Научная статья на тему 'Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия'

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарева Надежда Вячеславовна, Ищенко Арина Дмитриевна, Синева Надежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы реализации инноваций с позиции основополагающего фактора конкурентоспособности предприятия. Авторами приводится классификация инноваций с точки зрения их реализуемости в современной модели инновационного предпринимательства в России. Особый акцент сделан на реализацию подобных моделей в деятельности отечественных инновационных предприятий, в частности, компании «Армоком», вышедшей на рынок с инновационной продукцией по принципу «неожиданный успех». Сделаны выводы о значимости внедрения инновационного продукта, как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарева Надежда Вячеславовна, Ищенко Арина Дмитриевна, Синева Надежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия»

УДК 338

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Бондарева Надежда Вячеславовна, студент (nadezhda.bondareva.99@mail.ru) Ищенко Арина Дмитриевна, студент (Arinakovdor@rambler.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент

(e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет м. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы реализации инноваций с позиции основополагающего фактора конкурентоспособности предприятия. Авторами приводится классификация инноваций с точки зрения их реализуемости в современной модели инновационного предпринимательства в России. Особый акцент сделан на реализацию подобных моделей в деятельности отечественных инновационных предприятий, в частности, компании «Армоком», вышедшей на рынок с инновационной продукцией по принципу «неожиданный успех». Сделаны выводы о значимости внедрения инновационного продукта, как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность.

На современном этапе развития предприятий научно-техническая революция (НТР) стала основным фактором формирования ведущих сфер экономики. Под ее влиянием ускоренными темпами обновляется техническая основа производства и потребления, преобразуется сырье, постоянно улучшается изготавливаемая продукция, пополняется ее ассортимент, ускоряется процесс изучений и исследований новых типов продукции.

Создание, внедрение в производство новейшей продукции имеют для компаний существенное значение, как способ повышения конкурентоспособности и ликвидации зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов изготавливаемой продукции. Обновление продукции происходит достаточно стремительными темпами в современных условиях [1].

Внедрение новых технологий — это ключ к повышению рыночной конкурентоспособности современного предприятия, это одно из основных направлений повышения эффективности производства, совершенствования качества изготавливаемой продукции и оказываемых услуг. Нацеленность инновационной деятельности, прежде всего, обусловлена производством новых товаров и услуг. Инновационная деятельность является гарантом

успешного предприятия, так как эта деятельность приносит высокий доход, но в это же время требует очень высоких затрат.

Инновации, как фактор повышения конкурентоспособности — это конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового, либо улучшенного продукта, который может использоваться для последующей реализации в практической деятельности. Данное изобретение доводится до стадии коммерческого использования, и впоследствии оно начинает давать экономический эффект [5].

Инновации, влияющие на конкурентоспособность, классифицируются следующим образом (Таблица 1.) [2].

Таблица 1 - Классификация инноваций

Классификационный признак Вид инновации Содержание инноваций

1. Причина возникновения 1.1. Реактивные 1.2. Стратегические 1.1. Обеспечивающие выживание предприятия; реагирующие на преобразования, осуществляемые конкурентами 1.2. Внедрение носит упреждающий характер (с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).

2. Предмет и сфера приложения 2.1. Продуктовые 2.2. Рыночные 2.3. Инновации -процессы 2.1. Новые продукты и услуги. 2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также сфер, позволяющих реализовать услугу на новых рынках. 2.3. Технология, организация производства и управленческие ресурсы.

3. Характер удовлетворения потребностей 3.1. Ориентирование на существующие потребности 3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей. 3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично. 3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться в результате изменения ценностных ориентаций потребителей.

Стоит уделить внимание важности ввода инновации на рынок, на этом делают акцент множество ученых. В современном мире конкурентоспособность организаций во многом зависит от умения внедрить инновацию

на рынок. Если не классифицировать инновации, то их можно разделить на две основные группы: открытые и закрытые.

Открытыми можно назвать инновации, которые позволяют использовать как внешние, так и внутренние источники. Предприятиям необходимо вовлекать в процесс создания инновации не только внутренние ресурсы, но и брать их из вне. Интеллектуальные человеческие ресурсы стоят намного дороже вещественных, но привлечение людей сторонних организаций приводит к появлению новых идей [4]. Свежий взгляд со стороны поможет исправить ошибки и улучшить конечный продукт.

Закрытые инновации применяют лишь внутренние ресурсы, а именно личные НИОКР. Предприятие создает отдел, который занимается только разработкой инноваций.

В России чаще всего используется модель открытых инноваций. Помощь молодым инноваторам в настоящее время готовы оказать не большое количество организаций, так как их в России не так много. Финансирование проектов и привлечение специалистов в свои компании - обычная практика таких организаций. Одним из главных помощников в этом деле следует выделить фонд «Сколково». Он играет важную роль в поддержке инновационного бизнеса в России [3].

Рассмотрим инновацию как фактор повышения конкурентоспособности на примере компании «Армоком». Это одна из нескольких компаний, которая больше чем за двадцать лет своего существования не допустила нарушения сроков поставки и производства некачественной продукции. «Армированные композиты» - центр высокопрочных материалов был основан в 1992 году при Центральном научно-исследовательском институте специального машиностроения в г. Хотьково Московской области. Концепция базировалась на том, что из арамидных композитных материалов, какие применяются в космических кораблях, возможно выполнять высокопрочные шнуры, которые должны быть востребованы повсюду, так как шнур прочнее и легче капронового из-за арамидно-композитных волокон.

Первый вклад был выполнен напрямую создателями фирмы - сотрудниками данного института, которые совместно приобрели два необходимых стакана для того, чтобы произвести шнур. В дальнейшем закупка материала для производства была профинансирована. В первой партии было произведено несколько десятков километров шнура, который мгновенно начал пользоваться спросом. Его использовали для применения в качестве буксированных тросов, в альпинизме, на яхтах и т.д. Таким образом, проект уже через год приносил значимый доход.

Дальнейшим ходом компании стала разработка бронежилетов из ара-мидно-композитных волокон. Собственных денег создателей компании не хватало, поэтому под большой процент деньги были получены от частного инвестора. Идея того стоила. Во время производства бронежилетов в России среди бизнесменов и частных охранных структур было огромное количество желающих носить скрытые бронежилеты. В результате компания

«Армоком» начала получать госзаказы от службы охраны Президента, Государственного таможенного комитета, а в дальнейшем и от МВД. Итогом данной инновации стало то, что Министерство обороны обратило внимание на компанию «Армоком», так как созданный специальный бронеком-плект для экипажа БТР по характеристикам оказался в 1,5 раза лучше, чем американский. После чего пошли заявки на бронежилеты, шлемы и защитные комплекты, которые в последующем были профинансированы за счет государственных средств. Следовательно, проект был окуплен и для владельцев компании, и для инвесторов. На сегодняшний день компания «Армоком» изготавливает большую часть продукции по госзаказам.

Таким образом, актуальность темы данной статьи очевидна: инновация является фактором повышения конкурентоспособности предприятия, так как итоговый результат инновационной деятельности может быть использован в новом или улучшенном виде для последующего применения с целью реализации в практической деятельности. Список литературы

1. Гродзенский С Я. Инновации, инновации //Методы менеджмента качества. 2015. № 12. С. 54-55.

2. Синева Н.Л. Менеджмент организации: моделирование инновационной деятельности: учебно-методическое пособие / Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015.

3. Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 161-163.

4. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 90.

5. Явич С.Э., Изопайтис Н.Р. Сложности внедрения инноваций. Инновации и КСО //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 1. С. 101-108.

Bondareva Nadezhda Vyacheslavovna, student Ishchenko Arina Dmitrievna, student

Sineva Nadezda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia INNOVATION AS A FACTOR TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Abstract: The article deals with the implementation of innovations from the position of a fundamental factor in the competitiveness of an enterprise. The authors provide a classification of innovations in terms of their feasibility in the modern model of innovative entre-preneurship in Russia. Particular emphasis was placed on the implementation of such models in the activities of domestic innovative enterprises, in particular, «Armokom», which entered the market with innovative products on the principle of «unexpected suc-cess.» Conclusions about the importance of introducing an innovative product as a factor in improving the competitiveness of an enterprise are made. Keywords: innovation, innovation, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.