Научная статья на тему 'Инклюзивное образование в условиях детского сада комбинированного вида'

Инклюзивное образование в условиях детского сада комбинированного вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова С.В.

Целью статьи является демонстрация модели организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях образовательного учреждения. Обеспечение непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства, основанного на взаимодействии педагогических, медицинских работников и родителей. Опыт работы инклюзивной группы будет интересен не только различным дошкольным учреждениям и их учредителям, но и родителям, имеющим ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education in a mixed type kindergarten

The paper demonstrates models for the organization of educational process for children with disabilities in an educational institution. Continuous integrated support of the child throughout the entire educational space as based on the interaction of educators and medical doctors and the parents. The experience of an inclusive group is of interest not only to preschool institutions and their founders but also to the parents of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование в условиях детского сада комбинированного вида»

Чеснокова С.В. заведующий Детский сад № 9 «Кристаллик» Салехард, Россия

Инклюзивное образование в условиях детского сада комбинированного вида

Аннотация: Целью статьи является демонстрация модели организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения. Обеспечение непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства, основанного на взаимодействии педагогических, медицинских работников и родителей.

Опыт работы инклюзивной группы будет интересен не только различным дошкольным учреждениям и их учредителям, но и родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, слепые, слабовидящие дети.

Изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся детей. Вследствие чего значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, идет поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и его самореализацию в жизни.

Идея сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в образовательной среде является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Из всех социальных институтов общества, таких как семья, церковь, школа, детский сад именно образовательные учреждения являются тем институтом, который в существующих условиях призван выступать в роли организатора образовательной среды. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства.

Правительством РФ и руководителями исполнительных органов государственной власти разрабатываются эффективные направления долговременной государственной политики в области поддержки детей данной категории, что отражено в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы и др.

Департамент образования МО г. Салехард, реализуя долгосрочную целевую программу развития муниципальной системы образования города Салехард при открытии в 2011 году нового детского сада № 9 «Кристаллик», продолжил работу по созданию условий для комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад комбинированного вида имеет 4 группы общеразвивающей направленности, 6 групп комбинированной направленности для детей с заболеваниями глаз (амблиопия и косоглазие), 1 группу компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью. И, впервые в городе, в детском

саду создана инклюзивная группа, которую посещают как дети общего развития, так и слепые, слабовидящие ребята.

Комплектование инклюзивной комбинированной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии. Наполняемость группы составляет 10 детей, из которых 7 - здоровые дети, 3 - слепые. Организация деятельности инклюзивной группы осуществляется в соответствии с «Положением об организации деятельности комбинированной группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых) и здоровых детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Салехарда».

В детском саду созданы специальные условия, чтобы таким детям было комфортно и безопасно: это сигнальная маркировка дверей, смягченные углы, поручни, различные тактильные знаки для свободного передвижения воспитанников как в группе, так и по детскому саду; брелки, с помощью которых ребенок на ощупь может определить свое место, шкафчик, полотенце и многое другое.

Город Салехард - единственный город, расположенный на Полярном круге. Климатические условия создают сложности доставки воспитанников в детский сад, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. При содействии департамента образования был закуплен микро-автобус, который по графику доставляет ребят и родителей в детский сад и домой.

Как в любом детском саду, в ходе организации непосредственно образовательной деятельности, воспитатели знакомят ребят с различными предметами, явлениями, считают, рисуют, мастерят, играют. Вся эта работа строится в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада. В рамках образовательной области «Музыка» дети занимаются в музыкальном зале. Они слушают музыку, поют песни, знакомятся с прекрасным миром звуков и мелодий. Для слепых и слабовидящих детей музыкальные занятия имеют особое значение. Слух - это один из важных источников информации о внешнем мире. Он помогает сформировать более полное представление о каком либо предмете, явлении, животном. Разучивая различные танцы, ребята учатся взаимодействовать, помогать и понимать друг друга. Занятия физической культурой направлены на общее физическое развитие и социализацию детей, они проводятся фронтально (всей группой) и индивидуально.

Для обучения детей плаванию в детском саду имеется бассейн. Занятия в воде для наших ребят очень важны. Это не только получение различных тактильных ощущений, источник новой информации, но и прекрасное средство для укрепления здоровья, тренажер для расслабления мышечного тонуса, что особо важно для слабовидящих детей.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения осуществляется учителем-дефектологом (тифлопедагогом). Свою работу он строит в соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, которая направлена на социализацию детей через расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности. Обучающие индивидуальные занятия с детьми выстраиваются на основе развития зрительного, слухового, осязательного восприятия. Тифлопедагог учит обследовать предметы, ориентироваться вокруг себя и в пространстве, помогает развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Для занятий с такими детьми приобретено специальное оборудование: тифло-альбомы с рельефным изображением, электронный увеличитель, дидактические панели и многое другое. Все это позволяет организовать образовательный процесс на должном уровне.

Детям с проблемами зрения важно заниматься и у психолога. Психолог проводит работу, направленную на улучшение эмоционального состояние ребёнка, нормализацию сна, активизацию познавательных процессов. Большую помощь в этой

работе играет посещение детьми сенсорной комнаты. Использование тактильного оборудования, различных звуковых, световых эффектов стимулирует деятельность головного мозга, тем самым способствует восстановительным процессам. Как правило, слабовидящие дети имеют и речевые нарушения. В этом случае на помощи к ним приходят логопеды. Процесс развития артикуляционных навыков, постановки звуков довольно длителен и трудоемок. Приемы и методы, работающие по принципу «делай как я» здесь не совсем уместны, приходится прилагать невероятные усилия и демонстрировать смекалку и находчивость, чтобы ребенок понял и освоил те или иные звуки.

Параллельно с коррекционно-педагогической деятельностью в детском саду «Кристаллик» проводятся лечебно-восстановительные мероприятия.

Прежде всего, это посещение специализированных кабинетов. Для восстановления нарушенных глазных функций учреждение оснащено современным

офтальмологическим оборудованием. Если у ребенка сохранена хотя бы малая доля зрительных функций, ему проводятся реабилитационные мероприятия.

Общее физическое состояние очень важно для всей коррекционной работы.

Наши воспитанники, в соответствии с назначением врача, проходят различные физиопроцедуры, поддерживающие и укрепляющие растущий организм ребят. Физиотерапевтический кабинет оснащен: тубус - кварцем УГН-1, аппаратом УВЧ, ЭС -10-05, ультразвуковыми ингаляторами «Вулкан-1», ингалятором УНИП-1 (2 шт), УФО, лампой ОБН 450, ингалятором «Мерамед».

Полезная и любимая процедура ребят - это полет в фито-бочке. Может они и не могут представить себя космонавтом, в том понимании, которое вкладывают в этот образ люди со зрением, но ощущать себя комфортно, уютно, защищено им вполне по силам. С помощью фитобочки укрепляются защитные функции организма, улучшаются обменные процессы.

Детский сад имеет уникальное приспособление для работы с детьми с ограниченными возможностями - тренажер «Гросса». Упражнения на нем помогают снимать нагрузку с опорно - двигательного аппарата, обеспечивают страховку, снимают «синдром страха».

Массаж и лечебная физкультура, тоже слагаемые лечебно-восстановительной работы. Заботливые руки медицинской сестры - массажистки, ее мягкий, нежный голос ребята узнают среди многих.

Все, перечисленные выше мероприятия, являются составной частью большой комплексной работы всего дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы. Наши особые воспитанники включены во все процессы, мероприятия, которые проводятся с детьми общего развития: развлечения, праздники, прогулки, режимные моменты и т.д. Такой подход создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.