Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ'

ИННОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оспанов Б.Ж., Эпиктетов А.Г.

Мақалада, Алматы қаласы бойынша жедел медициналық жәрдем станциясында пациенттердің жедел жәрдем шақырту кезінде коммуникаторды қолдану, GPS навигация, бригадалар-ды мониторда бақылау, дистанциялық ЭКГ қолдану, МИСС 03 бағдарламаларына өзгертулер енгізу, өзара келісе отырып емханалардың жұмыс уақытында созылмалы ауруларға біріншілік медико-санитарлық көмек көрсету сияқты жаңа инновациялық технология қолдану туралы жазылғанThe article describes the work of the emergency of Almaty, the use of innovative technologies at the service of patients calling an ambulance, the use of PDAs, GPS navigation, monitoring teams, remote ECG, program change MISS 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN THE AMBULANCE SERVICE

The article describes the work of the emergency of Almaty, the use of innovative technologies at the service of patients calling an ambulance, the use of PDAs, GPS navigation, monitoring teams, remote ECG, program change MISS 03

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ»

ДЕНСАУЛЫК САКТАУ САЛАСЫНДАГЫ ИННОВАЦИЯЛАР/ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Оспанов Б. Ж. Эпиктетов А. Г.

ГКП на ПХВ «Станция скорой медицинской помощи» г. Алматы

ИННОВАЦИИ НА СЛУЖБЕ СКОРОЙ ПОМОЩИ

Аталуы: Жедел медицинальщ жэрдем мекемеанде енпзшген инновация

Авторлары: Б. Ж. Оспанов, А. Г. Эпиктетов; ЖШК ЦКК «Жедел медицинальщ жэрдем станция-сы» Алматы цаласы

Тушндеме: Мацалада, Алматы далась бойынша жедел медицинальщ жэрдем станциясында пациентгердiн жедел жэрдем шацырту кезiнде коммуникаторды цолдану, GPS навигация, бригадалар-ды мониторда бацылау, дистанциялыц ЭКГ цолдану, МИСС 03 багдарламаларына езгертулер енгiзу, езара келюе отырып емханалардын ж^мыс уацытында созылмалы ауруларга бiрiншiлiк медико-санитарлыц кемек керсету сияцты жаца инновациялыц технология цолдану туралы жазылган

Title: Innovation in the ambulance service

Authors: Ospanov B. G., Epiktetov A. G.; SCE on PVC «FirstAid Station», Almaty Abstract: The article describes the work of the emergency of Almaty, the use of innovative technologies at the service of patients calling an ambulance, the use of PDAs, GPS navigation, monitoring teams, remote ECG, program change MISS 03

Термин инновация от латинского слова «novatio» означает обновление. Приставка «in» движение или направление. Это понятие еще в XIX веке ввел австрийский экономист Й. Шумпетер. Инновация - «Это не всякое новшество или нововведение, а только которое серьезно повышает эффективность действующей системы». Инновация - это внедренный процесс, обеспечивающий качественный рост деятельности «innovation» - в направлении изменений.

Как справедливо гласит народная мудрость, что театр начинается с вешалки, так и любое проявление нездоровья, изначально, предполагает тесное знакомство пациента со службой скорой помощи. Именно это, первое впечатление, как правило, наиболее верное, определяет дальнейшее отношение больного к отечественной медицине. Поэтому инновационные направления, касающиеся догоспитального этапа, должны рассматриваться, как наиболее приоритетные.

ШНЕДЖЁЙ

№ 2 (11) 2014

Алматы - крупнейший город в Казахстане с населением около полтора миллиона человек. Учитывая незарегистрированных приезжих, цифра эта значительно занижена. Территория мегаполиса занимает 518 кв. км. Количество обращений растет из года в год, достигнув к 2013 году до 700 000. Это почти на 150 тысяч больше, чем определено государственным заказом. В этих условиях вопрос качественных изменений в работе скорой помощи стоит наиболее остро.

Основная задача для скорой помощи -это минимизация времени прибытия к больным и пострадавшим. Для этого была создана интегрированная система управления деятельностью скорой. Система автоматической передачи данных между центральной диспетчерской и бригадой через карманный персональный компьютер (Коммуникатор). Кроме того, персонал бригады посредством коммуникатора получил возможность оперативно заносить результаты вызова прямо в

программу, минуя диспетчера. Это сократило обработку программы почти на 11 минут.

С прошлого года введена и интегрирована система авто позиционирования вызовов, мониторинг санитарного транспорта, позволяющая определять реальное местоположение бригады. В соответствии с этим появилась возможность использования ближайшей к точке вызова бригады, и исключить не целевое использование служебного автотранспорта. Нововведение позволило сэкономить ГСМ почти на 30%.

Сокращению времени прибытия к больному или пострадавшему в значительной мере способствуют системы спутниковой навигации, установленные на всех санитарных автомобилях. Выбор кратчайшего маршрута позволил сэкономить до 15% ГСМ.

Не менее важной задачей является и повышение качества оказываемой медицинской помощи. Если в недалеком прошлом на весь город насчитывалось не более 10 кардиологических бригад, то есть бригад, оснащенных портативным электрокардиографом и имеющим в своем составе врача, способного интерпретировать ЭКГ, то сейчас наличие соответствующей аппаратуры предусматривается на всех бригадах. Только в 2013 году было закуплено 24 электрокардиографа и 50 дефибрилляторов. С 2014 года врачебные и фельдшерские бригады стали оснащаться системами дистанционной регистрации и анализа ЭКГ. Безусловно, этот метод, исключающий выезд к одному больному второй машины, для простой записи ЭКГ метод, позволяющий исключить перетранспортировки, в результате неуточ-ненного диагноза, экономически выгоден. По данным главного врача ГКП на ПХВ «ССМП» Оспанова Б.Ж. экономия в год составит примерно 14 миллионов тенге.

Согласно приказу Министерства здравоохранения РК № 753 для улучшения оказываемых медицинских услуг и повышения эффективного использования кадровых ресурсов на базе станции скорой помощи был открыт симуляционный обучающий центр. Центр предназначен не только для повыше-

ния квалификации медицинского персонала скорой, но и для широких слоев немедицинских сообществ.

В целях продуктивного диалога с населением, проведения санитарно-просветительской деятельности в более широких масштабах, в 2013 году было принято решение о создании собственного пресс центра. Новый проект успешно развивается.

Нововведения коснулись и вопросов преемственности с другими лечебными учреждениями. Всем ЛПО и УЗ предоставлена возможность по интернету через web портал обращаться к базе данных скорой помощи в реальном режиме времени. Основываясь на полученной информации, любое ЛПО города может более конструктивно координировать свою работу с прикрепленным населением.

Не секрет, что 34 поликлиники г. Алматы по вполне объяснимым причинам не успевают контролировать своих хронических больных, вынуждая последних обращаться к службе 103. С этих позиций на основании договора от 10.06.2013 года в соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Республики Казахстан № 13 от 08.01.2013 года тариф за один вызов бригады скорой помощи к больным, не нуждающимся в оказании экстренных медицинских мероприятий, составляет 1 195 тенге. На сегодняшний день, сумма, предъявленная к оплате, составляет уже 27.715.635 тенге. (23.196 вызовов) Оплачено пока 17.126.820 тенге (14.332 вызова).

Но наряду с победными маршами, мы не можем не заметить, что АСУ «Мисс 103», внедренная из российских программ, адаптированных к сибирским мегаполисам еще в 2000 году, не совсем соответствует Казахстанским реалиям. В частности алгоритмы программы не способны автоматически вычислить оптимальную бригаду для отправки к больным и пострадавшим той или иной категории.

В результате обозначается снижение профильности вызовов. Однако эти проблемы в ближайшем будущем будут решены кардинально.

Шнеджёр!

№ 2 (11) 2014 МЕНАЖЕР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.