широкие горизонты
инноватика промышленного предприятия:
процессный подход
На исходе ХХ века в научный обиход вошел термин «инноватика». В ведущих вузах страны - Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, Московском государственном университете управления созданы институты инноватики. В МГТУ им. НЭ. Баумана начата подготовка инженеров-менеджеров по специальности «Менеджмент высоких технологий». Сегодня «инноватика» как понятие трактуется достаточно широко [2,4,5]. Обобщая известные определения, представляется правильным под инноватикой промышленного предприятия понимать область экономики, охватывающую методологию и организацию инновационной деятельности, включая создание, освоение и распространение
новшеств.
Успех реализации научно-технических проектов на промышленном предприятии зависит, прежде всего, от его организационной структуры управления. Начавшая 100 лет назад свой путь наука управления справедливо подчеркивала прогрессивность (для своего времени) бюрократических организационно-управленческих структур. Для смешанных линейно-функциональных структур характерно специализированное разделение труда аппарата управления и наличие четкой управленческой иерархии. Как это хорошо показано у Макса Вебера, большие бюрократические системы были способны объективно управлять потоками инвестиций, развитием новой техники, крупномасштабным индустри-
Перерва О.Л.
канд. экон. наук, доцент
Калужский филиал
Московского
государственного
технического
университета
им. НЭБаумана
вации
эТ1
.развернувшаяся
в последней трети
_прошлого века
_научно_техническая
революция
показала
ограниченность
неадекватность новому времени иерархических
структур
альным производством1.
Развернувшаяся в последней трети прошлого века научно-техническая революция, как форма существования научно-технического прогресса, показала возникшую ограниченность иерархических структур, их неадекватность новому времени. Революционные изменения в технике и технологии производства, а также расширение его объема и номенклатуры, разнообразие и неустойчивость потребительского рынка, рост неопределенности при увеличении масштабов инноваций существенно сократили управленческие возможности бюрократического аппарата, что привело к снижению эффективности хозяйствования в целом. Стало невозможно выполнять задачи по созданию все новых и новых предприятий и организаций, необходимых для реализации объектив-озникающих технических новшеств. Много нареканий вызывала доводившаяся до абсурда централизация в принятии решений. Многоступенчатость и бездумная соподчиненность, администрирование некомпетентных руководителей, подавление инициативы исполнителей, процедурная волокита - все это нередко приводило к излишней канцелярщине и бесполезной деятельности. Следствием этого явилось появление новой группы организационных структур - органических, или адаптивных. В основу построения новых структур управления лег подход, который можно назвать про-ектно-продуктовым управлением, позволяющим организовать эффективное взаимодействие вертикальных (функциональная специализация работ) и горизонтальных (проект, программа, продукт) связей управления. Наиболее распространенным видом такой организации являются матричные структуры управления. Возникновение последних непосредственно связано с развитием инноватики, так как это такая форма менеджмента, которая наиболее адекватна организации управления важными видами научно-технической деятельности на предприятии, требующая квалифицированного руководства, в том числе с привлечением для реализации проекта, производства продукта и
его доведения до потребителя, самых различных функциональных подразделений в условиях строгих ресурсных ограничений. Процедура структурирования мероприятий, направленных на техническое развитие предприятия, требует выделения целенаправленных функций управления (например, для реализации различных видов научной, конструкторской, технологической, производственной, сбытовой деятельности) в сочетании с объектами, относительно которых эти функции реализуются. В качестве неформальных организационно-плановых единиц здесь выступают проект, программа, продукт, бизнес-процесс, стратегическая единица бизнеса. Описание производственно-хозяйственных действий как процесса является дальнейшим развитием системного рассмотрения экономических явлений.
В экономической кибернетике под процессом (от лат. processus - ход, продвижение) понимается последовательная смена состояний в развитии хозяйственной системы, то есть совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Представление организации как системы процессов впервые было предложено в 70-80-е годы прошлого века известными специалистами в области управления качеством В. Демин-гом (США) и К. Ишикавой (Япония). Процессный подход реализуется в рамках существующих международных стандартов ИСО по системам менеджмента, в частности, ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (Российский адаптированный вариант ГОСТ Р ИСО 90002000 [1]).
Названные стандарты исходят из того, что на протяжении всей своей жизни предприятие должно управлять многочисленными видами деятельности, которые рассматриваются как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Любая деятельность, которая использует ресурсы для преобразования входов в выходы, является процессом, поэтому для выявления конкретики процессно-ориентирован-
много нареканий
вызывала
доводившаяся
до абсурда
централизация
в принятии
решений
менеджмент
инновации
ориентируется не на функциональное _управление, а на
управление
.результатами _конкретного
процесса
ного управления необходимо установить причинно-следственные связи между качеством продукта и его себестоимостью (ценой). Величина показателя качества изделия и издержек на его проектирование, производство и реализацию определяются, прежде всего, воздействием на них производственно-хозяйственной факторов деятельности предприятия. Для производителя процессное управление сводится:
а) к ориентации на определенный класс качества продукции;
б) к обеспечению этого качества адекватным комплексом соответствующих процессов, осуществляемых подразделениями-производителями по критерию максимального соотношения эффекта к затратам. Соотношение качество-издержки потенциально обеспечивает рост доходности предприятия. Сложная техническая продукция интересует потребителей, прежде всего, с позиций изделия с расширенными функциональными возможностями, а не со стороны свойств и взаимодействия составляющих его элементов. Однако, именно последнее обеспечивает уровень качества изделия и находятся в поле зрения изготовителя по всей технологической цепочке проектирования и производства. Управление процессом подразумевает управление затратами на этот процесс. Отсюда менеджмент инноваций ориентируется не на функциональное управление, а на управление результатами конкретного процесса.
При использовании продуктового принципа организации и управления производством предприятие предстаёт в виде набора законченных организационно-технологических последовательностей, а именно: цепочек по проектированию, изготовлению и сбыту изделий новой техники. Это распространяется и на построение необходимой базы управления и на выбор планово-учетных единиц менеджмента. На рис.1 представлены компоненты и используемый инструментарий управления промышленным предприятием, сочетающие продуктово-процессный подход с традицион-
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЛАНОВЫЕ ЕДИНИЦЫ
ПРОДУКТ ПРОЕКТ ПРОГРАММА БИЗНЕС-ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА БИЗНЕСА
ТАКТИКА С Т Р А Т Е Г И Я
Объемное
Кален-дар-ное
о
ю О О О
^ К
к
X м
Е
И
X
м м А
0" м П
Р
И
Е Т к
А
ч
с
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
3 м К 3 3 •в"
^ к к
3 и р
ср о я
к Т
Ф О Р М А Л Ь Н А Я (производственная и организационная) С Т Р У К Т У Р А
Е Е
о И
К К
РЧ А
И м
Т п
« Р
Е И
и X
С Р А
Е ч
С с
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
БИЗНЕС-ПЛАН
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЯВЛЕНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ
ц га м м ЧК
и и
и ь-г
ЕЙ
ОГ ч
м к и
и
м &4
К ^
^
и к :з
-о к о и т
м
КЗ
М ^
В м
ем га
ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
а
И
ч
о ©
н га
О
о
о
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА)
м К
К
^
ю
о
Рч
к
со О К
1-4
о
Рч
с
ной организацией и планированием производства.
Функционально организация производственной деятельности промышленного предприятия строится в отношении организации выпуска отдельных продуктов или услуг и их поставки на рынок. Каждая последовательность видов деятельности, преобразующих факторы производства в продукт конечного потребления, по-
_инновационный
_бизнес-процесс
есть
_упорядоченная
во времени и пространстве совокупность работ по созданию нового товара
лучила название бизнес-процесса. То есть инновационный бизнес-процесс есть упорядоченная во времени и пространстве совокупность работ по созданию нового товара. Содержание бизнес-процесса показывает динамическую картину того, как предприятие разрабатывает и изготовляет каждый конкретный продукт. Назначение бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту такую продукцию, которая удовлетворила бы его как по качеству, так и по уровню сервиса и стоимости. Другими словами бизнес-процессы пронизывают всю организационную и производственную структуры промышленного предприятия. Исходной формой организации и управления инновационной деятельностью является инновационный проект, который как понятие обозначает дело, деятельность, мероприятие и предполагает осуществление такого комплекса действий, который способен обеспечить достижение определенных результатов по созданию новых продуктов или услуг. То есть он представляет собой систему мер и работ, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Ради выпуска новой научно-технической продукции инвестиционный проект направлен на формирование относительно обособленного технологического, организационного и имущественного комплекса. Следующим объектом организации и планирования в инновационном менеджменте является программа. Как и проект, она отражает план намеченной деятельности и порядок проведения научно-технических мероприятий. Однако по своему содержанию, в отличие от проекта, программа определяет более крупные, значимые для научно-технического развития предприятия проблемы. Она представляет собой совокупность проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью технического развития. Здесь более существенно то обстоятельство, что программа является формой реализации программно-целевого подхода в планировании инноваций. Целевая научно-техническая программа имеет четко выраженный характер достижения по-
ставленной цели, строго ориентированный на решение крупной научно-технической проблемы. Она характеризуется вполне определенными конечными результатами. Программа как плановый комплекс проектов и организационных действий, объединенных общей целью реализации конкретного процесса «исследование-производство» взаимоувязана по ресурсам, срокам, исполнителям и выполняется в рамках единой системы управления. Содержательный комплекс работ по проектному управлению предложен и выполнен И.Л. Туккелем в Институте инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета [3].
Наряду с бизнес-процессом для организации и планирования производства инновационный менеджмент использует еще один неформальный элемент - стратегическую единицу бизнеса. Она предназначена для стыковки процесса изготовления продукта или группы продуктов с соответствующим сегментом рынка. То есть стратегические единицы бизнеса позиционируются в том или ином сегменте рынка. Для отдельных продуктовых групп разрабатываются различные стратегии и планы их развития. Путем образования стратегических бизнес-единиц предприятие на рынке выступает в виде организационно-фиксированных комбинаций в системе товар-рынок. Первые шаги использования процессного подхода в отечественном производственном менеджменте свидетельствуют о его высокой перспективности и результативности.
1 Weber M. The Theory of Social and Economic Organization.- N.Y.: Free Press, 1947
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 90002001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (Издание официальное). - М..: ИПК Издательство стандартов, 2001
2. Гунин ВН. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. «Управление развитием организации». Модуль 7 - М.: ИНФРА-М, 1999.
3. Институт инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сайт в Интернете, материалы по управлению проектом (ИЛ. Туккель):
http:// www.iispb.ru/mate-rial/mat-и-4, php.
4. Колосов НГ. Основы ин-новатики. Учебное пособие. -СП(б): Изд-во СП(б)ГПУ, 19995. Управление организацией: Учебник / Под ред. АГ. Поршнева, ЗП. Румянцевой, НА Саломатина. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2003.