В. С. Куликов Инновации Европы в России и Китае
Аннотация. В статье анализируются различные аспекты экономической политики единой Европы по расширению инновационного сотрудничества с Россией и Китаем. Участникам этого процесса дается оценка их научного и инновационного потенциала. В статье также рассматриваются формирующиеся основные направления мероприятий по инновациями в системах бизнес-правительство и бизнес-бизнес.
Abstract. Different aspects of European economic policy are analysed in the context of widening innovation cooperation with Russia and China. Scientific and innovation potential of the participants of those processes is evaluated. The basic directions of measures on innovations in systems «business - government» and «business - business» are also studied.
Ключевые слова: инновации, инновационное сотрудничество, Ассоциация европейского бизнеса в России, ЕС-27, наука и технология, глобальный рынок, технологическое развитие, информационно-коммуникационные технологии, Представительство ЕС в Китае, VI технологический уклад, Всемирная торговая организация.
Keywords: innovation, innovation cooperation, Association of European business in Russia, EU-27, science and technology, global market, technological development, information-communicative technologies, Delegation of the European Union to China, VI Technological Structure, World Trade Organization.
В экономической политике единой современной Европы все большую актуальность приобретают задачи, связанные с расширением научного и инновационного сотрудничества ЕС-27 с Россией и Китаем. При этом по показателю уровня инновационного развития страны ЕС можно разделить по меньшей мере на четыре группы. Лидеры - Дания, Финляндия, Германия, Щвеция. Группа второго уровня - Австрия, Бельгия, Кипр, Эстония, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Словения и Великобритания. Умеренные инноваторы - Чехия, Греция, Венгрия, Италия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Испания. Начинающие инноваторы -Болгария, Литва, Латвия, Румыния (2).
Несмотря на нестабильность мировой финансовой системы, другие экономические трудности в национальных экономиках, Европейский союз прилагает усилия, чтобы разработать меры по установлению стабильного взаимодействия в сфере инноваций с Россией и Китаем и за счет этого обеспечить свой экономический рост. В этом направлении ЕС выступает с инициативами по выработке приоритетных инновационных программ и проектов, преследуя цель создать предпосылки для ускоренного формирования шестого технологического уклада в экономике европейских стран. Так, ЕС в своем документе (октябрь 2010 г.), направленном Европейской комиссии, Парламенту Европы, Европейскому совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов, изложил основные направления деятельности по переводу стран-членов на инновационный путь развития, выделив в нем задачи по внешней экономической политике (8).
На практике Европейский союз стремится получить информацию о научно- исследовательских и инновационных разработках за рубежом. Интернационализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России и Китае поможет, по плану ЕС, европейским компаниям использовать инновации для продвижения своих товаров и услуг на глобальных рынках (13).
Инновационное сотрудничество ЕС-РФ
Набирающая силу тенденция развития инновационного сотрудничества Европы с Россией с учетом прогресса в этой области в последнее десятилетие все больше приобретает масштабность в
системах бизнес-правительство и бизнес-бизнес. В условиях последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. приоритетность инновационной политики в целях модернизации экономики и обеспечения конкурентоспособности вновь была подтверждена на саммите президента РФ и председателя Европейской комиссии в Стокгольме (ноябрь 2009 г.). В ходе переговоров подчеркивалась необходимость совместных усилий по определению общих рамок и путей организации инновационных мероприятий. Такая поддержка в немалой степени способствовала проведению двух семинаров (в Антверпене, апрель 2010 г., и в Санкт-Петербурге, май 2010 г.), в результаты работы которых были подготовлены конкретные темы для обсуждения инновационных проектов сотрудничества на первом инновационном форуме ЕС-РФ в Финляндии (в Лаппееранте, июль 2010 г.) (12).
Итогом таких акций явилось создание координирующего органа по инновациям - PRO INNO Europe - со штаб-квартирой в Штутгарте (Германия) и Хельсинки (Финляндия). Информационный центр этой структуры содействует диалогу путем проведения семинаров между государственными учреждениями, учеными, представителями промышленных и академических кругов. Среди участников этих мероприятий можно выделить представителей Европейской комиссии, Фонда Бортника, представительства РФ при ЕС, Международного центра инноваций в науке, технологии и образовании, Российского центра передачи технологий, ОАО РОСНАНО, Европейского бизнес-центра передачи технологий, Центра социальной инновации (Австрия-Бельгия).
Активное взаимодействие ЕС и РФ по обеспечению устойчивого развития инноваций отражается и в деятельности Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), направленной, как подчеркивают ее руководители, на создание благоприятной среды для работы иностранных инвесторов в России. Входящие в структуры АЕБ комитеты, подкомитеты, специальные комиссии, рабочие группы способствуют развитию деловых контактов и связей инновационных европейских компаний, европейских отраслевых союзов и объединений с российскими министерствами, ведомствами и организациями. Заслуживают внимания исследования экспертов ассоциации о перспективах российской экономики. Так, по их прогнозам, после присоединения к Всемирной торговой организации россий-
ская экономика в среднесрочном плане получит дополнительные 3,3% роста ВВП, а в долгосрочном плане - около 11%. Исходя из данных оценок, АЕБ считает, что у европейских компаний - ее членов, а их сейчас 635, появляются новые возможности для успешного инновационного сотрудничества с Россией, где продолжается процесс восстановления экономики, начатый в 2010 г., и переход к устойчивому росту (10).
В этой связи анализ использования опыта инновационных европейских компаний в отдельных секторах и отраслях народного хозяйства РФ показывает, что российские компании в целом заметно уступают европейским как по размеру, так и по эффективности. Однако ряд отечественных компаний («Газпром», «Лукойл», «Северсталь») могут конкурировать с крупнейшими европейскими ТНК. Зато компании Европы, действующие в высокотехнологичных отраслях, оказываются на российском рынке заметно эффективнее.
Различные формы инновационного сотрудничества европейских компаний с российскими партнерами в настоящее время проявляются по следующим отраслям народного хозяйства Российской Федерации.
Российская гражданская авиация
АЕБ проводит работу по привлечению европейских компаний для решения проблем, связанных с внедрением новых технологий индустрии авиаперевозок в России. Ассоциация совместно с Международной ассоциацией авиационного транспорта ведет переговоры по вопросам упрощения и ускорения взаиморасчетов по пассажирским и грузовым авиаперевозкам, перехода на использование электронных билетов.
Автомобильная промышленность
В связи с ростом рынка автомобилей после его падения в 2009 г. 24 европейские компании (импортеры и производители автомобилей) приняли участие в разработке стратегии поддержки бизнеса -идеи продажи подержанных автомобилей на рынке. Европейцы предлагают использовать опыт стран ЕС в отношении программ утилизации и в разработке законодательства, в частности, приме-168
нение Директивы ЕС по стимулированию деятельности компаний, занимающихся утилизацией.
Производители коммерческого транспорта
Европейские автомобильные компании приступили к работе по составлению календаря крупнейших выставок коммерческого транспорта в России. Эта работа преследует цель увеличить количество новинок от производителей техники - участников выставок и придать им статус мероприятия международного уровня.
Отрасли дорожно-строительных машин
Европейские производители дорожно-строительной и спецтехники выдвигают планы создания сборочных производств на территории РФ, но при условии снижения таможенных пошлин на компоненты, предназначенные для сборки машин. Европейские производители ссылаются при этом на членство РФ в ВТО, правила которой предусматривают любую либерализацию в сфере внешней торговли.
Энергетика
Европейские компании готовы внести свой вклад в подготовку документа по энергетическому сотрудничеству ЕС и РФ, прежде всего в разработку «Дорожной карты сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года». Данная инициатива объясняется тем обстоятельством, что европейская промышленность стремится выявить сегодня наилучшие варианты решения вопросов, с которыми она сталкивается в сфере обеспечения устойчивых поставок углеводородов. Диалог охватывает в первую очередь разработки новых технологий для старых месторождений с падающей добычей, а также для новых месторождений в отдаленных районах и на шельфе Арктики.
Производители химических средств защиты растений
АЕБ внесла предложение на основе рекомендаций Европейской ассоциации производителей химических средств защиты растений (ЕСРА) о введении принципа «одного окна» в законопроект
169
«О внесении изменений в ФЗ РФ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами от 19 июля 1979 года № 109"». Другая инициатива ЕСРА - о защите информации в процессе государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов - была также учтена при разработке проекта.
Здравоохранение и фармацевтика
Европейские и российские эксперты согласовали план проекта «Россия-ЕС: гармонизация требований в области технического регулирования, стандартизации и сертификации». Проект создает прочную основу для инвестиций в российскую медицинскую промышленность с учетом особенностей отечественной индустрии.
Производство бытовой техники
Европейские компании - члены АЕБ по данной отрасли предлагают российской стороне согласовать соответствующий российский нормативный акт с Директивой ЕС по вопросу отходов в результате эксплуатации электрического и электронного оборудования ^ЕЕЕ). Имеется в виду организация приемных пунктов отходов региональными и местными органами власти, а также создание компаний по розничной продаже WEEE, которые могут заниматься сбором отходов и обменом WEEE на новую технику.
Информационные технологии и коммуникации
Российский сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продолжает активизироваться, при этом две трети доходов поступают от иностранных пользователей (офшорные разработки программного обеспечения). Однако следует отметить, что в сравнении со средними показателями в Европейском союзе российский рынок в несколько раз меньше, а внутренний ИТ-сектор имеет узкую коммерческую базу.
Европейские компании выступают за усиление совместимости законов и норм ЕС и РФ, приведение законов и норм по интеллектуальной собственности в соответствие с правилами ВТО и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Это особенно важно для российской стороны при осуществлении инновационного проекта «Сколково».
Машиностроение и инжиниринг
АЕБ и ее рабочий орган по машиностроению и инжинирингу готовы обеспечить дополнительный диалог между европейскими компаниями и российскими партнерами в целях содействия ускорению модернизации промышленных отраслей РФ. Европейские промышленники предлагают внедрять системы оценки успешности технологических решений на предприятиях, проводить технические семинары по повышению эффективности эксплуатации оборудования, прежде всего на региональном и местном уровнях, осуществлять ряд других мер, в том числе способствующих популяризации через СМИ технологической культуры.
В условиях российской промышленной предпринимательской среды, как представляется российской стороне, наиболее эффективным является применение комплексной диверсификации на основе инноваций, а не отдельных ее форм, что позволит компании минимизировать существующие риски.
Розничная торговля
Европейские компании - члены АЕБ стремятся сводить к минимуму негативное воздействие, которое деятельность компаний может оказывать на окружающую среду. Они предлагают российской стороне дать более четкое определение деятельности по сбору отходов организациями розничной торговли, а также определить правила, обеспечивающие возврат отходов от потребителей. Европейцы рекомендуют создавать специальные сортировочные станции, оборудованные в соответствии с требованиями российского законодательства, на площадках торговых и других организаций.
Следует отметить, что правительство РФ совместно с крупнейшими госкомпаниями финансирует инновационные программы, которые рассчитаны на перспективу. Как показывают итоги этой работы за 2011 г., предприятия оборонного комплекса и добывающих отраслей перевыполняют планы по развитию инноваций, а самыми отстающими оказались авиация и общее машиностроение. Осуществляются также меры по увязыванию инновационных
171
программ в частном секторе экономики с общими стратегиями развития отраслей экономики. Более того, крупные компании независимо от форм собственности теперь ежегодно обязаны отчитываться о выполнении инновационных проектов.
Однако существующий спрос на инновационные продукты пока остается на низком уровне, а новые технологии, приборы и другие виды инновационного оборудования России приходится импортировать, что, собственно, отвечает тенденции технологического трансфера во всем мире. В российских же вузах сформировались два магистральных направления: создание центров трансфера технологий для использования западного опыта и учреждение должности проректора по инновациям.
В целом инновационное сотрудничество Европейского союза с Россией расширяется и уже включает 17 секторов и отраслей экономики, 12 межотраслевых направлений (по состоянию на 1 декабря 2011 г.). На двустороннем экспертном уровне разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на развитие и внедрение эффективных механизмов, которые послужили бы стимулом к участию иностранных компаний в сфере инновационной деятельности. В июне 2010 г. государства - члены Европейского союза приняли стратегию Европы-2020, главной целью которой является обеспечение устойчивого роста на базе внедрения и коммерциализации инновационного продукта. Для России открываются широкие возможности, хотя и в условиях сокращения расходов со стороны отечественных предпринимателей, чтобы подключиться к планам ЕС по решению накопленных в российской экономике и инновационной системе проблем (5).
Переход российского общества на инновационную социально ориентированную модель развития требует концентрации мер в направлении ликвидации факторов, которые сдерживают развитие предпринимательской среды, особенно малого технологического бизнеса. Речь идет прежде всего об уменьшении налогового бремени, совершенствовании Таможенного кодекса, гармонизации положений российских законов и новых правовых норм в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Не вполне разработана, например, процедура возврата капитала, инвестированного в модернизацию существующих электроэнергетических мощ-
ностей, что задерживает приход европейских компаний в эту отрасль, которая нуждается в целом ряде существенных улучшений.
Вместе с тем достигнутый уровень взаимодействия, судя по итогам проведенных на государственном и частном уровнях переговоров по инновациям, состоявшихся осенью-зимой 2011-2012 гг., дает основание утверждать, что наступает качественно новый уровень развития инновационного сотрудничества. Более того, полноценное ассоциированное участие РФ в Седьмой рамочной программе ЕС по науке и технологическому развитию (2007-2013) позволяет говорить о практической совместимости научных приоритетов России с европейскими (4).
Инновационное сотрудничество ЕС-КНР
Стратегическое партнерство ЕС с Китаем, в рамках которого обе стороны проводят встречи на уровне саммитов, министерских совещаний по инновационному сотрудничеству по секторам и отраслям китайской экономики, получило развитие особенно на протяжении 2001 и 2003 гг., когда КНР обнародовала свой первый документ о политике, которую китайские власти будут проводить в отношении ЕС. Исходя из необходимости совершенствования направлений сотрудничества, ЕС и КНР в январе 2007 г. приступили к переговорам по вопросу разработки нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (9).
Представительство Европейского союза в Китае осуществляет переговоры с министерствами и ведомствами Китая, проводит диалоги с их руководителями по следующим направлениями делового и инновационного сотрудничества.
Торговые связи
Представительство координирует выполнение программы мероприятий Европейской комиссии, Китайской государственной администрации по защите окружающей среды, Программы развития ООН в области биотехнологий.
Гражданская авиация
Эксперты Представительства содействуют в предоставлении услуг государственной гражданской авиации Китая по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов с применением инновационного навигационного оборудования, а также оказывают помощь в снижении тарифов.
Финансовый сектор экономики
Представительство осуществляет мониторинг новой совместной программы, начатой в 2006 г., по подготовке китайских кадров в области международной торговли.
Социальная защита
Цель дальнейшего сотрудничества в этой сфере Представительство видит в том, чтобы оказывать помощь Китаю в устранении негативных последствий в результате проведения экономической реформы в стране.
Экология, энергетика
По проблемам окружающей среды проводятся консультации Представительства с китайскими министерствами по созданию рабочих групп и составлению программы сотрудничества. Главным проектом этого инновационного партнерства является проектирование завода в соответствии с международными экологическими стандартами к 2020 г.
По сектору энергетики правительство КНР проявляет интерес к использованию опыта ЕС в области энергетической политики.
Высшее образование
Представительство согласовало предоставление стипендий для дальнейшего обучения китайских граждан в вузах стран - членов Европейского союза. Стипендии будут распределены через такие организации, как Asia-link, 6-я Рабочая программа научного и технологического развития ЕС, а также по линии студенческих обменов. Так, вклад ЕС в финансирование обучения китайских сту-
дентов составил в 2006-2010 гг. 17,2 млн. евро из всей суммы совместной программы в 23 млн. евро (11).
Власти КНР на различных уровнях всемерно содействуют внедрению инноваций, требуя от местных администраций их использование как основу для достижения конкурентных преимуществ, причем это требование уже включено в содержание аттестации чиновников всех ступеней. Местные власти также привлекают иностранных экономических советников в качестве консультантов в своей работе по разработке оптимальных планов и стратегии экономического развития на основе научного подхода (6).
Хотя Китай приобретает технологии для научных исследований, продолжается его отставание от Европы в скорости увеличения числа внутренних технологических изобретений. Как известно, большинство китайских высокотехнологичных продуктов представляет собой копии европейских и других западных производителей, рост иностранных инвестиций во многих случаях сосредоточен на фундаментальных и прикладных исследованиях, а не на развитии технологий и промышленном дизайне. Наблюдается, по официальной китайской информации, довольно значительный рост патентов в последние годы, но большинство из них направлено на дизайн и практическое использование продуктов, а на изобретения - только небольшой процент от регистрируемых патентов.
В политике КНР сделан акцент на оказание определенного давления на нерезидентов (иностранные компании) с целью делиться описанием ключевых передовых технологий. Об этом свидетельствует новый антимонопольный закон страны, который предусматривает передачу транснациональными компаниями запатентованных технологий в свои китайские дочерние компании (7).
Используя различные формы и методы привлечения западноевропейских компаний на китайский рынок, Китай в достаточно больших объемах, даже в антикризисных программах, выделял бюджетные средства для модернизации энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Так, доля этих расходов в указанных секторах китайской экономики составила 37,8%, в то время как в ЕС - 58,7, в России - 1,5%.
Главной целью инновационной политики Китая в соответствии со среднесрочным и долгосрочным планами развития науки и технологии на 2006-2020 гг. является превращение КНР к 2020 г. в инновационно ориентированное общество. Китайское руководство считает, что ключевые технологии не должны создаваться путем приобретения иностранного оборудования или посредством притока иностранных инвестиций. Для того чтобы уменьшить зависимость страны от поставок сырья, правительство КНР ставит перед национальными предприятиями задачи, обеспечивающие внедрение технологий и инноваций, снижение потребления энергии (3).
В отличие от ЕС, где на финансирование системы образования, в том числе на наем исследователей, выделяется 14,4% бюджетных средств, в Китае выделяется на эти цели шестая часть бюджетных средств. ЕС по-прежнему выражает озабоченность непрозрачностью информации и не вполне открытой китайской экономикой.
В Китае продолжается рост производства, развитие научных исследований и инноваций, которые создали условия, выдвинувшие КНР на первое место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время правительство КНР сделало упор на расширение внутреннего спроса и стабилизацию инвестиций, чтобы добиться, по его расчетам, ежегодных темпов развития экономики на уровне 8-9%. Как и в западноевропейских странах, в первую очередь Германии и Франции, Китай в русле долгосрочных стратегических целей наращивает расходы на научные исследования и инновационные разработки, чтобы в течение 10-15 лет перейти от модели копирования западноевропейских приборов и машин к модели собственного производства. В России же эти расходы, как показывают данные государственного бюджета на посткризисный период, сокращаются и тем самым упускаются возможности опережающего инновационного развития страны (1).
Список литературы
1. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посошков С.А. Критика инновационного разума / / Персональный сайт С. П. Курдюмова. - Институт
прикладной математики им. М.В. Келдыша. - Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod. ru/Start1N.htm
2. Инновационная политика будущего: Политика ЕС в области инновационного развития должна поддерживать экономический рост / Ernst and Young при содействии CEPS, 2011. - 37 c. - Режим доступа: http:// http://www.ey.hu/Publication/ vwLUAssets/Governments-and-innova tion-report-RU/$FILE/Governments-and-innovation-report-RU.pdf
3. Об экономическом развитии Китая в 2012 г.: Прогноз китайских экономистов // Китай. - 2012. - № 1, январь. - С. 36-41.
4. Седьмая рамочная программа ЕС. - Режим доступа: http: / / www.fp7-bio. ru/7-framework-program/ about/
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р*. - Режим доступа: http://government.ru/gov/results/17449/
6. Хунвэй Ч. Интервью руководителя китайского филиала Интернет-портала Yahoo // Китай. - 2012. - № 1, январь. - С. 12.
7. China-Europe collaboration on innovation, October 10, 2011. - Mode of access: http: / / www.akzonobel.com/ch/ en/news/pressreleases/2011/111104_ china_europe_collaboration_on_innovation.aspx
8. Communication from the Commission to the European Parlament, The Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions. Annex II. Brussels. - October 6, 2010. - Com (2010) 546 final. -Mode of access: http://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/innova tion-union-communication_en.pdf
9. Delegation of the European Union to China. - Mode of access: http: / / eeas.europa.eu/delegations/china/index_en.htm
10. European Business in Russia: Position Paper / Association of European business. Spring-Summer, 2011, Moscow. - Mode of access: http: / /www. ae brus.ru/application/views/FCKEditor/files/FCKEDITOR/file/AEBPosion Paper2010%281% 29.pdf
11. EU - China strategy paper 2007-2013. - Mode of access: http://www. cfr.org/china/eu-china-strategy-paper-2007-2013/p15050
12. Summary outcomes of Antwerp and Saint-Petersburg workshops and Lap-peenranta innovation Forum. INN views project 19.07.2010. - Mode of access: URL.http://www.proino-europe.en/indexefm/fuseaction
13. Supporting EU Access to Chinese Research & Innovation Programmes. -Mode of access: http://www.access4eu/China/266.php/