Научная статья на тему 'Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура»'

Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / INCLUSIVE EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Е.Г.

В данной статье рассматривается одна важнейшая проблема, из существующих в современном высшем образовании, которая заключается в том, что для обучения студентов с ограниченными возможностями одним из необходимых форм является инклюзивное образование. Представлен перечень разработанных и подобранных средств физической культуры оздоровительной направленности, дан некоторый выбор форм и методов работы со студентами, имеющими ограниченные возможности в здоровье в рамках занятий физической культурой.This article discusses one of the most important problems that exist in modern higher education, which is that one of the necessary forms of education for students with disabilities is inclusive education. The list of developed and selected means of physical culture of a health-improving orientation is presented, some choice of forms and methods of work with students who have limited opportunities in health within physical culture classes is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура»»

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10563

Аннотация. В данной статье рассматривается одна важнейшая проблема, из существующих в современном высшем образовании, которая заключается в том, что для обучения студентов с ограниченными возможностями одним из необходимых форм является инклюзивное образование. Представлен перечень разработанных и подобранных средств физической культуры оздоровительной направленности, дан некоторый выбор форм и методов работы со студентами, имеющими ограниченные возможности в здоровье в рамках занятий физической культурой.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, студенты с ограниченными возможностями.

Сегодня одной из главных задач абсолютно всех образовательных учреждений является сохранение и поддержка здоровья студентов, которое достигается при осуществлении деятельности, направленной на введение здорового образа жизни, создание и реализацию инновационных технологий, применение разных форм занятий спортом и использование соответствующих технических средств.

Особо выделяется направление, способствующее физическому развитию и осуществлению полноценной двигательной деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для физического развития личности, у людей с ограниченными возможностями, нужно применять инклюзивное образование, соответствующее уровню физического здоровья. Необходимо рациональное использование форм, методов и приемов в занятиях физической культурой, на всех этапах учебной деятельности необходимо создавать условия для нормального функционирования организма.

Во всех учебных заведениях отводится большая роль дисциплине «физическая культура», так как она отвечает за всестороннее развитие личности, под которым

подразумевается взаимосвязь между физическим развитием, совершенствованием функциональных систем организма человека и формированием духовных качеств, свойств личностных особенностей.

Прежде чем приступать к физическим занятиям, проводится обязательная проверка обучающихся, где выявляется их физическое состояние и дается заключение о состоянии здоровья.

В вузах для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов основой для освоения дисциплины «Физическая культура» является использование теории и методики адаптивной физической культуры с применением здоровье сберегающих технологий. Для таких студентов в учебный план включаются теоретические занятия в форме лекций и семинаров. На этих занятиях рассматриваются некоторые вопросы из теории физической культуры, способствующие формированию основ здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

Так же предусмотрены ряд практических занятий для физической подготовки в бассейне, в тренажёрном зале и на свежем воздухе, представленные в таблицах 1, 2, 3 и 4.

"аблица 1. Ряд упражнений в бассейне

№ Упражнение Количество повторений

1 Исходное положение тела - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. На выдохе отклоняемся кзади, вытянутые руки заводим за спину, голову запрокидываем назад, на вдохе занимаем 5-8

2 И.П. заводим за спину руки и соединяем в замок. Быстрым движением поднимаем их кверху, соединяя лопатки. 8-10

3 Выполняем приседания с упором то на правую, то на левую ногу. 5-10

4 Вытягиваем руки вверх и делаем наклоны корпусом попеременно вправо-влево. Затем описываем туловищем круги, прогибаясь в пояснице. 5-8

5 Перейдите в более мелкое место, обопритесь руками о дно, ноги и корпус вытяните по поверхности воды, между голеностопными суставами зажмите резиновый мячик. Опускайте ноги с мячом ко дну, держа спину ровно. 30 сек.

Таблица 2. Ряд упражнений в тренажерном зале

№ Упражнение Количество повторений

1 Жим штанги лежа на горизонтальной скамье 4-8

2 Разведения гантелей лежа на скамье (разводка) 4-6

3 Жим штанги сидя 3-6

4 Разгибания руки с гантелью из-за головы 8-12

Таблица 3. Ряд упражнений на удержание головы

№ Упражнения на удержания головы Количество повторений

1 И.п. лежа на животе, на большом мяче или на специальном валике, выполняются повороты головы влево, вправо. 6-8

2 И.п. лёжа на большом мяче, голова поднята вверх, мяч плавно раскачиваем вперёд, назад. Это упражнение позволяет тренировать не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия. 6-8

3 И.п. лежа на спине приподнять голову, поворот вправо, влево. 5-8

4 И.п. стоя на четвереньках опора на раскрытую кисть и колени, голова поднята вверх, выполняем движение вперёд. 6-8

5 И.п. то же стоя на широкой скамейке, плавно выполняется спуск на пол. 6-8

Таблица 4. Ряд упражнений на свежем воздухе

№ Упражнение Количество повторений

1 И.П. разводим обе руки в стороны на уровне плечевого пояса и попробовать завести руки медленно и осторожно назад на максимально для вас расстояние. 10

2 И.П. пальцы рук перед собой в замок затем, вытянув руки вперёд, выверните ладони. 10

3 И.П. повороты всего тела из стороны в сторону с заведённой за плечами гимнастической палкой с постепенной амплитудой увеличения разворотов. 5-10

4 И.П. обеими руками сделать маховые движения рук влево одновременно с разворотом вашего туловища в ту же сторону. Затем повтор вправо. 5-10

5 И.П. постараться в ритме напрягать брюшной пресс. Силой втянуть в себя воздух, а затем силой его выдохнуть. 3-5

Таблица 5. Ряд упражнений на формирование осанки

№ Упражнения Повторения

1 И.п. стойка у вертикальной плоскости, затылок, лопатки, пятки прижаты к стене. Зафиксировать эту позу. 10-15 сек.

2 И.п. либо сидя на стуле, либо стоя ноги на ширине плеч руками поднять гимнастическую палку вверх, потянуться в верх сделать вдох, руки согнуть в локтях завести гимнастическую палку за спину -выдох, зафиксировать эту позу. 10-15 сек.

3 И.п. руки согнуты в локтях, удерживая гимнастическую палку за спиной, ноги на ширине плеч, выполнить повороты влево, вправо. 8-10 раз

4 И.п. руки на поясе правая ступня впереди левой пятка прижата к носку, удержать эту позу в течении 5 сек., затем поменять ноги. Повторить тоже, но с закрытыми глазами. По 5 сек.

Можно сделать вывод, что, занимаясь различными формами занятий применяя интересные и разнообразные средства физической культуры всё большее количество студентов с ограниченными возможностями активно включаются в учебно-тренировочный процесс в рамках занятий физической культурой с оздоровительной направленностью. На сегодняшний день в учебный процесс включается дистанционное образование. Эта форма актуальна, для студентов с ограниченными возможностями как по профильным предметам, так и по физической культуре. Основными преимуществами дистанционного обучения (ДО) является уменьшение затрат на подготовку специалиста по ДО в отличие от подготовки специалиста по очной форме, интеграция с другими учебными заведениями для создания новых образовательных программ.

Так, для обеспечения непрерывного учебного процесса студентам, не имею-

Библиографический список

1. Малиновская Н.В. Физкультурно-спортивный праздник как вид креативной (художественно-музыкальной) телесно-ориентированной практики АФК // Сб. материалов Все-росс. науч.-практ. конференции «Фитнесс и модернизация физкультурного образования и его роль оздоровлении населения России». СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. -С. 134-158.

2. Семакин Ж.И., Мысина Г.А. Организация занятий по физической культуре со студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами в вузе (опыт МГУ им. Н.Э. Баумана) // Живая психология. - 2016. - Т. 2. №1. - С. 8-16.

AN INCLUSIVE APPROACH TO TEACHING STUDENTS IN THE DISCIPLINE

«PHYSICAL CULTURE»

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. This article discusses one of the most important problems that exist in modern higher education, which is that one of the necessary forms of education for students with disabilities is inclusive education. The list of developed and selected means of physical culture of a health-improving orientation is presented, some choice offorms and methods of work with students who have limited opportunities in health within physical culture classes is given.

Keywords: inclusive education, physical culture, students with disabilities.

щим возможности регулярно посещать занятия по физической культуре в силу различных заболеваний, все необходимые материалы предоставляются в электронном виде: файлы с материалами лекций, презентации, тестами, а также возможно использование компьютерных программ в режиме онлайн и разных платформ для дистанционного обучения. Это помогает осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дает возможность получать знания в доступной и удобной для каждого форме, особенно для людей с проблемами в здоровье.

В заключение подведём итог, что сегодня все больше уделяется внимание решению задач по созданию благоприятных условий для инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.