Научная статья на тему 'Иннокентий Никандрович Быстренин (к 90-летию кафедры детских болезней Саратовского медицинского университета)'

Иннокентий Никандрович Быстренин (к 90-летию кафедры детских болезней Саратовского медицинского университета) Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Нуштаев И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иннокентий Никандрович Быстренин (к 90-летию кафедры детских болезней Саратовского медицинского университета)»

© Нуштаев И. А., 2003

И. А. Нуштаев

ИННОКЕНТИЙ НИКАНДРОВИЧ БЫСТРЕНИН (К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ САРАТОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Саратовский медицинский университет, РФ

В 1909 г. в Саратове произошло знаменательное событие — открылся десятый в стране Императорский Николаевский университет.

С 1911—1912 учебного года началось создание клинических кафедр, в т.ч. и кафедры детских болезней с клиникой. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 8 сентября 1912 г. за № 59, напечатанным в № 205 «Правительственного Вестника», с 1 июля 1912 г. экстраординарным профессором Императорского Николаевского университета по кафедре детских болезней с клиникой был назначен врач 2-й Казанской гимназии и приват-доцент Казанского университета, доктор медицины, коллежский советник Иннокентий Быстренин [1].

Иннокентий Никандрович Быстренин родился в 1859 г. После окончания Казанского университета в 1884 г. свою врачебную деятельность начал в селе Кикнури Вятской губернии, где проработал 7 лет. В 1891 г. был переведен в Вятку, где работал городским, школьным врачом, заведующим терапевтическим и детским отделением губернской больницы, а также преподавателем земской фельдшерской школы [1].

С 1902 г. Быстренин работает в Казанском университете — сверхштатным ординатором, ассистентом детской клиники, в 1905 г. становится доктором медицины, затем по получении звания профессора в 1910 г. получил допуск к чтению лекций по курсу «Детские болезни» [1]. Свое педиатрическое образование И. Н. Быстренин совершенствовал в клиниках Н. Ф. Филатова, Н. С. Корсакова и К. А. Раухфуса.

Приступив к руководству кафедрой в Саратове, И. Н. Быстренин столкнулся с организационными трудностями при ведении практических занятий и чтении лекций. Лекции он читал в аудитории родильного дома городской больницы, в которой не было амбулаторного приема больных детей. На заседании Совета университета от 29 октября 1912 г. профессор докладывал: «... Самое же непреодолимое препятствие заключается в том, что не могу совершенно пользоваться для иллюстраций лекций амбулаторным материалом, который, вероятно, буду получать из Александровской больницы (губернской — авт.), отстоящей на довольно большом расстоянии от городской больницы» [2]. «...Наконец следует отметить, что в распоряжении кафедры педиатрии решительно нет никакого

кабинета, где можно было бы хранить разного рода учебные пособия, инвентарь, библиотеку и другие предметы оборудования, а также нет лаборатории для практических занятий» [2]. Все это надо было создать профессору Быс-тренину.

Кстати, первая детская больница в Саратове была построена в 1897 г. на частные благотворительные средства, прежде всего купца Поздеева.

На заседании Совета Императорского Николаевского университета от 12 ноября 1912 г. было принято решение о начете «...постройки нового собственного здания для клиники детских болезней, на отведенном г. Саратовом участке земли (за товарной станцией), для сооружения клинических зданий» [3]. На этом же Совете слушали прошение доктора медицины и лаборанта при кафедре детских болезней Харьковского университета П. П. Эми-нета, ходатайствующего о принятии его в число приват-доцентов по кафедре детских болезней Николаевского университета. Этот вопрос был решен спустя год.

Петр Павлович Эминет — доктор медицины, надворный советник. П. П. Эминет с 1905 г. состоял при кафедре детских болезней Харьковского университета, исполняя обязанности сперва ординатора (до 1908 г.), а затем лаборанта, в течение 1906—1907 гг. он выдержал докторский экзамен, а в 1911 г. защитил диссертацию на тему: «К учению о третьем элементе крови у растущего организма», имел 31 напечатанную научную работу, из которых большинство посвящено педиатрии. Медицинским факультетом Харьковского университета дважды был командирован на Пироговские Съезды врачей (на X и XI), где сделал 5 научных докладов. С осени 1907 г., по поручению директора акушерской клиники Харьковского университета, читал курс детских болеэней первого возраста слушальницам «повивальных курсов» при означенной клинике. Свое клиническое образование получил под руководством известного профессора-педиатра Харьковского университета И. В. Троицкого, который в своем отзыве о П. П. Эминете свидетельствует, что последний ♦вполне подготовлен к преподавательской деятельности» [4].

В Саратовском университете приват-доцент П. П. Эминет читал курс «болезни детского возраста» для студентов УП и УШ семестров, 2 раза в неделю, раздел «Новорожден-

90

ПЕДИАТРИЯ № 4, 2003 г.

ный и его болезни*- со следующими вопросами: отличительные черты новорожденного, питание и уход за новорожденным, недоношенность, болезни желудочно-кишечного тракта, легочной системы и др. Студентам IX и X семестров, 1 раз в неделю, читал курс «Питание II болезни расстройств питания у детей». Основу курса составляло учение о диспепсиях, интоксикациях.

С 7 июля 1914 г. И. Н. Быстренин утвержден ординарным профессором кафедры. В это время клиника со всеми учебно-вспомогательными учреждениями помещалась в наемном доме на углу улиц Вольской и Цыганской. В одной половине верхнего этажа было размещено стационарное отделение с незаразными больными, в другой — аудитория, лаборатория и ординаторская [5, 6].

Нижний этаж занимала амбулатория: регистрационная с аптекой, общая ожидальня с двумя кабинетами для приема незаразных больных, ожидальня для осмотра сомнительных больных и три закрытых изолятора-бокса для больных скарлатиной, дифтерией и корью. Для инфекционных больных был отдельный вход и выход.

В 1914 г. преподавание было представлено следующим образом. Студенты VIII семестра продолжали слушать учение о детских болезнях. Теоретическое изложение сопровождалось демонстрацией соответствующего подбора больных из стационарного и амбулаторного отделения клиники [5, 6]. Студенты X семестра в присутствии профессора производили разбор приходящих больных, а затем велись клинические лекции с демонстрацией больных стационара. Такая же программа предусматривалась и для студентов VII и IX семестров. Кроме того, по мере надобности, но не менее 2 раз в неделю, профессор делал обход стационарных больных в присутствии кураторов.

На экстренном заседании Совета Императорского Николаевского университета, состоявшегося декабря 20 дня 1914 г. профессор И. Н. Быстренин сделал представление следующего содержания: «По случаю призыва на театр военных действий и.о. ассистента Сергиевского и обоих ординаторов Романова и Лопатина я совершенно остался без помощников» [7]. Поэтому в качестве ординатора была приглашена Надежда Васильевна Прудникова-Прокофьева.

В соответствии с законом от 3 июля 1914 г. в 1915 г. были учреждены новые должности преподавательского персонала в университете. На кафедре детских болезней с клиникой предусматривались следующие штаты: ассистент клиники — 1, старший ассистент — 1, ординатор — 3, фельдшер — 1, надзирательница — 1, сиделок — 10. Фактически же в 1915 г. вместе с профессором Быстрени-ным при кафедре находились лишь один ординатор — лекарь Н. В. Прокофьева-Прудникова, а также и.о. фельдшера Антонина Дмитриевна Желубовская-Халтурина и надзирательница А. И. Береснева [8].

Однако профессор Быстренин настаивал на необходимости иметь в клинике должность старшего ассистента. В протоколе экстренного заседания Совета университета,

состоявшегося 22 апреля 1915 г., находится заявление заведующего кафедрой физиологии ординарного профессора И. А. Чуевского в поддержку мнения Быстренина: «Я уже имел случай заявлять в Совете, что детский организм представляет в физиологическом отношении важные принципиальные особенности. Поэтому и клиника детских болезней ни в коем случае не может быть сравниваема с другими клиниками, а является лечебным учреждением sui generis. Особенности методов исследования в детской клинике требуют специально образованного ассистента... Ввиду сказанного, при этой кафедре должен быть оставлен старший ассистент». [9].

В 1916 г. на должность штатных ординаторов клиники избираются лекари первого выпуска университета — В. А. Сурат, JI. Н. Кузнецова, В. В. Юницкая, С. В. Давидсон, Е. Г. Гальперн, А. А. Шелогурова, Р. Я. Ромбо — в последующем руководители детских лечебных учреждений и заведующие кафедрами педиатрического профиля Саратовского медицинского института. В 1927 г. Вениамин Александрович Сурат защитил диссертацию на тему «Материалы к изучению ферментативных функций крови и органов у растущего организма» .В1930г.В.А. Сурат был назначен первым деканом вновь созданного факультета охраны материнства и детства.

Сам же профессор Быстренин был руководителем кафедры детских болезней до 1930 г., долгие годы читал полный курс лекций по всем разделам педиатрии, написал учебники «Детские болезни», «Курс лекций по физиологии и воспитанию детей», «Болезни органов дыхания у детей». Иннокентий Никандрович был активным членом союза борьбы с детской смертностью, принимал участие в работе первого Всероссийского съезда детских врачей (1912), участвовал в деятельности общества «Капля молока» , читал лекции студентам педагогического факультета университета, а также руководителям детских садов, населению. В 1923 г. по инициативе профессора Быстренина было открыто Общество детской медицины им. Н.Ф. Филатова, в заседаниях которого участвовали многие врачи и студенты.

С И.Н. Быстренина в Саратове стала складываться педиатрическая научная школа. Умер профессор в 1940 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив СГМУ. — Личное дело И. Н. Быстренина. — св. 14, ед.хр. 395.

2. Известия Императорского Николаевского университета. — 1913. — Том IV (вып. 4). — С. 456.

3. Там же. — С. 479—480.

4. Там же. — 1914. — Том V (вып. 3). — С. 154—155.

5. Там же. — 1915. — Том VI (вып. 2). — С. 595.

6. Там же. — С. 60—61.

7. Там же. — 1915. — Том VI (вып. 4). — С. 289.

8. Там же. — 1916. — Том VII (вып. 2). — С. 6—8.

9. Там же. — С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.