исходя из взаимной экономической заинтересованности ее участников.
Основные этапы создания логистической системы транспорта включают:
— принятие решения о стратегии разработки логистической системы на основе анализа результатов эксплуатационно-экономической деятельности различных видов транспорта, входящих в транспортный комплекс. Стратегия должна отражать не только основные цели и задачи работы транспорта, но и позволять моделировать логистическую систему;
— формирование постоянных грузопотоков и логистических цепей как основных элементов логистической системы. Для этого необходимо выполнить детальный анализ существующих грузопотоков и в случае их несоответствия требованиям логистики произвести переформирование;
— разработка логистической системы, включающей совокупность упорядоченных логистических цепей. При этом должны быть созданы подсистемы материального, информационного, финансового, кадрового и других видов обеспечения, отвечающие требованиям логистической системы;
— обоснование и принятие системы показателей, по которым должна производиться
оценка экономической эффективности функционирования логистической системы ТК.
Основными задачами транспортной логистики являются:
— организация и управление доставки изготовленной продукции потребителям с участием различных видов транспорта во внутренних и международных сообщениях;
— оптимизация загрузки подвижного состава и производственной инфраструктуры ТК;
— экономия всех видов ресурсов на всех стадиях перемещения грузов;
— выбор схемы и оптимальных технических средств для доставки товаров от отправителей до получателей с участием различных видов транспорта с минимальными затратами и с полным удовлетворением запросов потребителей.
В заключение можно сделать вывод, что транспортная логистика представляет собой систему организации, планирования, управления и контроля грузовыми и информационными потоками в пространстве и во времени от отправителя до получателя.
Целью логистики является организация в пространстве и во времени грузопотоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей.
УДК 627 Л. Н. Буянова,
д-р экон. наук, профессор, ЗАО «ЦНИИМФ»;
А. Н. Лазарев,
д-р техн. наук, профессор, СПГУВК
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2 МОРСКОГО ФЛОТА
£
С
2
GQ
224^ INNOVATION AS A FACTOR IN INCREASING THE MARITIME FLEET
COMPETITIVENESS
Дана краткая характеристика современного состояния морского флота России. Обоснована роль инноваций в повышении конкурентоспособности отечественного флота. Рассмотрены инновации при создании морских транспортных средств.
A brief description of the current state of the Russian maritime fleet is given. The role of innovations in enhancing the competitiveness of the domestic fleet is grounded. We consider innovations in production of marine vehicles.
Ключевые слова: морской флот России, инновации, конкурентоспособность, морские транспортные средства, система показателей, оценки конкурентоспособности.
Key words: Russian navy, innovation, competitiveness, marine vehicles, system of indicators, assessment of competitiveness.
В СОВРЕМЕННЫХ условиях развития российской экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В полной мере это относится и к судоходным компаниям, материальную базу которых составляет транспортный флот. Несколько слов о современном состоянии и проблемных вопросах его развития.
По данным ЗАО «ЦНИИМФ», общее количество морских транспортных судов, находящихся под контролем России, на 01.02.2012 г. составляло 1418 судов общим дедвейтом 19,6 млн т, в том числе:
— 1067 судов зарегистрированы под российским флагом общим дедвейтом 5,2 млн т (26,3 % от общего тоннажа, контролируемого Россией);
— 328 судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов (9,4 % от общего тоннажа, контролируемого Россией).
Объем перевозок грузов, перевезенных морским флотом, контролируемым российскими судовладельцами, в 2011 г. ориентировочно сохраняется на уровне 2010 г. и составляет 190,2 млн т. Объем перевозок грузов, перевезенных морским флотом под флагом России, — 33,58 млн т.
В целом за период 2007-2011 гг. транспортный флот, контролируемый Россией, по дедвейту увеличился на 28,2 %, а по числу судов снизился на 7,7 %. Наиболее существенные изменения в составе и структуре морского транспортного флота следующие:
— количественные изменения: флот, зарегистрированный под национальным флагом, сократился по тоннажу на 14,9 %; флот, зарегистрированный под иностранными флагами, увеличился на 56,5 %;
— структурные изменения: наиболее интенсивно морской флот России за последние годы пополнялся за счет танкеров, в результате чего доля наливных судов в составе контролируемого Россией флота составляет 73,0 %, из них под иностранными флагами зарегистрировано 87,7 % судов. В составе наливного флота можно отметить появление специализированных танкеров для перевозки химических грузов и судов газовозов. Сухогрузный флот в последнее пятилетие в основном в небольших объемах пополнялся только контейнеровозами и балкерами. В целом структура морского транспортного флота по назначениям судов не соответствует структуре мирового флота;
— изменения возрастной структуры: средний возраст судов, зарегистрированных под флагом России, на начало 2012 г. составляет более 22,9 года, а под иностранными флагами — 8,2 года.
— увеличение российского флота, обусловленное созданием Российского международного реестра судов: на начало 2012 г. в Российском международном реестре судов зарегистрировано 328 транспортных судов (морских и река-море плавания) суммарным дедвейтом 1,8 млн т.
В целом приведенные статистические данные позволяют отметить несколько положительных тенденций: увеличение по дедвейту транспортного флота, контролируемого Россией; интенсивное обновление наливного флота, регистрируемого под иностранными флагами; создание Российского международного реестра судов. Но по-прежнему одной из острых проблем остается минимальное участие отечественного флота в перевозках внешнеторговых грузов России, что во многом обусловлено его низкой конкурентоспособностью на мировом рынке
Выпуск 1
транспортных услуг. В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г. задача по обеспечению конкурентоспособности морского транспорта отнесена к числу приоритетных.
Ниже в укрупненной форме представлена система показателей оценки конкурентоспособности морского флота.
В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. изложены три возможных варианта стратегии инновационного развития страны:
— вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, предполагающий отсутствие масштабных усилий, нацеленных на инновационное раз-
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОРСКОГО ФЛОТА
_______1ч. Конкурентоспособность судоходных
"'41-----компаний как хозяйствующих
субъектов
Конкурентоспособность
судов
Экономические
параметры:
— цена судна;
— себестоимость содержания судна в эксплуатации;
— финансовые показатели работы судоходной компании
Технические параметры судов:
— скорость хода;
— расход топлива;
— уровень автоматизации судна;
— численность экипажа;
— приспособленность судна к ускоренной гру-зообработке
Организационные
параметры:
— качество коммерческого менеджмента;
— качество предоставляемых транспортных услуг судоходной компанией;
— уровень профессиональной подготовки кадров
Нормативные
параметры:
— конвенции международных морских организаций;
— федеральные
законы в области деятельности морского транспорта; —приказы и распоряжения Мин-
транса России
Рис. 1. Система показателей оценки конкурентоспособности морского флота
Анализируя представленные показатели, можно отметить, что их оптимизация с целью повышения интегрального показателя оценки конкурентоспособности судна невозможна без активизации инновационного процесса в области судостроения и технологии транспортировки грузов.
Инновационные технологии, используемые при строительстве и эксплуатации судов, повышают экономическую эффективность их работы, следовательно, влияют на фрахтовые и чартерные ставки. Это, в свою очередь, является определяющим фактором в цене грузов и других товаров и услуг, чье производство зависит от поставки грузов.
витие, поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий;
— вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособ-
ности, предполагающий не только перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное стимулирование развития отечественных разработок;
— вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
Для России — страны с крупной экономикой, диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть однозначным для всех отраслей и секторов. В современных условиях целесообразно применять смешанную стратегию, с элементами лидерства в тех сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.
Развитие инновационных технологий на водном транспорте (морской и речной транспорт) может быть осуществлено по следующим направлениям:
— при создании транспортных средств (морские и речные транспортные суда и суда обеспечивающих видов флота);
— при создании транспортной инфраструктуры (порты, терминалы, подходные каналы, подъездные пути и т. д.);
— при создании технологий по управлению транспортными процессами;
— при создании новых транспортных технологий (современные транспортно-технологические схемы доставки грузов и т. д.).
В данной статье остановимся на первом направлении — инновации при создании транспортных средств.
Основной целью развития инновационных технологий в мировом судостроении яв-
ляется гармонизация экологической и экономической эффективности создаваемых судов. Специалисты отрасли ищут пути оптимизации обводов корпусов, изучают возможности применения новых материалов, использования современных технологий и оборудования для того, чтобы уменьшить вредное воздействие оксидов азота, углекислого газа, оксидов серы, балластных вод на окружающую среду и сократить расходы по эксплуатации судов. Таким образом, основные направления инноваций касаются таких параметров, как размер, дизайн, энергоэффективность, специализация и автоматизация судов. Кратко охарактеризуем их.
Размер судов. Средний размер судов значительно вырос. Увеличение грузоподъемности и грузовместимости судна ведет к сокращению расходов на единицу экипажа, горючего, стоимости простоя, страховки, обслуживания и ремонта. Таким образом, увеличение количества транспортируемого груза приводит к снижению стоимости перевозки единицы груза, что благотворно отражается на всех заинтересованных сторонах в схеме поставок морским транспортом.
Тем не менее стоит учитывать и тот факт, что власти порта должны реагировать на увеличение размеров судов, расширяя инфраструктуру портов (причалы, транспорт) и улучшая доступ к нему (например, углубляя портовые каналы), что потребует дополнительных инвестиций.
Дизайн судов. Дизайн судов значительно изменился, от деревянных к стальным судам, построенным из алюминия и композитных материалов. Инновации в дизайне прежде всего нацелены на сокращение расходов топлива и стоимости постройки судов, однако в то же время инновационные решения существенно увеличивают его экологическую эффективность. Например, замена традиционной стали армированным стекловолокном, использование пластика в конструкции палубных надстроек, трубопроводов и крышек люков может существенно снизить вес конструкций. Использование красок на основе силикона повышает эффективность эксплуатации судна, снижая сопротивление, а также защищает океан от возможной утечки
Выпуск 1
биоцидов (вещества, уничтожающие живые организмы), которые используются в отрасли, чтобы предотвратить обрастание корпуса. Силиконовая краска, покрывающая подводную часть корпуса, характеризуется способностью снижения сопротивления воды, что позволяет экономить топливо.
Энергоэффективность. В последние годы Международная морская организация (1МО) все больше внимания уделяет техническим мерам по сокращению выбросов парниковых газов на вновь построенных и уже эксплуатирующихся судах. Для вновь построенных судов комитет разрабатывает Индекс проектной энергоэффективности (ЕЕБ1), кроме того, создается План судовой энергоэффективности (8ЕЕМР), относящийся ко всем судам.
Кроме того, в соответствии с недавно введенным в действие Приложением VI МК МАРПОЛ 73/78 ИМО дополнительно установлены особые районы контроля выбросов серы, такие как Балтийское и Северное моря, пролив Ла-Манш, прибрежные воды США и ряд других, в границах которых намечено в ближайшие годы многократно сократить выбросы серы с судов. При этом, хотя нормы 1МО по выбросам серы в особых районах достаточно жесткие, морская администрация каждой страны вправе устанавливать в своих портах еще более жесткие нормы.
Таким образом, уже сейчас современные суда оснащают системами улавливания тепла и комбинированного производства тепла и электроэнергии. Часть выхлопных газов возвращается в двигатель, что помогает экономить топливо и снижать выбросы в атмосферу, часть проводится через генератор пара, который затем снабжает энергией паровую турбину, электрические генераторы, производящие электричество.
Специализация. Специализация в судостроительной отрасли произвела значительные перемены в судоходстве. Узкоспециализированные суда все чаще строятся для определенных типов груза. Увеличивая скорость обработки груза, специализация сократила затраты на единицу перевезенных товаров.
В настоящее время большая часть сухих грузов перевозится в контейнеровозах.
Эти стандартизированные контейнеры привнесли поток технических инноваций (таких как специальные краны в точках перевалок) и фундаментальные изменения в организации мультимодальных перевозок.
Благодаря стандартизированным размерам, контейнеры могут перевозиться любым видом транспорта и быстро перегружаться на грузовики или железнодорожные вагоны, оснащенные необходимым оборудованием. С экономической точки зрения это значительно снизило затраты на транспортировку, в основном за счет быстрой погрузки и разгрузки. Для обеспечения эффективного использования контейнеров была модернизирована вся транспортная цепь, что, несмотря на существенные инвестиции, привело к значительному сокращению трудозатрат вследствие уменьшения численности докеров-механизаторов.
Тем не менее, несмотря на то что специализация позволяет максимально повысить качество и эффективность перевозки данного груза, она снижает эксплуатационную гибкость судна и возможность его загрузки на обратных направлениях. Однако контейнеровозы во многом решают эту проблему путем разработки новых типов контейнеров, что, в свою очередь, ведет к постепенной замене некоторых типов судов контейнеровозами.
Автоматизация. В судостроении и судоходстве используются различные технологии автоматизации, включая саморазгружаемые системы, компьютеризированную навигацию и GPS. Автоматизация значительно сократила количество членов экипажа, необходимых на судне, и при этом увеличила безопасность.
Коммерческие суда относительно медленно используют потенциал полной интегрированной автоматизации. Увеличение уровня судовой автоматизации и систем интеграции могут привести к значительной операционной экономии.
Системы автоматизации судна позволяют различным и географически разрозненным компонентам соединиться и автоматически взаимодействовать, так что многим оборудованием и системами, такими как уровень чистой воды, горючего, охлаждающей системы и HAVC (климат-контроль), можно управлять дистанционно.
Однако благодаря растущей конкуренции между компаниями — производителями электроники, а также растущему спросу на надежные системы, затраты снизились, и судовладельцы могут интегрировать все судно в одну систему, чтобы оптимизировать его работу, безопасность и эффективность.
Получить полный контроль над судном можно на мостике, управлять двигателями и дополнительными системами можно также с мостика, что дает капитану полную картину судна. Еще одним преимуществом является повышение безопасности, особенно относительно распознавания пожара, дыма, жара путем использования сенсорных датчиков и обеспечения экранов с данными обо всем судне на мостике.
Интегрированные судовые системы включают разработки по следующим направлениям: диагностика и поведение корпуса, диагностика и работа двигателей, энергетическая эффективность, управление грузом и балластом, планирование маршрута и оптимизация скорости.
Очевидно, что в настоящее время для проектирования, строительства и эксплуатации кораблей и судов требуются современные судовые комплексные интегрированные системы.
Понимая важность развития инноваций при создании новых судов для повышения конкурентоспособности отечественного морского флота и гражданского судостроения на мировом рынке, в составе Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 г. № 103, запланирована разработка концептуальных проектов новых гражданских судов. Программа состоит из семи технологических направлений.
1. Технология создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе.
2. Теоретические и экспериментальные исследования в обеспечение создания перспективной морской техники.
3. Исследовательское проектирование и разработка концептуальных проектов морской техники.
4. Производственные технологии строительства и ремонта морской техники.
5. Технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления.
6. Технология судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем.
7. Системные исследования развития морских технологий и рынков.
ЗАО «ЦНИИМФ» принимает участие в основном в проектах третьего направления: «Разработка концептуальных проектов судов нового поколения».
В рамках данного направления разрабатываются концептуальные проекты по трем укрупненным группам: суда транспортного флота, суда вспомогательного флота, пассажирские суда.
Целью концептуального проектирования является обоснование основных технических решений при разработке требований и технических предложений на проектирование судов.
Проведение научных исследований по выбору рационального архитектурно-конструктивного типа, общего расположения, формы обводов корпуса, главных размерений, характеристик энергетической установки и движительно-рулевого комплекса и оценка экономической эффективности.
Разработка концептуального проекта судна включает следующие стадии: технико-экономическое обоснование судна, разработка основных технико-эксплуатационных требований к судну, техническое задание на разработку проекта судна, разработка эскизного проекта судна. В составе каждого проектного документа предусмотрен специальный раздел: инновационные решения.
Так, например, при разработке концептуального проекта дизель-электрического портового ледокола мощностью 4 МВт инновационным решением проектантов является использование винторулевых колонок (ВРК) 1229 в качестве пропульсивных комплексов, что позволяет значительно улучшить маневренные качества при работе ледокола во льдах, а также при электрической передаче мощности существенно уменьшить потребные объемы
Выпуск 1
машинных отделений. В проекте были рассмотрены варианты пропульсивных установок, отличающихся типом и мощностью, данные по которым были представлены фирмами — производителями ВРК, электродвигателей, дизель-генераторов.
В настоящее время ледоколы и суда ледового плавания оснащаются винторулевыми колонками двух типов — электрическими и механическими. Электрические колонки с гребным двигателем, находящимся в гондоле вне корпуса судна, поставляет компания “АВВ” под торговой маркой ‘А^ро^’. Колонки с 2-образной механической передачей вращения от электродвигателей к винтам разрабатываются несколькими зарубежными фирмами. На основе данных производителей
и соответствующих расчетов основных характеристик были выполнены проектно-исследовательские проработки шести различных вариантов портового ледокола, отличающиеся мощностью и типом пропульсивной установки (по три варианта с ВРК «Азипод» и с механической ВРК «Роллс-ройс/Стир-проп»).
Строительство судов нового поколения является актуальной народно-хозяйственной задачей, как с точки зрения повышения экономической эффективности растущих перевозок грузов, так и с точки зрения повышения безопасности их транспортировки. Поэтому необходимо понимать, что инновации должны стать неотъемлемым элементом каждого проекта нового судна.
УДК 005.1.003.13 Г. М. Курошева,
д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;
А. А. Самсонов
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
m
230]
VALUATION METHODS OF ECONOMIC EFFICIENCY OF MANAGEMENT SYSTEM OF PERSONNEL POTENTIAL REPRODUCTION AT THE TRANSPORT
COMPLEX
В статье изложены результаты анализа применяемых на практике и рекомендованных в научной отечественной и зарубежной литературе методов расчета экономической эффективности системы воспроизводства кадрового потенциала, а также даны рекомендации к применению уточненных методов определения эффективности подготовки и использования кадров в транспортном комплексе.
In article results of the analysis put into practice are stated and recommended for the scientific domestic and foreign literature on methods of calculation of economic efficiency ofpersonnel potential reproduction system, and also recommendations for application of the specified methods of determination of efficiency of training and usage of personnel at the transport complex are made.
Ключевые слова: кадровый потенциал, система образования, социальная и экономическая эффективность, стадия воспроизводства, критерии, потребленные и примененные ресурсы, результат производства.
Key words: personnel potential, education system, social and economic efficiency, a reproduction stage, criteria, consumed and applied resources, result of manufacture.