Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ И ТРЕНДЫ В МАРКЕТИНГЕ'

ИННОВАЦИИ И ТРЕНДЫ В МАРКЕТИНГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / НОВШЕСТВА И ТРЕНДЫ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Анастасия Сергеевна, Фендюр Наталья Александровна, Ветров Алексей Сергеевич

Данная статья посвящена анализу испрользования в своей работе принципов и способов инновационного маркетинга известными российскими и зарубежными компаниями и организациями, а также особенностям инновационного маркетинга на предприятиях различных сфер деятельности. Авторы статьи приводят современные инновационные новшества в области маркетинга, которые с успехом использовали в своей работе передовые компании в 2020 году, особенно в условиях жестких пандемийных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AND TRENDS IN MARKETING

This article is devoted to the analysis of the use in their work the principles and methods of innovative marketing by well-known Russian and foreign companies and organizations, as well as the peculiarities of innovative marketing at enterprises in various fields of activity. The authors of the article cite modern innovations in the field of marketing, which have been successfully used in their work by leading companies in 2020, especially in the face of tough pandemic restrictions.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ И ТРЕНДЫ В МАРКЕТИНГЕ»

MODERN VECTOR OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SCIENCE BASED ON A PERSONAL APPROACH

This article examines the development of management science in Russia and abroad, which includes three main approaches: process, system and situational. The modern work of managers involves to a greater extent the use of a personal or personal approach in the field of identifying their competencies, motivational attitudes, communications and working with staff to achieve organizational goals and objectives. The personal approach does not contradict the above-mentioned key areas, but allows most of the attention to be transferred directly to the subject of management and its interaction with the staff.

Diagram of a modern adaptation approaches in management is: a systematic approach determines the conditions and complex elements, and their relationships; process reglamentary Manager function and order of their execution; situational helps to understand the head of the environmental factors that caused the problem, choose a method, or to establish a thief administrative decision in accordance with situational changes-tion. Election and appointment to the position of the head should be carried out taking into account the professional path and experience, psychological characteristics and qualities of the individual, predisposition to management activities, including successful anti-crisis activities, willingness to take personal responsibility for the division, organization, project.

Keywords: management concept, system approach, situational approach, process approach, management function, motivation, management style, management method, situational approach, personal approach, leadership.

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.020 ИННОВАЦИИ И ТРЕНДЫ В МАРКЕТИНГЕ

Малышева Анастасия Сергеевна, магистрант

(Email: anastasiya_malysheva_97@bk.ru) Фендюр Наталья Александровна, магистрант (Email: natasha-koblova@mail.ru) Ветров Алексей Сергеевич, к.э.н., доцент Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов, Россия (Email: vetrovsgceu@mail.ru)

Данная статья посвящена анализу испрользования в своей работе принципов и способов инновационного маркетинга известными российскими и зарубежными компаниями и организациями, а также особенностям инновационного маркетинга на предприятиях различных сфер деятельности.

Авторы статьи приводят современные инновационные новшества в области маркетинга, которые с успехом использовали в своей работе передовые компании в 2020 году, особенно в условиях жестких пандемийных ограничений.

Ключевые слова: инновационный маркетинг, новшества и тренды, маркетинговая деятельность, методы и способы продвижения инноваций.

Инновационный маркетинг представляется сегодня как совершенно новая концепция маркетинговой деятельности. Он являет собой концепцию маркетинга, основанную на желании организации, компании, предприятия непрерывно осуществлять качественное улучшение своего товара, пред-

ставляемых услуг и методов привлечения покупателей и клиентов. Однако, на практике инновационный маркетинг является результатом научно-технического прогресса и развития соответствующих технологий.

Внедрение инновационного маркетинга в наши дни используют достаточно небольшое количество предприятий. Обычно инновационный маркетинг применяется в рекламе, пиаре, продажах, а использующие его организации оказываются наиболее эффективными и более конкурентоспособными в сравнении со своими партнерами. Инновационный маркетинг, к сожалению, мало распространен в нашей стране, хотя в его основе лежат современные достижения науки и техники, способствующие увеличению продаж.

Инновационный маркетинг предполагает новый подход к бизнесу - экспериментальный, который мало пока еще проверен на практике, что вызывает страх и, зачастую, отталкивает от его применения на предприятиях. Инновационный маркетинг сегодня помогает предприятиям расти быстрыми темпами и удерживать лидерские позиции, поскольку конкуренция как никогда высока, а клиента уже сложно удивить чем-то новым [1, с. 31].

Бытует мнение, что хороший продукт в маркетинге не нуждается, так как он способен продавать себя сам. Однако, это большое заблуждение, ведь маркетинг не ограничивается одним только продвижением товара или услуги. Он сопровождает продукт на всех этапах его создания, начиная с формулировки идеи и заканчивая развёртываением коммерческого производства.

Главным вызовом 2020 года, несомненно, стала пандемия, которая оказала влияние на рынок и внесла свои корректировки в сферу маркетинга. Некоторые перемены, такие как элитаризация офлайна и переход в онлайн, останутся с нами ещё надолго. Вместе с этим, многие услуги, например спорт, медитации, развлечения перешли в разряд элитарных и оказываются исключительно в индивидуальном порядке.

Осознанное потребление является ещё одной важной переменой нынешнего года. Время, необходимое людям для принятия решения о покупке какого-либо товара, возросло в несколько раз. Столь прагматичный подход в свою очередь привел к снижению достатка и упадку определённых отраслей экономики. В связи с этим, теперь требуется более эффективная сегментация и высококачественная работа с ценностями клиента.

Каждый год система маркетинговых коммуникаций пополняется новыми инструментами воздействия на клиента, а в инновационном маркетинге появляются всё новые и новые тенденции. Почётное место на пике популярности сейчас занимают короткие видеоформаты, которые придают эффект реалити-шоу рекламным роликам. Сюда можно отнести видео в Telegram и TikTok, сторис в Instagram. Работающие в фоновом режиме, обучающие и развлекательные подкасты получили вторую жизнь и вновь стали актуальными.

Чат-боты продолжают внедряться ещё активнее, чем прежде, что способствует совершенствованию алгоритмов SEO-оптимизации. Их основное преимущество - возможность мгновенного реагирования и доступность 24 часа в сутки. По аналогии с Amazon или Netflix, которые подбирают индивидуальные рекомендации по каждому из своих товаров, многие крупные компании всё больше сил вкладывают в персонализацию продвижения. Основными преимуществами ботов являются:

— экономия времени, так как бот знает всё и может проконсультировать гораздо быстрее, чем человек;

— высокий уровень удовлетворённости клиентов, в связи с тем, что бот всегда под рукой и готов оперативно ответить на все вопросы;

— исключительная вежливость, ведь механизм не бывает уставшим или грубым. Зато они всегда понятны и информативны, а это именно то, что нужно клиенту, чтобы чувствовать себя комфортно.

Благодаря тому, что it-технологии развиваются также стремительно, как и маркетинг, у маркетологов с каждым днём появляется всё больше новых возможностей и инструментов. Одна из инноваций 2020 года - широкое применение искусственного интеллекта. Его интеграция способствует росту быстрых и чётких решений вашей целевой аудитории. Чтобы научить машины действовать по аналогии с людьми и обучить их определённым видам деятельности, для которых необходимы интеллектуальные усилия, используется искусственный интеллект. На данный момент искусственный интеллект проник практически во все сферы нашей повседневной жизни, а потому маркетологи не могли оставить без внимания данный инструмент.

Важно отметить, что главной целью искусственного интеллекта является расширение способностей контакта с аудиторией, благодаря более эффективному оказанию помощи в проблемах клиента, а вовсе не нивелирование в потребности в человеческом труде или абсолютная замена людей. С помощью технологий искусственного интеллекта повышено качество сбора информации и её анализа, а также качество принятых на их основании решений.

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность оказывают сейчас влияние практически на каждого человека. Большинство из нас уже неоднократно сталкивались с широким применением данного инструмента крупными компаниями. Примером может послужить онлайн-примерка мебели у "IKEA" или некоторых видов одежды и обуви у "Lamoda". По причине дороговизны оборудования и внушительных габаритов гарнитур, внедрение этой инновации в маркетинг происходит не так уж быстро. В будущем, когда стоимость внедрения виртуальной и дополненной реальности снизятся, компании смогут чаще включать эти технологии в свои маркетинговые стратегии [7].

Согласно изданию "Известия" до конца 2021 года должен быть принят закон, который в корне изменит возможно использования биометрии. На данный момент пилотная версия единой биометрической системы запуще-

на в гипермаркетах "Лента" холдингом "ВТБ". Позднее единая биометрическая система позволит банкам вводить оплату по лицу в кафе и магазинах в эксплуатацию. Существующие слепки лица и голоса пока что можно использовать только в целях удалённого открытия вкладов в некоторых банках. Чтобы произвести оплату с помощью лица или голоса человеку необходимо будет сдать свои данные в единую биометрическую систему. Каждый банк будет также отдельно собирать слепки и формировать собственные базы.

Как было выяснено нейробиологами, наш мозг любит объединять мысли, а потому в нашем сознании бренды ассоциируются с образами и чувствами. Одна мысль всегда вызывает у нас другие мысли, схожие с ней. Именно поэтому мозг запоминает связь определённых обстоятельств, при которых мы видим рекламу, и конкретного бренда. Например, человек может вспомнить конфеты Skittles, когда видит на небе радугу. В связи с выявленной закономерностью многие компании начали размещать рекламы на фотохостингах, таких как Unsplash, Getty, Shutterstock и другие. Все эти изображения могут использоваться компаниями, пользователями и СМИ абсолютно бесплатно. Платформы не взимают плату за размещение фотоконтента, а компания, таким образом, приносит пользу обществу, снабжая их качественными изображениями, а заодно получает охваты. Канал уже показал огромный потенциал, а первые кейсы получились очень успешными, получив более 90 миллионов просмотров. Пока что рекламная кампания на самой популярной визуальной платформе Unsplash доступна только по приглашению.

Помимо прочего в маркетинге активно появляются тренды социальной направленности, связанные не с получением прибыли, а общественным благом. С одной стороны, задачей социального маркетинга является улучшение имиджа компании в глазах потребителя и повышение его лояльности к бренду, а с другой стороны, это эффективный PR-инструмент. К инновациям и трендам маркетинга социальной направленности относят [2, с. 344]:

— Фандрайзинг. Сбор пожертвований, с помощью которого привлекается внимание, как к проблемам мирового масштаба, так и отдельно взятого города. Компания обозначает проблему, вносит свой вклад и подключает к вопросу всех неравнодушных. Ярким примером может послужить флешмоб с обливанием холодной водой из ведра, в котором приняли участие многие звёзды и, тем самым, собрали внушительную сумму на лечение серьёзного заболевания.

— Модной тенденцией в нынешнее время является забота об окружающей среде и её состоянии. Компании также, в свою очередь, стремятся привлечь внимание потребителей к мировой проблеме. Например, в магазинах "Ашан" установлены кассы зелёного цвета, а "Coca-Cola" размещает свои билборды, изготовленные из веток чайного дерева и заявляет в своих слоганах, что такая реклама из живых растений куда эффективнее.

— Переориентация продукции на людей, чьи возможности ограничены. Например, телефонная компания выпустила мобильное устройство, которое поможет больным астмой измерить уровень объёма легких.

В конце хотелось бы добавить, что принципиальное значение для маркетинга имеет такой тренд, как симплификация. Он означает, что компаниям следует отказаться от громоздких словесных форм и оборотов в пользу лёгкого и незатейливого рассказа потребителю о преимуществах товара. Современный потребитель склонен к простоте и лаконичности во всём. Потенциальный покупатель непременно оценит заботу о его временных ресурсах, ведь как всем известно, время - деньги.

Инновационные маркетинговые методы в размещении (предоставлении) услуг на рынке, в первую очередь направлены на освоение новых каналов товародвижения и сбыта. В нашем случае под каналами понимаются методы, которые используются для реализации услуг потребителям, а не логистические методы. В качестве примеров маркетинговых инноваций в предоставлении услуг служат внедрение систем франчайзинга, консалтинга, формирование и реализация деловых услуг.

Инновационные маркетинговые методы в предоставлении (продвижении) услуг на рынке включают применение новых концепций продвижения товаров и услуг данной организации. Другим примером может являться развитие гудвилла, брендинга и ребрендинга организации в целях позиционирования услуг организации на новом рынке или придания услуге нового имиджа[5, с. 230].

Таким образом, инструменты маркетинговой деятельности являются основой для развития сферы услуг. При этом, основным эффектом применения данных инструментов является непосредственное увеличение реализации продукции/услуг.

Можно сделать вывод, что инновационный маркетинг на предприятии способствует увеличению прибыльности от новых товаров и идей. Сложность его внедрения определяется рисками, однако, чем больше риск, тем может быть больше получаемая прибыль, но никто и не отменял столь же крупных потерь, что отталкивает предпринимателей. Предприятие может использовать различные виды стратегий инновационного маркетинга, каждая из них может быть применена в той или иной ситуации, однако создаются все новые, ведь в сегодняшнее время, для того чтобы занимать лидирующие позиции на рынке, нужно постоянно разрабатывать что-то новое и рисковать.

Список литературы

1. Бахарева К.Е., Ветров А.С. Проблемы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия. // В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сборник научных трудов 5-й Международнойнауч-но-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 30-33.

2. Волжина, Д. В. Инновации и тренды в мировом маркетинге / Д. В. Волжина, Д. О. Домнич. // Молодой ученый. - 2018. - № 49 (235). - С. 343-345.

3. Кузнецов В.П., Романовская Е.В., Храбан Г.С. Инновационный маркетинг как способ повышения конкурентоспособности // Вестник НГИЭИ. 2017. № 6 (73). С. 94-101.

4. Матвеева А. А. Формирование стратегии управления инновационной деятельностью промышленного предприятия в условиях перехода экономики к новому технологическому укладу // Экономика. Право. Инновации. 2018. № 4 (1). С. 59-61.

5. Некрасова Д.С., Ветров А.С. Использование маркетинговых инструментов для повышения предпринимательской активности. // В сборнике: Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства. // Сборник статей по материалам V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. 2019. С. 228-231.

6. Кашанская М.Н. Инновационные маркетинговые технологии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16588.

7. Понкратова А.П., Быкова Д.В. Маркетинг инноваций // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2016. №11-2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ mar-keting-innovatsiy.

Malysheva Anastasia Sergeevna, master's degree student (Email: anastasiya_malysheva_97@bk.ru) Fendjur Natalja Aleksandrovna, master's degree student (Email: natasha-koblova@mail.ru)

Vetrov Aleksey Sergeevich, Cand.Econ.Sci., associate professor

Saratov State Technical University named after Gagarin Yu.A., Saratov, Russia

(Email: vetrovsgceu@mail.ru)

INNOVATIONS AND TRENDS IN MARKETING

Abstract. This article is devoted to the analysis of the use in their work the principles and methods of innovative marketing by well-known Russian and foreign companies and organizations, as well as the peculiarities of innovative marketing at enterprises in various fields of activity.

The authors of the article cite modern innovations in the field of marketing, which have been successfully used in their work by leading companies in 2020, especially in the face of tough pandemic restrictions.

Key words: innovative marketing, innovations and trends, marketing activities, methods and ways of promoting innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.