НКЛЮЗИВНЫЕ КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 316.7
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-5109-133-141 О.Ю. Мацукевич
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: olgmats@yandex.ru
Н.Н. Ярошенко
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: yaroch1@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается социально-культурный подход как научно-теоретическая основа решения задач социально-культурной реабилитации. Авторы вводят в научный оборот понятие «инклюзивные креативные практики», которое позволяет рассматривать процесс социально-культурной реабилитации как широкий набор форм и форматов, обобщённо названных «практиками». При этом подчёркнут новый аспект в понимании социально-культурной реабилитации, который конкретизирует её состояние не только как процесс решения индивидуальных задач поддержки творческого развития человека, но и как форму деятельности, способную вырабатывать новые, инклюзивные состояния культуры в целом. Анализируются подходы к разработке концепции инклюзивных креативных практик в России, обосновывается модель инклюзивной творческой лаборатории в системе креативных индустрий. Представлен анализ возможностей включения людей с ограничениями по здоровью и с инвалидностью в процесс создания креативных продуктов инклюзивной творческой лаборатории.
Ключевые слова: инвалиды, креативные индустрии, социально-культурная реабилитация, инклюзивные креативные практики, инклюзивные творческие лаборатории.
Для цитирования: Мацукевич О.Ю., Ярошенко Н.Н. Инклюзивные креативные практики в развивающем пространстве российской культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №5 (109). С. 133-141. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-5109-133-141
МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры» ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»
MATSUKEVITCH OLGA YURYEVNA - DSc in Pedagogy, Professor of Department of Social and Cultural
Activity, the Faculty of State Cultural Policy Moscow State Institute of Culture YAROSHENKO NIKOLAY NIKOLAEVICH - DSc in Pedagogy, Professor, Head of the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy Moscow State Institute of Culture
© Мацукевич О.Ю., Ярошенко Н.Н., 2022
1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 5 (109) сентябрь - октябрь ^
INCLUSIVE CREATIVE PRACTICES IN THE DEVELOPING SPACE OF RUSSIAN CULTURE
Olga Yu. Matsukevitch
Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation e-mail: olgmats@yandex.ru
Nikolay N. Yaroshenko
Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation e-mail: yaroch1@yandex.ru
Abstract: The article considers the socio-cultural approach as a scientific and theoretical basis for solving the problems of socio-cultural rehabilitation. The authors introduce the concept of "inclusive creative practices" into scientific circulation, which allows us to consider the process of socio-cultural rehabilitation as a wide range of forms and formats, generically called "practices". At the same time, a new aspect in the understanding of socio-cultural rehabilitation is emphasized, which concretizes its state not only as a process of solving individual tasks to support a person's creative development, but also as a form of activity capable of developing new, inclusive states of culture as a whole. The approaches to the development of the concept of inclusive creative practices in Russia are analyzed and the model of an inclusive creative laboratory in the system of creative industries is substantiated. The analysis of the possibilities of an inclusive creative laboratory for the inclusion of people with disabilities and disabilities in the process of creating creative products is presented.
Keywords: disabled people, creative industries, socio-cultural rehabilitation, inclusive creative practices, inclusive creative laboratories.
For citation: Matsukevitch O.Y., Yaroshenko N.N. Inclusive creative practices in the developing space of russian culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 5 (109), pp. 133-141. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-5109-133-141
Становление инклюзивного мировоззрения и инклюзивных форм деятельности сегодня становится одной из наиболее актуальных примет гуманизации жизни российского общества, в котором утверждаются традиционные для российской культуры идеи добра, сочувствия и деятельной заботы о нуждающихся. Переоценить важность этого процесса невозможно в силу устойчивой динамики инвалидизации современного общества.
Так, экспертная оценка, проведенная Всемирной организацией здравоохранения, показала, что люди с инвалидностью составляют в среднем 15 % населения планеты, т. е. более миллиарда человек. Пятая часть из них, или около 190 млн, имеют се-
рьезные формы инвалидности. В настоящее время большинство людей с ограниченными возможностями живут в развивающихся странах (80 %) [12].
В России также наблюдается тенденция роста числа людей с ограниченными возможностями здоровья на фоне общего снижения численности населения страны. Ежегодно статус инвалида присваивается более чем миллиону жителей России, почти половина из них - это граждане трудоспособного возраста.
Инвалид, как это определено в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас-
стройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [8, ст. 1]». Необходимость организации социальной поддержки обусловлена объективными ограничениями жизнедеятельности, которые определяются полной или частичной утратой человеком «способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [8, ст. 1]».
Согласно данным Федерального реестра инвалидов в эту многочисленную группу граждан включены 11 миллионов 550 тысяч человек, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и возможностях коммуникации с обществом, которые сталкиваются со значительными барьерами на пути интеграции в социальное и культурное пространство [14]. При этом активность таких людей, их желание принимать участие в жизни общества и нежелание оставаться запертыми в четырех стенах своего недуга, ощутимо растут. И наряду с мерами социального обеспечения формируется запрос на социально-культурную поддержку инклюзивных инициатив и креативных практик инвалидов. Поэтому сегодня в России данное направление становится одним из приоритетных государственной культурной политике и находится в центре внимания федеральных и региональных органов управления культурой. Вместе с тем этот процесс должен исходить не только из социальных запросов на развитие инклюзивных практик в сфере культуры, но и в полной мере учитывать научно-теоретические основы социально-культурной реабилитации.
В начале 2000-х годов учеными Московского государственного института культуры была разработана научная концепция социально-культурной реабилитации в исследованиях Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красиль-никова, О. Ю. Мацукевич, Ю. С. Моздоковой
и других специалистов. Эта концепция получила развитие в работах последователей (Ю. А. Акунина, В. Ю. Плехов, Л. В. Тарасов, Н. В. Шарковская, Д. В. Шамсутдинова, Н. Н. Ярошенко и др.) и признание научного сообщества России, в том числе в рамках нескольких Симпозиумов [11].
Методологическим основанием социально-культурной реабилитации и проектирования современных арт-пространств выступает социально-культурный подход [17], направленный на создание уникальной развивающей среды, обладающей вариативностью самоорганизованных форм неформального общения людей на основе досуговых интересов и культурных потребностей, где инициаторами выступают сами члены данного сообщества различных возрастов, а реализация технологий социокультурной реабилитации инвалидов является существенным дополнением к комплексу мер, направленных на интеграцию людей с инвалидностью в социум и формирование доступной среды.
По мнению А. Ю. Шеманова, «социокультурная реабилитация является признанной частью общего процесса реабилитации людей с инвалидностью. Она направлена на то, чтобы облегчить этим людям включение в общество, на то, чтобы они могли реализовать своё участие в нём максимально полно и эффективно. В этом смысле по своим задачам социокультурная реабилитацияы смыкается с концепцией социальной инклюзии, ставящей своей целью обеспечить полноту участия всех членов общества в его жизни независимо от присущих им особенностей (происхождения, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности и т. п.)» [16, С. 6].
Отечественная концепция социально-культурной реабилитации базируется на утверждении, что в условиях равноправия «приобщения к общечеловеческим ценностям и потребления культурных благ в значительной степени активизируются жизненные функции людей с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на «иллюзорность» полного восстановления здоровья» [1; 4; 6; 7; 9;
13; 17]. Это даёт возможность рассматривать социально-культурную реабилитацию как целостный процесс общекультурного развития личности, ориентированный на уникальность индивидуальных черт человека с инвалидностью, позволяющий достигать устойчивого разнообразия социальных контактов, гармонии с окружающим миром искусства и культуры.
В современной российской системе социально-культурной реабилитации инвалидов развиваются такие инновационные процессы, как формирование негосударственного сектора реабилитации; распространение новых реабилитационных технологий и средств реабилитации, активизация роли семьи в реабилитации инвалида; внедрение специализированных форм подготовки ре-абилитологов. Эти процессы направлены на совершенствование реабилитации - как детей, так и взрослых - с разными причинами и тяжестью инвалидности [11, С. 4].
Социально-культурная реабилитация -это проектируемый педагогический процесс, объединяющий комплекс специфических технологических подходов, представляющих конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Наиболее детально аспекты проектирования социокультурных программ, в том числе инклюзивных, представлены в современных исследованиях Ю. А. Акуниной, Г. М. Бирже-нюка, О. В. Ваниной, А. П. Маркова, И. Ф. Симоновой, Т. Н. Суминовой и др. [1].
Закономерным шагом в развитии концепции социально-культурной реабилитации становится введение нами нового понятия — «инклюзивные креативные практики», которое позволяет институализировать процесс социально-культурной реабилитации в широкий набор форм и форматов, обобщённо названных «практиками». И это новый аспект
в понимании социально-культурной реабилитации, который конкретизирует её состояние не только как процесса решения индивидуальных задач поддержки творческого развития человека, осуществляемую в тех или иных формах, но и как формы деятельности, способной вырабатывать новые, инклюзивные состояния культуры в целом.
Об этом, в частности, пишет Н. В. Шар-ковская: «Актуальность осмысления социокультурной реабилитации усиливается в русле активизации динамики функционирования преобразовательных процессов в самой педагогической системе социально-культурной деятельности, отражающей позитивные перемены не только в отношении общества к людям с инвалидностью, но и в представлениях самих инвалидов об их значимости в современном обществе» [15].
Инклюзивные креативные практики предполагают, с одной стороны, создание новых креативных продуктов людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а с другой - формирование на принципах инклюзии коммуникативного и деятельностного пространства, равнодоступного и открытого для всех, а не только для инвалидов.
Соответственно, учреждения культуры (дома и дворцы культуры, культурные центры, парки, библиотеки, музеи и др.), реализуя и поддерживая инклюзивные креативные практики, инициируют формирование особого типа коммуникации, учитывающей специфику творчества посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В то же время сами инклюзивные креативные практики реализуются в особом арт-пространстве - открытой территории общего доступа, предназначенной для самовыражения и творческой деятельности, для взаимодействия творческих людей, которые будут создавать уникальный продукт, развивать инфраструктуру. Арт-пространства могут быть разными по содержанию, а содержание часто зависит от особенностей пространства, где они расположены.
Поддержка инклюзивных креативных практик - это центральное направление работы с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья в сфере культуры. Так, например, Министерство культуры Российской Федерации, реализуя Национальный проект «Культура», делает акцент на развитии инклюзии, предоставляя людям с инвалидностью возможность приобщения к культурным ценностям, участия в культурных мероприятиях без каких-либо ограничений, получать творческие профессии. В рамках Федерального проекта «Придумано в России», начиная с 2021 и по 2025 год, поставлена задача развития особого типа креативных инклюзивных практик - создания сети инклюзивных творческих лабораторий (центров) на базе учреждений культуры по направлениям: организация досуговой деятельности, методическое обеспечение и повышение квалификации, создание банка литературы, проектирование креативных индустрий [3]. В общей сложности в 2023-2025 годы планируется создать 300 лабораторий с необходимым бюджетным финансированием и штатным расписанием.
Согласно заявленной концепции предполагается, что инклюзивные творческие лаборатории создают условия для включения участников с инвалидностью в социально-культурную деятельность, для расширения круга общения и реализации творческого потенциала, а также для создания и монетизации новых креативных продуктов. Инновационной идеей в данном проекте становится понятие альтернативной занятости, которая может стать источником дохода. По мнению доктора педагогических наук, ректора Российской специализированной государственной академии искусств Е. А. Пахомовой, «...результатом работы таких лабораторий становится культурная социализация и социально-экономическая интеграция», что может позволить инвалидам вносить экономический вклад в общество и создавать свой бизнес» [3].
Согласно статистическим данным Проектного офиса по реализации мероприятия «Создание инклюзивных творческих лабо-
раторий» на базе Российской государственной специализированной академии искусств, в 2022 году уже создано 90 лабораторий в 85 регионах Российской Федерации. Направления деятельности этих лабораторий достаточно разнообразны - от создания изделий до предоставления услуг в сфере культуры. Результаты деятельности лабораторий - 90 постоянно действующих творческих программ в области исполнительских искусств, 160 проведенных мероприятий, объединивших 23 тысячи участников с инвалидностью [3].
Успешно действуют лаборатории в сфере музейной деятельности, предоставляющие услуги для разных категорий посетителей, а также - в театральной сфере, где развиваются инклюзивные театры, функционирующие как на бюджетной, так и антрепризной основах, создающие иммерсивные и артхаусные постановки [3].
Несомненно, масштабность задачи создания сети инклюзивных творческих лабораторий как нового формата инклюзивных креативных практик открывает новые возможности, и в то же время заставляет задуматься о концептуальных подходах и технологиях реализации заявленных целей.
Во-первых, при реализации идеи альтернативной занятости следует учитывать патопсихологические особенности инвалидизации сознания человека, которые провоцируют иждивенческие установки и пассивное отношение к трудовой активности на фоне пенсионной материальной поддержки. Применение творческих навыков досуговой активности инвалида в условиях трудовой деятельности неизбежно влечет переутомление и осложнение физического статуса. Поэтому тезис о том, что применение творческих навыков инвалидов «... позволит им в дальнейшем открыть своё дело и внести экономический вклад в общество» [3] выглядит как трудноосуществимая задача. Безусловно, в ситуации ресоциализации такие результаты всегда желанны, однако они не могут быть массовыми и всегда будут уникальными. В истории отечественной культуры имеются единичные примеры: здоровые люди
получали травмы, приводившие к инвалидности, но в результате преодоления и силы воли возвращались к активной трудовой деятельности, достигая общественно признанных результатов. Такой путь прошли, например, выдающийся российский офтальмолог С. Федоров, ученый Л. Понтрягин, народные артисты А. Папанов и З. Гердт, советский скульптор Лина По, российские предприниматели Р. Ара-нин и О. Бойко, летчики С. Соколов и А. Маресьев [10]. Скорее всего, речь должна идти об индивидуальных траекториях развития инвалидов в креативных практиках, которые в перспективе могут быть включены в креативные индустрии.
Во-вторых, достаточно сложным процессом является монетизация креативного продукта как источника дохода инвалидов. Эта цель также весьма привлекательна и социально значима: ведь она, по сути, намечает еще один из путей к обеспечению альтернативной занятости инвалидов путем включения их в деятельность предприятий малого бизнеса, тогда как большинство креативных практик инвалидов реализуются в государственной системе учреждений культуры всех типов и в некоммерческих общественных организациях. Для осуществления монетизации креативного продукта инвалидов должны быть созданы особые условия, возможно, в особом формате частно-государственного партнерства с введением специальных налоговых режимов и льгот, субсидий и преференций, которые ещё не прошли апробацию [5].
В-третьих, создание инклюзивных творческих лабораторий предполагает формирование специальных условий в учреждениях культуры для реализации инклюзивных проектов. И при этом наиболее ярко проблемы обнаруживаются на уровне кадрового обеспечения проектов и программ для инвалидов и в создании доступной для них среды в учреждениях культуры [2]. Учреждения культуры клубного (культурно-досугового) типа традиционно реализуют проекты социально-культурной реабилитации, рекреации и клубного общения населения по месту житель-
ства, создавая любительские объединения и творческие студии для всех групп населения. Однако доступность среды, профессиональная компетентность сотрудников не всегда соответствует требуемому уровню базовых компетенций при творческом взаимодействии с посетителями, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность (в частности, ментальные расстройства). Многолетний опыт Московского государственного института культуры по проведению курсов повышения квалификации для работников культуры в рамках Федерального проекта «Творческие люди», реализуемого под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, подтверждает наш вывод о неравномерности формирования инклюзивных креативных практик в регионах. Проекты социально-культурной реабилитации в регионах реализуются в большинстве случаев общественными организациями и службами социальной защиты, а не учреждениями культуры. И новые креативные практики в инвалидной среде ещё не в должной мере подкреплены соответствующими кадровыми, средовыми и содержательно-деятельностными условиями.
Полагаем, что в данном аспекте целесообразно обратить особое внимание на направление подготовки кадров в вузах культуры, специализирующихся на организации массовой социально-культурной деятельности, развитии досуговой активности населения, технологических подходах инклюзивного досуга, проектировании инклюзивных арт-про-странств в креативных индустриях. Ведь именно вузы культуры, количественно и территориально широко представленные в России, на основе паритетного участия совместно с Российской специализированной академией искусств, могут стать центрами подготовки кадров для создания и развития инклюзивных творческих лабораторий в стране.
Таким образом, солидаризируясь с Министерством культуры РФ в разработке критериев отбора учреждений культуры для создания инклюзивных творческих лабораторий, иссле-
довательский коллектив кафедры социально-культурной деятельности МГИК предлагает комплекс методических рекомендаций, учитывающих организационно-управленческие и содержательные аспекты:
- универсальный дизайн доступной среды учреждения; сформированную безбарьерную инфраструктуру для инвалидов и маломобильных групп населения;
- организацию мониторинга культурных запросов и потребностей особых посетителей, их восприятия, вкусов, предпочтений, удовлетворенность потребностей, мотиваций их к творческому взаимодействию путем выстраивания коммуникаций с различными сообществами людей, имеющих инвалидность, информирование о наличии программ доступности;
- формирование активной позиции участников посредством погружения в творческую деятельность, интерактивность предлагаемых социально-культурных практик, применение технологий социально-культурной анимации одухотворения отношений между людьми, традиционных видов и жанров художественного творчества, арт-терапевтических методик;
- цифровизацию как ресурс удаленного доступа к арт-пространству (в учреждениях должны быть созданы аккаунты в социальных сетях и канал на УоиТиЬе; официальный сайт предполагает простоту и понятность
в использовании, все видео сопровождаются субтитрами);
- организацию диалоговой коммуникативной сети, где каждый из участников обретает новую роль, инициирует возникновение множества точек опоры и динамично растущих зон самореализации инвалидов;
- методическое сопровождение и повышение квалификации специалистов для обслуживания и творческого взаимодействия с инвалидами разных категорий. (Повышению квалификации будет способствовать и проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов, экскурсий в специализированные учреждения, стажировок);
- разработку долгосрочных программ, позволяющих привлечь к социокультурной реабилитации инвалидов широкий круг партнеров - учебные заведения, общественные организации, индивидуальных предпринимателей и др.
Полагаем, что креативные инклюзивные практики, в том числе и их новая форма -инклюзивные творческие лаборатории, могут способствовать культурной социализации и социально-экономической интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в учреждения культуры. Формирование инклюзивного пространства современной культуры способствует снижению социальной напряженности, является одним из резервов для повышения социальной стабильности и гармонизации общественных отношений в нашей стране.
Список литературы
1. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Проектирование креативных общественных пространств: социально-культурный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С.167-173.
2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». Утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363.
3. Инклюзивные творческие лаборатории России. [Электронный ресурс]. URL.: https://www.culture. ru/s/inklyuzivnye-tvorcheskiye-laboratorii-rossii/
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов
вузов, обучающихся по направлению подгот. «Соц.-культур. деятельность» и специальности «Социал.-культур. деятельность». Москва : Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. 539 с.
5. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г № 2613-р.
6. Красильников Ю. Д. Личность и среда: ценностно-смысловые ориентиры культурного равновесия / Ю. Д. Красильников // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: монография. Москва: МГУКИ, 2018. С. 84-108.
7. Мацукевич О.Ю. Творчество в социально-культурной ресоциализации молодых инвалидов // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 87-92.
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022).
9. Плехов В.Ю. Социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами сценических искусств: от доступности к инклюзии // Наука, образование и культура. 2021. №1(56). С. 46 - 49.
10. Российские инвалиды, добившиеся успеха [Электронный ресурс]. URL.: https://startgames.org/no-vosti/izvestnye-invalidy-rossii.html
11. Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (5-8 октября 2015 года, г. Москва) / научный редактор Н.Н. Ярошенко; редакторы : О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Акунина, Т.В. Золотцева, Л.В. Тарасов. Москва: Московский государственный институт культуры, 2015. 358 с.
12. Статистика инвалидности в России и мире на 2020 г. [Электронный ресурс]. URL.: https://tiflocen-tre.ru/stati/statistika-po-invalidnosti.php
13. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. Москва: Одухотворение, 2008. 129 с.
14. Федеральный реестр инвалидов - единая база данных для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, и для органов власти, которые оказывают услуги или меры социальной поддержки инвалидам [Электронный ресурс]. URL.: https://sfri.ru/
15. Шарковская Н.В. Базовые методические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. №6 (68). С. 178-184.
16. Шеманов А. Ю. Изучение начал культурного развития человека как основание социокультурной реабилитации // Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы Международного симпозиума (5-8 октября 2015 года, г. Москва). Москва: Московский государственный институт культуры, 2015. С. 6-11.
17. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в изменяющемся мире: условия ценностно-смысловой нормализации // Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: монография. Москва: МГУКИ, 2018. С. 206-215.
References
1. Akunina Yu.A., Vanina O.V. Designing creative public spaces: a socio-cultural approach // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2019. No. 3 (89). pp.167-173.
2. State program of the Russian Federation "Accessible environment". Approved by Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 No. 363.
3. Inclusive creative laboratories in Russia. [Electronic resource]. URL: https://www.culture.ru/s/inklyuz-ivnye-tvorcheskiye-laboratorii-rossii/
4. Kiseleva T.G., Krasilnikov Yu.D. Socio-cultural activity: a textbook for university students studying in the direction of preparation. "Soc.-cultural. activity" and specialty "Social.-cultural. activity". Moscow: Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.
5. Concept for the development of creative (creative) industries and mechanisms for the implementation of their state support in large and largest urban agglomerations until 2030. Approved by order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r.
6. Krasilnikov Yu. D. Personality and environment: value-semantic guidelines of cultural balance / Yu. D. Krasilnikov // Value-semantic content of social and cultural activity in modern Russia: monograph. Moscow: MGUKI, 2018, pp. 84-108.
7. Matsukevich O.Yu. Creativity in the socio-cultural re-socialization of young disabled people // Culture and Education. 2014. No. 3 (14). pp. 87-92.
8. On the social protection of disabled people in the Russian Federation. Federal Law No. 181-FZ of November 24, 1995 (as amended on December 28, 2022).
9. Plekhov, V.Yu. Sociocultural rehabilitation of people with disabilities by means of performing arts: from accessibility to inclusion // Science, education and culture. 2021. No. 1 (56). pp. 46 - 49.
10. Russian disabled people who have achieved success [Electronic resource]. URL: https://startgames.org/ novosti/izvestnye-invalidy-rossii.html
11. Socio-cultural rehabilitation of the disabled: from art therapy to the creative development of the individual: materials of the International Symposium "Socio-cultural rehabilitation of the disabled: from art therapy to the creative development of the individual" (October 5-8, 2015, Moscow) / scientific editor N .N. Yaro-shenko; editors: O.Yu. Matsukevich, Yu.A. Akunina, T.V. Zolottseva, L.V. Tarasov. Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2015. 358 p.
12. Disability statistics in Russia and the world for 2020 [Electronic resource]. URL: https://tiflocentre.ru/stati/ statistika-po-invalidn osti.php
13. Tarasov L.V. Sociocultural animation: origins, traditions, modernity. Moscow: Spiritualization, 2008. 129 p.
14. The Federal Register of Disabled Persons is a unified database for citizens who are recognized as disabled in the prescribed manner, and for authorities that provide services or measures of social support to disabled people [Electronic resource]. URL: https://sfri.ru/
15. Sharkovskaya N.V. Basic methodological principles of social and cultural rehabilitation of disabled people // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2015. No. 6 (68). pp. 178-184.
16. Shemanov A. Yu. The study of the beginnings of human cultural development as the basis for socio-cultural rehabilitation // Social and cultural rehabilitation of disabled people: from art therapy to the creative development of the individual: materials of the International Symposium (October 5-8, 2015, Moscow). Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2015, pp. 6-11.
17. Yaroshenko N.N. Socio-cultural activity in a changing world: conditions for value-semantic normalization // Value-semantic content of socio-cultural activity in modern Russia: monograph. Moscow: MGUKI, 2018, pp. 206-215.
*
Поступила в редакцию 15.08.2022