Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ИННОВАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕОРИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIONS / THEORY / COMPETITIVENESS / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Елена Ивановна

В статье рассмотрена значимость инноваций на современном этапе экономического развития. Отражены достоинства и недостатки введения инноваций, которые влияют не только на экономику стран, но и на каждого индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS: NOTION AND THE IMPORTANCE AT THE MODERN STAGE

The article discusses the importance of innovation at the modern stage of economic development. Reflected the advantages and disadvantages of the introduction of innovations, which affect not only on the economies of countries, but also on everyone.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016 ШДЖЭИ

ИННОВАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Зайцева Елена Ивановна

Магистр экономических наук, докторантка, Балтийская Международная Академия

В статье рассмотрена значимость инноваций на современном этапе экономического развития. Отражены достоинства и недостатки введения инноваций, которые влияют не только на экономику стран, но и на каждого индивида.

Ключевые слова: инновации, теория, конкурентоспособность, экономическое развитие.

INNOVATIONS: NOTION AND THE IMPORTANCE AT THE MODERN STAGE

Elena Zaitseva,

Mg. oec., doctoral student, Baltic International Academy

The article discusses the importance of innovation at the modern stage of economic development. Reflected the advantages and disadvantages of the introduction of innovations, which affect not only on the economies of countries, but also on everyone.

Key words: innovations, theory, competitiveness, economic development.

В зарубежной экономической литературе термин «инно- рывной характер, революционность, масштабность, особая вация» имеет давние традиции использования. Интерес к важность в экономическом развитии компании/страны. влиянию инноваций на экономическое развитие резко уси- Это понятие зачастую ассоциируется с нововведением, лился в начале 1970-х годов на волне развития микроэлек- результатом которого является достижение значимых, су-троники, компьютерной техники, которые явно демонстри- щественных, кардинальных перемен в состоянии какой -ровали превращение научных исследований в движущую либо системы.

силу конкурентоспособности целых отраслей и националь- В формировании и развитии теории инноваций, наблю-ных экономик. По мнению западных ученых, наиболее зна- дается три наиболее значимых этапа (рис. 1): чимыми характеристиками инноваций являются их про-

Формирование N фундаментальны хоснов теории

• 1 этап - первая треть 20 века, 10-30гг.

Развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода

•2 этап - вторая треть 20 века, 40-60гг.

Новый теоретический прорыв-волна эпохальных и базисных инноваций в период становления постиндустриального общества

•3 этап - с середины 70-х годов 20 века до настоящего времени

Рис.1. Этапы формирования теории инноваций

Термин«инновации»вэкономическую теорию вначале XX века ввел австриец Йозеф Шумпетер [1]. Вот как определил инновацию сам Шумпетер:

Эта концепция включает пять случаев:

создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара;

создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара;

- открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее;

- открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново;

- создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

Последующие исследования инноваций нашли отражение в работах Б. Санто, Б. Твисс, Р. Смитс и др. Они пони-

маютинновацию, как процесс создания, распространения и использования новых потребительских стоимостей. Акцент делается на практической стороне новшества. В определении Б. Санто [2] инновация это — «общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль ее появление на рынке может принести добавочный доход» [3].

Б. Твисс [4] понимает инновацию как процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание, где продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности».

Р. Смитс [5] рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и ганизационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели.

Ф. Никсон [6] рассматривает инновацию как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

© Зайцева Е. И., 2016

43

UJ

шши

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016

Ф. Друкер [7] - инновация - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение Ю. Морозова [8] раскрывает инновацию как прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технологических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

Обратимся к Оксфордскому толковому словарю [9], который определяет инновацию как «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор, может обеспечить временную монополию,

Определение п

хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки».

Международные стандарты [10] в статистике науки, техники и инноваций выявляют определение инновация как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Все сказанное, сведем для наглядности, в таблицу (см. табл.1).

Таблица. 1

ятия «инновация»

Автор, источник Понятие инновации (определение)

Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер; предисл. В.С. Автономова. — М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с. Инновация - новая, неизвестная научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом.

Р. Смитс. Innovatio studies in the 21st century: questions from a users perspective//Tehnological Forecasting & Social Change. 2002, № 69.-P.863 Инновация - успешная комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели.

Ю. Морозов Инновационный менеджмент : учеб. пособие ; Нижегор. коммер. ин-т. - Нижний Новгород : ННГУ, 1997. - 187 с. Инновация - прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технологических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера

Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности / Ф. Никсон. -М.: Издательство стандартов, 1990. -230с. Инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Санто Б. Инновация как средство экономического развития/ Б. Санто. — М.: Прогресс, 1990. - 296 с. Инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход.

П.Ф. Друкер. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 432. Инновация - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.Пузыня. - М.: Экономика, 1989. С. 34. Инновация - это процесс передачи научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности»

Оксфордский толковый словарь. Англ.-русс. -М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995, с. 318. Инновация - «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки»

Рассмотренные выше перечисленными авторами по- новаций для конкурентоспособности любой страны на нятия «инновация» - выявляют значимость введения ин- современном этапе развития цивилизации и обозначают

ии

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016 Ш11Ж9И

инновацию как результат/инструмент инновационной деятельности или процесс/комбинацию нового знания/продукта.

На современном этапе эволюционного развития существенный вклад в развитие теории инноваций внесли такие ученые-экономисты как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратана М., Торриси С. и Алессандро Пагано, которые в своих исследованиях по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций. По их мнению, специальное образование играет критическую роль в поддержке технического прогресса, как и расходы крупных компаний на исследования и разработки вкупе с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и малого бизнеса даёт синергию и это означает, что результат совместных действий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные действия.

Стоит отметить, что существует целый ряд условий, при которых возможен рост экономики на основе инноваций. Анализируя многочисленные точки зрения экономистов, можно выделить следующие условия инновационного роста экономики:

- наличие квалифицированных кадров;

- постоянные расходы на образование;

- наличие частного капитала, готового инвестировать в инновации (венчур);

- внутренний спрос;

- международные связи;

- открытость экономики;

- развитость кластеров (по определению Портера) и создание конкурентных преимуществ [11].

М. Портер утверждал, что конкурентоспособность нации зависит от такого факторов как - способность промышленности конкретной нации вводить новшества и модернизироваться, а также осознания создания конкурентных преимуществ посредством инноваций. Учитывая современное состояние тенденций глобализации (инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции, а также растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов [12]), естественно значение инноваций для достижения компаниями конкурентных преимуществ [13].

Здесь, стоит отметить, что в современном экономическом процессе существует интеграция национальных (и региональных) экономик в единое мировое хозяйство и имеется ряд различий, особенностей по сравнению с тем, что происходило в недавнем прошлом:

- большая часть мира не участвовала в глобальной экономике начала 21 века;

- если в начале столетия глобализация была вызвана сокращением транспортных расходов, то в настоящее время она обусловлена снижением стоимости средств коммуникации;

- хотя чистый оборот мирового капитала может быть меньше, чем в прошлом, валовые международные финансовые потоки стали намного больше;

- в настоящее время около 20 процентов продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть - на торговлю между компани-

ями, входящими в транснациональные стратегические союзы;

- в последние годы появляется все большая возможность для каждого предпринимателя мира, инвестора защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента и быстро приспособиться к неожиданным финансовым шокам типа нефтяных;

- сбережения и инвестиции размещаются более эффективно;

- экономическая глобализация происходит наряду с революцией в технологических процессах, которые в свою очередь служат причиной значительных сдвигов в иерархии наций [12].

М. Портер исследовал конкурентоспособность десяти достаточно влиятельных на мировом рынке стран (Великобритании, Германии, Дании, Италии, Кореи, Сингапура, США, Швейцарии, Швеции и Японии). Единственное разумное объяснение конкурентоспособности отдельных наций: наличие в этих странах фирм, сумевших использовать свои отличительные преимущества для создания конкурентных преимуществ. Наиболее перспективный метод достижения таких преимуществ - инновационная деятельность и, особенно, ее стратегический аспект [13].

Однако, хотелось бы выделить и негативные аспекты введения инноваций - А. И. Пригожин считал, что инновациям свойственны противоречия [14]. Как правило, все инновации нарушают равновесие, устойчивость системы. Как реакция на изменение возникают напряжение, стресс, конфликт. То сопротивление, которым среда нередко встречает новую идею, следует считать объективным фактором.

Б. Санто [2] предлагает рассматривать три уровня конфликтов, возникающих из-за инноваций:

1 уровень микрообщественный конфликт (на уровне людей);

2 уровень среднеобщественный (на уровне организаций);

3 уровень макрообщественный (на уровне страны).

Внедрение инновации часто означает для индивида необходимость отказа от старого, привычного. В производстве появление новой идеи зачастую ведет к обесцениванию труда. Кроме зависти и опасений престижного характера причиной конфликта может быть приверженность прежним ценностям, консерватизм. Часто спутником инноваций выступают стрессовые явления на рабочем месте и в повседневной жизни.

Инновации, с одной стороны, создают новые интеллектуальные рабочие места, способствуют появлению новых профессий, интеллектуализации условий труда, повышению уровня образованности и культуры, а с другой - разрушают такой источник экономического роста, как полная занятость, могут вызвать расширение масштабов безработицы. Спутником инновации является требование перегруппировки рабочей силы [2].

Также, во введении инноваций в промышленность по добыванию природных ресурсов (в странах с большим % экспорта природных ресурсов) с отсутствием вокруг своей добывающей промышленности конкурентоспособных не сырьевых секторов (такие как оборудование для горно-обогатительной промышленности, образовательные, управленческие и профессиональные услуги) есть опасность глобальной экспансии иностранных компаний с последующим агрессивным лоббированием своих интересов в принимаю-

EKONOMIA

45

ии

ШДЖЭИ Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #10, 2016

щей стране (пример ТНК).

Следует отметить необходимую составляющую экономического процветания любой нации - это разумное, сбалансированное управление экономической деятельностью правительством страны. При сбалансированной политике государства, растёт возможность развития наукоёмкого производства с добавленной стоимостью, что также положительно влияет на экономику страны. Приобретение инновационных достижений значительно расширяет интеллектуальное развитие общества, что подталкивает к большему исследованию окружающего мира.

Таким образом, из выше исследованного следует вывод:

- на основе выше указанных подходов и рассмотренных определёнными авторами понятия «инновация» - выявляется значимость введения инноваций для конкурентоспособности любой страны на современном этапе развития цивилизации;

- выявляются, также негативные аспекты влияния введения инноваций на общество и экономику определённых стран;

- необходима сбалансированная инновационная политика государства для успешного экономического развития каждой страны.

Выявленная значимость введения инноваций для конкурентоспособности любой страны на современном этапе развития цивилизации определяет необходимость в выведении определения понятия «инновация» - как результат/ инструмент инновационной деятельности или процесс/ комбинацию нового знания/продукта. Так как выше мы разобрали понятие инновация и значение его на современном этапе, то перейдём к рассмотрению типов и характеристик инновационных кластеров.

Список литературы:

1. Schumpeter J.A. The Theory of Economic Development. - New York, Oxford University, 1934. 255 p.

2. Санто Б. Инновация как средство экономического развития/— М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. — М.: Прогресс, 2008. — 192 с.

4. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. -М.: Экономика, 1989. С. 34.

5. Смитс Р. Innovatio studies in the 21st century: questions from a users perspective//Tehnological Forecasting & Social Change. 2002, № 69.-P.863

6. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности / Ф. Никсон. - М.: Издательство стандартов, 1990. - 230 с.

7. Друкер Ф. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 432.

8. Морозов Ю. Инновационный менеджмент : учеб. пособие ; Нижегор. коммер. ин-т. - Нижний Новгород : ННГУ, 1997. - 187 с.

9. Оксфордский толковый словарь. Англ.-русс. - М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995, с. 318.

10. Евростат - Статистическая служба Европейского Союза (ЕС)

11. Изюмова О.Н. Экономическая сущность и природа инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности региона. Журнал «Управление экономическими системами». URL: .http://www.uecs.ru/uecs-34-342011/item/690-2011-10-14-09-07-49

12. Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент

13. Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд. дом "Вильямс", 2000. - 608 c.

14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989. - 271 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.