Научная статья на тему 'Инклюзия как средство социализации нетипичных детей: возможности использования Европейского опыта в России'

Инклюзия как средство социализации нетипичных детей: возможности использования Европейского опыта в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕТИПИЧНЫЕ ДЕТИ / ДЕТИ С ОВЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА В РОССИИ / ATYPICAL CHILDREN / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / INCLUSION / USE OF EUROPEAN EXPERIENCE IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Хайбуллаева Фериде Рустемовна

В статье обосновывается социализация детей с овз как главная цель инклюзии. Описаны проблемы, препятствующие эффективному достижению этой цели в отечественном инклюзивном образовании. Дан сравнительный анализ концептов и организации инклюзивного образования в России и развитых зарубежных странах. Показаны возможности адаптации и применения отдельных подходов и идей в РФ, в частности, создание центров инклюзивного образования и коррекции взаимоотношений в различных типах совместной деятельности типичных и нетипичных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Хайбуллаева Фериде Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusion As A Means Of Socialization Of Atypical Children: The Possibility Of Using The European Experience In Russia

In the article that the socialization of children with disabilities must be the major goal of inclusion. Describes the issues that prevent the effective achievement of this goal in the national inclusive education. A comparative analysis of the concepts and organization of inclusive education in russia and developed foreign countries. The possibilities of adaptation and application of certain approaches and ideas in russia, in particular, the creation of centres of inclusive education and correction of relationships in various types of joint activity of typical and atypical children.

Текст научной работы на тему «Инклюзия как средство социализации нетипичных детей: возможности использования Европейского опыта в России»

Соононашарж и пмгогмне потеши тмолвпшш х

ИНКЛЮЗИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА В РОССИИ

Мазниченко Марина Александровна,

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, е-mail: [email protected]

Хайбуллаева Фериде Рустемовна,

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования,

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь),

аспирант Сочинского государственного университета, e-mail: [email protected]

В СТАТЬЕ ОБОСНОВЫВАЕТСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИНКЛЮЗИИ. ОПИСАНЫ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ДОСТИЖЕНИЮ ЭТОЙ ЦЕЛИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. ДАН СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПОКАЗАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ И ИДЕЙ В РФ, В ЧАСТНОСТИ, СОЗДАНИЕ ЦЕНТРОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИПИЧНЫХ И НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ.

• нетипичные дети • дети с ОВЗ • социализация • инклюзия • использование европейского опыта в России

В современном мире, в том числе и в России, увеличивается число нетипичных детей, которые имеют особые образовательные потребности и испытывают определённые трудности в социализации и освоении образовательной программы.

В Российской Федерации ежегодно растёт количество детей с особыми образовательными потребностями. По данным Росстата, только с 2013 по 2015 год численность детей с нарушениями в психофизическом развитии возросла на 18 тысяч человек. Около 100 тысяч лиц имеют физический статус инвалидности, что непосредственно уменьшает их мобильность в пространстве и возможность использования социально-образовательных ресурсов общества [1].

Для детей с ограниченными возможностями характерны незрелость высших психических функций, дефективность познавательных интересов, функциональная недостаточность слухового и зрительного восприятия, нарушенная координация крупной

и мелкой моторики, что затрудняет их социализацию, негативно влияет на процесс адаптации к школе или дошкольному учреждению. Дефективность познавательных процессов выражается в трудностях формирования практических навыков, в низком запасе знаний об окружающем мире. Дефекты эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в нарушении волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, двигательной расторможенности либо, наоборот, апатичности, вялости. Разные нозологии развития имеют свои специфические особенности, но практически каждая нозология сопровождается нарушением способности к приёму и переработке информации, речевого развития, вследствие чего дети с особыми образовательными потребностями испытывают трудности в обучении в процессе выработки учебных навыков и умений, изучения родного языка, чтения. Названные причины препятствуют овладению коммуникативной компетенцией и интеллектуальному развитию. Основной проблемой ребёнка

с ограниченными возможностями является нарушение взаимосвязи с миром, вызванное недостаточной мобильностью, скупостью коммуникаций со сверстниками и взрослыми, нарушениями общения, недоступностью некоторых культурных ценностей, а иногда и просто обучения; поэтому основной целью их образования должна выступать социализация.

Важными достижениями демократического общества выступают: предоставление детям с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями права на получение образования в общеобразовательных учреждениях, развитие инклюзивного образования как средства реализации такого права, что позволяет более эффективно решать проблемы социализации детей с ОВЗ. В развитых европейских странах, США это право закреплено в законах и имеет длительную историю реализации посредством инклюзии.

Интересно, что теоретические основы инклюзии были разработаны российским учёным Л.С. Выготским, однако внедрены за рубежом значительно раньше, чем в РФ. Наш соотечественник считал, что ключевой задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для целенаправленной компенсации его недостатка с учётом не только биологических, но и социальных факторов. Исследователь предложил новый подход к построению процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В своих трудах он рассматривал общение детей с окружающим миром как необходимый компонент процессов развития и коррекции недостатков и предлагал создать совместные условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями и ребят, соответствующих норме развития. На основе его теории разработано и внедрено инклюзивное, или включённое, образование. Его особенность — интегрированная направленность взаимодействия детей с нормой и детей с особыми потребностями, что подразумевает совместную учебно-воспитательную деятельность, а также участие детей с ОВЗ во всех видах внеклассной работы.

Однако до 2010 г. государственная социальная политика Российской Федерации придерживалась стратегии изоляции детей с ог-

раниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях интернатного типа. Основой стратегии выступал тезис о том, что в условиях специального (коррек-ционного) образовательного учреждения детям данной категории можно создать оптимальную среду для развития, коррекции нарушений, обучения и воспитания [2, с. 128]. Отечественная система образования предлагала детям с ограниченными возможностями здоровья надомное индивидуальное обучение, специальное обучение в школах и школах-интернатах. Учреждения коррекци-онного типа полностью направлены на категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Но специальные коррекцион-ные учреждения и надомное обучение несут в себе и негативный аспект для детей данной категории — социальную изоляцию. В связи с дефектами интеллектуального развития, поступая в специализированные учреждения, дети с первых же дней начинают отставать в развитии от своих сверстников [3, с. 22]. Они не видят необходимости принимать решения за себя самого, не усваивают правила поведения в жизненных ситуациях, теряются; у них не формируются умения и навыки, необходимые в жизни, вне стен коррекционного учреждения. Коррекци-онные образовательные учреждения заявляют, что главной задачей их деятельности является социализация детей с нарушениями в психофизическом развитии. Но практика показывает, что задача социализации выполняется не в полной мере, так как выпускники специализированных учреждений испытывают трудности адаптации в последующей профессиональной подготовке, решении бытовых проблем, создании семьи и др.; не все могут трудоустроиться после окончания профессионального обучения. Вместо полной социализации ребёнка с ограниченными возможностями в современное общество специальная школа развивает в нём навыки, которые ведут к большей изоляции и усиливают его отдалённость. «При всех достоинствах коррекционное учреждение отличается тем главным недостатком, что изолирует своего воспитанника — слепого, глухого или ребёнка с умственной отсталостью — в узкий круг школьного коллектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка, всё фиксирует его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь», — отмечал Л.С. Выготский [4].

СОЦМУЛЬТУРМ У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч

Создание в России гражданского общества, вступление в Болонский процесс выдвинули на первый план предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья прав на образование, равных с правами их нормально развивающихся сверстников, и в то же время обеспечивающих успешную социализацию и освоение образовательной программы. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, говорится о необходимости «создания условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях...» [5]. При наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогический комиссии или социальной экспертной комиссии закон Российской Федерации гарантирует детям с ограниченными возможностями здоровья право обучения в образовательном учреждении общего образования [6].

В России инклюзивное образование имеет менее длительную историю, чем в развитых зарубежных странах, и потому сталкивается с множеством трудностей и проблем:

• проблемы подготовки педагогов: педа-гогов-дефектологов на все инклюзивные классы не хватает, а у учителей и воспитателей детских садов нет специальной подготовки для работы с нетипичными детьми; у педагогов в ряде случаев имеют место деструктивные установки в отношении инклюзии, им трудно справиться с проблемами дисциплины, отставания от программы детей с ОВЗ;

• проблемы нетипичных детей: насмешки, травля одноклассников, предвзятое отношение, унижение или чрезмерная опека со стороны учителей, акцентирование внимания на дефектах, проблемы с социализацией. Соответственно, необходима психокоррекционная работа;

• проблемы родителей детей с ОВЗ: необоснованные страхи, неадекватные установки, неэффективные модели семейного воспитания, трудности в построении взаимоотношений с учителями;

• проблемы нормально развивающихся детей, обучающихся в инклюзивном классе: недостаток внимания учителя, который много времени тратит на решение проблем нетипичного ребёнка, неадекватное восприятие нетипичных детей, трудности взаимодействия с ними;

• проблемы родителей нормально развивающихся детей инклюзивного класса: необоснованные страхи, предвзятые установки и т.д.

В развитых западных странах инклюзивное образование имеет более длительный период развития, чем в России. При этом имеют место различные подходы к организации инклюзии и различия в понимании основных терминов и концептов инклюзивного образования за рубежом и в России. Обобщение имеющихся исследований [7, 8] позволило провести сравнительный анализ тезауруса и концептов инклюзии в России и в развитых западных странах. Анализ проводился по основным составляющим инклюзивной образовательной системы (субъекты, цели, средства, технологии).

Субъекты инклюзивного образования

На Западе принят термин «нетипичный ребёнок», под которым понимаются не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и одарённые дети, представители национальных и религиозных меньшинств и другие социальные группы детей, которые не соответствуют принятым нормам. С педагогических позиций нетипичные дети рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями (соответственно, педагогу необходимо обнаружить, конкретизировать и удовлетворить эти потребности). В России в качестве объекта педагогических воздействий и одновременно субъекта инклюзивного образовательного процесса рассматриваются прежде всего «дети с ограниченными возможностями здоровья» и делается акцент не столько на особенностях, сколько на дефектах развития. При этом в нормативной документации внимание педагогов концентрируется не на «особых образовательных потребностях», а на «учёте особенностей психофизического развития и состояния здоровья» (Закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Что касается педагога инклюзивного образования, то на Западе чаще используется термин «команда», в которую входят учителя-предметники, тьютор, фасилитатор, специальный педагог, психолог, медицинский работник. В российской системе рассматриваются отдельные субъекты инклюзивного образования — педагог и педагог-дефекто-лог по конкретным нозологическим группам (дефицит второй категории приводит к тому, что на практике в инклюзивном классе работают обычные учителя без специальной подготовки).

Цели инклюзивного образования

На Западе основной акцент делается на социализацию нетипичного ребёнка, в России — на освоение образовательной программы, выполнение требований образовательных стандартов.

Интересно, что как на Западе, так и в России более значимое внимание уделяется потенциалу инклюзии в отношении нетипичных детей и практически не рассматриваются её возможности в воспитании нормально развивающихся сверстников (не ставятся цели воспитательного использования инклюзивной среды для нормально развивающихся учащихся), хотя такой потенциал однозначно имеется.

Средства и технологии инклюзивного образования

На Западе большое внимание уделяется образовательной среде, в России — специальным методам и технологиям, техническим средствам обучения. В США используется термин «наименее ограничительная среда», в России — «безбарьерная среда». При этом следует отметить, что именно преодоление барьеров позволяет нетипичным детям социализироваться в обществе, поэтому необходимо не столько устранять барьеры, сколько учить детей преодолевать их.

В развитых зарубежных странах существуют особые подходы и способы, многие из которых не получили должного распространения в России. В частности, на базе центров инклюзивного образования трудятся педагоги-дефектологи, психологи, кото-

рые систематически работают в инклюзивных классах, консультируют учителей, проводят занятия с нетипичными детьми и их родителями. Кроме того, к ученику с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе прикрепляются тьютор и фасилитатор.

В развитых зарубежных странах имеется интересный опыт организации инклюзии, который может быть осмыслен и адаптирован в России. Представим возможности применения в России практики создания ресурсных центров инклюзивного образования, которые оказывают консультационную и методическую поддержку родителям детей с ОВЗ и педагогам инклюзивных классов, действующих в Европе и внедряемых в настоящее время на Украине. Проведённые нами исследования показали, что такой центр может выполнять гораздо более широкий спектр функций, чем предоставлены ему сейчас в украинской образовательной практике, и в этой связи он может стать «единым окном» для решения ключевых проблем всех субъектов инклюзивного образования.

Задачи ресурсного центра

• Педагогическое просвещение педагогов и родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

• психологическое консультирование семей нетипичного ребёнка и педагогов, работающих с ними;

• презентация возможностей здоровьесбе-регающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

• привлечение волонтеров, студентов педагогических факультетов к работе с детьми с ОВЗ для приобретения ими профессионального опыта;

• консультирование субъектов инклюзивного образования по вопросам его нормативно-правового обеспечения;

• подготовка тьюторов и фасилитаторов для работы с детьми с ОВЗ.

Эффективная организация работы ресурсного центра позволяет получить следующие результаты:

• повышение уровня педагогической компетентности родителей, их активности в образовательном процессе;

COIWTÜPM У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч

• позитивные изменения в характере дет-ско-родительских отношений;

• стойкое продвижение нетипичных детей в развитии и социализации;

• создание родительского сообщества детей с ОВЗ и инклюзивного класса, расширение социального пространства семьи;

• повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями;

• повышение мотивационной готовности субъектов инклюзивного образования к сотрудничеству;

• повышение профессионального мастерства педагогов, их стремления к самосовершенствованию, обобщение и трансляция лучших практик, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Также в России может быть внедрена практика создания специальных классов в рамках обычной школы, которая сейчас мало распространена.

В то же время следует отметить, что в РФ не созданы необходимые условия для внедрения системы инклюзивного образования на основе западных концептов: в частности, в штатном расписании ряда школ нет должности тьютора.

Ещё одна практика, которая может быть внедрена в России, — методика коррекции взаимоотношений в различных типах совместной деятельности типичных и нетипичных детей. Важным условием для зарождения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяют непосредственно симпатия друг к другу и отношения, возникающие в ходе выполнения тех или иных заданий. В ходе возникновения ролевой игры складывается целостная система отношений со своей структурой и динамикой. В процессе развития заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, выступающие в роли регуляторов во взаимоотношениях с людьми [9, с. 45].

Эмоционально-оценочные отношения открывают детям с ОВЗ возможность осознать, соответствует ли их поведение в группе социальным требованиям, понять, какие

эмоции вызывает их поведение у нормально развивающихся детей, что нравится или не нравится им в сверстниках. Главная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — коррекция поведения типичных и нетипичных детей в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности.

Функционально-ролевые отношения разворачиваются в ходе усвоения ребёнком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого или же самостоятельно в неформальных группах и проявляются в различных видах деятельности (трудовой, учебной, игровой, продуктивной и др.).

Личностно-смысловые отношения — это взаимоотношения в группе, при которых мотив одного ребёнка приобретает для других детей мотивационный смысл, значение «для меня». Субъекты процесса совместной деятельности переживают ценности и интересы друг друга, принимают социальные роли.

Учиться взаимодействовать с социумом, осваивать нормы человеческих отношений помогает включение в различные совместные виды деятельности. Проигрывание соответствующих ролей даёт возможность познать окружающий мир [10, с. 194].

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья остаётся актуальной в Российской Федерации. Одним из эффективных вариантов её является инклюзия — включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество нормально развивающихся сверстников. Полезным может стать более широкий обмен опытом организации инклюзивного образования между Россией и развитыми западными странами, проведение совместных научных исследований, международных стажировок педагогов инклюзивных классов. □

Литература

1. Положение инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http:// www .gks. ru/wps/wcm/co nnect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ population/disabilities/# (дата обращения 22.10.2015)

2. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ОВЗ // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 127-132.

3. Жаворонков Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) [Текст] / Р.Н. Жаворонков // Человек и труд. — 2005. — № 9. — С. 22-28.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 5 Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 369 с.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 1 июня 2006 г. [Электронный ресурс]: режим доступа: 111^: http://base.garant.ru/ 70183566 (дата обращения 30.11.2015).

6. Поликашева Н.В. Формирование социального опыта у детей и подростков / Н.В. Поликашева // Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты. — 2014. — № 1. — С. 43-52.

7. Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: Дисс... канд. пед. наук. 13.00.01. — Казань, 2016. — 210 с.

8. Мельник Ю.В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах запада (Канада, США, Великобритания) и России: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. — Ставрополь, 2012. — 238 с.

9. ШевчукЛ.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л.Е. Шевчук // Дефектология. — 2004. — № 6. — С. 28-31.

10. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. — М.: Владос, 2003. — 368 с.

3. Zhavoronkov R.N. Realizatsiya prava detey-invalidov na obrazovaniye (yevropeyskaya praktika i rossiyskiy opyt) [Tekst] / R.N. Zhavoronkov // Chelovek i trud. — 2005. — № 9. — S. 22-28.

4. Vygotskiy L.S. Sobraniye sochineniy v 6 t. T. 5. Osnovy defektologii / pod red. T.A. Vla-sovoy. — M.: Pedagogika, 1983. — 369 s.

5. O Natsional'noy strategii deystviy v intere-sakh detey na 2012-2017 gody: Ukaz Prezi-denta RF ot 2012-06-01 № 761: prinyat Gos. Dumoy Fed. sobr. RF 1 iyunya 2006 g. [Elektronnyy resurs]: rezhim dostupa: URL: http://base.garant.ru/ 70183566 (data obras-hcheniya 30.11.2015).

6. Polikasheva N.V. Formirovaniye sotsial'nogo opyta u detey i podrostkov / N.V. Polikashe-va // Sotsializatsiya detey s OVZ na sovre-mennom etape: nauchno-metodicheskiy i prikladnoy aspekty. — 2014. — № 1. — S. 43-52.

7. Sigal N.G. Sovremennoye sostoyaniye i ten-dentsii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya za rubezhom: Diss. kand. ped. nauk. 13.00.01. — Kazan', 2016. — 210 s.

8. Mel'nik Yu.V. Sravnitel'nyy analiz obshchego inklyuzivnogo obrazovaniya v stranakh zapada (Kanada, SSHA, Velikobritaniya) i Ros-sii: Diss. kand. ped. nauk. 13.00.01. — Stavropol', 2012. — 238 s.

9. Shevchuk L.Ye. Integrirovannoye obuche-niye uchashchikhsya s osobennostyami razvitiya v obshcheobrazovatel'nom uchrezhde-nii / L.Ye. Shevchuk // Defektologiya. — 2004. — № 6. — S. 28-31.

10. Akatov L.I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Tekst] / L.I. Akatov. — M.: Vlados, 2003. — 368 s.

References

1. Polozheniye invalidov v RF [Elektronnyy resurs]: rezhim dostupa: URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/statistics/ population/disabilities/# (data obrashcheniya 22.10.2015)

2. Zaytsev D.V. Integrirovannoye obrazovaniye detey s OVZ // Sotsiologicheskiye issledova-niya. — 2004. — № 7. — S. 127-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.