промышленные испытания по укреплению битумной эмульсией грунтоми-неральной смеси на опытном участке автомобильной дороги предприятием «Татавтодор». Выпуск медленно распадающейся битумной эмульсии с использованием эмульгатора «Белэм М» и битума марки БНД 60/90 Нижнекамского НПЗ, модифицированного адгезионной добавкой «Белад» («Химавтодорсервис»), произведен на заводе Арского филиала предприятия ОАО «Татавтодор». Общий объем выпущенной эмульсии составил 137,4 т. Максимальный набор прочности

через 14 и 28 суток (рис. 2 ) эмульсионно-минеральной смеси достигается при использовании эмульсии на основе эмульгатора «Белэм М», что способствует долговечности покрытия (рис. 3). Согласно расчетам специалистов ОАО «Тат-автодор», стоимость строительства 1 км автомобильной дороги IV - V технических категорий позволяет сэкономить до 70% бюджетных средств: 1 км полотна дешевеет с 12—15 до 3—5 млн рос. руб.

Накопленный опыт применения отечественных химических реагентов для битумов и битумно-эмульсионных технологий убедительно доказывает их эффективность. С 2005 по 2010 г. наша продукция поставлялась дорожникам Брянской области, Санкт-Петербурга, Курска, Казани и других регионов. Однако реальное продвижение отечественной инновационной продукции связано с большими трудностями не только материального

плана, а с отсутствием должного внимания потенциальных потребителей и их нежеланием использовать имеющийся научно-производственный потенциал. Дорожно-строительные организации республики не всегда приобретают отечественные реагенты. Хотя исследования, выполненные отраслевым «БелдорНИИ» и аккредитованными лабораториями дорожных организаций Беларуси и России, подтверждают соответствие качества материалов, выпускаемых с использованием белорусских химических реагентов, требованиям ТНПА. Следует отметить, что, несмотря на общемировое лидерство фирм СЕКА (Франция) и «Акзо Нобель» (Швеция), практически все европейские страны и США имеют свои производства химических реагентов для дорожной отрасли. По этому же пути пошла и Россия, отдавая приоритет отечественному производителю.

Таблица 4. Коллоидно-химические характеристики битумной эмульсии с использованием эмульгаторов «Белэм Б» и «Белэм М»

Эмульгатор «Белэм Б» «Белэм М»

Расход эмульгатора, кг/т эмульсии Требования СТБ 1245-2007 1,8 2 2 1,8 2 8 10

Содержание вяжущего с эмульгатором, % 57,5-62,5 62,6-67,5 67,6-72,5 57,5-62,5 61 58 65 71,7 70 58 59

Однородность по остатку на сите 0,63, %, не более 0,1 0,15 0,2 0,1 0,013 0,03 0,08 0,043 0,01 0,014 0,005

Условная вязкость по визкозиметру СТВ, при 40оС, сек, не более 8 12 60 8 11,1 9,3

Коэффициент распада, % 60-160 60-200 60-180 > 260 135 156 186 144 152 288 356

Адгезия к гранитному щебню, %, не менее - 75 75 - 95 95 95 95 95 95 95

Марка эмульсии ЭБКД-Б-60 ЭБКД-Б-65 ЭБКД-Б-70 ЭБКД-М-60 ЭБКД-Б-60 ЭБКД-Б-65 ЭБКД-Б-70 ЭБКД-М-60

1 Таблица 5. Значения физико-химических характеристик битума и ПБК

Образцы ПенетпРраиц2и5я ьС'1 мм Температура размягчения поКиШ, 0С

Битум БНД 90/130 101,1 44,7

ПБК (1,5% полимера) 85,3 48,2

ПБК (3% полимера) ,6 7 64,8

ПБК (1,5% полимера, 4% пластификатора) 96,4 45,5

ПБК (3% полимера, 4% пластификатора) ,9 8 56,2

Таблица 6. Коллоидно-химические характеристики битумной эмульсии для поверхностной обработки с использованием полимермодифицированного битума и эмульгатора «Белэм Б»

Эмульгатор «Белэм Б»

Характеристики эмульсии Нормируемые показатели СТБ 1245-2007 Фактические показатели

Расход, кг/т 4

* Однородность по остатку на сите № 063,%, не более 0,2 0,108

Коэффициент распада эмульсии при контакте с минеральным материалом 60-160 133

Условная вязкость, с, не более 15 7

Содержание вяжущего, % 62,5-67,5 ,9 6

* Однородность по остатку на сите № 063 при хранении свыше 7 суток, %, не более 0,2 0,092

Степень покрытия поверхности минерального материала битумным вяжущим, %, не менее 75 95

* Содержание частиц проэмульгированного битума - более 630 мкм

«Белэм Мг»

Redicote 44

«Белэм Мг»

Redicote 44

Р 0

2,1

1,9

1,7

1,6

7 суток

14 суток

14 суток

28 суток

Рис. 2. Диаграммы изменения набора прочности образцов ЭМС во времени, отобранных с участка автомобильной дороги: а - щебень карьера «Селенгушский», б - обогащенная ПГС

Рис. 3. Участки автомобильной дороги «М-7-Волга» - Ильинское»

б

а

2

Отличительная особенность белорусской технологии - химический синтез при более низких температурных режимах, а также использование возобновляемого растительного сырья (технического рапсового масла), что дает возможность значительно снизить цену выпускаемых химических реагентов. Их широкое применение позволило бы не только уменьшить финансовые затраты при выполнении дорожно-строительных работ, но и получить экономический эффект за счет уменьшения оттока валютных средств в результате закупки импортных реагентов, что составляет более 1 млн долл. в год. Кроме того, заинтересованность дорожной отрасли в отечественных реагентах создала бы условия для разработки и внедрения новых технологий и материалов. Пока политика наибольшего благоприятствования распространяется на импортные реагенты: финансируются работы по их адаптации и использованию в дорожных технологиях, их применение регламентируется нормативно-техническими правовыми актами республики.

Литература

1. Опанасенко О.Н. Влияние добавок на устойчивость битума к термоокислению / О.Н. Опанасенко, О.В. Лук-ша // Автомобильные дороги. 2008, №6. С. 122-125.

2. Лукша О.В. Модифицирование окисленного битума стирол-бутадиен-стирольными сополимерами различного строения / Лукша [и др.] // Журнал прикладной химии. 2006. Т. 79. Вып. 6. С. 1030-1034.

3. Влияние этиленбутилацетатных и этиленбутила-крилатных сополимеров на структурно-реологические свойства окисленных битумов / О.В. Лукша [и др.] // Весц НАН Беларусг Сер. хiм. навук. 2005, №3. С. 12-17.

4.Опанасенко О.Н. Регулирование коллоидно-химических свойств смесей катионных ПАВ низкомолекулярными спиртами / О.Н. Опанасенко, О.Л. Жигалова, Н.П. Крутько, Е.Ф. Островская // Доклады Нац. акад. наук Беларуси. 2010. Т. 54, №3. С. 71-76.

5. Крутько Н.П. Особенности взаимодействия битумных эмульсий с минеральными материалами / Н.П. Крутько, О.Н. Опанасенко, Е.Ф.Островская // 80 лет белорусской дорожной науке: Материалы юбилейной науч.-техн. конф., Мн., 30-31 окт. 2008 г. / Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Департамент «Белавтодор». - Мн., 2008. С. 165-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.