УДК 338.43:332.1:001.895
Дедеева С.А., Лапаева О.Ф.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Сельскому хозяйству России, как и всем отраслям экономики РФ, требуются огромные инвестиции. От капитала, вложенного в сельское хозяйство, зависит не только развитие земледелия, но и всей сельскохозяйственной отрасли, а также развитие инфраструктуры в сельской местности и, конечно, решение социальных задач на селе.
В сельском хозяйстве существует ряд факторов, которые препятствуют стабильному росту инновационной активности. К ним можно отнести: снижение производства сельскохозяйственной продукции; слабая политика государства; высокая стоимость новой техники и технологий; неблагоприятная инвестиционная ситуация в сельскохозяйственной отрасли.
Для решения проблемы повышения эффективности сельскохозяйственной производства необходима его модернизация. В этой связи важно решить следующие задачи: обеспечить рост инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной отрасли для частных инвесторов, как российских, так и зарубежных; повысить темпы роста технико - технологического переоснащения сельскохозяйственных предприятий и организаций; разработать и внедрить новые технологии на инновационной основе.
Чтобы данные цели были достигнуты, необходимо создать благоприятный климат для стабильного развития села. Для этого нужно осуществить комплекс мер, включающих улучшение социальной инфраструктуры, выделение государственных и региональных субсидий с целью улучшения условий жизни села, повышение занятости и доходов сельского населения за счёт различных видов деятельности как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных (промыслы, сельский туризм и прочее). Кроме того, нужно совершенствовать земельное и налоговое законодательство, осуществлять грамотную антимонопольную политику, создавать ассоциации и союзы сельскохозяйственных организаций, улучшать информационную базу и доступ к ней, поддерживать плодородие почвы.
Эти меры позволят обеспечить рост конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и замещение импорта на всей территории страны, а также увеличить доходность сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственные предприятия, агропромышленный комплекс, инновации, технологии, инновационная деятельность, инновационный процесс, импортозамещение.
Агропромышленный комплекс России в настоящее время находится в кризисном состоянии, которое связано с недостаточной развитостью научно-технического направления в сфере сельского хозяйства. Если сравнивать использование инновационного потенциала в Российской Федерации в сравнении с ведущими странами мира, то оказывается он используется всего 5-6%, тогда как в США данный показатель равен 50%. Каждый год сельским хозяйством остаются невостребованными около 40-50% научно-технических достижений и разработок.
В настоящее время инновационный процесс в агропромышленном комплексе имеет три взаимодополняющих направления:
1. Развитие человеческого капитала. Реализация данного направления возможна только при улучшении образования, создании и поддержке научно-исследовательских предприятий и организаций, банка данных по инновациям, а также системы по информированию и консуль-
тированию экономических агентов, занятых в сфере агропромышленного комплекса.
2. Инвестирование в постоянное развитие биологических ресурсов. Это направление осуществляется на основе создания и использования нововведений, которые повышают плодородие почвы, увеличивают урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота.
3. Создание новых технологий. Оно обеспечивает совершенствование агропромышленного комплекса за счет применения энергосберегающей, а также ресурсосберегающей наукоемкой техники и технологий, которые позволяют повысить производительность труда и эффективность деятельности всей сельскохозяйственной отрасли. Только через ускоренную модернизацию отрасли, базирующейся на новых технологиях, возможно преодолеть многие отрицательные факторы и негативные стороны в сельскохозяйственном производстве: низкую производительность труда, которая в 8-10 раз ниже чем в эконо-
мически развитых странах, низкую урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сельскохозяйственных животных, устаревшую материально-техническую базу, низкий уровень использования трудовых, природно-ландшафтных и финансовых ресурсов.
Кроме того, важно отметить, что в сельском хозяйстве действует ряд факторов, которые препятствуют стабильному росту инновационной активности. К ним можно отнести следующие:
- устаревание имеющейся технологической и научно-технической базы сельскохозяйственной отрасли и ее несоответствие новым мировым производственным и экономическим требованиям. Снижение производства сельскохозяйственной продукции, слабая политика государства, которая практически не способствует поддержанию агропромышленного комплекса, и высокая стоимость новой техники и технологий не позволяют развивать инновационную деятельность в сельскохозяйственной отрасли.
- сохраняющиеся диспропорции обмена между агропромышленным комплексом и другими отраслями российской экономики приводят к его деградации. Стоит отметить, что существенно ухудшают положение сельскохозяйственной отрасли постоянно растущие цены на энергоносители, а это в свою очередь приводит к еще большему истощению агропромышленного комплекса в целом.
- неблагоприятная инвестиционная ситуация в сельскохозяйственной отрасли и низкая норма доходности огромного числа экономических агентов, задействованных в данной сфере экономики страны. Несмотря на то, что в последние годы происходит процесс активизации иннвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, его доля до сих пор не выше одного процента расходной части бюджета при удельном весе продукции в ВВП страны на уровне 4,4%. Стоит отметить, что и ресурсов, необходимых для эффективной инновационной деятельности, значительно меньше, чем это требуется для сбалансированного развития сельскохозяйственной отрасли. К тому же за последние семь лет в 1,5 раза уменьшились собственные средства сельскохозяйственных предприятий, которые служат основным источником инвестирования в основной капитал и производство сельскохо-
зяйственной продукции, что является не только сдерживающим аспектом инновационной деятельности агропромышленного комплекса, но и создаёт угрозу невыплаты полученных кредитов. В 2013 г. объем прибыли, полученной экономическими агентами, занятыми в сфере сельского хозяйства, составил 130,3 млрд. руб., в то время как их общая кредитная задолженность выросла до 1,154 трлн. руб.,
Для решения проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходима его модернизация.
В этой связи необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить рост инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной отрасли для частных инвесторов, как российских, так и зарубежных;
- повысить темпы роста технико-технологического переоснащения сельскохозяйственных предприятий и организаций;
- осуществить сбалансированное развитие социальной инфраструктуры на муниципальном уровне, что должно обеспечить приток квалифицированных кадров в село;
- разработать и внедрить новые технологии на инновационной основе.
Для успешной реализации этих задач необходимо проводить эффективную экономическую политику. В Оренбургской области можно выделить следующие ключевые цели региональной аграрной политики на 2013-2017 гг.:
1. Улучшение финансовой устойчивости агропромышленного сектора и создание основы для постоянного роста эффективности сельского хозяйства региона;
2. Модернизация основных отраслей агропромышленного комплекса региона;
3. Обеспечение ускоренного роста растениеводства и животноводства с целью повышения конкурентоспособности продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
4. Создание социально-экономических условий роста уровня жизни сельчан и создание специальных образовательных учреждений для подготовки квалифицированных кадров;
5. Реанимация с помощью государственного инвестирования и бюджетных отчислений наиболее ценных сельскохозяйственных организаций, предприятий и угодий.
Сбалансированное и эффективное развитие агропромышленного сектора должно быть направлено не только решение накопленных в регионе экономических, социальных и прочих проблем, но и на увеличение ВВП Российской Федерации, повышение уровня жизни, то есть на обеспечение социально-экономического развития государства в целом.
Основными целями, на которые опирается государственная программа развития сельского хозяйства, являются:
1. Стабильное развитие муниципальных образований (преимущественно сельских территорий), увеличение рабочих мест и доходов населения;
2. Повышение конкурентоспособности продукции сельского хозяйства;
3. Правильное использование сельскохозяйственных ресурсов, их сохранение и воспроизводство.
Чтобы данные цели были осуществлены, необходимо создать благоприятный климат для стабильного развития села. Для этого нужно осуществить комплекс мер, включающих улучшение социальной инфраструктуры, выделение государственных и региональных субсидий с целью улучшения условий жизни села, повышение занятости и доходов сельского населения за счёт развития различных видов деятельности как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных (промыслы, сельский туризм и прочее). Кроме того, необходимо совершенствовать земельное и налоговое законодательство, осуществлять грамотную антимонопольную политику, создавать ассоциации и союзы сельскохозяйственных организаций, улучшать информационную базу и доступ к ней, поддерживать плодородие почвы.
Важно также обеспечить ускоренное развитие приоритетных направлений сельскохозяйственной отрасли региона, в первую очередь, животноводства, за счет совершенствования и приобретения новых основных фондов, эффективного использования ресурсного и производственного потенциала, выстраивания более совершенного механизма регулирования сельскохозяйственной отрасли региона. Важной задачей является устранение диспропорций в агропромышленном секторе региона, благодаря поддержке тех предприятий, которые наиболее
рентабельны и конкурентоспособны, но без государственных субсидий и дотаций не смогут реализоваться в полном объеме.
В 2013-2017 гг. основная государственная поддержка будет осуществляться в животноводческом комплексе, особенно на предприятиях по производству мясной продукции. Упор делается на такие направления агропромышленного комплекса, как свиноводство и птицеводство, что позволит резко увеличить объем выпуска нескольких видов мяса.
Укрепить финансовую стабильность агропромышленного комплекса региона можно благодаря финансовой поддержке производителей сельскохозяйственной продукции путём осуществления их доступа к новым кредитным ресурсам, а также страхования сельхозтоваропроизводителей. Также необходимо создание системы по информированию и консультированию сельскохозяйственных предприятий и организаций, институтов земельной ипотеки, совершенствование технологических регламентов, что предуссмотренно государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132017 годы».
В 2013-2017 гг. государственной программой предусмотрено сохранение льгот по налогообложению производителей сельскохозяйственной продукции, усовершенствование антимонопольного законодательства. Большое значение имеет принятие ряда законов и государственных проектов по уменьшению транс-акционных издержек. Это позволит остановить уменьшение аграрного потенциала, как регионов, так и страны в целом, а также укорить работу кадастровой системы.
Кроме того, важно улучшить механизм внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырьем и продукцией, выделение перспективных направлений для привлечения иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс, формирование новой системы контроля качества отечественной сельскохозяйственной продукции, отвечающей мировым стандартам. Это обеспечит рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и за-
мещение импорта на всей территории страны, а также увеличит доходность сельскохозяйственных предприятий и организаций.
В повышении конкурентоспособности агропромышленного сектора страны важную роль играют макроэкономическая политика государства и субъектов федерации. Необходимо иметь ввиду, что с точки зрения состояния ресурсного потенциала очень важные последствия для агропромышленного комплекса регионов будет иметь антимонопольная политика. В настоящий период времени сельскохозяйственная отрасль регионов России употребляет самые дешевые в мире горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, электричество и природный газ, зерноуборочные тракторы и комбайны (не отличающиеся качеством и надежностью сельскохозяйственной техники, по сравнению с мировыми конкурентами). По данным недавно проводимых независимых исследований, при прочих равных условиях, себестоимость сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации является одной из самых низких в мире. Слишком низкая стоимость основных средств производства сельскохозяйственной продукции дает запас конкурентоспособности, которым в настоящий период времени пользуется сельскохозяйственная отрасль страны. Если в конце осуществления реформ внутренние цены на средства производства начнут достигать мировых, это приведет к тяжелым последствиям, если не катастрофе для российского агропромышленного комплекса.
В качестве неотложных мер по поддержке сельскохозяйственных предприятий можно предложить следующие:
1. Перестроение структуры сельскохозяйственного производства с целью адаптации предприятий к общемировым условиям.
2. Разработку и внедрение быстро окупаемой и ресурсосберегающей техники, и технологий.
3. Ввести поощрительные меры (налоговые субсидии и льготы) для агропромышленной коопераций и сельскохозяйственной интеграции.
4. Развитие лизинга и повышение эффективности использования федеральных кредитных ресурсов.
5. Разработка государственной программы по обучению сельскохозяйственных предпринимателей. По оценкам ведущих экспертов, их не менее 1,6 млн. Если они научатся грамотно пользоваться землей, то в Российской Федерации произойдет возрождение сельскохозяйственной отрасли.
6. Повысить эффективность федерального субсидирования агропромышленного сектора через переориентацию субсидий с уровня производителя сельскохозяйственной продукции на уровень ее потребителя.
7. В качестве дополнительного метода поддержания агропромышленного комплекса следует начать использование льготирования активов и налога на добавленную стоимость на горючее и другие сельскохозяйственные ресурсы.
9. Использование новых управленческих методик и других инноваций в сфере управления.
Российское общество в целом должно осознавать важность сельскохозяйственного производства для безопасности страны и способствовать созданию такой атмосферы, когда никто не желает спокойно наблюдать стагнацию такой важнейшей отрасли экономики, какой является сельское хозяйство, а каждый желает употреблять качественные продукты питания собственного производства и обязывает правительство сделать для этого все необходимое. Внедрение инноваций в сельское хозяйство - верный путь к достижению ожиданий общества.
10.08.2015
Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,
областной грант №26
Список литературы:
1. Баландин Д.А. Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий // Российское предпринимательство, 2012.- №15.- с. 102 - 106.
2. Баландин Д.А. Социальная и демографическая ситуация в сельских поселениях // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», 2012- №3.- с. 3 - 7.
3. Белкин В.Н. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала предприятия / Белкина Н.А., Владыкина Л.Б. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.- с. 132.
4. Буреш О.В. Регион как основное звено формирования инновационной экономики / О.В. Буреш, с.П. Лапаев; Мин. обр. и науки Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2012. - 237 с.
5. Дедеева С.А. Инновации как фактор экономического роста сельского хозяйства России / с.А. Дедеева: Современная российская экономическая модель. Проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно - практической конференции факультета экономики и управления магнитогорского государственного университета Магнитогорского гос. университет. МАГУ 2008.- с. 231 - 236.
6. Масленникова А.Ю. Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития / А.Ю. Масленникова, М.Г. Лапаева // Вестник ОГУ - 2014.- №14. - с. 258 - 262.
7. Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография / с.П. Лапаев. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. - 272 с.
8. Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы: монография / с.П. Лапаев; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.
9. Крохта М. Г. Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства необходимо / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов // АПК: экономика, управление. — 2012. — №5. — с. 68-71.
10. Алтухов А. И. Инновационный путь развития сельского хозяйства как основа повышения его конкурентоспособности // Вестник Орловского Государственного Аграрного Университета. — 2008. — №6 (15). - с. 4 - 6.
11. Матвеев Д. М. Организационно-экономический механизм освоения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве / Д. М. Матвеев, Тен Ен Дог // АПК: экономика, управление. — 2010. — №9. — с. 81-83.
12. Шабанова Т. И. Развитие сельского хозяйства в России // Сибирский торгово-экономический журнал. -2010. — №10.- с. 266 -270.
13. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий // Вестник НГАУ — 2008. — №8. — с. 60-65.
14. Матвеев Д. М. Роль консалтинговой деятельности в технико-технологическом переоснащении сельского хозяйства / А. Т. Стад-ник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов; Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Изд-во НГАУ 2013. — 200 с.
15. Стадник А. Т. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях /А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев // Вестник НГАУ — 2009. — №10.- с. 79-82.
16. Матвеев Д. М. Повышение эффективности государственной поддержки технического переоснащения сельского хозяйства / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта // Вестник НГАУ 2012. — №3 (24) — с. 132-136.
17. Миков К.А. Организационно-экономические предпосылки развития АПК на муниципальном уровне // Российское предпринимательство, 2012.- №10.- с. 126 - 131.
18. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Сведения об авторах:
Дедеева Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, Россия, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: [email protected].
Лапаева Ольга Федоровна, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат эконмичских наук 460018, Россия, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: [email protected].