Научная статья на тему 'Инновации и конкурентоспособность национальной экономики'

Инновации и конкурентоспособность национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бильдебаева Айгуль Баккожаевна

В данной статье анализируется конкурентоспособность продукции национальной экономики в современных условиях рынка, характеризующихся социально-экономическим развитием страны. Конкурентоспособность страны способность перераспределять стоимость в мировом хозяйстве в свою пользу благодаря наличию в стране условий для создания большей добавленной стоимости от применяемых ресурсов. Для фирм необходима инновационная активность, определяющаяся наличием внешних условий. Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий является социально-экономическим развитием страны. Успешное развитие отечественных предприятий необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бильдебаева Айгуль Баккожаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и конкурентоспособность национальной экономики»

27. Тарасова В.В., Тарасов В.Е. Влияние эффектов памяти на мировую экономику и бизнес. Азимут Научных Исследований: Экономика и Управление, 2016. Том 5. № 4 (17). C. 369-372.

28. Tarasova V.V., Tarasov V.E. Logistic map with memory from economic model. Chaos, Solitons and Fractals., 2017. Vol. 95. P. 84-91. DOI: 10.1016/j.chaos.2016.12.012.

29. Tarasova V.V., Tarasov V.E. Fractional dynamics of natural growth and memory effect in economics // European Research, 2016. №. 12 (23). P. 30-37. DOI: 10.20861/2410-2873-201623-004.

30. Tarasova V.V., Tarasov V.E. Economic growth model with constant pace and dynamic memory // Problems of Modern Science and Education, 2017. № 2 (84). P. 40-45. DOI: 10.20861/2304-2338-2017-84-001.

31. Тарасова В.В., Тарасов В.Е. Эредитарное обобщение модели Харрода-Домара и эффекты памяти. Экономика и предпринимательство, 2016. № 10-2 (75-2). С. 72-78.

32. Тарасова В.В., Тарасов В.Е. Эффекты памяти в эредитарной модели Харрода—Домара // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 32 (74). С. 38-44. DOI: 10.20861/2304-2338-2016-74-002.

33. Тарасова В.В., Тарасов В.Е. Кейнсианская модель экономического роста с памятью. Экономика и управление: проблемы, решения, 2016. № 10-2 (58). С. 21-29.

34. Тарасова В.В., Тарасов В.Е. Эффекты памяти в эредитарной модели Кейнса // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 38 (80). С. 56-61. DOI: 10.20861/2304-23382016-80-001.

35. Tarasov V.E. No violation of the Leibniz rule. No fractional derivative. Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation, 2013. Vol. 18. №. 11. P. 2945-2948.

36. Gorenflo R., Kilbas A.A., Mainardi F., Rogosin S.V. Mittag-Leffler Functions, Related Topics and Applications. Berlin: Springer-Verlag, 2014. 443 p.

ИННОВАЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИКИ Бильдебаева А.Б.

Бильдебаева Айгуль Баккожаевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье анализируется конкурентоспособность продукции национальной экономики в современных условиях рынка, характеризующихся социально-экономическим развитием страны. Конкурентоспособность страны - способность перераспределять стоимость в мировом хозяйстве в свою пользу благодаря наличию в стране условий для создания большей добавленной стоимости от применяемых ресурсов. Для фирм необходима инновационная активность, определяющаяся наличием внешних условий. Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий является социально-экономическим развитием страны. Успешное развитие отечественных предприятий - необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции в мировое сообщество.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность продукции,

конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособной экономике,

конкурентоспособной нации, инновационная активность, инновационное развитие.

Экономическое развитие государства в условиях мировой интеграции рынков зависит от степени конкурентоспособности экономики, что невозможно без повышения уровня конкурентоспособности промышленно-производственных комплексов.

В своем Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркивает, что «конкурентоспособность национальной экономики является главным приоритетом нашего развития» [1].

Основным фактором, способным повысить конкурентоспособность регионов и отраслей экономики является фактор инновационного развития, который предлагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.

Конкуренция - тип взаимоотношений между производителями и объемом предложения товаров на рынке. Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. Конкуренция - это условие рыночной активности, конкуренция становится вечным двигателем развития рыночной функции.

Конкурентность рынка определяется границами, способными влиять на рынок, условия реализации своей продукции - цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентнымсчитается рынок. Конкуренция проявляется в том, что создает условия, за которые покупатель на рынке имеет много возможностей для приобретения товаров. Условием конкуренции является независимость субъектов рыночных отношений, самостоятельно принимающих решение о производстве, купле-продаже товаров или услуг, свобода выбора рыночных партнеров. Конкуренция -важный инструмент регулирования общественного производства в условиях рынка.

Структура рынка порождает виды конкуренции: чистая, совершенная и несовершенная.

Конкуренция создает стимулы у производителей к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Современные факторы национальной конкурентоспособности обладают богатыми природными ресурсами и наличием благоприятных цен на труд и природные ресурсы, достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, сформировавших конкурентную среду и проводимую конкурентную стратегию и участие государства в экономических альянсах.

Таблица 1. Структура рынка

Виды конкуренции Размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода

Совершенная конкуренция Мелкие фирмы Однородная продукция Никакие затруднения

Монополистическая конкуренция Мелкие фирмы Разнородная продукция Никакие затруднения

Олигополия Невеликие по размеру крупные фирмы Однородная или разнородная продукция Возможны отдельные препятствия

Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически неопределим

Доланэ, Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Спб. 1992. с. 165

В условиях ускорения процессов глобализации и углубления международного разделения труда необходимо обеспечение конкурентоспособности национальной экономики. Фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может стать только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика. Казахстану предстоит создавать и развивать производство, ориентироваться на экспорт конечных продуктов, рассматривать проблему развития биотехнологических центров при активном международном участии.

Конкурентоспосбность - ключ к успешной интеграции Казахстана в мировую экономику. Последовательное выполнение стратегии «Казахстан - 2050» обеспечит надежную основу для дальнейшего прогресса Казахстана.

Формируя новые условия устойчивого развития национальной экономики необходимо осуществить структурные изменения организационного и технологического характера в стране. Поэтому необходимо восстановоение докризисного (экспорт ориентированной сырьевой экономики с доминирующей ролью государства) является проведение эффективной политики в стране в настоящее время. Необходимо формировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, базирующуюся на знаниях, инновациях и передовом управленческом опыте. Существуют проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики, требующие сохранение специализации на поставках на внешние рынки сырья. Необходимо определить реальное положение Казахстана в настоящее время.

Конкурентоспособность страны - способность перераспределять стоимость в мировом хозяйстве в свою пользу благодаря наличию в стране условий для создания большей добавленной стоимости от применяемых ресурсов.

Инновационная активность фирм определяется наличием внешних условий. Достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятий является социально-экономическое развитие страны. Успешное развитие отечественных предприятий необходимое условие обеспечения экономической безопасности, повышения уровня жизни населения страны, товарного насыщения внутреннего рынка и успешной интеграции в мировое сообщество.

Конкурентоспособность продукции есть способность продукции противостоять на рынке другому товару по совокупрности стоимостных и качественных характеристик, направленных на удовлетворение определенных потребностей покупателя.

Конкурентоспособность предприятия - это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является напралением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание внутреннего и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкурентных сегментах рынка в определенный период времени [2].

Повышение конкурентоспособности продукции становится ключевым фактором увеличения конкурентоспособности предприятия в целом. Конкурентоспособность продукции планирует обеспечения совершенствования ценовой политики и повышения качества продукции.

Развитие рыночной экономики в Республике Казахстан обьусловило усиление конкуренции и обозначило необходимость поисков механизмов и инструмента роста конкурентоспособности отечественных производителей. Деформированная структура экономики Казахстана говорит об уязвимости экономики страны в целом перед влиянием внешних факторов и неустойчивости факторов развития. Особенно остро стоит вопрос усиления конкурентоспособности перед рядом секторов экономики РК, в частности обрабатывающими отраслями, сельским хозяйством.

Полноценная конкуренция в сельском хозяйстве Республики Казахстан сдерживается медленной адаптацией большинства хозйств к условиям открытой конкурентной экономики, сильной монополизацией, низкой результативностью механизмов государственной поддержки сельского хозяйства, неэффективностью отечественного сельскохозяйственного производства.

Рыночные преобразования в агропромышленном секторе РК, порождают необходимость оценки их результатв и степени влияния на конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции, выявить наиболее узкие места в развитииэтого сектора экономики и сформулировать комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

В современных условиях глобализации конкурентоспособность является основным источником стабильного экономического роста, базирующегося на инновациях и модернизации техники и технологий. Экономическое развитие страны в условиях

41

глобализации зависит от потенциала человеческих ресурсов, их квалификации, создания и накопления новых знаний, информационных и телекоммуникационных технологий, деловой культуры и среды бизнеса.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего сравительная, относительная оценка свойств товара.

Конкурентоспособность товара - это обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара - конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Концепция национальной конкурентоспособности создана на теории использования международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик (дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы) для экспорта продукции страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукций из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны - импортера.

Во второй половине ХХвека конкуренция приобрела новые черты: свободная конкуренция свободных товаропроизводителей в разнообразных формах монополистических и олигополистических структур на закрытых рынках; происходил сдвиг от использования ценовых методов к неценовым преимущественно; изменени структуры спроса от потребителей массовой унифицированной продукции к употреблению индивидуального потребительского и инвестиционного спроса трансформирует рынки на все более расшипляющиеся их сегменты инвестиционной конкуренции [3].

Концепция национальной конкурентоспособности определяет способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах, при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения.

Задача повышения конкурентоспособности казахстанской экономики очень трудная, требуемая производство конкурентоспособной высоко технологичной продукции, которая ориентирована на экспортные рынки.

В Стратегии «Казахстан - 2050» отмечается, что для достижения конкурентоспособности экономики страны «до 2050 года необходимо сосредоточится на трудоемких отраслях, которые перспективны с позиции их возможностей и конкурентоспособности. Это, в порядке приоритетов, сельское хозяйство, лесная и перерабатывающая промышленность, легкая и пищевая промышленность, туризм, жилищное строительство и создание инфраструктуры.

Создание конкурентных преимуществ на базе инноваций прослеживается в трех аспектах: стратегического управления, захват рыночной ниши и обеспечения устойчивого роста. В целях обеспечения устойчивого роста компании выделяется инновационные конкурентные преимущества со средней и высокой степени устойчивости. Это достигается за счет инноваций, основанных на концептуальных знаниях, в основе которой лежит бизнес - философия и корпоративная идеология. Поддержание конкурентных преимуществ обеспечивается концентрацией усилий на основных компетенциях компании. К их числу относятся специальные технические и маркетинговые навыки и умения, позволяющие компании постоянно модернизовать продукцию и осуществлять инновации.

Инновационное развитие базируется на повышении эффективности использования доминантного фактора - интеллектуального капитала - соответственно компании, отрасли, страны.

В настоящее время даже в технологически развитых странах инновационная активность, остается на низком уровне, поэтому инновационная система и связанная с ней проблематика находятся в центре научных исследований в указанных странах, а внутри комплекса этих проблем первостепенное место занимают измерение и оценка знаний и информации, которые можно разделить на четыре типа:

- Взаимодействие между предприятиями;

- Взаимодействие между предприятиями, государственными научными учреждениями;

- Распространение технологии;

- Мобильность рабочей силы.

Достижение высоких показателей конкурентоспособности инновационного развития на всех уровнях принятия решений испытывает мощную зависимость от эффективности использования всех факторов производства, но ключевую роль на каждом уровне управления играет один фактор. Именно этот фактор инновационного развития, формирует тип конкурентного преимущества на конкретном уровне принятия решения и установления его тесной взаимосвязи с фактором инновационного развития - интеллектуальным капиталом, учитываемым получения приоритетного внимания со стороны органа.

Из указанных четырех типов парка знаний и информации, как факторов создания конкурентных преимуществ на инновационной основе главное внимание уделяется распространению технологии и взаимодействии между предприятиями, мобильности рабочей силы. Такой подход позволит не только экономить финансовые и людские ресурсы, но и принимать оптимальные решения по достижению конкурентных преимуществ на базе инноваций.

В настоящее время устойчивое развитие - это понимание принципов природной среды и экономического порядка. Устойчивое развитие включает в себя: понятие приоритетных потребностей и понятие ограничений.

Основной задачей устойчивого развития остается проблема удовлетворения общественных потребностей, покупательного развития человечества с сохранением природной среды для будущих поколений. Достижение экономического прогресса строится на принципах сохранения биологического разнообразия и достижения общечеловеческих ценностей на основе гуманного отношения к природной среде, искоренения бедности и социального неравенства.

Для достижения устойчивости развития современного общества необходим приоритет социальных факторов и на его основе переход к построению демократического общества с учетом исторического опыта создащего более эффективную систему принятия решений.

Влияния показателя развития человеческого капитала на конкурентоспособность предприятия в различных отраслях реального сектора экономики, имеет решающее значение.

Конкурентоспособность организации в упрощенном виде является долей на внутреннем рынке производимой продукции в стоимостном или натуральном выражении.

Влияние факторов устойчивого развития на конкурентоспособность организации выражается опосредственно через показатели экономического роста, изменения структуры издержек производства и показателей производительности труда.

Рост производительности труда выражается через сооьношение выработки продукции при изменении социальных условий производственной и непроизводственной среды организации. Этот показатель определяется как приращение или снижение производительности и рост производительности труда имеет функциональную зависимость от доли рынка данной компании: КСП=:(ДВ 1/ДВ2).

Влияние на конкурентоспособность социальных факторов выражается через снижение издержек производства за счет сокращения непроизводительных затрат и потерь рабочего времени на решение бытовых вопросов в процессе производства в реальном секторе экономики.

Современный экономический кризис выявил замедление темпов технического прогресса и показал спад инновационной деятельности, следовательно возросла значимость теории эндогенного роста для инновационной политики, как в антикризисном, так и в стратегическом аспекте.

Тенденции дальнейшего экономического развития и их конкурентоспособность будут зависеть от продуманной инновационной политики и новой инновационной стратегии государства.

Новая инновационная стратегия предполагает новое отношение к инновационной роли малого и среднего бизнеса, новую координирующую роль государства в регулировании наук и технологий, новое образование.

Экономическая действительность показывает, что у современных компаний РК отсутствуют основания для развития инновации, а финансовые ограничения кризисного периода дают дополнительный повод для того, чтобы не становиться инновативными.

Необходимо отметить, что для Казахстана полезны исторический опыт передовых стран (в частности США, Западной Европы) по созданию инновационной системы. Знание опыта передовых стран может помочь в формировании инновационной стратегии РК, повышая ее конкурентоспособности в мировой экономике.

В заключении хотелось бы отметить, что в современных условиях все страны отличаются по уровню развития инновационной стратегии (например Казахстан, Россия, США), рассматривают инновационную политику в качестве ведущего фактора национальной конкурентоспособности.

Список литературы

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Астана, 2004.

2. Портер М. Конкурентное преимущество. М. Альпина бизнес БУКС, 2008. 715 с.

3. Сабден Оразалы. Конкурентоспособность национальной экономики: критерий оценки и пути повышения. А., 2011. 43 с.

РОБОТЫ В БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛЕ 1 2 Костылев Д.А. , Федотов О.В.

постылев Даниил Анатольевич - студент-магистрант;

2Федотов Олег Васильевич - старший преподаватель, кафедра анализа систем и принятия решений, Высшая школа экономики и менеджмента Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье описано, для чего нужны роботы в биржевой торговле и как они совершают сделки на рынке ценных бумаг. Описаны преимущества и уязвимые места у торговых роботов. Ключевые слова: торговые роботы.

Торговые роботы - это технический комплекс, заключающий алгоритм и реализованный с помощью готового программного обеспечения либо написанный с «нуля» на языке программирования. Кроме того, торговые роботы — это средства подключения к биржевым площадкам. Данная площадка зависит от цели и потребности и от того, что представляет собой торговый алгоритм и чего хочет добиться трейдер.

Существует большое количество видов торговых роботов: от простейших приводов к QUIK, который генерирует заявку от пересечения скользящих средних, до высокочастотных роботов, которые используются для арбитража.

Если говорить о стратегиях, в которых используются роботы, то их можно разбить на 4 большие группы, представленные на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.