Научная статья на тему 'Инновации как инструмент антикризисного управления в промышленности'

Инновации как инструмент антикризисного управления в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / CRISIS / CRISIS MANAGEMENT / INNOVATION / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев А. Н., Алексахина Л. И., Масютин С. А.

Проанализирована значимость антикризисного менеджмента в современных условиях, показана роль инновационной деятельности предприятия как одного из его инструментов. Предложены инновационные стратегии предприятия, применимые в зависимости от этапа развития кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как инструмент антикризисного управления в промышленности»

тов: крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов, обеспечивающих:

- Создание необходимой инфраструктуры, привлекательной для авиакомпаний;

- Возможность использования транзитного потенциала и преимуществ географического положения РФ.

2. Основными целями мероприятий в области в области развития инфраструктуры аэропортов РФ, должны выступать:

- Ликвидация существующих ограничений в области наземного обслуживания ВС, прежде всего путем реализации целевых Программ реконструкции наземной инфраструктуры;

- Проведение организационных мероприятий по модернизации технического обеспечения наземной инфраструктуры аэропортовых комплексов;

- Оптимизация количества международных и узловых аэропортов, осуществление модернизации производственных объектов;

- Развитие основных международных и узловых аэропортов как современных интермодальных транспортных узлов и внешней транспортной инфраструктуры. Дальнейшее развитие транспортного сообщения типа «аэропорт - город», что позволит более эффективно использовать мощности аэропортов.

- Развитие бюджетного финансирования социально значимых аэропортов в регионах, в которых отсутствуют альтернативные виды транспорта.

3. Повышение пропускной способности аэропортов РФ за счет совершенствования системы организации УВД. Пропускная способность аэродромов РФ сегодня остается значительно более низкой, чем в аналогичных по конфигурации наземной инфраструктуры зарубежных аэродромах.

4. Совершенствование системы обеспечения транспортной безопасности для аэропортов РФ. Основой мероприятий для реализации в данном направлении является ФЗ «О транспортной безопасности».

5. Системное развитие региональных перевозок, формирование для этого соответствующего парка ВС авиакомпаний и инфраструктуры региональных АП;

6. Дальнейшее приоритетное развитие коммерческих (маркетинговых) бизнес моделей в управлении аэропортами, конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг, передачи на аутсорсинг ряда непрофильных функций и роста доходов от неавиационной деятельности аэропортов.

7. Совершенствование работы государственных контрольных и надзорных органов РФ в АП РФ:

- Необходимо увязать и скоординировать программы деятельности контрольных органов (таможенная и пограничная службы, органы МВД) с программами развития аэропортов.

- Необходимо упрощение процедур прохождения иммиграционных и таможенных формальностей и процедур, в т.ч. транс-ферных, в т.ч. создать условия для проведения таможенного контроля багажа трансферных пассажиров, как вылетающих за границу, так и прилетающих из-за рубежа, без его выдачи в промежуточном (трансферном) аэропорту РФ. Это позволит осуществлять сквозную регистрацию пассажиров, значительно снизит стыковочное время в аэропортах трансфера и будет способствовать повышению их общей конкурентоспособности.

8. Принятие Закона «Об аэропортах». Достижение определенности по имущественному комплексу аэропорта и зоны его землепользования.

Вышеуказанные мероприятия предлагается положить в основу «Концепции развития аэропортового хозяйства России», подлежащую реализации на федеральном уровне в период 2012 -2017гг.

Литература:

1. Андреев А.В. Актуальные вопросы формирования конкурентоспособных хабов на базе российских предприятий отрасли воздушного транспорта // Вестник ГУУ 2011. № 23.

2. Громов Н.Н. Проблемы в развитии воздушного транспорта России // Бюллетень транспортной информации. 2007. № 7.

3. Корень А.В. Стратегический подход к федеральной аэропортовой сети // Авиатранспортное обозрение. 2007. № 81.

4. Концепция управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации РФ //Приложение N 1 к Приказу Минтранса России от 10 января 2007г. N 5.

5. Левитин И.Е. Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла //Доклад. Министерство транспорта Российской Федерации, 28 марта 2011г.

6. «Транспортная стратегия РФ до 2030 года», Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р

7. Ярошевич Н.Ю. особенности развития аэропортовых комплексов в системе международных воздушных перевозок.// Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 4.

8. Airports Council International (ACI) Annual Report, 1997 -2010;

9. IATA Corporate Air Travel Survey, 2000 - 2010.

10. Airbus Global Market Forecast 2006-2026, 2006.

ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Николаев А.Н., арбитражный управляющий Алексахина Л.И., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» Масютин С.А., д.э.н., профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Проанализирована значимость антикризисного менеджмента в современных условиях, показана роль инновационной деятельности предприятия как одного из его инструментов. Предложены инновационные стратегии предприятия, применимые в зависимости от этапа развития кризисной ситуации.

Ключевые слова: кризис; антикризисный менеджмент; инновационная деятельность; инновационные стратегии.

INNOVATION AS A TOOL IN INDUSTRY CRISIS MANAGEMENT

Nikolaev A., bankruptcy commissioner Aleksakhina L., PhD, Professor, FGBOU VPO «National Research University «MEI» Masyutin S., PhD, Professor, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation

The importance of crisis management in the present conditions is analyzed, the role of innovation of the enterprise as one of its tools is shown. Innovative business strategy applicable depending on the stage of the crisis are proposed.

Keywords: crisis; crisis management; innovation; innovation strategy.

В России формирование современной рыночной конъюнктуры, как характерный для переходной экономики процесс, протекает в условиях нестабильности мировой экономической ситуации, увеличения масштабов конкурентной борьбы и сопровождается изменением, как факторов внешней среды, так и зависящих от дея-

тельности самого предприятия факторов, что приводит к обострению проблемы несостоятельности и неплатежеспособности.

Анализ опыта развития промышленных предприятий показал, что зарождение кризисных явлений является, с одной стороны, механизмом отбора наиболее результативных форм хозяйствования,

Рис. 1. Фазы протекания кризиса и использование инновационных стратегий на каждой из них

а с другой стороны, одной из проблем развития, способствующей снижению рентабельности, увеличению задолженности, нарушению устойчивости развития. В настоящее время главным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и увеличения его устойчивости является инновационная деятельность, а уровень развития инновационной сферы определяет основу устойчивого экономического роста, формируя перспективы развития предприятий.

Таким образом, актуальной является разработка вариантов использования инновационных стратегий промышленных предприятий в контексте антикризисного управления.

Несмотря на разнообразие возникающих кризисных ситуаций могут быть предложены следующие фазы кризиса [1]:

1. Снижение эффективности и объемов прибыли. На данном этапе может быть использована стратегия поиска и привлечения внешних инвестиций (инвесторов, кредиторов) для реализации инновационных проектов на существующих мощностях. Поскольку резервные фонды организации не истощены, реализация стратегии позволит увеличить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

2. Убыточность производства. Последствия этапа выражаются в уменьшении резервных фондов предприятия. В данном случае целесообразно использовать стратегию полной инновационной реструктуризации промышленного предприятия, которая предполагает расширение номенклатуры выпускаемых товаров. В качестве источников финансирования можно выделить средства от продажи или сдачи в аренду части имущества в результате сокращения масштабов предприятия.

3. Истощение резервных фондов, при этом на погашение убытков перенаправляется часть оборотных средств, в результате чего сокращается производство. На данном этапе реализуется стратегия сдачи высвободившихся активов на правах аренды или лизинга для реализации инновационных проектов. Данная стратегия позволит аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы на развитие организации.

4. Неплатежеспособность предприятия. В организации отсутствуют средства, необходимые для финансирования производственной деятельности и погашения долговых обязательств. В данном случае возникает угроза остановки производства и банкротства предприятия. Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Введение внешнего управления возможно в случае существования реальной возможности восстановить платежеспособность организации-должника за счет реализации его имущества и проведения раз-

личных экономических и организационных мероприятий.

В рамках процедуры внешнего управления предлагается использовать стратегию государственной поддержки инновационных проектов. Реализация стратегии государственной поддержки возможна с помощью использования таких инструментов, как создание и использование специализированных региональных инновационных фондов, направленных на активизацию инновационной деятельности в регионе и содействие инновационному развитию предприятий, а также выступление государства в качестве гаранта перед кредиторами и инвесторами предприятия.

На рисунке 1 представлены фазы протекания кризиса и возможности использования инновационных стратегий на каждой из них.

Процесс диагностики кризиса на предприятии представляет собой систему целевого анализа, направленного на выявление признаков кризисного состояния. В тоже время в результате диагностики кризис может быть выявлен на различных стадиях его протекания. Использование предложенных инновационных стратегий позволит последовательно устранив все кризисные явления на предприятии за счет переориентации на инновационную деятельность.

Таким образом, использование перечисленных инновационных стратегий на различных этапах модели протекания кризиса позволит предупредить возникновение и развитие негативных последствий либо восстановить платежеспособность предприятия за счет увеличения её конкурентоспособности.

Литература:

1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. // Журнал «Проблемы теории и практики управления». - 2000.- №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.