Научная статья на тему 'Инновации как основная база экономического роста предприятий'

Инновации как основная база экономического роста предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамзатов Висита Ахмадович, Джентамиров Магомед Хизраевич

В данной статье рассматривается проблема инновационной деятельности предприятия как фактор упрочения лидирующих позиций на рынке в эпоху высокой конкуренции. Проведен анализ по данным Федеральной службы государственной статистики РФ по инновационной активности предприятий РФ за ряд лет. Изложен ряд шагов по повышению конкурентоспособности за счет внедрения преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как основная база экономического роста предприятий»

3. Знаменский Д. Ю., Омельченко Н. А. Кадровая политика и кадровый аудит организации: учебник для бакалавров. Учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2014.

4. Кудрявцева Е. И. Эффективные технологии обучения персонала для подготовки и проведения крупномасштабных мероприятий / Е. И. Кудрявцева / Современные технологии обучения персонала для сферы обслуживания крупномасштабных мероприятий. СПб.: СПБГУСЭ, 2012.

5. Хадасевич Н. Р., Кононова Н. А. Технологии и инструменты обеспечения персоналом организации // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы международной научно-практической конференции (28 декабря 2012 года). Прага. Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2013. С. 497-502.

Innovations as the main base of economic growth enterprises Hamzatov V.1, Dzhentamirov M.2 Инновации как основная база экономического роста предприятий Хамзатов В. А.1, Джентамиров М. Х.2

'Хамзатов Висита Ахмадович /Hamzatov Visita — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита; 2Джентамиров Магомед Хизраевич /Dzhentamirov Magomed - студент, специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит,

Институт экономики и финансов Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема инновационной деятельности предприятия как фактор упрочения лидирующих позиций на рынке в эпоху высокой конкуренции. Проведен анализ по данным Федеральной службы государственной статистики РФ по инновационной активности предприятий РФ за ряд лет. Изложен ряд шагов по повышению конкурентоспособности за счет внедрения преобразований.

Abstract: this article deals with the problem of innovative activity of the enterprise as a factor in the consolidation of its leading position in the market in an era of high competition. The analysis according to the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation on the innovative activity of the enterprises for a number of years. It outlined a number of steps to improve competitiveness through the introduction of reforms.

Ключевые слова: инновация, предприятие, экономический рост. Keywords: innovation, enterprise, economic growth.

Вам непременно придется проводить инновации, если перед вами будет стоять проблема выживания.

Фред Смит

Преобразования составляют одну из главенствующих ниш в экономическом росте предприятий. Различные изменения, происходящие с нововведения предприятия, называются инновациями или инновационной деятельностью. На предприятии, благодаря этому процессу, осуществляется освоение введенных технологических процессов. В конечном счете, предприятие разрабатывает и вводит новые единицы продукции или же совершенствует имеющиеся. Как мы знаем, всякой вещи свойственен процесс старения, и в этой связи предприятия вынуждены систематически обновлять выпускаемую продукцию, использовать новые способы производства или совершенствовать оказываемые услуги и выполняемые работы.

Инновация есть не что иное, как индивидуальное новшество или преобразование, влекущее за собой эффективное повышение действующей производственной системы предприятия, используемые на практике [1].

Источниками инноваций могут быть как внутренние, так и внешние. Так, к внутренним относят:

> Внезапное событие на предприятии (большой успех или провал).

> Преобразования на фоне потребностей производственного процесса.

> Неожиданные изменения на рынке. К внешним источникам относят:

> Новые научные знания и достижения.

> Модификации в морально-этических установках.

> Демографические и экологические изменения.

Одной из важнейших задач государства выступает в наше время поднятие инновационной деятельности организаций, являющего значимым фактором, способствующим занимать надежные доминантные позиции на рынке среди предприятий, развития финансово-экономической самостоятельности. Разделяют две формы преобразований (новшеств): продуктовые и процессные. Создание новой единицы продукции - это кардинальная продуктовая инновация, а когда идет модернизация уже имеющегося продукта - это называется инкрементальной инновацией [2]. К процессным инновациям относят усвоение новых методов производства.

Таким образом, инновационная деятельность - это совокупность мер по использованию интеллектуально-технического и научного потенциала, направленные на получение совершенствованных продуктов или услуг. Ниже представлены данные с ФСГС РФ по инвестиционной активности.

Таблица 1. Инновационная активность фирм в РФ

Год 2010 2011 2012 2013 2014

Инновационная активность организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций в % 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9

Затраты на технологические инновации:

В фактически действовавших ценах, руб. 400 803,8 733 815,9 904560,8 1112429,2 1211897,1

В постоянных ценах, руб. 101124,6 159745,5 183347,5 214641,4 218128,3

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в % 1,6 2,2 2,5 2,9 2,9

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году в % 3,2 3,3 3 2,9 2,8

Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году % 2,2 2,3 1,9 1,9 1,7

Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в % 4,7 5,7 2,7 1,5 1,6

Как видно из таблицы, самый высокий показатель удельного веса по инновационной активности принадлежит 2011 году (10,4%), в последующих годах наблюдается плавное снижение данного показателя, в 2014 г. дойдя до отметки в 9,9%. Притом, затраты на процессные инновации растут с каждым годом, так в 2010 г. они составили 101 124,6 руб., а в 2014 г. 218 128,3 руб.

В эпоху постоянной конкуренции на рынке высокотехнологических затрат, с увеличивающимися затратами средств и времени на разработки этих товаров, необходимо планомерно и стратегически управлять инновационной деятельностью.

В настоящее время инновационная деятельность занимает очень важную нишу в предприятиях. Для «завоевания» лидирующего положения на рынке, предприятия должны думать категориями роста и дополнительной стоимости, воплощать их в инновационном русле и не застревать лишь на уменьшении издержек для удержания своих позиций в ценовой конкуренции. Для обеспечения инновационной деятельности с последующим экономическим ростом, как правило, требуются крупные вложения - инвестиции, которые будут обеспечивать доход предприятию более года. Если в прошедшие времена предприятия были ориентированы на повышение объемов производства за счет инвестиций, то нынче важнейшей целью является повышение финансовых показателей предприятия. Чтобы предприятие могло держать лидирующее положение, необходимо быстро реагировать к постоянно изменяющимся

условиям среды. Необходимо создавать самостоятельные рабочие группы с глубоким пониманием стратегических аспектов, разрабатывающие решение конкретных задач процесса деятельности. Необходимым моментом также является систематическое проведение анализа состояния окружающей среды (планирование, мониторинг, тенденции, наблюдение за происходящим, прогнозирование), точно так же, как и постоянное наблюдение за деятельностью предприятий-конкурентов.

Литература

1. Мирещенков А. Р. Инновационная деятельность в современных условиях. М.: изд-во Стрела, 2012. 325 с.

2. Черных Р. П. Мониторинг окружающей среды: Цели и следствие. СПб.: Север, 2014. 478 с.

Innovation System Abdrakhmanov A. Инновационная система Абдрахманов А. С.

Абдрахманов Ануар Серикович /Abdrakhmanov Anuar — магистрант, Бизнес-школа Шеффилда, Университет Шеффилд Халлам, г. Шеффилд, Англия

Abstract: the key variables and the innovation strategy concepts that are important for the purposes of implementing innovations are discussed. The overall innovation system of the organisation is reviewed. A method of implementing the innovation system is proposed.

Аннотация: рассматриваются понятия ключевых переменных и инновационной стратегии, необходимые для целей внедрения инноваций. Рассматривается инновационная система организации в целом. Предлагается метод внедрения инновационной системы.

Keywords: innovation system, innovation, innovation process, innovation strategy, innovation project. Ключевые слова: инновационная система, инновация, инновационный процесс, инновационная стратегия, инновационный проект.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016- 79-004

The first use of the meaning of innovation system was in the terms of the national innovation system that meant mutual relations of all players of this system at the national level to which state, companies, universities and research institutes relate in order to carry out innovation activity [1]. By virtue of inequality or priority of separate innovation trends there are derived concepts, sectoral innovation system and technological innovation system in the national policy [2]. National innovation system by virtue of globalization of many economic processes is also used in a form of international and regional innovation systems [3]. This meaning was used in the context of corporate innovation system, i.e. organizational mutually related processes and structure of search and creation of innovation products, their integration and promotion at the market [4]. The mutual relation of these meanings is important because the national innovation system, as external environment, contributes to opening of full potential of corporate innovation system as internal environment of a company. One of the vivid samples of the leader of national innovation system is USA. But in case of absence of such mutual relation, for example, in case of non-efficient policy of a regulator in this field it may significantly reduce the innovation capabilities of a company or complicate their implementation [3].

On Figure 1 you can see six key interacting elements of corporate innovation system. The field of our study does not require detailed examination of all elements, but we should cover the key moments. Especially, the leadership and management element should be stressed out as these are the factors which determine as an initiator the changes towards effective innovation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.