Научная статья на тему 'Инкорпорирование национальных проектов в систему управления региональным развитием'

Инкорпорирование национальных проектов в систему управления региональным развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДРАЙВЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / NATIONAL PROJECTS / REGIONAL DEVELOPMENT / PROJECT MANAGEMENT / DRIVERS OF STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Картышева Полина Александровна, Мохова Ольга Игоревна, Муратова Наталья Константиновна

Цель. Работа посвящена исследованию проблем эффективного развития регионов. Процедура и методы исследования. Исследование выполнено с помощью методов статистического наблюдения. Результаты проведённого исследования. В результате исследования было установлено, что в современных условиях действенным инструментом регионального развития являются национальные проекты. Обоснована необходимость включения в систему управления региональным развитием национальных проектов, способных обеспечить сбалансированность и устойчивость функционирования территорий. Авторами доказано, что уровень развития регионов и реализация национальных проектов находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Теоретическая / практическая значимость. Исследование позволяет оценить влияние реализации национальных проектов на социально-экономическое положение регионов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегии социально-экономического развития региона.Purpose. The article is devoted to the study of problems of effective regional development. Methodology and Approach. The study was performed using statistical observation methods. Results. Based on the research, it was found that in modern conditions, national projects are an effective tool for regional development. The necessity of implementing national projects in the regional development management system that can ensure the balance and stability of the territories' functioning is substantiated. The authors proved that the level of regional development and the implementation of national projects are interconnected and interdependent. Theoretical and Practical implications. The study allows us to assess the impact of national projects on socio-economic development of regions. The research materials allow us to establish the relationship and interdependence between the implementation of national projects and the level of socio-economic development of regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Картышева Полина Александровна, Мохова Ольга Игоревна, Муратова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инкорпорирование национальных проектов в систему управления региональным развитием»

УДК 332.1

DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-59-67

ИНКОРПОРИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Картышева П. А.1, Мохова О. И.1, Муратова Н. К.2

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

119571, г. Москва, Пр-т Вернадского, д. 82, Российская Федерация 2Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46, Российская Федерация

Аннотация.

Цель. Работа посвящена исследованию проблем эффективного развития регионов. Процедура и методы исследования. Исследование выполнено с помощью методов статистического наблюдения.

Результаты проведённого исследования. В результате исследования было установлено, что в современных условиях действенным инструментом регионального развития являются национальные проекты. Обоснована необходимость включения в систему управления региональным развитием национальных проектов, способных обеспечить сбалансированность и устойчивость функционирования территорий. Авторами доказано, что уровень развития регионов и реализация национальных проектов находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Теоретическая / практическая значимость. Исследование позволяет оценить влияние реализации национальных проектов на социально-экономическое положение регионов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: национальные проекты, региональное развитие, проектное управление, драйверы стратегического развития, потенциал территорий, социальный риск

INCORPORATION OF NATIONAL PROJECTS INTO REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT SYSTEM

Р. Kartysheva1, О. Mokhova1, N. Muratova2

1Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 82, Vernadskogo prosp., Moscow, 119571, Russian Federation 2Lomonosov Moscow State University 1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation

Abstract.

Purpose. The article is devoted to the study of problems of effective regional development. Methodology and Approach. The study was performed using statistical observation methods. Results. Based on the research, it was found that in modern conditions, national projects are an effective tool for regional development. The necessity of implementing national projects in the regional development management system that can ensure the balance and stability of the terri-

© CC BY Картышева П . А . , Мохова О . И . , Муратова Н . К . , 2020.

tories' functioning is substantiated. The authors proved that the level of regional development and the implementation of national projects are interconnected and interdependent. Theoretical and Practical implications. The study allows us to assess the impact of national projects on socio-economic development of regions. The research materials allow us to establish the relationship and interdependence between the implementation of national projects and the level of socio-economic development of regions.

Keywords: national projects, regional development, project management, drivers of strategic development.

Введение

Регион является частью народнохозяйственного комплекса страны . Для региона характерны относительная экономическая обособленность территориальных производственных процессов и специфические черты их развития Региональное развитие - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с т. зр . совокупности различных социальных и экономических целей Отсюда следует, что региональное развитие предполагает позитивные изменения в региональной системе, ориентированные на повышение уровня и качества жизни населения, обеспеченные устойчивым воспроизводством ресурсного и социального потенциала региона

Состояние исследования проблемы

Различные экономические, географические, природно-климатические и политические условия, в которых функционируют территории России, безусловно, отражаются на уровне их развития и структуре местной экономики. И, соответственно, они развиваются по-разному. Сегодня в территориальном разрезе России можно выделить регионы, динамично развивающиеся, инерционно развивающиеся, стагнирующие и депрессивные . Анализ социально-экономического развития регионов России лишь подтверждает факт увеличивающегося разрыва между ними [2, с . 12].

На основе данных статистической отчётности и данных, опубликованных медиагруппой РИА «Рейтинг», мы по-

строили график, отражающий места субъектов РФ в соответствии с полученными ими показателями социально-экономического развития Для построения рейтинга была использована методика, основанная на агрегировании групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы Статистическими источниками для получения количественных показателей послужили официальные данные интер-нет-ресурсов1 Росстата, Минфина РФ и Федерального казначейства (рис . 1) .

Рисунок показывает, что успешно развивающиеся регионы в значительной степени зависят от ресурсного потенциала территории и высокодивер-сифицированного обрабатывающего сектора экономики

Что касается отстающих регионов, то отсутствие сырьевой ренты и зависимость от бюджетного финансирования не оставляют им возможности для развития Министерство экономического развития РФ отмечает, что только 10 регионов страны обеспечивают более половины суммарного ВРП всех субъектов, в их числе безусловным лидером является Москва, которая сегодня даёт более 20 % от этого показателя В этом же списке находятся Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, нефтедобывающие регионы: Ханты-Мансийский АО (Югра, Ямало-Ненецкий АО), Татарстан, Башкирия, а также Краснодарский и Красноярский края2 .

1 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/ Бюджет/Расходы (дата обращения: 13 .02. 2020) .

2 Там же .

V6V

Москва

Санкт-Петербург

Республика Татарстан

Тюменская область Краснодарский край Ленинградская область Еврейская автономная область Республика Тыва

Место в рейтинге

Рис. 1. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ Д§.0. Яаак. оОГосЫ апс1 есопогшсвйиаиоп оЧШе аиПесОв оПЧ1ее ЯшвСапРекКегаиоп

Таким образом, данные субъекты РФ имеют высокий промышленный потенциал, и,как следствие, дляних характерен низкий уровень социального риска.

Факт неравномерности территориального развития России нашёл от-ражениек доелуде Всемкриоок каккл «На пути к новому общественному догов ору»1- ВкЛм говориося,чтов рчле БРИКС Россиякак страна с развивающейся экономикой возглавляет рейтинг стран самого высокого регионального не авенства

По коэффициенту вариации (как располагаемых доходов, так и потребления по регионам) Россия заняла 3-е место среди 35 стран Европы и Центральной Азии с коэффициентом 0,2 . На 1-ом месте -Словакия с коэффициентом 0,4. Самый низкий коэффициент вариации был отмечен в Дании, Австрии и Украине .

Буссоло М Давалос М. Э . Пераджине В Сундарам Р. На пути к новому общественному договору Преодоление социальной напряженности в связи с диспропорцией доходов в Европе и Центральной Азии. Международный Банк Реконструкции и Развития. URL: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle (дата обращения: 02.02.2020)

Оценка индекса экономического здортвья регирнов, преведённая рос-сийсхими эксхвртами на основе ана-тшзаданных ФНС РФ, МФ ЛФ, ЦБ РФ и Росстата, также показала, что между развитием регионов России наблюдает-ст высорое ксзличие. Изякчения ключевых показателей между регионами продокжаюр ра]С1ел]дг11/^1затыая.

РРИСу^^Л тем кменно разницг между развитыми и отсталыми регионами является важнейшим аналитическим ин -струментом, позволяющим исследовать проблемы эффективного управления региональным развитием . В свете этого механизма лучше понимаются те методы, посредством которых государство создаёт регионам условия для реализации своего потенциала [4].

Исследуя проблемы управления региональным развитием, ряд авторов рассматривает 2 основных подхода, имеющих разные толкования:

1) усиление воздействия государства на процессы выравнивания социально-экономического положения регионов;

2) отказ от выравнивания и сосредоточение внимания на «точках роста», «полюсах» развития

В современных условиях ориентация управления региональным развитием на реализацию принципа сбалансированности пространственного развития национальной экономики должна базироваться на выявлении и использовании преимуществ каждого региона. Только в случае соблюдения баланса интересов всех субъектов можно будет говорить о формировании эффективной пространственной структуры экономики страны [3].

Сегодня при осмыслении необходимости формирования иного подхода к управлению региональным развитием у исследуемой проблемы появляется новый аспект Особенностью данного этапа следует отметить усиление сопряжённости, с одной стороны, качества экономической динамики, с другой - уровня развития всей финансовой системы в целом В противном случае мы получим обострение финансовых диспропорций и, как следствие, рост социально-экономических проблем в регионах. В таких условиях эффективность региональной экономики в значительной мере зависит от качества государственной региональной политики . Этим во многом обуславливается необходимость участия государства в социально-экономическом развитии региона Существующая система государственного управления региональной экономикой должна иметь своей целью:

• повышение качества жизни населения;

• создание условий для повышения заработной платы, соответствующего росту производительности труда;

• преодоление негативных демографических условий;

• улучшение экологической ситуации в регионе;

• структурную диверсификацию экономики

К сожалению, надо признать, что многие сегодняшние подходы к управлению региональным развитием и используемые соответствующие этим подходам инструментарии оказались недостаточно эффективными В частности, можно отметить такие проблемы:

• несоответствие формулируемых целей, долгосрочных установок и приоритетов регионального развития текущему уровню социально-экономического развития региона;

• несоответствие требованиям отдельных групп региона и т п Очевидно, что современные условия,

в которых функционируют регионы, требуют использования иных подходов, методов и технологий управления регионами Оперирование качественно новым инструментарием предполагает повышение эффективности принимаемых решений в области расходования государственных средств, использования материальных ресурсов и интеллектуального капитала В этой связи представляется важным использование такого инструмента регионального развития, как проектное управление [5].

Национальные проекты выступают проектной формой использования имеющихся ресурсов и предполагают целевой характер осуществляемых расходов Специальный орган управления проектом и особый механизм оценки эффективности расходов позволяют добиваться поставленных задач Безусловными преимуществами национальных проектов, что отличает их от известных форм целевого финансирования, являются:

• расширение круга полномочий органа управления проектами;

• усиление политического влияния и контроля над расходами;

• информационная открытость и персонализированная ответственность за реализацию проекта;

• действующий механизм контроля и оценки степени эффективности расходов

Майский Указ Президента РФ 2018 г. 1 определил 12 национальных проектов, которые по своей сути являются драйверами стратегического развития России до 2024 г.

Данный Указ охарактеризовал не только конкретные цели и показатели, но и задачи, которые необходимы для их выполнения Он ориентирует национальные проекты на повышение качественных характеристик развития российского общества: устойчивое обеспечение социально-экономического развития страны, развитие технологической базы производства, усиление научного потенциала, рост населения, повышение уровня и качества жизни, использование интеллектуальных и предпринимательских способностей общества [1].

Таким образом, реализация национальных проектов даст возможность стать России одной из высококонкурентных стран в мире

Участие субъектов РФ в реализации национальных проектов осуществляется в формате региональных проектов Известно, что не менее 60 % мероприятий в рамках нацпроектов относятся к полномочиям субъектов РФ и осуществляются под личную ответственность их губернаторов как проекты регионального и муниципального уровня со своими целевыми показателями

В соответствии с письмом № 5803п-П62 участие органов исполнительной

Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС Консультант Плюс: Законодательство. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 23 03 2020)

Письмо Аппарата Правительства РФ от 26.08.2018. № 5803п-П6 «О направлении разъяснений по подготовке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных составляющих национальных проектов» // СПС Консультант Плюс: [сайт]. URL: http://base consultant ru/cons/cgi/online (дата обращения: 23 03 2020)

власти субъектов РФ в национальных проектах осуществляется путём подготовки региональных составляющих национальных проектов на принципах проектного управления

В документе подчёркивается необходимость обеспечения соответствия структуры региональной составляющей национального проекта структуре федерального проекта Индикаторы региональной составляющей национальных проектов должны быть интегрированы в соответствующие показатели федеральных проектов Вместе с тем задачи и результаты региональной составляющей должны формулироваться, исходя из необходимости получения результатов федерального проекта Кроме того, в региональных проектах должны быть отражены конкретные мероприятия, которые позволят обеспечить необходимые результаты федерального проекта Каждое мероприятие должно быть освещено в разрезе соответствующих источников финансирования Среди особенностей данного документа необходимо отметить и указание на персональную ответственность участников реализации региональных проектов (их фамилии должны быть указаны в отдельном разделе документа)

Региональное развитие в России связывают со стартом национальных проектов Положение о том, что уровень развития регионов и реализация национальных проектов находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, представляется достаточно очевидным

Анализ официальных данных Росстата о социально-экономическом развитии субъектов РФ и реализации национальных проектов, начатых в 2018 г. , подтверждает их причинно-следственный характер (табл 1)

Из таблицы видно, что второй год реализации национальных проектов обеспечил более высокие темпы промышленного производства в субъектах РФ Причём наивысшие показатели были продемонстрированы в Центральном,

Источник: Федеральная служба государственной статистики .

Социально-экономическое положение России . URL: https://www.gks.ru/folder/11109/document/13260?print=1 (дата обращения: 13.03.2020).

Таблица 1 / Table 1

Индекс промышленного производства субъектов Российской Федерации 2017-2019 гг.

Index of Industrial Production of the Subjects of the Russian Federation 2017-2019

Субъекты РФ Показатели

2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г. 2019 г. к 2018 г.

Центральный федеральный округ 100,9 108,5 108,5

Северо-Западный федеральный округ 101,8 102,7 105,3

Южный федеральный округ 103,4 105,7 107,4

Северо-Кавказский федеральный округ 102,7 101,7 107,2

Приволжский федеральный округ 101,0 102,7 106,9

Уральский федеральный округ 102,0 106,7 105,8

Сибирский федеральный округ 101,8 103,4 107,6

Дальневосточный федеральный округ 102,2 104,4 108,2

Дальневосточном, Сибирском, СевероКавказском федеральных округах.

Достигнутые результаты мы связываем с эффективностью исполнения бюджетов на национальные проекты в отмеченных округах Данное обстоятельство подтверждается и информацией «Электронного бюджета» . Там, в частности, отмечается, что высокий уровень финансового исполнения по национальным проектам демонстрируют Чеченская республика, Карелия, Магаданская область, Тверская область, Москва, Московская область, Татарстан, Пензенская область1

Кроме того, необходимо отметить влияние национальных проектов на изменение таких показателей, как реальные денежные доходы, уровень заработной платы, безработица

На рис 2 представлены результаты проведённого анализа этих показателей в разрезе субъектов РФ .

1 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/ Бюджет/Расходы (дата обращения: 13 02 2020)

Практически во всех федеральных округах РФ наблюдается повышение реальных денежных доходов Исключение составляет Южный федеральный округ. В 2019 г. реальные доходы здесь сократились на 1,6 % .

Важный показатель развития региона -безработица Проведённый анализ показателя свидетельствует о том, что в период с 2017 по 2019 г. он снижается (рис. 3) .

Мы наглядно видим снижение уровня безработицы в рассматриваемый период Среди всех исследуемых субъектов безработица выросла в 2019 г. в Северо-Кавказском ФО на 0,3 %

Выполненное нами исследование показывает, что реализация национальных проектов в целом оказывает положительное влияние на развитие регионов и на уровень социального риска В данном случае по этому показателю лидируют регионы Центрального ФО: Москва, Московская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская области .

Важно отметить, что наибольший социально-экономический эффект от

VV

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2020/№ 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Динамика реальных денежных доходов субъектов РФ в 2017-2019 гг. Fig. 2.Dynamics of real monetary income of the constituententitiesof the Russian Federation in2017-2019

Рис. 3. Динамика изменения уровня безработицы в субъектах РФ в 2017-2019 гг. Fig. 3. Dynamics of changeofunemployment rate inthe constituent entities ofthe RussianFederation

in 2017-2019

реализации национальных проектов получают те регионы, которые сформировали проектные команды, способные не только аккумулироватьресур-сы, но ирационьльуоих исполозовать. В России традиционно сильными проектпыми иоландами ьтличаюьсь Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Московская, Белгородская области .

Именно этообстоятельство позволяет обеспечить регионам динамичное развитие и конкурентоспособность

Закьючение

развитие РФ осуществляется крайне неравномерно. В силу этоговизникают проблемы для

развития как всей национальной экономики, так и отдельного региона

Поиск инструментов для эффективного регионального развития привёл к выводу, что реализация национальных проектов позволяет не только минимизировать различия в уровнях социально-экономического развития регионов, но и обеспечить условия для более полного удовлетворения потребностей граждан вне зависимости от места проживания Специфика национальных

проектов заключается в том, что для каждого региона на основе конкурентных преимуществ в документе определены перспективные экономические специализации . Их приоритетное развитие повысит конкурентоспособность и эффективность местных экономик Таким образом, национальные проекты помогут регионам находить свою нишу и раскрывать свой потенциал

Статья поступила в редакцию 07.04.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин А. М . Национальные проекты - инструменты достижения национальных целей Российской Федерации: уч . пособие. М . : Дашков и Ко, 2020. 200 с. 2 . Курнышев В . В . Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учеб . М. : КноРус, 2012. 254 с.

3. Мохова С. С. , Урумова Ф . М. Высшее образование как фактор инновационного развития экономики // Научный альманах Центрального Черноземья. 2016 . № 2. С. 18-22.

4. Обухова Е. Нацпроекты набирают скорость // Эксперт. 2018 . № 42. С. 12-16 .

5 . Ямирова А. Т. Проектное управление: региональный аспект // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 5 . С. 15-18 .

REFERENCES

1. Averin A . M . Nacionalnye proekty - instrumenty dostizheniya nacional'nyh celej Rossijskoj Federacii [National projects - instruments to achieve the national objectives of the Russian Federation], Moscow, Dashkov&Co Publ. , 2020. 200 p.

2. Kurnyshev V. V. Regionalnaya ekonomika. Osnovy teorii i metody issledovaniya [Regional Economy. Basic Theory and Research Methods: a Textbook], Moscow, Knorus Publ. , 2012. 254 p.

3. Mokhova S. S . , Urumova F. M. [Higher education as a factor of innovative development of economy]. In: Nauchnyi almanakh Tsentralnogo Chernozemya [Scientific Almanac of Central Black Earth Region], 2016, no . 2, pp . 18-22 .

4. Obukhova E . [The projects pick up speed]. In: Ekspert, 2018, no. 42, pp. 12-16 .

5 . Yamirova A. T. [Project management: regional aspect]. In: Vestnik Samarskogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Samara State Economic University], 2017, no. 5, pp. 15-18 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Карташева Полина Александровна - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); e-mail: рolina2009. 95@mail. ru

Мохова Ольга Игоревна - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); e-mail: mohova@46mail.ru

Муратова Наталья Константиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: nkmuratova@gmail. com

ISSN 2072-8549

9

2020/№ 2

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Polina A. Kartasheva - postgraduate student, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation; e-mail: polina2009. 95@mail.ru

Olga I. Mohova - postgraduate student, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation; e-mail: mohova@46mail. ru

Natalia K. Muratova - PhD in Economic sciences, associate professor at the Department of Economics, Lomonosov Moscow State University; e-mail: nkmuratova@gmail. com

Картышева П. А. , Мохова О . И. , Муратова Н . К. Инкорпорирование национальных проектов в систему управления региональным развитием // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 59-67. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-59-67

FOR CITATION

Kartysheva Р. A. , Mokhova О . I. , Muratova N. K. Incorporation of National Projects into Regional Development Management System. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2020, no. 2, рр. 59-67. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-2-59-67

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.