Научная статья на тему 'Инновации для развития российских курортов'

Инновации для развития российских курортов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ КУРОРТЫ / ПРОБЛЕМЫ ОТДЫХА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / РАЗБОР ПРОБЛЕМЫ / ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жданкин Н.А.

В статье рассматриваются пути решения проблемы отдыха на российских курортах. Показана актуальность рассматриваемой темы. С помощью инновационных подходов произведен разбор проблемы и выявлены ее главные причины. Предложены кардинальные направления решения проблемы, главные из которых заключаются во введении системы штрафов за нарушение общественного порядка при нахождении на курорте; создании специального подразделения по обеспечению чистоты мест, предназначенных для отдыха; запрещении чиновникам выезжать на отдых за границу; введении системы рейтингов отелей и мест отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации для развития российских курортов»

ПРОБЛЕМЫПОИСК. РЕШЕНИЯ

13 (250) - 2014

УДК 338.33: 379.851

инновации для развития

россииских курортов*

Н.А. ЖдАНКИН,

доктор технических наук, академик РАЕН, профессор кафедры промышленного менеджмента, президент ООО «Регул-Консалт» E-mail: regul-consult@mail.ru. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

В статье рассматриваются пути решения проблемы отдыха на российских курортах. Показана актуальность рассматриваемой темы. С помощью инновационных подходов произведен разбор проблемы и выявлены ее главные причины. Предложены кардинальные направления решения проблемы, главные из которых заключаются во введении системы штрафов за нарушение общественного порядка при нахождении на курорте; создании специального подразделения по обеспечению чистоты мест, предназначенных для отдыха; запрещении чиновникам выезжать на отдых за границу; введении системы рейтингов отелей и мест отдыха.

Ключевые слова: российские курорты, проблемы отдыха, инновационные подходы, разбор проблемы, генерирование идей.

Любишь свое поле - вырывай сорняки!

(Малазийская пословица)

Изменение экспортно-сырьевого вектора развития России и занятие лидирующих мировых позиций по внедрению инноваций и модернизации экономики предполагают серьезное повышение производительности труда, которое определяется, в первую очередь, грамотным менеджментом и организацией труда. Однако не следует забывать

* Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке данной статьи М.В. Киреенко, руководителю фокус-группы из потребителей, составленной из студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

об обратной стороне медали - намеченного невозможно достигнуть без полноценного отдыха и укрепления здоровья россиян. В этом заложен скрытый смысл повышения конкурентоспособности нашей страны, что особенно важно при работе в условиях Всемирной торговой организации (ВТО), когда вопрос выживания российских предприятий стоит особенно остро.

Россия - самая большая страна мира, занимающая 1/7 часть всей суши нашей планеты. Но морских побережий, пригодных для летнего отдыха, в ней не так много. Казалось бы, все россияне как представители северной страны должны летом ринуться отдыхать на свое теплое море, но не тут-то было. Поток туристов туда оставляет желать лучшего. «Свой» регион, куда ездят россияне, -это Краснодарский край, побережья Азовского и Черного морей.

Не секрет, что многие туристы предпочитают провести несколько лишних часов в самолете и долететь до Турции или Египта (которые поистине стали «всероссийской здравницей»), чем отправиться на отечественный курорт. Отдыхать же на Юге страны россиян заставляет, конечно, не чувство патриотизма, о котором все охотно говорят, а элементарная экономия. Неизменный спутник этой экономии - пресловутый сервис на наших курортах, который остается на крайне низком «ненавязчивом» уровне.

Неевропейский сервис: 4 казуса. Прошло больше 20 лет с момента российского суверенитета, но на нашем Юге мало что изменилось. Есть,

конечно, сдвиги, но не критические. Как и раньше, санатории, пансионаты и отели остаются недоступными для широкого потока отдыхающих благодаря заоблачным ценам. Основная масса туристов, как в старые добрые времена, предпочитает частный сектор. Он привычнее, доступнее и гораздо дешевле. Но и сервис здесь, естественно, далеко не европейский. То есть наши туристы на нашем Юге предпочитают «дикий» отдых, который таит в себе определенные казусы.

1-й казус для «диких» туристов начинается на вокзале или в аэропорту, когда их буквально на части рвет толпа таких же «диких» таксистов. Общественные автобусы или маршрутки, как правило, переполнены. Забраться туда с тяжелыми чемоданами, а потом выдержать какое-то время без кондиционера здоровье позволяет далеко не всем. Поэтому несчастному туристу приходится соглашаться на дорогой частный переезд, гордо именуемый «индивидуальный трансфер». Добравшись, наконец, до места отдыха, отпускники спешат на пляж.

Тут их поджидает 2-й казус: вместо морской лазури и золотистого песка или гальки туристов встречают, мягко говоря, не очень чистые (а порой и откровенно грязные) пляжи, мутная морская вода и безобразный сервис. Лежаки почти сплошь деревянные и низкие, оставшиеся еще с советских времен. Развлечений нет или почти нет, а те, что есть, предлагаются по немалым ценам. Питание на пляжах тоже сплошь «дикое» и т.д.

3-й казус ждет туристов в ресторанах, где они обнаруживают скудное меню, сталкиваются с хамским отношением персонала и также почти полным отсутствием сервиса, ориентированного на детей. Ребенка нельзя нормально покормить, потому что в меню нет диетических неострых блюд, малышей негде перепеленать, нет кресел для них, как на любом западном курорте, не говоря уже о приличном медицинском обслуживании в случае (не дай Бог!) неожиданных заболеваний на отдыхе.

4-й казус отечественных курортов - беспардонный обсчет. Здесь это что-то вроде игры - обсчитать могут и во вполне приличном отеле. Держи ухо востро! Причем, если обман будет выявлен, то изредка могут даже извиниться. В основном же надо быть готовым к сакраментальной фразе сквозь зубы: «Понаехали тут!». А «понаехавших» действительно немало.

Ежегодно на Черноморское побережье России приезжают отдыхать до 15 млн россиян, что со-

ставляет всего примерно 10% населения РФ. Но где же отдыхают остальные? Известно где - в Турции, Египте, ОАЭ, Греции, Испании и других традиционно курортных странах, для которых туризм - это мощный бизнес, приносящий серьезный доход в бюджет государства, где дорожат своим имиджем и поддерживают высокий уровень сервиса. Однако нашим «югам» не приходится конкурировать с зарубежными курортами. У нашего «дикого» туриста среднемесячный доход на члена семьи составляет до 10 тыс. руб. в мес., и поэтому селиться эти люди предпочитают именно в частном секторе. Получается чисто российский парадокс - публика в основном с невысоким уровнем доходов, потому и невзыскательная, а этим можно объяснить совсем неевропейский уровень сервиса.

Сносный сервис на российском Юге можно встретить разве что в самых дорогих отелях и санаториях, куда поедут лишь люди, не считающие денег или за которых платит предприятие или фирма.

Думается, что организация отдыха россиян -это серьезная государственная социальная задача, решение которой позволит ставить и решать по-настоящему мощные задачи модернизации страны и построения инновационной экономики. 10% населения, отдыхающего на российском Юге в год, да еще и «диким» образом, - это позор для такого государства, как Россия. Отдыхающих (причем добротно отдыхающих) в своей стране не «диким» образом должно быть как минимум в 2-3 раза больше. Тогда и отдача от них на рабочих местах будет также в несколько раз выше.

Как же понять истоки проблемы отдыха на российских курортах? В каком направлении развивать стратегию добротного отдыха на российском Юге? Что является главными факторами негативного отношения россиян к нашим курортам? И как устранить эти факторы? Ответы на эти вопросы дают подходы инновационного менеджмента, с помощью которых автор нестандартно произвел разбор проблемы отдыха, выявил ее коренные причины и попытался предложить эффективные решения [1-6]. Отметим, что применение инновационных подходов позволяет по-новому увидеть проблему отдыха и добиться ее решения. Проводить исследование помогала фокус-группа из потребителей, составленная из студентов Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» во главе с М.В. Киреенко.

Разбор проблемы. Для системного разбора проблемы используются следующие эффективные инструменты инновационного менеджмента:

1) метод «волшебных» вопросов (метод Киплинга);

2) звездообразная диаграмма;

3) диаграмма Исикавы;

4) лестничная диаграмма и пр.

Начнем разбор нашей проблемы, применяя метод «волшебных» вопросов, звездообразную и лестничную диаграммы.

Метод «волшебных» вопросов - это простой, но достаточно эффективный метод, который применяется для рассмотрения проблем с различными вариантами выходов из проблемной ситуации. Метод называют еще «5W и 1Н вопрос» по начальным буквам английских слов: «Who? What? Where? When? Why?How?». «Волшебные» вопросы, начинающиеся с русских аналогов этих слов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?), используются для сбора информации и выработки идей для решения проблемы.

Итак, давайте зададимся первым вопросом: кто задействован в проблеме и мог бы повлиять на ее решение? Поиск дает неутешительный ответ:

• государство в лице руководства страны и региона, которое формирует политику и стандарты развития курортной зоны и допускает все те вещи, имеющие место сегодня;

• потребители или сами туристы, которые вынуждены покупать услуги в том виде, в каком они предлагаются, ввиду отсутствия выбора;

• местные жители, желающие получить свой доход с курортника, как в старые добрые времена, даже в обход законов и норм морали;

• владельцы, руководство и сотрудники отелей, не слишком радеющие за качество своих услуг ввиду низкой конкуренции;

• экскурсоводы, водители и другой обслуживающий персонал, которые могли бы более качественно делать свою работу при условии каких-то обязательных требований и ограничений (лицензирование и пр.).

Второй вопрос: что реально происходит и влияет на развитие проблемы? Ответ:

• грязное море, за чистотой которого некому следить. Нет постоянных уборщиков, нет охранников, нет системы экологической безопасности, не говоря уж о международных стандартах «Blue Flag» и пр.;

• грязный необорудованный пляж, на котором используются еще те наши советские деревянные неудобные лежаки, да и тех не хватает. Нет зонтиков, нет сопутствующего сервиса, питание стихийное (частники торгуют, кто чем может) и пр.;

• некомфортабельный поезд, в котором добраться из Москвы до моря большая проблема. Жарко, в поездах нет кондиционеров. Ввиду наплыва туристов старые вагоны, которым давно пора в утиль, вытаскивают из запасников и ставят на линию;

• высокая цена проживания. К гостиницам не подступиться, а в частном секторе сервис как таковой вообще отсутствует;

• проблемы с питанием. Скудное меню в кафе и ресторанах. Детское питание отсутствует вообще. Качество пищи оставляет желать лучшего. Если вы не отравились, то вам крупно повезло;

• слабая развлекательная программа, аниматоров практически не видно, аттракционы либо отсутствуют, либо предлагаются по диким ценам и пр.

Третий вопрос: где проявляется данная проблема? Ответ:

• на всех южных курортах России;

• в России в целом, в Правительстве РФ, в Государственной Думе, в Администрации Краснодарского края, которые формируют законы и организуют дело на местах;

• в отелях, в частном секторе, в пансионатах, в санаториях;

• в ОАО «РЖД», Аэрофлоте и других транспортных компаниях;

• на рабочем месте каждого туриста, которому испорченный отдых не дает нормально восстановиться, и тот возвращается к работе совсем не с новыми силами, а полным самых глубоких разочарований.

Четвертый вопрос: когда проявляется данная

проблема? Ответ:

• в летнее время, когда основная масса россиян стремится к морю;

• в момент принятия законов на всех уровнях государственного управления;

• в момент составления отчетов по региону, показывающих статистику отдыха россиян на наших «югах»;

• во время организации отдыха;

• во время строительства новых объектов для отдыха и пр.

Пятый вопрос: почему проявляется данная

проблема? Ответ:

• неверные решения руководства страны и края по развитию курортных зон в России;

• отсутствие ориентации на нужды потребителя;

• коррупция, которая съедает большую часть бюджетных средств, выделенных на развитие отдыха;

• монополия «Единой России», которая сдерживает развитие политической конкуренции в стране, что влияет и на экономическую конкуренцию;

• сложившиеся устои общества, сформировавшие наши курорты как курорты с низким сервисом;

• отсутствие молодых думающих специалистов в руководстве;

• низкая мотивация руководства развивать свои курорты.

Шестой вопрос: как решить данную проблему?

Ответ:

• очистить прибрежную зону моря от мусора и отходов. Поставить комфортные лежаки и зонтики, оснастить пляжи современным оборудованием. Установить высокие штрафы за порчу имущества пляжей и за разбрасывание мусора;

• улучшить инфраструктуру курортных городов, построить новые аквапарки, парки аттракционов, пешеходные аллеи (терренкуры), смотровые площадки;

• построить новые отели, пансионаты и санатории, чтобы тем самым создать конкурентную среду и снизить монополию имеющихся отелей;

• запретить нашим чиновникам отдыхать за границей, как запретили им покупать недвижимость за границей, иметь счета в зарубежных банках и пр. Если ты госслужащий, развивай свои курорты

и пользуйся только ими. Это будет мощная мотивация для развития;

• организовать новые экскурсионные туры и программы, рассчитанные как на взрослых, так и на детей, со специальными детскими развлекательными программами;

• на летнее время в курортные зоны пускать дополнительные (только комфортабельные!) поезда по приемлемым ценам для туристов;

• снизить цены на продукты и фрукты, которые в курортных регионах находятся в свободном доступе;

• кардинально повысить качество питания в курортных зонах, организовать сети быстрого питания, рассчитанные по своей проходимости на возросший поток туристов, и др. Звездообразная диаграмма (рис. 1) позволяет

разобрать проблему отдыха и выявить ее причины

по четырем составляющим: руководство, конфликты, мотивация и затруднения в работе. Рассмотрим их подробнее.

Проблемы руководства:

1) для ликвидации транспортной проблемы российских курортов руководством страны было принято решение фиксировать цену на билеты в летнее время на морские побережья. Подход правильный, но для ликвидации проблемы его недостаточно;

2) на данный момент чиновники и депутаты по большому счету не в курсе проблемы отдыха, ведь они не сталкивались с ней лично. Все пото-

Рис. 1. Звездообразная диаграмма для разбора проблемы

му, что они выбирают отдых за границей, где на высшем уровне находится и сервис, и питание, и пляжи, и экскурсии. На российском побережье также имеются отели, экскурсии, пляжи, но качество всего этого оставляет желать лучшего;

3) руководство не считает нужным реабилитировать российские курорты под предлогом, который образно высказал один из депутатов: «Нет надобности, поскольку если бы все было очень плохо, люди бы не ездили на отдых в Россию. А к нам и иностранные туристы приезжают иногда»;

4) у руководства страны нет мотивации к развитию своей курортной зоны, поскольку сами отдыхают за границей. Нет эффективной стратегии развития России. Нет достаточных средств в бюджете для развития курортных зон;

5) никто из руководства не задумывался, что людям хочется увидеть море, позагорать, но нет возможности своевременно сделать загранпаспорт. Или кто-то первый раз едет на море, а чувство патриотизма направляет его на российский курорт, потому что в советское время курорты Черноморского побережья и Краснодарского края были на высоком уровне;

6) иностранным туристам турфирмы расписывают отдых в России весьма яркими красками, ведь известно, что путевка в Россию стоит немало, турфирмам это просто выгодно;

7) из этого следует, что беда руководства страны -явное бездействие. Вина руководства турфирм -скрытая вынужденная ложь. Формирование мотивации:

1) отсутствие мотивации у туристов улучшать российские курорты по принципу «Начни с себя!». Имеется в виду самим не сорить на пляжах, не портить оборудования, соблюдать порядок и правила поведения в зонах отдыха и пр.;

2) отсутствие мотивации у руководства, поскольку нет личной заинтересованности (большинство отдыхает за границей!), к тому же есть много других проблем у страны. Ведь отдых, вроде бы, не является проблемой номер один, поскольку нет подлинной стратегии развития России;

3) незаинтересованность местных жителей поддерживать качество услуг и разумные цены;

4) отсутствие мотивации у владельцев отелей проводить улучшения, ведь отелей не так много, имеющиеся отели и так загружены туристами, т.е. конкуренции нет;

5) нет стимулов развивать инфраструктуру в курортных регионах, поскольку нет финансирования, к тому же и желания этим заниматься тоже нет. Реальные курортные конфликты:

1) отсутствие должного финансирования;

2) сложность в решении транспортных проблем (трансфера), чтобы добраться до места отдыха;

3) сервис отеля или гостиницы на очень низком уровне. Скудное меню. Отсутствие разнообразия, детского меню. Развлекательные программы проводятся по выходным. Отсутствие детских площадок;

4) нет номеров, оборудованных для инвалидов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) отсутствие квалифицированных кадров в отеле. Затруднения, которые имеются в работе:

1) высокая цена на поезд, самолет, автобус;

2) стоимость номеров в отеле выходит далеко за пределы разумного;

3) цена на фрукты в 2 раза выше, чем в Москве, хотя на юге своих фруктов очень много;

4) экскурсии по низким ценам обязательно подразумевают дополнительную оплату за что-либо. Например, за вход в какую-нибудь пещеру, за переход по мосту, просто за проход и др.;

5) у многих отелей отсутствует свой оборудованный пляж, туристам приходится пользоваться городским, где, как известно, скапливаются все местные жители и туристы, отдыхающие в частном секторе. В итоге на этом пляже «яблоку негде упасть!»;

6) грязное море. Это вызвано в большинстве своем виной самих туристов и местных жителей. Так как недостаток культурного поведения характерен для многих российских граждан, то некоторые просто не считают нужным элементарно убрать за собой место отдыха и выбросить мусор в урну.

Лестничная диаграмма позволяет установить причинно-следственную связь между основными причинами проблемы и выявить коренную причину, лежащую в основании проблемы. И, если взять все основные причины проблемы и расставить их в порядке причинно-следственной связи, то получаются первые пять ступеней, показанные на рис. 2.

Анализ данных на рис. 2 приводит к выводу: коренной причиной проблемы и сложившейся ситуации является незаинтересованность высшего руководства признать проблему и упорное нежелание ее решать. В результате этой незаинтересованности возникает отсутствие продуманной политики в об-

© Отсутствие достаточного количества отелей и оборудованных пляжей у отелей, грязное море, низкое качество сервиса и, в итоге, испорченный отдых...

© Отсутствие мотивации у руководства в развитии инфраструктуры в курортных регионах, из-за чего страдают качество сервиса и интересы потребителей (туристов)

© Высокие цены на проезд к месту отдыха (поезд, самолет, автобус) и номер в отеле. Низкая конкуренция между отелями ввиду ориентации туристов на частный сектор

© Отсутствие должного финансирования. Нежелание государства помогать финансированием или другими льготами предприятиям, готовым к развитию курортных зон России

О Незаинтересованность высшего руководства. Отсутствие продуманной политики в области туризма и развития курортных зон со стороны государства. Отсутствие тщательно продуманной стратегии развития России в целом...

Рис. 2. Лестничная диаграмма, устанавливающая причинно-следственную связь между основными причинами низкого уровня отдыха на российских курортах

ласти туризма и развития курортных зон со стороны государства.

Генерирование идей. На этапе генерирования идей наша задача - получить как можно большее число потенциальных идей для решения проблемы. Для этого используются такие управленческие инструменты, как:

• мозговой штурм;

• стимулирование процесса достижения целей;

• игра в пословицы;

• метод «Шесть шляп»;

• метод Морфа и др.

Пусть не пугают читателя экзотические названия некоторых инструментов. На самом деле это очень действенные приемы. Продемонстрируем некоторые из них.

Мозговой штурм

Идея 1. Создать отдельные поселки для отдыхающих. Есть небольшие деревушки, находящиеся у моря, в которых нет ни инфраструктуры, ни пляжей (сплошной скалистый берег). Можно вдохнуть в них жизнь, построив инфраструктуру, домики (виллы или бунгало) для туристов, пешеходные аллеи, развлечения, оборудовать пляж, т.е. последовать примеру зарубежных коллег (Канарские острова, где туристы могут жить даже в юртах, Мальдивские острова и др.). И тогда множество туристов последуют в эти городки, тем самым разгрузятся основные туристические города, такие как Сочи, Анапа, Геленджик. Конечно, на создание мини-городков потребуются большие финансовые вложения. Но для государства они окупятся вви-

ду заинтересованности туристов новыми местами.

Идея 2. Установить высокие штрафы за загрязнение пляжей и моря и создать специальное подразделение, которое обеспечит чистоту пляжей и моря. Для того чтобы очистить прибрежную зону, необходимо ввести штрафы. Для этой цели можно выделить новые рабочие места, назначить людей, ответственных за ту или иную зону на пляже. Эти люди при выявлении фактов нарушения (разбрасывание мусора, бутылок, окурков на пляже, выбрасывание мусора в море) будут на месте предъявлять на законных основаниях нарушителям штраф. Это будет действовать на людей мотивирующе - то есть будет проще выбросить мусор, чем заплатить деньги. Таким образом, можно привести пляжи в нормальное состояние и избежать загрязнения моря, а также исключить случаи травматизма (в море много битого стекла, от которого страдают не только отдыхающие, но и морские обитатели).

Идея 3. Выделить специальные поезда и самолеты в направлении курортных зон. Специальные комфортабельные поезда дальнего следования и самолеты запустить в курортные зоны, причем их использование должно быть исключительно в сезон действия курортов. Например, летом основное направление поездов действует на морское побережье, зимой - на горнолыжные курорты. Таким образом, транспорт, действующий сезонно, сможет длительное время оставаться в пригодном состоянии.

Идея 4. Запретить российским чиновникам отдыхать за границей. При таком запрете чиновники устремятся на отдых на российские курорты, тем самым они будут в курсе проблем, которые накопились на курортах. Соответственно ими же будут выдвигаться идеи по улучшению курортов, которые, наконец-то, смогут быть услышаны, и будут приняты соответствующие меры по их улучшению. Таким образом, будет выполнена основная функция чиновников - развитие и улучшение страны в целом.

Есть и другие идеи, которые были предложены раньше при ответе на вопрос «как?» в методе «волшебных» вопросов.

Шесть шляп. Суть метода заключается в упорядочивании творческого процесса с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп (табл. 1). Человек, генерирующий идеи, последовательно надевает одну из цветных шляп, играя при этом разные роли [6].

Игра в пословицы позволяет, используя народную мудрость, объяснить ситуацию и найти пути выхода из нее. Наиболее применимы к данной проблеме следующие поговорки.

«Как с быком ни биться, а все молока от него не добиться! ... Один в поле - не воин!» - недостаточно винить во всех проблемах власть, писать жалобы и гневные письма. Необходимо создавать движения единомышленников, предлагать раци-

Таблица 1

Метод «Шесть шляп»

№ п/п Позиция анализа Содержание позиции анализа Содержание предмета исследования

1 Белая шляпа (информация) Человек беспристрастно анализирует цифры и факты, касающиеся данной проблемы. При анализе он старается экстраполировать ситуацию в будущее, выявляет, как будет развиваться проблема во времени Ежегодно на Черноморское побережье России приезжает отдыхать до 15 млн россиян. Всем нужно добраться из разных уголков нашей страны. Стоимость билета эконом-класса в среднем на поезда, следующие к морю, порядка 6 тыс. руб. К этой стоимости прибавляется также цена номера отеля, которая в среднем составляет 5 тыс. руб. на человека (не включая питания). Даже если приехать на неделю, у обычного россиянина поездка к морю обойдется в 45-50 тыс. руб., не учитывая затрат на продукты. Такую поездку не каждый может себе позволить, учитывая среднюю заработную плату по России 26,4 тыс. руб. То есть человеку со средним достатком каждый месяц надо откладывать по 4-5 тыс. руб., чтобы съездить летом на отдых на неделю, а чтобы поехать семьей, нужно копить уже несколько лет. Поэтому туристы предпочитают «дикий» отдых. Тем временем поездка, например, в Турцию обойдется в 30 тыс. руб. Включая авиаперелет, проживание в отеле и питание. Почувствуйте разницу...

2 Черная шляпа (критика) Человек во всем ищет негатив, недостатки, опасности, риски, возможные ошибки. Цель - выявить причины, почему идея не может работать и хорошее решение не будет найдено Основная проблема при выборе методов решения проблемы отдыха сводится к отсутствию полномочий для решения проблемы и возможности донести до руководства страны необходимость изменений. Многие идеи, предложенные в «мозговом штурме», упираются в довольно крупные материальные вложения, однако эти предложения могут принести и весьма солидную материальную выгоду. Туризм для многих стран является основной статьей дохода, у них есть желание и возможность с каждым годом улучшать эту сферу. А в России есть возможность, но, увы, нет желания. Идея выделения специальных поездов и самолетов требует много затрат, как минимум на покупку транспорта и его содержание. Идея установления штрафов весьма продуктивна при полном исполнении вышесказанного, но, учитывая проблему коррупции в нашей стране, многие будут решать проблемы «на месте», тем самым недобросовестные работники будут наживаться на туристах, а пляж останется грязным. Идея создать поселки для туристов также весьма затратная. И учитывая репутацию «наших» курортов, не исключен вариант, что построенные поселки будут пустовать

3 Желтая шляпа (позитив) Человек ищет позитивные стороны проблемы, преимущества, возможности, благоприятные перспективы Введение штрафов позволит ввести новые рабочие места для населения, а также принесет прибыль в бюджет городов-курортов, которую можно будет вложить в развитие города. Идея запрета выезда чиновников за границу приведет к развитию не только курортов, но и обычных городов, ведь чиновники тоже любят путешествовать, а поездка по стране принесет множество впечатлений и множество реформ городу. Усовершенствование наших курортов и страны в целом повысит репутацию России, привлечет внимание иностранных туристов и страна сможет конкурировать уже с европейскими странами по привлекательности

Окончание табл. 1

№ п/п Позиция анализа Содержание позиции анализа Содержание предмета исследования

4 Зеленая шляпа (креативность) Человек генерирует новые идеи, ищет возможности и альтернативы, вырабатывает провокационные предложения Уже было рассмотрено довольно много идей, как стандартных, так и нет. Однако максимум идей можно извлечь только при опросе всех заинтересованных лиц, выводе этих вопросов на общее голосование и обсуждение. Можно, например, госкомпаниям своих лучших работников поощрять путевкой на курорт. Туристам, которые постоянно приезжают на наши курорты, награждать памятной медалью «Патриот» или давать ему скидку на продукты питания 10% на весь год. Кроме того, у многих мнение о наших курортах уже сложилось, и вряд ли люди захотят ездить на российские курорты, тем не менее найдутся и те, кто рискнет попробовать и ему понравится, он также посоветует своим знакомым и близким такую поездку. С каждым годом «патриотов» станет все больше и больше, соответственно туристическая сфера начнет процветать - появятся новые средства на развитие и курортов, и страны

5 Красная шляпа (чувства) Человек может позволить себе эмоциональные реакции по отношению к своим идеям. Здесь идут в ход чувства, интуиция, чувственное восприятие Изначально проблема формировалась как проблема российских курортов, но проблема даже не в курортах, а в стране в целом. У нас огромная территория, однако пригодная часть для использования составляет 65%. Руководство не проявляет усердия в решении проблемы, законодательная база не отрегулирована. И сколько бы руководство страны не вело разговоров о развитии, глобальных изменений не происходит. Страну растаскивают на части благодаря фантастической коррупции и питанию «от трубы», до курортов никому нет дела. Есть проблема и в «российских туристах», во всех странах при упоминании о «российском туристе» у людей появляется улыбка на лице. У россиян слабо развита личностная культура, уважение к окружающим и др. Поэтому россияне, приехав за границу, умудряются что-нибудь сломать, войти в конфликт, устроить скандал... Если мы в чужой стране себе такое позволяем, то что говорить о домашней обстановке...

6 Синяя шляпа (управление процессом) Человек подводит итоги. Рассматривает процессы, контроль, работу менеджмента, делает заключение и выводы В итоге можно отметить, что проблему можно решить! Для этого сначала нужно донести до руководства суть проблемы и пробудить заинтересованность в ее решении, а для туристов должен стать ясным очевидный факт, что они порой сами создают проблему, получая в результате замкнутый круг, из которого мучительно ищут выхода...

ональные решения, опираясь на международный опыт.

«Обещанного три года ждут!» - иногда можно встретить заявления чиновников в прессе о скором решении проблемы, но ситуация до сих пор не меняется в лучшую сторону уже на протяжении многих лет.

«Лиха беда начало!» - трудно приступить к работе, продолжать будет легче. Необходимо начинать делать первые эффективные шаги на пути к решению проблемы.

«Когда деньги говорят, тогда правда молчит!» -пока коррупция в нашей стране находится на высоком уровне, мало что можно решить инициативой. Необходимо бороться с коррупцией, тогда каждый будет выполнять свои обязанности.

«Любишь свое поле - вырывай сорняки!» - заявлять везде о том, как все любят Россию, мало, надо, чтобы каждый внес свою лепту в развитие страны.

«В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем!» - чиновники очень любят критиковать другие страны, не только их курорты, но и политику, экономику. При этом не обращая внимания на то, что наши курорты находятся в упадочном состоянии. Необходимо все же сначала разобраться в своей проблеме, прежде чем лезть помогать в решении чужих.

«Всякий совет к разуму хорош!» - нередко мы пренебрегаем опытом зарубежных коллег на том основании, что сами-то умнее и можем все придумать лучше. Необходимо брать пример с других

стран, анализировать их ошибки и стараться не повторять. Умный учится на чужих ошибках, а кто-то - на своих.

Таким образом, сформирован портфель идей для оценки и анализа. Сюда вошли все высказанные идеи по решению проблемы:

1) очистить прибрежную зону и оборудовать пляжи;

2) создать отдельные поселки для туристов;

3) ввести в эксплуатацию новые поезда и самолеты;

4) запретить чиновникам выезжать на отдых за границу;

5) построить новые отели, пансионаты и санатории;

6) ввести систему штрафов и создать специальное подразделение по обеспечению чистоты мест для отдыха;

7) поощрять поездки на «родные» курорты;

8) ввести новые экскурсионные программы для детей;

9) ввести систему рейтингов отелей, мест отдыха и отзывов о них;

10) самосовершенствоваться российским туристам;

11) снизить коррупцию в стране;

12) снизить цены за проживание и питание на курортах.

Выбор самых эффективных решений можно осуществлять различными способами. Покажем пример такого выбора.

Определение возможностей и оценка идей. Оценка идей (вариантов решения проблемы) осуществляется методом экспертных оценок по

четырем критериям с учетом удельных весов этих критериев. Для выбора наиболее эффективных идей (проектов) проведем их оценку (табл. 2) по 10-балльной оценочной шкале. Экспертами выступали участники фокус-группы.

Как видно, в результате применения метода экспертных оценок лидером оказалась идея № 6 «Ввести систему штрафов и создать специальное подразделение по обеспечению чистоты мест для отдыха». 2-е и 3-е места поделили идея № 4 «Запретить чиновникам выезжать на отдых за границу», а также идея № 9 «Ввести систему рейтингов отелей, мест отдыха и отзывов о них».

Думаем, что это вполне очевидно, поскольку мутное море и грязный пляж - это то, что в первую очередь отталкивает людей от нашего Юга. Запрещение чиновникам отдыхать за границей создаст для них мощную мотивацию срочно обустраивать «свои» места отдыха, что обеспечит приток туда инвестиций и рабочей силы для поднятия уровня комфортабельности и сервиса наших курортов. Введение обязательной системы рейтингов и отзывов даст полную и объективную информацию о тех или иных отелях для новых туристов и отдыхающих.

Вообще, надо отметить, что в целом все идеи получили достаточно высокие оценки, что говорит о том, что данную проблему надо решать комплексно, охватывая весь спектр задач и их решений. В то же время уровень оценок подсказывает явные приоритеты. Так, все наши идеи можно разбить на 3 большие группы по приоритетности.

Группа № 1 «Самые важные идеи» (оценки больше 6):

Таблица 2

Определение ценности инновационных идей

№ п/п Наименование проекта Удельный вес факторов Сумма Место

А В С Б

1 Очистить прибрежную зону и оборудовать пляжи 4 7 9 4 6,16 4

2 Создать отдельные поселки для туристов 2 6 8 3 4,91 10

3 Ввести в эксплуатацию новые поезда и самолеты 3 4 7 4 4,74 11

4 Запретить чиновникам выезжать на отдых за границу 5 4 9 6 6,4 2-3

5 Построить новые отели, пансионаты и санатории 2 6 9 5 5,74 6

6 Ввести систему штрафов и создать специальное подразделение по обеспечению чистоты мест для отдыха 7 5 8 7 6,99 1

7 Поощрять поездки на «родные» курорты 6 4 6 6 5,66 7-8

8 Ввести новые экскурсионные программы для детей 8 3 5 6 5,66 7-8

9 Ввести систему рейтингов отелей, мест отдыха и отзывов о них 8 2 7 7 6,4 2-3

10 Самосовершенствоваться российским туристам 6 4 5 2 4,33 12

11 Снизить коррупцию в стране 2 6 9 2 4,99 9

12 Снизить цены на проживание и питание на курортах 4 8 9 2 5,83 5

Примечание: А - затраты (0,25); В - доход, (0,17); С - эффект (0,33); D - время реализации, (0,25).

1) ввести систему штрафов и создать специальное подразделение по обеспечению чистоты мест для отдыха;

2) запретить чиновникам выезжать на отдых за границу;

3) ввести систему рейтингов отелей, мест отдыха и отзывов о них;

4) очистить прибрежную зону и оборудовать пляжи.

Группа № 2 «Важные идеи» (оценки от 5 до 6):

5) снизить цены на проживание и питание на курортах;

6) построить новые отели, пансионаты и санатории;

7) всячески поощрять поездки на «родные» курорты;

8) ввести новые экскурсионные программы для детей.

Группа № 3 «Ценные идеи» (оценки от 4 до 5):

9) снизить коррупцию в стране;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) создать отдельные поселки для туристов;

11) ввести в эксплуатацию новые поезда и самолеты;

12) самосовершенствоваться российским туристам. Вот практически готовая программа обустройства нашего Юга, с тем чтобы там могли отдыхать россияне (и не только россияне) в комфортных условиях с высоким уровнем сервиса, причем с хорошим настроением возвращаться домой после отдыха. И с новыми силами приступать к работе, с радостью в сердце, вспоминая отдых на нашем Юге и купание в нашем море.

В заключение хотелось бы вернуться к началу статьи. Именно в организации полноценного от-

дыха и здоровья россиян заложен смысл повышения конкурентоспособности России и занятия ею достойного места в мире, в том числе при работе в условиях ВТО. Конечно, в этом велика роль государства. Именно государство определяет стратегию развития страны и политику укрепления здоровья своих граждан, в котором ведущую роль играет полноценный отдых. Только при реализации такой политики наша страна сможет занять лидирующие позиции в мире по ряду направлений, в том числе, возможно, и в организации туризма. Потенциал для этого есть богатый.

Список литературы

1. Жданкин Н.А. «Шпоры» для босса, или Как генеральному директору пришпорить неэффективный бизнес. М.: Дело и Сервис, 2011.

2. Жданкин Н.А. Стратегия непрерывных инноваций // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2012. № 6. С. 38-45.

3. Жданкин Н.А. Инновации в России: как грамотно расставить приоритеты? // Экономические стратегии. 2012. № 8. С. 54-61.

4. Жданкин Н.А., Шунькина Ю.И. Как активизировать борьбу с курением инновационными подходами, или Что сделать, чтобы заработал антитабачный закон - 2013 // ГлавВрач. 2013. № 11. С.66-76.

5. Фабрика инноваций / Сборник курсовых работ по дисциплине «Инновационный менеджмент». Вып. 1. / под ред. Н.А. Жданкина. М.: Изд. дом МИСиС, 2012.

6. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Минск: Попурри, 2006.

Problem. Research. Solution

INNOVATION FOR DEVELOPMENT OF RUSSIAN RESORTS

Nikolai A. ZHDANKIN

Abstract

The article discusses the ways of solutions of the rest problem in the Russian resorts. The author shows relevance of a considered subject. The paper defines and reveals the problems by means of innovative approaches. The author offers the cardinal directions of solution: introducing a system of penalties for violation of public order on the resort, creating a special unit

to ensure the cleanliness for the rest; prohibition to officials to go on holiday abroad, introducing a system of rating hotels and holiday destinations.

Keywords: Russian resorts, rest problems, innovative approaches, problem analysis, identification of main reasons and generation of ideas

References

1. Zhdankin N.A. "Shpory" dlia bossa, ili Kak general'nomu direktoruprishporit'neeffektivnyi biznes ["Spurs" for the boss or how does director general need to put spurs the inefficient business]. Moscow, Delo and Servis Publ., 2011.

2. Zhdankin N.A. Strategiia nepreryvnykh inno-vatsii [Strategy of continuous innovation]. General'nyi direktor. Upravlenie promyshlennym predpriiatiem -Director general. Management of industrial enterprise, 2012, no. 6, pp. 38-45.

3. Zhdankin N.A. Innovatsii v Rossii: kak gramotno rasstavit' prioritety? [Innovation in Russia: how competently to place priorities?]. Ekonomicheskie strategii - Economic strategy, 2012, no. 8, pp. 54-61.

4. Zhdankin N.A., Shunkina Iu.I. Kak aktiviziro-vat' bor'bu s kureniem innovatsionnymi podkhodami,

ili chto sdelat', chtoby zarabotal antitabachnyi zakon -2013 [How to intensify fight against smoking by innovative approaches or what to do to make anti-smoking law - 2013]. Glavnyi Vrach - Chief medical officer, 2013, no. 11, pp. 66-76.

5. Factory of innovation. Collection of course-work on discipline "Innovative management". Issue 1. Ed. by N.A. Zhdankin. Moscow, House MISIS Publ., 2012.

6. Edward de Bono. Shest'shliap myshleniia [Six Thinking Hats]. Minsk, Popurri Publ., 2006.

Nikolai A. ZHDANKIN

National Research Technological University, Moscow, Russian Federation regul-consult@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.