Научная статья на тему 'Инновации и управление предпринимательским университетом. Модель процесса организации учебно-методической деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса'

Инновации и управление предпринимательским университетом. Модель процесса организации учебно-методической деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононова Ольга Витальевна

Обосновывается необходимость инноваций в области управления вузом. Предлагается ряд организационных инноваций для управления учебно-методической деятельностью вуза предпринимательского типа на основе использования инструментария стратегического менеджмента. Рассматривается подход к оценке эффективности инноваций в учебно-методической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations and administration in the entrepreneurial university. The model of process of methodical work organization in Vladivostok state university of economics and servise

It is supported the need for innovations in the area of university administration, proposes a number of organizational innovations in methodical work administration of the entrepreneurial university on the basis of strategic management tools, and considered an approach to estimate the efficiency of innovations of university methodical work.

Текст научной работы на тему «Инновации и управление предпринимательским университетом. Модель процесса организации учебно-методической деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса»

в технологии дистанционного обучения / Н. Н. Абаку- доступа : http://www.auditorium.ru/aud/newforum/. Загл мова [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим с экрана.

O. V. Kononova, N. A. Oleshkevich, E. V. Sadon

CONTROL OVER FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCES. PSYCHOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL FORMS

It is considered consideration of possibilities of practical realization from the competency point of approach to the educational process organization in modern high school in the field of control over formation professional competencies.

УЦК 658.1(075):338.24:378.11

О. В. Кононова

ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ. МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Обосновывается необходимость инноваций в области управления вузом. Предлагается ряд организационных инноваций для управления учебно-методической деятельностью вуза предпринимательского типа на основе использования инструментария стратегического менеджмента. Рассматривается подход к оценке эффективности инноваций в учебно-методической деятельности.

Современное развитие российской системы образования определяется новыми требованиями к «продукту» высшей школы, суть которых состоит в подготовке конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников. При этом национальная высшая школа не может реформироваться вне общемировых тенденций развития. В этих условиях главная цель проводимых высшими учебными заведениями преобразований - превращение их в равноправных партнеров на мировом рынке образовательных услуг. Равноправное партнерство и конкурентоспособность российского образования возможны только при переходе России в международное социально-экономическое пространство. В новых условиях неотъемлемой частью функционирования современного российского вуза становятся рыночные отношения.

1. Стремление к сохранению конкурентоспособности своих образовательных услуг, устойчивого экономического роста заставляет вузы модернизироваться, изменяться, реагируя на изменения внешней среды. Наиболее важными факторами конкурентоспособности любой организации являются: четкое фокусирование бизнеса; глобализация деятельности; высокая инновационная активность.

Инновационная активность - наиболее гибкий индикатор состояния и конкурентоспособности экономики. Угасание этой активности - это потеря позиций на внешних рынках, старение производственных мощностей, разрастание инвестиционного, технологического и экономического кризисов. Новые теории экономического роста подчеркивают, что именно развитие инноваций, а не просто накопление капитала, являются движущей силой устойчивого экономического роста [1].

Цля обеспечения конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования (ВПО) и качества результатов его деятельности в условиях рыночной экономики необходимо рассматривать вуз как бизнес-систему, социально-экономическую систему предпринимательского типа. Это требует формирования нового организационно-управленческого механизма вуза, применения новых технологий и подходов к оценке деятельности, свойственных бизнес-структурам. Все эти преобразования являются инновационными для вуза.

Предпосылкой инновационной деятельности вуза и конкретизация его инновационных намерений находится в области стратегического менеджмента. Вузу нужны инновации, являющиеся мероприятиями по реализации стратегического плана развития, назначения вуза. Но, как правило, достижение цели вариативно, поэтому каждому вузу важно выделить типы инноваций, которые будут эффективны именно для него.

Основоположник экономического описания инноваций И. Шумпетер выделил пять типов нововведений (инноваций). Цля условий современного вуза, с нашей точки зрения, эти типы можно интерпретировать следующим образом (таблица).

Инновации также принято классифицировать в соответствие с выбранным критерием. Например, по критерию «Отдельные сферы деятельности на предприятии» обычно выделяют следующие инновации: продуктовые, технологические, управленческие, организационные и экономические. Очевидно, что социально-экономическое содержание инновации в вузе и, например в промышленности, имеет значительные отличия. В промышлен-

ности, торговле и многих других сферах деятельности, как правило, наибольшую значимость для развития предприятия имеют продуктовые инновации. Рассматривая инновации в вузе, договоримся, что при этом имеем в виду только деятельность вуза, выраженную образовательными услугами.

Под образовательной услугой обычно понимается целый комплекс различных товаров и услуг. В понятие образовательные услуги входит и элемент товара (учебники и учебные пособия, производимые вузом, различные учебные фонды и оборудование, предоставляемое вузом в пользование студентам), и элемент услуги [2]. Поэтому под продуктовой инновацией в вузе, с нашей точки зрения, следует понимать новые образовательные (основные и дополнительные) программы вуза, а также новые или улучшенные товары. Например, электронные учебники.

Новые или улучшенные образовательные услуги -продуктовые инновации обеспечивают образовательному учреждению на какое-то время преимущество перед конкурентами, ослабляя интенсивность ценовой конкуренции, с которой связана реализация образовательных услуг; позволяют увеличить прибыль за счет повышения цены реализации новой образовательной услуги по сравнению с ее себестоимостью. На внедрение продуктовых инноваций есть ограничения, определяющие эффективность данного вида инноваций для вуза: наличие неудовлетворенного спроса на образовательную услугу, потребности рынка труда, численность профессорско-преподавательского состава, лимит учебно-лабораторных площадей и пр. [3]. Кроме этого существует и ограничение на цену реализации образовательной услуги, обусловленную рядом внешних факторов. Основными инвесторами вуза выступают государство с лимитированным годовым бюджетом и заказчик образовательной услуги (в большинстве случаев студент или родители студента), инвестиционные возможности которого тоже ограничены.

В настоящее время конкуренция вузов, особенно на региональном уровне, обострилась. Большинство вузов предлагают один и тот же перечень образовательных программ, пользующихся наибольшим спросом на рынке образовательных услуг. В то же время демографическая ситуация в стране уменьшает количество потенциальных потребителей образовательных услуг вуза. В этих условиях выигрывает тот вуз, который может предложить за сравнимую или такую же цену услугу большего содержания, результативности и качества в самом широком

смысле. Следовательно, на данном этапе функционирования продуктовые инновации не могут превалировать в инновационной стратегии вуза. Потенциал инновационной деятельности с нашей точки зрения - в снижении издержек, в том числе на производство товаров; эффективных управленческих решениях; кадровой политике, т. е. использовании непродуктовых инноваций. Одним из наиболее эффективных для вуза решений является внедрение организационных инноваций на основе положений стратегического менеджмента.

Термин «организационные инновации» в Российской Федерации законодательно не установлен и определяется на основе обычаев делового оборота. Организационные инновации (организационно-управленческие изменения, организационно-управленческие инновации)

- тип инноваций, относящихся к управляющим воздействиям, организационным и управляющим решениям, методическим подходам, выраженным в стандартах, нормах, нормативах и т. д. Согласно [3] переход к высшим учебным заведениям предпринимательского типа предполагает ряд организационно-экономических инноваций: изменение структуры управления вузом, использование инструментария стратегического менеджмента, концепции контроллинга и методологии управления проектами. Привлекательность организационных инноваций в том, что для них более важны управленческие и интеллектуальные ресурсы, чем финансовые.

2. Успешная деятельность предпринимательского университета требует использования стратегического и инновационного менеджмента, обеспечивающих оптимальность институциональных и управляющих условий функционирования. Предпринимательский университет - тип университета на основе организационного подхода. Центральной организационной характеристикой предпринимательского университета является всеобъемлющая предпринимательская организационная культура. Это ведомый миссией и концепцией (а не директивным планом и ограничительными инструкциями) университет, в котором поощряются разнообразные инициативы сотрудников, направленные на развитие вуза. Предпринимательский университет сочетает черты профессиональной и предпринимательской организации [6]. Вопросами стратегического менеджмента (знаете ли вы, где находитесь? знаете ли вы, куда идете? знаете ли вы, как туда попасть?) должно задаваться не только высшее руководство университета. При формировании миссии, стратегических

Интерпретация типологии инноваций Й. Шумпетера применительно к образовательным услугам ВПО

Тип нововведений по Й. Шумпетеру Интерпретация типа применительно к образовательным услугам ВПО

Использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта Маркетинг образовательных услуг; применение новых технологий организации и материально-технического обеспечения учебного процесса

Внедрение новой продукции с новыми свойствами Расширение спектра образовательных услуг

Использование нового сырья -

Изменения в организации производства и управления предприятием Инновационный и стратегический менеджмент: изменения организационной структуры вуза и организационных моделей реализации основной деятельности; системы стандартов и качества и т. п.

Появление новых рынков сбыта Экспорт образовательных услуг

целей и процессов организации неизбежно происходит декомпозиция этих целей и процессов на более низкий уровень менеджмента.

«На современном этапе развития рыночной инфраструктуры инновационный процесс должен рассматриваться как стратегический процесс, являющийся одним из стратегических процессов предприятия» [4]. Выделим в качестве отдельного стратегического процесса учебнометодическую деятельность (УМЦ) вуза. Цанный процесс нуждается в инновациях как организационных, так и технологических, поскольку является гарантом повышения качества и производительности в области образовательных услуг. Общепризнанно, что университеты принципиально отличаются от работающих на прибыль коммерческих фирм, так как у них высшие социальные цели, большая общественная ответственность и широкий спектр акционеров. Однако они могут только выиграть, если примут на вооружение в своей деятельности два базовых принципа менеджмента - производительность и эффективность [5]. Эффективность связана с минимизацией затрат [6] и дефицитом ресурсов университета -финансов, оборудования, площадей, квалифицированного кадрового состава и т. п. Цефицит ресурсов и ограничения, накладываемые внешней средой на формирование цены образовательной услуги, заставляет вузы искать пути снижения затрат. А они заложены в эффективном менеджменте. Производительность связана с выбором направлений деятельности вуза, диверсификацией этой деятельности, выделением центров затрат и перераспределением ресурсов предприятия. Использование в практике вуза этих принципов говорит о наличие стратегического управления в вузе.

3. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), избравшем стратегию предпринимательского вуза, управление учебно-методической деятельностью (УМЦ) в течение нескольких лет осуществляется на основе организационных инноваций. Целью инноваций является поддержание конкурентоспособности университета за счет обеспечения качества обучения, соответствующее международным стандартам. Качество подразумевает управление содержанием учебного процесса - систему организационных и административных мер, предпринимаемых руководством вуза для организации эффективного образовательного процесса. Под эффективностью не в последнюю очередь понимается экономическая эффективность образовательного процесса, свойственная предпринимательскому университету.

В управлении содержанием учебного процесса можно выделить три основных направления деятельности:

- анализ содержания учебных планов и составляющих их учебных модулей и дисциплин, результатом которой является последующая оптимизация процесса формирования комплексного обеспечения учебного процесса как основного условия качества подготовки специалиста;

- управление (организация, планирование и контроль) деятельностью учебных подразделений по разделу УМР, целью которых является достижение оптимального уровня информационно-методической обеспеченности учебного процесса, как головного вуза, так и его филиалов;

- достижение и поддержание качества и разнообра-

зия создаваемого в вузе комплексного учебно-методического и информационного обеспечения с учетом потребностей новых технологий обучения.

Согласно Кларку, переход к предпринимательскому университету предполагает: усиление управленческого ядра; расширение периферии университета в целях его развития; диверсификацию источников финансирования; стимулирование основного профессорско-преподавательского состава; развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры. При этом расширение периферии университета может предполагать появление подразделений, которые более чем традиционные готовы принимать и продвигать изменения, контактировать с внешней и стимулировать активность внутренней среды. Такие подразделения, вырастающие рядом с факультетами и кафедрами, являются главным способом групповой и академической работы [6].

Структура управления УМЦ включает подразделения и систему коллегиальных органов, обеспечивающих инициативу снизу с учетом стратегических интересов вуза (рис. 1). Коллегиальные органы университета: РИСО -редакционно-издательский совет, УМСО - учебно-методический совет, УМК - учебно-методическая комиссия, УМКЦ - учебно-методический комплект дисциплины.

Наличие стандартов, стандартизирующих процессы и продукцию, и работу коллегиальных органов управления во ВГУЭС, осуществляющих принятие управленческих решений на основе анализа информации, полученной на основе контроллинга, позволило разработать механизм управления планированием и контроля выполнения годовой учебной нагрузки кафедрами университета и построить модель организации учебно-методической деятельности вуза.

4. Организацию процесса учебно-методической деятельности предпринимательского университета можно представить в виде модели (рис. 2). Основу этого процесса составляют: планирование, создание, контроль и анализ.

Основой процесса планирования во ВГУЭС является нормативный документ «Нормы времени для расчета работы преподавателя», ежегодно утверждаемый приказом ректора. Отдельные виды работ по всем разделам планов кафедр и соответствующим им разделам «Норм времени для расчета труда преподавателя» нормируются в часах. Нормы времени дают однозначное соответствие между объемом работы (материала) и трудозатратами.

Несмотря на то, что формирование учебно-методического поручения происходит в управленческих структурах вуза, кафедры (институты) самостоятельно принимают решение о возможности и необходимости включения отдельных позиций в методические поручения и затем в план кафедры, могут выходить со встречными предложениями, т. е. участвуют непосредственно в процессе формирования нагрузки.

Процесс планирования работы по разделу УМР проходит в несколько этапов. На первом этапе преподаватели подают в учебно-методическую комиссию своего института план-проспект учебно-методической разработки. Он составляется только на полнообъемные учебные издания (учебные пособия, курсы/конспекты лекций, практикумы, хрестоматии, справочники) или разработки

инновационного характера, например, сетевые курсы и банки контрольно-измерительных материалов. Основные позиции плана-проспекта отражают информацию о целях, назначении, читательском адресе, новизне и содержании будущей работы.

На втором этапе планы-проспекты, получившие одобрение УМК институтов, поступают на рассмотрение ре-

дакционно-издательского совета (РИСО), который решает вопрос о целесообразности включения заявленных работ в заказ университета. На основе полученного заказа, заявки института заочного и дистанционного обучения (ИЗЦО), данных анализа обеспеченности образовательных программ формируется методическое поручение для каждой кафедры университета (третий этап).

- коллегиальный орган университета

- должность в коллегиальном органе, обязанности в подразделении

Рис. 1. Структура управления УМД ВГУЭС

Рис. 2. Модель организации процесса УМД ВГУЭС 290

Анализ обеспеченности образовательных программ автоматизирован. Во ВГУЭС контроллинг УМЦ реализован в виде системы управления учебно-методическим и библиотечным обеспечением (СУМБО). СУМБО значительно облегчила задачу перспективного планирования нагрузки преподавателей, давая объективную картину обеспеченности отдельных дисциплин и готовности к началу учебного года каждой кафедры в отдельности и университета в целом.

На последнем этапе планирования годовой нагрузки отдельные позиции методического поручения кафедры попадают в индивидуальные планы преподавателей, а затем формируется сводный план кафедры. На этом этапе происходит окончательное согласование нагрузки по разделу УМР на текущий учебный год, уточняется объем каждой разработки и время ее выполнения. После согласования и утверждения нагрузка подлежит безусловному выполнению, а контроль ее выполнения осуществляется на нескольких уровнях. Нагрузка по разделу «Учебно-методическая работа» может выполняться также на конкурсной основе по принципу грантования.

Процесс формирования кафедральной нагрузки на основе поручений также автоматизирован. Разработанная во ВГУЭС программа «Формирование нагрузки» установлена на каждой кафедре университета. Структура программы полностью соответствует «Нормам времени для расчета работы преподавателя» и перенастраивается с внесением изменений или дополнений в этот документ. Преимуществом электронного планирования является то, что планы преподавателей легко трансформируются в итоговые планы кафедр, институтов и вуза в целом.

Утверждение стандартов, содержания образовательных программ осуществляется Учебно-методическим советом университета. Контроль качества и сроки выполнения работ возложены на УМК институтов и отдел организации учебно-методической работы. Подготовленные и одобренные материалы поступают в издательство (рукописи и их электронные варианты). Все материалы, включая электронные издания, проходят полный цикл редакционно-издательской подготовки, публикуются и размещаются на сайтах университета.

Следует отметить новизну представленной модели. Во-первых, впервые управление учебно-методической деятельностью всех учебных подразделений, включая филиалы, проводится на основе контроллинга. Во-вторых, большая часть функций процесса планирования и мониторинга (оценки) качества, своевременности выполнения работ решаются теперь не на административном уровне, а на уровне института с учетом общей нагрузки каждого из учебных подразделений института и потенциала каждого преподавателя кафедры. Обратным контуром управления процесса УМЦ является ежегодный приказ «Об основных итогах образовательной деятельности университета».

5. В современной теории и практике инновационного менеджмента до сих пор не существует единой концепции оценки эффективности инноваций. Одна из причин в том, что доходность многих инноваций имеет отсроченный стратегический характер [7]. Организационные инновации, такие как изменение структуры пред-

приятия, внедрение новых методов и технологий управления не дают моментальных эффектов, кроме того, осуществляются в условиях неопределенности и повышенного риска при достаточно длительной разработке и реализации проекта. Если говорить об образовательных системах или отдельных учреждениях, то целью нововведений, как правило, является не получение прибыли в краткосрочный период, а создание имиджа иннова-тивной компании для стимулирования реализации своих основных образовательных услуг. Поэтому для образовательных систем необходима разработка особого подхода к оценке эффективности инновационной деятельности и выделении ее показателей. Представляется удачным использование в образовательных системах качественного (целевого) подхода к оценке эффективности инноваций [7], ориентированного на оценку эффективности с точки зрения максимального соответствия результатов инноваций поставленным стратегическим целям. Цанный метод основан на умении руководителя предвидеть, прогнозировать будущие рыночные ситуации, определять факторы будущей конкурентоспособности, ставить достижимые цели и находить новые пути их достижения. Качественный подход может дополняться количественным (затратным), отражающим как финансовые, так и нефинансовые затраты на инновационную деятельность и соответственно позволяющим оценивать эффективность проводимых преобразований в разных единицах измерения, например академических часах [8].

Библиографический список

1. Чечюрина, М. Н. Управленческие инновации и экономическое развитие общества / М. Н. Чечюрина // Вестник Москов. гос. техн. ун-та. Т. 4. 2001. № 2. С. 203-208.

2. Сагинова, О.В. Стратегия вуза : маркетинговый аспект / О. В. Сагинова // Экономика образования. 2004. №2 (21). С. 26-40.

3. Белый, Е. М. Организационно-экономический механизм управления вузом предпринимательского типа / Е. М. Белый, И. Б. Романова // Образование и инновации. 2003. N° 1 (58). С. 30-31.

4. Евдокимова, Л. О. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Л. О. Евдокимова, Л. С. Слесарева. СПб. : ООО «Андреевский издательский дом». 68 с.

5. Развитие стратегического подхода к управлению в Российских университетах / под ред. Е. А. Князева. Казань : Унипресс, 2001. 528 с.

6. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / В. М. Филиппов. М. : Логос, 2005. 540 с.

7. Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов / О. М. Хотяшева. СПб. : Питер, 2005. 318 с.

8. Кононова, О. В. Использование контроллинга показателей процесса при проверке качества учебно-методической деятельности вуза / О. В. Кононова // Повышение качества непрерывного профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Красноярск, 20-22 апреля 2006. Ч. 1. С. 173-180.

O. V. Kononova

INNOVATIONS AND ADMINISTRATION IN THE ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY. THE MODEL OF PROCESS OF METHODICAL WORK ORGANIZATION IN VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVISE

It is supported the need for innovations in the area of university administration, proposes a number of organizational innovations in methodical work administration of the entrepreneurial university on the basis of strategic management tools, and considered an approach to estimate the efficiency of innovations of university methodical work.

УЦК 347.7

Е. М. Волконицкая

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И РОССИИ

Проводится сравнительный анализ правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций при их создании в европейских странах и Российской Федерации. Выявляются наиболее актуальные проблемы и предлагаются возможные пути их решения на основе опыта зарубежных стран.

Уже не одно десятилетие специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое «начало» от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.

Международный опыт показывает, что первым шагом по созданию благоприятных условий для развития экономики и способствующих привлечению иностранных инвестиций является создание эффективной системы государственной регистрации юридических лиц - коммерческих организаций.

Юридическая энциклопедия понятие «регистрация» раскрывает в двух значениях: 1) внесение в список, книгу; составление перечня, описи; 2) запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности [16].

Суть государственной регистрации заключается в придании субъекту права законного статуса юридического лица, его легитимация, т. е. регистрация по своей сущности является правоустанавливающим фактом.

Обратимся к легальному определению рассматриваемого понятия, которое подтверждается Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2, ст. 1).

Цанное определение может привести к ошибочной оценке государственной регистрации как простой техни-

ческой операции. На наш взгляд значение института государственной регистрации значительно шире.

Основным правовым значением государственной регистрации коммерческой организации является обретение ей правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что предполагает возможность «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». Тесно переплетаются с правовыми экономические значения, которые выражаются в: 1) обеспечении возможности получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций для рыночной экономики одним из основных принципов является открытость сторон договора; 2) устойчивости экономического оборота - это производная гарантия от первого значения [5]; 3) способствовании укрепления порядка в рыночных отношениях [10]; 4) охране общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц [6]; 5) получении сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики [9].

В странах Европы в национальный реестр бизнеса (бизнес-реестр) включаются четко регламентированные сведения о компании. Любое заинтересованное лицо может получить копии документов компании и сведения из них, включая учредительные документы; любые поправки к данным документам; сведения о назначении на должность, увольнении лиц, обладающих полномочиями действовать от имени компании, а также сведения о любых изменениях местонахождения компании, сведения о ликвидации компании, назначении ликвидаторов и др. Также доступны сведения об объеме акционерного (складочного капитала). За предоставление информации взимается законодательно установленная плата.

Информация из реестра официально используется всеми государственными органами, включая налоговые, полицейские, таможенные и др. Организация взаимодей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.