Научная статья на тему 'Инновации в банковской сфере'

Инновации в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1846
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антюфьев Александр Геннадьевич, Табачный Евгений Макарович

В наше время развитие банковской системы протекает в условиях нововведений, в первую очередь, для сохранения лидирующих позиций на рынке, поддержания успешной обратной связи с клиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в банковской сфере»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Антюфьев А.Г.1, Табачный Е.М.2

'Антюфьев Александр Геннадьевич — студент магистратуры;

2Табачный Евгений Макарович — кандидат технических наук, доцент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва

Аннотация: в наше время развитие банковской системы протекает в условиях нововведений, в первую очередь, для сохранения лидирующих позиций на рынке, поддержания успешной обратной связи с клиентами.

Ключевые слова: банковская система, конкурентоспособность, финансовый рынок, банковские инновации.

УДК 2964

Современный этап развития мировой банковской системы протекает в условиях обострения конкуренции и кризисных явлений на финансовых рынках. Одним из основных факторов успешного развития банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений. В настоящее время инновации являются ключевыми факторами стабильности, конкурентоспособности и устойчивого экономического роста банков. [2]. Текущие реалии банковского бизнеса позволяют явно выделить три основных катализатора банковской инновационной деятельности:

- глобализацию мировых финансовых рынков и рынков банковских услуг,

- возрастающую конкуренцию со стороны банковского и не банковского секторов,

- мировой финансовый кризис.

Понятие «Банковская инновация» имеет свои особенности. По мнению проф. И. Т. Балабанова, «Банковская инновация — это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка», а под инновационной деятельностью понимается при этом «системный процесс создания и реализации инноваций». [1].

Примерно такую же точку зрения разделяют в своих работах и другие исследователи: Е.А. Золотова, А. В. Калтырин, В. С. Викулов, П. В. Семикова.

По мнению О. И. Лаврушина, «Банковская инновация, или совокупность новых банковских продуктов и услуг, — это синтетическое понятие о деятельности банка, направленное на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи внедрения нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли». [3].

Итак, банковская инновация — это конечный результат научно-технической деятельности банка, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, или услуги, направленный на лучшее удовлетворение имеющихся потребностей клиентов или формирование новых в процессе управления ресурсным потенциалом банка.

Успешные транзакции с использованием интернета (например, система дистанционной оплаты счетов или даже базовые функции мобильного приложения) часто вызывают у клиентов положительные эмоции. В свою очередь, банки, не предлагающие цифровые услуги, рискуют потерять лояльность своих клиентов. Сейчас банки во всем мире вынуждены внедрять интернет-продукты и услуги, иначе рискуют потерять свою долю рынка. На нее всегда найдутся претенденты — это компании, ориентированные на нишевые сегменты. Как отмечают эксперты Bain, сейчас в банковском бизнесе происходит то, что уже произошло с музыкой, путешествиями и ритейлом, а именно — вытеснение традиционных форматов онлайном. Банкиры признают, что пришла пора меняться, однако не до конца осознают, что старый уклад уже не вернется. Поддерживать иллюзии помогает то, что клиенты старшего поколения меняют банк крайне неохотно. Тем временем 20-летние при выборе банка обращают внимание как раз на наличие мобильных и онлайн-сервисов. [4].

Таким образом, на данном этапе развития нашей страны, необходимо понимать насколько сильный разрыв жизненного уклада существует среди граждан, проживающих в мегаполисах и жителями отдаленных районов, деревенской глубинки. [5]. Там люди получают зарплату наличными, ими же и расплачиваются. Конечно, интернет со временем придёт и туда, но человеческий менталитет изменить сложно. И этому сегменту населения ещё долго необходимо будет человеческое общение для проведения сделки. И получается, что для нашей страны придётся соединять в себе инновационные технологии и традиционные, для того чтобы приобрести новых клиентов и не потерять старых.

Список литературы

1. Банковский менеджмент. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. О. И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2016.

2. Бляхман Л.С. Введение в менеджмент. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2017.

3. Викулов В.С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегий коммерческого банка // Финансовый менеджмент. 2018. № 5. С. 106-121.

4. Викулов В.С. Типология банковских инноваций // Финансовый менеджмент. 2017. № 6. C. 12-19.

5. Дементьева К. Сбербанк применил идейное мышление. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1525766&NodesID=4/. (дата обращения: 25.04.2019).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ Антюфьев А.Г.1, Табачный Е.М.2

'Антюфьев Александр Геннадьевич — студент магистратуры;

2Табачный Евгений Макарович — кандидат технических наук, доцент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва

Аннотация: в настоящее время представляются особенно актуальными вопросы влияния инновационных процессов на дальнейшее развитие банковского сектора экономики, в конечном итоге, на получение прибыли в дальнейшем.

Ключевые слова: клиент, банковский сектор, прибыль, инновации, банковский продукт.

УДК 2964

На сегодняшний день основным вопросом функционирования банковской системы является повышение ее эффективности, которая определяется уровнем реализации присущих ей экономических функций и достижением определенных обществом целей [1].

Банковская система является важной составляющей национальной экономики и должна не только обеспечивать ее нормальное функционирование, но и создавать условия для ее роста, оптимизации и научно-технического развития.

Сегодняшние процессы, происходящие в российской экономике, порождают высокие риски в деятельности кредитных организаций, подкрепленные цикличностью развития экономических процессов в целом и способствуют росту высокой конкуренции между участниками на рынке. [3].

Услуги, предоставляемые банками в современных условиях, не всегда удовлетворяют потребности клиентов, что заставляет банки уделять больше внимания эффективности своей работы, внедрять новые методы работе, внедрять новые, конкурентоспособные продукты и услуги, которые должны соответствовать как ожиданиям клиентов, так и мировым стандартам.

На сегодняшний день российские банки характеризуются не высокой инновационной активностью, что требует развития методов оценки, анализа инновационной среды, которая была бы благоприятна для осуществления эффективных инноваций.

Банковские инновации в совокупности представляют продукты, услуги и технологии банка.

Банковская инновация является процессом, направленным на модернизацию банковской деятельности, предусматривающая усовершенствование операций, предоставляемых продуктов, бизнес-процессов, услуг, заключающаяся в лучшем удовлетворении имеющихся клиентских потребностей либо формировании новых, расширении спектра предоставляемых услуг и продуктов и максимизации прибыли [4].

Анализ различных понятий банковских инноваций позволил отнести к ним банковские услуги, к которым принадлежат новые и ранее предлагаемые, в случае изменения способов их предложения клиентами, чем обусловлено улучшение их качества. В качестве вознаграждения за риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности банком получается, безусловно, прибыль.

В условиях глобализации внедрение инновационных технологий, продуктов банками в свою деятельность является насущной необходимостью, так как позволит им выстоять в конкурентной борьбе. Опираясь на опыт зарубежных банков, отечественным кредитным организациям целесообразно при разработке инновационной стратегии, в целях эффективного функционирования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.