Научная статья на тему 'Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии COVID-19'

Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновативность / креативность / риск ради успеха / ценностные ориентации / готовность к деятельности / регуляция жизнедеятельности / студенческая молодежь / половые различия / пандемия / сетевой анализ / innovativeness / creativity / risk for the sake of success / value orientations / readiness for activity / regulation of vital activity / student youth / gender differences / pandemic / network analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игорь Александрович Филенко, Инна Викторовна Атаманова, Сергей Александрович Богомаз

Введение. Ситуация пандемии явилась вызовом нашим современникам и заострила внимание исследователей на психологических ресурсах, способствующих ее преодолению. Эмпирические исследования системы психологической регуляции жизнедеятельности личности в этот период, отраженные в особенностях инновативных, ценностных и регуляторных характеристик представителей различных социальных групп, достаточно ограничены, что обусловило актуальность и новизну данного исследования. Методы. Использовалась шкала «Самооценка инновативных качеств личности» Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко, позволяющая изучать психологические компоненты, определяющие инновационное поведение человека. Регуляторные характеристики изучались с помощью методики личностной готовности к деятельности С. А. Богомаза, И. В. Атамановой и И. А. Филенко. Ценностные ориентации определялись с помощью опросника Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник – Пересмотренный» в модификации К. В. Сугоняева. Для оценки исследуемых показателей в контексте влияния пандемии применялись: критерии различия и сетевой анализ частных корреляций с использованием метода регуляризации EBICglasso. Результаты. Результаты исследования показали значимые изменения в условиях пандемии ряда инновативных, ценностных и регуляторных характеристик, причем большинство из них были связаны с фактором пола. Перестройка сетевой структуры психологических показателей в ходе пандемии идет в противоположных направлениях в группах молодых мужчин и женщин. В женской выборке обнаруживается ослабление умеренных и сильных сетевых взаимосвязей при переходе от 2019 г. к 2020 г., т. е. сетевая структура становится более аморфной. Для мужской выборки наблюдается обратная тенденция – в 2020 г. первоначально аморфная сетевая структура становится многосвязной, структурированной и четко выраженной. Обсуждение результатов. Обсуждаются неспецифические и специфические эффекты влияния пандемии на психологические характеристики, обеспечивающие регуляцию жизнедеятельности, у молодых мужчин и женщин в возрасте от 17 до 28 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игорь Александрович Филенко, Инна Викторовна Атаманова, Сергей Александрович Богомаз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovativeness, regulation of vital activity and value orientations of young men and women: the effect of the COVID-19 pandemic

Introduction. The pandemic was a challenge to our contemporaries and focused the attention of researchers on psychological resources that facilitate its overcoming. Empirical studies of the psychological regulation system of the personality’s vital activity during this period, reflected in the special aspects of the innovative, value and regulatory characteristics of representatives of various social groups, are quite limited, which led to the relevance and novelty of this study. Methods. The scale “Self-Assessment of Personality’s Innovative Qualities” by N. M. Lebedeva and A. N. Tatarko was used, which allows for studying the psychological components that determine innovative human behaviour. Regulatory characteristics were studied using the “Personal Readiness for Activity (PRA)” scale by S. A. Bogomaz, I. V. Atamanova and I. A. Filenko. Value orientations were determined using the Schwartz’s questionnaire “Portrait Value QuestionnaireRevised (PVQ-R)”, modified by K. V. Sugonyaev. To evaluate the studied variables concerning the pandemic influence, the authors used such criteria as a test of differences and network analysis of partial correlations using the EBICglasso regularization method. Results. The results of the study showed significant changes in several innovative, value and regulatory characteristics in the conditions of the pandemic, most of which were associated with the gender factor. The restructuring of the network structure of psychological indicators during the pandemic is going in opposite directions in groups of young men and women. The female sample shows attenuation of moderate and strong network relationships during the transition from 2019 to 2020, which means the network structure becomes more amorphous. For the male sample group, the opposite trend is observed – in 2020, initially, the amorphous network structure becomes multiconnected, structured, and clearly expressed. Discussion. The non-specific and specific effects of the pandemic on the psychological characteristics that ensure the regulation of vital activity in young men and women aged 17 to 28 years are discussed.

Текст научной работы на тему «Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии COVID-19»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

УДК 159.923

https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.12

Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии СОУЮ-19

Игорь А. Филенко1, Инна В. Атаманова2*, Сергей А. Богомаз3

1 2 3 Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Российская Федерация

* iatamanova@yandex.ru

Аннотация: Введение. Ситуация пандемии явилась вызовом нашим современникам и заострила внимание исследователей на психологических ресурсах, способствующих ее преодолению. Эмпирические исследования системы психологической регуляции жизнедеятельности личности в этот период, отраженные в особенностях инновативных, ценностных и регуляторных характеристик представителей различных социальных групп, достаточно ограничены, что обусловило актуальность и новизну данного исследования. Методы. Использовалась шкала «Самооценка инновативных качеств личности» Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко, позволяющая изучать психологические компоненты, определяющие инновационное поведение человека. Регуляторные характеристики изучались с помощью методики личностной готовности к деятельности С. А. Богомаза, И. В. Атамановой и И. А. Филенко. Ценностные ориентации определялись с помощью опросника Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный» в модификации К. В. Сугоняева. Для оценки исследуемых показателей в контексте влияния пандемии применялись: критерии различия и сетевой анализ частных корреляций с использованием метода регуляризации EBICglasso. Результаты. Результаты исследования показали значимые изменения в условиях пандемии ряда инновативных, ценностных и регуляторных характеристик, причем большинство из них были связаны с фактором пола. Перестройка сетевой структуры психологических показателей в ходе пандемии идет в противоположных направлениях в группах молодых мужчин и женщин. В женской выборке обнаруживается ослабление умеренных и сильных сетевых взаимосвязей при переходе от 2019 г. к 2020 г., т. е. сетевая структура становится более аморфной. Для мужской выборки наблюдается обратная тенденция - в 2020 г. первоначально аморфная сетевая структура становится многосвязной, структурированной и четко выраженной. Обсуждение результатов. Обсуждаются неспецифические и специфические эффекты влияния пандемии на психологические характеристики, обеспечивающие регуляцию жизнедеятельности, у молодых мужчин и женщин в возрасте от 17 до 28 лет.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: инновативность, креативность, риск ради успеха, ценностные ориентации, готовность к деятельности, регуляция жизнедеятельности, студенческая молодежь, половые различия, пандемия, сетевой анализ

Основные положения:

> неспецифические эффекты влияния пандемии на молодых мужчин и женщин проявились в росте показателей креативности и открытости изменениям;

> специфические особенности молодых мужчин в условиях пандемии отражают их ориентацию на проактивное поведение, обусловленное необходимостью решать жизненные задачи через действия, направленные на принятие риска при снижении личной безопасности;

> для молодых женщин специфические эффекты пандемии связаны со смещением жизненных приоритетов с будущего на настоящее, со снижением удовлетворенности жизнью, повышением ценности безопасности, избеганием проактивных форм поведения, слабой ориентацией на инновации с одновременным повышением показателя креативности.

Для цитирования: Филенко, И. А., Атаманова, И. В., Богомаз, С. А. (2022). Инновативность, регуляция жизнедеятельности и ценностные ориентации молодых мужчин и женщин: эффект пандемии COVID-19. Российский психологический журнал, 19(3), 178-201. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.3.12

Введение

Глобальная пандемия коронавируса максимально обнажила существующие противоречия между необходимостью современного общества эффективно реагировать на быстро меняющиеся условия и готовностью человека к соответствующим трансформациям в контексте его жизнеосуществления (Zinchenko et al., 2020). И сами трансформационные процессы, и возникающие при этом новые условия человеческой жизнедеятельности требуют глубокого осмысления их психологического содержания.

Ускоряющееся развитие современной цивилизации в значительной степени обусловлено научными и технологическими достижениями, на основе которых становится возможным воплощение многочисленных инноваций в практику социальной и экономической деятельности, а также в повседневную жизнь большинства наших современников. Инновации определяют как успешные реализации новых идей в организационной среде, либо «как преднамеренное внедрение и применение идей, процессов или продуктов, которые являются новыми и предназначены для того, чтобы принести значимую пользу отдельному человеку, группе, организации и обществу в целом» (Schmidt & Lebedeva, 2014, с. 5). Инновации требуют от сотрудников новаторского поведения или способностей реализовывать свои новые идеи и совершенствовать технологические процессы. Инновации могут быть включены в повседневную жизнь только через инновационное поведение конкретных людей, которое характеризуется как «индивидуальные действия, направленные на генерацию, внедрение и применение полезной новизны на любом организационном уровне» (Kleysen & Street, 2001, с. 285).

Поскольку инновационное поведение в современном мире является источником развития социальных систем, исследователи обращают особое внимание на личностные, организационные и социокультурные факторы, направленные на поддержку инноваций, либо на торможение их внедрения. При этом в изучаемое проблемное поле включают также

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

феномены креативности (творчества) и принятия риска, без которых описание феномена инновативности будет явно не полным. В качестве психологических факторов, влияющих на инновационное поведение людей, рассматривают: индивидуальные когнитивные особенности (креативность (Slatten et al., 2011; Hussain & Wahab, 2021); дивергентное и конвергентное мышление (Kenworthy et al., 2021); когнитивные стили (Miron-Spektor et al., 2011); личностные черты (экстраверсия, открытость опыту, мужество, мудрость, оригинальность, оптимизм, надежда, самоэффективность, жизнестойкость (Sameer, 2018), ригидность (Залевский, 2004; Павлова, 2020)); эмоциональные состояния (позитивный и негативный аффекты, состояние потока (Kumar & Bharadwaj, 2016)); регуляторные (Быкова, 2017; Павлова, 2020; Перикова и др., 2020) и интенциональные процессы (мотивация, ценностные ориентации, социально-психологические установки) (Лебедева и др., 2020; Павлова, 2020).

Приведенные выше психологические факторы в отечественной психологии объединяются понятием «инновационный потенциал человека», включающим три основных блока: личностные качества, компетентность (проектная компетентность, коммуникативная компетентность, информационная компетентность), витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни) (Клочко, Галажинский, 2009). В зарубежной психологии для описания подобных феноменов используется понятие «психологический капитал», который, формируя направленность на инновационное поведение, способствует повышению эффективности и конкурентоспособности организации, а также обеспечению качества трудовой жизни работника (Ratnaningsih et al., 2016). Указанные психологические переменные могут быть культурно обусловлены и иметь различную степень выраженности в определенных социальных группах, что затрудняет обобщение эмпирических исследований рассматриваемых феноменов, а полученные в данном направлении результаты характеризуются фрагментарностью, а иногда и противоречивостью.

Поскольку ценностные ориентации оказывают существенное влияние на цели и действия людей, а также являются важнейшими движущими силами поведения в организационных условиях, данное исследование будет включать в себя и изучение личностных ценностей, которые в ряде работ выделяют в качестве наиболее значимых переменных, связанных с инновативностью (Anderson et al., 2014; Sousa & Coelho, 2011). В современных исследованиях показано, что три структурных компонента ценности сохранения (в модели ценностных ориентаций Ш. Шварца) - традиция, конформизм и безопасность - отрицательно связаны с творческими достижениями (Dollinger et al., 2007). Люди, высоко оценивающие ценности сохранения, были менее креативны в сравнении с теми, кто высоко оценивал ценности открытости изменениям (Sousa & Coelho, 2011). Ценности открытости изменениям позитивно связаны с инновациями и творчеством (Arieli & Tenne-Gazit, 2017). Обнаружено, что ценности самосовершенствования сотрудников положительно связаны с их инновационным поведением, в то время как ценности сохранения и самопреодоления связаны с ним отрицательной зависимостью (Pure & Lagun, 2019). Изучение инновационных характеристик и личностных ценностей работников фирм Вьетнама позволили сделать вывод о том, что ценности универсализма и доброжелательности позитивно влияют на инновационное поведение (Le et al., 2021). Результаты исследования сотрудников организаций Кореи и Китая с использованием методики Г. Хофстеде показали, что ценность дистанции к власти негативно связана с организационным

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

инновационным поведением, а ценность избегания неопределенности - позитивно (Kim & Zhou, 2018).

Ценности открытости изменениям оказывают значимое позитивное, а ценности сохранения - значимое негативное влияние на инновационное поведение сотрудников российских организаций (Schmidt & Lebedeva, 2014). Более позднее исследование авторов подтвердило эти результаты, а также показало, что воспринимаемая самоэффективность модерирует влияние ценностей открытости изменениям на инновационное поведение в организациях (Лебедева и др., 2020). Обнаружено, что ценности «скромность», «конформность - правила», «безопасность: личная», «традиция» мешают принятию инноваций у взрослого (старше 45 лет) поколения россиян. А ценность «безопасность: общественная», напротив, стимулирует принятие инноваций (Fedotova, 2017). У молодежи (до 25 лет) ценности «самостоятельность мысли», «стимуляция», «достижение», «власть: доминирование», «власть: ресурсы» стимулируют принятие и внедрение инноваций, а ценности «универсализм: забота о других», «конформизм: межличностный», «безопасность: общественная», «безопасность: личная», наоборот, препятствуют принятию инноваций (Fedotova, 2017).

В ряде исследований отмечается, что инновационное поведение индивидов не является самодостаточным, а скорее представляет собой функцию отклика в ходе непрерывного процесса взаимодействия индивида с возникающими ситуациями, которые характеризуются организационными и социальными воздействиями. Столкновение с такими ситуациями при наличии адекватных ресурсов (к которым относятся и психологические ресурсы человека) может способствовать инновационному поведению. Повышенная плотность и интенсивность нестандартных жизненных или организационных ситуаций может неоднозначно влиять на внедрение инноваций. В связи с этим возникает проблема изучения характера трансформации инновационного поведения в условиях значительных глобальных изменений (экономические кризисы, пандемия и др.), которые также могут сопровождаться изменениями в ценностных ориентациях или регуляторных особенностях людей.

В современных исследованиях ценностей личности обнаружено, что в условиях значительных социальных перемен происходит изменение их структуры: выявлено существенное усиление ценности сохранения, а также снижение ценности открытости изменениям непосредственно после пика экономического кризиса 2008 г.- в 2009 и 2010 гг., в сравнении с более ранним периодом (Sortheix et al., 2019). Отмечается, что в условиях пандемии COVID-19 у большинства людей следует ожидать снижение приверженности ценностям самосовершенствования и открытости изменениям, а также усиление приверженности ценностям самотрансценден-ции и сохранения (Wolf et al., 2020). Результаты эмпирического исследования показали, что в условиях пандемии (2020 г.) у студенческой молодежи выявлено значимое повышение уровня ценности сохранения вместе с возрастанием роли данного показателя в структуре психологической системы обеспечения жизнедеятельности молодежи с одновременным снижением роли ценности открытости изменениям (Филенко, Богомаз, 2022). Указанные изменения сопровождались и трансформацией показателей регуляторной сферы, в частности - значимым снижением показателей планирования, рефлексии и общей готовности к деятельности. Однако в исследовании Периковой и Бызовой (2022) показано на примере студентов естественнонаучных направлений подготовки, что в период пандемии COVID-19 наблюдается статистически значимое увеличение метакогнитивной включенности в деятельность и внутриличностного эмоционального интеллекта в сравнении с показателями аналогичной

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

выборки в допандемийный период при одновременном снижении степени выраженности межличностного эмоционального интеллекта.

Следует также учесть, что определенные социальные группы проявляют специфическую реактивность в отношении сложных жизненных ситуаций. Так, в ряде исследований были описаны существенные различия между мужчинами и женщинами в эмоциональных и поведенческих проявлениях во время пандемии, в частности - женщины подвержены повышенному риску тревожных расстройств, депрессии, одиночества, что отражается в снижении показателей их психического здоровья, в сравнении с мужчинами (Gonzalez-Sanguino et al., 2020; Li & Wang, 2020). Отмечается, что пандемия оказала более выраженное негативное воздействие на уровни стресса, психического здоровья, социальной изоляции, успеваемости студенток, по сравнению со студентами-мужчинами (Prowse et al., 2021). Обнаружено, что студентки, в отличие от сверстников мужского пола, в большей степени склонны использовать непродуктивные стратегии совладания со стрессом в условиях пандемии COVID-19 (Hagan et al., 2022). Эти и другие работы создают предпосылки к исследованию специфики изменений психологических характеристик в период пандемии в связи с половыми различиями людей.

Необходимостью дальнейшего изучения роли личностных и средовых факторов в формировании инновационного поведения наших современников и обусловлена цель настоящего исследования - выявление изменений в характеристиках ииновативности, регуляции жизнедеятельности и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии COVID-19 с учетом фактора пола.

Методы

Выборка исследования включала 460 человек - студентов, обучающихся в г. Томске (79,5 % выборки) и других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Кемерово, Сочи). Возраст респондентов варьировался в диапазоне от 17 до 28 лет включительно (19,8 ± 1,8 года). Выборка сформирована двумя равными по численности группами по 230 человек: группа 1 (участвовала в исследовании 2019 г., до пандемии), средний возраст 19,4 ± 1,2 года, 40,9 % - мужчины; группа 2 (исследование 2020 г., в период пандемии), средний возраст 20,3 ± 2,2 года, 33,5 % - мужчины.

В исследовании использовались следующие методики: шкала «Самооценка инновативных качеств личности» (СИКЛ) (Лебедева, Татарко, 2009); методика личностной готовности к деятельности (ЛГД) (Атаманова, Богомаз, 2018; Филенко и др., в печати) и опросник «Портретный ценностный опросник - Пересмотренный», разработанный Ш. Шварцем, в модификации К. В. Сугоняева (Шварц и др., 2012; Сугоняев, 2018).

Шкала «Самооценка инновативных качеств личности» включает 12 утверждений, количественная оценка которых проводится с использованием 5-балльной шкалы Лайкерта, позволяющих определять следующие показатели: креативность (4 пункта); риск ради успеха (4 пункта); ориентация на будущее (4 пункта), а также общий индекс инновативности личности, который рассчитывается как среднее арифметическое по всем 3-м шкалам. Методика личностной готовности к деятельности включает пять шкал: «целеполагание» (4 пункта) и «планирование» (3 пункта), разработанные на основе методики «Опросник самоорганизации деятельности» (Мандрикова, 2010), при этом исходные показатели были преобразованы с 7-балльной оценочной шкалы в 5-балльные; «рефлексия» (разработана на основе опросника «Дифференциальный тест рефлексивности» (Леонтьев, Осин, 2014)), включает

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

6 наиболее информативных пунктов из 12-ти первичных, которые измеряются по 5-балльной шкале; шкала «Удовлетворенность жизнью» на основе одноименной шкалы Э. Динера (Осин, Леонтьев, 2020) - используются 4 пункта, которые оцениваются по 5-балльной шкале; общая шкала, измеряющая суммарный «индекс личностной готовности к деятельности (индекс ЛГД)». В методике Ш. Шварца (модификация К. В. Сугоняева) оценка пунктов проводилась с применением 5-балльной шкалы Лайкерта. В данной работе анализировались следующие первичные показатели: «безопасность: общественная» и «безопасность: личная» (по ним рассчитывался «индекс безопасности» как среднее арифметическое упомянутых шкал); «традиции», «конформизм - межличностный», «конформизм - правила», «скромность» (по ним рассчитывался индекс ценности высшего порядка «сохранение», далее «метаценность сохранения»); «самостоятельность - мысли», «самостоятельность - поступки»; «стимуляция» (по ним рассчитывался индекс ценности высшего порядка «открытость изменениям» (далее «метаценность открытости»).

Обработка данных осуществлялась в программе IBM SPSS Statistics 10.0, а также jasp 0.14.1. В исследовании определялись первичные статистики, использовались: непараметрический U-критерий Манна - Уитни; параметрический t-критерий Стьюдента; критерий, связанный с расчетом фактора Байеса (Bayes factor10); также проводился сетевой анализ частных корреляций для изучаемых показателей с использованием метода регуляризации EBICglasso.

Результаты

В таблице 1 представлены результаты описательных статистик для общей группы респондентов.

Таблица 1

Описательные статистики общей группы респондентов (N = 460)

Показатели Среднее значение Медиана Станд. откл. Асимметрия Ст. ошибка асимметрии Эксцесс Ст. ошибка эксцесса

Креативность 3,8 3,75 0,73 -0,502 0,114 0,029 0,227

Риск ради успеха 3,23 3,25 0,744 -0,032 0,114 -0,181 0,227

Ориентация на будущее 3,56 3,5 0,672 -0,32 0,114 0,268 0,227

Индекс инновативности 3,53 3,50 0,558 -0,031 0,114 0,277 0,227

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Сред-

Ст. ошибка

нее Меди- Станд. Асим- Эксцесс Ст. ошибка

Показатели асим-

значе- ана откл. метрия эксцесса

метрии

ние

Целеполагание 3,77 3,75 0,829 -0,628 0,114 0,163

0,227

Планирование 3,23 3,33 1,14 -0,113 0,114 -0,955

0,227

Рефлексия 3,98 4 0,663 -0,891 0,114 1,210 0,227

Удовлетворенность жизнью

3,02 3 0,812 -0,237 0,114 -0,129 0,227

Индекс ЛГД 3,50 3,54 0,590 -0,315 0,114 -0,135

0,227

Метаценность открытости

4,03 4 0,516 -0,19 0,114 -0,249

0,227

Метаценность сохранения

3,57 3,56 0,488 -0,118 0,114 0,368 0,227

Индекс безопасности

4,1 4 0,592 -0,526 0,114 0,487 0,227

Индекс ЛГД - индекс личностной готовности к деятельности.

На первом этапе статистического анализа данных применялись критерии различия ^-критерий Стьюдента для показателей с нормальным распределением и и-критерий Манна - Уитни - при отклонении распределений от нормального) для сравнения исследуемых показателей до пандемии (2019 г.) и во время пандемии (2020 г.) (табл. 2). Также вычислялся фактор Байеса10,

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

который использовался в качестве альтернативной меры различий (Jarosz & Wiley, 2014; Garcia & Puga, 2018).

Таблица 2

Сравнительные характеристики психологических показателей групп 1 и 2 с использованием t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна -Уитни и фактора Байеса10

Статистика Статистика

Показатели Группа Среднее значение t-критерия Стьюдента (значимость различий, р) критерия Манна - Уитни, U (значимость различий, р) Фактор Байеса10

Креативность

Риск ради успеха

Ориентация на будущее

Индекс

инновативности

Целеполагание

Планирование

Рефлексия

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

3,65 3,94

3,26 3,20 3,49 3,64 3,47 3,59 3,81 3,73 3,40 3,07 4,04 3,92

0,878 (0,381)

-2,337 (0,020)

-2,39 (0,017)

20011 (< 0,001) 645,9

0,150

1,445

1,62

25760 (0,627) 0,175

22170 (0,003) 10,511

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24665 (0,209) 0,645

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Показатели Группа Среднее значение Статистика t-критерия Стьюдента (значимость различий, р) Статистика критерия Манна - Уитни, U (значимость различий, р) Фактор Байеса10

Удовлет- 1 3,05

воренность 0,890 (0,374) 0,152

жизнью 2 2,99

1 3,57

Индекс ЛГД 2,72 (0,007) 3,65

2 3,43

1 4,00

Метаценность -1,407 (0,160) 0,270

открытости 2 4,07

1 3,60

Метаценность 1,275 (0,203) 0,227

сохранения 2 3,54

1 4,06

Индекс

23901 (0,071) 0,250

безопасности 2 4,14

Полужирным шрифтом выделены результаты для показателей, продемонстрировавших статистически значимые различия (р < 0,05). Индекс ЛГД - индекс личностной готовности к деятельности.

Из результатов, приведенных в таблице 2, следует, что в период пандемии наблюдается значимое повышение показателей: «креативность» - с 3,65 до 3,94 балла (р < 0,001); «ориентация на будущее» - с 3,49 до 3,64 балла (р = 0,020); «индекс инновативности» - с 3,47 до 3,59 балла (р = 0,017); а также тенденция к повышению переменной «индекс безопасности» - с 4,06 до 4,14 балла (р = 0,071). Было обнаружено значимое снижение показателей: «планирование» - с 3,40 до 3,07 балла (р = 0,003); «индекс ЛГД» - с 3,57 до 3,43 балла (р = 0,007).

Поскольку в современных публикациях описаны существенные различия в эмоциональных и поведенческих проявлениях в период пандемии у мужчин и женщин (Gonzalez-Sanguino et al., 2020; Li & Wang, 2020; Prowse et al., 2021; Hagan et al., 2022), на втором этапе исследования сравнивались подгруппы 2019 г. и 2020 г. в отдельных выборках мужчин

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

и женщин. Численность выборок: мужчины до пандемии (2019 г.), N = 94 человека, во время пандемии (2020 г.), N = 78 человек; женщины до пандемии (2019 г.), N = 136 человек, во время пандемии (2020 г.), Ы2 = 152 человека. При этом также для указанных подгрупп определялись показатели распределений, после чего принималось решение о применении параметрических или непараметрических критериев различия. Результаты данного этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнения психологических показателей до и во время пандемии отдельно для молодых мужчин и женщин

Мужчины Женщины

N = 94, 2019 г.; N2 = 78, 2020 г. = 136, 2019 г.; N2 = 152, 2020 г.

Показатели Группа Среднее значение Статистика ^критерия Стью-дента (значимость различий, Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Бай- есаю Среднее значение Статистика ^крите-рия Стью-дента (значимость различий, Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Байеса10

р) р)

1 3,70 3,62

Креативность 2 3,92 -2,088 (0,038) 1,232 3,95 7564 (< 0,001) 110,787

1 3,43 3,14

Риск ради успеха 2 3,43 0,037 (0,970) 0,166 3,07 0,782 (0,435) 0,174

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Мужчины Женщины

N = 94, 2019 г.; N2 = 78, 2020 г. = 136, 2019 г.; N2 = 152, 2020 г.

Статис- Статис- Статис-

тика тика

^кри- тика ^крите- Статистика

Сред- критерия Фак- Сред- критерия

Показатели Группа терия Манна - рия Манна -

нее Стью- Уитни, и тор нее Стью- Уитни, и Фактор

значе- дента (значи- Бай- значе- дента (значимость Байеса

10

ние (значи- еса10 ние (значи-

мость различий,

мость мость р)

различий,

различий, р) различий,

р) р)

1 3,51 3,48

Ориен-

к 2,888 2501 -0,873

тация 7,465 0,187

(0,004) (< 0,001) (0,383)

на будущее

2 3,82 3,54

1 3,55

Индекс

иннова-

тивности

2 3,72

3,41

2799 (0,008)

0,945

-1,79 (0,075)

0,593

3,52

1 3,76 3,85

Целепола- 0,488 „ „ 9989

0,185 0,213

гание (0,626) (0,621)

2 3,69 3,75

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Мужчины Женщины

N = 94, 2019 г.; N2 = 78, 2020 г. = 136, 2019 г.; N2 = 152, 2020 г.

Показатели Группа Среднее значение Статистика ^кри-терия Стью-дента (значимость различий, р) Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Бай- есаю Среднее значение Статистика ^крите-рия Стью-дента (значимость различий, р) Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Байеса10

1 2,99 3,68

Планирование 2 3,03 0,251 (0,802) 0,171 3,09 4,425 (< 0,001) 1161,976

1 3,99 3329 (0,297) 4,07

Рефлексия 2 3,88 0,303 3,94 9686 (0,355) 0,479

Удовлетворенность жизнью 1 2 2,80 2,91 0,821 (0,413) 0,226 3,23 3,03 2,225 (0,027) 1,357

1 3,39 3,71

Индекс ЛГД 0,079 0,166 3,68 73,025

2 3,38 (0,937) 3,45 (< 0,001)

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Мужчины Женщины

N = 94, 2019 г.; N2 = 78, 2020 г. = 136, 2019 г.; N2 = 152, 2020 г.

Показатели Группа Среднее значение Статистика ^кри-терия Стью-дента (значимость различий, р) Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Бай- еса10 Среднее значение Статистика ^крите-рия Стью-дента (значимость различий, р) Статистика критерия Манна -Уитни, и (значимость различий, р) Фактор Байеса10

1 4,04 3,97

Мета- ценность открытости 2 4,07 -0,379 (0,705) 0,177 4,07 -1,553 (0,122) 0,408

Мета- 1 3,59 3,61

ценность 2,877 7,248 -0,413 0,141

сохра- (0,005) (0,680)

нения 2 3,37 3,63

1 3,97 4,13

Индекс безопасности 2 3,87 1,064 (0,289) 0,280 4,28 -2,395 (0,017) 1,961

Индекс ЛГД - индекс личностной готовности к деятельности. Полужирным шрифтом выделены результаты для показателей, продемонстрировавших статистически значимые различия (р < 0,05).

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы 3 следует, что и у мужчин, и у женщин в 2020 г., по сравнению с 2019 г., наблюдается значимый рост показателя «креативность» (у мужчин с 3,70 до 3,92 балла, р = 0,038, у женщин с 3,62 до 3,95 балла, р < 0,001). Однако другие показатели характеризуются специфическими изменениями в связи с полом респондентов. В частности, для мужчин фиксируется значимое увеличение для характеристик «ориентация на будущее» (с 3,51 до 3,82 балла, р = 0,004) и «индекс инновативности» (с 3,52 до 3,72 балла, р = 0,008) (у женщин для этого показателя выявлена только тенденция к различиям - он увеличивается с 3,31 до 3,52 балла при р = 0,075). У мужчин значимо снижается показатель «метаценность сохранения» - с 3,59 до 3,37 балла, р = 0,005. У женщин значимо снижаются показатели: «планирование» - с 3,68 до 3,09 балла, р < 0,001; «удовлетворенность жизнью» - с 3,23 до 3,03 балла, р = 0,027; «индекс ЛГД» - с 3,71 до 3,45 балла, р < 0,001. Также наблюдается рост показателя «индекс безопасности» - с 4,13 до 4,28 балла, р = 0,017.

На рисунке 1 показаны изменения психологических характеристик, которые демонстрировали наиболее характерные отличия между группами молодых мужчин и женщин до и во время пандемии COVID-19.

Рисунок 1

Изменения психологических характеристик, демонстрировавших наиболее характерные отличия между группами молодых мужчин и женщин до и во время пандемии СОУЮ-19: 1 - данные 2019 г.; 2 - данные 2020 г.

Наибольший интерес представляют противоположные тенденции в связи с трансформацией следующих показателей у мужчин и женщин: «планирование» (рис. 1а), «удовлетворенность жизнью» (рис. 1а), «индекс безопасности» (рис. 1б), а также существенный рост показателя «креативность» у женщин, который до пандемии имел значения ниже, чем у мужчин, а во время пандемии превысил значения, обнаруживаемые у мужчин (рис. 1в).

ФилЕнко И. А., АТАМАНОВА И. В., Богомдз С. А.

ИННОВАТИВНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...

Российский психологический ЖУРНАЛ, 2022, Т. 19, № 3, 178-201. 10.21702/rpj.2022.3.12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Для детализации закономерностей изменений психологических характеристик с учетом фактора пола на третьем этапе исследования был проведен сетевой анализ частных корреляций с использованием метода регуляризации EBICglasso (Артеменков, 2021; Epskamp et а1., 2018), результаты которого представлены для групп мужчин (рис. 2а, рис. 3а) и женщин (рис. 2б, рис. 3б) до пандемии (2019 г.) и во время пандемии (2020 г.). Сетевые структуры, приведенные на рисунках, ограничены минимальным значением коэффициента корреляции г = 0,15 для того, чтобы выделить наиболее существенные для анализа связи. Для данных сетевых структур также проводилась оценка их статистической стабильности - на основе вычисления 95 % доверительных интервалов для каждого ребра с использованием процедуры бутстре-па (количество извлечений N = 1000) согласно современным рекомендациям (Ерзкатр et а1., 2018). Результаты бутстрепа показали, что ребра сетей, представленные на рис. 2а, 3а, 3б, с коэффициентами корреляции г > 0,2 характеризуются достаточной надежностью, т. е., вероятно, будут воспроизводимы в сходных исследованиях на других группах. Все ребра, представленные на рис. 1а, а также ребра на других рисунках с коэффициентами корреляции г < 0,2 обладают меньшей надежностью, поэтому к их анализу нужно подходить осторожно.

Кроме того, рассчитывались коэффициенты разреженности сети, которые для группы мужчин изменились с 0,667 до 0,556, а для группы женщин - с 0,556 до 0,442. В обеих группах разреженность сети уменьшилась, т. е. сети стали более плотными, более насыщенными многочисленными корреляционными связями, однако эти изменения у мужчин в большей степени характерны для умеренных и сильных связей с г > 0,15, а у женщин - для слабых связей с г < 0,15.

Рисунок 2

Сети частных корреляций для групп молодых мужчин (а) и женщин (б) в лопандемийный период, 2019 г.

Фиолетовым цветом выделены узлы для ценностных показателей; зеленым цветом - для показателей методики личностной готовности к деятельности (ЛГД); коричневым - для методики «Самооценка инновативных качеств личности» (СИКЛ); цифрами обозначены коэффициенты частных корреляций.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Рисунок 3

Сети частных корреляций для групп молодых мужчин (а) и женщин (б) в период пандемии, 2020 г.

Обозначения те же, что на рисунке 2.

Результаты, представленные на рисунках 2 и 3, позволяют сделать выводы о том, что:

- показатели, измеряющие инновативные, регуляторные и ценностные характеристики, в большей степени связаны с родственными для них шкалами, образуя определенные микрокластеры (например, «метаценность сохранения - индекс безопасности» или «ориентация на будущее - риск ради успеха» на рис. 2а);

- имеются узлы, которые связывают между собой различные микрокластеры; например, показатель «ориентация на будущее» на рис. 2б связывает воедино характеристики, относящиеся к различным психологическим аспектам - ценностным, регуляторным и инновационным. На рис. 3а подобную функцию выполняет показатель «риск ради успеха»;

- изменение сетевой структуры для мужчин и женщин в ходе пандемии идет в противоположных направлениях, что проявляется в ослаблении умеренных и сильных взаимосвязей для женской выборки при переходе от 2019 г. к 2020 г., т. е. сетевая структура становится более аморфной. Для мужской выборки наблюдается обратная тенденция - в 2020 г. первоначально аморфная сетевая структура становится многосвязной, структурированной и четко выраженной.

На четвертом этапе были рассчитаны центральные меры (индексы центральности) для сетей частных корреляций - промежуточность, близость и сила (Артеменков, 2021; Epskamp et al., 2018), на основании которых для каждого узла (показателя) определялась характеристика ожидаемого влияния для подгрупп мужчин и женщин в 2019 г. и 2020 г. (рис. 4).

ФилЕнко И. А., АТАМАНОВА И. В., Богомдз С. А.

ИННОВАТИВНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 178-201. 10.21702/rpj.2022.3.12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Рисунок 4

Значения показателей ожидаемого влияния в сетях частных корреляций для молодых мужчин и женщин в 2019 г. и 2020 г.

Ожидаемое влияние Ожидаемое влияние 1-2019 г.

2 - 2020 г. Индекс безопасности

Метаценность сохранения Метаценность открытости Удовлетворенность жизнью Рефлексия Планирование Целеполагание Ориентация на будущее Риск ради успеха Креативность

Мужчины Женщины

а) б)

Из данных рисунка 4 следует, что в 2019 г. для молодых мужчин наиболее значимыми по степени сетевого влияния были узлы «метаценность открытости», «целеполагание» и «риск ради успеха»; а наименее значимым - узел «рефлексия». В 2020 г. ведущим центром становится узел «риск ради успеха», второй и третий по значимости - узлы «целеполагание» и «метаценность открытости».

Для молодых женщин в 2019 г. «ориентация на будущее» и «метаценность открытости» оказывали наибольшее влияние на сетевую структуру. В 2020 г. ведущими узлами стали: «метаценность открытости», «целеполагание», «индекс безопасности».

Обсуждение результатов

Отличия в сдвигах показателей инновативности личности у молодых мужчин и женщин в период пандемии (табл. 3) могут быть опосредованы специфическими изменениями в ценностных ориентациях для представителей указанных групп. У женщин существенно возрастает приоритет ценностей сохранения и безопасности, а у мужчин, наоборот, данные ценности становятся менее значимыми в условиях пандемии (табл. 3). Это соответствует результатам

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

работ (Pure & Lagun, 2019; Schmidt & Lebedeva, 2014; Fedotova, 2017), в которых показано, что повышенная приверженность ценностям сохранения и безопасности негативно влияет на инновационное поведение.

Другим фактором, способствующим различиям в проявлении инновативности у мужчин и женщин во время пандемии, являются особенности регуляции своей деятельности. В частности, личностная система обеспечения жизнедеятельности, включающая когнитивные ресурсы регуляции поведения (целеполагание, планирование, рефлексия), в новых сложных условиях у молодых мужчин оказывается более устойчивой (у них «индекс ЛГД» и показатель «планирование» в 2020 г. остаются практически неизменными по сравнению с 2019 г.), а у молодых женщин наблюдаются значимые снижения ее базовых характеристик (прежде всего показатели «индекс ЛГД» и «планирование», табл. 3). Другими словами, мужчины также полноценно могут использовать свои регуляторные ресурсы во время пандемии, как и до ее начала, а у женщин эти ресурсы во время пандемии оказываются в значительной степени блокированными. Можно предположить, что данная блокировка, скорее всего, обусловлена спецификой восприятия возможных рисков для личного здоровья, что находит отражение в негативных эмоциональных состояниях (повышенных уровнях стресса, психической напряженности, ситуационной тревожности, депрессии), которые, как показывают недавние исследования, в большей степени выражены в группах женщин в сравнении с мужчинами (Gonzalez-Sanguino et al., 2020; Li & Wang, 2020; Prowse et al., 2021).

Анализ сети частных корреляций подтверждает эти выводы, т. к. на сетевых структурах 2020 г. для женщин (рис. 3б) мы видим снижение системных взаимосвязей для умеренных и сильных корреляций по сравнению с 2019 г. (рис. 2б), т. е. система обеспечения жизнедеятельности в ее наиболее значимых отношениях становится более аморфной, простой, слабоструктурированной. В 2020 г. у женщин ведущей становится диада «безопасность - сохранение» (микрокластер 1), а второй по значимости связи является диада «открытость - креативность» (микрокластер 2), которая и обеспечивает активное поведение в сложных условиях. Однако активность микрокластера 2 определяется главным образом особенностями его слабых связей с микрокластером 1 и его доминирующим (в жизненном плане) функционированием - в силу чего активное поведение женщин во многих аспектах ограничено установками на повышенную безопасность и сохранение своего здоровья, а также неприятием какого-либо поведенческого риска (в том числе связанного и с инновационными практиками) в условиях пандемии. Эти установки будут вести у них к предпочтению избегающих стратегий копинга. В то же время принятие риска -это одна из составляющих инновационного поведения, поэтому структурные особенности сетевых взаимосвязей в женской группе также создают предпосылки к пониманию слабых изменений в инновационном поведении у женщин в 2020 г., по сравнению с 2019 г.

Для мужчин характерны другие закономерности функционирования сетевой структуры. В частности, в период 2020 г. в ней можно выделить два мезокластера (рис. 3а). Первый из них включает 4 элемента, связанных с такими показателями, как «метаценность открытости», «риск ради успеха», «креативность», «ориентация на будущее». При этом центральным узлом данной структуры является показатель «риск ради успеха». Иными словами, мужчины принимают проактивную форму поведения в условиях пандемии, ориентированную на открытость вызовам, принятие риска и его преодоление возможными инновационными способами - в силу этого у мужчин и наблюдается повышенный рост показателя инновативности. Эти результаты согласуются с данными работ других исследователей (Arieli & Tenne-Gazit, 2017; Schmidt &

Филенко И. А., Атаманова И. В., Богомаз С. А.

ИННОВАТИВНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 178-201. 10.21702/rpj.2022.3.12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Lebedeva, 2014), в которых выявлены позитивные влияния ценности открытости изменениям на инновационные процессы. Второй мезокластер включает три узла (рис. 3а) - «планирование», «метаценность сохранения», «индекс безопасности». И хотя в этом мезокластере корреляционная связь между ценностями сохранения и безопасности по силе практически такая же, как и в женской группе, он остается открытым для взаимодействия с другими элементами и кластерами, которые в целом образуют один мегакластер, объединяющий в систему целостных взаимосвязей 9 из 10 исследуемых показателей. Данный мегакластер связан с двумя центральными для его функционирования узлами («целеполагание» и «риск ради успеха»), которые можно рассматривать как системное полицентрическое образование, являющееся основой функционирования жизнедеятельности молодых мужчин в условиях пандемии.

Таким образом, молодые мужчины строят в условиях пандемии свою проактивную деятельность в сложных жизненных обстоятельствах на основе актуализации целеполагания как средства преодоления риска с использованием инновационных подходов. Об этом же свидетельствуют и результаты, представленные на рис. 4а, из которых следует, что в 2020 г. для молодых мужчин наиболее значимым по степени сетевого влияния становится узел «риск ради успеха»; а вторым по значимости - «целеполагание».

Для молодых женщин уход показателя «ориентация на будущее» из группы системообразующих факторов (факторы максимального ожидаемого влияния (рис. 4б)) и включение в эту группу показателя «индекс безопасности» свидетельствуют о том, что высокая активность женщин, направленная на будущее, оказывается подавленной. При этом текущая активность жизнедеятельности, в значительной степени определяемая необходимостью поддерживать личную безопасность, оказывается невысокой, т. к. ограничивается инструментальными факторами (нет соответствующих способов или подходов для преодоления новых жизненных рисков) и избеганием любых форм активности в пользу сохранения личной безопасности и здоровья, что, в конечном счете, будет вести к снижению инновационного потенциала женщин во время пандемии.

На основе обработки, анализа и интерпретации данных можно сделать следующие выводы:

1. Полученные результаты свидетельствуют о существенных изменениях в инновативных характеристиках, процессах регуляции жизнедеятельности и системе ценностных ориен-таций студенческой молодежи, которые связаны с ситуацией пандемии. Неспецифические эффекты влияния пандемии проявились в некоторых общих аспектах, характерных для молодых мужчин и женщин: в частности, в значимом росте показателей креативности и умеренном возрастании показателя открытости изменениям.

2. Специфические особенности отражаются в большем смещении ценностных приоритетов с задач будущего на решение проблем настоящего (у женщин) и в обратных тенденциях (у мужчин), а также в большей ориентации мужчин на проактивное поведение, обусловленное необходимостью решать жизненные задачи через действия, связанные с принятием риска и со снижением личной безопасности, а также через интенсивное использование потенциала инновационного поведения и регуляторных ресурсов (планирование, общий уровень личностной готовности к деятельности).

3. Для женщин смещение жизненных приоритетов с будущего на настоящее в условиях повышения уровня риска ведет к значимому снижению удовлетворенности жизнью, повышению ценности безопасности и менее активному поведению, слабо ориентированному на инновации, к снижению уровней регуляторных процессов (планирование),

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

которое компенсируется повышением показателя креативности, позволяющей решать ряд новых проблем обеспечения своей жизнедеятельности. 4. Представленные в работе результаты свидетельствуют о необходимости использования новых подходов к методологии современных исследований, изучающих динамические процессы в сложных социальных и психологических системах, что позволяет углубить понимание рассматриваемых явлений и по-новому оценить обнаруженные закономерности в связи с переходом от использования критериев различия, регрессионных и факторных моделей к сетевому анализу. Полученные результаты могут послужить основой для разработки системных психолого-педагогических мероприятий по развитию готовности к инновационному поведению, личностных ресурсов преодоления рисков и повышению жизнестойкости молодежи в условиях интенсивных глобальных изменений с учетом фактора пола и возрастных особенностей.

Ограничения настоящего исследования связаны с выбором используемых показателей и методик, а также со сравнительно небольшим возрастным диапазоном (от 17 до 28 лет) респондентов, которые участвовали в исследовании. Однако эти ограничения не отразились на репрезентативности полученных результатов и описании возможных психологических механизмов, характеризующих их особенности.

Литература

Артеменков, С. Л. (2021). Проблемы построения и анализа упорядоченных сетей частных корреляций в психологических исследованиях. Моделирование и анализ данных, 7 7(3), 36-56. https://doi.org/10.17759/mda.2021110303 Атаманова, И. В., Богомаз, С. А. (2018). Личностная готовность современной вузовской молодежи к деятельности. В Ю. П. Поваренков (ред.), Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (с. 134-137). РИО ЯГПУ. Быкова, Е. А. (2017). Психологические механизмы формирования готовности обучающихся к инновационной деятельности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 6(4), 294-299. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-294-299 Залевский, Г. В. (2004). Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, в норме и патологии). Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клочко, В. Е., Галажинский, Э. В. (2009). Психология инновационного поведения. Томский гос. ун-т. Лебедева, Н. М., Бушина, Е. В., Шмидт, П. (2020). Индивидуально-личностные и контекстуальные предикторы организационной креативности в России. Организационная психология, 10(4), 63-87.

Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. (2009). Методика исследования отношения личности к инновациям. Альманах современной науки и образования, 4-2, 89-96. Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 7 7(4), 110-135.

Мандрикова, Е. Ю. (2010). Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2, 59-83.

Филенко И. А., Атаманова И. В., Богомаз С. А.

ИННОВАТИВНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 178-201. 10.21702/rpj.2022.3.12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1, 117-142. https://doi. org/10.14515/monitoring.2020.1.06 Павлова, Е. В. (2020). Психологические корреляты готовности к инновационной деятельности студентов, получающих профессии типа «человек - человек». Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 88, 89-95. Перикова, Е. И., Атаманова, И. В., Богомаз, С. А. (2020). Инновативность личности: исследование параметров психологической системы деятельности вузовской молодежи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 719-736. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-719-736 Перикова, Е. И., Бызова, В. М. (2022). Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее. Российский психологический журнал, 19(1), 112-126. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.9 Сугоняев, К. В. (2018). Исследование психометрических характеристик «Опросника ценностных портретов» Ш. Шварца в адаптации В. Карандашева и его доработка. В С. Е. Таразевич (ред.), Актуальные проблемы эргономики, обитаемости и психологического сопровождения персонала объектов специального назначения: Материалы II Межотраслевой научно-практической конференции (с. 186-198). ПСТМ. Филенко, И. А., Атаманова, И. В., Богомаз, С. А. (в печати). Личностная готовность к деятельности (ЛГД): разработка и апробация шкалы. Экспериментальная психология. Филенко, И. А., Богомаз, С. А. (2022). Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии. Сибирский психологический журнал, 83, 46-66. https://doi.Org/10.17223/17267080/83/3 Шварц, Ш., Бутенко, Т. П., Седова, Д. С., Липатова, А. С. (2012). Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(2), 43-70.

Anderson, N., Potocnik, K., & Zhou, J. (2014). Innovation and creativity in organizations: A state-of-the-science review, prospective commentary, and guiding framework. Journal of Management, 40(5), 1297-1333. https://doi.org/10.1177/0149206314527128 Arieli, S., & Tenne-Gazit, O. (2017). Values and behavior in a work environment: Taking a multi-level perspective. In S. Roccas, L. Sagiv (Eds.), Values and behavior. Taking a cross cultural perspective (pp. 115-141). Springer International Publishing AG. Dollinger, S. J., Burke, P. A., & Gump, N. W. (2007). Creativity and values. Creativity Research

Journal, 19(2-3), 91-103. Epskamp, S., Borsboom, D., & Fried, E. I. (2018). Estimating psychological networks and their accuracy: A tutorial paper. Behavior Research Methods, 50, 195-212. https://doi.org/10.3758/ s13428-017-0862-1

Fedotova, V. A. (2017). Individual values as predictors of positive or negative attitudes towards innovation among representatives of various generations of Russian people. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 74(4), 717-734. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-4-717-734 Garcia, A. M. R.-R., & Puga, J. L. (2018). Deciding on Null Hypotheses using P-values or Bayesian alternatives: A simulation study. Psicothema, 30(1), 110-115. https://doi.org/10.7334/ psicothema2017.308

Gonzalez-Sanguino, C., Ausin, B., Castellanos, M. Á., Saiz, J., López-Gómez, A., Ugidos, C., &

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Muñoz, M. (2020). Mental health consequences during the initial stage of the 2020 Coronavirus pandemic (COVID-19) in Spain. Brain, Behavior, and Immunity, 87, 172-176. https://doi. org/10.1016/j.bbi.2020.05.040 Hagan Jr., J. E., Quansah, F., Frimpong, J. B., Ankomah, F., Srem-Sai, M., & Schack, T. (2022). Gender risk perception and coping mechanisms among Ghanaian university students during the COVID-19 pandemic. Healthcare, 70(4). https://doi.org/10.3390/healthcare10040687 Hussain, K., & Wahab, E. (2021). Reviewing the link between employee creativity, innovative behavior and organizational innovation. In Proceedings of the 11th Annual international conference on industrial engineering and operations management Singapore (pp. 6616-6624). IEOM Society International. Jarosz, A. F., & Wiley, J. (2014). What are the odds? A practical guide to computing and reporting Bayes factors. Journal of Problem Solving, 7(1). https://doi.org/10.7771/1932-6246.1167 Kenworthy, J. B., Paulus, P. B., Minai, A. A., & Doboli, S. (2021). Divergent and convergent creativity. In S. Doboli, J. B. Kenworthy, A. A. Minai, P. B. Paulus (Eds.), Creativity and Innovation. Understanding Complex Systems (pp. 69-98). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-77198-0 4 Kim, J., & Zhou, F. (2018). Influences of power distance and uncertainty avoidance on innovative work behavior: Mediation effects of self-leadership. Korean Journal of Industrial and Organizational Psychology, 37(3), 669-694. https://doi.org/10.24230/kjiop.v31i3.669-694 Kleysen, R. F., & Street, C. T. (2001). Toward a multi-dimensional measure of individual innovative behavior. Journal of Intellectual Capital, 2(3), 284-296. https://doi.org/10.1108/EUM0000000005660 Kumar, M., & Bharadwaj, A. (2016). Psychology of innovation: Innovating human psychology? In F. W. Gatzweiler, J. von Braun (Eds.), Technological and institutional innovations for marginalized smallholders in agricultural development (pp. 65-80). Springer. https://doi. org/10.1007/978-3-319-25718-1 4 Le, T. T. P., Phan, T. H. P., Hoang, T. N. Q., & Nguyen, T. P. L. (2021). The effect of personal values on employee's innovative behavior in Vietnamese enterprises. European Journal of Business and Management Research, 6(3), 99-103. https://doi.org/10.24018/ejbmr.2021.6.3.804 Li, L. Z., & Wang, S. (2020). Prevalence and predictors of general psychiatric disorders and loneliness during COVID-19 in the United Kingdom. Psychiatry Research, 297. https://doi.org/10.1016/]. psychres.2020.113267

Miron-Spektor, E., Erez, M., & Naveh, E. (2011). The effect of conformist and attentive-to-detail members on team innovation: Reconciling the innovation paradox. Academy of Management Journal, 54(4), 740-760. https://doi.org/10.5465/AMJ.2011.64870100 Prowse, R., Sherratt, F., Abizaid, A., Gabrys, R. L, Hellemans, K. G. C., Patterson, Z. R., & McQuaid, R. J. (2021). Coping with the COVID-19 pandemic: Examining gender differences in stress and mental health among university students. Frontiers in Psychiatry, 12. https://doi. org/10.3389/fpsyt.2021.650759 Purc, E., & Lagun, M. (2019). Personal values and innovative behavior of employees. Frontiers in

Psychology, 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00865 Ratnaningsih, I. Z., Prasetyo, A. R., & Prihatsanti, U. (2016). Predicting innovative behavior among employees in a manufacturing company: The role of psychological capital. ANIMA Indonesian Psychological Journal, 37(2), 84-90. https://doi.org/10.24123/aipj.v31i2.567 Sameer, Y. M. (2018). Innovative behavior and psychological capital: Does positivity make any difference? Journal of Economics and Management, 32(2), 75-101. https://doi.org/10.22367/ jem.2018.32.06

Филенко И. А., Атаманова И. В., Богомаз С. А.

ИННОВАТИВНОСТЬ, РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...

Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, № 3, 178-201. 10.21702/rpj.2022.3.12 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Schmidt, P., & Lebedeva, N. (2014). Values, efficacy and trust as determinants of innovative organizational behaviour in Russia. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 21/ PSY/2014. https://doi.org/10.2139/ssrn.2493700 Slátten, T., Svensson, G., & Sv^ri, S. (2011). Empowering leadership and the influence of a humorous work climate on service employees' creativity and innovative behaviour in frontline service jobs. International Journal of Quality and Service Sciences, 3(3), 267-284. https://doi. org/10.1108/17566691111182834 Sortheix, F. M., Parker, P. D., Lechner, C. M., & Schwartz, S. H. (2019). Changes in young Europeans' values during the global financial crisis. Social Psychological and Personality Science, 70(1), 15-25. https://doi.org/10.1177/1948550617732610 Sousa, C. M. P., & Coelho, F. (2011). From personal values to creativity: Evidence from frontline service employees. European Journal of Marketing, 45(7/8), 1029-1050. https://doi. org/10.1108/03090561111137598 Wolf, L. J., Haddock, G., Manstead, A. S. R., & Maio, G. R. (2020). The importance of (shared) human values for containing the COVID-19 pandemic. British Journal of Social Psychology, 59(3), 618-627. https://doi.org/10.1111/bjso12401 Zinchenko, Yu. P., Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G., & Fomina, T. G. (2020). Conscious self-regulation and self-organization of life during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 73(4), 168-182. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0411

Поступила в редакцию: 15.08.2022 Поступила после рецензирования: 10.09.2022 Принята к публикации: 14.09.2022

Заявленный вклад авторов Игорь Александрович Филенко - статистический анализ данных, теоретический анализ литературы, интерпретация результатов, подготовка текста статьи.

Инна Викторовна Атаманова - сбор эмпирических данных, интерпретация результатов, редактирование текста статьи, оформление текста статьи в соответствии с требованиями журнала.

Сергей Александрович Богомаз - методология исследования, сбор эмпирических данных, интерпретация результатов, редактирование текста статьи.

Информация об авторах Игорь Александрович Филенко - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57296247700, ResearcherID: CPK-2974-2022, SPIN-код: 5688-0364, ORCID: https://orcid.ora/0000-0001-7072-8273: e-mail: filen5725@mail.ru

Инна Викторовна Атаманова - кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск, Российская Федерация: Scopus Author ID: 57211394316, ResearcherID: R-7838-2016, SPIN-код: 9980-2880, ORCID: https://orcid.ora/0000-0001-8101-5586: e-mail: iatamanova@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Сергей Александрович Богомаз - доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры генетической и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск, Российская Федерация; Scopus Author ID: 6603772587, ResearcherlD: F-3454-2014, SPIN-код: 8190-6179, ORCID: https://orcid. ora/0000-0002-8955-5621; e-mail: boaomazsa@mail.ru

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.