Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: зарубежный опыт'

Инклюзивное образование: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17336
2355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курмышева Лидия Константиновна

В статье освещены основные методики инклюзивного образования, разработанные и реализованные за рубежом. Представлены основные формы работы с инвалидами. Это Widening participation, Mainstreaming, Integration, Inclusion. Освещена необходимая методическая и технологическая база для работы с детьми-инвалидами. Затронут вопрос современных исследований в области инклюзивного образования за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: зарубежный опыт»

СРАВНИТЕЛьНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 316.65.0

Курмышева Лидия Константиновна

Ассистент кафедры Социологии Новосибирского Государственного Технического Университета, kkm4@yandex.ru, Новосибирск

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье освещены основные методики инклюзивного образования, разработанные и реализованные за рубежом. Представлены основные формы работы с инвалидами. Это Widening participation, Mainstreaming, Integration, Inclusion. Освещена необходимая методическая и технологическая база для работы с детьми-инвалидами. Затронут вопрос современных исследований в области инклюзивного образования за рубежом.

Ключевые слова: инклюзивное образование, методики специализированного образования, технологии обучения.

Kurmysheva Lydia Konstantinovna

Assistant of the Department of Sociology, Novosibirsk State Technical University, kkm4@yandex.ru, Novosibirsk

INCLUSIVE EDUCATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Abstract. The article highlights the main methods of inclusive education, developed and implemented abroad (The main forms of disability. The Widening participation, Mainstreaming, Integration, Inclusion). The necessary methodological and technological base to work with children with disabilities and current research in the field of inclusive education abroad are considered.

Keywords: inclusive education and special education techniques, training technologies.

Разработка и внедрение проектов по инклюзивному образованию за рубежом начинается с 70-х годов XX века. Несмотря на сравнительно недавнюю практику в реализации подобных проектов, опыт в данной области накоплен достаточно большой. Это касается разработок в области учебно-методического комплекса, законодательной базы, а также экономической и технологической обеспеченности в реализации подобных проектов.

В странах Европы и США сформировалось четыре основных направления работы с инвалидами. Рассмотрим каждое из них:

1. Widening participation, т. е. расширение доступа к образовании. Данная политика применяется в странах Европы, преимущественно в Великобритании. Её главной целью является расширение образовательных возможностей для людей с инвалидностью, этнических меньшинств, а также людей из

неблагополучных слоев общества. Данная политика реализуется путем различных соглашений и финансового стимулирования учебных заведений, принимающих участие в подобных проектах.

2. Mainstreaming. В данном контексте рассматривается непосредственное взаимодействие инвалидов и обычных людей преимущественно в рамках досуговой деятельности.

3. Integration, предполагает непосредственное включение всех детей в образовательный процесс с учетом их личностных, физических и психологических особенностей.

4. Inclusion, является таким видом образовательной деятельности, когда люди с различными ограничениями и потребностями могут обучаться наравне с людьми не имеющими никаких отклонений. Таким образом, инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и делает процесс обучения доступным для всех. Достигается это путем

модернизации школ, в первую очередь перепланировки учебных классов, а также разработки новой учебной программы.

В рамках, развивающихся на сегодняшний день форм и методик специализированного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья нам наиболее интересна методика инклюзивного образования.

Международный опыт внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы открывает новые возможности для людей с ограниченными возможностями. Сегодня более чем в 40 странах мира используются подобные образовательные методики. В Германии, Норвегии, Франции, Испании, США, Канаде и ряде других развитых стран вопросы обучения инвалидов решаются с помощью инклюзивных методик образования.

В странах Скандинавии на протяжении более 20 лет реализуется программа помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Система психолого-педагогической помощи в Норвегии юридически закреплена как право учащегося на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности. В частности, законодательно закреплено право ребенка с любыми нарушениями развития на обучение в общеобразовательной школе. Для его реализации разработан и эффективно действует целый спектр мер. Кратко охарактеризуем основные из них [3]:

1. Технология распространения знаний среди родителей и специалистов. Данная технология предполагает распространение информации во все организации, где могут находиться родители с детьми-инвалидами. Информация распространяется в виде листовок, брошюр, периодических изданий, популярной и научной литературы.

2. Технология инклюзивного обучения детей с различными отклонениями в развитии (СДВГ, синдром Турретта, синдром Аспергера, умственная отсталость) в системе общего образования [см. подроб. 3].

Индивидуализированная работа с детьми, имеющими выраженные проблемы развития, реализуется благодаря:

1. вариативному плану обучения (законодательно закреплено право детей на обучение по программам разного уровня и содер-

жания в одной возрастной группе);

2. сокращению фронтальной работы с классом, преобладанию различных видов индивидуальных работ;

3. активному применению бланковых методик, которые дают возможность:

• учитывать различный темп работы учеников (например, дети, быстро завершившие самостоятельную работу по английскому языку, могут выбрать на стеллаже в классе книжку для чтения на английском языке);

• давать различные по уровню сложности задания, в зависимости от возможностей ученика;

• оказывать индивидуальную помощь нуждающимся в ней детям, не отвлекая других учащихся класса, что особенно возможно при наличии на уроке не только основного учителя, но и помощника - специального педагога;

• индивидуально обсуждать с проблемным ребенком плана выполнения задания;

• проводить текущий контроль;

4. позитивному подкреплению учебной деятельности детей, включающему в себя:

• стимулирующую помощь (педагог помогает ребенку включиться в работу, эмоционально поддерживает его);

• возможность выбрать привлекательное занятие после выполнения обязательного занятия. Например, дети могут выбрать для чтения по данному предмету нравящуюся им книгу (книги находятся в классе);

• возможность отдыха: перед выполнением задания учитель может пообещать ученику, что после успешного завершения задания тот зарабатывает право поиграть в комнате отдыха (смежном закрытом помещении с играми и игрушками);

• призы и подарки;

5. учету эмоциональных особенностей ребенка, который реализуется через:

• возможность получить индивидуальную помощь у специального педагога по запросу ребенка;

• подписание с ребенком на каждую учебную неделю договора, в котором ребенок совместно с учителем определяет конкретные, достижимые цели;

• ведение табеля самооценки.

3. Технология диагностики вариантов СДВГ и коморбидных Расстройств. В данной группе технологий используется три

группы методов. Это опросники, методы наблюдения за детьми в классе и тесты.

Обозначенные выше технологии получили свое распространение в Норвегии, стране с низкой плотностью населения и одним из самых высоких уровнем жизни населения. В Росси подобные практики апробируются в Московском городском психолого-педагоги-ческом университете.

Еще одной страной с развитой системой инклюзивного образования являются Соединенные Штаты Америки.

В настоящее время в США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году Конгресс США, основываясь на опыте округа Колумбия, принял Закон об образовании инвалидов (позже переименованный в Закон об образовании людей с инвалидностью), предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не обучению в специальных учреждениях. Инклюзию можно определить как «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению». Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей. Образование, основанное на модели «Инклюжен», является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специализированных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, раз-

рабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Место обучения студента-инвалида зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:

• в обычном классе и получать необходимую помощь;

• в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;

• часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;

• в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;

• по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.

В рамках программы «Инклюжен» в 80-е годы прошлого века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время применялись жесткие санкции за нарушение принятых стандартов [1].

Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости студентам предоставляются:

• переводчики, владеющие языком жестов;

• индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала;

• социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования.

Слепым студентам предоставляется возможность использования собаки-поводыря [2]. При этом данные методики и технологии осуществляются в пределах всей страны и обеспечивают равный доступ не только к образовательным благам, но и дают возможность дальнейшего трудоустройства.

Обращаясь к вопросам внедрения инклюзивного образования, следует рассматривать

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

комплекс мероприятий способствующей успешной инклюзии. По мнению большинства зарубежных специалистов в данной области в этот комплекс входят: проблемы профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию; проблемы взаимодействия детей с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в инклюзивных классах; проблемы организации учебного процесса в инклюзивном классе.

С 2006 по 2011 гг. за рубежом были проведены исследования в области инклюзивного образования. Так А. Де Боэр, С. Дж. Пийл и А. Миннаэрт провели исследование «Отношение к инклюзии учителей начальной общеобразовательной школы: обзор литературы». Б. Кагран и М. Шмидт изучили отношение словенских учителей к инклюзии учащихся с различными видами образовательных потребностей в начальной школе. Н. К. Френч и Р. В. Чопра представили анализ навыков современных учителей способных воплотить в жизнь идеи инклюзии в школе. Данное исследование называется «Учитель в роли менеджера» и др.

Результаты данных исследований отразили всю сложность внедрения инклюзивного образования в систему общеобразователь-

ных школ. Следует отметить, что в результате некоторых исследований было выявлено отрицательное отношение к инклюзивному образованию, как со стороны учителей, так и со стороны родителей детей обучающихся в инклюзивных классах. Качество инклюзивного образования требует самостоятельного исследования, поэтому в данной статье мы ограничимся лишь обзором основных методик.

Библиографический список

1. Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2010, №5, http://www. psyedu.ru/ files/articles/2282/pdf_version. pdf - С. 23-29

2. Совершенствование образования. Перспективы инклюзивных школ (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools). Пособие Национального института совершенствования городского образования США. Сайт: http: //perspectiva-inva.ru.

3. Хотылева Т. Ю., Ахутина Т. В. Технологии психолого-педагогической помощи детям с СДВГ в Норвегии //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010. -№ 5. - С. 1-12. http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2010/n5/Hotyleva_Ahutina_full.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.