Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ'

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Преподавание математики / инклюзивное образование / инклюзивные образовательные технологии / дифференцирование заданий / рефлексия / инструкционная карта.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейдарова Мафтун Низами, Алиева Ульвия Санган, Мехбалиева Эсмира Видади, Хатамова Роя Фикрет

В статье рассматривается вопрос о том, какие методы и подходы можно использовать при преподавании математики в инклюзивном образовании. В инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под инклюзивными образовательными технологиями мы понимаем методы и подходы, которые обеспечивают создание условий для качественного, эффективного и доступного образования для всех детей без исключения. Следовательно используя методы и приемы для работы с детьми, требующими особого внимания, можно улучшить познавательную деятельность учащихся, развить творческие способности, активизировать учебный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и тем самым улучшить познавательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ»

УДК 372.851

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ

ГЕЙДАРОВА МАФТУН НИЗАМИ

Зав.кафедрой Технологии преподавания математики и информатики Сумгаитского Государственного Университета, доцент, Сумгаит, Азербайджан

АЛИЕВА УЛЬВИЯ САНГАН

Старший преподаватель кафедры Технологии преподавания математики и информатики Сумгаитского Государственного Университета,

Сумгаит, Азербайджан

МЕХБАЛИЕВА ЭСМИРА ВИДАДИ

Преподаватель кафедры Технологии преподавания математики и информатики Сумгаитского Государственного Университета, Сумгаит, Азербайджан

ХАТАМОВА РОЯ ФИКРЕТ

Преподаватель кафедры Технологии преподавания математики и информатики Сумгаитского Государственного Университета, Сумгаит, Азербайджан

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, какие методы и подходы можно использовать при преподавании математики в инклюзивном образовании. В инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под инклюзивными образовательными технологиями мы понимаем методы и подходы, которые обеспечивают создание условий для качественного, эффективного и доступного образования для всех детей без исключения. Следовательно используя методы и приемы для работы с детьми, требующими особого внимания, можно улучшить познавательную деятельность учащихся, развить творческие способности, активизировать учебный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и тем самым улучшить познавательную деятельность.

Ключевые слова. Преподавание математики, инклюзивное образование, инклюзивные образовательные технологии, дифференцирование заданий, рефлексия, инструкционная карта.

Преподавание математики имеет большой потенциал для развития интеллектуальных способностей ребенка. Эффективность усвоения материала зависит не только от процесса понимания, но и от развития личности учащегося, а также от структуры учебной деятельности.

Адаптация детей, нуждающихся в особом внимании, в общеобразовательных школах происходит лучше, чем в специализированных учреждениях, так как особенные дети получают там социальный опыт. Кроме того, считается, что при обучении вместе с детьми, нуждающимися в особом внимании, у здоровых детей развивается терпимость и ответственность.

Возникает вопрос: какие методы и подходы можно использовать при преподавании математики в инклюзивном образовании? Термин «инклюзия» впервые введен в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. Инклюзия — это включение, добавление, прибавление, присоединение, приобщение. Инклюзия разумеет создание специальных условий для вовлечения в образовательный процесс каждого ребенка, удовлетворяющих индивидуальным

потребностям учеников с помощью, соответствующей его способностям образовательной программы.

Инклюзивное образование — это начальный этап широких форм интеграции населения с различными финансовыми, физическими и социальными ресурсами. Понятие «инклюзивный» отражает новые взгляды не только на образование, но и на место человека в обществе и постепенно заменяет термин «интеграция», поскольку механическое соединение (интеграция) в одном месте детей с особыми потребностями и детей с нормальным развитием не означает полноценного участия первых в жизни коллектива. В основе инклюзии, в противовес интеграции, лежит новая логика и методология школьного обучения, которая должна учитывать потребности каждого ребенка, в том числе и одаренного, и тех, которые имеют особые образовательные потребности.

Известно, что инклюзивное образование — это регулярный, систематический процесс предоставления одинакового доступа к качественному образованию ребят с особыми образовательными потребностями с помощью организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на базе использования личностно ориентированных способов преподавания, с учетом индивидуальных отличительных черт учебно-познавательной работы таких детей. Оно учитывает формирование образовательной среды, которая соответствовала бы нуждам, потребностям, а также способностям каждого ребёнка, вне зависимости от его психофизического формирования, обеспечения научного сопровождения, создание учебных программ, учебного методического обеспечения. Цель инклюзивного образования — осуществление прав ребенка с особыми образовательными потребностями: на образование согласно участку — месту жительства, их социализация и объединение в социум, привлечения семьи в учебно-воспитательном процессе.

В инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под инклюзивными образовательными технологиями мы понимаем методы и подходы, которые обеспечивают создание условий для качественного, эффективного и доступного образования для всех детей без исключения. Инклюзивные технологии можно разделить на две группы: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с различными этапами инклюзивного образовательного процесса: это технологии дизайна и программирования, технологии взаимодействия между учителями и специалистами, технологии создания структурированной, адаптированной и доступной среды. Среди педагогических технологий мы можем выделить технологии, которые учителя успешно используют на инклюзивных уроках. На каждом уроке должно осуществляться обучение с учетом индивидуальных особенностей ученика.

На уроках математики есть возможность дифференцирования заданий, то есть все задачи должны иметь различную степень сложности. Решение задач и их разработка могут предлагаться учащимся различными способами, при этом основное внимание должно уделяться подготовке и решению задачи. Дети сами разрабатывают план решения, но учителю также следует внимательно контролировать работу ученика. Если в данном процессе у учащихся возникают трудности, учителю необходимо задать наводящие вопросы.

Один из самых важных результатов обучения - это развитие критического мышления. Для увеличения активности учеников в математических занятиях целесообразно использовать следующие методы: при выполнении заданий использовать сигнальные карточки, такие как цветные сигналы, карточки с плюсовыми и минусовыми знаками и т. д. Для оценки своей деятельности с помощью этих карточек дети могут использовать их при оценке своей работы (в рефлексии), при изучении новой темы, для проверки освоения материала и определения недостатков в знаниях учеников. Используя эти карточки, вы можете видеть, как каждый ребенок справляется со своей работой; когда они выполняют задание правильно, используя дополнения на доске, действительно любят закреплять свои карточки на доске, так как у них есть возможность выполнять задание быстрее и лучше, чем у других.

Большинство действий учеников требуют создания алгоритма (инструкционной карты). Это может быть представлено в визуальных диаграммах, таблицах, напоминаниях, что поможет им самим оценить и поможет ученикам определить, на каком этапе возникла проблема и как ее устранить (исправить). Алгоритм также может быть применен в ходе всего урока, что позднее позволит ученикам ознакомиться с уроком и самостоятельно регулировать порядок и качество урока (мы оцениваем себя на каждом этапе урока и составляем план занятия). Тем не менее, уроки не должны быть каждый день рутинными и монотонными. В начале урока всегда нужно найти что-то, что привлечет внимание учеников и подготовит их к продуктивной работе, чтобы привлечь их к уроку (кроссворд, ребус, стихи и т. д.).

Устное объяснение математики очень важно для ее изучения, это развивает внимание и память, но не следует перегружать уроки устной работой; следует использовать иллюстративные материалы, которые развивают внимание, интерес и визуальное восприятие ученика. В математических занятиях обязательно должны быть физические упражнения, они хороши, когда они связаны с обсуждаемой темой на уроке, это поможет отвлечь внимание учеников на другой вид деятельности, даст школьникам возможность отдохнуть.

Нужно создавать возможности для участия в соревнованиях для детей, для которых требуется особое внимание во время занятий по математике, чтобы развивать их творческий потенциал, личность и характер. Это включает представление математических концепций через ментальные образы, творческие задания, отражение математических тем и сравнение их с реальными объектами. Я рекомендую включать элементы геометрии в каждый урок по математике, потому что визуальный подход увеличивает интерес детей к предмету и делает развитие навыков в геометрии более простым. Весь визуальный материал должен сопровождаться голосом учителя, выражения должны быть краткими и ясными, так как дети, которые требуют особого внимания, воспринимают информацию в небольших количествах. Необходима также особая шкала оценки, которая будет влиять на усилия, которые ребенок прилагает для выполнения задания. Таким образом, используя все вышеуказанные методы и приемы для работы с детьми, требующими особого внимания, можно улучшить познавательную деятельность учащихся, развить творческие способности, активизировать учебный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность и тем самым улучшить познавательную деятельность.

1. Актуальные проблемы обучения и оказания психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения): методическое пособие / авт.-сост. Ж. Г. Кулькова, С. А. Худякова, Л. А. Исламова. - Челябинск : Цицеро, 2013. -121 с. 2. Алехина, С. В.

2. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / С. В. Алехина, В. К. Зарецкий. - Режим доступа: http://www.inclusiveedu.ru/stat/1/254/.

3. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи: сборник научно-методических материалов / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. - М. : Спутник, 2015. - 254с.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.