Научная статья на тему 'Innovative technologies in primary school'

Innovative technologies in primary school Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
pedagogy / technologies / projects / criterion / педагогика / технологии / проекты / критерий

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kyssyrauova Shynar Anderbekovna

еducation as the main means of social development of the individual should be subject to changes depending on the needs of modern society. This fact is difficult to argue. However, modern pedagogy is extremely unstable in terms of introducing any innovations. In order to understand how successful these or other new methods and forms of education must take a long time, so the issue of innovation in education remains acute and relevant. I offer you an article about innovative technologies of the modern lesson, which will be useful for primary school teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять, насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным. Предлагаю вам статью об инновационных технологиях современного урока, которая будет полезна учителям начальных классов.

Текст научной работы на тему «Innovative technologies in primary school»

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL Kyssyrauova Sh.A. (Republic of Kazakhstan) Em ail: Kyssyrauova558@scientifictext.ru

Kyssyrauova Shynar Anderbekovna - primary school Тeacher, CHROMTAU GYMNASIUM № 6, CHROMTAU, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: education as the main means of social development of the individual should be subject to changes depending on the needs of modern society. This fact is difficult to argue. However, modern pedagogy is extremely unstable in terms of introducing any innovations. In order to understand how successful these or other new methods and forms of education must take a long time, so the issue of innovation in education remains acute and relevant. I offer you an article about innovative technologies of the modern lesson, which will be useful for primary school teachers. Keywords: pedagogy, technologies, projects, criterion.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кысырауова Ш.А. (Республика Казахстан)

Кысырауова Шынар Андебековна - учитель начальных классов, Хромтауская гимназия № 6, г. Хромтау, Республика Казахстан

Аннотация: образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. С этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять, насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения, должно пройти длительное время, поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным. Предлагаю вам статью об инновационных технологиях современного урока, которая будет полезна учителям начальных классов. Ключевые слова: педагогика, технологии, проекты, критерий.

В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях, как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков [1].

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Педагогические инновации в современном школьном образовании

1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении [2]. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя. В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

62

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др. [8]

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных учреждений.

В эпоху информатизации общества особое значение приобретают умения собирать информацию, обрабатывать её для личного пользования, умение выдвигать гипотезы и проводить исследования. В настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся [6].

В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения. Учёные отмечают, что научная ценность исследовательской работы школьников относительно невелика. Однако она важна для самих учащихся, как более высокая ступень в самообразовании.

Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно, в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Исследовательские задания, в решении которых принимали участие ученики, являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся, а их решение лежит « в зоне ближайшего развития». Применение современных информационных технологий в начальной школе способствует более активному и сознательному усвоению учащимися учебного материала [8].

Хочу согласиться со словами великого ученого А. Дистервега: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству», потому что, работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

Список литературы / References

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Журнал «Начальная школа». № 1, 2008.

3. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

4. Сеть творческих учителей / ИКТ в начальной школе.

5. Бадиев С. От традиций - к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения). С. Бадиев // Учитель, 2008. № 6. С.7-9.

6. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. Волгоград: Учитель, 2008. 118 с.

7. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.

8. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.