Научная статья на тему 'Инновации: научные подходы и их развитие'

Инновации: научные подходы и их развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОДХОДЫ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРАКТОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турегельдинова А. Ж.

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «инновации». В результате проведенного анализа существующих понятий уточнено и расширено определение термина «инновация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации: научные подходы и их развитие»

4. Грант Р. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2008. -560 с.

5. Кудина О. Ресурсно-рыночный подход как методологическая основа оценки эффективности инновационной деятельности корпораций // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1.

6. Стратегическая оценка деятельности инновационно-активных предприятий / Под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 209 с.

7. Стратегическое планирование / Под ред. А.Н. Петрова. - СПб., 2003.

8. Стрикленд А.Дж., Томпсон Артур А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуация для анализа. - изд. 12-е. - М.: Вильямс, 2003.

9. Ферафонтова М.В. Концептуальные подходы к оценке роли инноваций в стратегическом управлении и некоторые аспекты выбора инновационной стратегии предприятия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 6. - С. 102-109.

10. Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ. - М.: Эксмо, 2006.

ИННОВАЦИИ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ИХ РАЗВИТИЕ

© Турегельдинова А.Ж.*

Казахстанско-Британский технический университет, Республика Казахстан, г. Астана

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «инновации».

В результате проведенного анализа существующих понятий уточнено

и расширено определение термина «инновация».

Ключевые слова инновации, подходы, определение, трактовка.

В теории и на практике исследование понятия «инновация» получило большое развитие. Инновации являются важным преимуществом в условиях развития конкуренции.

В своей работе «Теория экономического развития» австрийский ученый Йозеф Шумпетер в 1911 году впервые дал определение термину «инновация», определив инновацию как осуществление новых комбинаций, охватывающие пять важных моментов:

1. Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который

* Докторант.

может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия [1, 2].

Результаты научных исследований в области инноваций широко освещены в публикациях зарубежных и отечественных ученных. Вопросы, связанные с нововведениями и инновационной деятельностью, рассматривались в работах таких зарубежных ученых как: Б. Твисс, Р. Смитс, Ф. Удва-диа, Г. Менши, Ф. Никсон, Б. Санто, М. Хучек и др. Активную деятельность по разработке современной концепции экономической теории инноваций проводят российские ученые-экономисты Ю. Морозов, Л. Водачек, О. Во-дачкова, Н. Моисеева, Ю. Анискина, С. Ильенкова, И. Балабанов, А. Приго-жин, В. Медынский, Д. Соколов, А. Титов, М. Шабанова, Завлин, А. Казанцева, Л. Миндели, Г. Ковалев, К. Кирсанов, Р. Фатхутдинов и др.

В Казахстане вопросам эффективного управления инновационной деятельностью посвящены работы О. Яновской, У Баймуратова, Ф. Альжановой, А. Алимбаевой, Г. Аубакировой, А. Тулегеновой, С. Абдагапаровой, Ж. Да-вильбековой, М. Кенжегузина и др.

В научной литературе имеется много определений понятия «инновация», различающихся подходами в зависимости от объекта и предмета исследования. Существует пять основных подходов: объектный, процессный, объектно-утилитарный, процессно-утилитарный, процессно-финансовый [3].

При объектном подходе, инновации выступают как результат научно-технической деятельности - новая техника, технология. В основе подхода, как отмечает Г. Менши, - деление инноваций на базисные, реализующие крупнейшие и крупные открытия и изобретения, закладывающие базу новых отраслей, улучшающие (модифицирующие), которые возникают на основе средних и мелких изобретений как правило в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла, и псевдоинновации, направленные на мелкие совершенствования техники и технологии, позволяющие дать незначительный технологический и экономический эффект.

Процессный подход предполагает под инновацией комплексный динамический процесс, разработка - внедрение в производство - коммерциализа-

ция новых потребительных ценностей - товаров (технических, технологии, организационных форм и т.д.).

Объектно--утилитарный подход к понятию «инновация» определяется следующими направлениями: в качестве инновации понимается объект -новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники, и важным является утилитарная сторона инновации - способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

Отличие подходов заключается в том, что инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Процессно-финансовый подход под инновацией определяет процесс инвестирования в новации, НИОКР, вложение средств в разработку новой техники и технологии.

При разработке исследуемого понятия данные свойства могут и не иметь место, так как каждый автор имеет свой взгляд на трактовку термина, однако, на наш взгляд, в определении инноваций эти свойства в какой-то мере должны предполагаться.

Под инновациями Морозов Ю.П. понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера [4].

Пригожин А.И. считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [5].

Хучек М.отмечает, что в словаре польского языка инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу.

Авторы справочного пособия «Инновационный менеджмент» П.Н. Зав-лин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и др. считают, что инновация - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов [6].

Фатхутдинов Р.А. определяет инновацию как конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [7].

Медынский В.Г. считает, что под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [8].

По мнению Д.В. Соколова, А.Б. Титова, М.М. Шабановой инновация представляет собой итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства, удовлетворяю-

щий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический) [9].

Удвадиа Ф. определяет инновацию как «... относящуюся к: а) принятию деятельности или новых технологий, являющихся новыми для организации; б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике; в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития» [10].

Смитс Р. рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели [11].

В книге Н.К. Моисеевой и Ю.П. Анискина инновация трактуется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей [12].

Госкомстат России, вводя в 1994 году новую форму статистической отчетности по инновациям, определил под ней «внедрение новой или усовершенствованной продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов» [13].

В соответствии с «Руководством Осло», методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций (2005 год) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [14].

Во всех приведенных терминах «инновация» трактуется применительно к конкретной ситуации и не раскрывает экономической сущности инновации. В связи с отсутствием четких критериев определения инновации с позиции ее экономических результатов любое нововведение, в том числе менее прогрессивное или эффективное можно трактовать как инновацию, что в некоторых случаях может быть не обоснованным.

В этой связи определение инновации, которого придерживается Агентство Республики Казахстан по статистике, кажется нам более уточненным. Инновация - это результат научно-технической деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции (товаров, услуг) или технологии, обладающей качественными преимуществами при использовании в практической деятельности по сравнению с применяемыми аналогами и имеющий экономическую и (или) общественную выгоду [15].

В настоящее время отсутствует определенная общепринятая трактовка понятия «инновация». Обобщение приведенных выше определений позволяет нам понимать категорию инновации как определенную научно-исследовательскую деятельность, обладающую качественными преимуществами

при использовании в практической деятельности по сравнению с применяемыми аналогами, позволяющую совершенствовать процесс производственной деятельности, экономические, правовые и социальные отношения.

Таким образом, инновация - это наиболее подвижная и неопределенная экономическая категория. Несмотря на большое количество существующих подходов и трактовок, инновация отражает общие свойства и взаимосвязи в отношениях создания и реализации нововведений. Инновация всеми авторами признается как некий катализатор процесса воспроизводства. В связи, с чем исследования инновации приобретает в настоящее время большое значение, как в теории, так и практике, применительно к конкретным организациям.

Список литературы:

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982. - С. 456.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - Эксмо, 2007. - С. 132-133.

3. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. - М.: Экономика, 2000. - С. 5.

4. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 345 с.

5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989.

6. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П. Завлина, А. Казанцева, Л. Миндели. - М.: Экономика, 2000.

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 272 с.

8. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 294 с.

9. Соколов Д.Д., Титов А.Б., Шабанова М.М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. - СПб.: ГУЭФ, 1997.

10. Udwadia F.E. Creativity and innovation in organizations: Two models and managerial implications // Technological Forecasting and Social Change. -1990. - Vol. 38, Issue 1, August. - Р. 65-80.

11. Smits R. Innovation studies in the 21st century: Questions from a user's perspective // Technological Forecasting & Social Change. - 2002. - № 69. -Р. 861-883.

12. Моисеева Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторгиз-дат, 1993. - С. 221.

13. Инструкция по составлению статистической отчетности об инновационной деятельности промышленного объединения (предприятия): Утв. пост. Госкомстата России от 12.08.94. № 130. - М., 1994. - С. 4.

14. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - 3-е изд.; пер. на рус. яз. - М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. - 192 с.

15. Агентство Республики Казахстан по статистике Методологические пояснения и комментарии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://БШ. ЫОЮПАЬЛЧАУКА^ОУ/РаяеБ^аиНаБрх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.